Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В рамках авторской комплексной программы задача объединения воспитательных структур вуза для оптимального педагогического воздействия на процесс формирования волевых качеств личности курсанта решается путем создания и совершенствования социокультурной воспитательной среды, представленной единством воздействий: 1) командования вуза- 2) органов профессионально-психологического отбора… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КАК СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННОГО ВУЗА
    • 1. 1. Понятие о воле в системе наук о человеке
    • 1. 2. Состав и структура волевых качеств личности
    • 1. 3. Условия и средства формирования волевых качеств личности в процессе обучения в военном вузе
  • ВЫВОДЫ по 1 -ой ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ КУРСАНТА
    • 2. 1. Анализ результатов поискового эксперимента
    • 2. 2. Ход и результаты констатирующего эксперимента
    • 2. 3. Модель комплексной программы формирования волевых качеств личности курсанта в процессе летного бучения
    • 2. 4. Ход и результаты формирующего эксперимента
  • ВЫВОДЫ по 2-ой ГЛАВЕ

Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Характер преобразований, происходящих сегодня в Вооруженных Силах нашей страны, с особой остротой ставит вопрос о личности военного специалиста. Высокие требования к содержанию и уровню профессионально-личностной подготовки кадрового состава предъявляются во всех видах военно-профессиональной сферы, но наиболее актуальны они в летной деятельности, которую на современном этапе отличают повышенная маневренность, скоротечность, напряженность, быстрое и резкое изменение обстановки, расширившиеся возможности применения сложной техники и определяющая роль человеческого фактора. Чтобы действовать в таких условиях, летчик должен обладать решительностью, наступательным порывом, боевой дерзостью, инициативой и находчивостью. Для этого ему, как никогда, необходимо развитие воли как одного из механизмов, позволяющих человеку управлять собственным поведением, психическими процессами и мотивацией. В связи с этим проблема формирования волевых качеств современного специалиста-летчика приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением научных исследований.

Теоретико-методологической основой изучения волевых процессов выступают работы ряда отечественных и зарубежных ученых (В. Вундт, Э. Мейман, Ж. Пиаже, К. М. Гуревич, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, В. А. Иванников, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.). А. Ц. Пуни, Б. Н. Смирнов, П. А. Рудик, Н. П. Рапохин исследуют волю как особую форму психической регуляции поведения. Анализ волевого акта как сознательного управления содержится в работах Б. В. Зейгарника, Е. П. Ильина, В. И. Селиванова, В. К. Калина, В. А. Крутецкого, Э. Ш. Натанзон, Е. Д. Хомской и др. Состав и структура волевых качеств личности раскрывается в работах Р. Ассаджиоли, Н. Ф. Добрынина, В. К. Калина, С.А. Пету-хова, А. Ц. Пуни, П. А. Рудика.

В контексте данных исследований освещается процесс формирования волевых качеств военных специалистов. Историко-педагогические аспекты данной проблемы опираются на работы А. К. Баиова, Н. Н. Головина, А. И. Деникина, М. И. Драгогмирова, П. И. Изместьева, М. О. Меньшикова, А. А. Незнамова, Н. Н. Обручева, А. А. Свечина, М. Д. Скобелева, Б. Н. Чичерина и других видных военачальников и военных ученых.

Сущность и специфика волевых процессов как необходимой составляющей профессионально значимых качеств военного специалиста раскрывается в трудах H.JI. Балыкова, А. В. Барабанщиков, С. Г. Геллярштейна, Я. В. Подоляка, Н. М. Рудного Н.Ф. Феденко, В .Я. Яблонко.

Вместе с тем следует отметить, что при всей несомненной значимости данных исследований они не в достаточной степени освещают теоретические и организационно-методические аспекты проблемы формирования волевых качеств личности современного специалиста-летчика в условиях обучения в военном вузе. В то же время практика работы высшей военной школы испытывает острую потребность в разработке фундаментальных положений, раскрывающих теоретические и технологические основы данного процесса.

Актуальность предпринятого исследования определяется совокупностью объективных и субъективных факторов:

— задачами повышения боевой готовности Вооруженных Сил РФ, требующими от личного состава способности в короткие сроки решать учебные и боевые задачи, быстро овладевать новыми способами боевых действий, новыми образцами оружия и боевой техники;

— решительным отказом в условиях реформирования деятельности военных вузов от наработанных стереотипов в организации процесса воспитания командных кадров и управлении процессом формирования личности будущего военного специалиста;

— потребностью в подготовке специалиста-летчика, обладающего профессиональными и личностными качествами, необходимыми для успешного выполнения долга по защите Родины.

Данная работа выполнена в соответствии с тематикой ведущих исследований кафедры педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского «Развивающее обучение в современном вузе: проблемы и перспективы» (№ Госрегистрации 01.960.10 424).

Противоречия между объективной потребностью существующей практики в подготовке современного военного специалиста-летчика, обладающего высоким уровнем развития волевых качеств личности, и недостаточной разработанностью научно-теоретических и технологических основ данного процесса определили выбор темы исследования: «Формирование волевых качеств личности будущего военного летчика».

Объект исследования — образовательный процесс в современном военном авиационном вузе.

Предмет исследования — формирование волевых качеств личности будущего офицера-летчика.

Цель исследования — на основе системно-деятельностного подхода с учетом личностных и социальных ориентиров сконструировать и апробировать в реальной практике авторскую комплексную программу формирования волевых качеств личности курсанта, оптимально включенную в образовательный процесс современного военного авиационного вуза.

Гипотеза исследования основывалась на реальной педагогической практике и заключалась в следующем: формирование волевых качеств личности будущего военного летчика станет успешным, если:

— реализована комплексная программа как приоритетное направление в деятельности военного авиационного вуза, ориентированная на эмоционально-психический, физический и интеллектуальный потенциал курсанта, на его социальную, творческую и учебную активностьобеспечено оптимальное взаимодействие курсантского, профессорско-преподавательского, командного и летно-инструкторского составов, равно ответственных за организацию и конечный результат развития волевых качеств обучаемыхсоздана социокультурная развивающая среда, представляющая единство воздействий командования вуза, органов психолого-педагогического отбора и сопровождения профессиональной подготовки курсантов, органов воспитательной работы и профессорско-преподавательского состава.

Задачи исследования: проанализировать состав понятийно-терминологического обеспечения процесса формирования волевых качеств личности будущего военного специалиста и предложить инвариантные характеристики базовых понятий: «воля», «волевые действия», «волевые усилия», «волевые проявления», «волевые качества» как психолого-педагогических категорийв ходе многоаспектного анализа выявить функциональные, сущностные, структурно-содержательные и процессуально-динамические характеристики воли как сложного психолого-педагогического феноменанаучно обосновать комплексную программу формирования волевых качеств личности курсанта, описать ее компонентный состав, структуру, уровни и качественные показатели сформированности данных качеств на различных этапах профессионально-личностного становления будущего специалиста-летчика в педагогическом процессе современного военного авиационного вузаразработать требования к содержанию и технологиям деятельности командного, летно-инструкторского и преподавательского составов, стимулирующих процесс формирования волевых качеств личности будущего специалиста-летчика, и внедрить их в учебно-воспитательную практику военного вуза.

Методологическую основу исследования составили:

— концептуальные положения методологии научно-педагогического исследования (С.И. Архангельский, Е. П. Белозерцев, В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский В.Е. Гмурман, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, Н. Д. Никандров, М. Н. Скаткин,.

B.C. Шубинский), согласно которым наиболее эффективен системно-деятельностный подход к организации педагогического процесса на основе его моделирования;

— отдельные аспекты теории профессионального становления личности в образовательном процессе (С.Я. Батышев, Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, Э. В. Ильенков, О. Б. Капичникова, А. Н. Леонтьев, A.M. Новиков, З.И. Решетова);

— теория формирования личности в деятельности (А.А. Бодалев, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман, Д.Б. Эльконин);

— теории педагогической поддержки и педагогики ненасилия (О.С. Газман, Б. Т. Лихачев, В. Г. Маралов, А. В. Мудрик, В.А. Ситаров), согласно которым для эффективного формирования качеств личности необходима особая, скрытая от глав воспитанника позиция педагога;

— концепция развития субъектности обучающихся (К.А. Абульханова-Славская, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. Роджерс, Ж.-Ж. Руссо, В. Франки,.

C. Френе и др.), рассматривающих формирование личности осуществляется как процессы самоактуализации и саморазвития.

Методы исследования. В соответствии с логикой исследования для решения поставленных задач использовался комплекс адекватных содержанию деятельности взаимопроверяемых методов: теоретико-методологический анализ психолого-педагогической, философской, социологической и специальной военной литературы по исследуемой проблемеизучение программных документов, регламентирующих учебно-воспитательную деятельность в военном образовательном социумеметод экспертных оценок, метод диалектических пар и мысленного эксперимента. Это позволило выявить уровень разработанности проблемы формирования волевой сферы личности с позиций междисциплинарных исследований.

Ведущая роль в исследовании принадлежит педагогическому эксперименту (констатирующему и формирующему), в ходе которого применялись разнообразные методы психолого-педагогического исследования (наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа, методика независимых характеристик, изучение продуктов деятельности) — использовались специальные психологические методы (контекстный психоанализ, метод ассоциаций, тренинговый диагностический метод). Система применяемых методов позволила адекватно диагностировать уровень формирования волевых качеств личности на различных этапах летного обучения.

В ходе проверки результатов исследования и обобщения его выводов применялся системно-целостный анализ, использовались методы математической статистики в обработке данных, что позволило с высокой степенью достоверности судить об эффективности проведенного исследования.

Этапы и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось с 1996 по 2002 годы на базе Балашовского военного авиационного института, Челябинского филиала БВАИ, Армавирского военного авиационного института и осуществлялось в четыре этапа.

На первом этапе (1996;1997 гг.) велся поисковый эксперимент, в ходе которого с позиций междисциплинарных исследований изучалась разработанность проблемы формирования волевых качеств личности в отечественной и зарубежной науке, определялись научно-теоретические и технологические подходы к ее решениюанализировались программно-нормативные документы, регламентирующие содержание учебно-воспитательного процесса в образовательном военном социумевыявлялось состояние практики работы различных военных вузов по организации процесса формирования волевой сферы личности курсанта.

На втором этапе (1997;1998 гг.) в ходе констатирующего эксперимента, проводимого на базе Балашовского военного авиационного института, Челябинского филиала Балашовского военного авиационного института и Армавирского военного авиационного института, осуществлялась диагностика характера и уровня сформированности волевых качеств личности курсанта в традиционном образовательном процессе военного вуза.

На третьем этапе (1998;1999 гг.) в ходе моделирующего эксперимента осуществлялось научное обоснование комплексной программы формирования волевых качеств личности и шло выявление научных подходов, определяющих эффективность организации данного процесса в условиях военного образовательного социума.

На четвертом этапе (1999;2002 гг.) проводился формирующий эксперимент: на основе анализа и обработки накопленного фактического материала велась проверка полученных результатовосуществлялось внедрение апробированной комплексной программы формирования волевых качеств личности курсанта в образовательный процесс военного вузаразрабатывались программы использования предложенной авторской программы в деятельности военных летных вузов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. В ходе многоаспектного (социокультурного, психолого-педагогического, сравнительно-исторического) анализа исследовано содержание понятийно-терминологического обеспечения процесса формирования волевых качеств личности будущего военного специалиста и предложены инвариантные (функциональные, сущностные, структурно-содержательные и процессуально-динамические) характеристики воли как сложного психолого-педагогического феномена.

2. Выявлены и теоретически обоснованы психолого-педагогические условия (учет динамики протекания данного процессаориентация на научно обоснованные подходыотбор принципов деятельности военного вузавыстраивание деятельности военного вуза как института формирования личности) и средства (комплексная программа как взаимообусловленная деятельность по воспитанию и самовоспитанию личности), определяющие эффективность процесса формирования волевых качеств в военно-образовательном социуме.

3. Предложена научно обоснованная авторская комплексная программа формирования волевых качеств личности курсанта, описан ее компонентный составразработаны структура, уровни и качественные показатели сформированно-сти волевой сферы личности различных этапах профессионального становления будущего специалиста-летчика в педагогическом процессе современного военного вуза.

4. Научно обоснованы, методически разработаны и внедрены в образовательную практику требования к содержанию и технологиям деятельности различных структур военного образовательного социума, взаимодействующих в ходе формирования волевых качеств личности курсанта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— теоретически смоделированная и апробированная на практике авторская комплексная программа формирования волевых качеств личности курсанта способствует целенаправленному совершенствованию процесса профессионально-личностного становления будущего военного специалиста;

— выявленные качественные характеристики, критериальные показатели и разработанный к ним диагностический инструментарий позволяют определять динамику социально и личностно значимых изменений волевой сферы личности на различных этапах профессионального становления будущего военного специалиста;

— методические рекомендации, определяющие требования к содержанию и технологиям деятельности различных структур военного образовательного социума, повышают эффективность учебно-воспитательного процесса, способствуют совершенствованию профессионально-личностного становления военного специалиста.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждается научной аргументированностью исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логики исследования, повторяемостью устойчивых результатов формирующего экспериментаадекватностью применяемых методов целям и задачам исследованиядлительностью проведения экспериментальной работысвоевременной корректировкой основных результатов и выводовопытом работы автора исследования в качестве военного специалистаапробацией выводов в массовой аудиториишироким внедрением результатов исследования в практику работы военных и гражданских вузов Россиивариативной проверкой основных положений и выводов.

На защиту выносятся:

1. Функциональные, сущностные, структурно-содержательные и процессуально-динамические характеристики воли как сложного психолого-педагогического феномена, представляющего собой особую форму психической регуляции поведения личности.

2. Психолого-педагогические условия и средства, определяющие эффективность организации процесса формирования волевых качеств личности в военно-образовательном социуме.

3. Научно обоснованная и экспериментально проверенная авторская комплексная программа формирования волевых качеств личности курсанта-будущего военного специалиста.

4. Эмпирически выявленные и теоретически обоснованные структура, уровни и качественные показатели сформированности волевой сферы личности на различных этапах профессионального становления будущего специалиста-летчика в педагогическом процессе современного военного вуза.

Апробация и внедрение результатов, выводов, рекомендаций и технологических предписаний осуществлялась через обсуждение материалов диссертации на заседаниях кафедр педагогики Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского и Балашовского филиала СГУв процессе выступлений на научно-методических конференциях «Проблемы подготовки авиационных кадров в условиях реформирования вуза» (Балашов, 2000; 2002 гг.), «Проблемы воспитания обучаемых: направления и пути его совершенствования в современных условиях» (Саратов, 2000 г.), «История и современное состояние военного образования в России» (Балашов, 2001 г.) — «Проблемы подготовки современного офицера (Челябинск, 2002 г.) — в ходе опытно-экспериментальной работы в Балашовском военном авиационном институте.

Результаты исследования внедрены в систему учебно-воспитательной деятельности Балашовского военного авиационного института, Саратовского военного института ВВ МВД РФ, Саратовского филиала Военного артиллерийского университета, Саратовского военного института РХБЗ, Челябинского филиала Балашовского военного авиационного института, Военного авиационного технического университета, Военного университета, Краснодарского военного авиационного института.

Структура работы определяется задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, проиллюстрирована схемами, таблицами и графиками.

ВЫВОДЫ по II-ой ГЛАВЕ.

Выявление сущности процесса формирования волевой сферы личности и определение специфики его протекания в условиях военно-образовательного социума позволили перейти к экспериментальной части исследования, включающей поисковый, констатирующий, моделирующий и формирующий эксперименты.

В ходе поискового эксперимента с позиций междисциплинарных исследований изучалась разработанность проблемы формирования волевых качеств личности в отечественной и зарубежной науке, определялись научно-теоретические и технологические подходы к ее решениюанализировались программно-нормативные документы, регламентирующие содержание учебно-воспитательного процесса в образовательном военном социумевыявлялось состояние практики работы различных военных вузов по организации процесса формирования волевой сферы личности курсанта.

В ходе констатирующего эксперимента осуществлялась диагностика характера и уровня сформированности волевых качеств личности курсанта в традиционном образовательном процессе военного вуза. Критериями (показателями) уровня сформированности волевых качеств личности в контексте нашего исследования выступали следующие качественные характеристики:

— умение ставить перед собой ближайшие и перспективные цели;

— степень упорства и настойчивости при достижении поставленной цели;

— объем волевых усилий, затраченных на преодоление трудностей, возникших в ходе обучения и повседневной жизнедеятельности;

— соотношение работоспособности и утомляемости;

— состояние успеваемости и воинской дисциплины;

— уровень развития самооценки курсанта.

В ходе моделирующего эксперимента, направленного на научное обоснование авторской комплексная программа формирования волевых качеств личности, шло выявление научных подходов, определяющих эффективность организации данного процесса в условиях военного образовательного социума. В числе наиболее значимых рассматривались:

— системный подход, требующий исследовать во взаимосвязи и целостно все возможные формы и методы решения педагогических задач формирования волевых качеств личности и на основе сравнения возможностей каждого курсанта избирать для достижения поставленной цели наиболее оптимальные варианты;

— деятельностный подход, изучающий формирующуюся личность в развитии, в динамике;

— гуманистический (человекоцентристский) подход, учитывающий возможности и запросы самого человека, показывающий резервы и потенциальные возможности личности в процессе ее формирования;

— психологический подход, имеющий целью выявление типов характерологических акцентуаций, определяющих успешность протекания процесса формирования волевых качеств личности.

В рамках авторской комплексной программы задача объединения воспитательных структур вуза для оптимального педагогического воздействия на процесс формирования волевых качеств личности курсанта решается путем создания и совершенствования социокультурной воспитательной среды, представленной единством воздействий: 1) командования вуза- 2) органов профессионально-психологического отбора и психологического сопровождения профессиональной подготовки курсантов- 3) органов воспитательной работы и командиров курсантских по дразделений- 4) профессорско-преподавательского состава- 5) профилактических и оздоровительных служб- 6) общественных организаций курсантов- 7) курсантских коллективов- 8) членов курсантских семей- 9) культур-но-досуговых учреждений.

Формирующий эксперимент по внедрению авторской комплексной программы формирования волевых качеств личности курсанта осуществлялся на базе.

Балашовского военного авиационного института в период с 1997 по 2002 годы и протекал в три этапа.

Первый этап экспериментальной работы (1-ый — 3-ий курсы) охватывал период поступления курсантов в военный вуз и завершался этапом первоначального летного обучения. Успешность работы в рамках комплексной программ на данном этапе определялась способностью всех субъектов воспитательного процесса своевременно и адекватно определить психологическое и физиологическое состояние будущего летчика.

Второй этап опытно-экспериментальной работы (4-ый курс) охватывал четвертый год обучения, завершающийся летной практики в учебном авиационном полку, и был связан с периодом активного освоения военной специальности.

Третий этап опытно-экспериментальной работы (5-ый курс) охватывает пятый год обучения, завершающийся войсковой практикой и сдачей государственного экзамена по летной подготовке. Данный этап предлагаемой комплексной программы предусматривает отслеживание практической деятельности курсанта в учебном авиационном полку в период летной практики.

Система применяемых методов позволила адекватно диагностировать уровень формирования волевых качеств личности на различных этапах летного обучения, получить обширный материал о характере педагогической поддержки процесса формирования воли у курсантов в массовом педагогическом опыте работы военных авиационных вузов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Развитие авиации коренным образом изменило характер военно-летной деятельности. Она отличается высокой маневренностью, скоротечностью и напряженностью, быстрым и резким изменением обстановки, расширившимися возможностями применения сложной техники и общим повышением боевой эффективности. Чтобы действовать в таких условиях, летчик должен отличаться решительностью, наступательным порывом и боевой дерзостью, инициативой и находчивостью. Для этого ему, как никогда, необходимо развитие воли, что делает проблему формирования волевых качеств личности будущего специалиста-летчика одним из самых актуальных направлений теоретических и прикладных исследований.

Психолого-педагогический анализ воли как многоаспектного понятия требует выявления функциональных, сущностных, структурно-содержательных и процессуально-динамических характеристик. Функциональные характеристики данного понятия связаны с анализом воли как психологического механизма, позволяющего человеку управлять собственным поведением и деятельностью. Сущностные характеристики воли основаны на выявлении содержания, стадий и механизмов волевого акта. Структурно-содержательные характеристики воли связаны с выявлением компонентного состава и классификаций волевых качеств личности. Процессуально-динамические характеристики воли связаны с выявлением механизмов формирования волевых качеств личности, в связи с чем необходим анализ условия и средства организации данного процесса в рамках конкретного социума.

В образовательном процессе военного вуза показателями уровня сформированное&tradeволевых качеств личности курсанта могут служить следующие качественные характеристики: умение ставить перед собой ближайшие и перспективные целистепень упорства и настойчивости при достижении поставленной целиобъем волевых усилий, затраченных на преодоление трудностейсоотношение работоспособности и утомляемостисостояние успеваемости и воинской дисциплиныуровень развития самооценки курсанта.

В ряду условий, определяющих эффективность процесса формирования волевых качеств личности курсанта в период обучения в летном вузе, наиболее значимыми выступают следующие: учет динамики протекания данного процесса как взаимопереходящих этаповориентация на научно обоснованные подходы в организации учебно-воспитательной деятельности (личностный, деятельностный и индивидуальный) — отбор принципов деятельности военного вуза как совокупности основных идей, лежащих в основе взаимодействия курсанта с командным и преподавательским составомвыстраивание деятельности военного вуза как института формирования личности.

Важным средством, обеспечивающим эффективность протекания процесса формирования волевой сферы личности, является комплексная программа, выступающая как взаимообусловленная деятельность по воспитанию и самовоспитанию и осуществляющаяся в трех взаимосвязанных сферах: в учебном процессе, во внеурочной деятельности и в социуме.

Авторская комплексная программа формирования волевых качеств личности курсантов разрабатывалась как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей «субъект-субъектов» педагогического процесса и направлялась на выполнение следующих функций:

— диагностической — изучение уровня сформированности волевых качеств курсантов, характера их общей и профессиональной подготовки, условий и среды формирования воли, а также эффективности воспитательных усилий, осуществляемых с помощью вербальных, визуальных, практических и диагностических методов психологического анализа;

— организаторской — разработка перспективных и текущих планов педагогической деятельности по организации процесса формирования волевых качеств, моделирование воспитательных актов, формирование у курсантов умений самоорганизационной деятельности по самосовершенствованию и саморазвитию;

— ориентационной — выбор воспитательных задач с учетом выявленного уровня волевых качеств личности, оказание ей помощи в определении задач по самовоспитанию и дальнейшему саморазвитию;

— мобилизационно-побудительной — формирование у курсантов психологической готовности к восприятию воспитательных воздействий, готовности к деятельности по самовоспитанию;

— коммуникативной — установление межличностного контакта в различных сферах взаимодействия, то есть согласия, взаимопонимания, доверия и сотрудничества;

— формирующей — перевод целей формирующего воздействия педагогов в целевую ориентацию курсантов, формирование у личности системы ориентиров, которые позволяют ей овладевать необходимыми знаниями и умениями, вырабатывать те или иные убеждения и качества, необходимые для становления волевой сферы;

— контрольно-аналитической и оценочной — контроль, оценка, анализ и самоанализ результатов формирующих воздействий педагогов, перевод данной функции в самоконтроль, самоанализ, самооценку своей деятельности;

— корректирующей — разработка, апробация и проведение педагогических мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе работы по предложенной программе.

Перечисленные функции в своем единстве образуют систему педагогической деятельности, органически соединенную с деятельностью курсантов. Овладевая такой деятельностью, курсанты становятся полноценными субъектами процесса формирования волевых качеств, так как приобретают способность к самопознанию, осознанию внутренних причин своего поведения, а, следовательно, контролю и умению управлять своей личностью.

В рамках авторской комплексной программы задача объединения воспитательных структур вуза для оптимального педагогического воздействия на процесс формирования волевых качеств личности курсанта решается путем создания и совершенствования социокультурной воспитательной среды, представленной единством воздействий: 1) командования вуза- 2) органов профессионально-психологического отбора и психологического сопровождения профессиональной подготовки курсантов- 3) органов воспитательной работы и командиров курсантских подразделений- 4) профессорско-преподавательского состава- 5) профилактических и оздоровительных служб- 6) общественных организаций курсантов- 7) курсантских коллективов- 8) членов курсантских семей- 9) культур-но-досуговых учреждений.

Таким образом, авторская комплексная программа формирования волевых качеств личности курсанта выступает как взаимообусловленная деятельность по воспитанию и самовоспитанию и включает следующие компоненты:

— целеполагание как систему поэтапно усложняющихся целей, отражающих динамику формирования волевой сферы курсантов и соответствующих логике профессионально-личностного становления будущего летчика;

— содержание практической деятельности командиров и курсантов, представленное системой мероприятий, поручений и традиций, определяющих социально-ценностный жизненный опыт личности и духовную атмосферу вуза;

— совокупность методов и форм, адекватных условиям образовательного процесса в современном военном вузе и обеспечивающих взаимосвязь индивидуального воздействия, воспитания в коллективе и самовоспитания;

— педагогическую диагностику, адекватно замеряющую динамику формирования волевых качеств личности курсанта и постепенно переходящую в самодиагностику и самопознание.

Внедрение авторской комплексной программы осуществлялось в ходе формирующего эксперимента на базе Балашовского военного авиационного института в период с 1997 по 2002 годы и протекало в три этапа.

Первый этап экспериментальной работы (1-ый — 3-ий курсы) охватывал период поступления курсантов в военный вуз и завершался этапом первоначального летного обучения. Успешность работы в рамках комплексной программ на данном этапе определялась способностью всех субъектов воспитательного процесса своевременно и адекватно определить психологическое и физиологическое состояние будущего летчика.

Второй этап опытно-экспериментальной работы (4-ый курс) охватывал четвертый год обучения, завершающийся летной практики в учебном авиационном полку, и был связан с периодом активного освоения военной специальности.

Третий этап опытно-экспериментальной работы (5-ыЙ курс) охватывает пятый год обучения, завершающийся войсковой практикой и сдачей государственного экзамена по летной подготовке. Данный этап предлагаемой комплексной программы предусматривает отслеживание практической деятельности курсанта в учебном авиационном полку в период летной практики.

Результативность внедрения авторской комплексной программы определялась на основе сравнения качественных характеристик волевой сферы личности выпускников Балашовского военного авиационного института и выпускников Челябинского филиала, в целях чего для накопления эмпирических данных использовались различные виды анализа: комплексный, уровневый, сравнительный. Анализ результатов, получаемых на каждом этапе опытно-экспериментальной работы, показал устойчивую тенденцию к преобладанию более высокого уровня сформированности волевых качеств личности в условиях реализации авторской комплексной программы, что позволяет признать проведение опытного исследования успешным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980, — 335 с.
  2. Т.И. О волевых проявлениях личности в затруднительных условиях // Вопросы психологии. 1956. — № 5. — С. 28−37.
  3. Л.И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия: Автореф. дис.. канд. психол. наук.-М., 1971. 22 с.
  4. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.- 325 с.
  5. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 12−25.
  6. К.Л. Факторная структура волевых качеств спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1977. — № 10. — С 12−14.
  7. А.К. Начальные основы строительства будущей русской армии // Российский военный сборник. М., 1994. — № 6. — С. 149−166.
  8. Е.А. Коррекция развития нравственно-волевой сферы личности подростков средствами физической культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 2000. — 22 с.
  9. Е.Н. Исследование генезиса волевого действия: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1979. — 22 с.
  10. Е.Н. Стадии развития волевых процессов // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1977. — № 4. — С.12−22.
  11. Г. Т., Жданов О. И. О системе поведения операторов в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1992. -Т. 13.-№ 2.-С. 49−53.
  12. И.Т. Об экспериментальном изучении воли // Вопросы психологии. 1961.-№ 4. — С. 53−60.
  13. В.А., Писаренко Ю. Э. Исследования структуры и динамики развития летных способностей // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. -№ 3. — С. 65−77.
  14. .Б. Общая психология: учебное пособие. М., 1973. — 412 с.
  15. Божович Л. И Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968. -464 с.
  16. Л.И. Воля у подростков // Семья и школа. 1981. — № 4. — С. 22−24.
  17. Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. -1992. Т.13. — № 4. — С. 99−100.
  18. М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989. — С. 45−48.
  19. В.К. Особенности реализации самоконтроля в состоянии психической направленности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ленинград, 1981.-21 с.
  20. В.И. Педагогические основы подготовки летно-инструкторского состава к обучению курсантов ВУЗов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1999.-24 с.
  21. Л.М. К постановке проблемы воли // Вопросы психологии. 1957. -№ 2.-С. 31−42.
  22. К. Учение о воле в новой психологии // Вопросы философии и психологии. 1980. — № 1. — Кн. 5. — С. 1−25.
  23. Т.Ф. Воспитание нравственно-волевых качеств у старших подростков в процессе обучения: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. -17 с.
  24. Е.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости старшеклассников с учетом энергоинформационного обмена: Автореф. дис. канд. мед. наук. Ярославль, 1998. — 27 с.
  25. Е.Б. Социализация и индивидуализация: Закономерности и механизмы. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчат. гос. пед. ин-та, 1997. -200 с.
  26. В.К. О развитии мотивационной сферы личности // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности. Тезисы докладов. Новосибирск: НГПИ, 1985. — С. 81−86.
  27. В.К. Теория деятельности и проблема мотивации // А. Н. Леонтьев и современная психология. -М., 1983. С. 58−65.
  28. В. О свободе воли. СПб., 1904. — 112 с.
  29. А.В. Зависимость волевых усилий личности от характера внешней стимуляции: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 1975. — 285 с.
  30. А.В. О некоторых формах внешней самореализации волевых усилий // Вопросы психологии личности. Рязань, 1975. — С. 45−58.
  31. В. Очерк психологии. СПб, 1897. — 220 с.
  32. Л.С. Собрание сочинений. Т. 3. М., 1983. — 368 с.
  33. Л.С. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1983. — 369 с.
  34. А.И. Волевая активность школьника и методы ее изучения. Челябинск, 1979. — 186 с.
  35. А.И. Жизненные планы и волевая активность студентов // Вопросы психологии личности. Рязань, 1973. — С. 36−40.
  36. С.А., Самошин А. И. Влияние волевых установок на самоконтроль студентов в учебной работе // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. — С. 23−27.
  37. Г. М. Содержание и методы волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. Вып. 2. М., 1962. — С. 20−31.
  38. Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения: теория и практика: Автореф. дис.. д-ра психол. наук.-М., 1997. 41 с.
  39. Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как бойца. Книга 2. Статьи и письма. М.: Изд-во военной академии Генерального штаба ВС РФ, 1995. — 303 с.
  40. JI.JI. Природа волевого начала: механизм и технологии его трансляции: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М, 2000. — 18 с.
  41. Ф.Н. Психология. Учебное пособие. М., 1973. — 240 с.
  42. В.Н. Особенности набора курсантов в Иркутское ВВАИУ в 19 881 993 гг. // Актуальные проблемы вузов ВВС: Межвузовский сборник. Вып. II. М.: МО РФ. — 1995. — С. 3−7.
  43. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Пермь, 1992.- 11с.
  44. В.Б. Особенности волевой саморегуляции подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 1992. — 16 с.
  45. В.Н. Педагогические основы повышения эффективности подготовки летного состава к боевому дежурству (по опыту истребительных авиационных частей): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1986. — 20 с.
  46. К.М. Воспитание воли в процессе производственного обучения. -М., 1966. 64 с.
  47. Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический журнал. 1992.-Т. 13.-№ 3.-С. 24−41.
  48. Л.Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. -№ 1.-С. 55−65.
  49. Т.Т. Воспитание волевых качеств (решительности и смелости) у советских воинов средствами физической подготовки: Автореф. дис.. канд пед. наук. Л., 1954. — 21 с.
  50. У. Психология. М., 1991. — 396 с.
  51. И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974. -С. 35ш 38.
  52. С. Милиции в условиях современной войны // Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. — М.: Военный университет, 1995. — С. 63−100.
  53. Н.Ф. Об определении и качествах воли // Материалы I Межвузовской научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань,• 1964.-60−65 С.
  54. И.В. Мотивационная основа волевой регуляции психической деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск, 1997. — 17 с.
  55. О.В. Развитие когнитивной и эмоционально-волевой регуляции деятельности младших школьников и младших подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 21 с.
  56. К.И. Эмоционально-волевая регуляция учебной деятельности младшего подростка: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1999. — 14 с.
  57. А.С. Опыт экспериментального исследования преодоления трудностей в условиях соревнования // Вопросы психологии. 1960. — № 1. -С. 128−134.
  58. Е.К., Захарьянц Ю. З. К вопросу о физиологических механизмах волевых действий // Вопросы психологии. 1961. — № 6. — С. 127−135.
  59. Т.В. Психологические основы взаимосвязи общения и волевых качеств подростков: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 1990. — 16 с.
  60. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. — № 2. — С. 121−132.
  61. И.В. Нарушения волевой регуляции деятельности и их компенсация: (на материале 2-х видов патологии): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1993. — 23 с.
  62. Иванников В. А Воля как произвольная мотивация // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы Всесоюзной конференции. -Симферополь, 1986. 34−38 С.
  63. В.А. К сущности волевого поведения // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 3. — С. 47−55.
  64. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Москва, 1989. — 46 с.
  65. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.- 140 с.
  66. В.А., Эйдман Е. В. Количественная оценка волевого усилия при напряженной физической работе // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 132−140.
  67. Идания Бланька П. Г. Особенности волевой активности у студентов пединститута: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1989. — 22 с.
  68. Е.П. Одаренность, способности, качества синонимы или разные понятия? // Теория и практика физической культуры. — 1981. — № 9. — С. 4850.
  69. Е.П. О соотношении понятий, характеризующих волевую активность человека // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. -С. 37−39.
  70. Е.П. Психология воли. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 280 с.
  71. Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.-С. 88−91.
  72. М.Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевого усилия с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: Автореф. дис.. канд. психол. наук. JL, 1976.14 с.
  73. И.М. Волевые проявления студентов в учебной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ленинград, 1991. — 17 с.
  74. В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Тбилиси, 1989. — 36 с.
  75. В.К. Волевое усилие как предмет экспериментального исследования // Вопросы психологии и педагогики воли. Науч. труды Краснодарского ГПИ. Вып. 109. Краснодар, 1969. — С. 47−49.
  76. В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983. — С. 39−42.
  77. В.К. Воля и психическая устойчивость профессионала // Психологическая устойчивость профессиональной деятельности. Тезисы Всесоюзного совещания-семинара. Одесса, 1984. — С. 29−32.
  78. В.К. Воля. Эмоции. Интеллект // Эмоционально-волевая регуляция поведения в деятельности: Тез. Всесоюз. конф. молодых ученых / Ред. коллегия В. В. Давыдова и др. Симферополь, 1983. — С. 171−175.
  79. В.К. Классификация волевых качеств // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Симферополь, 1986. — С. 14−19.
  80. В.К. На путях построения теории воли // Психологический журнал. -1989.-№ 2.-С. 52−56.
  81. И. Сочинения. В 6-ти томах. Т. 4, ч. 1. М., 1965. — 544 с.
  82. О.М. Педагогическая поддержка социализации личности подростка: Автореф. дис. канд. пед. наук. Саратов, 1998. — 18 с.
  83. JI.C. Нравственные мотивы как стимулы волевой активности студента // Вопросы волевой активности личности и коллектива. Рязань, 1984.-С. 39−41.
  84. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 126 с.
  85. Т.Н. Развитие волевой сферы кадров государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 2000. — 22 с.
  86. С.В. О количественной оценке волевого усилия // Вопросы психологии. 1976. -№ 1.-С. 118−121.
  87. К.Н. Воля и ее воспитание. М., 1957. — 24 с.
  88. К.Н. Воспитание воли и характера. М., 1948. — 32 с.
  89. К.Н. К вопросу о воспитании воли // Советская педагогика. -1942. -№ 5−6.-С. 52−57.
  90. Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Монино, 1998. — 22 с.
  91. П.А. Психология летного обучения. М.: Воениздат, 1986. -136 с.
  92. В.А. Воспитание воли. М., 1957. — 48 с.
  93. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.-300 с.
  94. О.А. Политическая воля: социально-философский анализ: Автореф. дис. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997. — 52 с.
  95. .В. Основы профессиональной диагностики. М., 1984. — 216 с.
  96. А.А. Стимулирование потребности в нравственно-волевом самосовершенствовании у учащихся начальных классов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2000. — 22 с.
  97. С.В. Развитие психологической готовности молодых авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000. — 240 с.
  98. В.В., Пономаренко В. А., Разумов А. Н. Некоторые итоги и перспективы развития отечественной авиационной инженерной психологии // Психологический журнал. 1993. — Т. 14. — № 1. с. 100−108.
  99. О.В. Развитие нравственно-волевых качеств личности старшего дошкольника средствами народной педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 1996. — 18 с.
  100. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  101. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. — 584 с.
  102. Лих С. А. Формирование эмоционально-волевой готовности детей к обучению в школе средствами физического воспитания: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Краснодар, 2000. — 24 с.
  103. Г. Д. Воспитание воли у советских воинов. М., 1961. — 95 с.
  104. М.А., Эйдман Е. В., Иванникова В. А. Проблема воли в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1988. — № 3. — С. 145−152.
  105. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
  106. Е.С., Рапопорт И.А К вопросу об изменении волевого усилия и волевых качеств личности // Вопросы психологии. 1976. — № 2. — С. 133−137.
  107. Э. Интеллигентность и воля. Киев, 1917. — 259 с.
  108. А.В. Эмоционально-волевая устойчивость и ее формирование у студентов: (На материалах пед. вуза): Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.- 16 с.
  109. .Н. Культурные традиции российского офицерского корпуса, истоки и современность // Актуальные проблемы вузов ВВС: Межвузовский сборник. Вып. VI. М.: МО РФ, 1999. — С. 50−54.
  110. Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М., 1991. -124 с.
  111. Никандров В. В Систематизация волевых свойств человека. Вестник СпбУ. — 1995. — № 3. — С. 83−86.
  112. Г. С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 111 с.
  113. Г. С. Теоретические вопросы самоконтроля // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 6. — С. 19−31.
  114. О российском воинстве. Заветные мысли // Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. — М.: Военный университет, 1995. — С. 241.
  115. О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Пр. МО РФ 3.07.1995, № 235. М.: Воениздат, 1995.-9 с.
  116. Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации: Директива МО РФ 13.07.1993, № Д-64. М.: Воениздат, 1993.-6 с.
  117. Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 10 от 4 января 2000 г. -71 с.
  118. В.А. Воля и волеизъявление. Дущанбе, 1983. — 256 с.
  119. Н.А. Динамика социально-психологической адаптации. Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М, 1995. -20 с.
  120. С.Р. Рациональные, эмоциональные, волевые характеристики игровой деятельности как факторы психического развития дошкольника: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Казань, 1999. — 20 с.
  121. С.А. К проблеме классификации волевых качеств личности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду общества психологов. М., 1977. — С. 61−64.
  122. И.П. Педагогические аспекты развития решительности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1978. — 16 с.
  123. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  124. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984.- 174 с.
  125. Н.Н. Формирование волевого развития личности в процессе физ-культурно-спортивной деятельности с оздоровительной направленностью в условиях Севера: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Якутск, 1998. — 17 с.
  126. В.А. Психология жизни и труда летчика. М., 1992. — 230 с.
  127. В.А., Завалова Н. Д. Авиационная психология. М., 1992. -280 с.
  128. С.П. Повышение эффективности эмоционально-волевой саморегуляции офицера ВМФ: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996.-25 с.
  129. В.П. Индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 1989.-21 с.
  130. Психология в армии («круглый стол») // Психологический журнал. 1997. -Т. 18. -№ 1.-С. 157−168.
  131. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современный спорт. М., 1973. — С. 36−38.
  132. А.Ц. О самовоспитании воли спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962. — С. 58−61.
  133. А.Ц. Проблема произвольной (психической) регуляции двигательной деятельности в спорте // Теория и практика физической культуры. 1966. -№ 1.-С. 34−38.
  134. Е.А. Влияние пихотерапии на развитие механизмов волевой регуляции: Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1996. — с. 18.
  135. Н.П. Исследования эмоционально-волевой устойчивости в условиях значимой деятельности // Психологический журнал. 1981. — № 5. -С. 92−99.
  136. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. — 704 с.
  137. П.А. Воля и ее воспитание // Ученые записки ГЦОЛИФК. Вып. 1. -М., 1954.-С. 91−95.
  138. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена// Проблемы психологии спорта. М., 1962. — С. 22−24.
  139. П.А. Психология. Краткий курс. Учебник. М., 1967. — 323 с.
  140. А.И. Психологическая характеристика настойчивости студентов в учебной работе: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1967. — 18 с.
  141. А.И. Воля в структуре характера личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Киев, 1986. — 16 с.
  142. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. — № 4. — С. 14−25.
  143. В.И. Воспитание воли в условиях соединения обучения с производственным трудом. М., 1980. — 71 с.
  144. В.И. Дискуссионные вопросы психологии воли // Психологический журнал. 1986. — Т. 6. — № 6. — С. 110−121.
  145. В.И. Основные подходы к психологическому исследованию волевой активности личности // Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986. — С. 3−23.
  146. В.И. Проблема воли в советской психологии II Вопросы психологии. 1964. — № 1. — С. 83−93.
  147. В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974. — 150 с.
  148. В.И., Гавриленко С. А. Взаимосвязь воли и самоконтроля в учебной деятельности студентов // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12. — № 5.-С. 44−50.
  149. В.В. Произвольная саморегуляция функционального состояния в условиях режима непрерывной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 1986. — 24 с.
  150. И.М. Избранные произведения. М., 1953. — 335 с.
  151. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. — 108 с.
  152. П.В. О филогенетических предпосылках воли // Вопросы психологии. 1971. -№ 4. — С. 84−88.
  153. JI.B. Волевая организация личности и ее влияние на процесс адаптации детей к обучению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Иркутск, 1998.- 18 с.
  154. Е.В. Исследование взаимосвязи эмоционально-волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9−11 лет: Автореф. дис. канд. психол. наук., 2000. — 22 с.
  155. .Н. Воля // Психология. Учебник для техникумов физической культуры. М., 1984. — С. 95.
  156. .Н. К вопросу о психологических механизмах воли // Категории, принципы и методы психологии: Тезисы к VI Всероссийскому съезду общества психологов ССР. М, 1983. — С. 55−57.
  157. . Избранные произведения: В 2-х томах. Т. 1. М., 1957. — 631 с.
  158. Н.С. Психологические условия повышения эффективности деятельности летчика-инструктора по формированю летных качеств у курсантов ВВАУЛ: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991. — 18 с.
  159. И.А. Воспитание морально-волевых качеств кадетов военно-учебных заведений дореволюционной России: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Смоленск, 1966. — 16 с.
  160. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Росссийской Федерации. М.: Воениздат, 1994. — 352 с.
  161. Р.А. Наш военный вопрос // Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. М.: Военный университет, Ассоциация «Армия и общество», 1995. — С. 25−44.
  162. Л. Избранные философские произведения: В 2-х томах. Т. 1. М., 1955.-676 с.
  163. Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1999. — 15 с.
  164. М.М. Понятие воли в советской психологии. Опыт определения воли. / В кн. Проблемы методологии и логики наук. Вып.5. Томск, 1969. -С. 123−130.
  165. В. Челвек в поисках смысла. М., 1990. — 366 с.
  166. Н.А. Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Москва, 2001. — 20 с.
  167. Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997. -216 с.
  168. А.С. Философско-социологический анализ волевого компонента сознания в деятельности военных кадров: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1990.-20 с.
  169. Г. И. Очерки психологии. М., — Л., 1926. — 256 с.
  170. В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. — 186 с.
  171. Ш. Н. О природе воли // Труды Кутаисского гос. пед. ин-та. Т. 19. Кутаиси, 1958. — С. 69−73.
  172. Ш. Н. Место потребности и воли в психологии личности // Вопросы психологии. 1958. — № 2. — С. 116−122.
  173. Р.З. Исследование волевых усилий в связи с особенностями преодолеваемых трудностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1979. — 18 с.
  174. А.И. Волевые процессы и свойства личности. JL, 1963. — 96 с.
  175. А.И. Функциональная структура воли: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Омск, 1989. — 41 с.
  176. Е.В., Иванников В. А. Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. 1990. — № 3. — С. 39−49.
Заполнить форму текущей работой