Педагогические воззрения и практика духовного воспитания святителя Феофана Затворника
Диссертация
Удивительно современно звучат словаСвятителя, ясно объясняющие нам причину многих сегодняшних проблем, которые возникают во всех сферах жизни, и в том числе и в педагогике: «Светильник тела есть око» (Лк. 11,34), а светильник души — ум. Как при неповрежденное&tradeока телесноговсе вокруг нас во внешнем быту нашем видно для нас и мы знаем, как и куда идти и что делать, так при здравом уме видно… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Педагогическая деятельность святителя Феофана Затворника
- 1. 1. Общественно-педагогические условия жизни Феофана Затворника
- 1. 2. Жизненный и педагогический путь святителя Феофана Затворника
- Глава II. Религиозно-педагогические воззрения святителя Феофана
- Затворника и их реализация в практике воспитания
- 2. 1. Учение о триединстве человеческой природы — основа педагогики
- Феофана Затворника
- 2. 2. Реализация идей святителя Феофана Затворника в его педагогической деятельности
- 2. 3. Условия использования педагогического наследия святителя
- Феофана Затворника в практике современного воспитания
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О путях построения психологии личности//Психологический журнал, 1983.—№ 1. —С. 146−29.
- Августин. О граде Божием. В 4-х тт. — М., 1994.
- Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1979. — 318 с.
- Азбука православного воспитания. Сборник. — М., 1997. — 160 с.
- Акопов Г. В. Российское сознание. Самара, 2002. — 91 с.
- Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России. // Педагогика, 1995, № 3. С.74−81.
- Алексий И, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения 1990 — 1998 гг. / Под ред. епископа Бронницкого Тихона. М.: Изд-во Московской Патриархии,. 1999. — 912 с.
- Алексий И, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Духовное образование и духовное воспитание. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/ ёиЬоупоЬгагЛ^т
- Алова Г. Н. Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности // Магистр. 1997. № 4. — С.37−46.
- Амман М.М. Очерк восточно-славянской церковной истории. -Вена, 1950.-756 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК» 1996. 384 с.
- Анисимов С.Ф. Мораль и поведение.—М.: Мысль, 1979. 141 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV? XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин. М.: Педагогика, 1985.? 343 с.
- Антология педагогической мысли России второй половины XIX? начала XX вв. / Сост. П. А. Лебедев.? М.: Педагогика,? 1990.? 608 с.
- Ануфриев Е.А. Социальная роль и активность личности. — М.: Изд-во МГУ, 1971.- 152 с.
- Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. — М: Педагогика, 1981. С. 3−24.
- Аплетаев М. Н. Теоретические и методические основы нравственного воспитания личности в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М, 1989. — 35 с.
- Аристотель. Метафизика / Сочинения. В 4-х тт. — М.: Мысль, 1983.-Т. 1.-С. 63−367.
- Аристотель. Политика / Сочинения. В 4-х тт. — М.: Мысль, 1983. -Т. 4.-С. 375−644.
- Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. — М.: Мысль, 1974. 221 с.
- Афанасьев А.Н. Народ-художник. М.: Советская Россия, 1986. -386 с.
- Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Советская педагогика, 1972. № 8? С. 94П100.
- Бабишин С.Д. Основные тенденции развития школы и просвещения в Древней Руси (первая половина XIII в.). — Авт. дис.. докт. пед. наук. Киев, 1985. — 47 с.
- Бан И.К. К. П. Победоносцев и распространение церковноприходской школы в 1884? 1904 гг.: Дис. канд. пед. наук.? Спб., 2000.? 206 с.
- Батурин Г. И., Кузин Г. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М., — 1995. — 72 с.
- Бахметьева А.Н. Рассказы из русской церковной истории. М.: Современник, 1995.-459 с.
- Беленчук Л. Н. Концепция национального воспитания на рубеже
- Х1ХШХХ веков // Педагогика. 1999. № 5? С. 89П94.
- Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. М: МПГУ, 1999. -309 с.
- Белухин Д.А. Основы личиостио ориентированной педагогики. — М.: Изд-во Ин-та пракг. психол.- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1996. -318 с.
- Белых Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века: Авт. дисканд.пед. наук. -М., 1998. 16 с.
- Библия. М.: Издание Московской Патриархии. 1990. -1375 с. 3 2. Бодалев А. А. Личность и общение. — М.: Педагогика, 1983. 270 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1968.—464 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. — 224 с.
- Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. № 1. — 2001. — С.20.
- Бронзов А.А., профессор. Странник. Т.2, 4.2. — М-: 1905. — 593 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М.: Мысль, 1978. — 216 с.
- Быть русским / Сост. В. Михайлов. — СПб, 1998. 272 с.
- Васильева ЗМ. Направленность личности учащегося и пути ее изучения учителем // Изучение личности школьника учителем. — М.: Педагогика, 1991.-С. 5−20.
- Васильева З.И. Нравственное воспитание учащихся в учебной: деятельности: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. — Л, 1973 —42 с.
- Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1996.? 375 с.
- Вехи. Интеллигенция в России. Сборник статей 1909−1910 / Сост. Н. Казакова. — М.: Молодая гвардия, 1991. 462 с.
- Видякова З.В. Становление русской школы: теория и практика (с древнейших времён до Октябрьской революции 1917 г.). Липецк: ЛГПИ, 2000.-193 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1979. -288 с.
- Воробьёв Владимир, протоиерей. Проблемы российского образования и Православие: Материалы докладов седьмых Международных Рождественских чтений М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999.-С. 130−139.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 199 Г. — 480 с.
- Гаврилов В. А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике. 1945—1985. — Кишинев: Штиинца, 1990- 193 с.
- Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание // Вопросы философии. 1994. -№ 1. — С. 14−34.
- Гагаев П.А. Размышления о суцьбах русской школы. // Педагогика, 1998. № 6.-С.10−15.
- Гоголь Н.В. Духовная проза-М.: Паломник, 1992. -433 с.
- Гончаров И. Ф. Якорь спасения: о возрождении русской школы // Народное образование. 1991. — № 5. — С. 31−36.
- Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1990.? 587 с.
- Громыко М.М. Мир русской деревни. — М.: Мол. гвардия, 1991. — 446 с.
- Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. — М.: Паломник, 2000. 541 с.
- Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1991. — 573 с.
- Депутатов Н. Ревнитель благочестия XIX века епископ Феофан Затворник. //Кандидатское сочинение студента IV курса богословскогофакультета святого Владимира в г. Харбине, 1938. — Харбин. Типография Свято-Троицкого монастыря, 1971. 187 с.
- Дерягин В .Я. Иларион. Жизнь и «Слово» / Иларион. Слово о Законе и Благодати.? М.: Столица, 1994.? С.5ШТ.
- Доклад Министра образования РФ на X Международных Рождественских чтениях. — М.: Просветитель. — 24 с.
- Доклад митрополита Курского и Рыльского Ювеналия на XI Международных Рождественских Чтениях. М-: Просветитель, 2002. -17с.)
- Доклад Святейшего Патриарха Алексия II на X Международных Рождественских образовательных чтениях. — г. Москва. 2002 год. Духовное образование и духовное воспитание. http://www.pravoslavie.ru/jurnal/ideas/ duhovnobraz/htm
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977. — 331 с.
- Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. М.: 1883, Вып. 1. -370 с.
- Дулов А.И. Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Иркутск, 1973. — 60 с.
- Дьяченко Григорий, протоиерей. Уроки и примеры христианской любви. М.: Паломник, 1998. — 740с.
- Евгений, архиепископ Верейский. Религия и наука. Путь к знанию: Материалы докладов восьмых Международных Рождественских чтений М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. — С. 123−130.
- Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. — М.: Педагогика, 1987. 157 с.
- Журавлев В.К. Русский язык и русский характер. М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата- 2002.-256 с.
- Закон Божий. — М.: Мысль, 1991. —723 с.
- Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях. М., 2004. — 17 с.73- Закон Российской Федерации «Об образовании» М.: Изд. Дом ИНФРА, 2001. — 64 с.
- Законоучитель. //Сборник материалов в помощь преподавателю. Выпуск первый. М/. Православная книга, 1993. — 176 с.
- Запесоцкий A.C. Гуманитарное образование и проблемы духовной безопасности. // Педагогика, 2002. № 2. С. 3−8.
- Зеньковский В. В- Педагогика. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996. — 347 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. -М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1993- -224 с.
- Зиновий (Корзинкин), архимандрит. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Курск, 1999. -20 с.
- Зинченко В. П* О целях и ценностях образования. // Педагогика, 1997. № 5. -С.3−16.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии, 1995, № 6. С. 14−19.
- Иванов A.B. Педагогическая система святителя Тихона Задонского. Авт. дис. канд. пед. наук. Елец, 2000. 18 с.
- Из речи Преосвященного Никандра, епископа Нарвского, произнесенной на торжественном собрании членов «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе
- Православной Церкви» в память епископа Феофана // Прибавление к Церковным ведомостям, 1894. № 8.
- Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. — М.: Самшит, 2001. 406 с.
- Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русь Соборная. СПб.: «Царское дело», 1995. — 248 с.
- Иоанн Златоуст, архиепископ. Толкование на 1-е послание к Тим. Бес. II М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. — 860 с.
- Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова: Репринт, изд-во. Московской Патриархии, 1993 — 194 с.
- Иоанн Златоуст, св. О воспитании: Репринт, изд-во Московской Патриархии, 1993. 260 с.
- Иоанн Златоуст, св. Творения: В 12-ти т. -СПб., 1898−1906.
- Иоанн Златоуст, свт. Толкование на книгу Бытия. СПб., 1898: Репринт: изд-во Московской Патриархии, 1993. — 191 с.
- Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во"Христе. В 2-х частях. М.: Благовест, 2000. — 832с.
- Иувеналий, Архиепископ Курский и Рыльский. Проблемы современного православного воспитания (доклады, выступления, размышления). К.: Изд — во КГПУ, 1999. — 139 с.
- Каледа Г., протоир. Очерки духовно-нравственных основ создания и построения семьи в современных условиях. — М., 1997. — 149 с.
- Канонизация святых. Поместный Собор Русской Православной Церкви, посвященный юбилею 1000-я Крещения Руси. Троице-Сергиева Лавра, 6−9 июня 1988 г. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1989. — 289 с.
- Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. М., 1861.
- Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Через религиозное образование к православному образу жизни: Материалы докладов седьмых Международных Рождественских чтений — М.: Отделрелигиозного образования и катехизации, 1999. С. 48−64.
- Клавдиан, архимандрит. Преосвященный Феофан, Вышинский затворник // ЖМП. 1953. январь. 51 с.
- Кларин В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных воспитателей IX—XX вв..- М.: Просвещение, 1996. 346 с.
- Ключарев A.C. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность // Православный собеседник. 1904, Октябрь, -С. 639.
- Ключарев A.C. Преосвященный Феофан и его пастырская деятельность//Православный собеседник, 1904- октябрь и ноябрь.
- Колесов Д.В. Психологические основания нравственности // Советская педагогика. 1990. — № 4. — С.35−39.
- Корнилов И.П. Задачи русского просвещения в его прошлом и настоящем. — Спб., 1902. — 416 с.
- Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб., 1998, 576 с.
- Корсунский И.Н. Преосвященный епископ Феофан (Говоров). -М., 1895.-С. 274−275.
- Корсунский И.Н., профессор. Преосвященный епископ Феофан, бывший Владимирский и Суздальский. М.: 1905. — 159 с.
- Костикова М.Н. Вероисповедная политика Министерства Народного Просвещения Российской Империи в XX веке. Авт. дис. Докт. пед. наук. Курск, 2002., 35 с.
- Крутиков И-А. Святитель Феофан, Затворник и подвижник Вышинской пустыни. Издание 2-е. М.: 1905. — 380 с.
- Крутиков И.А. Святитель Феофан Затворник и подвижник Вышенской пустыни. 2-е изд. — М., 1905. — 8 с.
- Кураев А. «Основы православной культуры» как лекарство от экстремизма. http://www.kuraev.ru/opk.html.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. — М.: Прометей, 1995. 282 с.
- Макеева С.Г. Кладовая духа // Начальная школа. — 1997. — № 12. — С. 58−62.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. -104 с.
- Меньшиков В.М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск: К ГПУ, 1999.-176 с.
- Метелягин A.C. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников сельских школ на традициях русской народной культуры. Дис.. канд. пед. наук. — М., 1996.
- Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, 2004. — 384 с.
- Молитвенный щит православного христианина. Воронеж: 7-е изд. — НПО «МОДЭК», 2000. — 704 с.
- Молитвослов. Правило ко причастию. — М.: Благовест, 1995. 381 с.120: Мудрые советы и мысли святых отцов и подвижников благочестия. М.: Паломник-Правило веры, 1994. — 160 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. — М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1995. 356 с.
- Настольная книга священнослужителя. М.: Изд-во Московской патриархии, 1994. -799 с.
- Нечволодов А. Сказание о русской земле. Репринтное издание в четырех книгах. Книга первая. — Кемерово.: Кузбасс, 1991. 314 с.
- Никандров Н.Д. Российская национальная идея и воспитание в духе православия. // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. — С.21−30.
- Никандров Н. Д- Нравственные уроки православия // Педагогика, 1997. № 3. -С.3−10.
- Никандров Н.Д. Нравственные уроки православия. Размышления при чтении Библии. // Начальная школа. -1997. № 6. — С.52−57.
- Никандров Н.Д. Православие судьба России: размышления на пороге третьего тысячелетия: Материалы докладов Восьмых Международных Рождественских чтений — М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 2000. — С. 41−48.
- Никандров Н.Д. Русское Православие и российская национальная идея: Материалы докладов Седьмых Международных Рождественских чтений — М.: Отдел религиозного образования и катехизации, 1999. С. 18−34.
- Никодим (Ростов), архим. История Русской духовной Миссии в Иерусалиме: Курсовое сочинение. Машинопись. JL, 1959. — С. 118.
- Никольский С., священник, студент МДА. Речь, сказанная при погребении преосвященного епископа Феофана 12 января 1894 г. -Сергиев Посад, 1895 3 с.
- Осипов А.И. Христианство дает нам реальный идеал. М-: 1999 -53 с.
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. -М.: 2000.-88 с.
- Пархоменко НА. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: Автореф. дис.. канд. пед. наук —Курск, 2000.-18с.
- Перевезенцев C.B. Тайны русской веры. М., 2001. — 432 с.
- Переписка между преосвященным Феофаном, бывшим епископом Владимирским, и Аркадием, бывшим архиепископом Олонецким // Христианское чтение. 1894, Часть 2-я. Июль-август.
- Пестов Н.Е. Православное воспитание детей. — СПб.: Сатисъ, 1999. -149 с.
- Петракова Т.И. Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся. М.: Академия, 1998. — 94 с.
- Письмо Министра образования РФ № 14−52−876 ин/16 от 22.10.2002 и приложение к нему на 30 стр.
- Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. — М.: Русская книга, 1993.-637 с.
- Победоносцев К.П. Духовное образование // Московский сборник, 1896, № 7.
- Победоносцев К.П. Учение и учитель: Педагогические заметки. — М., 1900.-61с.
- Православная церковь и образование. // Педагогика, 1998. № 1. -С.61−65.
- Преосвященный Феофан как писатель богослов // Церковный вестник. 1894. № 4.
- Преосвященный Феофан, бывший епископ Владимирский, как нравоучитель // Русский паломник. 1894, № 4.
- Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» // Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образованием субъектов Российской Федерации от 22.10.2002 № 14−52−876 ин / 16.
- Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси- М.: АПН СССР, 1983.? 121 с.
- Рачинский С.А. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (под редакцией H.JI. Селивановой). //Педагогическое общество России. М.: Б/И, 1998. — 336 с.
- Рачинский С.А. Сельская школа. — СПб. 1890. — 371 с.
- Религиозно-этическая энциклопедия. Афины, 1965. — 989 с.
- Рубинштейн СЛ. Бытие и сознание. М.: АПН РСФСР, 1957. — С. 328.
- Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. — М.: АПН СССР, 1959. 354с.
- Рыбинский В.П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского // Труды Киевской Духовной Академии. 1894, Март. Т.1.-422 с.
- Рыбинский В.П. Памяти преосвященного Феофана, епископа Владимирского и Суздальского / Труды Киевской духовной академии. -1894. Т. 1, март. — С. 417−425.
- Сборник программ по Закону Божию для церковноприходских воскресных школ. — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, 1999. 142 с.
- Свадковский И. Ф: Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1977.- 144 с.
- Сергий Страгородский, архиепископ. Православное учение о спасении. М.: Просветитель, 1991. — 264 с.
- Сластенин В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. — М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с. 161. «Служебник». Правило к Литургии. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991. 607 с.
- Смирнов П.А. Жизнь и учение преосвященного Феофана, Вышенского Затворника. 2-е изд. — М., 1915.- 75 с.
- Смирнов П.А. Жизнь и учение святителя Феофана Затворника. -М.: Благовест, 1990.-380 с.
- Сопроводительное слово митрополита Филарета, Патриаршего Экзарха Средней Европы, Г. Тертышников. //На пути к Богу. Жизнь и учение старца Феофана. Лейпциг, 1978 — 327 с.
- Сурова Л.В. Православная школа сегодня. Владимир, 1996 — 495 с.
- Тертышников Георгий, архимандрит. Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении. М.: Правило веры, 1996. — 569 с.
- Титлов Б. Епископ Феофан. Русский библиографический словарь, издаваемый Русским историческим обществом. СПб., 1913. — С. 386. 169- Тихон Задонский. Творения. Т.1: 1760−1768. Т. 2: 1770−1771.
- Толкование первого Послания Святого Апостола Павла к Коринфянам.- М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 1996 г. 970 с.
- Толстой М.В. История русской церкви. — Издание Спасо-Пребраженского Валаамского монастыря, 1991. 735 с.
- Троицкий В.Ю. Пути русской школы. — М.: Свет Отечества, 1994. — 96 с.
- Трофимова Н.М. Нравственное формирование личности младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис.. д-ра пед наук. Воронеж. —1992.—46 с.
- Устав общества православного братства при церкви Богоявления Господня в слободе Мстере Владимирской губернии Вязниковского уезда // Владимирские епархиальные ведомости, 1865, № 3.
- Ушинский К. Д: О народности в общественном воспитании / Собрание сочинений. В 11-ти тт.- М.: АПН РСФСР, 1948. — Т.2. — С. 69−161.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании / Собрание сочинений. В 11- та тт.- М.: АПН РСФСР, 1948.-Т.2. — С. 425 -448.
- Ушинский К.Д. Родное слово.-М.: Изд-во Лествица, 2000. — с. 496
- Феофан Затворник епископ. Слова к Тамбовской пастве в 18 591 860 гг.-СПб, 1861.- 175 с.
- Феофан Затворник, епископ. Мудрые советы. Минск: Изд-во Белорусской Православной Церкви, 2002. — 350 с.
- Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Репринт. М.: Реклама, 1991. — 196 с.
- Феофан Затворник, епископ. Мысли на каждый день года, по церковным чтениям из Слова Божия.- М.: Правило веры, 1997. — 370 с.
- Феофан Затворник, епископ. Наставления в духовной жизни. М.: Изд-во Московского Патриархата, 1994. 187 с.
- Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1996. 570 с.
- Феофан Затворник, епископ. Начертание христианского нравоучения. М.: Паломник, 1994. — 334 с.
- Феофан Затворник, епископ. О Православии, с предостережениями от погрешений против него. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995.-202 с.
- Феофан Затворник, епископ. Письма к священнику в Киеве // Воскресное чтение. 1894. № 33−34.
- Феофан Затворник, епископ. Путь ко спасению. // Письма о христианской жизни. // Поучения. М.: Лепта. — 2002. — 800 с.
- Феофан Затворник, епископ. Слова к Владимирской пастве. -Владимир. 1869 — 86 с.
- Феофан Затворник, епископ. Созерцание и размышление. М.: Правило веры, 1998. — 370 с.
- Феофан Затворник, епископ. Творения. Собрание писем. Выпуск V-VIII. М.: Паломник, 1994. -228 с.
- Феофан Затворник. О нашем спасении. Собрание творений святителя Феофана, затворника Вышинского. М.: Ковчег, 2003.- 1168 с.
- Феофан Затворник. Собрание писем Святителя Феофана Затворника М.: 1898, Вып. 3. — 233 с.
- Феофан Затворник. Собрание писем Святителя Феофана Затворника Вышинского. — М.: Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 1995. -202 с.
- Филарет (Дроздов), Митрополит Московский и Коломенский. Творения. М.: Отчий дом, 1994. — 476 с.
- Филарет Московский, митрополит. Цветочки духовные с Божией нивы. М.: Благовест, 1993. — 380 с.
- Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника. — М.: Педагогика, 1985. 223 с.
- Харламов И.Ф. Кризис воспитания и педагогика // Советская педагогика. -1991. № 10. — С.23−29.
- Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процессавоспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Диссдра. пед. наук. М., 1997. — 338 с.
- Чистович И.А. С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858−1888 гг.). СПб., 1889. — С. 53.
- Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шестун Евгений, священник. Православная педагогика. // Учебное пособие. Изд. 2-е. М.: Православная педагогика, 2001. — 559 с.
- Школа и педагогика в культуре Древней Руси. — М.: РОУ, 1992. -208 с.
- Школа православной России / Сост. А. И. Шпеко. М.: Россия Молодая, 1998.- 198 с.
- Щуркова Н.Е. Система воспитания нравственных отношений современного школьника: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — М., 1987. — 52с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во Ин-та практ. психол.- Воронеж: Изд-во «МОДЭК», 1996. — 416 с.