Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Религиозная политика либеральных тори в Англии, 20-е гг. XIX века

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научное значение исследования реформ 1828, 1829 гг., на наш взгляд, трудно переоценить, так как они принципиально важны для понимания особенностей эпохи, для понимания происходящих в английском обществе на рубеже веков серьезных, глубинных перемен. Историки Англии нередко выделяют период конца 18 — первой трети 19 вв., считая его, с одной стороны, продолжением «старого порядка» 1, т. е… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Проблематика исследования
  • 2. Характеристика источников
  • 3. Религиозные реформы 1828, 1829 гг. в научной литературе
  • Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕЛИГИОЗНЫХ РЕФОРМ
    • 1. Английское законодательство о католиках и диссентерах к 20-ым гг. 19 в
    • 2. Особенности политики либерального торизма
    • 3. Протестантские диссентеры Англии в 20-е гг. 19в
    • 4. Католическая проблема и попытки реформы религиозного законодательства в 1820-е гг
    • 5. Министерство Веллингтона — Пиля
  • Глава 2. ОТМЕНА АНТИДИССЕНТЕРСКИХ СТАТУТОВ В 1828 Г
    • 1. Борьба диссентеров за отмену ограничительных статутов
    • 2. Дискуссии в английском обществе о привилегиях государственной церкви и о правах диссентеров
    • 3. Парламентские дебаты о билле Джона Рассела
    • 4. Декларация о верховенстве англиканской церкви и закон о полноправии диссентеров
    • 5. Реформа 1828 г. глазами современников
  • Глава 3. ВОПРОС О ПОЛНОПРАВИИ КАТОЛИКОВ В 20-Е ГГ. 19 В
    • 1. Полемика по католическому вопросу в 1820-е гг
    • 2. Билль Ф.Бердетта. Парламентские дебаты в 1828 г
    • 3. Положение в Ирландии и позиция премьер — министра
    • 4. Планы правительства об эмансипации католиков
  • Двойная игра" министров
    • 5. Проект реформы и парламентские прения о билле Роберта
  • Пиля
    • 6. Закон 1829 г. и реакция англичан на эмансипацию католиков

Религиозная политика либеральных тори в Англии, 20-е гг. XIX века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

§ 1. Проблематика исследования.

Религиозные реформы 1828, 1829 гг. в Англии современники расценивали как эпохальные события. Реформу 1828 г., в результате которой гражданское и политическое полноправие было предоставлено протестантским диссентерам, т. е. тем, кто отказывался принадлежать к государственной англиканской церкви, назвали «революционной», так как она изменяла фундаментальные законы конституции1. Реформу 1829 г., известную как «эмансипация католиков», многие англичане сочли самым важным событием после «Славной революции» 1688 г., последствия которого, как считали они, «будут весьма значительными» 2.

Проблема равноправия религиозных меньшинств в первые десятилетия 19 в. являлась одной из самых острых, беспокоивших английское общество. В это время протестантские диссентеры и католики (как и лица других вероисповеданий) все еще были лишены полноты гражданских и политических прав. Несмотря на то, что им было предоставлено право религиозной свободы (все неангликане могли совершать богослужение сообразно своим верованиям), они не имели тех возможностей, которые законодательство гарантировало другим подданным, и не могли принимать деятельного участия в политической жизни страны. Все неангликане без исключения были лишены права голоса и возможности политической карьеры. Что касается гражданских прав (право собственности, право на образование, право занимать общественные должности, семейное право и т. д.), то и в этой области они.

1 Parliamentary Debates. Ser. II Vol.19 P. 170.

2 The Morning Post 13.03.1829- The Annual Register 1830 Vol. 71 P. 335- Ellenborough EX. A Political Diary, 1828−1830. Vol.1. L., 1881 P. 336 были ущемлены, причем католики страдали гораздо в большей степени, чем представители протестантских деноминаций.

Согласно появившейся еще во времена Реформации концепции о единстве церкви и государства обладать всеми законными правами могли лишь те, кто находился в лоне англиканской церкви, «церкви Англии», как ее называли. Англиканская церковь, призванная стать оплотом христианской веры в Англии, была утверждена как государственная и занимала в обществе привилегированное положение. С самого начала становления англиканства в 16 в. в стране, помимо приверженцев католицизма, было много диссентеров, т. е. несогласных с англиканством (от лат. слепите — быть несогласным), которых отличали как более радикальные религиозные взгляды, так и нежелание стать членом церкви, связанной с государством, по политическим мотивам. В первой трети 19 в., как пишет английский историк Дж. Кларк, «основное положение протестантской конституции о „союзе церкви и государства“ продолжало оставаться убедительным лишь для тех, кого оно убеждало, но число таковых стремительно сокращалось» 1. Религиозный статус-кво более не соответствовал новой исторической ситуации. В первую очередь, это было связано с тем, что численность диссентеров, или иначе — диссидентов (от лат. сН881с1еге — быть отдаленным, отступать) неуклонно возрастала и их социально-экономические позиции становились все более весомыми. С другой стороны, в это время происходят значительные изменения в общественном сознании, выраженные в стремлении подвергнуть сомнению традиционные положения о целесообразности государственной церкви и необходимости религиозного освящения жизни государства. Этот процесс серьезных перемен в менталитете английского общества проходил одновременно с модернизацией экономики в условиях промышленного переворота и, как покажет анализ религиозных дискуссий в 1820-е гг., набирал силу. Однако, важно подчеркнуть, Англия тогда продолжала оставаться «конфессиональным государством» 2, «одной из самых религиозных стран мира» 3.

Количество написанных современниками в 1820-е гг. статей, памфлетов, трактатов по религиозным вопросам, объем протоколов парламентских дебатов на эту тему чрезвычайно внушительны. Для исследователей очевидно: проблема полноправия религиозных меньшинств глубоко волновала современников. «Ничто на свете не может так раздражать англичан, как католический вопрос» , — писала «Times» в январе 1828 г. 4.

Острые религиозные противоречия, которые нередко имели политическую и социальную подоплеку, занимали в английской истории видное место. Неприязненное отношение кдиссентерам и ненависть (вряд ли это слово будет преувеличением) к римо-католицизму сохранялись в английском обществе на протяжении веков. Даже признанные теоретики веротерпимости, как, например, Джон Локк, ставили католиков на одну доску с атеистами и считали их полноправие недопустимым5. Законодательство государства явно отражало последствия религиозных распрей. В значительной степени острота религиозных противоречий в 1820-е гг. обусловливалась тем, что их разрешение было связано с изменением конституции, утвержденной «Славной революцией» в 168 889 гг. Конституцию, законодательно закреплявшую англиканство в качестве государственной религии и ограничившую права неангликан, воспринимали как «основу мира и благосостояния страны» 1.

Учитывая реалии новой исторической эпохи, в 20-е гг. 19 в. торийское правительство под давлением либеральных тори (так современники называли тех тори, которые выступали в поддержку реформ) пыталось.

1 Clark J. English Society, 1688−1832. Ideology, Social Structure and Politic Practice during the Ancient Regime. Carnb., 1985 P. 372.

2 Clark J. Op.cit. P. 376.

3 Elisor R.C.K. England, 1870−1914. L., 1960 P. 137.

4 The Times 22.01.1828.

5 Просветительское движение в Англии. М., 1991 СС. 95, 131−132 проводить осторожные преобразования в интересах различных слоев населения. Однако разрешение религиозных проблем, предполагавшее отмену стародавних законов конституции, было неприемлемым и для либерального торизма. Тем не менее в 1828, 1829 гг. пришедшее к власти министерство Веллингтона — Пиля под влиянием обстоятельств вынуждено было провести религиозные реформы. Проблема была разрешена предоставлением диссентерам и католикам гражданского и политического равноправия. Законы 1828, 1829 гг. стали прецедентом для проведения многочисленных реформ в дальнейшем. Спустя несколько десятилетий полноправие было предоставлено иудеям и атеистам. В 1880 г. в работе «Свобода печати, слова и вероисповеданий» историк английских законов Д. Патерсон писал: «Ни одна область законодательства не претерпела столь важных, столь значительных изменений, как та, которая относится к свободе слова и вероисповедания» 2. Он не без гордости отмечает, что Англия является передовой в этом оношении3.

Некоторые историки упоминают реформы 1828, 1829 гг. мимоходом, недооценивая их значения на фоне реформы избирательного права 1832 г., которую называют великой и нередко сравнивают с революцией4. Следует напомнить, что после реформы 1832 г. право голоса получили менее 1 миллиона англичан, а в результате изменения религиозного законодательства в 1828, 1829 гг. равные гражданские и политические права обрели 3 миллиона английских диссентеров и 7 миллионов английских и ирландских католиков!5 Далеко не все из них могли воспользоваться своими правами из-за высокого избирательного ценза, но, тем не менее, юридически равноправными гражданами стали почти.

1 The Morning Post 9.03.1828.

2 Paterson J. The Libery of the Press, Speech and the Public Worship. L., 1890 P. 10.

3 Ibid. P. 14.

4 Brock M. The Great Reform Act. L., 1973; Brose O. Church and Parliament.L., 1959 P.l.

5 Parliamentary Debates. Ser. II Vol. 19 P. 170, Vol.20 P. 1246- Gash N. Aristocracy and People: Britain 1815 — 1865. Camb., 1979 P. 364 половина жителей Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии.

Научное значение исследования реформ 1828, 1829 гг., на наш взгляд, трудно переоценить, так как они принципиально важны для понимания особенностей эпохи, для понимания происходящих в английском обществе на рубеже веков серьезных, глубинных перемен. Историки Англии нередко выделяют период конца 18 — первой трети 19 вв., считая его, с одной стороны, продолжением «старого порядка» 1, т. е. общественного устройства «Славной революции» 1688 г., ас другой, — временем важных изменений, когда закладывались основы современной Англии2. Конец «старого порядка» символизируют отмена антидиссентерских статутов в 1828 г., эмансипация католиков в 1829 г. и избирательная реформа 1832 г. 3 Именно религиозные преобразования, которые стали «смертным приговором англиканскому устроению революции 1688 г.» 4, в немалой степени расшатали и сокрушили «старый порядок», оказав огромное влияние на дальнейшее развитие истории Англии. Все три реформы представляют собой, по меткому выражению историка Дж. Беста, «конституционную революцию» 1.

Актуальность темы

определяется тем, что религиозные противоречия не являются лишь достоянием английской истории, они существуют и в наше время, хотя, может быть, не в такой острой форме. В современной Англии резкое увеличение численности католиков, «новые римские победы», критика католиками англиканской церкви приводят к тому, что некоторые ортодоксальные протестанты «призывают вернуться к положению до католической эмансипации 1829 г., когда католики не могли поступать в университеты, быть членами парламента и приобретать.

1 Clark J. English Society, 1688 — 1832: Ideology, Social Structure and Politic Practice during the Ancient Regime.

2 Briggs A. The Age of Improvement, 1783 — 1867. L., 1969.

3 Clark J. Op.cit. P. 409.

4 Gash N. Mr. Secretary Peel. The Life of Sir Robert Peel to 1830. Camb., 1961 P. 582 собственность" 2. Много нареканий в свой адрес вызывает деятельность сект друидов и других неоязыческих культов3. Изучение религиозных проблем в 1820-е гг. имеет большое значение для анализа современных вопросов о веротерпимости и о правах религиозных меньшинств. Как нам кажется, многое могут почерпнуть из английского опыта те, кто пытаются разобраться в религиозных проблемах современной России, ибо «главные действующие лица» в обеих странах одни и те же: государство, национальная церковь и представители религиозных меньшинств. Также реформы 1828,1829 гг. важны для понимания исторического пути англиканства, так как они открыли новый этап в истории национальной церкви, которая впоследствии смогла не только укрепить свои позиции в обществе, но и остаться государственной церковью и поныне.

Реформа 1829 г. имела огромное значение для Ирландии. Почти все исследователи соглашаются, что правительство вынуждено было провести эмансипацию католиков из-за массовых волнений в Ирландии, стремясь любой ценой сохранить в этой стране свое владычество. Английский историк Ф. Хьюз считает католическую эмансипацию «зародышем будущих успехов ирландского освободительного движения» 4. В Ирландии религиозный вопрос, как и 170 лет тому назад, тесно переплетается с национальными и социальными противоречиями. Как ив первой трети 19 в. на севере Ирландии идут демонстрации протестантов под лозунгами «Нет папизму!», «Папа — антихрист!» и т. д.5 С другой стороны, ирландцы борются за объединение своей страны, прибегая даже к насильственным методам (показательна в этом отношении деятельность ИРА).

Кроме того, религиозные реформы 1828, 1829 гг. представляют собой интерес с той точки зрения, что они раскрывают опыт консервативной.

1 Best G.I.T. The Constitutional Revolution, 1828−32 and its consequences for the Established Church. // Theology Vol.62 1959.

2 The Guardian 25.02.1994; The Times 01.06.1999; The Agency France Press 03.09.1999.

3 The Times 22.10.1999.

4 Hughes Ph. The Catholic Question, 1688 — 1829. L., 1929. P. 316.

5 The Observer 27.03.1994; The Times 16.10.1999 партии в решении общественных проблем, и прежде всего способность английских тори провести в критический момент необходимые преобразования и избежать кризиса. Таким образом, последствия реформ 1828,1829 гг. имеют прямое отношение к жизни современной Великобритании и Ирландии.

Исследование освещает события одного десятилетия: 1820-е гг. (время бурного обсуждения проблемы равноправия религиозных меньшинств и подготовки реформ), в особенности 1828 и 1829 годы, когда и были приняты законы об отмене стеснительных мер против диссентеров и о католической эмансипации. В своем анализе темы мы следуем проблемно-хронологическому принципу.

В исследовании предпринята попытка решить следующие проблемы: в какой степени реформы были вызваны объективными предпосылками, т. е. изменениями в менталитете общества и социально-экономическими переменами в период модернизациив какой степени проведение реформ зависело от необходимости решать конкретные политические задачи того времени и от позиции правительства, в чем заключалась особенность курса либерального торизма применительно к интересующей нас темекак религиозные реформы были связаны с другими «горячими» вопросами эпохи, прежде всего с избирательной реформой и, наконец, каковы были их последствия. В работе также будут рассмотрены те вопросы, которые вызвали разногласия в историографии темы.

Задачи исследования определяются поставленными проблемами и заключаются в том, чтобы изучить:

1) положение религиозных меньшинств в Англии в 1820-е гг. и те объективные предпосылки, которые предопределили неизбежность реформы религиозного законодательства;

2) условия формирования правительства Веллингтона — Пиля и планы министров, которые являлись тем субъективным фактором, без которого проведение реформ вряд ли стало бы возможным;

3) дискуссии по религиозным вопросам в английском обществе и в парламенте в 20-е гг. 19 в, выяснение того, как сами современники понимали религиозные проблемы, какими принципами они руководствовались, разрабатывая планы их разрешения;

4) конкретные обстоятельства проведения реформ 1828, 1829 гг.

Представляется целесообразной следующая структура работы.

Для того, чтобы понять, насколько остро стояли религиозные проблемы в 1820-хгг., каково тогда было положение английских диссентеров и католиков, необходимо предпринять краткий экскурс в религиозную историю Англии. Также следует остановиться на политическом развитии Англии в 20-х гг. 19 в., выяснить особенности современной эпохи и курса либеральных тори, которые и сумели провести религиозные реформы. Дальнейшее изложение материала подчинено хронологическому принципу. Сначала исследуется реформа 1828 г., упразднившая ограничительные статуты против протестантских диссентеров, затемкатолическая эмансипация. Так как католический вопрос был непосредственно связан с Ирландией, уместно уделить внимание событиям в этой стране, прежде всего деятельности Католической ассоциации ирландцев, повлиявшей на позицию правительства. В заключение мы попытаемся обобщить результаты исследования об особенностях реформ 1828,1829 гг., об их последствиях и связи с дальнейшими событиями английской истории.

В русской и советской исторической науке английские религиозные реформы 1828, 1829 гг. специально не изучались. Английские исследователи, разумеется, уделили этим важным событиям много внимания. Однако в настоящей работе — и в этом, как нам представляется, состоит ее особенность в сравнении с английскими исследованиями — будет сделана попытка 1) рассмотреть обе реформы в их взаимосвязи;

2) предпринять анализ темы с учетом совокупности разных существенных факторов:

— социально-экономического,.

— партийно-политического,.

— субьективно-личностного,.

— церковно-конфессионального,.

— идейно-богословского;

3) привлечь новые, еще не использованные или мало использованные в науке источники и уделить больше внимания восприятию религиозных преобразований самими современниками, выявлению их миропонимания, их аргументам за и против реформ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой