Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оценка конкурентной среды рынка гостиничных услуг г. Артем

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Среду обитания фирмы можно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Во внешней среде, по мнению О. С. Виханского, постоянно протекают динамические процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть этих процессов открывает новые возможности для организации, другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выжить… Читать ещё >

Оценка конкурентной среды рынка гостиничных услуг г. Артем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие экономики, вовлечение в рыночный кругооборот новых хозяйствующих субъектов и связанное с ним усиление институциональной структуры рынка, использование современных технологий и методов завоевания ниш и сегментов рынка значительно усложняют процессы конкуренции, обуславливают необходимость совершенствования его конкурентной среды.

Формирование и реализация долгосрочной конкурентной политики должно строиться на согласовании интересов субъектов рынка с социальными интересами, смещении акцентов с изучения товарных рынков, к созданию постоянно функционирующего, релевантного механизма их регулирования.

Актуальным является также изучение взаимодействия субъектов рынка и конкурентной среды. Проблемы, касающиеся формирования и развития конкурентной среды, освещены в научных трудах Портера М., Котлера Ф., Келлера К. Л. и других ученых, в работах которых заложены базовые теоретические основы конкуренции, модели рынка по уровню конкуренции, закономерности развития конкурентной среды и межрегиональной торговли. Методические вопросы оценки, особенности развития и регулирования конкурентной среды в России нашли отражения в работах ведущих российских ученых, таких как Азоев Г. Л., Аристов О. В., Виханский О. С., Князева И. В., Куденко Н. В., и других.

Целью настоящего исследования является оценка конкурентной среды рынка гостиничных услуг г. Артем.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

· изучитьтеоретические аспекты и раскрыть сущность и современное содержание конкурентной среды рынка;

· охарактеризовать этапы оценки конкурентной среды;

· изучитьметоды оценки состояния и динамики конкурентной среды;

· проанализировать состояние, тенденции и перспективы развития рынка гостиничных услуг Приморского края;

· проанализировать операторов рынка гостиничных услуг;

· разработать рекомендации операторам рынка гостиничных услуг г. Артем.

1. Теоретические аспекты изучения конкурентной среды в маркетинге.

1.1 Понятие и сущность конкурентной среды.

Конкурентная среда отраслевого рынка — совокупность сложившихся условий, в которых действуют хозяйствующие субъекты, предлагающие либо приобретающие специфическую или близкую по составу продукцию, сырье для ее производства и их отношений в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капитала [3].

Важно отметить, что конкурентная среда — категория временная, на которую воздействуют конкретные участники конкурентной борьбы, а расстановка сил и характер их взаимодействия определяют интенсивность конкуренции; о развитии конкурентной среды судят по уровню концентрации предложения на отраслевом рынке или степени концентрации производства в отрасли.

Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Конкурентная среда — рынок или его сегмент, где продавцы свободно соперничают за право продать товар покупателю [37].

Все разнообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, ряд экономистов предлагают подразделить на три агрегатных уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства); мезоуровень (отрасли, группы предприятий); макроуровень (народнохозяйственные комплексы). Причем микрои мезоуровень могут иметь как национальный, так и международный уровень масштаб (таблица 1.1).

Таблица 1.1 — Матрица конкурентной среды субъекта.

Национальный масштаб конкуренции.

Международный масштаб конкуренции.

Микроуровень.

Конкурентная среда отдельных предприятий.

Международная конкурентная среда отдельного предприятия на мировых товарных рынках.

Мезоуровень.

Внутриотраслевая конкурентная среда. Положение предприятия на отраслевом национальном рынке.

Внутриотраслевая конкурентная среда на основе международной конкуренции. Положение предприятия на отраслевом мировом рынке.

Макроуровень.

Конкурентная среда промышленности на национальном уровне (межотраслевая).

Международная конкурентная среда промышленностей, использование отраслевых и общехозяйственных национальных преимуществ.

Таким образом, конкурентная среда представляет собой многоуровневое понятие, анализ, оценку и управление развитием которой необходимо увязывать с ее конкретным уровнем.

При детальном исследовании конкурентные отношения имеют свою специфику. Являясь наиболее «чувствительным» индикатором активности предприятия, они определяют многие маркетинговые характеристики: объемы продаж, цены, условия реализации и т. п. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом диктуются особенностями конкурентного окружения. Кроме того, через призму взаимоотношений между предприятиями наиболее быстро проявляются изменения, происходящие на рынке, т.к. именно соперничество является основным двигателем рыночных процессов.

В условиях конкурентной среды каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиться приемлемого объема производства и реализации товаров и тем самым завоевать свое место на рынке. Для достижения данной цели необходимы соответствующие материальные и финансовые ресурсы [24].

Данные о конкурентной среде должны дать представление о следующем:

— кто, в каких объемах и как реализует аналогичный бизнес в интересующем руководство фирмы направлении работы;

— какие наиболее вероятные изменения могут произойти в стратегии и тактике поведения на рынке конкурентов;

— в чем заключаются наиболее слабые и сильные стороны конкурентов.

Среда, где цены контролируются рынком, отличается высокой степенью конкуренции, а также сходством товаров и услуг. Именно здесь фирме важно правильно установить цены, так как завышенные цены оттолкнут покупателей и привлекут их к конкурирующим фирмам, а заниженные не обеспечат условий деятельности.

Среде, цены в которой контролируются фирмой, присущи ограниченная конкуренция, различия в товарах и услугах. В этих условиях фирмам проще функционировать, получая высокие прибыли, так как их продукция вне конкуренции. И при высоких, и при низких ценах на свою продукцию фирмы находят покупателей на рынке, выбор цены зависит только от стратегии и целевого рынка.

Среда, где цены контролируются правительством, распространяется на транспорт, связь, коммунальные услуги, ряд продовольственных товаров. Правительственные организации, уполномоченные контролировать цены, устанавливают уровень цен после всестороннего изучения информации от всех заинтересованных в данном товаре сторон — потребителей и производителей.

Таким образом, конкурентная среда торговой организации включает совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между участниками (продавцами и покупателями) рынка. Конкурентная среда по своей природе является изменчивой и затрагивает интересы всех участников рынка, оказывая влияние на результаты их деятельности. Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями этой среды.

Наиболее полно, на мой взгляд, проблема структуры конкурентной среды поднята в трудах российского ученого Г. Л. Азоева: «Конкурентная среда предприятия, что не случайно, часто отождествляется с его маркетинговой средой, включающей совокупность субъектов и факторов рынка, влияющих на отношения между производителем (продавцом) и потребителем продукции». Маркетинговая среда, будучи изменчивой, глубоко затрагивает деятельность предприятия, в т. ч. его взаимодействие с конкурентами.

На взаимоотношения конкурентов в отрасли сильное влияние оказывает с одной стороны — предприятие, а с другой — макросреда. Механизмы и инструменты развития таких взаимоотношений частично отражены на схеме маркетинговой среды предприятия, разработанной Г. Л. Азоевым.

Под инструментами развития конкурентной среды, по моему мнению, следует понимать средства воздействия на взаимоотношения и поведение хозяйствующих субъектов с целью создания в отрасли условий, приближенных к рыночной модели совершенной конкуренции. В соответствии с предлагаемой кластеризацией мной выделены механизмы, действующие на уровне государства, на уровне субъекта федерации и отдельных предприятий.

1.2 Этапы оценки конкурентной среды.

Конкурентная среда — условия, в которых производители товаров и услуг ведут борьбу за потребителя, поставщиков, партнеров и преобладающее положение на рынке [5].

Цель проведения исследования конкурентной среды — изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов. [5].

Исследование конкурентной среды, как правило, производится или в целом по отрасли, или по отдельным сегментам рынка. При оценке конкурентной среды отрасли используется различные алгоритмы анализа. Опираясь на различные источники информации, можно выделить 6 этапов анализа конкурентной среды.

1 этап: Определение продуктовых границ рынка.

Определение продуктовых границ рынка в соответствии с Порядком.

оценки состояния конкуренции представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров (работ, услуг), обращающихся на одном и том же товарном рынке.

Продуктовые границы рынка устанавливают объект изучения — товар или товарную группу, исходя из принципов сопоставимости потребительских свойств, возможностей взаимозаменяемости товаров по производству и потреблению, предполагаемой конкуренции товаров между собой. Продуктовые границы отраслевого рынка не всегда совпадают с перечнем товаров, производимых в рамках отрасли. В основе определения продуктовых границ должно лежать мнение потребителей о равнозначности потребительских свойств товаров, условий их эксплуатации, уровня доступности, цене.

Определение товаров-заменителей, включаемых в определенную товарную группу, осуществляется по критерию взаимозаменяемости товара, который может проявляться в двух аспектах: взаимозаменяемость по потреблению (спросу) и взаимозаменяемость по производству. В теории взаимозаменяемости товаров используют понятие «гипотетического монополиста»: если гипотетический монополист не мог повысить цены на товар Х выше предполагаемого конкурентного уровня из-за того, что потребители переключатся на потребление конкурирующего товара Y, то товары Y и X входят в продуктовые границы одного товарного рынка [19].

Критериями взаимозаменяемости товаров являются также:

ѕ функциональная взаимозаменяемость различной продукции, устанавливаемая путем сопоставления цели потребления данного товара и его предполагаемых заменителей;

ѕ сходство потребительских свойств товара и его заменителей, которое устанавливается в результате сопоставления физических, технических, эксплуатационных, ценовых характеристик товара и его предполагаемых заменителей.

Оценка взаимозаменяемости товара с точки зрения их производства предполагает: выявление наличия свободных производственных мощностей, которые могут быть использованы для производства одного из товаров, входящих в рассматриваемую группу, определение технологических возможностей переключения производственных мощностей на выпуск рассматриваемой товарной группы с производства других групп.

2 этап: Определение географических границ рынка.

Географические границы рынка определяются по возможности потребителя участвовать в обращении товара и по наличию экономических, технологических и административных барьеров, ограничивающих эту возможность. При установлении географических границ рынка учитываются следующие факторы:

доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

незначительность транспортных расходов при реализации товара;

сохранность уровня качества и потребительских свойств товара в процессе его транспортировки;

отсутствие на изучаемой территории административных ограничений на ввоз-вывоз товаров;

сопоставимый уровень цен на соответствующие товары внутри границ этого рынка.

Географические границы рынка, как и продуктовые, непостоянны, на их расширение или сужение оказывает воздействие величина издержек, затрачиваемых покупателями на приобретение продуктов. Развитие рыночных отношений, товарообмена между различными регионами увеличивает возможности покупателей, соответственно, расширяются и географические границы отраслевых рынков.

3 этап: Определение субъектов рынка (количества и состава продавцов и покупателей).

Субъекты, действуя на рынке, ограничивают друг друга в возможностях установления контроля за созданием условий реализации товара. Для достоверного анализа выявляются все продавцы, функционирующие на данном товарном рынке в регионе. Затем определяются группы покупателей, приобретающие товар у конкретного продавца. Состав выделенной группы покупателей уточняется по следующему критерию: возможность каждого из покупателей выделенной группы приобрести товар у любого из продавцов, реализующих свою продукцию на определенном товарном рынке.

4 этап: Оценка интенсивности конкуренции в отрасли по существующим коэффициентам.

Оценка должна производиться в первую очередь на базе информации о доле рынка производителей с учетом данных о поставщиках, а также с учетом корректировки на эмпирические данные. Результаты анализа на практике позволяют установить, что данные об объемах производства в разрезе предприятий для расчета коэффициентов относительной концентрации, четырехдольного показателя концентрации, индексов Герфинделя, Розенблюта, Барышевой, показателей энтропии не могут быть в полной мере применимы для оценки концентрации отрасли.

5 этап: Определение качественных показателей структуры рынка (барьеры входа).

Барьеры входа на рынок — это любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам вступить на данный товарный рынок и на равных конкурировать с уже действующими на нем предприятиями.

Барьеры входа на отраслевой рынок потенциальных конкурентов (таблица 1) могут значительно затруднять их доступ и, соответственно ограничивать конкуренцию в отрасли.

Таблица 1.2 — Виды входных барьеров и уровень их значимости.

Виды барьеров.

Содержание барьера.

Экономические.

Лицензирование отдельных видов деятельности, квотирование, противоречивость законодательства, решения органов власти и управления по ограничению ввоза и вывоза определенного товара с территории региона.

Административные.

Неразвитость рыночной инфраструктуры: наличие или отсутствие необходимых средств коммуникации, служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг, транспортная доступность отраслевого рынка для потенциальных конкурентов.

Организационные.

Неразвитость рыночной инфраструктуры: наличие или отсутствие необходимых средств коммуникации, служб по оказанию информационных, консалтинговых, лизинговых услуг, транспортная доступность отраслевого рынка для потенциальных конкурентов.

Экологические.

Запрет на строительство новых производственных и складских объектов, расширение масштабов производства, транспортных коммуникаций по природоохранным соображениям.

Барьеры связанные с эффектом масштаба.

Более высокая величина затрат у вновь входящих на отраслевой рынок фирм для достижения ими объемов производства уже действующих компаний с поточным или массовым производством.

Ограничения по спросу.

Высокий уровень удовлетворения спроса, достигнутый в результате насыщения рынка товарами или при низкой платежеспособности покупателя.

6 этап: Оценка рыночного потенциала и построение конкурентной карты рынка.

Для выявления условий, способствующих возникновению монополии на товарном рынке необходимо проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке по отношению к своим существующим и потенциальным конкурентам, что позволит выявить наличие или отсутствие у них рыночного потенциала. Под рыночным потенциалом понимается возможность хозяйствующего субъекта, не обязательно связанная напрямую с его долей на рынке, оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем рынке и (или) затруднять доступ на него другим хозяйствующим субъектам [8].

При измерении рыночного потенциала могут применяться три подхода:

— анализ динамики положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке; конкурентный товар рынок маркетинг.

— эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и использование ими производственных мощностей;

— политику ценообразования хозяйствующих субъектов.

Анализ динамики положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке включает расчет долей крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке за последние 3−5 лет и выявление складывающихся тенденций. Сравнение компаний может производиться путем сопоставления темпов роста их объемов продаж и удельного веса на рынке за исследуемый период, с последующим построением конкурентной карты рынка. А также прогнозирование места каждого крупнейшего участника рынка в последующие 2−3 года с учетом среднегодового темпа роста. При выявлении тенденций к более высокому росту объемов продаж по сравнению с конкурентами можно говорить о наличии рыночного потенциала у такого предприятия.

Результаты анализа конкурентного потенциала могут быть положены в основу построения конкурентной карты отрасли, основанной на перекрестной классификации конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке и динамике их рыночных долей по конкретному типу продукции. Она позволяет определить 16 типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов.

Распределение рыночных долей позволяет выделить ряд стандартных положений предприятия на отраслевом рынке: лидер рынка, предприятие с сильной конкурентной позицией, предприятие со слабой конкурентной позицией, аутсайдер. В научной литературе рекомендуется определять принадлежность хозяйствующего субъекта к той или иной группе по граничному значению долей рынка.

Для выявления производственного потенциала предприятия можно использовать анализ изменения величины таких показателей, как основные средства, производственные запасы и незавершенное производство в стоимостном выражении и в процентах к имуществу. В этих же целях возможно использование анализа эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и использование ими производственных мощностей. При этом подходе определяются отклонения показателей рентабельности от основной деятельности предприятия, затратности на рубль готовой продукции от среднеотраслевых значений.

Анализ степени использования производственных мощностей следует проводить с помощью коэффициента использования мощностей, который рассчитывается как отношение показателя использования мощностей в среднем по отрасли к индивидуальному показателю использования мощностей хозяйствующим субъектом. Значение больше 1 свидетельствует о недоиспользовании мощностей по сравнению со среднеотраслевым показателем. Выявление высокой рентабельности и высокого значении коэффициента использования мощностей указывает на искусственное снижение объемов производства и реализации, наличие рыночного потенциала у такого объекта [23].

Свидетельством рыночного потенциала также может служить постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли; превышение фактического уровня издержек над отраслевыми; более высокий уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевые показатели; уровень использования прав на интеллектуальную собственность; условия использования прав на интеллектуальную собственность; появление в структуре издержек таких статей расходов, как оплата услуг на создание в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.

1.3 Методы оценки конкурентной среды.

Для оценки конкурентной среды используют две группы методов [23]:

· параметрические методы;

· рейтинговые оценки.

Любой рынок может быть описан с помощью ряда параметров.

Сущностью параметрического анализа является определение необходимой и достаточной совокупности показателей, характеризующих все исследуемые свойства системы и формирование зависимостей, характеризующих суммарный эффект от применения системы или ее элементов [23].

Параметрический метод можно отнести к наиболее объективным методам.

Параметрический метод основывается на количественном и качественном выражении исследуемых свойств объекта и установлении взаимосвязей между параметрами. Это дает возможность на базе фактических данных определить форму зависимостей взаимосвязанных параметров и их количественное выражение. Зависимости параметров могут быть функциональными (проявляемые определенно и точно в каждом отдельно наблюдаемом случае — наблюдении) или корреляционными (определяемые на основе корреляционного метода).

Каждый субъект рынка обладает рядом специфических свойств, позволяющих отличить его от любых других.

Свойство объекта рынка — объективная особенность, проявляющаяся при его функционировании.

Любое свойство можно охарактеризовать словесно, численно, графически, в виде таблиц, функций, т. е. с помощью признаков его.

Параметры (показатели) — количественные свойства объекта исследования.

Показатель — обобщенная характеристика свойств объекта или процесса. Показатель выступает методологическим инструментом, обеспечивающим возможность проверки теоретических положений с помощью эмпирических данных.

Различают:

· качественные показатели, фиксирующие наличие или отсутствие определенного свойства;

· количественные показатели, фиксирующие меру выраженности, развития определенного свойства.

Общая процедура параметрического анализа включает следующие операции [37]:

· определение объекта анализа;

· выделение показателей исходного и общесистемного уровней;

· разработка методов и средств для определения показателей;

· разработка методов оценки показателей;

· планирование анализа объекта исследования;

· предварительная оценка состояния объекта;

· измерение и оценка показателей всех уровней исследования объекта;

· оформление результатов анализа.

К параметрическим методам оценки можно отнести SWOT-анализ.

SWOT-анализ — это экспертиза внутренних сил и слабостей предприятия, его возможностей и угроз внешней среды, или, метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие.

Среду обитания фирмы можно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Во внешней среде, по мнению О. С. Виханского [16], постоянно протекают динамические процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть этих процессов открывает новые возможности для организации, другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому управление конкурентными преимуществами (стратегическое управление), изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и возможности таит в себе внешняя среда.

Первым этапом SWOT-анализа является составление конкретного списка сильных и слабых сторон, а так же угроз и возможностей организации (рисунок 1.2).

Рисунок 1.2 Критерии SWOT-анализа.

Сильные стороны.

Слабые стороны.

1. Удобное местоположение.

2.Наличие постоянного и надежного покупателя.

3. Широкое распространение продукции.

4. Использование новых технологий.

5. Новые технологии упаковки продукции.

6. Широкое географическое распространение филиалов.

7. Высокое качество сырья и оборудования.

8. Финансово устойчивое положение.

9. Высокий уровень кредитоспособности.

10. Высокий уровень конкурентоспособности.

11. Точные сроки выполнения договорных обязательств.

1. Сезонность производства.

2. Нет ясных стратегических направлений.

3. Отсутствие рекламы своей продукции.

4. Применение единой формы платежа.

5. Не решена проблема переработки побочной продукции.

6. Отсутствие системы скидок.

7. Отсутствие информационной системы управления маркетингом.

8. Большое количество кредитов и займов.

Возможности.

Угрозы.

1. Постоянная потребность в данной продукции.

2. Выход на новые рынки или сегменты рынка.

3. Расширение производственной линии.

4. Вертикальная интеграция.

5. Благополучное развитие рынка сбыта продукции.

6. Поддержка со стороны государства.

7. Ускорение роста рынка.

1. Возможность появления новых конкурентов.

2. Рост продаж замещающего продукта.

3. Замедление роста рынка.

4. Неблагоприятная политика правительства.

5. Возрастающее конкурентное давление.

6. регрессия и затухание делового цикла.

7. Изменение потребностей и вкуса покупателей.

После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид, (рисунок 1.3) [16].

Рисунок 1.3 Матрица SWOT-анализа [16].

Возможности 1. 2. и т. д.

Угрозы 1. 2. и т. д.

Сильные стороны 1. 2. 3. и т. д.

Поле «СИВ».

Поле «СИУ».

Слабые стороны 1. 2. 3. и т. д.

Поле «СЛВ».

Поле «СЛУ».

На пересечении размеров образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности, «СИУ» (сила и угрозы), «СЛВ» (слабость и возможности), «СЛУ» (слабость и угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ», стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ», организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу.

Для анализа конкурентной можно применять анализ конкурентных сил, действующих на фирму в отрасли, который осуществляется с помощью модели пяти сил Портера (рисунок 1.4).

Рисунок 1.4 — Пять сил Портера [29, 27].

Структурный анализ конкурентного окружения проводится по методике, предложенной известным американским экономистом М. Портером. Он выделил пять сил конкуренции, которые определяют уровень прибыли в отрасли:

Первая конкурентная сила — угроза появления новых конкурентов. Выявленная М. Портером сила касается легкости или трудности, с которой может столкнуться новый конкурент, появившийся в какой-либо отрасли. Портер выявляет семь барьеров, затрудняющих доступ новых конкурентов на рынок [33]:

1) экономия за счет масштабов деятельности;

2) дифференциация продуктов;

3) потребность в капиталовложения;

4) издержки переключения;

5) доступ к каналам распределения;

6) издержки, возникающие независимо от масштабов деятельности;

7) правительственная политика.

Вторая конкурентная сила — давление заменителей, выявленная М. Портером, касается легкости, с которой покупатель может заменить один тип продукта или услуги другим.

Третья конкурентная сила — различная способность покупателей добиваться снижения цен связана с тем, что покупатели не являются равными [33].

Четвертая конкурентная сила — способность поставщиков добиваться повышения цен аналогична способности покупателей добиваться снижения цен [36].

Пятая конкурентная сила, которую выделил М. Портер — соперничество между ныне действующими конкурентами.

Уровень конкуренции в отрасли определяет и борьба между существующими конкурентами. Портер утверждает, что конкуренция ожесточеннее в тех отраслях, где доминируют следующие условия [34]:

1. В отрасли конкурирует много фирм или конкурирующие фирмы примерно равны по величине и (или) объему ресурсов, которыми располагают.

2. Данная отрасль развивается медленно.

3. У фирм высокие постоянные издержки.

4. Фирмы несут большие расходы на хранение продукции.

5. Фирмы вынуждены считаться со сроками, в течение которых необходимо продать продукт.

6. Производственные мощности приходится наращивать резкими скачками.

7. У конкурентов разные стратегии, различное происхождение, различные люди и т. д.

8. Ставки в конкурентной борьбе высоки.

9. Серьезные препятствия к уходу из отрасли.

В процедуре реализации методики сравнительной рейтинговой оценки выделяются этапы [23]:

· сбор и аналитическая оценка исходной информации за оцениваемый период времени;

· обоснование системы показателей, используемых для рейтинговой оценки и их классификация;

· расчет итоговых показателей рейтинговой оценки;

· ранжирование предприятий по рейтингу.

Итоговая рейтинговая оценка должна учитывать все важнейшие параметры (показатели) финансово-хозяйственной и производственной деятельности предприятия. При ее построении используются данные о рыночном потенциале предприятия, рентабельности его продукции, эффективности использования ресурсов и другие показатели.

Система исходных показателей для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности включает группы показателей оценки: ликвидности; финансовой устойчивости; деловой активности, рентабельности.

В основе итогового показателя рейтинговой оценки — сравнение предприятий по каждому показателю финансового состояния с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым предприятиям. Таким образом, базой отсчета для получения рейтинговой оценки состояния дел предприятия являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения выступает как бы самый удачливый конкурент, у которого все показатели принимают оптимальные значения. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Основными источниками информации для исследования конкурентной среды регионального отраслевого рынка являются данные государственной статистики о количестве хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, об объемах производства продукции (услуг) в натуральном и стоимостном выражении, о ценах на продукцию.

Исходным в процессе анализа рыночной структуры является показатель рыночной концентрации (характеризуется численностью фирм на рынке и характером распределения долей их участия) [4]:

(1.1).

где ОРобщий объем реализации продукции заданного ассортимента, тыс. руб.

ОР1-объем реализации 1-го предприятия, тыс. руб.

Иначе говоря, CR-4 представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции на рассматриваемом рынке.

Простейшая оценка концентрации производится на основе одно-порогового 50% критерия CR-4. При его превышении рынок характеризуется как концентрированный, а при меньшем уровнекак неконцентрированный. Однако, в последнее время широкое распространение получила трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяют 4 типа рынка на основе определенных значений коэффициента концентрации.

1.-высококонцентрированной олигополии (СР-4-больше 65%, СР-8 больше 85%).

2.-умеренно-концентрированной олигополии (50% СР-4 65%, 70% СР-8 85%).

3. низко концентрированной олигополии при 35% СР-4 50% и 45% СР-8 70%.

4. неконцентрированный рынок СР-4 меньше 35%, СР-8 меньше 45%.

Другим известным подходом, частично лишенным этого недостатка и применяемым в оценках, проводимых ГКАП РФ, является оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Герфиндаля-Гиршмана [4]:

ННI n=I2 или I n= 10 000 i2 (1.2).

при Di = ОРi /ОР, i=1, …, n.

где Di-доля предприятия в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента, которая рассчитывается следующим образом:

(1.3).

где Vi — объем реализации i-продавцом товара,.

V общ. — общий объем реализации товара.

Индекс Герфиндаля-Гиршмана (ННI) показывает влияние крупных компаний на состояние рынка и рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов. По результатам расчета индекса рынки делят на три типа: I тип — высококонцентрированные рынки: 2000 < HHI < 10 000; II тип — умеренноили среднеконцентрированные рынки: 1000 < HHI < 2000; III тип — низкоконцентрированные рынки: HHI < 1000 .

2. Исследование конкурентной среды рынка гостиничных услуг.

2.1 Состояние и тенденции развития рынка гостиничных услуг Приморского края.

Наиболее характерной тенденцией мирового туризма в настоящее время является создание качественной туристской инфраструктуры, которая включает не только объекты показа, но и транспортную и инженерную инфраструктуру, а также сервис, отвечающий высоким международным стандартам. Кроме того, развитие туризма предполагает диверсификацию туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта за соответствующую ценовую политику.

Туристская инфраструктура на территории Приморского края представляет собой совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения. Статистика количества гостиниц и аналогичных средств размещения представлена в Таблице 1.

Таблица 2.1 — Сравнительная характеристика количества гостиниц на территории Приморского края на протяжении 5 лет.

Год.

Число гостиниц.

Число номеров.

Число мест (коек) в месяц максимального развертывания.

В Приморском крае существует большой потенциал для развития туристской отрасли в плане развития гостиничного хозяйства, обустройства объектов и мест, имеющих туристскую привлекательность. Однако имеющаяся материальная база в значительной степени сдерживает развитие конкурентоспособного рынка туристских услуг, повышение уровня и качества оказываемых услуг.

Коллективные средства размещения — гостиницы и аналогичные средства размещения являются главной составляющей туристской индустрии. Коллективные средства размещения в регионе представляют собой гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, общежития для приезжих. Специализированные средства размещения представляют собой детские санатории, санатории-профилактории, грязелечебницы, базы отдыха.

База размещения Приморского края представлена коллективными средствами размещения, как общего назначения, так и специализированными.

Коэффициенты использования наличных мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения и в санаторно-курортных учреждениях (0,33 и 0,5 соответственно) показывают, что средняя загрузка далека от максимальной. Это означает, что часть туристского потока предпочитает располагаться в секторе индивидуальных средств размещения. Во многом это обусловлено отсутствием сертифицированных средств размещения на территории Приморского края. Вместе с тем, достаточная доходность койко-места, при такой загрузке, свидетельствует о завышенных ценах на проживание, что не может стимулировать развитие туризма. 30].

В Приморском крае представленооколо 150 гостиниц, располагающих более 4500 номерами и обеспечивают работой около 3000 человек. Следует заметить, что доля гостиниц Приморского края является наиболее значительной в общей доле Дальнего Востока России и составляет 19%.

Во Владивостоке с населением 550 тыс. жителей официально насчитывается 39 гостиниц (не считая санаториев и баз отдыха) с общим номерным фондом 4400. Из 39 предприятий гостиничного типа г. Владивостока только семь гостиниц имеют сертификаты на категорию. 30].

Из общего количества гостиничных предприятий Приморского края (в эту цифру не включены индивидуальные средства размещения) только 17 гостиниц ранжируются по классам согласно Международной гостиничной ассоциации (IHA), а, следовательно, могут принимать зарубежных туристов. 30].

Тринадцать гостиниц Приморья, классифицированные согласно принятой в России звездной классификации, отвечают международным требованиям, а 53 гостиницы не имеют категории. Соседство со странами АТР, особенно с северными провинциями Китая диктует свой подход к гостиничному бизнесу. Для большинства посещающих Приморье китайских гостей, которые составляют около 90% туристских потоков, отели 2* и 3* недоступны и они в основном занимают некатегорийные гостиницы.

Исследования показали, что наибольшую загрузку номерного фонда имеют гостиницы в разряде «три звезды» — 75% и «четыре звезды» — 70%. По экспертным оценкам, износ основных фондов гостиниц (некатегорийные) достигает 70% и основная часть из них нуждается в реконструкции и модернизации.

Следует отметить, что в г. Владивостоке значительная часть (33%) гостиниц находится в частной собственности; 12% — иностранная и смешанная (российская и иностранная) и 10% приходится на государственную собственность. При этом наибольший доход имеют гостиничные предприятия с частной, смешанной российской и иностранной формой собственности. 30].

Несмотря на то, что большая часть гостиниц находится в негосударственной собственности, отсутствие инвестиционного климата, благоприятствующего привлечено отечественных и зарубежных инвестиций, не позволяет осуществлять реконструкцию объектов размещения.

Анализ развития сильных и слабых сторон инфраструктуры туризма в Приморском крае приведен в таблице № 2.

Таблица 2.2 — SWOT-анализ развития инфраструктуры туризмав Приморском крае[30].

Сильные стороны.

Слабые стороны.

Формирующийся, благодаря реализации стратегии социально-экономического развития Приморского края, мощный инфраструктурный и транспортный комплекс, а также возможность формирования за счет промышленных кластеров, одновременно туристских центров, рынков и платежеспособного спроса;

наличие значительного туристско-рекреационного потенциала и уникальных объектов туристского показа;

тенденция к интеграции экономики регионов Дальнего Востока и Забайкальского региона, возможность формирования межрегиональных туристских проектов; существующая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства.

Наличие сезонного фактора в туристской отрасли, связанного с природно-климатическими характеристиками региона;

высокая стоимость транспортных услуг, отсутствие развитых комплексов придорожной инфраструктуры;

низкий уровень развития гостиничного и туристской инфраструктуры; недостаточное развитие сферы платных услуг;

узкий ассортимент туристских услуг; отсутствие единой политики гостеприимства; несоответствие цены и качества туристских услуг.

Возможности.

Угрозы.

Создание высокоэффективного межотраслевого комплекса экспортной ориентации, обеспечение высокого уровня трудовой занятости и доходов местного населения, путем создания игорной зоны «Приморье» и туристско-рекреационной особой экономической зоны на территории острова Русский;

занятие собственной оригинальной ниши на рынке туристских услуг и обеспечение надежной конкурентоспособности туристских продуктов.

Низкий уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиниц, предприятий общественного питания, пассажирского транспорта;

неудовлетворительное состояние ключевых туристических объектов, в том числе памятников истории и культуры;

несоблюдение стандартов качества предоставляемых услуг.

Таким образом, проведенный анализ позволяет рассматривать Приморский край как территорию, имеющую достаточный потенциал для формирования современного, высокоэффективного, конкурентоспособного туристского комплекса.

2.2 Анализ операторов рынка гостиничных услуг г. Артема.

Для анализа была рассмотрена ситуация рынка гостиничных услуг города Артема. Данный город был выбран для исследования по причине территориальной близости к международному аэропорту «Кневечи», а так же к краевому центру городу Владивостоку и соответствию уровня социально-экономического развития.

Во время исследования был проведен анализ 10 гостиниц города Артема. Основными параметрами классификации гостиниц были выбраны следующие: месторасположение гостиницы; количество номеров; ценовая политика; наличие дополнительно оказываемых услуг; доступность получения информации о гостинице и ее услугах.

Гостиница «Райтекс» расположена в лесопарковой зоне в центре города Артема. Расстояние от гостиничного комплекса до аэропорта составляет 6,5 км. Гостиница находится не на центральной улице города, и заметить её случайно не представляется возможным. Этот факт существенно снижает вероятность остановки в данной гостинице гостей случайным образом. Гостиница имеет свою собственную огороженную территорию со зданием гостиницы и небольшим парком. А так же содержит свой собственный сайт с подробной, качественной и достоверной информацией.

Таблица 2.3 — Характеристика гостиницы «Райтекс».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный стандарт — 2800.

Двухместный стандарт — 2800.

Одноместный комфорт — 3000.

Одноместный делакс — 3300.

Двухместный делакс — 3800.

Двухкомнатный делакс — 4000.

Трехместный эконом.

Ламинированный паркет; Отопление; Вешалка для одежды; Гладильные принадлежности; Услуга «звонок — будильник» .

Кухонные принадлежности; Холодильник; Обеденная зона;

*Заказ завтрака, обеда и ужина в номер;

*Доступ к сети Интернет (Wi-Fi);

*Услуга побудки к определенному времени;

*Свадебный номер;

*Конференц-зал на 30 посадочных мест;

*Аренда оборудования для проведения конференций и семинаров;

*Бизнес — центр;

*Ресторан на 150 посадочных мест;

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

— 2850.

Трехместный стандарт — 3300.

СВЧ; Электрический чайник; Стиральная машина.

Кабельное ТВ; DVD плеер.

*Кафе на 40 посадочных мест;

*Услуги оформления залов;

*Фуршеты, кофе-брейки, банкеты;

*Камера хранения;

*Доставка в номер корреспонденции;

*Вызов такси;

*Трансфер (аэропорт — гостиница — аэропорт),.

*Стоматология,.

*Косметология.

Гостиница «Артем» расположена в центральной части города, однако она находится на улице, которая является параллельной центральной улице города, на которую въезжают все гости и жители города. Тем самым, вероятность случайного выбора данной гостиницы не велика. Гостиница занимает отдельное пятиэтажное здание, в торцевой части которого расположен магазин автозапчастей. Фасад здания очень древний и ветхий, и на первый взгляд очень сложно понять, что это именно гостиница. Обозначающая табличка с названием гостиницы и режимом работы сливается по цвету со зданием и пропорционально размеру гостиницы очень мала. Но когда мы попадаем внутрь, перед нами открывается совершенно иная картина. Здесь все выполнено в очень шикарном стиле и сразу становится понятно, почему это самая дорогая гостиница города. После вопроса, почему снаружи здание выглядит настолько неподобающе, мне ответили, что «Москва не сразу строилась» и сообщили, что в ближайшее время планируют капитальный ремонт фасада гостиницы. У гостиницы есть свой собственный сайт, на котором можно узнать всю подробную информацию.

Таблица 2.4 — Характеристика гостиницы «Артем».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 3500 руб.

Двухместный — 3500 руб.

Люкс — 6000 руб.

— кондиционер,.

— вытяжная вентиляция.

— телевизор (кабельноетв, более 50 каналов).

— холодильник.

— телефон (внутренний, городской).

— бесплатный доступ в Интернет через сеть Wi-Fi.

— стационарный фен (в сан/узле).

— лёгкий завтрак,.

— тренажерный зал,.

— прачечная для гостей.

— доступ в Интернет через сеть Wi-Fi (услуга сети предоставляется ОАО Ростелеком) Дополнительные услуги, оплачиваемые отдельно:

— сауна (для проживающих в гостинице скидка 50% от установленной стоимости).

Гостиница «Светлана» находится в центре города Артема, рядом с центральной площадью, время пути на автомобиле до Аэропорта «Кневичи» составляет 20 минут. Во время проведения исследования над фасадом здания гостиницы проводили ремонтные работы, однако по их окончанию, гостиницу можно будет легко разглядеть. Гостиница находится в четырех этажном здании, но помимо нее, в здании находятся парикмахерская, отделение «Росбанка», магазин бытовой техники «Спектр техники», туристическое агентство и продуктовый магазин. Гостиница «Светлана» является единственной гостиницей, где по моей просьбе мне предоставили распечатку с тарифам на услуги. (svetlanah.ru).

Таблица 2.5- Характеристика гостиницы «Светлана».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 1500.

Одноместный Люкс — 2500.

Одноместный двухкомнатный — 3500.

Двухместный — 2600.

— санузел,.

— светильник верхнего освещения,.

— однотипная или встроенная мебель,.

— одеяла,.

— подушки,.

— белье,.

— покрывало,.

— полотенце,.

— прикроватные коврики,.

— драпировка для окон.

— парикмахерская;

— маникюрный салон;

— косметический салон;

— центр восточной медицины;

— стоматология;

— туристическое агентство;

— буфет;

— хранение ручной клади в камере хранения (за сутки) — 30 руб.

— хранение громоздких вещей в камере хранения (за сутки) — 50 руб.

— вызов такси — 20 руб.

— разовое пользование утюгом — 20 р.

— разовое пользование служебным телефоном — 20 р.

— пользование феном — 50 р.

— передача и приемка факса (за один лист) — 50 р.

— пользование гостиничным компьютером — 100 р.

Гостиница XXI век расположена на федеральной трассе М 60, вблизи города Артем. Находится в отдельном двухэтажном здании. Помимо гостиницы, в здании находится кафе и сауна. Об этой гостинице я узнал от мальчишек, продававших подснежники на трассе при въезде в город. Они подробно описали маршрут, который ведет к данной гостинице. Собственного сайта гостиница не имеет и на большинстве сайтов не входит в состав известных гостиниц Артема.

Таблица 2.6 — Характеристика гостиницы XXI век.

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 2500 Двухместный — 2500.

Информация не предоставлена.

*Кафе; *сауна.

Гостиница «Motel» расположена при въезде в город Артем. Расстояние до аэропорта составляет 10 км. Гостиница находится в отдельном 4-х этажном здании, хорошо заметным с трассы. Данное заведение запомнилось приветливым и услужливым персоналом, предоставившим всю подробную информацию. Официального сайта у гостиницы нет, но информация о ней упоминается на всех сайтах, связанных с гостиницами города Артем.

Таблица 2.7 — Характеристика гостиницы «Motel».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 2800 Двухместный — 3400 Люкс — 4000.

Кровать, телевизор, тумбочка, шкаф-купе, стол, стулья.

*Одноразовое питание; *Бесплатная парковка.

Гостиница «Пар-Хаус» в первую очередь позиционирует себя как комплекс саун, о чем указано на визитке, предоставленной мне в гостинице. Расположена в отдельном трехэтажном здании в центральной части города. Помимо гостиницы в здании располагаются автомойка, автосервис и комплекс саун. Гостиница имеет свой собственный сайт, на котором кратко изложена информация об ее услугах.

Таблица 2.8 — Характеристика гостиницы «Пар-Хаус».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 2800 Двухместный — 3400.

Кровать, тумбочка, телевизор, шкаф, кресла, стол, санузел.

*Автомойка; *автосервис; *комплекс саун.

Гостиница «Аракс» располагается в отдельном трехэтажном здании в центральной части города, но в некоторой удаленности от центральной улицы города. Попасть в гостиницу случайно практически невозможно, вокруг гостиницы находится частный сектор. Помимо гостиницы, в здании находится кафе и сауна. Гостиница «Аракс» является единственной гостиницей где, во время исследования, администратором гостиницы была проведена полноценная экскурсия по всем типам номеров гостиницы, сопровождающаяся подробным описанием каждого номера, а так же обзор кафе и сауны. Вероятнее всего, это было вызвано тем, что во время посещения данной гостиницы, она была совершенно не заселена. Гостиница имеет свой собственный сайт, на котором представлена информация о номерах гостиницы, кафе и сауне.

Таблица 2.9 — Характеристика гостиницы «Аракс».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 2500 Двухместный — 3000 Полулюкс — 3000 р. Люкс — 3500.

*Мебель; *кондиционер; *ЖК-телевизор; *письменный стол; *современные осветительные приборы.

*Сауна;

*кафе;

*автомойка.

Отель «Венеция», расположенный в 6 км от терминала, А аэропорта «Владивосток», является ближайшим отелем к терминалу А. Отель расположен в 50 км (40 минут поездки автотранспортом) от центра города Владивостока в аэропорту «Владивосток». Отель находится в отдельном трехэтажном здании. Отель имеет свой собственный сайт, на котором гости могут узнать подробную информацию об услугах гостиницы на 4 языках (Русский, Английский, Корейский и Японский).

Таблица 2.10 — Характеристика гостиницы «Венеция».

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

Одноместный — 3480 Двухместный — 4200 Полулюкс — 4440 р. Люкс — 4800.

*Спутниковое и кабельное телевидение (ЖК ТВ диагональю 26 дюймов); *телефон с.

*Доставка транспортом отеля от/до терминала А.

*Доставка питания в номер

*Услуги прачечной и гладильной службы.

*Вызов такси.

*Подтверждение бронирования.

Номера.

Дополнительные услуги.

Кол-во номеров.

Структура и стоимость номеров.

Состав номеров.

прямым международным выходом; *индивидуальный сейф; *минибар; *беспроводной Интернет.

авиабилетов.

*Встреча в аэропорту.

*Доставка багажа до гостиницы.

*Сопровождение гостя к месту регистрации.

*Доставка багажа к месту регистрации.

*Организация сити-туров.

*Предоставление транспорта с водителем по предварительному заказу.

*Услуги переводчика английского языка.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой