Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование взаимосвязи интеллектуальных способностей старших дошкольников с готовностью к школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вербальный субтест (ВС) содержит двадцать вопросов. Данный субтест направлен на диагностику общего уровня развития мышления и информированности ребёнка. Он включает задания на поиск аналогий, сходства и различия, определение предметов и явлений окружающего мира, отнесение их к соответствующему классу. Для ответа на вопросы данного субтеста, кроме достижения определенного уровня сформированности… Читать ещё >

Исследование взаимосвязи интеллектуальных способностей старших дошкольников с готовностью к школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Организация и методы исследования

Целью настоящего исследования стало выявление особенностей взаимосвязи интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с уровнем их готовности к школьному обучению.

Была выдвинута гипотеза, что уровень готовности детей старшего дошкольного возраста зависит от их интеллектуальных способностей.

Задачами эмпирической части исследования являлись:

диагностика интеллектуального развития старших дошкольников;

сравнительный анализ интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста с уровнем готовности к школьному обучению.

В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, воспитанники подготовительной группы МАДОУ № 25 г. Ишимбай. Всего 15 детей — 6 мальчиков и 9 девочек.

Известно, что в старшем дошкольном возрасте одним из важнейших показателей интеллектуального развития является школьная зрелость (или интеллектуальная готовность к школьному обучению). Это обусловило выбор соответствующих методик, использованных в данной работе. В блок диагностических методик вошли следующие:

Картиночно-словарный тест (КСТ).

Скрининговый тест школьной зрелости (СТШЗ).

Рассмотрим диагностический инструментарий более подробно. Картиночно-словарный тест (КСТ).

Тест направлен на диагностику интеллектуального компонента школьной зрелости и, прежде всего, на измерение вербальных способностей ребенка, от которых во многом зависит успешность его обучения в школе. Вербальные способности включают в себя ряд частных когнитивно ориентированных процессов, и прежде всего «процесс обозначения» или («процесс наименования», который представляет собой своеобразный переход от невербального содержания к вербальному, причём он непосредственно связан с объёмом словарного запаса.

Картиночно-словарный тест выявляет уровень развития высших психических функций, включающих ориентировку в окружающем мире, информированность, словарный запас, зрительную перцепцию, «словарную находчивость» .

Для проведения тестирования исследователь должен иметь набор из 25 картинок и бланк ответов. Тестирование проводится индивидуально. Время тестировании 5−10 минут.

Перед началом тестирования ребёнку даётся следующая инструкция: «Я сейчас буду показывать тебе картинки. Постарайся сказать, что на них нарисовано». После этого экспериментатор предъявляет ребёнку одну за другой все картинки и дословно записывает в бланк все его ответы под соответствующим номером. Кроме того, во время тестирования экспериментатор должен делать пометки относительно того, как ведёт себя ребёнок во время обследования (с какой готовностью он соглашается работать, как часто отвлекается и т. д.) Вся эта информация будет полезна при вынесении общего суждения об измеряемом явлении.

Обработка результатов проводится при помощи «ключа». За каждый ответ ребёнку присваивается 0 баллов, 0,5 балла или 1 балл. Сумма всех полученных баллов является первичной оценкой по тесту. Затем первичная оценка переводится в стандартную оценку IQ (x=100, у=10). Таким образом, полученные ребёнком первичные оценки (П. О) с помощью нормативной таблицы переводятся в нормированные баллы по шкале IQ (x=100, у=10).

Скрининговый тест школьной зрелости.

Понятие «Школьная зрелость» возникло в связи с проблемой поступления в школу детей шести лет. «Школьная зрелость» — это термин для обозначения такого состояния психики и организма ребёнка, когда он по интеллектуальным, социальным, физическим и эмоциональным характеристикам достигает способности посещать школу и учиться в ней. Подобной точки зрения придерживается чешский психолог Я. Йерасек, выделяя в школьной зрелости три компонента: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Интеллектуальный компонент включает в себя способность выделять существенные признаки каких-либо явлений и устанавливать причинно-следственные отношения между ними, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, интерес к работе с поставленной целью, где результат достигается путём напряжённой деятельности, интерес к новым знаниям, овладение по слуху разговорной речью и способность понимать и использовать другие символы, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.

Признаки эмоционального компонента школьной зрелости — достижение определённого уровня эмоциональной устойчивости (уменьшение импульсивных реакций), развитие учебной мотивации.

Социальная зрелость — потребность ребёнка общаться с другими детьми и подчиняться интересам и обычаям детских групп, способность исполнять роль школьника в ситуации обучения.

" Скрининговый тест школьной зрелости" является адаптацией чехословацкой методики «Ориентировочный тест школьной зрелости» Я. Йерасека, который в свою очередь создавался как модификация теста А. Керн.

В «Скрининговый тест школьной зрелости» вошли два субтеста: невербальный и вербальный. Невербальный субтест (НС) включает три задания:

  • 1. рисование мужской фигуры по представлению;
  • 2. срисовывание фразы, подражание рукописному письму;
  • 3. срисовывание группы точек.

Все три задания данного субтеста в первую очередь направлены на оценку развития психомоторики ребёнка. Они диагностируют развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Кроме того, первое задание НС — рисование мужской фигуры — ориентировочно позволяет судить об общем уровне интеллектуального развития ребёнка.

Задания «подражание рукописному письму» и «срисовывание группы точек» раскрывают способность дошкольника к воспроизведению письменных букв и геометрических фигур, являющихся для него формами исключительно абстрактными, диагностируя тем самым достижение ребёнком такого уровня психического развития, при котором он в состоянии понять принцип задания (подражание образцу) и овладеть им.

Кроме того, абстрактность и малая привлекательность заданий требует от ребёнка усидчивости, произвольной концентрации внимания.

Вербальный субтест (ВС) содержит двадцать вопросов. Данный субтест направлен на диагностику общего уровня развития мышления и информированности ребёнка. Он включает задания на поиск аналогий, сходства и различия, определение предметов и явлений окружающего мира, отнесение их к соответствующему классу. Для ответа на вопросы данного субтеста, кроме достижения определенного уровня сформированности основных мыслительных операций, ребёнку необходимо иметь достаточно высокий уровень осведомлённости об окружающем его мире.

Для проведения тестирования необходимо иметь руководство по СТШЗ, бланк ответов, простой карандаш.

Работа с невербальным субтестом. Ребёнку (группе детей) предлагают бланк ответов. В нём последовательно расположены краткие инструкции, даны образцы для копирования (2 и 3 задания), а также предусмотрено свободное пространство для детского рисунка (задание 1) и место для выполнения заданий (1 и 2).

Оценивание выполнения невербального субтеста производится по пятибалльной шкале, где 5 — высший балл, 1 — низший балл. После оценивания каждого задания невербального субтеста выставленные баллы складываются в первичную оценку по субтесту, которая затем соотносится с данными по нормативной выборке.

Работа с вербальным субтестом. Экспериментатор должен полностью протоколировать ответ ребенка на каждый вопрос субтеста.

Инструкция к вербальному субтесту: «Сейчас я буду задавать тебе вопросы о самых разных вещах, с которыми ты, конечно, знаком, и поэтому сможешь мне о них рассказать. Слушай вопрос первый…» .

Субтест проводится индивидуально. Каждый вопрос зачитывается только один раз. Нельзя допускать наводящих вопросов, исправлять ребёнка, если он ошибся, дополнительно побуждать к более полному ответу. Необходимые исключения из этого требования специально оговорены в «ключе» к тесту.

Обработка результатов проводится при помощи «ключа» (критериев оценки). За каждый ответ ребёнку присваивается 0 баллов, 1 балл или 2 балла. После оценивания ответов на все вопросы вербального субтеста выставленные баллы складываются в первичную оценку по субтесту, которая затем соотносится с данными по нормативной выборке.

Полученные ребёнком первичные оценки по субтестам (П. О) с помощью таблиц переводятся в нормированные баллы по шкале IQ Векслера (x=100, у=15), которые позволяют оценить уровни общего психического развития ребёнка и его школьной зрелости.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой