Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тенденции и проблемы современного образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интеграция образования. Сегодня идет процесс интеграции образовательных пространств различных стран, во многом обусловленный глобализацией. С 1999 г. запущен Болонский процесс как механизм сближения и гармонизации систем высшего образования в Европе и создания общеевропейского образовательного пространства. В качестве интеграционных механизмов этого процесса в европейском образовательном… Читать ещё >

Тенденции и проблемы современного образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дать характеристику современному образованию невозможно без учета общих тенденций мирового развития, которые вызывают существенные изменения в системе образования.

В качестве одного из ведущих факторов, влияющих на сферу образования, многими исследователями называется ускорение темпов обществен— ного развития, которое характеризуется ростом объемов и интенсивности информационных потоков, расширением инновационных процессов, стремительным научно-техническим прогрессом, динамично меняющимися условиями жизни. Сегодня человек живет в мире с высокой степенью неопределенности, которая постоянно растет, что приводит к появлению новых требований и к современной системе образования. Образование должно готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, развивая у них такие качества, как адаптивность, мобильность, конструктивность, креативность, умение быстро принимать решения, используя при этом ограниченные ресурсы, способность ориентироваться в растущем информационном потоке.

Динамичное развитие экономики приводит к росту конкуренции на глобальных, национальных и региональных рынках, сокращению сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, к глубоким изменениям в структуре занятости, что в свою очередь определяет постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности.

Производственным ресурсом сегодня все чаще становятся информация и знания, которые превращаются в главную движущую силу экономики. Все это характеризует новый этап в развитии современного общества — переход к постиндустриальному[1], информационному обществу.

Термин «постиндустриализм» введен в научный оборот в начале XX в. А. Кумарасвами. Широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла (в частности, после выхода в 1973 г. его книги «Грядущее постиндустриальное общество»).

Одновременно со становлением такого общества происходит переход к инновационной экономике или экономике знаний, где основным фактором развития становятся знания и человеческий капиталу значение которых с каждым годом усиливается.

Человеческий капитал в широком смысле — это интенсивный производительный фактор экономического развития, развития общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как производительного фактора развития.

Человеческий капитал в развитых странах признается главным производительным фактором, обеспечивающим создание новейших технологий, развитие производств, повышение их эффективности, опережающее развитие науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высокоразвитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и других, составляет до 80% их национального богатства. Очевидно, что это в свою очередь требует интенсивного, опережающего развития образования не только молодежи, но и взрослого населения.

Значимым для образования является процесс глобализации. Появление и рост социально-природных (глобальных, цивилизационных) проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, приводит к необходимости сотрудничества па всех уровнях, от личностного и организационного до национального и международного, что требует формирования у новых поколений современного мышления. Успешное решение глобальных проблем возможно лишь при переносе акцентов на общечеловеческие ценности, при расширении конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, несмотря на различия социальных систем, политических, идеологических и других убеждений. Человек должен познать самого себя — свои цели, свою систему ценностей — гак же глубоко, как он стремится познать мир, который хочет изменить[2]. Понимание этого приводит к значительному расширению масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность в образовании приобретает формирование у учащихся коммуникабельности и толерантности.

Важным фактором, влияющим на образование, становится демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору.

Тенденции мирового развития приводят к необходимости реформирования и модернизации систем образования, что происходит в таких разных странах, как США и Китай, Великобритания и Сингапур, Германия и Израиль, в государствах Восточной Европы, в Австралии, Африке, Южной Америке.

Тенденция (нем. tendent, лат. tendere — «направляться», «стремиться») — направление развития склонности, стремления.

Россия не может и не должна оставаться в стороне от общемировых тенденций. Отечественная система образования призвана поддержать место России в ряду ведущих стран мира, ее международный престиж как страны, которая всегда отличалась высоким уровнем культуры, науки, образования. Это должно найти свое выражение не только в общественном признании, но и в активном экспорте образовательных услуг.

Российское образование, так же как большинство мировых образовательных систем, откликается на вызовы времени, демонстрируя следующие характерные векторы развития: гуманизация, демократизация, интеграция, стандартизация, информатизация, технологизация образования и его непрерывность.

Гуманизация образования. Гуманизация предполагает, что центром образования становится Человек с его индивидуальными возможностями и способностями, что приводит к необходимости создания условий, которые позволили бы учитывать в образовании интересы и особенности личности. Значимым становится индивидуальный образовательный маршрут. Развитие личности начинает преобладать над обучением. Важнейшими образовательными результатами становятся способность к самоанализу, самооценке, рефлексии.

Демократизация образования. Внимание к личности, ее интересам и потребностям формирует общественные требования и способы реализации идеи личностного развития, которые ложатся в основу демократических основ образования. Согласно Конституции РФ каждый человек имеет право на образование, а образовательная система обязана создавать необходимые условия для реализации личностью этого права. Сегодня это достигается путем децентрализации управления образованием, создания государственно-общественной системы управления, предоставления более широких прав и свобод самим образовательным организациям, что также выступает одной из сторон демократизации образования, обеспечивая повышение открытости образовательных систем, реализацию права потребителя образовательных услуг на свободный выбор учебного заведения и права педагога на свободу творчества.

Важным аспектом становится доступность образования. По оценкам ведущих специалистов в области образования — научного руководителя института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» И. Д. Фрумина и директора центра развития лидерства в образовании НИУ ВШЭ А. Г. Каспржака — российская система образования обеспечивает его доступность на уровне стран с высоким валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения[3]. Так, доля населения без образования и с начальным общим образованием составляет в нашей стране менее 2% — это один из самых низких показателей среди стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD, ОЭСР), а доля населения России со средним профессиональным и высшим образованием превышает средние значения для стран ОЭСР. Однако этот номинально высокий уровень доступности образования таит в себе и «подводные камни». Имея большое число населения, охваченного образованием, российская система образования не всегда может обеспечить равную доступность к качественному преподаванию, высокой технологической и материально-технической оснащенности и финансовой обеспеченности образовательного процесса, существует также серьезная разница в возможности оплатить получение высшего образования у различных слоев населения.

Интеграция образования. Сегодня идет процесс интеграции образовательных пространств различных стран, во многом обусловленный глобализацией. С 1999 г. запущен Болонский процесс как механизм сближения и гармонизации систем высшего образования в Европе и создания общеевропейского образовательного пространства. В качестве интеграционных механизмов этого процесса в европейском образовательном пространстве сформированы Ассоциация европейских университетов (EUA), Национальный Союз Студентов Европы (ESIB), Европейская ассоциация учреждений высшего образования (EURASHE), Европейская ассоциация гарантий качества в высшем образовании (ENQA). Болонскую декларацию в сентябре 2003 г. подписала и Россия, что, безусловно, привело к усилению международного сотрудничества в области образования: возросла академическая мобильность как учащихся, так и преподавателей; реализуются совместные образовательные программы, в которых наряду с российскими вузами и школами участвуют зарубежные образовательные учреждения; расширяется практика получения «двойных» дипломов. Подобные процессы можно определить как внешнюю интеграцию образования. Следует отметить, что она напрямую зависит от геополитической ситуации, и в нынешних условиях вполне возможно ожидать смены вектора интеграции с европейского на азиатский.

Наличие глобальных мировых проблем приводит к необходимости совместного поиска путей их преодоления. Создаются всемирные организации, в том числе и в образовательной сфере, такие, в частности, как ЮНЕСКО[4] — специализированное учреждение Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, которая осуществляет всесторонний анализ и разработку целей, форм и средств модернизации образования, синтезирует и анализирует мировой опыт в образовательной сфере, содействуя распространению позитивного опыта и согласованию образовательных политик стран с общими тенденциями развития. Интеграция усилий различных стран для сотрудничества в обрасти образования — это одна из сторон деятельности ООН и ЮНЕСКО, в которой Россия принимает активное участие.

Интеграционные процессы наблюдаются и внутри образовательной системы (внутренняя интеграция). Современные образовательные стандарты нового поколения ориентируют на тесное взаимодействие образовательных организаций с рынком труда, социальным окружением, на взаимосвязь учебного и внеучебных процессов, на усиление межпредметных связей, на разработку интегрированных занятий и целых курсов.

Стандартизация образования. Расширение процессов глобализации и интеграции явилось предпосылкой стандартизации образования как за рубежом, так и в России. В последние десятилетия со стороны национальных систем образования уделялось значительное внимание этим вопросам, вызвавшее трансформацию понятия «стандарт» в современном образовательном пространстве. Обозначив эпоху глубоких и масштабных преобразований национальных систем в Европе, Болонская декларация предусматривала изменения образовательных программ и институциональные изменения, но при этом говорила о «минимальном стандарте».

Четко обозначилась идея, что «стандарт» не должен становится ограничителем многообразия и конкурентоспособности. В апреле 2004 г. Берлинское коммюнике Европейской ассоциации университетов зафиксировало ряд понятий, призванных обеспечить гарантии качества высшего образования: «стандарты — это принципы и ценности, которым необходимо следовать»; «процедуры — это набор действий, используемых внешними органами обеспечения качества и аккредитации»; «установки — рекомендации, содержащие контрольные точки, которые позволяют оценить соответствие стандартам»[5].

Эволюция определения понятия «образовательный стандарт» присуща всем образовательным системам, которые прошли путь от «стандартаминимума» к «стандарту-уровню» и стандарту как совокупности требований к условиям осуществления образовательной деятельности. При этом важно отметить, что акцент смещается с содержания образования на его результат в виде уровня образованности учащихся, совокупности требований к целям образования, процессу, условиям[6]. Примером нового подхода к стандартизации, задающим не директивный, а рекомендательный характер, являются стандарты гарантий качества высшего образования, разработанные ENQA, определяющие единый европейский формат требований к системам образования.

В России на сегодняшний момент сложилась единая система федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для всех уровней образования, выполнение которых является обязательным для образовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию.

Информатизация образования. Появление колоссального потока информации, в котором оказывается современный человек, во многом обязано компьютерам и системе Интернет, делающим ее доступной для любого пользователя. Соответственно, в образовательный процесс начали активно внедряться информационно-коммуникационные технологии. Сам компьютер в образовании стал не только объектом изучения и средством, с помощью которого обучают, но и инструментом повышения эффективности педагогической деятельности и научно-исследовательской работы, а также компонентом системы управления образования.

Сложно найти еще какое-нибудь технологическое открытие в истории человечества, которое могло бы сравниться с сетью Интернет по степени и глубине своего влияния на экономику, историю, культуру и, конечно, образование. Глобальность ее неописуема, не зря различные авторы называют ее галактической (Джон Ликлайдер «Галактическая сеть», Мануэль Кастельс «Галактика Интернета»). Кастельс, в частности, так определяет место Интернета в обществе: «Если вам нет дела до Сети, то Сеть все равно будет воздействовать на вас. До тех пор пока вы живете в обществе, в данное время и в данном месте, вам придется иметь дело с сетевым обществом»[7].

Сегодня неотъемлемой частью образования в мире становится система электронного образования c-Lcarning[8], которое реализуется с использованием информационных и электронных технологий. Электронное обучение повышает открытость современного образования. Еще в 1969 г. в Великобритании был создан первый Открытый университет, целью которого стало предоставить возможность получить образование людям, желающим учиться в удобном для них месте и в удобное время. Одновременно в нем обучается 200 тыс. студентов, которые при этом могут находиться в разных точках мира. Популярными на данный момент становятся консорциумы вузов, открывающие на своих площадках открытые университеты. Так, например, Финский онлайновый университет прикладных наук открыт на базе 27 университетов, или АШеагп, другим примером является консорциум Оксфордского, Йельского и Стэнфордского университетов. Высоко развито e-Learning в Корее, став частью экономики страны и принося доход более 2 млрд долл, в год. При поддержке ЮНЕСКО в Корее реализована общенациональная система обучения Cyber Ноше Learning System, с помощью которой учащиеся получают школьное и среднее образование в домашних условиях, это закреплено и соответствующим законодательством. Распространение e-Learning в традиционных школах составляет 76,8%. В стране работает 19 кибер-университетов.

Электронные технологии меняют подходы к формам образования; так появляются:

  • • виртуальные классы — онлайн-обучающая среда, базирующаяся на Интернете с доступом к ней через портал или специальное программное обеспечение;
  • • вебинары (англ, webinar) — онлайн-семинары, веб-конференции, онлайн-встречи, уроки или презентации через Интернет;
  • • система управления учебным процессом (LMS) — программный продукт или сайт, используемый для планирования, осуществления и оценки конкретного учебного процесса;
  • • «перевернутый» класс — метод обучения, обратный традиционному, когда чтение лекций и изучение предмета происходит онлайн, а домашнее задание выполняется в реальном классе;
  • • синхронное и асинхронное обучение — преподаватель и учащийся синхронно входят в виртуальный класс, или преподаватель размещает свои лекции и задания в Интернете, а обучающийся выполняет их в удобное для себя время;
  • • технология 1:1, когда каждый студент обеспечен ноутбуком или планшетом и др.

Элементом электронного обучения является МООК (МООС) — «массовые открытые онлайн-курсы» — обучающие курсы с массовым интерактивным участием, применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. Это образовательная онлайн-модель, способная полностью заменить традиционную форму обучения. Участники курса просматривают видеолекции, читают сопутствующий материал, выполняют практические задания, а их прогресс регистрируется в системе. В конце каждого модуля осуществляется промежуточный контроль, а сам курс оканчивается экзаменом, после которого, как правило, выдается сертификат. В рамках проекта Open Education Europa размещено онлайн-табло[9], на котором отображены страны и количество массовых открытых онлайнкурсов (MOOCs), подготовленных учебными заведениями европейских стран, вне зависимости от платформы, на которой такие курсы размещены. На август 2015 г. наибольшее число курсов представлено Великобританией (35), далее идут Испания (19), Франция (15), Нидерланды (14), Германия (6). К сожалению, Россия имеет пока только один подобный курс. Популярными площадками МООК являются Coursera, EdX, Canvas, Open2Study и другие, однако среди них нет ни одной российской.

Вместе с тем стоит отметить, что информатизация российского образования началась еще в 1980;х гг. и прошла уже несколько этапов (Программа информатизации образования РФ 1985—1993 гг., Концепция информатизации сферы образования РФ 1993—1998 гг.; реализация региональных программ информатизации 1998—2001 гг.; 2002 г. — по настоящее время — реализация приоритетного национального проекта «Образование», образовательный контур программы «Электронная Россия»), На сегодняшний день можно говорить о достигнутых значительных результатах:

  • • 100%-ный доступ к системе Интернет всех учебных заведений;
  • • наличие компьютерных классов и оснащенных компьютерами и мультимедиа-аппаратурой кабинетов;
  • • наличие большого спектра онлайн-ресурсов[10]: bitClass — интерактивная онлайн-система для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и математике; «Фоксфорд» — центр онлайн-обучения по школьным предметам; ИТУИТ — Национального открытого университета для школьников; УНИВЕРСАРИУМ — бесплатная онлайн-площадка, где собраны открытые курсы по разным категориям, разработанные различными вузами страны, и др.;
  • • требование интеграции информационных технологий с процессом обучения на всех уровнях включено в образовательные стандарты нового поколения.

При этом в России до сих пор уровень обеспеченности современными технологиями и степень их включенности в образовательный процесс оставляют желать лучшего по сравнению с другими странами. Стоит отметить, что сложности в процессе информатизации российского образования во много обусловлены общим низким уровнем развития информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в стране. Так, согласно отчету.

2014 г., Россия по индексу развития И КТ в 2013 г. заняла 42 место, опустившись по сравнению с предыдущим рейтингом на две позиции[11]. В лидерах оказались Дания, Корея и Швеция.

  • [1] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: пер. с англ. М.: Академия, 1999.
  • [2] Волкова Т. И. Философские основания глобальных проблем современного общества: учеб, пособие. Челябинск: ЧелГМА, 2008; URL: http://www.chelsma.ru/nodes/11 105/ (датаобращения: 18.11.1960).
  • [3] Бысик Н. В., Фрумин И. Д. у Каспржак Л. Г. Сценарии развития школьного образованияв России па современном этапе // Федеральный справочник «Образование в России» Т. 9.М.: Издательский центр «Президент», 2013.
  • [4] UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization.
  • [5] См.: Вершинина Т. С. Стандартизация образования. // Справочник заместителя директора школы. 2008. № 9.
  • [6] Разумова Е. В. Стандартизация образования в России и за рубежом (80-е гг. XXначало XXI вв.): сравнительный анализ: дисс. … каид. пед. наук: 13.00.01 / Разумова Е. В. ;Ульян, гос. пед. ун-т им. И. II. Ульянова. Саратов, 2009.
  • [7] Кастельс М. Галактика Интернет: пер. с англ. Екатеринбург: У-Фактория, 2004.
  • [8] По определению специалистов ЮНЕСКО, «e-Learning — обучение с помощью Интернета и мультимедиа».
  • [9] URL: http://openeducationeuropa.eu/en/european_scoreboard_moocs (дата обращения:18.11.2015).
  • [10] Полная версия перечня онлайн-ресурсов: URL: https://newtonew.com/overview/e-learning-v-rossii-obrazovatelnyj-pejzazh (дата обращения: 18.11.2015).
  • [11] International Telecommunication Union Place des Nations CH-1211 Geneva Switzerland, 2014.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой