Педагогические условия формирования эмпатической культуры студентов педагогического вуза
Диссертация
Кроме того, новая социально-педагогическая ситуация требует подготовки такого специалиста-педагога, который бы сочетал в себе лучшие черты русской, советской педагогической школы, вместе со всем положительным, что было привнесено в педагогику за последние годы. Необходимость в педагоге творческом, человеке, ориентированном на развитие способностей учащихся, умеющем строить образовательные… Читать ещё >
Содержание
- 1. Проблема формирования эмпатической культуры студентов как основа развития профессионализма будущего педагога
- 1. 1. Анализ состояния проблемы в педагогической теории и практике работы высшей школы
- 1. 2. Моделирование процесса формирования эмпатической культуры студентов в учебной и внеучебной работе
- 1. 3. Психолого-педагогическая характеристика приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования процесса формирования эмпатической культуры студентов
- Выводы по первой главе
- 2. Результаты экспериментальной работы по формированию эмпатической культуры с использованием приемов эмоционально-интеллектуального стимулирования студентов
- 2. 1. Методы, этапы и основные стадии организации опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Технологическая характеристика содержания и приемов формирования эмпатической культуры студентов педвуза
- 2. 3. Критерии эффективности и обсуждение результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Педагогика, 1991. — 141 с.
- Авакян Р.С. Обучение школьников основам перцепции. Тбилиси:1. ТГУ, 1986.-46 с.
- Агарум М.В. Умей познать другого: Практические советы. Кишинев:1. КГПИ, 1979.-28 с.
- Айнштейн В.И. Преподаватель и студент (Вопросы общения)// Высш. образование в России, 1997. № 1. — С. 87−95.ъ
- Акчурина Е.А., Пушкарь Л. И., Тарасюк B.C. Диагностика уровня эмпа-тийных тенденций личности// Специалист, 1993. № 2. — С.11.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: КГУ, 1988. — 238 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 1. — КГУ, 1996. — 567 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. — 324 с.
- Арчажникова Л.Г. Подготовка учителя к профессиональной деятельности// Сов. педагогика, 1986. № 3. — С. 91−95.
- Ю.Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М: Педагогика, 1982. — 192 с.
- П.Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. М: Просвещение, 1991.- 176 с.
- Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: Дис.. д-ра пед. наук. Екатеринбург: Ур.1. ГППУ, 1996.-274 с.
- Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя// Педагогика, 1996. № 4. — С. 14−18.
- Н.Беспалько В. П. Персонифицированное образование// Педагогика, 1998.-№ 2. -С. 12−17.133
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
- Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности// Современная дидактика: теория практике. — М.: МГПИ, 1993. — С. 153−176.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.:1. МГУ, 1982.- 199 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев А.А. Психология о личности. М.: МГУ, 1988. — 187 с.
- Бодалев А.А., Волков И. П. Некоторые проблемы межличностного познания в условиях современного производства// Вопр. психологии, 1981. № 6. -С. 27−35.
- Бодалев А.А., Каштанова Т. В. Теоретико-методологические аспекты изучения эмпатии// Групповая психотерапия при неврозах и психозах. Л.:1. ЛГУ, 1975.-С. 11−19.
- Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Дис.. канд. пед. наук. Ворошиловград: ВГПИ, 1988. — 284 с.
- Ваганова Ж. Эффект личного обаяния, или слагаемые педагогического артистизма// Директор школы, 1998. № 5. — С. 59−63.
- Валантинас А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Киев:1. КГПИ, 1988.- 16 с.
- Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее: Пер. с англ. Минск: Попурри, 1996. — 224 с.
- Введение в психодиагностику/ Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 192 с.
- Вербицкий А.А. О структуре и содержании диссертационных исследований// Педагогика, 1994. № 3. — С. 32−35.134
- Вербова КВ., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности// Вестник МГУ, 1990. № 2. — С. 66−70.
- Войску некий А.Е. Я говорю, мы говорим.- Очерки о человеческом общении. М.: Знание, 1990. — 240 с.
- Воробьев Н.Е., Суханцева В. К., Иванова Т. В. О педагогической культуре будущего учителя// Сов. педагогика, 1992. № 1−2. — С. 66−70.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.480 с.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии// Вопр. психологии, 1975. -№ 2. С. 147−158.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис.. канд. псих. наук. М.: МГУ, 1977. — 178 с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986.-272 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии: О психологии межличностных отношений .// Вопр. психологии, 1993 -№ 4.-С. 61−68.
- Гмарин С.В. Научись познать окружающий мир// Сибирский вестник.
- Новосибирск: НДО, 1996. С. 17−21.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. М.:1. Высш. шк., 1998.-479 с.
- Гончаров В.Н., Филиппов В. Н. Философия образования в условиях духовного обновления России. Барнаул: БГПУ, 1991. — 319 с.
- Гриндер Дж., Делоужье Дж. Черепахи и так внизу. Новосибирск:1. НГПИ, 1990.-256 с.
- Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя// Вопр. психологии. 1975. — № 1. — С. 100−110.
- Джрназян Л.Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: Автореф. дис.. канд. псих. наук. Тбилиси: ТГУ, 1984. — 29 с.135
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. -М.: Просвещение, 1987. 205 с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143 с. 44.3агвязинский В. И. Методология проектирования педагогических инноваций. Тюмень: ТГУ, 1995. — 234 с.
- Заир-Бек Е.С., Казакова Е. И. Педагогические ориентиры успеха. -Санкт-Петербург: «Петроградский и К», 1995. 64 с. 46.3ак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника// Знание. М.: Знание, 1982. — 95 с.
- Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО «Аспект Пресс», 1993. — 127 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1991.242 с.
- Инновационное обучение: стратегия и практика/ Под ред. В. Я. Ляудис. -М.: МГУ, 1994.-203 с.
- Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально педагогической культуры преподавателей высшей школы. Москва-Белгород:1. МГПУ, 1993.-219 с.
- Каган М.С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
- Казимирчук В.П., Кудрявцев В. Н. Современная социология права.1. М.: Юристь, 1995.-297 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.- 190 с.
- Карамуратова Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Дис.. канд. псих. наук. Алма-Ата: КГПИ, 1984. -213 с. ик ¦ J «i ¦ ¦136
- Кардашев В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием// Развитие концепции структурных уровней в биологии.- М.: Наука, 1972. С. 208−219.
- Кемеров В.Е. Взаимопонимание: Некоторые философские и психологические проблемы. М.: Политиздат, 1984. — 109 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Просвещение, 1994. — 137 с.
- Коган JI.H. Теория культуры. Екатеринбург, 1993. — 345 с.
- Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984.177 с.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт, А С. Макаренко: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 159 с.
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразователь-ной-школой: Дис.. д-ра пед. наук. Челябинск, 1980. — 490 с.
- Краевский В.В. Теоретические основы профессионального становления молодого педагога. Самара: СГПУ, 1996. — 167 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии/ Под ред. Н. Е. Шурковой. М.: Новая шк., 1997. — 64 с.
- Крутецкий В.А., Недбаева С. В. Профессионально необходимые качества личности учителя (педагогические способности и их формирование)// Психологические проблемы формирования педагогических способностей. М.:1. МГПИ, 1982.-С. 3−20.
- Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высш. шк., 1990.- 142 с.
- Кузьмина Н.Б. Методы акмеологии и их развитие. JL: Витязь, 1997.56 с.
- Кузьмина Н.Б. Очерки психологии труда учителя. Л.: ЛГУ, 1967. т183 с.137
- Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся// Вопр. психологии, 1984. № 1. — С. 20- 26.
- Кустов Л.М. Анализ и проектирование педагогической деятельности. Программа и методические указания. Челябинск: Обл. ИУУ, 1991. — 103 с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Ландшеер В. Опыт и эксперимент: общее и частное// Наука и жизнь, 1986. -№ 2.-С. 30−36.
- Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. — М.: «Форум», 1998. — 584 с.
- Левитан К.М. Личность педагога: Становление и развитие. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1990. — 168 с.
- Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. М.: Наука, 1994- 192 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 47 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992. — 528 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.192 с.
- Материалы Всесоюзной научно-методической конференции по проблеме методов обучения. Стенографический отчет, Л.: ВНИИ профтехобразования, 1978.-304 с.
- Методы системного педагогического исследования/ Под ред. Н. В. Кузьминой Л.: ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Дис.. канд. псих, наук Гродно:1. ГГПИ, 1989.- 182 с.
- Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике.- М.: Высш. шк., 1987. 200 с.138
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования/ Пер. с англ.
- Т.К. Кругловой. М.: Класс, 1994. — 144 с.
- Найн А.Я. Инновации в образовании. Челябинск: ГУ ПТО, 1995.288 с.
- Найн А.Я. Общенаучные понятия в педагогике// Педагогика, 1992. -№№ 7−8.-С. 15−19.
- Найн А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований// Педагогика, 1995. № 5. — С. 44−49.
- Найн А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент// Педагогика, 1996. № 5. — С. 10−15.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
- Насенкова И.М. Воспитание эмпатической культуры старшеклассников в процессе организации деловых игр. Казань: КГУ, 1997. — 17 с.
- Насифуллина А.Н. Содержание и методы формирования эмпатической культуры у студентов педвуза: Дис.. канд. пед. наук. Казань: КГУ, 1994.179 с.
- Наумов В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения: Учебное пособие. Магнитогорск: МГПИ, 1997. — 119 с.
- Никитаев В.В. В поисках самостоятельности (Технологическое развитие и инженерное образование)// Высш. образование в России. 1994. — № 2.1. С. 66−82.
- Ниренберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу. М.: Экономика, 1990.-48 с.
- Новые ценности образования// Тезаурус. Вып. 2. — М.: РАО, 1997.113 с.
- Общая психология/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
- Общие основы педагогики/ Под ред. Ф. Ф. Королева, В. Е. Гмурмана. -М.: Просвещение, 1967. 214 с.139
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1986. — 797 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1984.- 119 с.
- Орлов А.Б. Карл Роджерс и современный гуманизм// Вестник МГУ, 1990.-№ 2.-С. 55−58.
- Орлов А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности// Вопр. психологии, 1993. -№ 4. С. 68−73.
- Основные понятия педагогической тестологии// Конференция участников школы-семинара «Научные проблемы тестологии» (14−18 марта 1994 г.). -М.: РАО, 1994.-98 с.
- Основы педагогического мастерства/ Под ред. И. А. Зязуна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. М.: Просвещение, 1985. — 128 с.
- Педагогика и психология высшей школы/ Отв. ред. С. В. Самыгин. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др./ Под ред. С А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — 512 с.
- Педагогическая энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1965. — В 4-х т.-Т. 2.-911 с.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: РАО, 1994.-224 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов M.JI. Искусство преподавания. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 184 с.
- Подласый И.П. Педагогика М.: Просвещение, 1996. — 432 с.140
- Поливанова НИ., Ривина И. В. Диагностика системного мышления молодежи// Психологическая наука и образование, 1996. № 1. — С. 65−70.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М: Новая шк., 1996.160 с.
- Пономарев Я.А. Исследование творческого потенциала молодежи// Психологический журнал, 1991. Т. 12. -№ 1. — С. 3−11.
- Практическая психология для преподавателей/ Под ред. М.К. ТуVтушкиной. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. — 328 с.
- Психологический словарь /Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983. — 840 с.
- Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Раев А.И. Управление умственной деятельностью школьника. Л.: ЛГПИ, 1976. — 134 с.
- Ризз Г. И. Размышления о педагогической деятельности, культуре, мастерстве// Педагогика, 1995. № 4. — С. 114−116.
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. пособие. М.: Владос, 1995. — 529 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: «Прогресс», «Универс», 1994.- 480 с.
- Роджерс К.Р. Несколько важных открытий// Вестник МГУ, 1990. -№ 2.-С. 58−65.
- Роджерс К.Р. Эмпатия// Психология эмоций:1993.-С. 248−250.141
- Родионов Б.У., Татур, А О. Стандарты и тесты в образовании. М.:1. МОРФ, 1995.-48 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т./ Гл. ред. В В. Давыдов. М.: Большая русская энциклопедия, 1994. — 604 с.
- Рубинштейн C. JL Основы общей психологии: В 2-х т. М.: Наука, 1989.-330 с.
- Рубцов В.В., Ривина И. В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности// Вопр. психологии, 1995. № 1. — С. 4753.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Русаков А. Нормальная педагогика// Первое сентября, 1996. № 30.
- Рябухин В.В. Воспитание эмпатии подростков на уроках гуманитарных предметов: Дис.. канд. пед. наук. Калуга: КГПУ, 1990. — 231 с.
- Ряузов Н.Н. Общая теория статистики. М.: Статистика, 1971. — 368с.
- Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. -Томск: ТГК, 1973.-431 с.
- Санталайнен Т., Воутилайнен Э., Поренне П. Э., Ниссенен И. Ж. Управление по результатам. М.: Экономика, 1993 — 230 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Серафимов JL, Айнштейн В. К вопросу о принципах технологии// Высш. образование в России, 1995. № 2. — С. 36−45.
- Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика, 1994.-№ 5.-С. 16−20.
- Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: ВГПУ, 1994. — 164 с.
- Сибирская М.П. Педагогические технологии в процессе обучения ивоспитаниямолодежи. СПб. НИИ ВНИИ ПТО, 1996. — 123 с.142
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: Межд. пед. акад., 1995. — 192 с.
- Симонов В.П. Образовательный минимум: измерение, достоверность надежность// Педагогика, 1994. № 4. — С. 30−34.
- Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания// Вопр. философии, 1979. № 9. — С. 137−142.
- Симонов П.В. Сознание и сопереживание// Психологич. журнал, 1996.-Т. 17. № 3. — С. 3−8.
- Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Педагогика, 1965. — 175 с.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. — 152 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М.: Просвещение, 1993. — 260 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф. и др. Педагогика. М.: Школа-пресс, 1997.-512 с.
- Слободчиков В.И., Алексеев Н. Г., Якиманская И. С., Газман О. С., Петровский В. А., Козлова Г. и др. Новая профессия в педагогике// Учит, газета, 1994.-№ 17−18.
- Слободчиков В.И., Исаева Н. А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога// Вопр. психологии, 1996. № 4. — С. 72−80.
- Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1986. — 608 с.
- Словарь по этике/ Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
- Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или Как управлять человеком. -М.: Просвещение, 1992. 159 с.
- Современная западная философия: Словарь/ сост. Малахов B.C.,
- Филатов В.П. М.: Политиздат, 1991. — 414 с.
- Современный философский словарь/ Под ред. В. Е. Кемерова.1. Бишкек/.1. Одассеи, 19%. 608 с.143
- Соловьев СЛ., Соковнин В. М. Социальная технология// Опыт теоретического анализа. Свердловск: СГПИ, 1989. — 130 с.
- Солонина А., Солонин В. Персонифицированное обучение в контексте социализации// Высш. образование в России, 1996. № 3. — С. 101−108.
- Сорокин Н.А. Дидактика. М.: Просвещение, 1974. — 222 с.
- Спиро Джоди. Философия образовательных услуг в США на пороге XXI века// Инновационная деятельность в образовании, 1994. № 2. — С. 63−69.
- Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. М: Политиздат, 1976. — 237 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. М.: Наука, 1984. — 472 с.
- Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Дис. .канд. псих. наук. М.: МГПУ, 1987. — 218 с.
- Стрюков Г. А. О единстве критериального и нормативного подходов по оцениванию знаний учащихся// Психологич. журнал, 1995. № 2. — Т. 16. — С. 120−128.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1982. — 206 с.
- Талызина Н.Ф. Общий анализ учебного процесса// Хрестоматия по педагогической психологии. -М.: МГУ, 1995. С. 31−43.
- Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня// Вопр. психологии, 1993. № 1 — С. 92−102.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М. МГУ, 1975.- 313 с.
- Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: Теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. М.: Педагогика, 1991.-296 с.
- Толлингерова Д. и др. Психология проектирования умственногоразвития детей. Москва-Прага: АПН, 1994. — 48 с.
- Толочек В.А. Стили деятельности. М.: Наука, 1992. — 77 с.144
- Усова А.В. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: (На материале курса физики I ступени): Дис.. докт. пед. наук. Л.: ЛГУ, 1967. — 929 с.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1986. 171 с.
- Федорова И.В. Изучение психологических особенностей студентов с целью дифференциации их по типам развития// Дипл. работа. Тюмень: ТГУ, 1995.-82 с.
- Федцов В.Г. Профессиональная этика и культура бытового обслуживания М.: Легпромбытиздат, 1989. — 96 с.
- Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.- 840 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.576 с.
- Философско-психологические проблемы развития образования// Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1981. — 176 с.
- Фотьянова Е. Диагноз: «Безнадежно талантлив"// Учит, газета, 1996.- № 2.
- Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высш. шк., 1990. — 575 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: Т.1. М.: Педагогика, 1986.-408 с.
- Хелус 3. Понимаете ли вы ученика? М.: Просвещение, 1987 — 159 с.
- Холодная М.А. Психологические механизмы интеллектуальной одаренности// Вопр. психологии, 1993. № 1. — С. 32−39.
- Цетлин B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.
- М.: Педагогика, 1977. 120 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг, игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. -268 с.145
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения// Педагогика, 1997. № 2. — С. 21−29.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (Психологические основы развивающего обучения). М.: МГПИ, 1994. — 192 с.
- Шадриков В.Д., Ткачук Р. Б. Физика по способностям. М.: МГПИ, 1993.-240 с.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1979.- 158 с.
- Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: Педагогика, 1979.158 с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1986.296 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: Вла-дос, 1995.-544 с.
- Школа диалога культур. Основы программы// Под общей редакцией B.C. Библера. Кемерово: КГПИ. — 96 с.
- Штофф В.А. Моделирование в философии. М. — Л.: Наука, 1966.225 с.
- Шукшунов В.Е., Взятников В. Ф. и др. Инновационное образование// Высш. образование в России, 1994. № 2. — С. 13−28.
- Щедровицкий Г. П. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности// Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании. М.: АПН, 1975. — С. 9−177.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М.: АПН, 1993.- 154 с.
- Щербина В.В., Попова Е. П. Современная концепция структурных изменений в организациях// Социалогические исследования, 1996. № 1. — С.98.105.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике.
- М.: Педагогика, 1971. 275 с.146
- Эмпатийное слушание по Маршаллу Розенбергу/ В сб. Активизация учебного процесса в высшей школе. Спб: СПААН, 1997. — С. 124−127.
- Юсупов И.М. Вчувствование, проникновение, понимание. Казань: КГПИ, 1993.- 199с.
- Юсупов И.М. Диагностика и тренинг эмпатийных тенденций личности. Казань: КГПИ, 1992. — 30 с.
- Юсупов И.М. Профессиональное самосознание педагога// Сов. педагогика, 1989. № 12. — С. 79−83.
- Юсупов И.М. Психологические условия повышения эффективности обучения в педвузе// Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГПИ, 1992.- 125 с.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: КГУ, 1991.192 с.
- Юсупов И.М. Психология эмпатии: Автореф. дис.. д-ра псих, наук. С.-Петербург: ЛГУ, 1995. — 34 с.
- Юсупов И.М. Экспресс-диагностика эмпатии// Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А. А. Крылова. Л.: .ЛГУ, 1990.-272 с.
- Ядов В.А. Анализ и оценка материала опытной работы по социологии и психологии. Л.: ЛГУ, 1987. — 134 с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. — 248 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/ Европ. инт экспертов. СПб.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с.
- Aspy D. Toward a technology for humanizing education. Champaigh, IL: Research Press, 1972.
- Betancourt H. An attribution Empathy Model of Helping Behaviour, behavioural intentions and judgements of Help-giving/ Personality and Social Psychology Bulletin. — Vol. 16, № 3 Sept. — 1990. — P. 573−591.147
- Bullmer, Kenneth. Empathie: Ein programmierter Text zur Verbalisierung der interpersonellen Wahmehmungsfahigkeit. Muenchen, Basel: Reinhardt, 1978.
- Goldstein A.P., Michaels G Y. Empathy: development training, consequences. New Jersey, London, 1985. — 287 p.
- Gordon T. Teacher effectiveness training. N.Y.: Peter H. Wyden, 1974.
- Greenspan S., Baranboim C. and Chandler M. Empathy and pseudo-empathy: the affective judgements of first and third graders// The Journal of Genetic Psychology, 1976. P. 77−88.
- Mehrabian A., Epstein C.A. A measure of Emotional Empathy // Journal of Personality, 1972. Vol. 46. — № 4.
- Morgen S.R. Humanistic Education and an illustrative case of high-empathy teachers// Journ. of Development. 1984 (Jun). — Vol. 29(4). — P. 143 — 148.
- Rogers C. Client-centred therapy. Comprehensive Textbook on Psychiatry, edited by H.I. Kaplan and B.I. Sadock. Baltimore: Williams and Wilkins, 1988. — P. 3−40.
- Rogers C. Freedom to learn for the 80 s: Columbus, Ohio, 1983. 312 p.
- Rogers C. On becoming a person: Boston. Houghton Mifflin, 1961.
- Sidman S. Empathy and Helping behaviour in college students// Diss, abstr. 1969. -Vol. 29(10-B).
- Velmans M. A reflexive science of consciousness// Experimental and theoretical studies of consciousness, 1993. P. 81−91.148