Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация мониторинга качества знаний старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого в школах создается система мониторинга — постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. Проблема мониторинга образовательных достижений учащихся является одной из наиболее сложных в системе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы интеграции педагогических и информационных технологий в учебно-воспитательный процесс инновационного образовательного учреждения
    • 1. 1. Консалтинг и научно-инновационная деятельность в системе образования
    • 1. 2. Информатизация образования как процесс интеллектуализации учителя и обучаемого
    • 1. 3. Дидактические особенности интеграции педагогических и информационных технологий в общеобразовательной школе
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. Качество управления педагогическим процессом в контексте инновационных преобразований общеобразовательной школы
    • 2. 1. Онтология образования как структура, движущие силы и противоречия образовательного процесса
    • 2. 2. Основные виды и сущность учебной информации как важнейшие составляющие педагогических технологий
    • 2. 3. Системный подход как средство управления качеством обучения
  • Выводы ко второй главе
  • Глава III. Контроль качества знаний старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе
    • 3. 1. Особенности оценивания качества обучения старшеклассников с помощью информационных технологий
    • 3. 2. Классификация и характеристика программных средств информационной технологии обучения
    • 3. 3. Мониторинг качественных показателей содержания образовательных достижений учащихся в общеобразовательной школе
  • Выводы к третьей главе

Организация мониторинга качества знаний старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В последние годы в России, а также во многих других странах мирового сообщества все больше внимания уделяется проблеме информатизации образования, которая начинает рассматриваться как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Она подразумевает процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий. Информатизация образования как процесс интеллектуализации деятельности обучающего и обучаемого, развивающийся на основе реализации возможностей средств информационных технологий, поддерживает интеграционные тенденции процесса познания закономерностей предметных областей и окружающей среды (социальной, экологической, информационной и др.), сочетая их с преимуществами индивидуализации и дифференциации обучения, обеспечивая тем самым синергизм педагогического воздействия.

Общепризнано, что в перспективной системе образования должны доминировать информационные компоненты, так как система образования не только дает необходимые знания о новой информационной среде общества, но и формирует новое мировоззрение. Мировоззрение же основано на понимании определяющей роли информации и информационных процессов в природных явлениях, человеческом обществе. Таким образом, проблема информатизации сферы образования не может рассматриваться лишь как инструментально-технологическая или как проблема насыщения сферы образования средствами информатики и создания на их основе педагогических инструментов. Сегодня необходимо ставить вопрос об изменении целей образования, их принципиально новой ориентации на проблемы информационной цивилизации.

В настоящее время в России уже создано достаточное количество оригинальных разработок — специализированных обучающих, контролирующих и обучающе-контролирующих программ. Внедрение информационных технологий в образование требует серьезной исследовательской работы, от которой зависит успех создания и использования этих средств в учебном процессе. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования до 2010 года и других документах по вопросам его реформирования отмечается, что общегосударственной задачей, важным направлением повышения качества образования должна стать его информатизация, для этого предстоит разработать новые информационные технологии, осуществить массовое повышение квалификации педагогов, создать индустрию производства электронного образовательного продукта. Результатом такого процесса должно стать, прежде всего, повышение качества образования, так как именно качество образования является главным критерием внутренней и внешней оценки учебного заведения.

В имеющихся научных исследованиях представлены такие направления повышения качества образования, как управление качеством образования на основе новых информационных технологийопределение качества образования как многокомпонентной системы и выделение ее структурных элементовиспользование мониторинга как основного средства информации о качестве образования (В .А Кальней, Д. Ш. Матрос, М. М. Поташник, A.A. Скам-ницкий, С. Е. Шишов и др.).

Базовыми для разработки современной проблемы информатизации системы образования и ее совершенствования являются исследования общих закономерностей развития средней и высшей школы (С.И. Архангельский, С. А. Бешенков, В. В. Бизюк, Ю. С. Брановский, А. Г. Гейн, Б. С. Гершунский, А. П. Ершов, С. И. Зиновьев, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и мн. др.).

Теоретические вопросы использования информационных технологий в образовании разработаны в научных исследованиях Н. Е. Астафьевой, Ю. С. Брановского, В. П. Беспалько, В. В. Бизюка, А. И. Берга, В. Г. Разумовского, и др. Использованию и оценке применения отдельных информационных технологий в образовании посвящены работы И. Б. Готской, И. В. Роберта, A.A. Беспалько, И. Е. Вострокнутова, Е. В. Кашириной. Их содержание говорит о том, что в настоящее время происходит активное внедрение компьютерных технологий в процесс обучения по различным специальностям и дисциплинам в общеобразовательной школе. Нами проанализированы монографии и диссертации по теме исследования Х. В. Василаиди, JI.K. Боста-новой, Я. В. Ворохбиной, И. А. Гуриной, A.A. Узденовой.

Психолого-педагогическим основам, состоянию и перспективам использования современных информационных технологий в учебном процессе, влиянию их на процесс повышения качества образования посвящены труды Асмолова А. Г., Афанасьева В. Г., Богдановой Д. А., Брановского Ю. С., Ваграменко Я. А., Ворониной Т. П., Вострокнутова И. Е., Лобаче-ва С.Л., Полат Е. С., Машбица Е. И., Монахова В. М., Роберт И. В., Солдат-кина В.И., Тихомирова В. П. и др.

Особо актуальной является разработка вопросов информатизации образования, применения информационных технологий для обеспечения управления качеством знаний. Еще большую актуальность в нашем исследовании приобретает организация мониторинга качества знаний старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

Недостаточность научных исследований по проблеме мониторинга качества знаний учащихся общеобразовательных школ в процессе использования инфокоммуникационных технологий, а также творческий подход к решению проблем глобализации и модернизации школьного образования на современном этапе обусловили необходимость разрешения ряда противоречий между:

— необходимостью и потребностью в оперативной, доступной, полной информации для участников образовательного процесса в целях повышения качества знаний учащихся и недостаточной разработкой современных эффективных систем представления такой информации;

— значимостью инфокоммуникационных технологий в интеграции различных предметных областей знаний и недостаточным представлением их роли в образовательном процессе;

— ростом информационных потребностей учащихся и несформирован-ностью у широких масс педагогов достаточного уровня информационной культуры для работы с современными информационными педагогическими ресурсами.

Необходимость разрешения этих противоречий усиливает актуальность исследования и в практическом аспекте. Совокупность обозначенных противоречий позволяет сформулировать проблему исследования: какова методика организации мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: внутришкольный мониторинг качества образования старшеклассников в общеобразовательной школе.

Предметом исследования является управление качеством знаний старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий.

Гипотеза исследования. Управление качеством знаний старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий повысится, если:

— будет разработана и внедрена информационно-консалтинговая система, основанная на анализе потребностей субъектов образовательного процесса в информационных и консалтинговых услугах, разработанной классификации нормативно-правовых и методических документов профессионального образования, схеме информационного обмена в общеобразовательной школе и его педагогического сопровождения;

— будут определены критерии и показатели качества знаний выпускников общеобразовательной школы, в соответствии с которыми построена система мониторинга качества образования;

— будет осуществлен мониторинг качества знаний старшеклассников в общеобразовательной школе в процессе использования инфокоммуника-ционных технологий по избранным критериям и показателям.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:

1. Раскрыть основные направления использования современных инфо-коммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

2. Выявить педагогические условия применения инфокоммуникационных технологий в образовательной среде школы.

3. Разработать критерии и показатели качества знаний.

4. Разработать методику и определить дидактические условия к реализации мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

5. Рассмотреть понятие «консалтинг», выявить особенности педагогической консалтинговой системы, разработать ее основное содержание.

Методологическую основу исследования составили философские положения о природе и сущности деятельности, единстве теории и практики, об объективных тенденциях развития общества и науки, об иерархичности и функциональности системконцепции о взаимосвязи культуры и личноститеория личностно ориентированного подхода к образованиютеория естественной интеграциитеория когнитивного сознанияконцепция формирования информационной культуры образовательного пространстваположения концепции образования с использованием компьютерных технологий, а также нормативно-правовые документы Российской Федерации в области образования.

Теоретической основой исследования являются: теории информатизации, применения информационных технологий в образовании (Н.Е. Астафьева, Б. С. Гершунский, И. И. Дзегеленок, Е. С. Полат, И. В. Роберт и др.) — теории организационно — методического обеспечения образования (В .А. Ермоленко,.

А.Н. Лейбович, Ю. А. Якуба и др.) — концепции, идеи организации образовательного процесса на основе использования инфокоммуникационных технологий и связанные с ними новые виды учебной деятельности (Ю.С. Брановский, Я. А. Ваграменко, A.A. Кузнецов, А. Н. Матюшкин, П. И. Образцов, Ю.Г. Та-тур) — положения теории программированного, проблемного, развивающего обучения (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, H.A. Менчинская, Н. Ф. Талызина, И.С. Якиманская) — теории профессионального образования (С.Я. Батышев, Е. Я. Бутко, A.M. Новиков, Е. П. Смирнов и др.) — теории управления качеством профессионального образования (Д.Ш. Матрос, М. М. Поташник, H.A. Селезнева, А. И. Субетто, Т. И. Шамова и др.) а также нормативно-правовые и методические документы по обеспечению организации общего и профессионального образования.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, а также электронных ресурсовобобщение и конкретизация, систематизация, сопоставление и констатирующее сравнениеэмпирические: педагогическое наблюдениеопросы (анкетирование, беседы, интервьюирование) — оценивание (самооценка, экспертная оценка) — анализ результатов педагогической деятельностиконстатирующий, формирующий и контрольный этапы экспериментастатистические: количественная и качественная обработка материалов методами математической статистики.

Организация, этапы и база исследования. Исследование выполнялось поэтапно с 2001 по 2006 годы. Экспериментальная работа проводилась на базе общеобразовательных учреждений №№ 1,10,17,20 г. Ставрополя.

На первом этапе эксперимента (2001;2002 гг.) изучалась и анализировалась отечественная и зарубежная философская, психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследованиявыявлялись проблемы повышения качества учебного процесса в общеобразовательной школе. Полученный материал позволил определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе (2002;2004 гг.) проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблемеопределялся категориальный аппарат исследованияуточнялась общая гипотезапроводился формирующий этап эксперимента.

На третьем этапе (2004;2006 гг.) осуществлялись анализ результатов исследования и выводов предыдущих этаповкачественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация, обобщение и научная апробацияоформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— разработана методика мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе;

— представлена и внедрена информационно-консалтинговая система, основанная на совокупности взаимосвязанных элементов (нормативные документы, информационные потоки, информационно-аналитическая служба, информационно-консалтинговый банк), направленных на сбор, анализ, передачу информации, оказание консультационных услуг, а также пользователей информационной, консалтинговой базы и обеспечивающая повышение качества подготовки будущих специалистов — выпускников общеобразовательной школы.

— выявлена необходимость педагогического сопровождения в управлении качеством знаний учащихся средствами инфокоммуникационных технологий, которая стимулирует взаимодействие субъектов образовательного процесса, а в конечном итоге достижение цели профессионального самоопределения старшеклассников.

— разработаны дидактические требования к организации мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

Теоретическая значимость исследования заключается в:

— уточнении содержания терминов «педагогический консалтинг», «информационно-консалтинговая система», «информационные технологии», «педагогический мониторинг»;

— определении теоретических и методических основ повышения уровня качества знаний учащихся общеобразовательных школ посредством формирования у них информационной культуры;

— конкретизации сущности и определении основных составляющих информационно-консалтинговой системы, ее роли в повышении качества знаний выпускников школ;

— обосновании этапов мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе;

— выявлении перспективности использования мониторинга в процессе оценки знаний учащихся при использовании инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы обеспечивают эффективность подходов для реализации мониторинга качества оценки знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе, создают необходимые условия для обеспечения процесса подготовки учащихся общеобразовательных учреждений с помощью информационных технологий. Внедрение в практику полученных результатов позволяет оценить качество знаний выпускников школ в области информационных технологий. Разработанная модель педагогической консалтинговой системы и дидактические условия организации мониторинга качества знаний позволяют повысить познавательный уровень выпускников общеобразовательных школ. Обобщенный материал по результатам исследования включен в учебный процесс общеобразовательных школ г. Ставрополя.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются использованием современных научных концепций, единым методологическим подходом, методологической выраженностью исходных положений диссертации, использованием комплексных методов, соответствующих объекту, предмету, целям и задачам исследования, экспериментальной базой, необходимой для продуктивной апробации теоретических положений и выводов, достаточной репрезентативностью полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Критерии и показатели качества подготовки учащихся общеобразовательных школ, уровень информационного обмена, качество обучения, в соответствии с которыми построена система мониторинга качества знаний, обеспечивающая проверку эффективности информационно-консалтинговой системы.

2. Управление педагогическим процессом в контексте инновационных преобразований общеобразовательной школы есть сложный многоступенчатый процесс, основой которого является системный подход, слагаемый из определения целей и критериев функционирования процесса обучения, структуризации, чтобы проектируемая система наилучшим образом соответствовала указанным целям и критериям.

3. Контроль качества знаний учащихся общеобразовательной школы в процессе использования инфокоммуникационных технологий представляет собой комплекс организационно-педагогических (формирование культуры умственного труда, умения планировать свою деятельность, критически соотносить план работы с реальными действиями), психолого-педагогических мероприятий (установление психологических механизмов взаимодействия преподавателя ученика и информационных технологий в учебном процессе), технологических операций и процедур (определение возлагаемых на компьютер функций и выбор способов их реализации), в совокупности обеспечивающих достижение диагностируемой и проверяемой цели.

4. Мониторинг качества знаний в процессе использования инфокомму-никационных технологий в общеобразовательной школе должен быть систематизированным, комплексным процессом, включающим четыре этапа: подготовительный, основной, аналитический, оценочный.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на кафедре кор-рекционной педагогики и психологии Ставропольского государственного университета, на пятидесятой научно-практической конференции преподавателей и студентов «Университетская наука — региону» (г.Ставрополь,.

2005), на межрегиональной научно-практической конференции (г.Краснодар,.

2006), на I Всероссийской научно-практической конференции (г.Ставрополь, 2006). Результаты исследования нашли свое отражение в 5 публикациях, в том числе 1 работа в рецензируемом издании.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 243 источника. Работа содержит 10 таблиц, 8 рисунков, 1 схему и 5 диаграмм. Общий объем рукописи составляет 186 страниц.

Выводы к третьей главе.

Особая роль в процессе создания и использования информационных технологий принадлежит системе образования как основному источнику квалифицированных высокоинтеллектуальных кадров и мощной базе фундаментальных и прикладных научных исследований. Характерной особенностью системы образования является то, что она выступает, с одной стороны, в качестве потребителя, пользователя, а с другой — создателя информационных технологий, которые впоследствии используются в самых различных сферах. ИТО следует понимать как приложение информационных технологий для создания новых возможностей передачи знаний (деятельности педагога), восприятия знаний (деятельности обучаемого), оценки качества обучения и, безусловно, всестороннего развития личности обучаемого в ходе учебно-воспитательного процесса. А главная цель информатизации обучения состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Система образования всегда была очень открыта внедрению в учебный процесс информационных технологий, базирующихся на программных продуктах самого широкого назначения. В учебных заведениях успешно применяются различные программные комплексы — как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки).

Рост числа школьников, охваченных новыми формами образования, внедрение системы тестирования в общеобразовательных учебных заведениях, наконец, широкое распространение многочисленных сертификационных циклов в системе школьной подготовки — это те основные факторы, которые способствовали росту интереса к возможностям информационных технологий по оцениванию качества обучения.

Особенности качественных и количественных подходов к оцениванию, методика измерения его результатов, наконец, использование различных технических средств довольно долго находятся в центре внимания отечественной педагогической науки. В исследованиях и нормативных документах последних лет представлены четкие требования к используемым заданиям, критериям оценивания, разработаны методики контроля качества обучения и соответствующие технологические процедуры.

Для оценивания результатов учебно-познавательной деятельности используются различные функциональные подходы, которым можно придать следующий смысл: диагностическийобобщающий. Опытные преподаватели знают, как разнообразит учебный процесс и повысит познавательную мотивацию обучаемых использование каких-то новых элементов в преподавании. Для решения вопросов о конструкции контролирующей системы, стратегии оценивания, использующихся для этого методов, необходим анализ того, какой тип обучения будет реализовываться в каждом конкретном случае, поскольку, например, для воспроизводящего типа обучения сами принципы контроля должны в корне отличаться от тех, что могут быть использованы для поискового типа.

Говоря об эффективности информационных технологий для организации процедуры оценивания на основе педагогических тестов по определенным предметам, или предметных тестов, следует помнить об использовании вопросов с набором вариантов возможного единственного ответа — тесты типа MCQ и CAT.

Для этого в школах создается система мониторинга — постоянного отслеживания хода образовательного процесса с целью выявления его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. Проблема мониторинга образовательных достижений учащихся является одной из наиболее сложных в системе управления качеством знаний учащихся. Основными средствами этой деятельности выступают: ситуативные наблюденияконтрольные спискирейтинговые шкалыролевые игры, дебатыструктурирование материалаанализ данных с использованием матриц и решетокнаписание эссе. Наконец, высокоэффективные системы мониторинга должны предусматривать возможности альтернативных и дополнительных способов оценивания (например, сочетание устного коллоквиума и письменного тестирования, формальных рейтинговых оценок, методов интервьюирования и прямого наблюдения.

Вышеприведенные теоретические основания элементов мониторинга качества знания учащихся обусловили выбор магистрального направления констатирующего эксперимента.

Экспериментальной базой констатирующего эксперимента явились учащиеся старших классов школ № 1,10, 17, 20 г. Ставрополя. Общее количество человек, охваченных экспериментом составило 130 педагогов и 305 учащихся 9−11 классов.

Результаты первого этапа нашего эксперимента позволили судить об ограниченности способности в использовании компьютерных педагогических технологийпреимущественном использовании традиционных методов организации контроля за качеством знаний учащихся школнедостаточной профессиональной подготовке педагогов к использованию информационно-педагогических технологийо неумении или нежелании повысить свой уровень педагогической компетентностиоб отсутствии необходимой учебно-методической и материально-технической базынерегулярности проведения мониторинга качества знаний с использованием инновационных образовательных технологийнесовершенности методики оценивания и анализа качества знаний.

Указанные недостатки стали главным ориентиром при организации и проведении формирующего этапа эксперимента.

Для повышения уровня качества знаний как учеников, так и педагогов вышеуказанных школ в образовательные процессы нами был внедрен: курс лекций для преподавателей «Методика организации мониторинга качества знаний учащихся». Также мы использовали информационные технологии 1) «Тезаурус» (задание на составление тезауруса по всему курсу, включая дискуссии) — 2) «Спроси у сети» (инициация привлечения внешних off-line конференций к обсуждению заданий) — 3) «FAQ» (типичные вопросы и ответы) — 4) «Маски» (использование дополнительных e-mail адресов для участия в обсуждениях под вымышленным именем). Были внедрены информационно-консалтинговая система, мультимедийные программы. После повторного сбора результатов тестирования и проведения его анализа была установлена положительная динамика качества уровня знаний у учащихся при использовании инфокоммуникационных технологий. Также был отмечен рост профессиональной компетентности у преподавателей экспериментальных школ. Сравнительный анализ уровня профессиональной компетентности и творческого потенциала показал, что высокий уровень профессиональной компетентности педагогов экспериментальной группы достоверно увеличился на 15%. Соответственно уменьшилось число педагогов со средним уровнем профессиональной компетентности.

Таким образом, нам удалось доказать, что использование инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе преобразует позитивно-педагогическую действительность, изменяя организационно-педагогические условия, в которых протекает учебная деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Выполненное диссертационное исследование подтвердило сформулированную нами гипотезу о том, что качество подготовки старшеклассников в процессе использования инфокоммуникационных технологий повысится, если:

— будет разработана и внедрена информационно-консалтинговая система, основанная на анализе потребностей субъектов образовательного процесса в информационных и консалтинговых услугах, разработанной классификации нормативно-правовых и методических документов профессионального образования, схеме информационного обмена в общеобразовательной школе и его педагогического сопровождения;

— будут определены критерии и показатели качества подготовки выпускников школы с учетом его многокомпонентного состава, в соответствии с которыми построена система мониторинга качества образования;

— будет осуществлен мониторинг эффективности подготовки учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий по избранным критериям и показателям качества подготовки в общеобразовательной школе.

В ходе исследования мы убедились в эффективности обоснованного и проведенного мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуникационных технологий в общеобразовательной школе.

Проведенное исследование позволило нам выявить состояние проблемы информационного обеспечения общеобразовательных учреждений, степень разработки темы исследования различными учеными и практиками. Анализ теоретической литературы и исследований ученых показал, что современные информационные системы не отвечают потребностям субъектов образовательного процесса, что не способствует в полной мере повышению качества образованияинфокоммуникационное обеспечение образовательного процесса на основе новых информационных технологий является недостаточнымотсутствует комплексный подход к решению проблемы информационного и консалтингового обеспечения образовательного учреждения. Анализ состояния информационного и консалтингового обеспечения образовательных учреждений показывает, что в учреждениях начального и среднего профессионального образования доступ к справочным информационно-поисковым системам для широкого круга пользователей имеет одна треть учебных заведений. Для определения эффективности ИКС необходимо отслеживать компоненты качества образования, по состоянию которых и определялась эффективность ИКС. К ним отнесены: качество нормативной составляющей образовательного процесса, слагаемой из качества реализации образовательного стандарта и соответствия ему учебных планов и программпоказатели информационного обмена (оперативность, точность, доступность, степень усвоения информации) — качество педагогического состава (уровень профессиональной компетентности и творческого потенциала) — качество подготовки выпускников (качество итоговой государственной аттестации, уровень знаний учащихся).

Мы можем констатировать, что в рамках построения учебного процесса в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать компьютерные, мультимедийные технологии, программные комплексы — как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы с таблицами и подготовки компьютерных презентаций), так и сложные, подчас узкоспециализированные (системы программирования и управления базами данных, пакеты символьной математики и статистической обработки) и, в частности, обучающие и контролирующие программы, направленные на оптимизацию учебно-воспитательной системы школыпри проектировании инфокоммуникационного сопровождения обучающихся необходимо ориентироваться на три уровня: теоретическийотдельных учебных курсов и дисциплинпроекта конкретного осуществления процесса обучения в форме плана для каждого занятия или их системы.

Мы окончательно убедились в том, что процесс осуществления мониторинга качества знаний учащихся в процессе использования инфокоммуни-кационных технологий в общеобразовательной школе должен включать в себя несколько этапов, последовательно сменяющих друг друга: планирование, подготовка, реализация, анализ результатов, принятие решений. Критерием же эффективности информатизации образовательного процесса должны выступать уровни мотивационного, образовательно-когнитивного (теоретического), практико-деятельностного, социально-духовного и самооценочного компонентов личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Г. Целостность и управление. — М.: Наука, 1974. — 248 с.
  2. Дж. Революции в науке отдельные события или перманентные процессы? // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей запада. — М.: Логос, 1996. — С. 136 — 154.
  3. В. Профессионально-педагогические проблемы компьютерной подготовки специалистов // Высшее образование в России. 1997. — № 2, 4. — С.27−29, С.32−36.
  4. . Вклад в будущее: Приоритет образования/ Пер с англ. М.: Педагогика-пресс, 2003. — 164 с.
  5. A.A., Троян Г. М. Основы Интернет-обучения. М., 2003. -С. 54−57.
  6. И.Д. Основы теории познания. М.: АН СССР, 1959. — 358 с.
  7. С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высш. школа, 1974. -384 с.
  8. С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. Пособие. М.: Высш. школа, 1980. -368 с.
  9. А. Г. Психология личности: Учебник. М: Изд-во МГУ, 1990.-367 с.
  10. Ю.Астафьева Н. Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. СПб., 1997. -433 с.
  11. Ю.В. Педагогическое образование и непрофессиональная педагогическая деятельность// Пед. университет. Вестн. Алтая. 1999. № 1. -С. 51.
  12. В.Г. Проектирование педтехнологий // Высшее образование в России. 2001. № 4. — С. 147.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987. -80 с.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М.: Педагогика, 1982. -192 с.
  15. В.И. Образовательный стандарт: теория и концептуальные основы (опыт системного анализа): Дис. .докт. пед.наук.- М., 1999. -427 с.
  16. A.A. Активные методы обучения. М.: Профиздат, 1986. -96 с.
  17. Н.Б., Буняев М. М., Матросов B.JI. Некоторые возможности использования электронно-вычислительной техники в учебном процессе. Учебное пособие. -М.: Прометей, 1989.- 135 с.
  18. С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981.-192 с.
  19. М.И., Поздняков С. Н., Резник H.A. Информационная среда обучения. Спб.: СВЕТ, — 1997. — 400 с.
  20. И.В. Организационно-педагогические модели интеграционных процессов в региональном образовании: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Великий Новгород, 2000. -17 с.
  21. А.И. Кибернетика и научно-технический прогресс. М.: Знание, 1968.-48 с.
  22. А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования: Монография. Ростов н/Д: Изд-во РПГУ, 2002.-С. 175−188.
  23. В.П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М.: Высш. шк., 1989. -144 с.
  24. В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия), М., Воронеж, 2002. -179 с.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: -ВГУ, 1977.-125 с.
  26. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1993.-520 с.
  27. В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Изд-во Высшая школа, 1970. -215 с.
  28. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-230 с.
  29. С. А. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: УГПУ, 1995. -144 с.
  30. В.В. Гуманизация обучения в процессе преподавания естественно-математических дисциплин. М.: НИИОСО, 1992. -59 с.
  31. В.В. Формирование информационной культуры учащихся 6−7 классов в процессе самостоятельной работы: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-М., 1993.-199 с.
  32. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. М.: УРАО, 1998.-576 с.
  33. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. -695 с.
  34. .Н. и др. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. М., 1992. — 71 с.
  35. В.И. Теоретические основы конструирования современных педагогических технологий: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Майкоп, 1999. -48 с.
  36. Д. Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. -348 с.
  37. Большой энциклопедический словарь. Т.2. М.: Энциклопедия, 1991.-823 с.
  38. Е.В. Теоретико-методологические вопросы изучения и формирования педагогической культуры // Формирование педагогической культуры будущего учителя. Ростов н/Д: РГПИ, 1969. — 140 с.
  39. В.И. Управленческая деятельность директора школы: дидактический аспект. -М.: Просвещение, 1987.-48 с.
  40. В.А. Теория и практика организационно-методического обеспечения инновационного развития высшего педагогического образования: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1999. -39с.
  41. А. «История» новых технологий в образовании: Пер. с англ. / Рос. открытый ун-т. М., 1990. — 450 с.
  42. Л.К. Формирование информационной культуры старшеклассников и ее приемственность: Автореф. Дисс. .канд. пед. наук. Ка-рачаевск, 2005. — 22 с.
  43. Ю.С., Войтюк З. М. Информационные технологии при изучении английского языка // Тезисы докладов научно-практической конференции «Информатизация образования 95». — Ставрополь, 1995. — 187 с.
  44. . Наука и теория информации. М.: ФИЗМАТГИЗ, 1960. -468 с.
  45. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. — 103 с.
  46. Е.Я. Образовательные и экономические стратегии учреждений начального профессионального образования в современных условиях. М.: МГУП, 2004.-73 с.
  47. Я. А. Информатизация образования-2003. М. Волгоград: Перемена, 2003. -240 с.
  48. Я.А. Педагогическая информатика: банк педагогических данных, компьютеризация обучения. М.: МОПИ, 1988. -125 с.
  49. К.Я., Петров Ю. Н., Белиловский В. Д. Педагогический менеджмент. М.: Просвещение, 1991.-123 с.
  50. Х.В. Использование компьютерных технологий в повышении эффективности учебного процесса по физической культуре: Автореф. диссканд. пед. наук. Карачаевск, 2005. -22 с.
  51. В.И. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. -М.: Педагогика, 1990. -83 с.
  52. Г. В. Молодежь в информационном обществе. М.: Молодая гвардия, 1990. -255 с.
  53. Т.П., Кашица В. П. Образование в эпоху новых информационных технологий. М., 1995. -443 с.
  54. Я.В. Влияние информационных технологий на повышение качества обучения старшеклассников математике. Дисс. канд.пед.наук. Карачаевск, 2006. -178 с.
  55. И. Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологий учебного назначения : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01. СПб., 1995. -175 с.
  56. JI.C. Собр. соч. в 6 т. Т.2. М.: Педагогика, 1982. -504 с.
  57. Гальперин П. .Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом «Университет», 1999. -332 с.
  58. А.Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для 10−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1994. -254 с.
  59. . С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. -264 с.
  60. . С. Философия образования для XXI века: В поисках практико-ориентированных образовательных процессов. М.: Совершенство, 1998. -608 с.
  61. В.И. Высшее педагогическое образование: проблемы и перспективы. Ставрополь: СГТТУ, 1995. -165 с.
  62. И. Б. Методическая система обучения информатике студентов педвузов в условиях рыночной экономики : Теоретические основы, практика проектирования: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 1999. -406 с.
  63. И. Б. Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся: Прогр. повышения квалификации работников образования. М.: Изд-во УРАО, 2005.-С.21.
  64. Гребенкина H. J1. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования: Дис. .докт. пед.наук. М., 2000.-95 с.
  65. В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М., 1996.-112 с.
  66. И.А. Формирование познавательной самостоятельности студентов технического ВУЗа средствами дидактических игр. Дисс.. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. -169 с.
  67. Э.М. Образование личности. М.: Наука, 1994. -287 с.
  68. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  69. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000.-440 с.
  70. Н.Д. Взаимоотношения учителя и учащихся в педагогическом процессе: Дисс. докт. пед. наук. -М., 1996. -454 с.
  71. И. И. Информационные технологии в управлении качеством образования. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2004. — 66 с.
  72. И. И. Сетевые образовательные технологии и техника работы в internet/intranet: Экспериментальная учеб. авторская программа. -М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. С. ЗО
  73. Д.И. Информация, сознание, мозг. М.: Высшая школа, 1980.-286 с.
  74. И.И. Оптимизация управления учебным познанием: Авто-реф. дисс. канд. пед. наук. JL, 1970. -22 с.
  75. В. А. Концепция развития непрерывного педагогического образования в среднем городе. М.: ИТИП РАО, 2006. 113 с.
  76. В. А. Обновление содержания образования в контексте непрерывного образования личности. М.: ИТИП РАО, 2006 200 с.
  77. А.П. Человек и машина. М.: Знание, 1985. — С.32
  78. В.И. Творчество и управление школой. М.: Педагогика, 1991.-102 с.
  79. В.И., Фомичева И. Г. О роли системного и комплексного подходов в совершенствовании дидактических систем развивающего обучения // Развивающее обучение в вузе. Тюмень: ТГУ, 1983. — С. 3−13.
  80. О.Г. Проектирование и реализация учебной информации в образовательном пространстве современного вуза на основе принципа интеграции: Дисс. канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. — 182 с.
  81. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992. — 23 с.
  82. С. И. Учебный процесс в советской высшей школе. М.: Высшая школа, 1975. — 316 с.
  83. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). -М., 1984.-126 с.
  84. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. Вып. 1. -М.: Высшая школа, 1972. 138 с.
  85. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / Под ред. Г. И. Прозументовой. Барнаул-Томск, 1997. — 128 с.
  86. Инструментальные средства для конструирования программных средств учебного назначения: (Обзор) / Ин-т пробл. информатики АН СССР- Отв. ред.: Г. Л. Кулешова. М., 1990. — 280 с.
  87. Интеллектуализация ЭВМ. / Е. С. Кузин, А. И. Ройтман, И. Б. Фоминых, Г. К. Хахалин. М.: Высш. шк., 1989. — 403 с.
  88. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, Ю. В. Исаев, В. В. Морозов. -М.: Просвещение, 1991. 420 с.
  89. Информатика и культура. Сб. научн. трудов. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение, 1994. — 133 с.
  90. Информационные технологии для гуманитариев: Учебное пособие / Под ред. В. Л. Акимова, И. М. Арсентьева, Л. И. Бороздкина. Москва — Саранск, 1998.-377 с.
  91. История педагогической технологии // Обзорная информация НИИ теории и истории педагогики. М., 1992. — 133 с.
  92. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: Логико-методические проблемы. М.: Педагогика, 1980. — 158 с.
  93. С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Синергетика и прогнозы будущего. -М., 1997.-С. 11−12.
  94. Е. В. Методика подготовки будущих учителей к использованию информационно-справочных систем: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.02.-СПб., 1998.-174 с.
  95. М.В. Педагогическая технология. М., 1989. — 202 с.
  96. М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. — 72 с.
  97. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 222с.
  98. Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании// Педагог. 1999. № 7. — 93 с.
  99. В.А. Аттестация учителей технологии, черчения и информатики: метод. Рекомендации. Москва: АЙРИС ПРЕСС: АЙРИС дидактика, 2006. -109 с.
  100. Я.А. Великая дидактика. М., 1988. — С.242−477.
  101. Ю2.Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М., 1993.-78 с.
  102. М.И. Теоретические основы школоведения. М.: Педагогика, 1982.-С. 38
  103. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. 1990.-№ 1.-С. 40−44
  104. Концепция информатизации образования: (Использ. средств вы-числ. техники в сфере образования) / Гос.ком. по нар. образованию- Разраб.: РГ межвед. комис. под пред. А. П. Ершова. М., 1989. — С. 50−54
  105. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения / Рос. Центр информатизации образования- Науч. руководитель: Я. А. Ваграменко, отв.исполн.:И. В. Роберт. М., 1992. — С. 12−16
  106. Н.М. Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся // Иностранные языки в школе. 2003. — № 3. — С. 62−67
  107. Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогике // Советская педагогика. 1970. № 9. — С. 42−48
  108. .И., Головко М. Б. Методология и принципы интеграции учебных дисциплин // Интеграционные процессы в теории и практике: Интегрирование содержания, методов и форм. Свердловск: СИПИ, 1990. -С. 46−54
  109. М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Матер, науч.-практ. конф. Ч. 1. Чита: Изд-во За-6ГПУ, 1998.-С. 36−41
  110. И.Б., Шиянова E.H. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. — 314 с.
  111. И.Б., Шиянова E.H. Педагогика. Новые технологии обучения.-М., 1999.-140 с.
  112. В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. — 64 с.
  113. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 360 с.
  114. A.A. Сергеева Т. А. Компьютерная программа и дидактика // Информатика и образование. 1986. — N 2. — С. 42−47
  115. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Л.: ЛГУ, 1970.-114 с.
  116. Н.В. Системный подход в педагогическом исследовании // Методология педагогических исследований. М.: НИИ ОП, 1980. — 105с.
  117. А.И. Педагогический мониторинг личностно ориентированного образовательного процесса: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Ростов-н/Д, 2001.-27с.
  118. К. Индивидуальные различия. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000. -527с.
  119. Г. И. Взаимосвязь управления и самоуправления в учебно-познавательной деятельности студентов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1989. -211с.
  120. А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Пробный учебник для средних учебных заведений. М.: Просвещение, 1991. -224 с.
  121. И.Д. Практический менеджмент. М.: Экономика, 1992. -82 с.
  122. М.М. Сущность и структура методов обучения. М.: Высшая школа, 1978. -158 с.
  123. Левина М. М. Технология обучения, роль в структуре педагогического знания. М.: МГРИ им. В. И. Ленина, 1991. — 167 с.
  124. А. Н. Новая структура и содержание общеобразовательной подготовки учащихся в системе начального профессионального образоЬвания. М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2003. -35 с.
  125. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  126. С. Л. Теоретические основы и принципы построения информационно-образовательной среды открытого образования и ее практическая реализация: Автореф. дис. д-ра техн. наук. М., 2005. — 34 с.
  127. И.А., Таранова Т. Н. Педагогика и методика высшейшколы. Учебно-методическое пособие. Ставрополь, 1999. — 79 с.
  128. Материалы к концепции общего среднего образования: Информ. технологии обучения и перспективы информатизации шк. образования / НИИ содерж. и методов обучения АПН СССР- Сост.: О. И. Бахтина, A.A. Кузнецов. -М., 1989.-120 с.
  129. Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени.-М.: Знание, 1991.-80 с.
  130. В.Л., Трайнев В. А., Трайнев И. В. Интенсивные педагогические информационные технологии. Том 1. — М., 1996. — 543 с.
  131. A.M. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. М.: Школа-Пресс, 1993. — 127 с.
  132. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. -168 с.
  133. Матюшкин-Герке A.A. Структурно-логические модели конструирования учебной информации и их использование в управлении процессом обучения: Дисс. канд. пед. наук. JL, 1978. — 177 с.
  134. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М., 1988. — 58 с.
  135. Н. А. Проблемы учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  136. Методические рекомендации по проектированию обучающихkпрограмм / Ин т психологии М — ва просвещения УССР- Разраб.: Е. И. Машбиц. — Киев, 1986. — 220с.
  137. Методические рекомендации по созданию и использованию педагогических программных средств: (Сб. ст.) / НИИ средств обучения и учеб. кн. АПН СССР- Отв. ред.: И. В. Роберт. М., 1991. -246с.
  138. В.М. Проектирование и внедрение новых технологий обучения // Советская педагогика. 1990. № 7. — С. 17−22.
  139. В.К. Внутришкольный мониторинг качества обучения учащихся: Дис. .канд.пед.наук. Саратов, 2000. — 194 с.
  140. А.Я. Инновации в образовании. Челябинск, 1995. — 288 с.
  141. Н. Принципы искусственного интеллекта: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1985. — 340 с.
  142. Новое педагогическое мышление /Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1989.-278 с.
  143. П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования. Питер, 2004. 267 с.
  144. Обучающая программно методическая система «Многогранники»: Метод, рекомендации для учителя / Казан, произв. комб. прогр. средств-
  145. И.В. Роберт, Л. Л. Якобсон. М., 1990.-284 с.
  146. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1984. -876 с.
  147. Основы информатики и вычислительной техники для подготовки работников народного образования: Метод, рекомендации для преподавателей / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР- Сост.: И. В. Роберт и др. М., 1989. — 432 с.
  148. Основы информатики и вычислительной техники: Метод, рекомендации для слушателей / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР- Сост.: И. В. Роберт и др. М., 1988. — 387 с.
  149. Основы педагогики и психологии высшей школы /Под ред. A.B. Петровского. М.: Высшая школа, 1986. -303 с.
  150. Е.В. Современная образовательная среда и методы обучения // Школьные технологии. 2002. № 4. — С.24−35.
  151. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, E.H. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997. 512 с.
  152. Педагогический словарь. Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. -774 с.
  153. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Высшая школа, 1989. 368 с.
  154. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-225 с.
  155. A.B. Психология в каждом из нас. М.: Просвещение, 1992.-С. 27
  156. . Избранные психологические труды: Пер. с англ. и фр. -М.: Международная пед. академия, 1994. 680 с.
  157. . Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1970. -88 с.
  158. П.И. и др. Педагогика. Учебное пособие. М., 2002. -604 с.
  159. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. 2-е изд., перераб., доп. М.: Высш. шк., 1984. — 436 с.
  160. И.П. Проблема объективного измерения учебно-педагогической информации //Объективные характеристики, критерии, оценки и измерения педагогических явлений и процессов. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1973.-360 с.
  161. Подопригорова J1.A. Использование Интернета в обучении //Высшая школа. 2003. — № 5. — С. 25−27.
  162. Е.С. Интернет в гуманитарном образовании. М., 2001. -271с.
  163. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР- С. Г. Шаповаленко, Е. П. Смирнов, И. В. Роберт и др. М., 1989. -С. 10−15
  164. Положение о порядке аттестации и сертификации педагогического программного продукта (lilili): Метод, рекомендации / Рос. центр информатизации образования. М., — 1992. — 270 с.
  165. И.И. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии. Учебное пособие. М., 2001.-С. 10−15
  166. М.М. Демократизация управления школой. М.: Знание, 1990.-80 с.
  167. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие: Опыт программно-целевого управления: Пособие для руководителей образовательных учреждений. М.: Новая школа, 1996. — 320 с.
  168. М.М., Кабатченко М. В. Комплексный подход к воспитанию школьников: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980.— 104 с.
  169. М. М., Моисеев A.M. Управление современной школой (в вопросах и ответах): Пособие для руководит, образовательных уч-й и органов образования. М.: Новая шк., 1997. — 352 с.
  170. Е.П., Штеменко Ю. С. Компьютерное обучение: за и против // Иностранные языки в школе. 1997. — № 5. — С. 40−44t
  171. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  172. Развитие учебно-материальной базы общеобразовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР- Под ред. B.C. Леднева. М., 1990.-С. 137−150
  173. В.Г. Физика в средней школе США: Основные направления в изменении содержания и методов обучения. М.: Педагогика, 1973. -160с.
  174. Реальности и прогнозы искусственного интеллекта: Пер. с англ. / Под ред. В. Л. Стефанюка. М.: Мир, 1987. — С. 63−74
  175. .М. Психологические основы управления школой. Ставрополь: СГПИ, 1990.-84 с.
  176. И.А. Информатизация общества как феномен культуры. Дис. канд. филос. наук. М., 1997.- 122 с.
  177. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 2001. — 880 с.
  178. И.В. Какой должна быть обучающая программа // Информатика и образование. 1986. — № 2. — С. 25−28
  179. И.В. Концепция внедрения средств новых информационных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. М., 1990. — С. 38−56
  180. И.В. Программно методическое обеспечение школьных ЭВМ // Информатика и образование. — 1988. — № 4. — С. 44−48
  181. И.В. Средства новых информационных технологий в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования // Информатика иобразование. -1991. № 4. — С. 52−56
  182. И.В. Экспертно аналитическая оценка качества программных средств учебного назначения // Пед. информатика. — 1993. — № 1. — С.48
  183. В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
  184. С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. — 368с.
  185. В.А., Похомов H.H., Гассель Б. М. Актуальные методологические проблемы образования // Совр. высш. шк. 1984. -№ 4. — С. 17−47
  186. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  187. H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 95 с.
  188. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. — 272 с.
  189. В.П. Педагогический менеджмент. М.: Российское педа-готическое агентство, 1997. — 129 с.
  190. А. А. Развитие образовательных учреждений в условиях динамично изменяющейся социально-экономической среды: Дис.. д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1999. — 422 с.
  191. В.А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. № 6. — С. 3−8
  192. В.А. Педагогическое образование для XXI века. М., 1994.-187 с.
  193. В.А., Мищенко В. А., Руденко Н. Г. Некоторые аспекты формирования технологической культуры учителя // Педагог. 1999. № 7. -С. 83
  194. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная дея-^ тельность. М.: Магистр, 1997. — 224 с.
  195. В.А., Руденко Н. Г. О личностно-ориентированных технологиях подготовки учителя // Педагог. 1997. № 3. — С. 93
  196. В.А., Щуркова Н. Е. Педагогическая технология // Программа курса. М.: изд-во МПГУ, 1991. — 37 с.
  197. Е.П. О воспитании информационной культуры учащихся средней общеобразовательной школы / НИИ шк. оборудования и техн. средств обучения АПН СССР. М., 1985. — 288 с.
  198. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.-920 с.
  199. В. И. Современная государственная образовательнаяполитика: социальные императивы и приоритеты: Автореф. дис. д-ра филос. наук: 09.00.10. М., 2000. — 55 с.
  200. Н.М. Информационные семантические системы. М.: Высш. шк., 1989.-48 с.
  201. Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средств автоматизации: (Материалы «круглого стола»).h 4.1. // Вопр. философии. 1986. — № 9. — С. 53−58
  202. А.И. Дуальность организации и управления как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития. М., 1989.-39 с.
  203. JI.A. Централизованное тестирование как средство экспертизы качества образования: Дис. .канд.пед.наук. Ростов-н/Д, 2000. -182 с.
  204. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1984−71с.
  205. Ю. Г. Образовательная система России: Высшая школа: Монография. М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. — 278 с.
  206. Тезисы докладов Международной конференции «Применение новых компьютерных технологий в образовании» (Троицк, 12−13 авг. 1991 г.). М.:1. Наука, 1991.- 120 с.
  207. В.П. Управленческая деятельность в школе: психологический аспект. М.: Знание, 1987. — 63 с.
  208. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники / А. П. Ершов, Н. М. Шанский, А. П. Окунева, Н.В. Баско- Под ред. А. П. Ершова, Н. М. Шанского. М.: Просвещение, 1991.- 158 с.
  209. Ю.В. Системный подход к проблеме совершенствования образования // Высш. образование в России. 1994. № 2. — С. 116−124
  210. В.П. Развитие дистанционного образования. М., 1996. — С.8−11
  211. С. Основы мультимедиа. М.: Бином, 1997. — 38 с.
  212. В.А., Матросова JI.H., Бузукина А. Б. Методы игрового обучения и интенсивные учебные процессы. М., 2003. — 44 с.
  213. И.В. Конструктивная педагогика. М., 2003. — 315 с.
  214. И.В. Оптимизация структуры учебной информации. М., 2003.-270 с.
  215. П.И., Сенновский И. Б. Основы рефлексивного управления обучением // Технология модульного обучения в школе. М., 1997. -352 с.
  216. Г. М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании. М., 2002. — 568 с.
  217. Уваров АЛО. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Пед. информатика. 1993. № 1. — С. 56−59
  218. A.A. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей как условие развития информационно-компьютерной культуры младших школьников. Дисс. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. -158 с.
  219. П. Искусственный интеллект: Пер. с англ. М.: Мир, 1980. -519 с.
  220. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. -М.: Просвещение, 1980. 139 с.
  221. K.M. Управление школьной организацией. М.: Знание, 1995.-175 с.
  222. А.Я., Ханамирова J1.C. Об уточнении понятия нформати-зация // Педагогическая информатика, 2000. № 4. — С.35−45
  223. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юрист, 1997.-512 с.
  224. Хейес-Рот Ф., Уотермен Д., Ленат Д. Построение экспертных систем: Пер. с англ. М.: Мир, 1987. — 360 с.
  225. Н. В. Личностно развивающая образовательная среда:концепция и технологии проектирования. Волгоград, 2003. — 121 с.
  226. О.Г. Развитие школы как инновационный процесс. М.: Знание, 1993.-95 с.
  227. Ю.М., Семенов Е. Ю. Компьютеризация в образовании развитых капиталистических стран: (Средства обучения в высш. шк.): Обзор.
  228. Ц информация. № 3 / НИИ Высш. шк. М., 1989. — С. 22−25
  229. М.Б. Теоретико-методологические и технологические основы адаптивного тестирования в образовании: Дис. .д-ра пед. наук, С.-Пб., 2001.-172 с.
  230. В.П. Организационно-педагогические условия управления инновационными процессами в условиях непрерывного профессионального ^ образования: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 1999. — 16 с.
  231. О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1989.- 125 с.
  232. М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. -М., 1996.-95 с.
  233. А.Е. Проблемы стимулирования развития информационно-^ коммуникационных технологий. М., 2002. — С. 90−93
  234. Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.-208 с.
  235. Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. -384 с.
  236. Т.И., Нефедова К. А. Воспитание сознательной дисциплины школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
  237. В.А. Высшее образование в системе культуры: Науч. изд. Ставрополь: СГУ, 1996. — С. 22
  238. Е.И. и др. Введение в сетевое обучение. М., 2000 (Электронное издание, опубликованное в Wect). — 600 с.
  239. Л. Менеджмент в сфере образования // Высш. образование в России. 1997. № 2.- С. 30
  240. С.Е. Школа: мониторинг качества образования. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 320 с.
  241. И.С. Знания и мышление школьника. М.: Знание, 1985.-80с.
  242. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. -144 с.
  243. Ю. А. Методика тестирования качества производственного обучения. М.: Изд. центр АПО, 2001 57 с.
  244. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л., 1988.- 159 с.
Заполнить форму текущей работой