В 1991 году Республика Таджикистан стала независимым государством. В статье 1 Конституции Республики Таджикистан, принятой всенародным референдумом 6 ноября 1994 года, сказано: «Республика Таджикистан — суверенное, демократическое, правовое,. государство». Но построение правового государства требует точного и неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами Республики Таджикистан. Вместе с тем необходимо отметить, что, несмотря на довольно продолжительный переход от командно — административной к демократической системе управления, к правовому государству, нарушения законодательства встречаются и по сей день.
В этих условиях существенно возросла роль судов общей юрисдикции и экономических судов (бывших арбитражей) в защите нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций, в частности военнослужащих и военных организаций. Пункт 1 статьи 19 Конституции Республики Таджикистан каждому гарантирует судебную защиту. В статье 108 Гражданского процессуального кодекса Республики Таджикистан, принятого 28 декабря 1963 года, и статье 47 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Таджикистан, принятого 4 ноября 1995 года, предусмотрено право граждан вести свои дела лично или через представителей, а также ведение в суде дел юридических лиц их органами или представителями. В связи с этим значительно возрастает роль судебных представителей, от профессиональных действий которых во многом зависит исход дела. Компетентный, хорошо подготовленный представитель в гражданском и хозяйственном процессе способен существенно снизить размер требований, предъявляемых к военнослужащим или военным организациям в судебном порядке, добиться более благоприятного для представляемого решения суда.
Защищая интересы военнослужащих и военных организаций, представители обосновывают их правовую позицию, собирают доказательства, делают в судах заявления и ходатайства, осуществляют иные действия в интересах представляемых, тем самым, в условиях состязательного процесса, отсутствия следственных функций у суда, они одновременно содействуют целям гражданского и хозяйственного судопроизводства, хотя это не является их основной задачей. Следовательно, от успешности выполнения представителями своих функций в процессе зависят не только защита прав военнослужащих и военных организаций, но и достижение задач гражданского судопроизводства.
Одной из наиболее острых проблем в Вооруженных Силах Республики Таджикистан продолжает оставаться охрана прав и свобод, жизни и здоровья военнослужащих. Зачастую обращение в суд является единственным действенным средством для военнослужащего добиться восстановления нарушенных прав и охраняемых законом интересов. Однако военнослужащие часто не реализуют этот способ защиты. Причиной этого в частности являются: отсутствие у военнослужащих достаточного уровня подготовки для самостоятельного обращения в суд и защиты своих интересов в суде, отсутствие представителей, которым военнослужащие могли бы поручить защиту своих интересов.
Военные организации в современном государстве часто являются участниками судебных разбирательств. Их привлекают в качестве ответчиков за невыполнение обязательств, они обращаются в суд за защитой своих прав, и от действий представителя военной организации во многом зависит решение суда. Однако отсутствие в большинстве частей должностных лиц юридической службы или их нерациональное использование приводит к тому, что представительство интересов военных организаций в судах осуществляется ненадлежащим образом офицерами, не имеющими правовой подготовки, или не осуществляется вовсе. А это, в свою очередь, приводит к вынесению неблагоприятного для части решения и причинения ущерба государству.
Военнослужащие также не всегда имеют возможность получить помощь судебного представителя. Одна из основных причин этого в том, что уровень их доходов в ряде случаев не позволяет воспользоваться услугами компетентных юристов, что часто затрудняет, а иногда делает невозможным обращение военнослужащих за судебной защитой своих прав и охраняемых законом интересов.
В связи с этим становится актуальным исследование проблем, связанных с осуществлением представительства военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан. Эти проблемы побудили диссертанта обратиться к исследованию и анализу процессуального представительства Республики Таджикистан и некоторых зарубежных стран, с целью разработки эффективного механизма осуществления процессуального представительства военнослужащих Вооруженных Сил Республики Таджикистан, и принятия мер, по улучшению качества и эффективности представительства военных организаций.
Решение указанных проблем будет способствовать значительной экономии денежных средств, выделяемых на финансирование Вооруженных Сил Республики Таджикистан, защите прав и свобод военнослужащих, гарантированных государством, что, в конечном итоге, положительно скажется на обороноспособности Республики Таджикистан.
Степень научной разработанности.
К исследованию проблем представительства в гражданском праве, гражданском и хозяйственном процессе обращались следующие советские и российские ученые: Я. А. Розенберг, И. М. Ильинская, Л. Ф. Лесницкая, Е. Л. Невзгодина, В. М. Шерстюк, С. А. Халатов, С. В. Логинов, и многие другие.
Я.А. Розенберг исследовал представительство по гражданским делам в суде и арбитраже как самостоятельный правовой институт, его специфические признаки, отграничивая его от представительства в гражданском праве. Отличие он видел в самом назначении, то есть целях и задачах, представительства. В гражданском праве прибегают к представительству для того, чтобы поручить совершение необходимых юридических действий другому лицу и тем самым освободиться от бремени личного участия в гражданском обороте, то есть в гражданском праве представитель полностью замещает представляемого. В судебном же представительстве помимо полного замещения представляемого широко применяется и параллельное участие представляемого и представителя1.
К задачам процессуальных представителей Я. А. Розенберг относил: совершение от имени и в интересах представляемого процессуальных действийоказание квалифицированной юридической помощи представляемому при совершении им процессуальных действийсодействие осуществлению правосудия по гражданским делам.
Ученым также была обоснована необходимость представительства по гражданским делам в суде и арбитраже, его возникновение и структура.
И.М. Ильинская и Л. Ф. Лесницкая рассматривали представителя как участника гражданского процесса. По их мнению, представитель относится к лицам, участвующим в деле, поскольку действия представителей сторон и третьих лиц направлены на возникновение, развитие и прекращение деятельности суда, а это, по.
1 Розенберг Я. А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже. — Рига, 1981. их мнению, признак тех субъектов процесса, которые являются лицами, участвующими в деле2.
Авторами также рассматривалось содержание правового института процессуального представительства. Ими выделены материально — правовые и процессуально — правовые признаки, совокупность которых определяет содержание данного правового института, регулирующего как отношения между представителем и представляемым, так и отношения между представителем и судом.
В работах С. В. Логинова нашли отражение вопросы представительства военнослужащих и военных организаций в гражданском и арбитражном процессе3.
В его исследовании нашли отражение проблемы, связанные с осуществлением представительства военнослужащих и военных организаций, внесены предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации, направленные на совершенствование представительства в гражданском и арбитражном процессе вообще, представительства военнослужащих и военных организаций в частности.
С.В. Логиновым предложено создание в рамках Вооруженных Сил специальных органов (юридических консультаций), которые оказывали бы военнослужащим юридические услуги, в частности представляли их интересы в суде, на платной основе. Причем размер денежного вознаграждения за оказанные услуги должен быть строго.
2 Ильинская И. М., ЛеснщкаяЛ.Ф. Судебное представительство в гражданском процессе. — М., 1964.
3 Логинов С. В. Представительство военнослужащих и военных организаций в гражданском и арбитражном процессе. Дис. .канд. юр. наук. — М. 2005. регламентирован, с тем, чтобы любой военнослужащий, независимо от уровня его доходов, мог позволить себе обращение к юристу.
Также С. В. Логиновым рассмотрены вопросы, касающиеся ответственности представителей военнослужащих и военных организаций за злонамеренные и халатные действия, повлекшие вынесение неблагоприятного для доверителя решения.
Изучению проблем представительства в гражданском и хозяйственном процессе посвящено большое количество научных работ, но многие из них, относятся к советскому периоду и не отвечают современным правовым реалиям. Работы российских ученых современного периода, посвященные исследованию института представительства в гражданском и арбитражном процессе, хотя и являются полезными для настоящего диссертационного исследования, направлены на изучение норм российского законодательства, имеющих определенные отличия от норм законодательства таджикского.
До настоящего времени в Республике Таджикистан комплексное исследование проблем законодательного обеспечения и практики реализации представительства военнослужащих и военных организаций в гражданском и хозяйственном процессах в условиях динамично развивающегося материального и процессуального законодательства, реформирования и модернизации военной организации государства не проводилось.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении представительства военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах РТ.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие представительство военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах РТ, нормы иностранных государств, регулирующих правоотношения, возникающие в области представительства, в этих государствах, правоприменительная практика в данной области, а также взгляды ученых правоведов на судебное представительство.
Цели и задачи исследования.
Целью исследования является комплексное научное исследование представительства военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан, анализ нормативных актов, регламентирующих данные правоотношения, и на этой основе выработка практических рекомендаций, направленных на улучшение представительства военнослужащих и военных организаций в гражданском и хозяйственном процессах.
Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:
1. Определить понятие представительства в гражданском и хозяйственном процессах Республики Таджикистан.
2. Рассмотреть соотношение норм военного, гражданского и процессуального права, регулирующих представительство военнослужащих и военных организаций в суде.
3. Проанализировать процессуальное положение военной организации.
4. Выработать практические рекомендации по подготовке и ведению дел военных организаций и воинских должностных лиц в судах общей юрисдикции и экономических судах РТ.
5. Внести предложения, направленные на обеспечение доступности для военнослужащих помощи представителя в гражданском процессе.
Методическую основу диссертационного исследования Методологической основой диссертационного исследования являются: сравнительно-правовой метод познания, такие логические методы познания, как анализ, синтез, дедукция и индукция, а также общенаучные и специально-научные приемы и методы познания социальных явлений и процессов.
Теоретической основой исследования являются труды учёных-правоведов: Д.Р. ДжалиловаП.П. ГурееваЕ.Г. ЛисицинойИ.Б. ЦимбаренкоА.С. МамыкинаВ.Н. ИвакинаО.М. ЧекуновойА.Ф. ВороноваК.С. Лиховидова и многих других.
Диссертационное исследование основано на действующем гражданском, гражданском процессуальном, хозяйственном процессуальном и военном законодательстве Республики Таджикистан, а также на гражданском, гражданском процессуальном, арбитражном процессуальном и военном законодательстве некоторых зарубежных стран.
Научная новизна исследования состоит в том, что это первое в Республике Таджикистан, после обретения ею независимости, исследование представительства военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан. Все ранее проведенные исследования относятся к советскому периоду, они устарели и не рассматривают представительство военнослужащих и военных организаций. Особое внимание в данной работе уделено разрешению спорных теоретических вопросов и практических проблем, возникающих при осуществлении представительства военнослужащих и военных организаций в гражданском и хозяйственном процессе.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что, во-первых, в нем анализируются нормы и принципы, определяющие подходы к решению проблем осуществления представительства военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан. Во-вторых, действующее гражданское процессуальное законодательство неверно определяет положение представителя, относя его к группе лиц, участвующих в деле, в то время, как хозяйственное процессуальное право, выносит представителя за рамки существующих групп, выделяя его в отдельную группу участников хозяйственного процесса. Поэтому представляется необходимым предложить подходы к решению этих теоретических и других — практических проблем.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Процессуальное представительство в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан — есть единство трех его составляющих: действий, правоотношений и норм, составляющих межотраслевой институт представительства, куда входят нормы материального и процессуального права, а применительно к представительству военнослужащих и военных организаций — и нормы военного законодательства.
2. Представители в гражданском процессе Республики Таджикистан не являются ни лицами, участвующими в деле, ни лицами, содействующими правосудию, а образуют самостоятельную группу участников судопроизводства, характеризующуюся тем, что они выступают в процессе от имени лиц, участвующих в деле.
3. Одной из наиболее эффективных форм оказания юридической помощи военнослужащим, в том числе и по представлению их интересов в суде, может стать создание государственных юридических бюро, оказывающих гражданам бесплатные юридические услуги.
4. В целях реального осуществления права военных организаций на судебную защиту, установления их процессуальной правоспособности и дееспособности, следует наделить Министерство Обороны Республики.
Таджикистан, функцией регистрирующего органа, внеся соответствующие дополнения в Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридического лица».
5. В целях качественного и эффективного осуществления функций защиты прав и охраняемых законом интересов военных организаций, юридическую (правовую) службу Вооруженных Сил Республики Таджикистан следует комплектовать преимущественно лицами с высшим юридическим образованием, а также приказом Министра обороны ввести Инструкцию по подготовке и ведению дел военных организаций, органов военного управления и воинских должностных лиц в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан, содержанием которой, станут как теоретические основы правосудия, так и конкретные практические рекомендации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что теоретические положения и выводы, сформулированные на основании проведенного исследования, могут быть использованы для обоснования необходимости создания эффективного механизма предоставления бесплатной юридической помощи военнослужащим (в частности представление их интересов в суде), а также, для повышения качества представительства интересов военных организаций. Содержащиеся в диссертации выводы и предложения направлены на совершенствование нормативной базы, регулирующей представительство вообще, и представительство военнослужащих и военных организаций в частности. При освещении вопросов, раскрывающих содержание диссертации, автор уделяет внимание тем сторонам механизма правового регулирования представительства военнослужащих и военных организаций в гражданском и хозяйственном процессе, которые могут быть использованы органами власти и управления Республики Таджикистан, и, в первую очередь, Министерством обороны Республики Таджикистан, при решении проблем представительства военнослужащих и военных организаций в судах.
Практическая значимость диссертационного исследования заключена и в возможности практического использования обоснованных в работе предложений, получении общественно значимых результатов в случае внедрения этих предложений, и восполнении пробелов в правовом регулировании института судебного представительства военнослужащих и военных организаций. Сделанные автором практические выводы и рекомендации не являются бесспорными и окончательными, требуют дальнейшей разработки и усовершенствования.
Положения настоящей работы могут быть использованы в совершенствовании законодательной базы, регулирующей вопросы, связанные с представительством военнослужащих и военных организаций в гражданском и хозяйственном процессе.
Объем диссертации и её структура Диссертационное исследование включает введение, две главы, содержащие по три параграфа каждая, заключение, библиографический список. Основной текст работы изложен на 170 страницах машинописного текста.
Выводы по главе.
1. Процессуальная правоспособность военных организаций, по многим причинам, зачастую вызывает сомнения, что является препятствием для ее участия в процессе. Одной из таких причин является отсутствие у военных организаций государственной регистрации. Пройти процедуру государственной регистрации для военных организаций весьма проблематично. Возникает множество вопросов относительно того, кто является собственником имущества военной организации, правовой режим этого имущества и многие другие. Кроме этого, существует проблема с внесением данных в единый государственный реестр, в связи с выполняемыми военными организациями функциями. В связи с этим, для решения существующих проблем, необходимо принятие нормативного акта, который бы определил правовое положение военных организаций. Но, поскольку разработка и принятие такого нормативного акта займет большое количество времени, а проблему с отсутствием государственной регистрации у военных организаций необходимо решать в самое ближайшее время, необходимо наделить Министерство обороны Республики Таджикистан правом регистрировать военные организации в качестве юридических лиц, внеся соответствующие изменения в Закон Республики Таджикистан «О государственной регистрации юридического лица» от 22 апреля 2003 года.
2. Полномочия представителя военнослужащего или военной организации в гражданском и хозяйственном процессе: это субъективное право представителя военнослужащего или военной организации на осуществление действий от имени доверителя и одновременно обязанность осуществлять эти действия исключительно в интересах военнослужащего или военной организации. Нарушение указанной обязанности, по нашему мнению, должно повлечь ответственность представителя.
3. Вопрос об ответственности представителя военнослужащих и военных организаций за недобросовестные (халатные) действия, повлекшие неблагоприятные последствия для представляемого, стоит достаточно остро и нуждается в скорейшем разрешении. Необходимо принятие конкретных норм, предусматривающих такую ответственность. Это станет реальной защитой представляемого от недобросовестных действий представителя, поскольку осознание противоправности и наказуемости таких действий является действенным средством для воздержания от их совершения.
4. Полномочия представителей военнослужащих и военных организаций должны подтверждаться доверенностью. Именно доверенность является тем документом, при помощи которого представитель легализует свое участие в процессе.
— 147-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проведенное исследование представительства военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан, позволяет сделать ряд теоретических выводов и дать практические рекомендации в данной области.
Теоретические выводы.
1. Процессуальное представительство — есть единство трех его составляющих: действий, правоотношений и норм, объединенных в правовой институт представительства. В правовой институт процессуального представительства входят нормы как процессуального, так и материального права. Когда речь идет о представительстве военнослужащих и военных организаций — правовой институт представительства включает в себя и нормы военного законодательства.
2. Представительство военнослужащих и военных организаций в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан осуществляется на основании общих процессуальных и материальных норм, регулирующих представительство граждан и организаций.
3. Представитель в гражданском и хозяйственном процессе не входит в группу лиц, участвующих в деле. Представитель является самостоятельным участником процесса.
— 1484. Полномочия представителя военнослужащего или военной организации в гражданском и хозяйственном процессе: это субъективное право представителя военнослужащего или военной организации на осуществление действий от имени доверителя и одновременно обязанность осуществлять эти действия исключительно в интересах военнослужащего или военной организации.
5. Одним из основных принципов представительства в гражданском и хозяйственном процессе является обязанность представителя действовать строго в интересах доверителя. Действующее законодательство не предусматривает ответственности за умышленные действия представителя, совершенные вопреки интересам доверителя. Это препятствует возмещению вреда, причиненного военнослужащим или военным организациям их представителями в гражданском и хозяйственном процессе.
6. Процессуальная правоспособность военных организаций, по многим причинам, зачастую вызывает сомнения, что является препятствием для ее участия в процессе. Одной из таких причин является отсутствие у военных организаций государственной регистрации. Пройти процедуру государственной регистрации для военных организаций весьма проблематично. Возникает множество вопросов относительно того, кто является собственником имущества военной организации, правовой режим этого имущества и многие другие. Кроме этого, существует проблема с внесением данных в единый государственный реестр, в связи с выполняемыми военными организациями функциями. В связи с этим, для решения существующих проблем, необходимо принятие нормативного акта, который бы определил правовое положение военных организаций и правила их регистрации в качестве юридических лиц.
Практические выводы и рекомендации.
1. Гражданский процессуальный кодекс Таджикской ССР, определяя процессуальное положение представителей, относит их в группу лиц, участвующих в деле, что не соответствует взглядам современной науки, поскольку представители выступают в процессе от имени и в их интересах лиц, участвующих в деле, в силу имеющихся у них полномочий. Хозяйственный процессуальный кодекс, напротив, не относит представителей к этой группе участников хозяйственного процесса. В связи с этим возникает противоречие, которое необходимо устранить, внеся необходимые изменения в Гражданский процессуальный кодекс Таджикской ССР. В результате этих изменений, представители в гражданском процессе перестанут быть лицами, участвующими в деле, но и лицами, содействующими правосудию, они также не станут. Представители сторон и третьих лиц в гражданском процессе составят четвертую, самостоятельную, группу участников гражданского процесса, как в хозяйственном процессе Республики Таджикистан.
2. В связи со сложной кадровой ситуацией в Вооруженных Силах Республики Таджикистан, представительство военных организаций и воинских должностных лиц осуществляется некачественно либо не осуществляется вовсе. Сложная кадровая ситуация — это всего лишь одна из существующих в Вооруженных Силах Республики Таджикистан проблем, многие из которых могли бы быть разрешены путем принятия Инструкции по подготовке и ведению дел военных организаций, органов военного управления и воинских должностных лиц в судах общей юрисдикции и экономических судах Республики Таджикистан. Эта Инструкция позволила бы даже недостаточно юридически подготовленным военнослужащим, на которых возлагается обязанность представлять интересы военных организаций и воинских должностных лиц в судах общей юрисдикции и экономических судах, руководствуясь ею, осуществлять представительство качественно и грамотно, поскольку в ней отражены все основные положения, связанные с подготовкой и ведением гражданских дел в судах. Повышение качества представительства будет способствовать значительной экономии государственных денежных средств, выделяемых на финансирование Вооруженных Сил Республики Таджикистан, что в конечном итоге положительно скажется на обороноспособности Республики Таджикистан.
3. Военнослужащие в современном государстве, довольно часто обращаются в суд, за защитой своих прав и охраняемых законом интересов. Но ввиду отсутствия юридического образования, грамотно вести свои дела в суде они не могут, поскольку не разбираются во всех тонкостях гражданского судопроизводства, а их финансовое положение не позволяет обратиться за помощью к профессиональному юристу. Проблему оказания юридической помощи военнослужащим, в частности их представительство в судах общей юрисдикции, можно решить, путем создания государственных юридических органов (бюро). В задачи этих юридических бюро входило бы предоставление бесплатных юридических услуг малоимущим гражданам, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, поскольку их финансовое положение позволяет отнести их к категории малоимущих граждан. Примером, которым необходимо руководствоваться, являются созданные в Российской Федерации, в экспериментальных целях, государственные юридические бюро, предоставляющие бесплатные юридические услуги малоимущим гражданам своей страны. Для осуществления этих целей необходимо решение правительства Республики Таджикистан, закрепленное в Постановлении.
4. Действующее гражданское законодательство не рассматривает военные организации в качестве обособленных подразделений Министерства обороны Республики Таджикистан, поэтому Министерство обороны Республики Таджикистан не может привлекаться к участию в деле в случае признания военных организаций процессуально неправоспособными.
5. Поскольку нормативного правового акта, который определял бы правовое положение военных организаций, в том числе и правила их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в Республике Таджикистан пока не существует, а отсутствие государственной регистрации является препятствием для реализации военными организациями права на судебную защиту, необходимо наделить Министерство обороны Республики Таджикистан функцией регистрирующего органа военных организаций в качестве юридических лиц.
6. Юридическая (правовая) служба Вооруженных Сил Республики Таджикистан, одной из функций которой является осуществление защиты прав военных организаций, в том числе и представительство их интересов в суде, для исполнения этих функций качественно и эффективно, должна комплектоваться лицами с высшим юридическим образованием, а при невозможности соблюдения данного требования допустить комплектование этих должностей лицами, обучающимися на последних курсах образовательных учреждений высшего профессионального образования по юридической специальности или же, имеющими среднее специальное юридическое образование, полученное в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию.