Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности: На примере органов пограничного контроля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Внести изменения в порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком, приняв за основу предусмотренный ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» институт приостановления военной службы. Для этого внести изменения в редакцию п. 13 ст. И Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также в абз. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН
    • 1. Понятие правового статуса военнослужащих-женщин
    • 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИН НА ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ за рубежом и в России
    • 3. Правовое регулирование положения военнослужащих-женщин в зарубежных вооруженных силах на современном этапе
  • ГЛАВА II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАТУСА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. Правовое регулирование прав и свобод военнослужащих-женщин
    • 2. Актуальные вопросы правового регулирования обязанностей и ответственности военнослужащих-женщин
    • 3. Гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин

Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах Федеральной Службы Безопасности: На примере органов пограничного контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конец XX века ознаменовался коренными преобразованиями в России, которые повлияли на все стороны жизни, в том числе и на военную сферу. Основной целью проводимой в нашей стране военной реформы является создание профессиональной армии. В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации одним из основных направлений развития военной организации государства является совершенствование системы комплектования на базе контрактно-призывного принципа с постепенным увеличением доли военнослужащих, проходящих военную службу по контракту1. За последние десятилетия политические, экономические, социальные и иные факторы негативно сказались на состоянии системы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — Вооруженные Силы), иных войск, воинских формирований и органов, вызвав, во-первых, трудности с призывом необходимого количества граждан на военную службу2, а во-вторых, массовые увольнения с военной службы военнослужащих по контракту. В таких условиях возникла необходимость поиска дополнительных источников комплектования личным составом, одним из которых стали женщины.

В настоящее время численность военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах составляет 8,5% от общей численности личного состава3. Если рассматривать количество военнослужащих-женщин в Вооруженных Силах в соотношении не с общей численностью военнослужащих, а только в сравнении с числом военнослужащих по контракту, то их относительная численность зна.

1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 17. Ст. 1852.

2 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2003 г. № 523 «О федеральной целевой программе „Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей“ на 2004— 2007 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2003. — № 35. — Ст. 3440.

3 См.: Цуциев С. А., Терентьев Л. П., Скорняков В. В. Проблемы военной службы женщин в условиях реформы Вооруженных Сил России // Вестник Академии военных наук. -2003. — № 3. — С. 99. чительно превысит указанные 8,5%. В пограничных органах федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы) военнослужащие-женщины вообще составляют значительную часть личного состава. Это в первую очередь касается органов пограничного контроля. Так, 85% личного состава От.

• дельного отряда пограничного контроля «Москва» — это военнослужащие-женщины1. В таких условиях исследование правового статуса данной категории военнослужащих приобретает особое значение.

Увеличение численности военнослужащих-женщин не является российским феноменом, тенденция масштабного привлечения женщин на военную службу характерна для многих зарубежных стран. Так, в настоящее время количество военнослужащих-женщин составляет: в армии США около 14% от всего личного состава2, Израиля — 20%3, Канады — 10,6%4, Франции — 13%5 соответственно. В ряде стран-участниц НАТО, а также в Израиле накоплен значительный опыт в области правового регулирования прохождения женщинами военной службы. В связи с этим исследование зарубежного опыта решения правовых проблем, возникающих при прохождении военной службы женщинами, становится особенно актуальным.

В Российской Федерации правовое положение военнослужащих-женщин регламентируется рядом нормативных правовых актов, основными из которых являются: федеральные законы «О статусе военнослужащих"6, «О воинской.

1 См.: Крысанов В. Четыре смены ООПК «Москва» // Вестник границы России. -2001.-№ 2.-С. 19.

2 См.: Малышев В. Феминизация по-американски // Независимое военное обозрение. -2004.-№ 8.-С. 3.

3 См.: Рыков C.JI. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис.. д-ра пед. наук. — М., 2003. -С. 100.

4 См.: Березин А. Женщины на военной службе // Зарубежное военное обозрение. -1999.-№ 9.-С. 58. г См.: Ступенькова В. Увеличение численности женщин-военнослужащих в вооруженных силах Франции // Зарубежное военное обозрение. — 2004. — № 4. — С. 72.

6 См.: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 22. — Ст. 2331- 2000. — № I. — Ст. 12- № 26. — Ст. 2729- № 33. — Ст. 3348- 2001. — № 31. — Ст. 3173- 2002. — № 1. — Ст. 2- № 19.-Ст. 1794- № 21.-Ст. 1919; № 26. — Ст. 2521- № 48. — Ст. 4740- № 52 (Ч. 1).-Ст. 5132- 2003. — № 46 (Ч. I). — Ст. 4437: 2004. — № 18. — Ст. 1687: № 30. — Ст. 3089: № 35. — Ст. 3607. обязанности и военной службе"1 и Положение о порядке прохождения военной службы. Несмотря на наличие нормативной правовой базы, определяющей правовое положение военнослужащих-женщин, исследование проблем правового статуса данной категории военнослужащих и его реализации не получило должного развития.

Современный правовой статус военнослужащих-женщин есть результат длительного исторического развития. Его содержание напрямую зависит от положения женщин в обществе, а также от проводимых реформ и внесения изменений в нормативные правовые акты, регламентирующие правовое положение военнослужащих. Поэтому изучение правового статуса военнослужащих-женщин в условиях изменения военного законодательства, связанного с реформированием системы социальной защиты военнослужащих3, приобретает особое значение.

Актуальность исследуемой темы обусловлена следующими факторами:

— качественными преобразованиями в правовом регулировании всех сфер общественной жизни, в том числе реформой военной организации государства, а также социальными реформами, повлиявшими на правовое положение военнослужащих;

— недостаточной разработкой в научной военной юридической литературе понятия и сущности правового статуса военнослужащих-женщин;

1 См.: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 5Э-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 13. — Ст. 1475- № 30. — Ст. 3613- 2000. — № 33. — Ст. 3348- № 46. — Ст. 4537- 2001. — № 7. — Ст. 621- № 30. -Ст. 3061- 2002. — № 21. — Ст. 1919; № 26. — Ст. 2521- № 30. — Ст.ст. 3029,3033- 2003; № 1. — Ст. 1- № 8. — Ст. 709: № 27 (Ч. I). — Ст. 2700- № 46. — Ст. 4437- 2004. — № 18. — Ст. 1687- № 35. Ст. 3607.

2 См.: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. -1999. — № 38. — Ст. 4534- № 42. — Ст. 5008- 2000. — № 16. — Ст. 1678- № 27. — Ст. 2819- 2003. -№ 16.-Ст. 1508.

3 См.: Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2004. -№ 35. — Ст. 3607.

— необходимостью научного обоснования особенностей правового статуса военнослужащих-женщин;

— потребностью в научном осмыслении эффективности правового регулирования статуса военнослужащих-женщин и его реализации в современных условиях;

— необходимостью изучения и обобщения зарубежного опыта правового регулирования положения военнослужащих-женщин;

— необходимостью разработки конкретных предложений по вопросам совершенствования правового регулирования правового статуса военнослужащих-женщин.

Степень научной разработанности проблемы.

В отечественной научной литературе уделялось большое внимание вопросам статуса личности. Так, С. С. Алексеев, Н. В. Артамонов, И. Н. Арцибасов, И. В. Ростовщиков, Б.Ю. Тихонов1 посвятили свои труды вопросам статуса личности и военнослужащих в СССР. Статус специальных субъектов права, а также отдельных его элементов в современной России исследовали А. Т. Вахидов, Л. Д. Воеводин, А. Ю. Иванченко, А. В. Коровников, А. В. Кудашкин, А. В. Лебедев, И. И. Лизикова, Ю. И. Мигачев, Д. В. Смирнов, В. И. Спасенко, И. В. Холодков, А. С. Ямщиков и другие". Несомненно, в работах данных авторов анализируется.

1 См.: Алексеев С. С. Механизм правового регулирования в социалистическом обществе. — М.: Юрид. лит., I960- Артамонов Н. В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение: Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1984; Арцибасов И. Н. Правовой статус советских войск, военнослужащих и членов их семей, находящихся за рубежом. — М., 1977; Ростовщиков И. В. Обеспечение прав и свобод личности в СССР. — М.: Юрид. лит., 1980; Тихонов Б. Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1972.

2 См.: Вахидов А. Т. Организационно-правовые основы поступления граждан на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1996; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. — М.: Норма, 1997; Иванченко А. Ю. Международно-правовое положение воинских формирований и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, находящихся на территории государств-участников СНГ: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2000; Коровников А. В. Правовая и социальная защита военнослужащих: теоретико-правовое исследование: Дис.. д-ра юрид. наук. — СПб., 2000; Кудашкин А. В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. — М., 2001; Лебедев А. В. Политические права и свободы граждан РФ: Конституционно-правовое исследование: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2003; Лизикова И. И. Правовой статус работников правоохранительных органов: Общетеоретические аспекты: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1997; Мигачев Ю. И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Дис.. д-ра юрид. наук. — М., 1999; Смирнов Д. В. Правовое регулирование военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1996; Спасенбогатейшая практика и содержится ряд ценных теоретических суждений и обобщений, но они все же направлены на рассмотрение статуса (или его элементов) личности, военнослужащих в целом, без учета особенностей, продиктованных признаком половой принадлежности. Щ Изучению правового положения женщин как особой категории работников посвящено значительное количество исследований по трудовому праву таких авторов, как Ф. О. Дзгоева, Г. В. Мерцалова, М. А. Покровская, В. Н. Толкунова и другие1, однако, в данных работах рассматривается участие женщин в трудовых правоотношениях, которые существенно отличаются от военно-служебных.

Отдельным вопросам правового регулирования статуса военнослужащих— женщин посвящен ряд публикаций в периодических изданиях". Данные работы представляют несомненную ценность, однако, в настоящее время существует необходимость проведения комплексного исследования правового статуса военнослужащих-женщин.

Изучение реализации правового статуса военнослужащих-женщин * проведено на примере органов пограничного контроля, что позволило оценить эффективность правового регулирования положения данной категории военнослужащих в конкретных социально-экономических условиях, выявить наиболее актуальные проблемы реализации правового статуса военнослужако В. И. Проблемы совершенствования правового статуса должностных лиц государственных органов России: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1997; Холодков И. В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации: Ав-тореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1996; Ямщиков, А .С. Правовой статус военнослужащих пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2004.

1 См.: Дзгоева Ф. О. Правовое регулирование труда и социального обеспечения лиц с семейными обязанностями: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 2001; Мерцалова Г. В. Проблемы правового регулирования труда женщин в СССР: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1991; Покровская М. А. Особенности правового регулирования труда женщин в СССР: Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1970; Толкунова В. Н. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР: Дис. д-ра юрид. наук. — М., 1969.

2 См.: Звинчукова О. Н. Международное гуманитарное право о защите женщин-военнослужащих // Военный вестник. — 2004. — № 2. — С. 15—42- Иванова J1.E. Обязанности военнослужащих-женщин // Право в Вооруженных Силах. — 2001. — № 4. — С. 489- Стренина Е. А. Женщины в российской армии: история и развитие законодательства // Право в Вооруженных Силах. — 2004. — № 7. — С. 9−11- Тараненко В. В. Нет послаблений слабому полу // Право в Вооруженных Силах. — 2002. — № 6. — С. 2−4- Ярмоленко Ю. Н. О привлечении военнослужащих-женщин в звании прапорщика (мичмана) к несению службы в суточном наряде // Право в Вооруженных Силах. — 2000. — № 7. — С. 42−43 и др. щих-женщин и разработать предложения по совершенствованию правового регулирования в данной сфере.

Таким образом, актуальность и недостаточная теоретическая разработка проблем, связанных с реализацией правового статуса военнослужащих-женщин, щ предопределили выбор темы и основных направлений исследования.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации правового статуса военнослужащих-женщин, проходящих военную службу по контракту в пограничных органах.

Автор намеренно ограничивает объект исследования, исключая из него общественные отношения с участием курсантов женского пола, обучающихся в высших военно-учебных заведениях федеральной службы безопасности, так как этот вопрос требует проведения отдельного диссертационного исследования, учитывая неопределенность правового положения данной категории военнослужащих в период до заключения с ними контракта.

Предметом исследования выступают теория и практика правового регулирования статуса военнослужащих-женщин, проходящих военную службу по контракту в пограничных органах.

С учетом вышеизложенного целью данного исследования является проведение комплексного анализа научных трудов, нормативных правовых актов, регламентирующих правовой статус военнослужащих-женщин, а также практики реализации правового статуса данной категории военнослужащих в пограничных органах и разработка на этой основе предложений по совершенствованию нормативных правовых актов по исследуемой проблеме.

Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач: ^ - исследовать понятие и содержание правовых статусов личности, военнослужащих, конкретизировать их элементы, факторы, обуславливающие специфику правового статуса военнослужащих-женщин, и разработать определение правового статуса военнослужащих-женщин;

— проследить эволюцию правового регулирования положения военнослужащих-женщин за рубежом и в России и выявить основные тенденции развития законодательства, регламентирующего их правовой статус;

— рассмотреть правовое регулирование положения военнослужащих-женщин в зарубежных вооруженных силах на современном этапе и выделить его особенности, а также проблемы, связанные с прохождением женщинами военной службы, и пути их решения;

— выявить особенности правового регулирования прав, обязанностей и ответственности военнослужащих-женщин;

— обосновать необходимость имплементации в военное право понятия «лицо с семейными обязанностями»;

— рассмотреть гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин, выявить наиболее острые проблемы реализации прав данной категории военнослужащих;

— разработать предложения, направленные на совершенствование правового регулирования статуса военнослужащих-женщин.

Научная новизна диссертации заключается в том, что автором проведен комплексный научный анализ теории и практики правового регулирования статуса военнослужащих-женщин. Выявлены детерминанты особого статуса военнослужащих-женщин, сформулировано его определение, показаны основные отличительные черты правового статуса военнослужащих-женщин от общего правового статуса военнослужащих. Осуществлен историко-правовой анализ эволюции законодательства, регламентирующего правовое положение военнослужащих-женщин, и рассмотрен зарубежный опыт правового регулирования статуса данной категории военнослужащих. Автором обоснована необходимость имплементации в военное право понятия «лицо с семейными обязанностями», а также рассмотрены гарантии реализации правового статуса военнослужащих-женщин, и разработаны предложения по совершенствованию нормативных правовых актов по исследуемой проблеме.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения и выводы:

1. Авторское определение правового статуса военнослужащих-женщин. Под правовым статусом военнослужащих-женщин следует понимать систему $ прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, специфика которой (системы) обусловлена учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.

2. Авторский вывод о наличии особенностей правового регулирования статуса военнослужащих-женщин. В составе правового статуса военнослужащих-женщин автор выделяет право на защиту семьи, материнства и детства, которое влияет на все элементы их правового статуса. Особенностями правового статуса военнослужащих-женщин являются:

— наличие особых (дополнительных) прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, гарантий при увольнении с воен.

4 ной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности;

— ограничение возможности привлечения военнослужащих-женщин к исполнению военно-служебных обязанностей;

— ограничения по привлечению к уголовной и дисциплинарной ответственности.

3. Авторское обоснование необходимости имплементации из трудового права в военное право понятия «лицо с семейными обязанностями» и, как следствие этого, распространение части особых прав, закрепленных в нормативных правовых актах об охране семьи, материнства и детства, на всех военнослужащих с семейными обязанностями, независимо от их пола.

Ф 4. Предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, определяющие правовой статус военнослужащих-женщин.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем производится комплексное рассмотрение правового статуса военнослужащих—женщин и проблем, связанных с реализацией прав, исполнением обязанностей и привлечением к ответственности военнослужащих-женщин в России, а также исследуется зарубежный опыт правового регулирования привлечения женщин на военную службу. Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы Щ при проведении дальнейших научных исследований по данной проблематике.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов в правотворческой деятельности для совершенствования правового регулирования статуса военнослужащих-женщин, а также при применении действующих нормативных правовых актов должностными лицами пограничных органов. Кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе на факультетах юридического профиля образовательных учреждений профессионального образования федеральной службы безопасности.

Источниковедческой основой исследования являются международные Щ правовые акты, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, другие нормативные правовые акты, прямо или косвенно регулирующие общественные отношения, связанные с правовым статусом военнослужащих-женщин, материалы судебной практики, статистические данные органов военной прокуратуры. Автором также анализируются нормативные правовые акты, утратившие силу, и зарубежное законодательство.

Методологическую основу исследования составляют такие методы познания, как исторический, лингвистический, сравнительного правоведения, статистический, системно-структурный, функциональной оценки, формально-логический метод толкования права, ф Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы научной работы обсуждались на кафедре специальных юридических дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, на межведомственной научно-практической конференции, а также нашли отражение в опубликованных научных статьях. Кроме того, материалы диссертации использованы в методических материалах, подготовленных в Московском пограничном институте ФСБ России, в помощь руководителям групп занятий по общественно-государственной подготовкев процессе проведения занятий по учебной дисциплине «Специальная государственная служба» с курсантами Московского пограничного института ФСБ России.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (по три параграфа в каждой), заключение, библиографию и приложения.

Выводы по второй главе.

Нами были рассмотрены элементы правового статуса военнослужащих-женщин, что позволило выявить особенности в правовом регулировании их прав, обязанностей и ответственности. Основными особенностями правового регулирования прав данной категории военнослужащих является наличие у военнослужащих-женщин особых (дополнительных) прав, гарантий при увсшьне-нии с военной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности. Предоставление военнослужащим—женщинам дополнительных прав влечет за собой ограничение круга обязанностей, к которым можно привлечь данную категорию военнослужащих. Это ограничение по привлечению к работам с вредными и опасными условиями труда, работам, связанным с перемещением тяжестей, по направлению в служебные командировки и привлечению к ночным и сверхурочным работам, к несению караульной и гарнизонной служб. Ограничения же в объемах обязанностей в свою очередь приводят к уменьшению объема военно-служебных прав, призванных обеспечить исполнение этих обязанностей, а также ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей. Это подтверждает выводы теоретической части нашего исследования о системном характере статуса военнослужащих-женщин и о том, что его специфика определяется учетом в военном праве требований законодательства об охране семьи, материнства и детства. Нами также выявлены недостатки в правовом регулировании статуса данной категории военнослужащих и предложены способы их устранения.

В ходе проведенного исследования нами не выявлено каких-либо существенных противоречий законодательству об охране семьи, материнства и детства. При этом установлено, что по сравнению с трудовым правом нормами военного права необоснованно сужен круг лиц, на которых распространяется действие законодательства об охране семьи, материнства и детства. Полагаем необходимым внести изменения в нормы военного права и указать в п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», что социальные гарантии и компенсации, предусмотренные нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства, распространяются на военнослужащих—женщин, а также иных лиц с семейными обязанностями. То есть речь идет об имплементации в военное законодательство понятия «лицо с семейными обязанностями».

В ходе исследования нами также был выявлен ряд трудностей, возникающих при реализации отдельных прав военнослужащих-женщин, вызванных несовершенством правового регулирования в данной сфере. Особенно острым является противоречие между служебной и семейно-бытовой функцией военнослужащих-женщин, связанное с распространением норм трудового права на военно-служебные отношения без учета специфики военной службы. В качестве способов разрешения этого противоречия мы видим, во-первых, изменение действующего порядка предоставления отпусков по уходу за ребенком, во-вторых, разработку системы мер, направленных на стимулирование возвращения военнослужащих к исполнению служебных обязанностей после использования таких отпусков, в третьих, развитие семейно-бытовой инфраструктуры воинских частей. Выявлены также затруднения, связанные с реализацией права на охрану здоровья и безопасные условия службы, и предложены пути их решения.

Из всего многообразия правовых гарантий реализации статуса военнослужащих-женщин наибольшее значение имеют такие гарантии, как повышение эффективности правовых норм, осуществление профилактики правонарушений, совершаемых в отношении данной категории военнослужащих, усиление контроля за соблюдением законодательства об охране семьи, материнства и детства, а также повышение уровня правовой культуры военнослужащих-женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволяет сделать ряд теоретических выводов:

• 1. Правовой статус военнослужащих-женщин основан на общем правовом статусе военнослужащих. Мы предлагаем следующее определение правового статуса военнослужащих-женщин: под правовым статусом военнослужащих-женщин следует понимать систему прав и свобод, гарантированных государством, обязанностей и ответственности военнослужащих, специфика которой (системы) обусловлена учетом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства.

2. Проведенный историко-правовой анализ эволюции правового положения женщин в воинских формированиях на различных исторических этапах за рубежом и в России свидетельствует о том, что правовое регулирова ние положения женщин на военной службе развивалось по пути постепенного расширения круга специальностей, к которым можно привлекать военнослужащих-женщин, снятия дискриминационных ограничений в отношении данной категории военнослужащих и предоставления им равного правового статуса с военнослужащими мужского пола. При этом статус женщин в вооруженных силах изменялся вместе с изменением положения женщин в обществе. В настоящее время правовой статус военнослужащих-женщин определяется не только нормами национального права, но и международным правом.

3. Изучение зарубежного опыта правового регулирования положения женщин на военной службе на современном этапе свидетельствует, что в зарубежных вооруженных силах военнослужащие-женщины имеют равные права и обязанности с мужчинами. Военнослужащим-женщинам предоставляется ряд льгот и преимуществ, связанных с беременностью и рождением детей. Учитывая, что проблемы, связанные с попечением о детях, касаются не только военнослужащих-женщин, но и военнослужащих мужского пола, в зарубежных вооруженных силах особое внимание уделяется поддержке семей, где оба супруга являются военнослужащими, и одиноких родителей независимо от их пола.

4. Изучение научной литературы, норм международного и российского права позволяет нам сделать вывод о наличии в структуре правового статуса военнослужащих-женщин права на защиту семьи, материнства и детства. Так как правовой статус является не простой совокупностью элементов, а системой, данное право влияет на все элементы правового статуса военнослужащих-женщин. Особенностью правового регулирования прав военнослужащих-женщин является наличие у них особых (дополнительных) прав, предусмотренных законодательством об охране семьи, материнства и детства, гарантий при увольнении с военной службы, а также ограничений при назначении на воинские должности. Предоставление военнослужащим-женщинам дополнительных прав влечет за собой ограничение круга обязайно-стей, к которым можно привлечь данную категорию военнослужащих. Это ограничения по привлечению к работам с вредными и опасными условиями труда, работам, связанным с перемещением тяжестей, по направлению в служебные командировки и привлечению к сверхурочным работам и работам в ночное время, к несению караульной и гарнизонной служб. Специфика юридической ответственности данной категории военнослужащих выражается в ограничениях по привлечению к дисциплинарной и уголовной ответственности.

5. В ходе исследования было установлено, что военным правом необоснованно сужен круг лиц, на которых распространяется действие нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства. Полагаем необходимым имплементировать из трудового права в военное право понятие «лицо с семейными обязанностями» и, как следствие этого, распространить часть особых прав, закрепленных в нормативных правовых актах об охране семьи, материнства и детства, на всех военнослужащих с семейными обязанностями независимо от их пола.

6. Анализ российского законодательства, регламентирующего правовое положение военнослужащих-женщин, не выявил дискриминационных по отношению к ним положений, однако, правовое регулирование статуса военнослужащих-женщин несовершенно. В соответствии с действующим законодательством требования нормативных правовых актов об охране семьи, материнства и детства распространены на военное право без учета специфики военной службы. С привлечением женщин на военную службу встает вопрос о приспособлении всей системы военной службы, построенной в расчете на мужчин, к потребностям женщин, но без ущерба интересам военной службы. Результаты исследования свидетельствуют, что существует целый комплекс проблем, связанных с реализацией права на отпуск по уходу за ребенком, права на охрану здоровья и службу в здоровых и безопасных условиях.

В качестве мер по совершенствованию правового регулирования правового статуса военнослужащих-женщин предлагаем:

1. Распространить социальные гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством об охране семьи, материнства и детства, на всех военнослужащих, имеющих семейные обязанности, независимо от их пола. В этих целях внести изменения в редакцию п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (см. Приложение 6).

2. Внести изменения в порядок предоставления отпусков по уходу за ребенком, приняв за основу предусмотренный ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» институт приостановления военной службы. Для этого внести изменения в редакцию п. 13 ст. И Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также в абз. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (см. Приложение 6), ст. 45 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также ст. 12 и ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы (см. Приложения 5, 7). Дополнить Положение о порядке прохождения военной службы ст. 19.1, определяющей порядок приостановления военной службы военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком (см. Приложение 7). Нами также разработан проект инструкции о порядке предоставления отпусков по уходу за ребенком в органах федеральной службы безопасности (см. Приложение 8).

3. Изменить редакцию абз. 2 п. б ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепив первоочередной порядок предоставления мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях детям военнослужащих.

4. Предусмотреть меры материального стимулирования возращения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы после использования отпуска по уходу за ребенком. В качестве таких мер предлагаем установить дополнительные выплаты за досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком, а также компенсации для военнослужащих, имеющих малолетних детей, для оплаты услуг по уходу за ребенком. Также следует разработать комплекс мер, направленных на развитие бытовой инфраструктуры воинских частей, мест дислокации подразделений пограничного контроля. В первую очередь речь идет о создании ведомственных дошкольных образовательных учреждений в непосредственной близости от воинских частей (мест дислокации подразделений пограничного контроля), график работы которых был бы согласован с регламентом служебного времени.

5. Внести изменения в порядок реализации права военнослужащих на охрану здоровья, закрепив возможность оформления для них полисов обязательного медицинского страхования, которые наряду с услугами военно-медицинских учреждений позволяли бы пользоваться услугами учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения. В этих целях внести изменения в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Для обеспечения реализации права на безопасные условия службы совместно с военно-медицинским управлением ФСБ России разработать гигиенические требования к условиям несения службы военнослужащими-женщинами, а также типовую форму паспорта рабочего места военнослужащей-женщины. До разработки таких документов приказом ФСБ России установить обязательность учета требований действующих санитарных правил и норм, устанавливающих гигиенические требования к условиям труда женщин при организации несения службы (см. Приложение 9).

6. Дополнить Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, детально регламентировав порядок привлечения военнослужащих-женщин к несению службы в составе суточного наряда.

7. Внести изменения в ч. 3 ст. 54 УК РФ, изложив его в следующей редакции: «Военнослужащие мужского пола отбывают арест с содержанием на гауптвахте».

8. Установить, что предельный возраст пребывания на военной службе для военнослужащих-женщин определяется так же, как для военнослужащих мужского пола, т. е. зависит от воинского звания. Для этого внести изменения в редакцию ст. 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в ст. 10 Положения о порядке прохождения военной службы (см. Приложения 5, 7).

9. Принимая во внимание, что применение к военнослужащим-женщинам законодательства об охране семьи, материнства и детства затруднено еще и в связи с разрозненностью данных нормативных правовых актов, предлагаем дублировать положения этих нормативных правовых актов в военном праве, что значительно облегчит правоприменение. В контракте о прохождении военной службы, заключаемом с лицами женского пола, в качестве дополнительного условия должна быть зафиксирована обязанность федерального органа исполнительной власти Российской Федерации, в котором предусмотрена военная служба, соблюдать требования законодательства об охране семьи, материнства и детства.

10. В целях недопущения нарушений прав военнослужащих-женщин усилить контроль за соответствием правовых актов, издаваемых в ФСБ России, требованиям законодательства, регламентирующего правовое положение данной категории военнослужащих. Учитывая, что одной из причин нарушений прав военнослужащих-женщин, как, впрочем, военнослужащих вообще, является их слабая осведомленность о своих правах и способах их защиты, а также низкий уровень правовой подготовки командиров (начальников), организовать изучение нормативной правовой базы по данному вопросу и своевременное информирование об изменениях в законодательстве об охране семьи, материнства и детства. Также полагаем необходимым издание справочной литературы по вопросам прохождения женщинами военной службы и ее распространение в пограничных органах.

Автор не претендует на исчерпывающее раскрытие темы исследования, она очень сложна и многогранна, однако, надеется, что выполненная работа может быть использована при дальнейшем изучении поставленной проблемы. Представляется необходимым провести дополнительное исследование таких вопросов, как правовой статус военнослужащих-женщин, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования федеральной службы безопасности реализация военнослужащими-женщинами права на образование.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (1.I) от 10.12.1948 г. // Россий-е екая газета. 1998. — 10 дек.
  2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950 г.) (с изм. и доп. от 21.09.1970 г., 20.12.1971 г., 01.01.1990 г., 06.11.1990 г., 11.05.1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 2. — Ст. 163.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. — № 17 (1831). — Ст. 291.
  4. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (Нью-Йорк, 18 декабря 1979 г) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1982. — № 25. — Ст. 464.
  5. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. — № 26.
  6. Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудя• щиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.) // Российская газета. 1997. — 4 нояб.
  7. Конвенция Международной Организации Труда № 111 о дискриминации в области труда и занятий (Женева, 4 июня 1958 г.) // Библиотечка Российской газеты. 1999. — Вып. 22−23.
  8. Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (Женева, 28 июня 1952 г.).
  9. Факультативный Протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин // Собрание законодательства Россий• ской Федерации 2001. — № 16. — Ст. 1590.
  10. Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. 25 дек.
  11. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. — Ст. 3160.
  12. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1— ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 9. — Ст. 1011.
  13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. -№ 1. — Ст. 3- 2004. -№ 18.-Ст. 1690- № 35. — Ст. 3607.
  14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 1. — Ст. 1.
  15. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. -1997.-№ 2.-Ст. 198.
  16. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. -№ 25.-Ст. 2954.
  17. Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 54-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. — Ст. 3301.
  18. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЭ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № l.-Ст. 16.
  19. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 22. — Ст. 2063.
  20. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2001. — № 52. — Ст. 4920.
  21. Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 161—ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» // Собрание законодательства Российской Федерации. № 29. — Ст. 3682.
  22. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485−1 «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. — 21 сент.- Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 41. — Ст. 4673−2004. -№ 35. Ст. 3607.
  23. Ст. 4537- 2002. № 1 (Ч. I). — Ст. 2- № 52. — Ст. 5134- 2003. — № 27 (Ч. I). -Ст. 2700- 2004. -№ 35. — Ст. 3607.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собв рание законодательства Российской Федерации. — 2000. — № 17. Ст. 1852.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2. — Ст. 170.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Основные направления государственной семейной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 21. — Ст. 2460.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 23. — Ст. 2197.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 719 «Об утверждении порядка предоставления отпусков работникам, усыновившим ребенка» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 43. — Ст. 4101.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 23. — Ст. 2697.
  30. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 381 «О приказах Министра обороны».
  31. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1998 г. ф № 100 «О юридической службе Вооруженных Сил Российской Федерации».
  32. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 29 июля 1997 г. № 302 «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1998. — № 1.
  33. Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. № 457 «Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. — № 35- 36.
  34. Приказ ФСБ России от 28 марта 2001 г. № 176 «О государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в органах федеральной службы
  35. Ф безопасности» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. — № 20.
  36. Приказ ФСБ России от 18 ноября 1999 г. № 576 «О контракте о прохождении военной службы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. — № 1.
  37. Приказ ФПС России от 17 апреля 1996 г. № 265 «Об организации взаимодействия с общероссийской общественной организацией „Союз женщин границы“ и активизации работы с членами семей военнослужащих».
  38. Письмо Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 31 июля 2001 г. № 2971/30—Зи «Об оплате медицинской помощи*военнослужащим, занимающимся другой оплачиваемой деятельностью» // Налоги. 2001.-№ 32.
  39. Гигиенические требования к условиям труда женщин: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.0.555−96. М.: Информ.-издат. центр Минздрава России, 1997.-35 с.
  40. Закон СССР от 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе» // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1925. — № 62. — Ст. 463 (утратил силу).
  41. Закон СССР от 13 августа 1930 г. «Об обязательной военной службе» // Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1930. -№ 40. — Ст. 424 (утратил силу).
  42. Закон СССР от 1 сентября 1939 г. «О воинской обязанности» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. -№ 32 (утратил силу).
  43. Ф 73. Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» // Сборник законов и указов Президиума Верховного Совета СССР. 1938−1975. М., 1978. -Т. 2. — С. 309−334 (утратил силу).
  44. Закон Российской Федерации от 22 января 1993 г. № 4338−1 «О статусе военнослужащих» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. — № 6. — Ст. 190 (утратил силу).
  45. Закон РСФСР от 9 декабря 1971 г. «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1971. -№ 50. — Ст. 1007 (утратил силу).
  46. Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455−1 «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости Съезда народных де• путатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. — № 9. — Ст. 325 (утратил силу).
  47. Приказ Министра обороны № 286 от 1976 г. «Об утверждении Положения о прохождении военной службы женщинами, поступившими в доб
  48. Ф ровольном порядке на действительную военную службу в Советскую Армию и Военно-Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин» (утратил силу).
  49. С.Г. Тендерное равенство как проблема российских реформ: политический аспект. М.: ИСП РАН, 2002. — 54 с.
  50. Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. Ч. 2. — М.: МПИ ФСБ России, 2004. — 222 с.
  51. С.С. Теория права. М.: Бек, 1995.-320 с.
  52. Ф 82. Антипова Г. В. Система личных прав человека: конституционноправовой аспект: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2002. — 197 с.
  53. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих: Дис.. д-ра юрид. наук. М., 1984. — 456 с.
  54. Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение. М., 1984. — 145 с.
  55. В. У солдата Джейн, кажется, проблемы // Независимое военное обозрение. 2000. — № 27. — С. 8.
  56. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юрид. вузов и фак. — М.: Инфра-М, 1999. 776 с.
  57. В. За должность, званье иль квартиру девчата сдались командиру // Комсомольская правда. 2005. — № 55. — С. 16−17.
  58. JI. Энтузиазм плюс инициатива // Вестник границы России. 2001.-№ 2.-С. 26−31.
  59. Д.Н. Административное право: Учебник. М.: Бек, 1996. — 428 с.
  60. В.Г. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и предупреждения правонарушений в Вооруженных Силах СССР. — М.: ВПА им. Ленина, 1983. 100 с.
  61. А. Женщины на военной службе // Зарубежное военное обозрение. 1999. -№ 9. — С. 58−59.
  62. О. Этот сильный слабый пол // Ориентир. 1999. — № 3. -С. 34−35.
  63. Н.А., Зражевская Т. Д. Ответственность в системе гарантий конституционных норм. Воронеж, 1985. — 154 с.
  64. Большая советская энциклопедия: В 30 т. 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1970−1978.
  65. Большой юридический словарь. М.: Инфра-М, 1998. — 790 с.
  66. А., Сергеева И. Почему женщины идут в российскую армию // Известия. 2003. — 7 марта. — С. 1.
  67. С.Н. Юридическая ответственность и законность. — М., 1976.-215 с.
  68. И.И. О военной доктрине будущего. М.: Госиздат, 1923.
  69. Вашурина 3. Женщина в армии // Власть. 2001. — № 4. — С. 26−32.
  70. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. — 229 с.
  71. Ю1.Вовченко О. М. Тендерное равенство как социально-философская проблема: Дис. д-ра филос. наук. -М., 2002. 254 с.
  72. Л.Д. Юридический статус личности в России. — М.: Норма, 1997.-299 с.
  73. Военное право: Учебник / Под ред. Н. И. Кузнецова. М., 1997. — 328 с.
  74. Ю4.Гаах Н. А. Социальная самореализация военнослужащих-женщин
  75. Вооруженных Сил Российской Федерации (социально-философский анализ): Дис.. канд. филос. наук. М., 2001.- 170 с.
  76. Ю. Контракт с Ивановым // Российская газета. 2005. — 11 марта. — С. 1.
  77. В. Движение обретает силу // Пограничник. — 1999. — № 10.- С. 72−75.
  78. В.М. Структура правового статуса гражданина в свете Конституции СССР 1977 года// Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическом обществе в свете Конституции СССР 1977 года.- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1980. С. 51−58.
  79. Е. Благо ли феминизация армии? // Пограничник. — 1999. — № 10.-С. 66−68.
  80. Ф.О. Трудовые права и социальное обеспечение лиц с семейными обязанностями: Дис. канд. юрид. наук. М., 2001.-210 с.
  81. Ш. Добровольский A.M. Особенности положения военнослужащих в области публичного права. СПб., 1913. — 107 с.
  82. .Ю. Права человека и функции российского права: Дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. — 164 с.
  83. Женщины и Вооруженные Силы Российской Федерации: Матер, парламент, слушаний в Государственной думе Российской Федерации 13 апреля 1999 года. М., 1999.
  84. И. Погоны на женских плечах // Красная Звезда. 1991. — 1 мая. — С. 3
  85. И. Наши «амазонки» // Красная Звезда. 2004. — 6 марта -С. 1,3.
  86. С.И. Правовое регулирование комплектования пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности военнослужащими на контрактной основе: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 2004.- 204 с.
  87. О.Н. Международное гуманитарное право о защите женщин-военнослужащих // Военный вестник. М., 2004. — № 2. — С. 15- 42.
  88. О.Ф. Некоторые проблемы теории юридической ответственности // Юридическая ответственность в советском обществе: Тр. высш. следств. шк. Волгоград, 1974. — Вып. 9. — С. 3−10.
  89. JI.E. Юридический справочник военнослужащих-женщин. М.: За права военнослужащих, 2001. — 271 с.
  90. JI.E. Обязанности военнослужащих-женщин // Право в Вооруженных Силах. 2001. — № 4. — С. 48−49.
  91. JI.E. Особенности медицинского обеспечения военнослужащих-женщин // Военно-правовое обозрение. 2001. — № 1. — С. 10−15.
  92. Т.А. Организационно-правовые проблемы работы с женщинами-сотрудниками органов внутренних дел, милиции (на примере г. Москвы): Дис.. канд. юрид. наук. М., 2000. — 176 с.
  93. Ю.Н. Проблем хватало и без них, но. // Военно-исторический журнал. 1996. — № 6. — С. 21−32.
  94. Ю.Н. Женщины, окончившие военные академии // Военно-исторический журнал. 1993. -№ 8. — С. 88−89.
  95. Ю.Н. Женщины на фронтах Великой Отечественной войны (док. и матер.). -М.: Ин-т военной истории РФ, 1991. 384 с.
  96. Ю.Н. Женщины России в войнах Отечества. М.: АВИА, 1993.-205 с.
  97. А.А., Ковалев В. И., Цуканов О. В. Комментарий к Федеральному закону «О материальной ответственности военнослужащих». — М.: За права военнослужащих, 2003. 184 с.
  98. А.Е. Правовые аспекты прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Монография. — М., 2002.- 195 с.
  99. В.А. Права человека и вооруженные конфликты: Учебник для ввузов. М., 2001. — 386 с.
  100. Н. Женское ли дело служить в армии. // Армия. — № П. 1993.-С. 22−26.
  101. В.А. Правовой статус гражданских государственных служащих: структура и содержание: Монография. М.: ИПКгосслужбы, 2003.-156 с.
  102. А. Военные жены — на службе // Российская газета. -1999.-11 июня.-С. 6.
  103. Комментарий к Положению о порядке прохождения военной службы / Под ред. А. Е. Калинина, С. В. Корнишина, А. В. Кудашкина. М., 2001. — 544 с.
  104. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. А. С. Герасимова М., 2002. — 496 с.
  105. Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» / Под ред. А. В. Кудашкина, К. В. Фатеева. М.: За права военнослужащих, 2002. — 592 с.
  106. Конституционный статус личности в СССР. — М.: Юрид. лит., 1980.-68 с.
  107. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. акад. Б. Н. Топорина М., 1997. — 716 с.
  108. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четверин. М., 1997. — 702 с.
  109. А. Женщины на военной службе // Зарубежное военное обозрение. 1999.-№ 10.-С. 56−58.
  110. А.В. Правовая и социальная защита военнослужащих: теоретико-правовое исследование: Дис. д-ра юрид. наук. — СПб., 2000. — 340 с.
  111. А.В. Военная служба и военнослужащий в Российской Федерации: конституционно-правовое регулирование. М.: ВУ, 2001. — 340 с.
  112. В.Н., Лазарев Б. М. Дисциплина и правопорядок: пути укрепления // Советское государство и право. 1981. — № 6. — С. 67−76.
  113. В.Н. Закон, поступок, ответственность. — М., 1986.-448 с.
  114. Р.Х. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих-женщин: Дис.. канд. психол. Наук. СПб., 2001.-201 с.
  115. Н.И., Старое Б. Ф. Военная администрация. М.: ВИ, 1998.-260 с.
  116. В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. — 207 с.
  117. Р.Б. Круглый стол журнала «Государство и право»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. — № 11. — С. 27−30.
  118. И.И. Правовой статус работников правоохранительных органов: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. — 211 с.
  119. ЛукашеваЕ.А. Социалистическое право и личность. М., 1987.-312 с.
  120. Г. В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М., 1968.
  121. В. Феминизация по-американски // Независимое военное обозрение. 2004. — № 8. — С. 3.
  122. А. Женщины в вооруженных силах Швеции // Зарубежное военное обозрение. 1996. -№ 3. — С. 54−55.
  123. А. Женщина и армия (размышления военного психолога) // Ориентир. 2001. — № 11. — С. 25−27.
  124. Н.В. Правовой статус военного юрисконсульта: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. — 185 с.
  125. Н.И. Правовая система и личность. Саратов: Изд-во Са-рат. ун-та, 1987. — 294 с.
  126. Н.И. Юридические обязанности и ответственность как элементы правового статуса личности // Конституция СССР и правовое положение личности. М.: Ин-т государства и права АН СССР, 1979. — С. 59.
  127. Ю. Военнослужащие-женщины в США // Зарубежное военное обозрение. 1993. -№ 5. — С. 20.
  128. С.Ю., Степанов М. В., Слинько С. А. Правовые основы государственной службы в Российской Федерации. Специализированный курс. Общая часть: Учебно-нагляд. пособие. М.: МПИ ФСБ России, 2004. — 88 с.
  129. Л. Женщина и армия // Знамя. 1990. -№ 2. — С. 150−169.
  130. Ю.И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ): Дис.. канд. юрид. наук.-М., 1993.-287 с.
  131. Ю.И. Правовые гарантии реализации статуса военнослужащих: Дис.. д-ра юрид. наук. -М., 1999. 565 с.
  132. Ю.И., Тихомиров С. В. Военное право: Учебник. — М.: Юрлитинформ, 2002.-456 с.
  133. Ю.И., Тихомиров С. В. Военная служба. Поступление, призыв, прохождение, увольнение: Справ, пособие. М.: Бизнес Консалтинг Центр, 1999.-304 с.
  134. И.В. Женщины в вооруженных силах США (особенности комплектования личным составом американских вооруженных сил): Дис.. канд. ист. наук. -М., 1993. 217 с.
  135. А. Женщины и боеготовность // Армия. 1993. — № 15. — С. 47−49.
  136. Немирович-Данченко В.И. О русских женщинах. М., 1965. — 656с.
  137. B.C. Философия права: Учебник для вузов. М., 2001. — 652 с.
  138. В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
  139. Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. Е. А. Лукашева. — М., 1996.-509 с.
  140. Основы тендерных исследований: Хрестоматия к учебному курсу. -М., 2000.-534 с.
  141. Н.И. Уголовно-правовые средства борьбы с правонарушениями в Вооруженных Силах СССР. -М.: ВПА им. Ленина, 1984. 100 с.
  142. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих по советскому праву. -М.: ВПА им. Ленина, 1981. 44 с.
  143. Н.И. Юридическая ответственность военнослужащих по советскому праву: Альбом схем. М.: ВПА им. Ленина, 1982. — 68 с.
  144. В.А. Государство и личность в СССР. М., 1974.
  145. Платон. Государство // Соч.: В 3 т. М.: Мысль, 1971.
  146. М.А. Особенности правового регулирования труда женщин в СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1970. 26 с.
  147. Э.А. Женщина как субъект воинской деятельности: Дис.. канд. филос. наук. М., 1993. — 179 с.
  148. Э.А. Феминизация армии и общества: сущность, структура, специфика развития и социальный механизм: Дис.. д-ра филос. наук. М., 1999.-345 с.
  149. Права человека и армия. Реализация и защита прав военнослужащих, призывников, ветеранов и членов их семей: документы и рекомендации / Под общ. ред. С. А. Подольского. СПб.: ЛИК, 1999. — 576 с.
  150. Э.А. Правовое регулирование труда женщин в СССР: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1970.
  151. Проблемы советского социалистического государства и права в современный период. Некоторые теоретические вопросы / Под ред. В. М. Чхиквадзе. М.: Наука, 1969.
  152. Рабинович-Захарин С. А. Единство и дифференциация трудового права: Дис.. д-ра юрид. наук.-М, 1947.
  153. Т.Н. Юридическая ответственность как общая форма реализации социальных функций права // Юридическая ответственность в советском обществе / Высш. следств. шк. МВД РФ. Вып. 1. Волгоград, 1974. — С. 17.
  154. П.И. Общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил СССР. М., 1965. — 53 с.
  155. СЛ. Совершенствование профессионального воспитания военнослужащих-женщин Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис.. д-ра пед. наук. М., 2003 — 459 с.
  156. В. Вооруженные силы Ирана // Зарубежное военное обозрение. 2000. — № 12. — С. 3.
  157. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М., 1971. — 240 с.
  158. И.Г. Конституционное и законодательное равноправие женщин и мужчин: Дис. канд. юрид. наук. М., 1999. — 192 с.
  159. Д.Н. Отпуска, предоставляемые военнослужащим-женщинам // Военно-правовое обозрение. 2001. — № 3. — С. 15−21.
  160. М. Система отпусков военнослужащих Франции // Зарубежное военное обозрение. 1993. — № 5. — С. 21.
  161. Г. С. Трудовые права и обязанности военнослужащих, проходящих военную службу по контракту // Трудовое право. 2000. — № 4. -С. 18−22.
  162. В.Н. Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих. -М.: Юрид. лит. 1969. 184 с.
  163. Словарь иностранных слов. М.: Рус. Яз., 1988.
  164. А. Женщины-военнослужащие: права и проблемы // Человек. 2000. -№ з. с. 124−130.
  165. А. Женщины на военной службе // Государственная служба.-2000.-№ 8.-С. 96−103.
  166. Е.П. Оптимизация учебных занятий по физической подготовке военнослужащих-женщин: Дис. канд. пед. наук.-СПб., 1999.-205 с.
  167. А. О службе женщин в израильской армии // Зарубежное военное обозрение. 2003. — № 11. — С. 70.
  168. Е.А. Женщины в российской армии: история и развитие законодательства // Право в Вооруженных Силах. 2004. — № 7. — С. 9−11.
  169. Е.А. Особенности увольнения с военной службы военнослужащих-женщин // Право в Вооруженных Силах. 2002. — № 1. — С. 12−14.
  170. Е.А. Правовое регулирование прохождения военной службы военнослужащими-женщинами в Вооруженных Силах Российской Федерации // Российский военно-правовой сборник. 2004. — № 1. — С. 24−25.
  171. Е.А. Прохождение военной службы военнослужащими-женщинами в зарубежных странах // Право в Вооруженных Силах. 2004. — № 1.- С. 11−14.
  172. М.С. Правовое положение личности в СССР // Конституция общенародного государства. Вопросы теории. М., 1979. — С. 199.
  173. Д. Обет безбрачия в мечтах Минобороны // Независимое военное обозрение. 2003. — № 35. — С. 4.
  174. В. Увеличение численности женщин-военнослужащих в вооруженных силах Франции // Зарубежное военное обозрение. 2004. — № 4 — С.72−73.
  175. JI.A. Ответственность по советскому трудовому праву.-М., 1974.- 184 с.
  176. В.В. Нет послаблений слабому полу // Право в Вооруженных Силах. 2002. — № 6. — С. 2−4.
  177. Тацит Корнелий. О происхождении германцев и местоположении Германии//Соч.: В 2 т.-JI.: Наука, 1969.-Т. 1.-489 с.
  178. А.Г. Может ли военнослужащий осуществлять уход за больным ребенком в то время, когда его жена работает в коммерческой организации И Право в Вооруженных Силах 2003.- № 10. — С. 30−33.
  179. А.А. Уголовно-исполнительное право. Курс лекций. -СПб, 2004.-377 с.
  180. В.Н. Социально-правовые проблемы труда женщин в СССР: Дис.. д-ра юр ид. наук.-М, 1969.
  181. Труд женщин и молодежи: Сб. нормативных актов. М., 1990. — С. 79−89.
  182. Фандеев В, Ужегова В. У войны не женское лицо // Вестник границы России. — 2000. — № 3. — С. 51−55.
  183. Физиолого-гигиеническая оценка условий военной службы женщин в Вооруженных Силах Российской Федерации // Матер. Всеармейской науч. конф. (25−26 февраля 1999 года). СПб: ВМедА, 1999. — 120 с.
  184. А. Г. Брак и семья в СССР. 2-е. изд. М.: Прогресс, 1994.
  185. К. Основы конституционного права ФРГ. М, 1981.
  186. И.В. Право жалобы военнослужащих и организационно-правовые формы его реализации в Российской Федерации: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1996.
  187. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред.• К. И. Батыра, Е. В. Поликарповой. М., 1996. — Т. 2. — 520 с.
  188. С.А., Терентьев Л. П., Скорняков В. В. Проблемы военной службы женщин в условиях реформы Вооруженных Сил России // Вестник Академии Военных Наук. -2003. -№ 3. С. 98 — 106.
  189. М.П. Женщины в Красной Армии в годы Гражданской войны и империалистической интервенции (1918 1920) // История СССР. -1975.-№ 6.-С. 109.
  190. В.М. Советское государство и личность. М.: Юрид. лит., 1978.- 103 с.
  191. Г. Ф. Русское гражданское право. СПб., 1894.• 222. Шиндяпина М. Д. Стадии юридической ответственности: Дис. канд. юрид. наук. М., 1996. — 210 с.
  192. М.В. Организационно-правовые основы службы женщин в полициях зарубежных стран: Дисканд. юрид. наук. М., 1999. — 285 с.
  193. М.В. Управление женским персоналом: проблемы и перспективы. -М.: МЗ-Пресс., 2001. -224 с.
  194. Д. Главное рассудить по-государственному // Красная звезда. — 2005. — 12 марта.
  195. А.С. Правовой статус военнослужащих пограничных органов и пограничных войск Федеральной службы безопасности Российскойф Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. — 213 с.
  196. Ю.Н. О привлечении военнослужащих-женщин в звании прапорщика (мичмана) к несению службы в суточном наряде // Право в Вооруженных Силах. 2000. — № 7. — С. 42−43.
  197. Binkin M., Bash S.J. Women and the Military. Washington, 1977.
  198. C. Coninck. Phisiology and Patology Connected with Female Personnel in the Armed Forces.
  199. Enciclopedia of the American Military. New York, 1994. — Vol. 1 -3.-2255 p.
  200. Holm J. Women in the Military, An Unfinished Revolution. -Novato: Presidio Press, 1982.
  201. Krawehl C. Offnung der Streitkrafte fur Frauen // Europaische Sicher-heit. -2001. -№ 6.
  202. Military Child Care. Hearing before the mililtary personel and compensation subcomitee on armed services. House of Representatives. Washington, 1989.- 101 p.
  203. Mitchel D. Women on the Warpach. (The story of women of the First World War). L.: Cape, 1966.
  204. Nielsen V. Women in Uniform // NATO Review. Brussels, 2001. -Vol. 49. — P. 30−33.
  205. Reyand T. Les femmes, la violence et l’armee. Paris, 1988.
  206. Roqeplo J.-C. Le statut des militares. Paris, 1979.
  207. The Armed Forces in a Changing Society. Some Legal Problems. The Thenth International Congress. Brussels, 1985.
  208. Thorburn W.A. French Army and its Uniform from the Restoration to the Second Empire // History today. 1960. June. — Vol. X. — № 6. — P. 424−429.
  209. Tuten B.N. Germany and World Wars // Female Soldiers Combatants or Non-Combatants? Historical and Contemporary Respective. — P.51.
  210. Verordnug uber Erziehungsurlaub fur Soldaten // Ministerialbatt des Bundesministeriums der Verteidigung. -1991. № 7. — S. 109−111.
  211. Wailliez G. The Legal Notion of Equality, Especially Concerning the Recruitment of Women into the Belgian Army. Seminary on Military Criminal Law and the Law of War. Brussels, 1983.
  212. Women in the NATO Armed Forces. 50th anniversary NATO 19 491 999. Publication by The Office on Women in the NATO Forces International Military Staff. Brussels, 2000. — 60 p.
  213. Women in the Militaty. Hearing before the mililtary personel and compensation subcomitee on armed services. House of Representatives. -Washington, 1990.- 101 p.
  214. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН
  215. Особые нрава военнослужащнх-жеищин
  216. Права, которые в силу биологических причин могут принадлежать только женщинам
  217. Право на отпуск по беременности и родам Право на перевод на воинские должности с более легкими условиями службы Право на перерывы для кормления ребенка
  218. Права, которые могут принадлежать иным лицам, осуществляющим уход за ребенком
  219. Право на отпуск по уходу за ребенком Право на отпуск при усыновлении ребенка Право на дополнительные выходные дни Право на освобождение от исполнения служебных обязанностей для ухода за больным ребенком
  220. Ограничения при назначении па воинские должности
  221. В перечнях воинских должностей определяются должности, которые могут замещаться военнослужащими-женщинами.
  222. Гарантии при увольнении с военной службы
  223. ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН К ИСПОЛНЕНИЮ
  224. ВОЕННО-СЛУЖЕБНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
  225. Ограничивается применение труда военнослужащих-женщин ма тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию
  226. Запрещается назначать военнослужащих-женщин на работы, связанные с переноской и передвижением тяжестей, превышающих предельные нормы, установленные для них законодательством о труде
  227. ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕНОСЛУЖАЩИХ-ЖЕНЩИН-4"—~~ ^ ч Г
Заполнить форму текущей работой