Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности промышленного переворота в США

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Машина и пар — вот формула технической революции в Англии. Машина и водяное колесо — вот формула для первого этапа машинной стадии американского капитализма", — так определяют специалисты особенности и этапы промышленного переворота в США. Паровой двигатель занял господствующее положение только в 50-е годы XIX в. Еще одна особенность Промышленного переворота связана с изобилием в стране лесов… Читать ещё >

Особенности промышленного переворота в США (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Протекционизм и изобретения в промышленности

Предпосылки XIX в. в экономической истории мира — это промышленного эпоха формирования индустриальной цивилизации. В этом веке завершается промышленный переворот, который охватывает все страны и Европы, и Америки. Прежде всего, здесь были подготовлены политические предпосылки, когда в результате войны за независимость страна добилась самостоятельности и могла обеспечить у себя свободу предпринимательства и торговли. В стране сложилась специализация районов, углублялось территориальное разделение труда, благодаря чему фермерское хозяйство втягивалось в товарно-денежное обращение и земледелие приобретало торговый характер, что стимулировало промышленное развитие, прежде всего Северо-востока. Сыграл свою роль недостаток рынка рабочей силы. В колониях не создавалось «избыточного» населения. При первой возможности наемные рабочие, даже из иммигрантов, стремились обзавестись землей и уходили с предприятий. Это обусловливало дороговизну рабочей силы, стимулировало изобретательство и ввоз машин и оборудования из Англии.

Способствовала промышленному перевороту экономическая политика государства, что нашло отражение в переориентации в начале XIX в. инвестиций из сферы торговли и мореплавания в промышленность, а также установлении протекционистского тарифа. По таможенному тарифу 1816 г. на импортные ткани были установлены высокие ввозные пошлины, затем повышавшиеся в последующие годы. Это ограждало американское производство от иностранной конкуренции. Вступив в машинную стадию позже Англии, США использовали английский технический опыт, при этом внеся свой собственный и значительный вклад. Этот синтезированый путь позволил США провести промышленный переворот в сравнительно непродолжительный срок 40−50 лет. Важная особенность промышленного переворота в США заключалась в активной роли американской инженерной мысли: были изобретены швейная машинка, ротационная типографская машина, фосфорная спичка, электромагнитный телеграф Морзе, буквопечатающий аппарат Д. Юза, револьвер, пневматический тормоз. Все эти новшества, родившиеся в США, предопределили развитие многих новых отраслей промышленности. Швейные фабрики Зингера, Беккера, Уиллера выпускали изделия, которые пользовались спросом во всех уголках мира.

Существенные особенности промышленного переворота в США предопределялись природными условиями страны. Так, из-за обилия рек страна была богата водной энергией, более дешевой, чем энергия пара. Поэтому здесь позже начала использоваться в массовом масштабе паровая энергия. Переход к паровой энергетической базе (системе) начался, только в 40-е годы XIX в., хотя первая паровая машина появилась еще в конце XVIII в. а в 1803 г. была изобретена паровая машина Оливера Эванса.

«Машина и пар — вот формула технической революции в Англии. Машина и водяное колесо — вот формула для первого этапа машинной стадии американского капитализма», — так определяют специалисты особенности и этапы промышленного переворота в США. Паровой двигатель занял господствующее положение только в 50-е годы XIX в. Еще одна особенность Промышленного переворота связана с изобилием в стране лесов, что предопределило длительное использование в качестве основного вида топлива древесного угля. Вплоть до 1860 г. на железнодорожном транспорте США потребляли дрова. Первая домна, работавшая на каменном угле, появилась в этой стране только в 1837 г. Задержка с заменой древесного топлива объяснялась также тем, что чугун, выплавляемый на нем, получался лучшего качества. Массовое применение минерального топлива в металлургии началось в 40-е гг., за 1847−1857 гг. построили 100 домен, работающих на каменном угле. Поскольку США позже приступили к промышленному перевороту, но мануфактурный капитализм, как преддверие промышленного производства, в полной мере здесь не сформировался. Мануфактуры, возникавшие в колониальный период, не были устойчивы; их развитие сдерживала запретительная политика Англии. Поэтому правомерно говорить о том, что промышленный переворот проходил в условиях недостаточного развития мануфактурного производства.

В Европе была совершенно другая ситуация. Особенностью промышленного переворота в США была и крайняя территориальная и отраслевая неравномерность. Прежде всего, переворот охватил северо-восточные штаты; в то же время на Юге даже к началу Гражданской войны не было фабрик и заводов, что не могло не оказать влияния на ее исход. Здесь преобладала первичная обработка выращиваемых культур — хлопка, табака, риса, сахарного тростника и т. д. Кроме того, если для этого применялись машины, то обслуживались они рабами. Другой особенностью было использование технических и научных разработок используемых в Европе. Запаздывали по временным рамкам становления промышленного капитализма и западные штаты. Отраслевая структура складывающейся здесь промышленности отличалась от Северо-востока. Западные штаты специализировались на переработке пищевых продуктов, лесных материалов, производстве сельскохозяйственной техники. Промышленный переворот начался на Северо-востоке страны.

Первой отраслью, которая стала переходить к машинному производству, была хлопчатобумажная. Изобретенная в 1793 г. Э. Уитни хлопкоочистительная машина позволила преобразовать переработку хлопка и обеспечить сырьем хлопчатобумажное производство. Различные улучшения превратили ее в высокопроизводительную машину, повышающую производительность труда в 100 раз. Английский иммигрант рабочий-текстильщик С. Слейтер по памяти составил чертеж ватерной машины, используемой в Англии. Впоследствии Слейтер стал крупным предпринимателем, и его называют «отцом» американской промышленности. Впервые в мировой практике прядильные и ткацкие машины были установлены на хлопчатобумажной фабрике, построенной Лаоудлом в 1814 г. С этого момента обработка сырья и выпуск готовой продукции были связаны в единый производственный цикл. В 1832 г. в США уже работало 795 хлопчатобумажных фабрик (625 из них в северо-восточных штатах), на них использовалось 1,2 млн. веретен; появились ситценабивные машины и другие технические новшества. Постепенно машины внедрялись и в более сложное шерстяное производство. Уже в 1840 г. на Северо-востоке домашнее шерстяное производство уступило место машинному производству. Северо-восток США был центром текстильной промышленности, здесь было сосредоточено 78% фабрик этой отрасли. С 40-х годов началось укрупнение текстильных фабрик.

Механизация текстильного производства привела к уменьшению его издержек на единицу продукции, к снижению цен на ткани за 1815−1850 гг. в пять раз, уменьшению их ввоза из Англии. В легкой промышленности промышленный переворот помимо текстильной охватил пищевую (прежде всего мукомольную), обувную, швейную, кожевенную. Изобретение швейной машины Зингера в 1841 г., а также машины для изготовления обуви в 1846 г. значительно повысило производительность труда и качество изделий, а также стимулировало развитие подотраслей машиностроения. Другое важное направление промышленного переворота в США — развитие транспорта. Первыми транспортными системами были каналы. Строительство каналов началось в конце XVIII в. В первой четверти XIX в. для соединения района Великих озер с Атлантическим океаном соорудили самый большой по протяженности канал Эри, что значительно удешевило перевозки. За этой стройкой последовало сооружение каналов в других штатах.

К середине XIX в. протяженность искусственных водных путей достигла 6 тыс. км. Была создана разветвленная система каналов. Строительство их осуществлялось с помощью государства, доля которого в общей сумме средств составляла 75%. Развитию судоходства способствовало изобретение в 1807 г. Р. Фултоном первого в мире колесного парохода «Клермонт», спущенного на воду на р. Гудзон. В 1814 г. Фултон построил первое военное колесное паровое судно «Демалогос». Переход в 40-е годы к винтовым пароходам привел к решающим сдвигам в военно-морском деле. Качество американских судов не уступало английским. Тоннаж судов США и Англии в середине XIX в. почти сравнялся. В 1838 г. американские пароходы «Сириус» и «Грейт уэстерн» пересекли Атлантический океан. Первые железнодорожные рельсы соединили города Балтимор и Огайо (1828−1830), за два последующих десятилетия длина железных дорог возросла в 300 раз. Огромная территория государства была связана воедино средствами сообщения, функционирующими круглогодично.

Правительство так же оказывало помощь и железнодорожному строительству. Революция на транспорте повлекла ускоренное развитие металлургии, добывающей и лесной промышленности, машиностроения. Поэтому можно считать, что с 40-х годов в США начался второй этап промышленного переворота. Металлургия в США развивалась медленно. В основном пользовались для производства чугуна древесным углем и только в 40-е годы получили широкое применение пудлинговые печи. Добыча каменного угля в разгар промышленного переворота возросла в 20 раз. За 1830−1850 гг. производство чугуна увеличилось в три раза. Рельсопрокатное дело начало развиваться с 1845 г., но металла не хватало, и большая часть рельсов ввозилась из Англии. Центрами металлургии были Питгсбург; новые центры создавались на Западе (Теннеси, Кентукки), в Пенсильвании, Огайо. В середине XIX в. в США уже имелись крупные машиностроительные заводы, например, в Нью-Йорке по выпуску паровых двигателей, в Пенсильвании и др. Это означало вступление промышленного переворота в завершающую стадию — создание производства машин машинами (машиностроение). В 1818 г. Э. Уитни изобрел фрезерный станок с многорезцовым режущим инструментом (фрезой).

Уитни заложил основы техники и организации массового производства в машиностроении. США стали крупным производителем паровозов, судов, а также сельскохозяйственных машин. Американские паровозыиспользовались и на европейских железных дорогах. В 1851 г. в США был создан электровоз. В 60-е годы строятся спальные вагоны, цистерны, вагоны-ледники. Если в первой половине XIX в. для строительства железнодорожных мостов использовались деревянные фермы и железные скрепления (система Гау), то с 40-х годов стали строить мосты с железными сквозными фермами разных систем. Строительство мостов с большими пролетами и большими нагрузками требовало точных и надежных расчетов. На судостроительных верфях США размещались иностранные заказы.

С 40-х годов железо начинает применяться для обшивки судов, а потом и постройки судовых корпусов. Продукция сельскохозяйственного машиностроения США поставлялась и за рубеж. Основным фактором подъема этой отрасли был прогресс свободного фермерского хозяйства. В 40−50-е годы появились сеялки, молотилки, сенокосилки и другие машины. Наиболее важное значение имело изобретение жатвенной машины и комбинированной молотилки с веялкой. Существовали и другие модели сельскохозяйственных машин. К 1851 г. были запатентованы не менее 167 уборочных машин и 62 косилки. В итоге промышленного переворота США стали индустриальной страной — 67,3% ее промышленного производства обеспечивал Северо-восток. Вместе с тем США еще не во всем могли удовлетворить свои внутренние потребности и прибегали к ввозу европейской (английской) продукции.

Внешняя торговля США бурно развивалась, за первую половину XIX в. она увеличилась примерно в четыре раза, но в экспорте готовые изделия составляли только 13%. В этот период против протекционистской политики боролись плантаторы Юга, нуждающиеся в импортных промышленных товарах. Темпы развития промышленности были очень высокими: с 1827 по 1860 гг. объем промышленной продукции США увеличился в восемь раз. Произошли изменения и в денежной системе США. После Войны за независимость старый британский масштаб цен был заменен и введена десятичная монетная система, встреченная населением недоброжелательно. Переход к новой системе был осуществлен только после Гражданской войны, когда ввели биметаллический стандарт. Если в эпоху колонизации кредитные операции были функцией частных ассоциаций, выдававших ссуды, как правило, под залог земли и выпускавших бумажные деньги, то в период формирования индустрии уже шло становление капиталистической кредитной системы. Для обеспечения армии во время Войны за независимостьреволюционный Конгресс ввел налоги.

Из-за недостатка твердой валюты правительство США выпустило долговые обязательства. Особенностью банковской системы стало участие в денежном обращении и кредитовании отдельных штатов. Однако децентрализация выпуска денежных знаков (эмиссионного дела) привела к дезорганизации экономики. Потребовалось решение вопроса на государственном уровне. Банку Соединенных Штатов было предоставлено в 1791 г. право на ведение банковских операций и, прежде всего регулирование денежного обращения в целях защиты экономики от инфляции. Так был установлен законодательный контроль за банковской деятельностью. Такое право устанавливалось на 20 лет и, когда срок истек в 1811 г., этот Банк обслуживал территорию всей страны, создав соответствующие отделения во всех крупных портовых городах.

Одной из ведущих отраслей промышленности в США стала нефтяная — добыча нефти и ее переработка на основе месторождений, обнаруженных в Пенсильвании и других штатах. Изобретение метода вулканизации каучука послужило толчком возникновению и развитию в США резиновой промышленности. Если в 50-е годы XIX в. США оставались сельскохозяйственной страной, то в 1880 г. промышленная продукция по стоимости в 2,5 раза превысила стоимость сельскохозяйственной продукции.

Промышленный переворот завершился победой индустриального способа производства.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой