Актуальность темы
исследования. Поставка продукции (работ, услуг) для государственных нужд является одним из традиционных институтов российского гражданского права, ф Резкий переход от жестко централизованной экономики к экономике свободного рынка" привел к разрушению системы устойчивых взаимосвязей между хозяйствующими субъектами. Попытка решить проблемы через рынок закончилась новым кризисом. В этих условиях возникла необходимость переосмысления места и роли государства в экономике России, выявления форм и методов государственного воздействия на рыночные механизмы. В настоящее время государственные закупки и поставки продукции (работ, услуг) для государственных нужд являются одним из способов государственного регулирования экономики России.
Так как государственный контракт является правовой основой взаимоот-щ ношений военных организаций с хозяйствующими субъектами рынка, то исследование государственного контракта, а также порядка его подготовки и заключения является особенно актуальным для федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе войска и вооруженные формирования. Ведь именно на военных организациях лежит основная ответственность за обеспечение поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации.
Несмотря на существенную актуальность данной темы, проблемы подготовки и заключения военными организациями государственных контрактов, а также заключаемых на их основе договоров поставки продукции для государственных нужд остаются недостаточно исследованными. В частности, не разработаны положения, регулирующие гражданско-правовой статус военных орга-^ низаций, нет единой методики подготовки и заключения ими государственных контрактов.
Изложенное выше определяет актуальность настоящего диссертационного исследования, направленного на разработку теоретических и практических вопросов участия военных организаций в подготовке и заключении государственных контрактов.
Степень разработанности темы. Правовое регулирование договорных отношений с участием государства, являющегося одной из сторон по сделке, начало формироваться в России еще в XVI веке. Однако этот процесс был прерван на несколько десятилетий в начале 20х годов XX века в связи с формированием административно-командной системы управления экономикой, когда практически все поставки продукции, в том числе и для государственных нужд, осуществлялись только на основе плановых актов.
Переход к рыночной экономике, отказ от командно-административных методов управления ею, вновь вызвал необходимость создания правовой базы, регулирующей взаимоотношения между государством и хозяйствующими субъектами рынка, возрождение и совершенствование института поставки товаров для государственных нужд.
Однако, несмотря на то что гражданско-правовые отношения в области поставок продукции для государственных нужд достаточно полно урегулированы целой системой нормативно-правовых актов, глубокого теоретического осмысления данные правоотношения не получили. Институт государственных поставок продукции военным организациям на основании государственного оборонного заказа вообще не исследовался учеными-цивилистами.
Более того, отдельные исследователи относят государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд к числу административных договоров1.
Практическое отсутствие теоретических разработок, посвященных подготовке и заключению государственного контракта на поставку продукции для.
1 См., например: Халиуллин Т. А. Процедуры принятия управленческих решений при конкурсном размещении государственного заказа на поставку продукции для государственных нужд. Дис. канд. юр. наук. — М., 1999, с. 76- Шевченко Л. Формирование договорных отношений по поставкам товаров для государственных нужд // Приложение к журналу «Хозяйство и право», 1999, № 12., с. 12. государственных нужд, противоречивость судебной практики в случае участия военных организаций в указанных правоотношениях препятствуют развитию законодательного регулирования деятельности по обеспечению государственных нужд в целом и, в частности, поставок продукции военным организациям по государственному оборонному заказу.
Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие при осуществлении поставок продукции для государственных нужд на основании государственных контрактов.
Предметом исследования являются совокупность правовых норм, регулирующих порядок подготовки и заключения государственного контракта с участием военных организаций, а также правоприменительная практика в рассматриваемой сфере.
Цель и задачи работы. Целью настоящей диссертационной работы является комплексное исследование особенностей подготовки и заключения государственного контракта военными организациями на основе изучения и систематизации действующего законодательства, правоприменительной практики и теоретических разработок в данной сфере.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать развитие российского законодательства, регулирующего поставки продукции для государственных нужд.
2. Исследовать сущность, функции и особенности государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд, порядок его подготовки и заключения.
3. Изучить особенности гражданских правоотношений в случае участия военной организации в поставках продукции для государственных нужд как субъекта государственного контракта.
4. Определить понятие и проанализировать сущность государственного оборонного заказа как основания заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд.
5. Подготовить теоретические выводы и выработать практические рекомендации, направленные на совершенствование действующего законодательства и практики его применения.
Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность приемов и методов исследования социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, а также системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия и сущности государственного контракта на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд, а также особенностей его подготовки и заключения.
Ведущую роль в диссертационном исследовании играет анализ законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих гражданские правоотношения по поставкам продукции для государственных нужд.
Теоретической основой исследования стали труды ученых-цивилистов М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. В. Витрянского, JI.A. Лунц, Д. И. Мейера, И. Б. Новицкого, Б. И. Пугинского, О. Н. Садикова, А. П. Сергеева, Е. А. Суханова, М. Ю. Тихомирова, Ю. К. Толстого, P.O. Халфиной, Г. Ф. Шершеневича и многих других.
Были использованы материалы исследований ряда военных юристов, в частности, О. Н. Колесника, В.В.Манова1, затронувших в своих работах отдельные аспекты рассматриваемой темы.
В круг источников исследования вошли публикации отечественных и зарубежных авторов — специалистов в области гражданского, административного, военного, финансового права, теории государства и права, рыночной экономики и менеджмента, а также диссертационные исследования по анализируемым проблемам. В исследовании анализируются современное и ранее действовав.
1 См. Колесник О. Н. Государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд в Федеральной пограничной службе Российской Федерации. Дисс. канд. юрид. наук. — М., 2001; Манов В. В. Воинская часть Вооруженных Сил Российской Федерации как участник гражданских правоотношений. Дис. канд. юр. наук. — М., 2000. шее российское, в том числе и военное, законодательство, арбитражная практика, ряд проектов правовых актов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что впервые в российской юридической науке, и в частности в науке военного права, с учетом изменения гражданского и военного законодательства, правоприменительной практики в рассматриваемой сфере, анализа исторического опыта исследованы особенности подготовки и заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд, субъектом которого является военная организация. При этом проанализированы особенности правового режима государственного контрактавыделены его основные отличительные черты от иных видов договора купли-продажиисследована сущность государственного оборонного заказа как составной части общего государственного заказа и основания подготовки и заключения военными организациями государственных контрактовсформулированы предложения, направленные на совершенствование правового статуса военной организации.
Работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования гражданского и военного законодательства.
По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие научные положения:
1. Предложенное новое определение понятия «государственный заказ» как основания заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд.
Под государственным заказом понимается совокупность административных нормативно-правовых актов, предусматривающих поставку продукции, выполнение работ и предоставление услуг в целях решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, а также для реализации федеральных.
Ш целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.
Исходя из анализа законодательства, регулирующего отношения по поставкам продукции для государственных нужд, следует, что понятие «государственный заказ» впервые появилось в России в конце 80х годов прошлого века.
Введение
государственного заказа представляло собой одну из первых попыток уйти от командно-административных методов управления экономи-$ кой страны. Однако проведенный правовой анализ показал, что под видом государственных заказов фактически сохранялась система обязательных заданий по объему производства.
Автор исходит из того, что, несмотря на широкое использование термина «государственный заказ», до принятия 31 июля 1998 года Бюджетного кодекса Российской Федерации данный термин не был нормативно определен. Пункт 4 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяет государственный заказ как «совокупность заключенных государственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств соответствующего бюджета». При этом по смыслу Бюджетного кодекса Российской # Федерации, первичными являются государственные контракты, а их простая совокупность и составляет государственный заказ.
Однако данный подход представляется не совсем верным, так как он противоречит целому ряду Федеральных законов, регулирующих отношения по поставкам продукции для федеральных государственных нужд, в частности Федеральному закону «О государственном оборонном заказе» (ст. 3), Федеральному закону «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ст. 3).
Из проведенного анализа нормативных правовых актов следует, что основные показатели государственного заказа определяются Правительством Российской Федерации и доводятся до утвержденных им же государственных заказчиков еще до начала конкурсного размещения государственного заказа Ф среди поставщиков и последующего заключения государственного контракта с победителем конкурса.
Автором делается вывод о первичности государственного заказа как правового акта и производности государственных контрактов, а не наоборот.
2. Обоснование необходимости законодательного закрепления существенных условий государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд, под которыми понимаются наименование, количество и качество продукции, номенклатура (ассортимент), цена продукции, а также срок ее поставки.
Автор исходит из того, что государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд представляет собой особый гражданско-правовой договор, включающий элементы публично-правового характера в силу особенностей предмета, субъектного состава договора, его целей и особого порядка заключения. Поэтому государственный контракт является основным документом, определяющим права и обязанности сторон по поставке всех видов продукции для федеральных государственных нужд.
Однако проведенный анализ действующего законодательства показывает, что в законодательном порядке круг существенных условий государственного контракта четко не определен. Некоторые ученые предлагают определять его условия государственным заказом или административным актом (постановление, указ, распоряжение и т. д.)1.
С подобным взглядом нельзя согласиться. На основании государственного заказа или административного акта возможно определение только общих объемов закупок и поставок продукции для государственных нужд. Конкретные же виды продукции, их количество и ассортимент, иные показатели и условия поставки должны определяться государственными заказчиками и поставщиками непосредственно при подготовке и заключении государственных контрактов.
В работе показано, что не включение сторонами в государственный контракт хотя бы части из предложенных автором существенных условий приво.
1 Например, Шевченко Л., Формирование договорных отношений по поставкам товаров для государственных нужд // Приложение к журналу «Хозяйство и право», 1999, № 12, с. 27. дит либо к признанию сделки недействительной либо к невыполнению поставщиком полностью или в части своих обязательств.
Кроме того, по мнению автора, обязательным является включение в государственный контракт условий о порядке закупки и поставки продукции, а также расчетов сторон.
3. Предложения по совершенствованию федерального законодательства путем внесения изменений и дополнений в ряд законодательных актов, регулирующих вопросы подготовки и заключения государственных контрактов.
Историко-правовой анализ российского законодательства показал традиционно особое регулирование отношений, связанных с поставками продукции для государственных нужд. Переход к рыночным методам регулирования экономических отношений в начале 90х годов XX столетия вновь вызвал необходимость разработки и принятия специальных законодательных актов, учитывающих специфику отношений по поставкам продукции для государственных нужд.
Особое внимание было уделено действующему законодательству, регулирующему правоотношения по поставкам продукции для государственных нужд, и представляющему собой сложную систему нормативных правовых актов.
В работе показано, что поставка продукции общего назначения для военных организаций производилась на основании Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и Положения о поставках товаров народного потребления, утвержденных Советом Министров СССР. Постановлением Совета Министров СССР от 5 июля 1977 года № 608 были утверждены веденные в действие с 1 января 1978 года Основные условия поставки продукции для военных организаций. Автор отмечает, что несмотря на устаревание многих положений вышеуказанного постановления, оно с незначительными изменениями в 1991 году действует и по настоящее время.
В связи с существенным изменением гражданского законодательства Российской Федерации, недостаточной проработанностью и связанностью между собой специальных федеральных законов по поставкам продукции для государственных нужд, их противоречивостью и моральным устареванием автором делается вывод о необходимости переработки и систематизации нормативно-правовой базы, регулирующей договорные отношения с участием военных организаций. В частности, предлагается принять единый федеральный закон, содержащий общие положения и принципы закупок и поставок продукции для государственных нужд в разных отраслях экономики. Особенности отдельных видов закупок и поставок продукции для государственных нужд должны быть учтены в специальных нормативно-правовых актах, принятых в развитие единого федерального закона.
4. Обоснование необходимости четкого определения действующим законодательством гражданско-правового статуса военных организаций, являющихся стороной государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд.
Поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации является одной из приоритетных целей поставок продукции для федеральных государственных нужд. Гражданские правоотношения с участием военных организаций играют значительную роль в организации материально-технического обеспечения министерств и ведомств, имеющих в своем составе войска и вооруженные формирования.
Особое внимание уделено анализу поставок продукции военным организациям по оборонному заказу как одному из видов поставок продукции для федеральных государственных нужд. Проведенный анализ показывает, что с развитием рыночных отношений в стране и практики заключения государственных контрактов военными организациями будет происходить дальнейшее сокращение видов продукции, поставляемых им по централизованной схеме обеспечения войск, за исключением поставок продукции специального назначения (изъятой из гражданского оборота).
Поэтому, по мнению автора, военные организации, имеющие статус юридического лица, будут решать поставленные перед ними задачи по материально-техническому обеспечению войск посредством заключения государственных контрактов.
Определение правового положения военных организаций в гражданских правоотношениях очень важно и для невоенных организаций и предприятий, которые будут знать, с какими военными организациями они могут вступать в гражданско-правовые отношения, а с какими нет. Одновременно решается и другая задача будет ставиться запрет непосредственно самим военным организациям заниматься коммерческой деятельностью, если это не определено законодательством.
Однако упорядочение правового статуса военных организаций не означает, что все они без исключения будут иметь статус юридического лица. Право решать какие именно военные организации будут иметь статус юридического лица должно быть предоставлено министерствам и ведомствам, в составе которых имеются войска и военные формирования.
Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости скорейшего принятия специального федерального закона, устанавливающего гражданско-правовой статус военной организации.
5. Предложения по разработке и использованию методических рекомендаций, направленных на оказание практической помощи военным организациям при подготовке и заключении государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд.
Порядок подготовки и заключения государственного контракта военными организациями имеет ряд отличительных особенностей от порядка заключения обычного гражданско-правового договора, к которым можно отнести, в частности основание заключения государственного контракта, а также конкурсное размещение государственного оборонного заказа.
Анализ действующего законодательства показывает, что государственный контракт на поставку продукции для государственных нужд заключается военными организациями, как правило, на основании конкурсного размещения государственного оборонного заказа. В этом случае право и дееспособность победителя конкурса устанавливаются конкурсной комиссией на стадии предварительного конкурсного отбора потенциальных поставщиков.
Однако следует отметить, что на практике при заключении государственных контрактов между военными организациями и будущими поставщиками конкурсный отбор производится не всегда. Так, например, в условиях Заполярья, Сибири или Дальнего Востока нередко по ценам и срокам поставки более выгодно закупать продовольствие, горючесмазочные материалы и запасные части для автотракторной и военной техники у местных коммерческих юридических лиц, чем ожидать поступления необходимых материальных средств из довольствующих служб федеральных органов исполнительной власти.
В целях нормативно-правового обеспечения деятельности военных организаций представляется разумным разработать и утвердить в ведомственном порядке ряд нормативных актов (положений, инструкций и т. д.), регулирующих порядок подготовки и заключения государственных контрактов. Основой для разработки таких нормативных актов могут служить предложенные автором методические рекомендации.
6. Обоснование необходимости рассматривать конкурсное размещение государственного заказа и принятие его поставщиками как предварительную стадию подготовки и заключения государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд.
Определение потребностей государства в той или иной продукции, а также выделение соответствующих ассигнований из федерального бюджета завершается размещением государственного заказа на поставку этой продукции. Пункт 1 статьи 527 Гражданского кодекса устанавливает, что государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на поставку продукции для государственных нужд, принятого поставщиком.
Основным способом размещения государственных заказов является проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Основными принципами организации и поведения конкурсного отбора являются создание равных условий для всех участников и публичность его проведения.
В связи с тем, что действующее законодательство рассматривает проведение конкурсов (торгов) в качестве основного способа размещения государственного заказа, автор считает необходимым обязательно включать в конкурсную документацию существенные условия будущего государственного контракта, что позволит сократить срок согласования и подписания проекта государственного контракта с победителем конкурса.
По мнению автора, участие в проведении конкурса и подписание протокола с государственным заказчиком следует рассматривать как согласие будущего поставщика с указанными в конкурсной документации существенными условиями государственного контракта.
Проведенный анализ показывает, что формирование контрактных отношений по поставке продукции для государственных нужд представляет собой сложный и длящийся процесс и включает в себя деятельность государственных заказчиков и поставщиков по формированию государственных заказов, их размещению и заключению на этой основе государственных контрактов.
Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости рассмотрения конкурсного размещения государственных заказов как предварительную стадию, предшествующую стадии заключения государственного контракта.
Практическая значимость исследования заключается, прежде всего, в том, что теоретические положения и выводы, сформулированные на основании проведенного исследования, могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования российского законодательства, регулирующего отношения по поставкам для федеральных и региональных государственных нужд, и прежде всего, в области обороноспособности и безопасности страны. Они также могут быть использованы при подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам, связанным с участием военных организаций в данных правоотношениях.
Содержащийся в работе материал может быть использован в процессе преподавания курса «Гражданское право», «Правовая работа в Вооруженных Силах РФ», «Коммерческое право», «Российское предпринимательское право» и ряда спецкурсов, посвященных правовому регулированию поставок для государственных нужд, в том числе, с участием военных организаций. Указанный материал также может быть использован в качестве пособия для курсантов, студентов, адъюнктов, аспирантов и иных лиц, интересующихся данной тематикой, а также практическими работниками органов военного управления различных военных организаций.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на кафедре общеправовых дисциплин Московского военного института ФПС России. Основные положения диссертации были использованы при подготовке заключений по целому ряду экономических споров между хозяйствующими субъектами рынка.
По теме исследования были опубликованы следующие работы:
Юшкевич П. П. Сущность государственного оборонного заказа. Сб. научных статей № 7 МВИ ФПС России. — М.: МВИ ФПС России, 2002. -1 п.л.
Юшкевич П. П. Существенные условия и структура договора поставки для государственных нужд. — «Закон», 2002, № 4. — 0,5 п.л.
Юшкевич П. П. Подготовка и заключение государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд. Методические рекомендации.
— «Закон», 2002, № 5. — 0,6 п.л.
Кроме того, материалы исследования широко использовались при проведении мероприятий по выявлению кредиторской и взысканию дебиторской задолженности в ходе ликвидации государственного учреждения «Федеральная продовольственная корпорация» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих по три параграфа каждая, заключения, перечня использованной нормативно-правовой, монографической и учебной литературы, а также приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Совершенствование действующего законодательства, регулирующего правоотношения по поставкам продукции (работ, услуг) для государственных нужд, должно быть направлено на выработку мер по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации поставки продукции для государственных нужд, обеспечение не только интересов государства, но и поставщиков (исполнителей) государственного заказа, дальнейшее повышение уровня эффективности участия государства в развитии рыночной экономики.
Нормативно-правовая база, регулирующая договорные отношения с участием военных организаций, требует переработки и систематизации с учетом существенного изменения гражданского законодательства Российской Федерации.
2. В связи с различным определением Гражданским кодексом и специальными федеральными законами, регулирующими поставки для государственных нужд, понятия «государственные нужды» представляется необходимым изложить данное определение (п. 1 ст. 525 ГК РФ) в следующей редакции:
Государственными нуждами признаются потребности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения страны и регионов, обороны и безопасности Российской Федерации, а также для реализации федеральных (региональных) целевых программ и межгосударственных целевых программ, обеспечиваемых за счет средств федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации) и государственных внебюджетных источников финансирования".
3. Государственный оборонный заказ является составной частью общего государственного заказа. Размещение государственного заказа, в том числе и государственного оборонного заказа, является предварительной стадией подготовки и заключения государственного контракта на поставку продукции (работ, услуг) для государственных нужд.
Под государственным оборонным заказом понимается правовой акт, предусматривающий поставки продукции для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации: боевого оружия, боеприпасов, военной техники, другого военного имущества, комплектующих изделий и материалов, выполнение работ и предоставление услуг, а также экспортно-импортные поставки в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
4. Внести изменения в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, определяющего понятие государственного или муниципального заказа и изложить пункт 4 указанной статьи в следующей редакции:
Под государственным или муниципальным заказом понимается совокупность административных нормативно-правовых актов, предусматривающих поставки продукции, выполнение работ и предоставление услуг за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования".
5. Основным способом размещения государственных заказов является проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов). Основными принципами организации и поведения конкурсного отбора являются создание равных условий для всех участников и публичность его проведения.
В общей части Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо уточнить порядок заключения договоров посредством проведения торгов, так как анализ существующих положений (ст.ст. 447 449 ГК РФ) показывает, что они регулируют только торги по продаже вещи или имущественного права и не могут быть применены к отношениям по размещению государственного заказа.
В связи с тем, что действующее законодательство недостаточно четко определяет порядок проведения торгов (конкурсов) при конкурсном размещении государственных заказов, представляется целесообразным внести в Федеральный закон от 06 мая 1999 года № 97ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» следующие изменения и дополнения: привести в соответствие с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» понятие «государственные нужды» с учетом предложенных автором изменений и дополнений в статью 525 ГК РФустановить возможность участия в конкурсе не только непосредственных производителей продукции, но и посреднических организаций, не являющихся непосредственными товаропроизводителями, с учетом предложенных изменений и дополнений по квалификационным требованиям к участникам конкурса (п. 1 ст. 5) — изменить абзац первый статьи 5 и определить квалификационные требования к поставщикам (исполнителям) в следующей редакции:
1. Участником конкурса может быть только поставщик (исполнитель), удовлетворяющий следующим квалификационным требованиям: а) поставщик (исполнитель) должен иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным, обладать необходимыми трудовыми ресурсами, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фондыб) поставщик (исполнитель) не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации, быть признанным несостоятельным (банкротом) — в) поставщиком (исполнителем) не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена".
Абзац второй пункта 1 статьи 5 указанного Федерального закона следует оставить без изменения.
6. Функции государственного заказчика на основе договоров комиссии или поручения могут быть возложены на довольно обширный круг юридических лиц.
В связи с необходимостью ограничения круга потенциальных государственных заказчиков, установленных специальными федеральными законами, регулирующими правоотношения в сфере поставок продукции для федеральных государственных нужд, предлагаем внести в указанные законы соответствующие изменения и дополнения.
В частности, необходимо часть четвертую пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13 декабря 1994 года № 60ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» после слов «.передавать соответствующим» дополнить выражением «федеральным органам исполнительной власти, федеральным казенным предприятиям или государственным учреждениям, а также хозяйственным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, ставшими победителями соответствующего конкурса».
Часть третью пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 02 декабря 1994 года № 53ФЭ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» изложить в следующей редакции:
Государственные заказчики могут на конкурсной основе и при условии заключения соответствующих договоров передавать федеральным органам исполнительной власти, федеральным казенным предприятиям или государственным учреждениям, а также хозяйственным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям выполнение части своих функций на условиях, предусматриваемых Правительством Российской Федерации при утверждении государственных заказчиков".
7. В связи с четким определением в статье 1 Федерального закона от 27 декабря 1995 года № 213ФЗ «О государственном оборонном заказе» термина «государственный заказчик» представляется целесообразным дополнить пункт 5 Временного порядка разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 года № 1005 «О реализации Федерального закона «О государственном оборонном заказе», после выражения.
Федеральные органы исполнительной власти" словами «а также организации, которым государственный заказчик на основе государственного контракта передал часть своих функций по выполнению оборонного заказа».
8. В Федеральном законе от 02 декабря 1994 года № 53ФЭ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» необходимо: установить особенности конкурсного и иного размещения государственного заказа на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нуждисключить понятие «закупка» как формы организованного приобретения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нуждопределить государственный контракт как основную форму договорных отношений между государственным заказчиком и сельхозтоваропроизводителем (поставщиком) при поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нуждпривести порядок и сроки формирования объемов поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в соответствие с Гражданским кодексом и Федеральным законом «О поставках продукции для государственных нужд».
9. В связи с расширением сферы участия государства в гражданских правоотношениях, недостаточной связанностью между собой норм Гражданского кодекса и специальных федеральных законов, регулирующих отношения по поставкам продукции для государственных нужд, дублированием общих положений, касающихся поставок для государственных нужд, необходимо принятие федерального закона, учитывающего общие положения и принципы закупок и поставок продукции для государственных нужд в разных отраслях экономики. При этом особенности отдельных видов закупок и поставок продукции для государственных нужд должны быть учтены в специальных нормативноправовых актах, принятых в развитие единого федерального закона и корреспондирующих с ним.
В указанном федеральном законе должны быть определены: а) понятие государственных (региональных) нужд и критерии отнесения к нимб) основные принципы и положения, касающиеся обеспечения закупок и поставок продукции для государственных нуждв) понятие государственного заказчика, а также исчерпывающий перечень квалификационных требований к поставщикам (исполнителям) — г) порядок формирования и размещения государственных заказов на поставку продукциид) способы закупок и условия их применения (конкурсный или внеконкурсные способы) — е) порядок проведения конкурсов и процедуры иных способов закупки продукции для государственных нуждж) понятие государственного контракта на поставку продукции для государственных нужд, его существенные условияз) порядок и сроки заключения государственного контрактаи) иные общие вопросы.
10. В целях придания особого статуса государственному контракту на поставку продукции для государственных нужд, представляется необходимым в текст части 1 пункта 1 статьи 527 ГК РФ после слов «Государственный контракт» внести дополнение: «. как особый вид договора .».
11. Гражданско-правовой статус военных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, являющихся субъектами гражданских правоотношений, недостаточно четко определен действующим законодательством, что затрудняет их участие в гражданских правоотношениях.
Для того чтобы военные организации могли быть полноправными участниками гражданского оборота, заключать государственные контракты (договоры) на поставку необходимой продукции (работ, услуг), чтобы могли отстаивать свои интересы в арбитражных и гражданских судах, они должны обладать статусом юридического лица.
В целях упорядочения гражданско-правового статуса военных организаций необходимо ускорить принятие Федерального закона «О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций», который, в частности, будет определять правовое положение, особенности создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации военных организаций как юридических лиц, порядок формирования и использования имуществом военных организаций, особенности регулирования договорных отношений с участием военных организаций.
12. В целях обеспечения единообразия судебной практики, полноправного участия военных организаций в гражданском обороте, необходимо принятие Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации совместного постановления относительно участия военных организаций в гражданских правоотношениях в качестве стороны в арбитражном и гражданском процессах.
13. В связи с особенностями закупки и поставки продукции специального назначения для нужд обороны необходимо принять соответствующий Федеральный закон о поставке продукции специального назначения для государственных нужд, где определить единый перечень имущества, изъятого из гражданского оборота, а также предусмотреть особые правила его поставки военным организациям.
14. В Министерстве обороны Российской Федерации, а также других федеральных органах исполнительной власти, имеющих в своем составе войска и вооруженные формирования, необходимо разработать инструкцию (методику) о порядке подготовки и заключения государственного контракта (договора поставки) для государственных нужд в условиях военных организаций. Проект такой методики, предложенной автором, содержится в Приложении 3 к диссертации.
15. Примерная структура государственного контракта (договора поставки) для государственных нужд, предложенная автором, содержится в Приложении 1 к диссертации.