Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Положении о Пограничной службе ФСБ России определить понятие деятельности Пограничной службы ФСБ России, дополнив п. 5.1 в следующей редакции: «Деятельностью Пограннчной службы ФСБ России является совокупность непрерывных, активных, согласованных и взаимосвязанных по месту и времени организационно—управленческих действий по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Понятие и теория правовых основ деятельности органов государственной власти
    • 1. 2. Система, особенности и содержание правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России
  • ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 2. 1. Конституция и федеральные законы Российской Федерации как базовый элемент правовых основ деятельности пограничной службы
  • ФСБ России в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации
    • 2. 2. Законодательство субъектов Российской Федерации, обеспечивающее осуществление деятельности Пограничной службы ФСБ России по охране Государственной границы
  • ГЛАВА III. ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ В СИСТЕМЕ ПРАВОВЫХ ОСНОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Юридические акты Президента России, Правительства Российской Федерации как источник правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России

    3.2. Основные направления совершенствования нормативных актов ФСБ России по правовому регулированию деятельности Пограничной службы ФСБ России в области обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации.

Правовые основы деятельности пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации: состояние, проблемы, пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена следующими факторами:

— проводимой в Российской Федерации военной реформой и реформой государственного управления в области безопасности Российской Федерации, которые непосредственно затрагивают Пограничную службу ФСБ России и другие федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие систему безопасности личности, общества и государства. Она порождает вопросы, ответы на которые еще не найдены.

Коренные внутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическая ситуация в стране, условия формирования правового государства, новые внешнеполитические и международно-правовые реалии России значительно усложнили характер и содержание деятельности Пограничной службы ФСБ России по обеспечению пограничной безопасности, реализации пограничной политики Российского государства, и стало совершенно очевидно, что без добротной правовой основы, надежного правового фундамента безопасность российского государства в пограничной сфере гарантирована быть не может;

— активным развитием законодательной базы, регулирующей общественные отношения, связанные с защитой Государственной границы Российской Федерации, ее охраной, порядком привлечения к данной деятельности граждан и пересечения границы лицами, транспортными средствами и грузами, охраной континентального шельфа, исключительной экономической зоны, морских биологических ресурсов, и требующей научно-практического осмысления с целью создания четкой и слаженной системы правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России;

— реформированием федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства, в частности, слияние двух самостоятельных федеральных органов исполнительной власти: ФПС и ФСБ России в единую Федеральную службу безопасности Российской Федерации, привело к созданию качественно нового федерального органа исполнительной власти.

В связи с этим возникает необходимость: уточнения основных направлений деятельности Пограничной службы ФСБ России, создания перспективной системы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере и ее главной подсистемы — системы охраны государственной границыформирования новых подходов к всестороннему обеспечению деятельности Пограничной службы ФСБ России по обеспечению национальных интересов в пограничной сферепостроения перспективного облика Пограничной службы ФСБ России и требований к ее деятельности по реализации пограничной политики нашего государствасоздания перспективного облика государственной границы и требований к системе ее охраныболее четкого определения основных направлений деятельности Пограничной службы ФСБ России по формированию перспективной системы обеспечения национальных интересов в пограничной сфере и системы охраны государственной границы и ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Законодательство в данной области должно обеспечить максимально полное и непосредственное регулирование отношений в сфере обеспечения пограничной безопасности в федеральных органах государственной власти и иных федеральных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерациисоздать условия для правового регулирования деятельности Пограничной службы ФСБ России по вопросам, отнесенным к ее ведению требующим единообразного регулирования. В последние годы в Российской Федерации проходит процесс формирования новых законодательных основ обеспечения пограничной безопасности — важнейшей составляющей государственной безопасности в современных условиях. Использование накопленного опыта правового регулирования деятельности Пограничной службы ФСБ России в целом, имеющего как позитивную, так и негативную составляющую, — обязательное условие качественного реформирования системы федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности государства.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью совершенствования правового регулирования государственного управления в области безопасности государства и, прежде всего, одного из важнейших его направлений — управления в сфере пограничной безопасности государства. И хотя проблема государственного управления в сфере безопасности государства весьма активно разрабатывалась современной юридической наукой, изучение и совершенствование правового регулирования государственного управления в сфере обеспечения пограничной безопасности остается насущным требованием и одной из приоритетных задач проходящей в стране реформы государственного управления в области обеспечения безопасности государства.

Степень научной разработанности темы. Вопросам правового регулирования государственной границы (ее защиты и охраны, развития пограничного сотрудничества и пр.) посвящено немало научных исследований. При всем многообразии проводимых в правовой науке исследований проблем регулирования государственного управления в области обеспечения безопасности государства вопросам системного исследования правовых основ деятельности Пограничной службы по обеспечению пограничной безопасности уделялось недостаточно внимания. Процесс реформирования и совершенствования системы законодательства, регулирующего деятельность Пограничной службы, взаимообусловлен закономерностями развития правового государства, и все эти проблемы имеют важный практический и теоретический характер.

Во всем обилии научных робот, статей и публикаций можно выделить труды ученых-юристов, по теории и практике правовых основ деятельности органов государственной власти: А. Ф. Андреева, A.M. Архипова, П.В. Ачало-ва, А. Г. Винниченко, Е. Ю. Грачева, С. Г. Евтушенко, В. И. Захаренко, Г. А. Золотухина, В. М. Корякина, А. В. Кудашкина, Д. В. Моисеева, С. В. Пчелинцева,.

A.С. Семакина, В. Э. Хандожко, О.В. Шаковец1.

С учетом специфики деятельности Пограничной службы отдельные вопросы в данной области изучали В. В. Алешин, ЮА. Баскин, Б. В. Ганюшкин, JI.B. Корбут, В. Е. Проничев, Ю. С. Ромашов, П. Н. Саклаков, В. Б. Чамаров,.

B.Е. Чеканов, А.Ю. Шумилов2.

1 См.: Андреев А. Ф. Правовые основания применения Вооруженных Сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2001; Архипов A.M. Правовые основы организации гражданской обороны в СССР: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВКИ, 1978; Ачалов П. В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2000; Винниченко А. Г. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: МПИ ФСБ России, 2002; Грачева Е. Ю. Правовая основа государственной и общественной жизни (теоретические аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. — М., 1984; Евтушенко С. Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис. канд. юрид наук. — М.: ВУ, 2000; Захаренко В. И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1998; Золотухин Г. А. Правовые основы организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил РФ: Дис.. канд. юрид наук. — М.: ВУ, 2000; Корякин В. М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. -М.: ВУ, 1998; Кудашкин А. В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис.. д-ра юрид. наук. — М.: РАГС, 2003; Моисеев Д. В. Правовые основы взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: МПИ ФСБ России, 2003; Пчелинцев С. В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 1998; Семакин А. С. Конституционно-правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: РАГС, 1999; Хандожко В. Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. — М.: МПИ ФСБ России, 2002; Шаковец О. В. Правовое регулирование действий воинского контингента Российской Федерации в миротворческих операциях (международно-правовые аспекты): Дис. канд. юрид. наук. — М.: ВУ, 2001.

2 См.: Проничев В. Е. Пограничная безопасность // Интервью зам. директора руководителя Пограничной службы ФСБ России // Граница России. — 2004. — 20 маяПогранология: правовые основы: Монография / Ю. С. Ромашев, Б. В. Ганюшкин, Ю. А. Баскин и др. — М.: Отделение погранологии МАИ, 2000; Саклаков П. Н: Режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу. — М.: Акад. ФПС России, 2001; Чамаров В. Б. Проблемы правового обеспечения пограничной безопасности // Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. — Ч. 1. — М.: МПИ ФСБ России, 2004. — С. 17−19- Чеканов В. Е. Законодательная и нормотворческая деятельность структурных подразделений Центрального аппарата ФПС России (состояние проблемы и предполагаемые пути решения) // Проблемы правового обеспечения деятельности ФПС России: Матер. научно-практ. конф. — М.: МВИ ФПС России, 2000. — С. 3−10- Он же. Правовые основы пограничной безопасности Российской Федерации // Правовое обеспечение пограничной безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. — М.: МВИ ФПС России, 2001. — С. 18−26- Он же. Проблемы правового регулирования деятельности органов федеральной службы.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, лежащие в сфере создания и реализации правовых основ деятельности Пограничной службы по организации охраны государственной границы и обеспечению пограничной безопасности государства.

Предметом исследования выступают теория и практика применения правовых основ деятельности Пограничной службы как головного подразделения в системе органов федеральной службы безопасности и пограничных органов в сфере защиты и охраны государственной границы и обеспечения пограничной безопасности.

Целью исследования является комплексный анализ теоретических и практических вопросов правовых основ деятельности Пограничной службы как структурного подразделения ФСБ России, осуществляющего государственное управление в сфере пограничной безопасности.

Данная цель определила постановку следующих задач:

— детально исследовать теоретические положения юридической науки о понятии правовых основ деятельности органа государственной власти вообще и Пограничной службы в частности;

— определить систему и содержание правовых основ деятельности Пограничной службы;

— проанализировать место и роль Пограничной службы в системе обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации и реализации пограничной политики и уточнить структуру пограничных органов федеральной службы безопасности, ею возглавляемых;

— уточнить понятие «деятельность Пограничной службы»;

— обобщить и критически осмыслить состояние федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регламентирующего и обеспечивающего деятельность Пограничной службы, а также опбезопасности Российской Федерации // Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф.

Ч. 1. — М.: МПИ ФСБ России, 2004. — С. 6−16. ределить основные проблемы правовых основ деятельности Пограничной службы с учетом современных тенденций развития России;

— выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере правового регулирования деятельности Пограничной службы.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность приемов и методов познания социальных явлений и процессов, включающая исторический, сравнительно-правовой, логический, структурно-функциональный, типологический, описательный методы, системный подход к изучению правовых норм и теоретических положений, касающихся понятия, сущности и содержания правовых основ деятельности Пограничной службы.

Теоретической основой исследования стали труды ученых—юристов по теории государства и права, конституционному и военному праву: А. Ф. Вишневского, Н. А. Горбаток, С. А. Иванова, А. В. Кудашкина, В. А. Кучинского, М. Н. Марченко, B.C. Нерсесянца, В. Г. Сальникова, В. Г. Стрекозова, В. М. Сырых, Н. Ю. Хоманева, В.Е. Чиркина1.

Нормативную правовую базу исследования составляют международные соглашения, Конституция Российской Федерациифедеральные конституционные законыфедеральные законыуказы Президента Российской Федерациипостановления Правительства Российской Федерацииприказы директора ФСБ Россииприказы директора ФПС Россиисудебная практика, а также иные нормативные правовые акты.

Научная новизна заключается в том, что диссертантом был проведен комплексный анализ проблем правовых основ деятельности Пограничной.

1 См.: Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права: Учебник // Под общ. ред. проф. В. А. Кучинского. — М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004; Иванов С. А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации: Монография. — М.: Народный учитель, 2002; Кудашкин А. В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. — СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003; Марченко М. Н. Источники права: Учеб. пособие. — М.: ТК Велби: Проспект, 2005; Нерсесянц B.C. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2002; Сальников В. Г. Военное право: Учебник. — М.: За права военнослужащих, 2004; Сырых В. М. Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. -2-е изд. — М.: Юстицинформ, 2004; Хоманева Н. Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития — М.: Новая Правовая культура, 2004. службы, обоснован ряд основных теоретических понятий в этой сфере, определены понятие и система правовых основ деятельности органа государственной власти вообще и Пограничной службы в частности, выработаны практические рекомендации по совершенствованию правового обеспечения деятельности Пограничной службы.

Работа по ряду направлений доведена до уровня выводов и рекомендаций, пригодных для использования в ходе дальнейшего совершенствования военного законодательства.

По итогам проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Сформулированное автором определение понятия «правовые основы деятельности Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» как совокупности норм права, нашедших свое выражение в формально определенных источниках права, которые отражают закономерности общественного развития и направлены на регулирование и охрану общественных отношений в сфере защиты и охраны государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

2. Авторское определение понятия «деятельность Пограничной службы ФСБ России» как совокупности непрерывных, активных, согласованных и взаимосвязанных по месту и времени организационно-управленческих действий по обеспечению защиты и охраны государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также в целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве. Деятельность Пограничной службы ФСБ России осуществляется с использованием управленческих, организационных, информационно-аналитических, нормо-творческих, уголовно-процессуальных, административно-процессуальных и иных приемов и методов для достижения стоящих перед ней целей.

3. Предложенные автором уточнения по структуре пограничных органов федеральной службы безопасности, руководство которыми осуществляет Пограничная служба. Основу данной системы составляют: управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе. В их состав входят: региональные пограничные управления (пограничные группы), территориальные пограничные отделы ФСБ России, органы управления и органы оперативной деятельности пограничных отрядов, морских пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно-пропускных пунктов, а также подчиненные им пограничные заставы, подразделения пограничного контроля, морские, авиационные и резервные воинские формирования, непосредственно решающие задачи охраны государственной границы.

4. Обоснование необходимости принятия нового федерального закона «О статусе Государственной границе Российской Федерации» как системообразующего закона правовых основ деятельности Пограничной службы. Новая редакция закона должна предусмотреть положения, направленные на совершенствование деятельности всех субъектов пограничных отношений в условиях формирования новой системы построения защиты и охраны государственной границы, единой системы защиты интересов в пограничной сфере, совершенствования государственного управления в области пограничной безопасности, изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, формирование качественно нового облика государственной границы, адекватное реагирование на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующие развитию международных связей.

5. Предложения по совершенствованию законодательства и нормативной правовой базы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, регулирующей деятельность Пограничной службы и отношения, складывающиеся в области обеспечения пограничной безопасности, направленные на приведение ее в соответствие с действующим федеральным законодательством.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа, оценки и выводы позволяют уточнить, дополнить и усилить имеющиеся идеи, подходы, определяющие направления в совершенствовании правовых основ деятельности Пограничной службы. Теоретические положения и выводы, сформулированные на основе исследования, могут быть использованы:

— при подготовке нормативных правовых актов (на федеральном и ведомственном уровнях), учредительных документов региональных управлений, органов и организаций Пограничной службы;

— в процессе преподавания курсов теории государства и права, военного, конституционного и муниципального права и ряда спецкурсов, посвященных правовому регулированию деятельности различных правоохранительных органов.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы исследования обсуждались на кафедре государственно-правовых дисциплин Московского пограничного института ФСБ России, были отражены в научных статьях автора, в материалах межведомственной научно-практической конференции, посвященной актуальным проблемам правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности (общий объем публикаций 1,5 п.л.), использовались при проведении занятий с курсантами и слушателями Московского пограничного института ФСБ России.

Структура диссертации обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (по 2 параграфа каждая), заключения, библиографии, приложений. В процессе изложения материала и в конце каждого параграфа приводятся выводы и предложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные выводы, предложения и рекомендации применительно к теории и практике правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России.

Главной целью практической деятельности государства и общества в сфере пограничной безопасности является совершенствование Пограничной службы ФСБ России для обеспечения возможного адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть.

Конституция Российской Федерации, Концепция национальной безопасности Российской Федерации являются основами для разработки конкретных программ, планов и организационных документов в области обеспечения национальной безопасности. Именно на базе утвержденных Президентом Российской Федерации концептуальных подходов к обеспечению безопасности России должны разрабатываться и разрабатываются частные доктрины и стратегии реализации государственной политики во всех сферах жизни и деятельности общества и государства, в том числе и в области пограничной безопасности Российской Федерации.

Государственная граница Российской Федерации как государственно-правовая категория, определяющая пределы распространения государственного суверенитета, а также пределы государственной территории России, занимает в жизни общества очень важное место. Ее роль и содержание определяются многими объективными и субъективными условиями и факторами, которые подвижны и переменчивы по своему характеру. На ее защиту и охрану особое влияние оказывает развитие научно-технической мысли в области вооружений, освоение войсками новейших военных технологий, качественная подготовка личного состава, социально-психологическое состояние общества, взаимосвязи между военнослужащими и государством.

Проведенное исследование проблемы привело к следующим теоретическим выводам:

1. Реализация функций государства осуществляется органами государственной власти, которые осуществляют свою деятельность через реализацию своих полномочий, закрепленных в правовых нормах. Защита и охрана государственной границы является одной из составляющих оборонной функции Российской Федерации. Для решения задач, стоящих перед государством в пограничной сфере, функционирует Федеральная служба безопасности Российской Федерации как федеральный орган исполнительной власти. Непосредственное решение пограничных вопросов возложено на Пограничную службу.

2. Проведенная государственная реформа по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации привела к созданию качественно нового федерального органа исполнительной власти — Федеральной службы безопасности Российской Федерации и его структурного подразделения с особым правовым статусом — Пограничной службы. Предшествовавший этому десятилетний период самостоятельности Пограничной службы Российской Федерации был обусловлен экономической и политической необходимостью в период становления и развития независимого демократического Российского государства. В данный исторический период государственного развития организационно-правовой механизм охраны государственной границы как одной из сторон обеспечения национальной безопасности государства требует привлечения различного рода сил и средств от войсковой составляющей до оперативных органов, а деятельность пограничных органов содержит полный спектр общественных отношений: от международного сотрудничества, оперативно-розыскных мероприятий до силовых действий с применением оружия. Все это диктует необходимость создания четких правовых основ деятельности Пограничной службы.

3. Правовая основа деятельности органов государства, являясь совокупностью правовых норм, выраженных в различных формах, определяет основные начала их функционирования. Правовая основа деятельности имеет важное значение для любого органа государственной власти при осуществлении его функций, задач и полномочий.

4. Значимость четкого определения правовых основ деятельности Пограничной службы обусловлена тем, что правовыми основами определяются и закрепляются порядок образования Пограничной службы, ее место в иерархии государственного аппарата и в системе государственного управления по обеспечению пограничной безопасности государства. Определяется вертикаль власти-подчинения и перечень тех общественных отношений, для защиты и урегулирования которых была создана Пограничная служба.

5. При формировании и развитии законодательства, закрепляющего правовые основы деятельности пограничной службы, необходимо выстраивать нормативные акты по принципу иерархической соподчиненности. Его вертикальная структура должна строиться таким образом, чтобы подзаконные нормативные правовые акты издавались на основе и во исполнение норм федерального закона «О статусе Государственной границы Российской Федерации», обоснование принятия которого было подробно изложено в работе. А любая норма в рамках названной системы должна соответствовать как Конституции Российской Федерации, так и нормам упомянутого федерального закона, замыкающего эту вертикаль. Только так возможно выстроить логичную, стройную и свободную от внутренних противоречий систему нормативных правовых актов, регулирующих отношения в пограничной сфере.

6. Для эффективного реформирования государственного управления в сфере обеспечения пограничной безопасности и создания устойчивой системы правовых основ деятельности Пограничной службы нет иного пути, кроме принятия законотворческими органами адекватных требованиям времени нормативных правовых актов. Все это потребует высокого уровня организации законодательной деятельности, включая обязательные правовые и иные экспертизы принимаемых законов.

7. Пограничная служба ФСБ России как головное структурное подразделение федерального органа исполнительной власти и как военная организация осуществляет свою исполнительную деятельность не только на основе общих принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, но и в обязательном порядке использует специфические принципы: единства системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности.

Способы выражения централизации при осуществлении власти органами военного управления разнообразны. Это осуществление руководства всеми структурными подразделениями пограничных органов ФСБ России из единого центра, подчинение их единому командованию. Центральные военные органы наделены всей полнотой прав по управлению нижестоящими военными органами и подчиненными войсками. Акты и указания вышестоящих органов и должностных лиц безусловно обязательны для нижестоящих.

Проведенное исследование дает основание выдвинуть предложения по совершенствованию действующего законодательства:

1. Продолжить работу по разработке и принятию нового Федерального закона Российской Федерации «О статусе Государственной границы Российской Федерации». Структура предлагаемого проекта закона разработана автором и представлена в приложении 3.

Разработка новой редакции федерального закона о государственной границе Российской Федерации вызвана необходимостью: формирования качественно нового облика государственной границы, обеспечивающего адекватное реагирование на изменения в политической, экономической и социальной жизни страны и способствующего развитию международных связейсовершенствования единой системы защиты долгосрочных национальных интересов Российской Федерации на государственной границе и в ее пограничном пространствеформирования новой системы построения защиты и охраны государственной границы Российской Федерацииперехода преимущественно к оперативному, оперативно-войсковому способу охраны государственной границыизменения в структуре и полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области пограничной безопасностиустранения противоречий и неточностей в действующей редакции Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».

2. Для более четкого определения содержания понятия «пограничные органы», а также для определения их места и роли в системе органов федеральной службы безопасности добавить Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» статьей 2.1. «Пограничные органы федеральной службы безопасности» следующего содержания:

К пограничным органам федеральной службы безопасности относятся: управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе. В их состав входят: региональные пограничные управления (пограничные группы), территориальные пограничные отделы ФСБ России, органы управления и органы оперативной деятельности пограничных отрядов, морских пограничных отрядов, отдельных отрядов пограничного контроля, отрядов пограничного контроля, отдельных контрольно-пропускных пунктов, а также подчиненные им пограничные заставы, подразделения пограничного контроля, морские, авиационные и резервные воинские формирования, непосредственно решающие задачи охраны государственной границы".

3. Для более четкого определения места и роли Пограничной службы в структуре Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Положение о ФСБ России необходимо внести следующие дополнения:

— пункт 5 изложить в следующей редакции: «ФСБ России для выполнения задач, возложенных на органы, и обеспечения их деятельности создает в установленном порядке Пограничную службу ФСБ России, являющуюся головным подразделением в системе органов федеральной службы безопасности и пограничных органов в сферах основных задач, возложенных на нее и другие структурные подразделения ФСБ России, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, другие органы безопасности, подразделения и организации, необходимые для реализации задач, возложенных федеральным законодательством на органы и войска, центры специальной подготовки, авиационные подразделения, а также подразделения специального назначения»;

— пункт 15 дополнить подпунктом 4 следующего содержания: «.Координация деятельности и организация взаимодействия соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на государственной границе все виды контроля за соблюдением режима государственной границы, пограничного релсима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, а также сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану государственной грани-1}ы, охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федераъ^ии, осуществляется Пограничной службой ФСБ России»;

— пункт 1 структуры органов федеральной службы безопасности изложить в следующей редакции: «Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе Пограничную службу, другие службы, департаменты, управления, другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции».

4. Огромное значение в деле правового обеспечения деятельности Пограничной службы ФСБ России играют субъекты Российской Федерации, поскольку только они, зная местные условия, культуру и особенности хозяйственной и промысловой деятельности местного населения, могут определить целесообразность установления на том или ином участке Государственной границы Российской Федерации пограничной зоны и конкретное содержание правил пограничного режима, а также принять необходимые нормативные правовые акты.

Вместе с тем существующая нормативная правовая база субъектов Российской Федерации, обеспечивающая осуществление деятельности Пограничной службы ФСБ России по охране государственной границы, во многом противоречит федеральному законодательству и требует тщательной переработки.

Алтайский край, Астраханская область, Волгоградская область, Курганская область, Магаданская область, Чукотский автономный округ и др.). Контроль за этой деятельностью в целях формирования в Российской Федерации единого правового пространства согласно федеральному законодательству, должны осуществлять в пределах своей компетенции Конституционный Суд Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Министерство юстиции Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации в пределах своей компетенции.

Для защиты интересов Российской Федерации на Государственной границе Российской Федерации необходимо, чтобы всеми приграничными субъектами Российской Федерации были установлены пограничные зоны и пограничные режимы, и в первую очередь это касается тех субъектов Российской Федерации, на границе которых сложилась сложная обстановка. Например, на участке границы в пределах территории Чеченской Республики в целях недопущения проникновения на территорию Российской Федерации или ухода в Грузию чеченских боевиков и иностранных наемников, а также вдоль побережья Каспийского моря в пределах Республики Дагестан.

5. Указом Президента Российской Федерации утвердить Концепцию развития Пограничной службы ФСБ России до 2010 года с целью: обоснования необходимости уточнения замысла и основных направлений создания перспективной системы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере и ее главной подсистемы — системы защиты и охраны государственной границыформирования новых подходов к обеспечению национальных интересов в пограничной сфереуточнения перспективного облика пограничной сферы и требований к системе обеспечения национальных интересов в нейуточнения Перспективного облика государственной границы и требований к системе ее защиты и охраныразработки замысла создания перспективной системы обеспечения национальных интересов в пограничной сфереуточнения замысла создания, структуры и состава системы защиты и охраны государственной границы и ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерацииуточнения основных направлений деятельности государства по формированию перспективной системы обеспечения национальных интересов в пограничной сфере и системы защиты и охраны государственной границы и ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерацииоценки (на период до 2010 года) уровней эффективности и необходимых ресурсов для разработки и внедрения системы обеспечения национальных интересов в пограничной сфере и системы защиты и охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их ресурсов. уточнения механизма реализации Концепции с учетом разработанных, заданных для разработки и планируемых государственных (межгосударственных, союзных), федеральных целевых программ, касаемых пограничной сферы, а также перспективных планов строительств и развития заинтересованных министерств и ведомств и приграничных субъектов Российской Федерации.

6. В Положении о Пограничной службе ФСБ России определить понятие деятельности Пограничной службы ФСБ России, дополнив п. 5.1 в следующей редакции: «Деятельностью Пограннчной службы ФСБ России является совокупность непрерывных, активных, согласованных и взаимосвязанных по месту и времени организационно—управленческих действий по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федераъщи, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Россииской Федерации, а также в целях защиты экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пограничном пространстве. Деятельность Пограничной службы ФСБ России осуществляется с использованием управленческих, организационных, информационно—аналитических, нормотворческих, уголовно-процессуальных, административно-процессуальных и иных приемов и методов для достижения стоящих перед ней целей».

7. Автор с учетом проведенного анализа правовых основ деятельности Пограничной службы предлагает уточненный и дополненный проект Положения о Пограничной службе ФСБ России.

В заключение хотелось бы отметить, что правовые основы деятельности приобретают созидательный смысл тогда, когда в органах государственной власти находится на должном уровне организационный механизм управления всеми процессами обеспечения безопасности на Государственной границе Российской Федерации. Каждой норме права должен корреспондировать определенный организационный институт ее практической реализации. Только при таких условиях мы сможем быть уверены в том, что нормы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и федеральных законов, а так же других правовых актов реально исполняются и приводят общественные отношения в области обеспечения пограничной безопасности в искомое состояние.

Диссертационный анализ новой и. недостаточно теоретически разработанной проблемы правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России, осуществленный преимущественно в теоретико-правовом ключе, имеет законченный характер с точки зрения реализации поставленных научных целей и полученных результатов. Однако он далеко не исчерпывает всех аспектов и проблем теории и практики правовых основ деятельности Пограничной службы ФСБ России. Диссертант не только не претендует на это, но, представляя один из вариантов осмысления темы исследования, наоборот, подчеркивает важность дальнейшего ее анализа. На эту работу автор ориентирован и в дальнейшей своей научной и практической деятельности.

Многогранность предмета исследования не позволила диссертанту в полной мере осветить все затронутые в работе проблемы. Представляется необходимым провести дополнительные научные исследования таких вопросов, как взаимодействие Пограничной службы с другими органами государственной власти по обеспечению пограничной безопасности, правовых основ организации деятельности пограничных органов (органов пограничного контроля, пограничных органов морской охраны и т. д).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята: всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. — 25 дек.
  2. Всеобщая декларация прав человека: Принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. — 10 дек.
  3. Декларация о соблюдении суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ государств-участников Содружества Независимых Государств // Бюллетень международных договоров. 1994. — № 7. — С. 9.
  4. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1— ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 1. — Ст. 1.
  5. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1— ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 9. — Ст. 1011.
  6. Федеральный конституционный Закон от 17 декабря 1997 г. № 2— ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 51. — Ст. 5712.
  7. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 26. — Ст. 3170.
  8. Федеральный конституционный Закон от 30 мая 2001 г. № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 23. — Ст. 2277.
  9. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1— ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 5. — Ст. 375.
  10. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изм. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002.-№ 1(4.1).-Ст. 3.
  11. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61— ФЗ (с изм. от 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 августа, 11 ноября 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 22. — Ст. 2066.
  12. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (с изм. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 44.-Ст. 4147.
  13. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485—1 «О государственной тайне» (с изм. от 6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 41. — Ст. 4673.
  14. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 29. — Ст. 2757.
  15. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N° 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995.-№ 33. — Ст. 3349.
  16. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 49. — Ст. 4694.
  17. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 23. — Ст. 2750.
  18. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 31.-Ст. 3808.
  19. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 31.- Ст. 3833.
  20. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. -№ 51.- Ст. 6273.
  21. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. — № 30. — Ст. 3032.
  22. Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 620 «Об образовании Пограничных войск Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. — № 25. — Ст. 1410.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 16 июля 1997 г. № 725 «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных Сил Российской Федерации и совершенствованию их структуры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. -№ 29. — Ст. 3516.
  24. Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. № 220 «О некоторых мерах по совершенствованию государственного управления вобласти обороны и безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1998.-№ 10.-Ст. 1155.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 949 «Об утверждении Положения о Совете Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. — № 32. — Ст. 4041.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 2. — Ст. 170.
  27. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 17. — Ст. 1852.
  28. Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000 г. № 1603 «Вопросы межведомственных комиссий Совета Безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. -№ 37.-Ст. 3701.
  29. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2000 г. № 2078 «Об утверждении структуры аппарата Совета безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 1. — Ст. 67.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 2001 г. № 276 «О награждении медалью „За отличие в охране государственной границы“ граждан Республики Таджикистан» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 11. — Ст. 1020.
  31. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2001 г. № 337с «Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 14. — Ст. 1326.
  32. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.-№ 12.-Ст. 1101.
  33. Указ Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 324 «О временном исполнении обязанностей директора Федеральной пограничной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 12. — Ст. 1112.
  34. Указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 33. — Ст. 3254.
  35. Указ Президента Российской Федерации от 27 октября 2003 г. № 1264 «Об утверждении Положения о Государственной пограничной комиссии и ее состава по должностям» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 44. — Ст. 4293.
  36. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. — № 11, — Ст. 945.
  37. Постановление Правительства России от 15 апреля 1995 г. № 339 «О порядке привлечения граждан к охране государственной границы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 17.-Ст. 1445.
  38. Постановление Правительства России от 15 мая 1995 г. № 462 «О пограничных представителях Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. — № 21. — Ст. 1971.
  39. Постановление Правительства России от 6 марта 1996 г. № 252 «О порядке обеспечения деятельности Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 12. — Ст. 1130.
  40. Постановление Правительства России от 8 января 1998 г. № 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 2. — Ст. 273.
  41. Постановление Правительства России от 16 марта 2000 г. № 230 «О формировании банка данных о внешней границе исключительной экономической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. — № 13. — Ст. 1369.
  42. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года, № 781−11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 49. — Ст. 5506.
  43. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 1997 г. № 16-П «По делу о проверке конституционности статьи 11(1)
  44. Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года „О Государственной границе Российской Федерации“ в редакции от 19 июля 1997 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. — № 46. — Ст. 5339.
  45. Приказ Минобороны Российской Федерации от 23 мая 1999 г. № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации» (с изм. от 27 мая 2004 г.). Текст приказа официально опубликован не был.
  46. Приказ ФПС России от 14 июня 2002 г. № 375 «Об утверждении Положения об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2002. -№ 31.
  47. Приказ ФСБ России от 2 февраля 2004 г. № 70 «О признании утратившим силу приказа ФПС России от 6 декабря 2001 г. N° 740» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. — № 9.
  48. Конституция (Основной Закон) Кабардино-Балкарской Республики от 26 мая 1976 г. Конституции республик в составе Российской Федерации. -Вып. 1. -М.: Государственная Дума, 1995.
  49. Конституция Республики Коми от 17 февраля 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  50. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  51. Устав (Основной Закон) Ставропольского края от 29 сентября 1994 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  52. Устав (Основной Закон) Оренбургской области от 19 октября1994 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  53. Устав Свердловской области от 28 октября 1994 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  54. Устав Курганской области от 1 декабря 1994 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  55. Конституции Удмуртской Республики от 7 декабря 1994 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  56. Устав Липецкой области Российской Федерации от 9 февраля1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 1. — М.: Государственная Дума, 1995.
  57. Конституция Республики Адыгея от 10 марта 1995 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 2. — М.: Государственная Дума, 1996.
  58. Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа от 26 апреля 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 2. -М.: Государственная Дума, 1996.
  59. Конституции Республики Хакассия от 25 мая 1995 г. // Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 2. — М.: Государственная Дума, 1996.
  60. Устав Основной Закон города Москвы от 28 июня 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. — Вып. 2. — М.: Государственная Дума, 1996.
  61. Устав (Основной Закон) Воронежской области от 20 июля 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 3. — М.: Государственная Дума, 1997.
  62. Устав (Основной Закон) Смоленской области от 22 сентября 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 3. — М.: Государственная Дума, 1997.
  63. Устав (Основной Закон) Курской области от 2 ноября 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 3. — М.: Государственная Дума, 1997.
  64. Устав (Основной Закон) Самарской области от 21 декабря 1995 г. // Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. Вып. 3. — М.: Государственная Дума, 1997.
  65. Договор о сотрудничестве между Челябинской областью и Федеральной пограничной службой Российской Федерации от 22 октября 1996 г.
  66. Договор о сотрудничестве между Администрацией Архангельской области и Арктической группой Пограничных войск ФПС Российской Федерации по вопросам охраны Государственной границы Российской Федерации на территории Архангельской области от 24 мая 1997 г.
  67. Договор о сотрудничестве между Астраханской областью и ФПС Российской Федерации от 29 мая 1997 г.
  68. Н.Г. Понятие источника права // Учен. тр. ВИЮН. -М, 1946. Вып. VIII. — С. 53−54.
  69. Н.Г. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений // Учен. зап. ВИЮН. 1947. Вып. VI. — С. 68.
  70. А.Ф. Правовые основания применения Вооруженных Сил Российской Федерации по защите целостности и неприкосновенности территории России: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2001.
  71. А.Г. Граница это люди, а не просто черта на карте // Независимое военное обозрение. — 1997. — № 10.
  72. A.M. Правовые основы организации гражданской обороны в СССР: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1978.
  73. П.В. Правовое регулирование деятельности военной полиции за рубежом (на примере США и ФРГ): Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000.
  74. С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. М., 1999. — 315 с.
  75. Ю.Г. Территория в международном праве. -М., 1958. — 135 с.
  76. O.K. Справедливость и законность в деятельности органов внутренних дел (теоретические проблемы): Дис.. канд. юрид. наук., СПб., 1994.- 192 с.
  77. Л.Л. Нормативные акты правоохранительных органов (общетеоретический аспект): Дис.. канд. юрид. наук., Харьков, 1990. — 197 с.
  78. В.В. О правовой основе развитого социалистического общества // В кн.: Актуальные вопросы советской юридической науки. Саратов, 1978.
  79. С.В. Правоведение: Учебник. М.: Эксмо, 2004. — 432 с.
  80. С.А. Конституционно-правовой режим государственной границы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998. — 189 с.
  81. А.И. Методологические основы государственной пограничной политики Российской Федерации: Дис.. канд. филос. наук. М.: АПВ, 1995.-220 с.
  82. А.И. Пограничная деятельность в Российской Федерации: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2001. — 401 с.
  83. А.Г. Правовое регулирование пограничного режима в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М.: МПИ ФСБ России, 2002.- 197 с.
  84. А.Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права: Учебник / Под общ. ред. проф. В. А. Кучинского. М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2004.
  85. Д.С., Полянский В. В., Старилов Ю. Я. Административное право: история развития и основные современные концепции. М., 2002. — 578 с.
  86. Ю.А. Жизненно важные интересы Российской Федерации в пограничном пространстве на рубеже XX XXI вв. и роль ФПС Российской Федерации в их защите: Дис.. канд. юрид. наук. — Ярославль, 1999. — 210 с.
  87. Е.Ю. Правовая основа государственной и общественной жизни (теоретические аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. М., 1984. — 187 с.
  88. Т.В. Актуальные проблемы теории источников права: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2000.
  89. Ю.В. Армия в политической системе современного общества: Дис.. канд. филос. наук. М.: ГАВС, 2000 — 197 с.
  90. В.А. Федеральная пограничная служба Российской Федерации, предназначение, структура и выполняемые функции. М.: Академия ПВ РФ, 1995.-36 с.
  91. С.Г. Правовое обеспечение военной безопасности России: Дис.. канд. юрид наук. М.: ВУ, 2000.
  92. JI.H. Концепция закона: отрицание отрицания // В кн.: Теория права, новые идеи. Вып. 3. — М.: ИГПАН, 1993. — С. 7.
  93. В.И. Правовое регулирование деятельности Пограничных войск Федеральной пограничной службы России по охране Государственной границы Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1998. — 198 с.
  94. В.А. Военная безопасность России: политико-правовые проблемы: Дис. д-ра юрид. наук. М.: ВУ, 1999. — 404 с.
  95. Г. А. Правовые основы организации деятельности юридической службы Вооруженных Сил РФ: Дис.. канд. юрид наук. М.: ВУ, 2000.- 193 с.
  96. С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации: Монография. М.: Народный учитель, 2002.-305 с.
  97. Г. Н. Правовые основы советской военной службы: Дис.. канд. юрид. наук. -М.: ВЮА, 1955. 198 с.
  98. Р.А., Мигачев Ю. А. Международное право: Учебник. -М.: Эксмо, 2004.-688 с.
  99. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. — 184 с.
  100. В.П. Национальная безопасность, военная и пограничная политика Российской Федерации. М., 2000. — 239 с.
  101. И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования (вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук., М., 1991 -193 с.
  102. А.А. В поисках выхода. Военно-политические аспекты международной безопасности. М.: Политиздат, 1989. — 271 с.
  103. Г. А. Социально-политические тенденции развития Пограничных войск: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: ВПА, 1976. — 22 с.
  104. Н.Л. Правовые основы системы информационной безопасности военного управления: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2001. — 187 с.
  105. Н.М. Русское государственное право. Т.1. СПб., 1892.-457 с.
  106. В.М. Правовые основы военно-социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1998.- 198 с.
  107. П.А. Социально-философский анализ пограничной политики России в Центрально-азиатском регионе в 90-х годах XX века: Дис.. канд. филос. наук. -М., 1997. 203 с.
  108. А.В. Правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис.. д-ра. юрид. наук. М.: РАГС, 2003. — 408 с.
  109. А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 574 с.
  110. В.В. Правовое регулирование военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами: Дис.. д-ра. юрид. наук. М.: РАГС, 2003. — 409 с.
  111. М.Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. — М, 1996.- 197 с.
  112. Г. А. Правовое положение органов управления военных округов: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВКИ, 1988. — 203 с.
  113. В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: Юристь, 1999. — 347 с.
  114. В.В. Общая теория права и государства: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. -М.: Юристъ, 2001. 358 с.
  115. В.В. Юридические коллизии в правовом регулировании охраны Государственной границы Российской Федерации (теоретико-правовой анализ): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. — 31 с.
  116. А.А. Советские военно-правовые нормы и их особенности: Дис.. канд. юрид. наук. М., 1950. — 198 с.
  117. А.Л. Состояние и перспективы международно-договорной деятельности ФПС России в свете пограничной политики Российской Федерации // Научно-информ. сб. -М.: Граница, 1996.
  118. М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник. — М.: ТК Велби: Проспект, 2005. 610 с.
  119. М.Н. Источники права: Учеб. пособие. М.: ТК Велби: Проспект, 2005.
  120. Н.И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 2001. — 483 с.
  121. М. Иерархия в праве // Вестник МГУ. 1999. — № 6. -С. 53.-(Право).
  122. Д.В. Правовые основы взаимодействия Пограничной службы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: Дис.. канд. юрид. наук. М.: МПИ ФСБ России, 2003. — 196 с.
  123. Г. И. Источники права (теоретические аспекты проблемы)// Правоведение. 1992. — № 2. — С. 23−30.
  124. B.C. Проблемы общей теории государства и права: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2002. — 832 с.
  125. А.И. Военные аспекты обеспечения безопасности Российской Федерации // Международная жизнь. 1993. — № 9.
  126. А.И. Граница должна быть удобной // Аргументы и факты. 1995. — 10 февр.
  127. А.И. Федеральная пограничная служба: настоящее и будущее // Граница: Вестник информации. 1996. — № 5.
  128. А.И. О будущем с надеждой // Вестник границы России. — 1996.- № 4.
  129. А.И. Пограничная политика России // Независимое военное обозрение. 1996. — 28 нояб.
  130. А.И. Реализация «Основ пограничной политики» началась // Пограничник Забайкалья. 1997. — 18 февр.
  131. А.И. В России особое отношение к пограничникам // Граница России. 1997. — № 21.
  132. А.И. От войсковой структуры к специальной государственной службе // Независимая газета. — 1997. — 19 нояб.
  133. А.И. Пограничная политика Российской Федерации. М., 1998.-540 с.
  134. Н.М. Нормативные акты министерств и ведомств в СССР.-М., 1975.-173 с.
  135. В.Ф. Информационное обеспечение национальной безопасности России: Дис.. канд. филос. наук. М.: ВУ, 1996. — 197 с.
  136. О.А. Правовые основы организации и деятельности юридической службы военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 2000. — 199 с.
  137. А.А. Место и роль ФПС России в системе безопасности Российской Федерации (философско-политологический анализ): Дис.. канд. филос. наук. М.: Академия ФПС России, 1998. — 203 с.
  138. В.А. Конституционно-правовые основы военной реформы в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: РАГС, 2001. — 189 с.
  139. В.П. Система обеспечения национальной безопасности России: проблемы формирования и совершенствования: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М.: В, А РВСН им. Петра Великого, 1997. — 22 с.
  140. А.С. Основы теории государства и права: Учебник М.: ВШ, 1982.-348 с.
  141. Погранология: правовые основы: Монография / Ю. С. Ромашев, Б. В. Ганюшкин, Ю. А. Баскин и др. М.: Отделение погранологии МАИ, 2000. — 295 с.
  142. В.Е. Пограничная безопасность // Интервью заместителя директора руководителя Пограничной службы ФСБ России // Граница России. — 2004. 20 мая.
  143. В.Н. Теория права и государства: вопросы и ответы. — М.: 1999−230 с.
  144. С.В. Правовое регулирование военного положения в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1998. — 189 с.
  145. В.В. Пограничные войска КГБ СССР, их служебно-боевое предназначение и основы действий. М.: ВАФ, 1986. — 238 с.
  146. Н.Н. Концепция охраны Государственной границы: Дис. канд. филос. наук. -М.: ВИПКОС, 1992. 228 с.
  147. И. Социалистическое право. М., 1964. — 257 с.
  148. П.Н. Режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу. М.: Академия ФПС России, 2001.- 120 с.
  149. В.А. Государственные границы: социально-философский анализ: Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: ВПКК, 1991. — 47 с.
  150. В.Г. Военное право: Учебник. М.: За права военнослужащих, 2004. — 640 с.
  151. И.С. Основные черты нормативных актов социалистического государства // Социалистическое государство и право. 1968. — № 4. — С. 22−30.
  152. А.С. Конституционно-правовое регулирование военной службы в Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: РАГС, 1999. — 189 с.
  153. Н.В. Проблемы верховенства закона: Дис.. канд. юрид. наук. Минск, 1993. — 185 с.
  154. Д.В. Правовое регулирование военной службы солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации: Дис. канд. юрид. наук. М.: ВУ, 1996. — 183 с.
  155. В. М., Логические основания общей теории права. Т. 1. Элементный состав. 2-е изд. — М.: Юстицинформ, 2004. — 528 с.
  156. Н.В. Система, источники и форма права // Право в странах социалистической ориентации. М., 1979. — С. 60.
  157. Ю.А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Государство и право. 1994. — № 1. — С. 4.
  158. .У. Проблемы иерархии нормативных правовых актов: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Алматы, 2000. — 28 с.
  159. А.И. Перспективы охраны новых участков государственной границы Российской Федерации: Дис.. канд. воен. наук. М.: АПВ РФ, 1994. — 225 с.
  160. А.И. ФПС: реформы // Граница: Вестник информации. -1995.-№ 5.
  161. А.И. Граница должна объединять // Вестник границы России. 1997. -№ 6.
  162. В.Э. Теоретико-правовые аспекты установления пограничных зон и пограничных режимов в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М.: МПИ ФСБ России, 2002. 250 с.
  163. В.Б. Проблемы правового обеспечения пограничной безопасности // Актуальные проблемы правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. Ч. 1. М.: МПИ ФСБ России, 2004. — С. 17−28.
  164. В.Е. Правовые основы пограничной безопасности Российской Федерации // Правовое обеспечение пограничной безопасности: Матер, межвед. научно-практ. конф. М.: МВИ ФПС России, 2001. — С. 18−26.
  165. О.В. Правовое регулирование действий воинского контингента Российской Федерации в миротворческих операциях (международно-правовые аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. -М.: ВУ, 2001. 189 с.
  166. А.Ф. Форма советского права. М., 1968 — 347 с.
  167. А.Ю. Новый пограничный закон России: Учебно-практ. пособие.-М., 2000.-53 с.
  168. Н.Ю. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития М.: Новая Правовая культура, 2004.
Заполнить форму текущей работой