Актуальность исследования:' В настоящее времяс? провозглашением-, понятия- «образование в течение всей жизни» происходит переосмысление целейи задач непрерывного (многоуровневого) профессионального образо- ¦ вания: личности. На первый план выходит необходимость подготовки компетентного специалиставладеющего не столько «сухим" — знанием, сколькоумениемдобыть это знание, и желанием поиска нового^. Особое значение приобретают умения? обучающихся, управлять процессом самостоятельного научного поиска, пополнять и совершенствовать свои учебные и профессиональные компетенции:
По мнению исследователей- (ШН. Агапова, Э-Ф. Зеера, И<�А. Зимнещ А. К. Марковой, Т. Орджи, В. П. Сергеевой, В. В. Серикова, А. П. Тряпицыной, МХолстеда, С. Е. Шишова и др.), данная задача может быть решена на основе применения номенклатуры компетенций’будущего специалиста.
Проблема, развития компетенций и компетентностей, относящихся к учебно-познавательной? деятельностирассматривалась в трудах таких педагогов и психологовпроводивших фундаментальные и прикладные исследования: в области педагогики, .методики обучения иностранному языку, как Т. В. Иванова, BiB ¦ Краевский, • • ШЕ Лернер, П: И. Пидкасистыщ A.A. Пинский, Г. К. Селевко, A.B. Хуторской, E.H. Соловова, П. ВСысоев, А. Н. Шамов, A.B. Щепилова и др.
В связи с этим представляется закономерным возрастание интереса к проблеме мотивации учебно-познавательной деятельности студента в стенах вуза, его профессионально-личностного становления в будущей профессии и формирования потребностей в дальнейшем саморазвитии, самосовершенствовании.
Сказанное связанос усвоением студентами языкового вуза не только предметных знаний: по методике, преподавания иностранного языка, но и с развитием умений научно-методической деятельности: будущего учителя иностранного языка, который в условиях динамично развивающейся системы школьного образования будет чувствовать потребность в совершенствовании своей профессиональной^ деятельности и тем самым саморазвиваться и самосовершенствоваться.
Данный вид профессиональной деятельности имеет свои особенности, обусловленные ее структурой и содержанием, а также условиями ее реализации. В современных условиях освоение студентами умений научно-методической деятельности еще в процессе обучения в вузе формирует исследовательские компетенции и познавательные потребности, необходимые как для продолжения образования, так и для осуществления профессиональной деятельности в школе.
Однако новые тенденции в системе преподавания в целом и в системе преподавания иностранного языка в частности не ограничиваются лишь новой трактовкой целей и обновлением содержания обучения иностранному языку. Огромное значение имеет организация процесса обучения и используемые технологии.
Рассмотрение условий развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов на основе системного, субъектно-деятельностного, контекстного, компетентностного и коммуникативно-когнитивного подхода позволяет пересмотреть представление о методической подготовке студентов языкового факультета, потребовать обновления приемов предъявления лингвистических и методических знаний, дает возможность формировать и развивать коммуникативные и исследовательские навыки и умения.
Таким образом, актуальность исследования определяется существующим противоречием между:
• социальным заказом общества на формирование современного высококвалифицированного специалиста, способного переносить полученные знания и сформированные умения в новую ситуацию, и недостаточной реализацией на практике современной методики обучения иностранным языкам, направленной на формирование такого типа личности;
• необходимостью активизации профессионально-познавательной потребности в научно-методической деятельности студентов и реальными возможностями ее формирования в языковом вузе;
• необходимым уровнем владения гностическими умениями будущих учителей ИЯ и затрудненностью их развития при сложившихся традиционных методах обучения.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования, проблема которого состоит в изучении возможностей, средств иусловий развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза.
Цель исследования — разработать научно обоснованную и проверенную опытным путем методику развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза.
Объект исследования — педагогический процесс развития гностических умений студентов языковых вуза в учебно-профессиональной деятельности.
Предмет исследования — методика развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза.
Гипотеза исследования состоит в том, что развитие гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового факультета будет более эффективным, если:
• определена номенклатура гностических умений научно-методической деятельности студентов языкового вуза, развиваемых на основе системного, субъектно-деятельностного, компетентностного, контекстного подходов, а также коммуникативно-когнитивного, выбранного в качестве ведущего;
• выявлены особенности развития гностических умений научно-методической деятельности студентов языкового вуза, выделены этапы, критерии, показатели и уровни их развитости;
• разработана и внедрена методическая система организации развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза на основе коммуникативно-когнитивного подхода;
• < предложено организационно-методическое сопровождение, направленное на повышение уровня владения гностическими умениями в научно-методической деятельности.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, определены следующие задачи:
1) проанализировать и определить теоретический потенциал дидактических подходов к развитию гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза;
2) конкретизировать понятие «научно-методическая деятельность студентов языкового вуза», ее структуру, функции;
3) определить номенклатуру гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза, развиваемых на основе коммуникативно-когнитивного подхода;
4) выявить особенности развития гностических умений научно-методической деятельности студентов языкового вуза, выделить этапы, критерии, показатели и уровни их развитости;
5) создать методическую систему развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза на основе коммуникативно-когнитивного подхода;
6) разработать и апробировать организационно-методическое сопровождение для развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов;
7) провести опытно-экспериментальное обучение с целью' определения эффективности методики развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза на основе коммуникативно-когнитивного подхода.
Теоретико-методологическую основу исследования составили положения психологических теорий К. А. Альбухановой, Б. Г. Ананьева, 7.
A.F. Асмолова, А. В. Брушлинского, Л. С. Выготского, В .П. Зинченко,, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др.- исследования о сущности общения личности (A.A. Бодалев, В.А. Каи-Калик, Б. Ф. Ломов. В. И. Мясищев и др.) — психологические теории личности о поэтапном формировании умственных действий, исследования по формированию приемов умственной деятельности (И.Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Н. Ф: Талызина и др.) — концептуальные положения в области теории* и практики высшего профессионального образования (O.A. Абдуллина, С.И.Архангельский-. А-А. .Вербицкий,. ВШЗагвязинский, А. К. Маркова, Л: М: Митина, Л.С. ПодымоваВ.П. Сергеева, В. А. Сластенин и др.).
Втеоретическом' плане исследование опирается на современные подходы к совершенствованию высшего образования и развитияпрофессиональной иноязычной компетенции (И.А. Зимняя, В. В. Сафонова,.
B.П. Фурманова, И. И. Халеева, П. В. Сысоев, П. Ур, Т. Н. Ушакова и др.) — теории профессионально-личностного развития и саморазвития человека как субъекта образовательного процесса (O.A. Абдуллина, М. Я. Виленский, Е. А. Леванова, М. М. Левина, А. К. Маркова, Л. С. Подымова, В-А.Сластенин,.
C.Д. Смирнов) — теории и методики обучения иностранным языкам (И.Л. Бим, Н. Д. Гальскова, НИ. Гез, Е. И. Пассов, E.H. Соловова, А.Н. ШамовA.B. Щепилова, А. Н. Щукин и др.) — теоретические основы формирования познавательной активности ' и самостоятельности личности (В.И. Андреев, Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, H.A. Witkin и др.) — идеи профессионально ориентированного обучения иностранным языкам (А.Л. Бердичевский, И. Л. Бим, Е. И. Пассов, В. Л. Скалкин, Г. В. Сороковых, Г. В. Рогова).
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован ряд исследовательских, методов: теоретические (анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, нормативно-программной документации, методических и^ебных пособий) — эмпирические (эксперимент, наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование) — статистические (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Опытно-экспериментальная база исследования: Курский государственный университет, факультет иностранных языков, Московский гуманитарный педагогический институт, факультет романо-германской филологииМосковский психолого-педагогический университет, факультет иностранных языков.
Основные этапы исследования:
I этап (2006;2007 гг.). Изучение отечественных и зарубежных источников по теории и практике формирования умений научно-методической деятельностипроведение теоретического анализа философской, психолого-педагогической, лингвистической и психолингвистической, культурологической и социологической литературы по исследуемой проблемеанализ и уточнение понятийного аппаратавыявление проблемы и противоречия в существующей системе образования как среде эффективного развития гностических умений научно-методической деятельностиформулирование рабочей гипотезы исследования.
II этап (2007;2008 гг.). Проведение констатирующего эксперимента, определяющего исходный уровень владения гностическими умениями научно-методической деятельности студентов языкового вузаразработка специализированной методики проведения учебной практики по обучению ИЯ, направленной на эффективное развитие умений научно-методической деятельности студентов.
III этап (2008;2010 гг.). Реализация опытно-экспериментальной работы по созданию необходимых педагогических условий и проведение обучающего эксперимента, количественный и качественный анализ полученных данныхобобщение и оформление результатов исследования и материалов диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в диссертации отобраны ведущие положения и идеи, составляющие научно-теоретическую базу развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза.
• На основе анализа современных дидактических подходов к развитию гностических умений в научно-методической деятельности (системный, субъектно-деятельностный, компетентностный, контекстный и коммуникативно-когнитивный)4 выявлено, что наиболее результативным и эффективным является коммуникативно-когнитивный подход.
• Конкретизировано понятие «научно-методическаядеятельность» студентов языкового вуза" как составляющая процесса обучения, направленная на поиск, изучение и распространение нового профессионального знания или опыта, развитие языковых навыков, речевых умений, а также личностных качеств субъекта деятельности.
• Конкретизировано понятие «гностические умения в научно-методической деятельности студентов языкового вуза» как способность управлять процессом самостоятельного научного поиска с целью пополнения и совершенствования своих учебно-профессиональных знаний и умений.
• Определена номенклатура гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза.
• Предложена и экспериментально проверена методическая система развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза на основе коммуникативно-когнитивного подхода.
Теоретическая значимость, исследования заключается:
• в обосновании применения коммуникативно-когнитивного подхода к обучению студентов языкового вуза как методической категории, которая представляет собой комплекс структур и механизмов для проектирования системы обучения студентов гностическим умениям в научно-методической деятельности. Данный комплекс направлен на развитие у обучающихся адекватного представления о системе поиска, изучения, обобщения и распространения нового языкового, методического или психолого-педагогического знания и опыта, формирование не только учебнопрофессиональных компетенций, но и личностных качеств;
• в обосновании методической системы развития гностических умений в научно-методической деятельности студента языкового вуза, которая представлена как система компонентов, раскрывающих цели, методиче-скиепринципы осуществления, функции, содержание процесса развития гностических умений-научно-методической деятельности студентов;
• в выявлении этапов (мотивационного, технологического, рефлексивного), критериев (познавательно-мотивационного, коммуникативно-методического, рефлексивного), показателей и уровней (низкого, среднего и высокого) развития гностических умений.
Совокупность положений, содержащихся в исследовании, дополняет и конкретизирует теорию и методику обучения иностранным языкам в языковом вузе в разделе «Содержание обучения» и «Организационные формы обучения».
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что реализация авторской модели развития гностических умений в научно-методической деятельности позволяет повысить уровень коммуникативной и когнитивной компетенций обучаемых в процессе изучения иностранного языка.
• Предложено подробное описание методики развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза.
• Разработано и апробировано организационно-методическое обеспечение процесса развития гностических умений в научно-методической деятельности студента языкового вуза, которое строится с учетом познавательных интересов студентов, на использовании проблемно-деятельностных и контекстных стратегий обучения, на соответствии форм и методов работы этапам обучения в языковом вузе.
• Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебно-методических пособий и авторских программ и курсов по методике обучения иностранным языкам, а также на занятиях по иностранному языку.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической базой, адекватностью методов целям, задачам и логике исследования, комплексным характером поэтапного педагогического исследования, использованием статистических методов, обработки полученных результатов, положительной динамикой опытно-экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась на базе кафедры немецкой филологии, кафедры иностранных языков Курского государственного университета, кафедры романской филологии и методики Московского гуманитарного педагогического института, Московский психолого-педагогический университет, факультет иностранных языков.
Основные теоретические и практические положения диссертационного исследования были представлены на научно-методических конференциях: «Личностно-профессиональное развитие студентов в системе высшего профессионального образования» в КГМУ (Курск, 2008) — «Проблемы подготовки современного учителя иностранного языка» в МГПИ (Москва, 2008) — «Инновационность экономики России и процессы глобализации» в МЭБИК (Курск, 2009) — «Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста» в ТГУ им. Г. Р. Державина (Тамбов, 2010) — «Проблемы профессиональной подготовки современного учителя иностранного языка» в МГПЩМошшацЗрйй^носимые на защиту.
1. Среди, дидактических подходов к развитию гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза: системного, субъектно-деятельностного, компетентностного, контекстного и коммуникативно-когнитивного — наиболее эффективным был выделен коммуникативно-когнитивный подход. Коммуникативно-когнитивный подход к развитию гностических умений в научно-методической деятельности — это совокупность способов познания и организации учебной деятельности, который представляет собой комплекс структур и механизмов, направленных на проектирование системы обучения иностранным языкам.
2. Конкретизированные понятия:
• «научно-методическая деятельность студентов языкового вуза» как составляющая процесса обучения, направленная на поиск, изучение и распространение нового профессионального знания или опыта, развитие языковых навыков, речевых умений, а также личностных качеств субъекта деятельности;
• «гностические умения научно-методической деятельности студентов языкового вуза» как способность управлять процессом самостоятельного научного поиска с целью пополнения и совершенствования своих учебных и профессиональных компетенций.
3. Номенклатура гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза включает в себя:
• умение пользоваться различными источниками для приобретения новой информации (языковой, лингвострановедческой, методической и т. д.);
• умение выделить главное, существенное в познаваемом объекте или явлении (ключевые слова, основные идеи);
• умение логически обработать полученную информацию (выявление инвариантных характеристик текста, индуктивное и дедуктивное изложение мысли);
• умение смоделировать продукт своей деятельности (применение изученного языкового и речевого материала в измененных условиях);
• умение оценить и проконтролировать этапы и способы выполнения действий (исправление языковых и речевых ошибок);
• умение сравнить полученные результаты с исходными целями и задачами (соотнесение речевого и языкового материала исходного текста с подготовленным студентом);
• умение оформить результаты по правилам устной и письменной речи (профессионально ориентированное общение на иностранном языке).
4. Методическая система развития гностических умений в научно-методической деятельности студентов языкового вуза представляет совокупность взаимосвязанных между собой компонентов: цели, принципов (общедидактических и специфических), методов и приемов, средств, содержания обучения, методических условий обучения, рефлексии и результата.
5. Организационно-методическое сопровождение, которое направлено на формирование положительной мотивации к познавательной деятельности, использование проблемно-деятельностных и контекстных стратегий обучения, соответствие форм и методов работы этапам обучения в языковом вузе.
Структура диссертационного исследования определялась логикой исследования и поставленными задачами. Оно состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.
В соответствии с теоретическими основами развития гностических умений научно-методической деятельности, согласно положениям системного, компетентностного, контекстного, субъектно-деятельностного и коммуникативно-когнитивного подходов была разработаны методическая система процесса развития гностических умений научно-методической деятельности, описаны ее структурные компоненты.
Проанализированы компоненты, этапы, механизмы реализации методической системы, а также критерии, показатели, уровни развития гностических умений научно-методической деятельности, намечен предполагаемый результат процесса развития заданных умений.
Следует отметить, что реализация методической системы по развитию гностических умений научно-методической деятельности эффективно влияет не только на повышение уровня когнитивной, коммуникативной и методической компетенций, но и на стремление к саморазвитию и самораскрытию в учебной и профессиональной деятельности.
В процессе констатирующего этапа эксперимента были выявлены следующие критерии оценки уровня развития гностических умений научно-методической деятельности: познавательно-мотивационный (потребность в поисково-познавательной работеотношение к учебной и учебно-профессиональной деятельности (стремление совершенствовать результаты своей деятельности), коммуникативно-методический (владение знаниями и умениями, входящими в методическую и коммуникативную компетенции студентов) и рефлексивный (способность к самоконтролю и объективной самооценке), которые могут быть сформированы на низком, среднем и высоком уровнях.
Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление исходного уровня развития гностических умений научно-методической деятельности студентов.
Формирующий этап эксперимента предполагал апробацию методической системы по развитию гностических умений научно-методической деятельности студентов.
Процесс развития гностических умений научно-методической деятельности студентов охватывает следующие этапы: мотивационный, содержательный и рефлексивный. Реализация каждого из указанных этапов на основе педагогического сопровождения (формирования положительной мотивации к учебной и учебно-профессиональной деятельностиналичия уровня когнитивной компетентностиактуализации субъектности обучаемыхориентации на развития саморефлексии) и программно-педагогического сопровождения (разнообразия методов, форм, средств учебно-познавательной деятельности студентовналичия дидактического материала) обеспечивает создание условий для повышения уровня развития гностических умений научно-методической деятельности студентов, развития творческой самореализации, готовности и способности к постоянному самообразованию в процессе обучения в языковом вузе.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной деятельности были проанализированы результаты диагностических мероприятий. Мы проследили динамику развития каждого из выделенных критериев и определи уровни развитости гностических умений научно-методической деятельности студентов на конец эксперимента. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что внедрение разработанной нами методической системы и реализация содержания научно-методической деятельности, управляемой преподавателем, эффективно влияют на процесс формирования методической и коммуникативной компетенций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проблема развития гностических умений научно-методической деятельности является-предметом-пристального изучения. Студент со средним и особенно высоким уровнем развития гностических умений способен самостоятельно удовлетворять познавательную потребность, самоорганизовывать и саморегулировать процесс выполненияисследовательской, поисковой, эвристической' деятельности, которая является-, необходимой" при овладении иностранным языком, методикой обучения/предмета и в дальнейшем самообразовании.
Проведенное нами исследование подтвердило актуальность проблемы развития' гностических умений научно-методической деятельности студентов. Развитие умений данного вида способствует актуализации, саморегуляции и саморефлексии обучающихся, становлению субъектной позиции обучаемых, а также переходу к модели образования, ориентированной на формирование компетенций и компетентностей.
Подводя итог нашему исследованию, мы можем сделать следующие выводы.
1. Систематизация положений и идей, составляющих научно-теоретическую основу процесса развития гностических умений научно-методическойдеятельности студентов языкового вуза, позволила уточнить следующие понятия: научно-методическая деятельность учителя иностранных языков определяется нами как многоаспектное явление, при котором активное взаимодействие учителя в учебно-воспитательном процессе направлено на самостоятельный научный поиск с целью нахождения и изучения идей, положений, концепций для обобщения, переноса и распространения новых педагогических методик и технологий в практику преподавания иностранного языка, совершенствования своих знаний и профессиональных умений.
Научно-методическая деятельность студентов является* составляющей процесса обучения, она направлена на поиск, изучение и распростране.
154 ние нового профессионального знания или опыта, развитие языковых навыков, речевых умений, а также личностных качеств субъекта деятельности. Научно-методическая деятельность рассматривается как метадеятельность, в структуре которой тесно переплетаются мотивы, средства и результаты учебной, учебно-исследовательской и профессиональной деятельности.
Методическая система развития гностических умений научно-методической деятельности включает в себя следующие основные компоненты: целеполагающий, содержательный, критериальный и результативный. Реализация методической системы развития гностических умений научно-методической деятельности студентов способствует формированию общей профессионально-личностной компетентности студентов языкового вуза и специальных компетенций (когнитивной, коммуникативной, информационной, рефлексивной и самообразовательной).
2. Определены педагогические условия эффективности организации развития гностических умений научно-методической деятельности, позволяющие направить образовательный процесс на формирование самостоятельной, активной и творческой личности с высоким уровнем развития гностических умений научно-методической деятельности. Это условия педагогического сопровождения и программно-методического обеспечпния.
Комплекс условий педагогического сопровождения, включает:
— формирование положительной мотивации к развитию гностических умений научно-методической деятельности;
— наличие измерителей уровня развития гностических умений научно-методической деятельности студентов;
— актуализация позиции субъектности обучаемых;
— ориентация обучения на развитие саморефлексии студентов.
Комплекс условий программно-методического обеспечения, включает в себя:
— разнообразие видов, форм и методов научно-методической деятельности;
— наличие дидактического материала.
3. Определены критерии оценки уровня развития гностических умений научно-методической деятельности студентов, позволяющие выявить эффективность деятельности преподавателя, организующего научно-методическую деятельность обучающихся:
— познавателъно-мотивщионный, реализующийся в следующих показателях-. способность студента чувствовать нехватку знаний, а также потребность в новом знании с целью повышения результатов своей учебной и учебно-профессиональной деятельности;
— коммуникативно-методический, отражающийся в следующих показателях: владение технологиями учебной деятельностивладение знаниями и умениями по методике обучения ИЯвладение умениями письменной и устной коммуникации;
— рефлексивный, включающий следующие показатели: способность к самоконтролюспособность к объективной самооценке.
Каждый из выделенных критериев характеризуется показателями и уровнями развития гностических умений научно-методической деятельности студентов: низким, средним, высоким.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу. Однако данная работа не исчерпывает всех проблем организации развития гностических умений научно-методической деятельности, а также возможностей формирования когнитивной, коммуникативной и самообразовательной компетенций студентов. Дальнейшего изучения и разработки требуют формы и направления научно-методической деятельности студентов языкового вуза по иностранному языку. Данное исследование может послужить основой последующего рассмотрения технологий организации научно-методической деятельности.