Методика формирования профессиональных компетенций учащихся школы-лицея в сфере проектной деятельности: На примере образовательной области «Информатика»
Диссертация
Разработанная в исследовании модель представляет собой открытую систему, позволяющую формировать профессиональные компетенции в сфере проектной деятельности в области Интернет-технологии в соответствии с потребностями учащихся, и имеет следующий компонентный состав: факторы, определяющие социальный заказтеоретический базис методической системы факультативного курсаметодическая система изучения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ В СФЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 1. 1. Анализ основных направлений становления и развития образовательной области «Информатика» в системе школьного образования. ф
- 1. 2. Психолого-педагогические особенности формирования личности учащихся школы-лицея
- 1. 3. Дидактические принципы и методические подходы к формированию профессиональных компетенций учащихся школы-лицея в области проектной деятельности
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ-ЛИЦЕЯ В СФЕРЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- 2. 1. Проектирование методической системы изучения факультативного курса «Интернет-технологии» в рамках образова-I тельной области «Информатика»
- 2. 2. Технология организации проектной деятельности на основе индивидуальных траекторий развития личности учащихся
- 2. 3. Практическая реализация методики формирования профессиональных компетенций учащихся школы-лицея в сфере проектной деятельности
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной проверки методики формирования профессиональных компетенций учащихся школы-лицея в сфере проектной деятельности
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Список литературы
- Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Б. Е. Ананьев. Психология личности в трудах отечественных психологов — под. ред. Куликова Л. В. СПб.: Питер, 2000. С. 48 55.
- Астафьева, Н.Е. Информатизация педагогического процесса в профессиональных учебных заведениях (теоретико-методический аспект) / Н. Е. Астафьева — под общ. науч. ред. А. П. Беляевой. Тамбов: ИПКРО, 1997, 127 с.
- Астафьева, Н.Е. Технологические подходы к разработке методического комплекса системы повышения квалификации работников образования / Н. Е. Астафьева, Г. М. Стриженова, Л. В. Филатьев. Тамбов, 1998. С. 6.
- Астафьева, Н.Е. Теоретические основы дидактической системы информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебных заведений : автореф. дис.. д-ра. пед. наук. СПб, 1997.51 с.
- Бабанский, Ю.К. Закономерности обучения / Ю. К. Бабанский. -М.: Педагогика, 1983. С. 154 161.
- Балаев, А.А. Активные методы обучения / А. А. Балаев. М., 1986. 173 с.
- Барыкова, Н.А. Организация метода проектов в преподавании информатики / Н. А. Барыкова // XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. М.: МИФИ, 2001. Часть II. С. 44 46.
- Бауэр, Ф.Л. Информатика. Задачи и решения: Пер. с нем./ Ф. Л. Бауэр, Р. Гнац, У Хилл — под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1978.
- Бауэр, Ф.Л. Информатика. Вводный курс: Пер. с нем./ Ф. Л. Бауэр, Г. Гооз — под ред. А. П. Ершова. М.: Мир, 1976.
- Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.: Радом, 1997. 226 с.
- Беляева, А.П. Развитие системы профессионального образования / А. П. Беляева // Педагогика. 2001, № 8. С. 3 9.
- Берг, А.И. Кибернетика наука об оптимальном управлении / А. И. Берг. М., 1964. 89 с.
- Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько // Методы системы педагогического анализа / под ред. Н. В. Кузьминой. Л., 1980. 136 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогические технологии / В. П. Беспалько М.: Педагогика. 1989. 192 с.
- Бешенков, С. А.,. Информатика: единый курс от школы до вуза / А.С. Бешенков, Е.А. Ракитина. // Информатика и образование 2002, № 7.
- Бешенков, С.А. Проблемы профильного обучения информатике / А. С. Бешенков. М., 1993. 90 с.
- Бешенков, С.А., Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса / А. С. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 432 с.
- Бордовский, Г. А. Информатика в понятиях и терминах: Кн. для уч-ся ст. классов сред. шк. / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчикова и др. — под ред. В. А. Извозчикова. М.: Просвящение, 1991. С. 44.
- Вагроменко, Я.А., Антипов И. Н. и др. Электронно-вычислительная техника: Проб. учеб. пособие для 7−8 кл. сред. шк. / Я. А. Вагроменко, И. Н. Антипов и др.- под ред. Я. А. Ваграменко. М.: Просвящение, 1988.
- Вебер, В. Портфолио медиаграмотности / В. Вебер. // Информатика и образование 2002, № 7
- Веретенникова, Е.Г., Патрушина СМ., Савельева Н. Г. Тесты по информатике (500 вопросов) / Е. Г. Веретенникова, СМ. Патрушина, Н. Г. Савельева. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2001. 144 с.
- Викторов, К.Г. Методические основы отбора содержания обучения информатике в классах с углубленным изучением математики : автореф. дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 2000. 24 с.
- Голицин, Г. А. Рефлексия как фактор развития. / Г. А. Голицин // Проблемы рефлексии. Новосибирск: «Наука» 1987г
- Гейн, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники: Проб, учеб. пособие для 10−11-х кл. сред, шк./ А. Г. Гейн, Б. Г. Житомерский, Е. В. Линецкий и др.- под ред. А. Г. Гейн. М.: Просвещение, 1991.
- Гершунский, Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 1987. 264с.
- Гринберг, А.С. Информационный менеджмент : учеб. пособие для вузов. / А. С. Гринберг, И. А. Король. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 415 с.
- Гурский, Ю. Эффективная работа: Photoshop 7.0 Трюки и эффекты. / Ю. Гурский, Г. Корабельников. СПб.: Питер, 2005. 464 с.
- Гусева, А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения. / А. И. Гусева. М.: «Диалог-МИФИ», 1999. 320 с.
- Давыдов, В.В. Проблема периодизации психического развития // Возрастная и педагогическая психология. / В. В. Давыдов. Пермь, 1974. С. 33 -53.
- Дахин, А. Компетенция и компетентность: сколько их у школьников / А. Дахин // Народное образование 2004. С. 136.
- Демин, В. Средняя профессиональная школа России: к новому качеству /В. Демин //Народное образование. 2001, № 6. С. 193 197.
- Денисова, A.JI. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий : автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1994. 54 с.
- Добудько, Т.В. Формирование профессиональной компетентности учителя информатики в условиях информатизации образования : дис. .д-ра пед. наук. Самара, 2000. 349 с.
- Додонов, Б.И. О системе «Личность» / Б. И. Додонов // Вопросы психологии, 1985, № 5
- Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования: цели, структура, проблемы. М., 1999. С. 45 55.
- Ершов, А.П. Информатика: предмет и понятие / А. П. Ершов // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. С. 29 30.
- Ершов, А.П. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы) / А. П. Ершов, Г. А. Звенигородский, Ю. А. Первин. Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1979.
- Ершов, А.П. Основы информатики и вычислительной техники. Проб, учеб. пособие для сред. учеб. заведений / А. П. Ершов, А. Г. Кушнеренко и др.- под ред. А. П. Ершова. М.: Просвещение, 1988.
- Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики : учебное пособие для старших классов / О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович. М.: ООО «Издательство ACT" — ABF, 2000. 432 с.
- Жилкин, В. В. Понятие информационной субкультуры / В. В. Жилкин // Информатика и образование 2005, № 2
- Жолдасбеков, А.А. Формирование основ профессионально-компьютерных умений у студентов педвузов : автореф. дис. .канд. пед. наук. Алма- Ата, 1991. 23 с.
- Загузов, Н.И. Основные направления диссертационных исследований по проблемам информатизации образования в 2002—2003 гг.. / Н. И. Загузов, Е. Н. Загузова // Информатика и образование -2004, № 3. С. 101−112.
- Залесский, Г. Е. Мировоззрение и убеждение как психологические категории / Г. Е. Залеский // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. С. 139 145.
- Иванова, М.А. Межпредметные связи на уроках информатики / М. А. Иванова, И. Л. Кареева, Н. В. Потехин, А. Н. Смирнова // Информатика и образование. 2000, № 6. С. 56 66.
- Ивлева, И.А. Критерии оценки педагогических технологий / И. А. Ивлева, И.А. // Методолого-теоретические проблемы развития профессионального образования / под ред. X. Беднарчика. СПб.: Радом. 1995. С. 65 -68.
- Ильина, Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения / Т. А. Ильина М., 1972. Вып. 1. 67 с.
- Интернет-технологии в образовании / сост. Р. Н. Абдулов, Н. Е. Астафьева, Н. И. Баскакова и др. Тамбов: ТГТУ, 2002. 135 с.
- Интернет как средство организации досуговых мероприятий среди несовершеннолетних / Министерство образования российской Федерации. М.: 2004. С. 17.
- Информатика: Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. Том 1. 304 с.
- Информатика: Задачник-практикум. В 2 т. / под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. Том 2. 280 с.
- Каймин, В.А. Основы информатики и вычислительной техники : проб, учеб. пособие для 10−11-х кл. сред. шк. / В. А. Каймин, А. Г. Щеголев,
- Е.А. Ерохина и др. — под ред. В. А. Каймина. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990. 272 с.
- Каймин, В.А., Касаев Б. С. Информатика : практикум на ЭВМ: учебное пособие / В. А. Каймин, Б. С. Касаев. М.: ИНФРА-М, 2001. 216 с.
- Капица, С.П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий // Наука и жизнь, 1998.
- Каптерев, П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев М.: Педагогика, 1982. 704 с. ф 61. Кинелев, В. Г. Образование для формирующегося информационногообщества / В. Г. Кинелев // Информатика и образование 2004, № 5. С. 2 9.
- Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе (анализ зарубежного опыта) / М. В. Кларин. М, 1989. С. 43.
- Климов, Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М., 1988. С. 107.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. Ростов н/Д, 1996.
- Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. СПб.: Каро, 2002. 368 с.
- Колин, К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» / К. К. Колин // Информатика и образование. 2000, № 10. С. 5- 10.
- Компьютерные презентации в развитии мотивации к информационному общению школьников. // XI конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. М.: МИФИ, 2001. Часть II. С. 65 66.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М., 2001. С. 2.
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 № 2783 // Информатика и образование 2003, № 6. С. 2 13.
- Концепция содержания обучения информатике в 12-летней школе. // ИНФО. 2000, № 2. С. 17 — 22.
- Коржуев, А.В. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования / А. В. Коржуев, В. А. Попков, Е. Л. Рязанова. // Педагогика, № 1, 2002. С. 18.
- Крупнов, Ю. Может ли система среднего профессионального образования быть организатором промышленного развития России / Ю. Крупнов // Народное образование. 2001, № 8. С. 6 15.
- Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии : учебно-методическое пособие / Г. Ю. Ксензова М.: Педагогические общество России, 2001. 224 с.
- Куган, Б. Профильное образование : региональный подход / Б. Куган // Народное образование. 2002, № 2. С. 61 68.
- Кузнецов, А.А. Непрерывный курс информатики (концепция, система модулей, типовая программа) / А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков, Е. А. Ракитинаи др. // Информатика и образование. 2005, № 1−6
- Кузнецов, А.А. Информатика в профильной школе / А. А. Кузнецов, J1.0. Филатова // Информатика и образование. 2003, № 6. С. 14 19.
- Кузнецов, А.А. О концепции содержания образовательной области «Информатика» в 12-летней школе / А. А. Кузнецов // Информатика и образование. 2000, № 7. С. 2 6
- Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л., 1980. 243 с.
- Кушнеренко, А.Г. Основы информатики и вычислительной техники : проб. учеб. пособие для сред. учеб. заведений / А. Г. Кушнеренко, и др — под ред. А. Г. Кушнеренко. М.: Просвещение, 1991.
- Лабораторный практикум по информатике: учебное пособие для вузов / B.C. Микшина, Г. А. Еремеева, Н. Б. Назина и др. — под ред. В. А. Острейковского. М.: Высш. шк., 2003. С. 274 284.
- Лазурский, А.Ф. О составе личности / А. Ф. Лазурский. // Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 9 13.
- Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / М. П. Лапчик, И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер — под общей ред. М. П. Лапчика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 624 с.
- Ларнер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Ларнер. М.: Знание, 1980. 96 с.
- Латыпов, Н. Основы интеллектуального тренинга / Н. Латыпов. СПб.: Питер, 2005. 336 с.
- Латышев, В.Л. Психолого-педагогические проблемы развития мышления и личности учащихся в условиях информатизации образования / В. Л. Латышев // Информатика и образование. 2003, № 6. С. 113 116
- Лебедев, М.Б. Методика преподавания предмета «Основы информатики и автоматизации производства» : учебно-методическое пособие / М. Б. Лебедев. СПб, 1993. 111 с.
- Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования : учеб. пособие высш. пед. учеб. Заведений / М. М. Левина М.: Издательский центр «Академия», 2001. 272 с.
- Леднев, B.C. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе / B.C. Леднев, А. А. Кузнецов, С. А. Бешенков // Информатика и образование. 2000, № 2. С. 13−16.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. М, 1977. С. 105.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1965. С. 373.
- Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия Интернета 2005 / В. П. Леонтьев. М.: ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ, 2005. 720 с.
- Леонтьев, В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005 / В. П. Леонтьев. М.: ОЛМА-ПРЕСС ОБРАЗОВАНИЕ, 2005. 820 с.
- Лосева, О.В. Методика обучения учащихся средствами представления знаний в рамках профильного спецкурса по информатике : дис.канд. пед. наук. Пенза, 2000. 164 с.
- Лукин, В.В. Социальный заказ на подготовку специалиста на основе информатизации методической системы обучения /В.В. Лукин // Информатика и образование. 2002, № 10. С. 7 13.
- Лыскова, В.Ю. Логика в информатике / В. Ю. Лыскова, Е. А. Ракитина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 160 с.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
- Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников : авто-реф. дис. .канд. пед. наук. М.: 2000.
- Маузер, И.И. Управление проектами / И. И. Маузер, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. М.: Омега-J1, 2004. 664 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение / М. И. Махмутов. М., 1975. 362 с.
- Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / А. П. Беляева, С. Я. Баев, Л. В. Савельева и др.- Под ред. А. П. Беляевой. М.: Высш.шк., 1986. 200 с.
- Митина, Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997, июль-август. С. 28 38.
- Михайлевич, B.C. Информатика новая область науки и практики / B.C. Михайлевич, Ю. М. Каныгин, В. И. Гриценко // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986.
- Могилев, А.В. Информатика : учеб. пособие для студ. Вузов /А.В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер — под ред. Е. К. Хеннера. М., 1999. 816 с.
- Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Н. А. Морева. М.: Издательский центр «Академия», 2001. С. 118 121.
- Мошкова, И.Н. Психология производственного обучения : методическое пособие / И. Н. Мошкова, С. Л. Малов. М.: Высш. шк., 1990. 207 с.
- Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / Н. Н. Никитина, О. М. Железнякова, М. А. Петухов. М.: Мастерство, 2002. 288 с.
- Новиков, A.M. Принципы демократизации профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000, № 1. С. 20 27.
- Новиков, A.M. Проблемы гуманизации профессионального образования / A.M. Новиков // Педагогика. 2000, № 9. С. 3 11.
- Новиков, A.M. О педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества / A.M. Новиков // Народное образование. 2005, № 6. С 201 -207.
- ИЗ. Новиков, A.M. Что такое элитарное образование? / A.M. Новиков // Народное образование. 2004, № 1. С. 62 66.
- Огородников, Ю.А. Образовательная область «технология» : от философии к практике / Ю. А. Огородников, О. А. Кожина // Педагогика. 2001, № 8. С. 20 24.
- Огурцов, А.П. Альтернативные модели анализа сознания. Рефлексия и понимание / А. П. Огурцов // Проблемы рефлексии. Новосибирск: «Наука», 1987.
- Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике / А. А. Кузнецов, JI.E. Самовольнова, Н. Д. Угринович. М.: Дрофа, 2001. 64 с.
- Патаракин, Е.Д. Создание коллективного гипертекста / Е. Д. Патаракие // Информатика и образование. 2003, № 4. С. 71 79.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов и др. — под ред. С. А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 512 с.
- Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей ред. B.C. Кукушина. — серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002. 320 с.
- Перфилова, О.Б. Методика обучения основам кибернетики в рамках образовательной области «Информатика» в условиях средней школы. дис.канд. пед. наук. Тамбов, 2000. С. 118 125.
- Петухов, М.А. Научные основы профессионально-технологической системы обучения специальным предметам / М. А. Петухов. — под науч. ред. А. П. Беляевой. СПб.: Ульяновск, 2000, С. 35 58.
- Пивоварова, М.А. Информационные технологии в учебном процессе: возможности и опасности / М. А. Пивоварова // Социально-гуманитарные знания. 2000, № 5. С. 129 140.
- Плещеев, В.В. Автоматизированное вариантно-ориентированное проектирование адаптивных методических систем формирования компетентности специалистов / В. В. Плещеев // Информатика и образование. 2005, № 5
- Попков, В.А. Дифференцированное обучение и формирование элиты / В. А. Попков // Педагогика. 1998, № 1. С. 40 45.
- Попова, О.Н. Моделирование задачи оптимального управления / О. Н. Попова // Информатика и образование. 2002, № 10. С. 78 82.
- Попова, О.Н. Моделирование процессов управления / О. Н. Попова // Информатика и образование. 2002, № 3. С. 22 31.
- Практическая психология, методики и тесты / ред.-составитель Д. Я. Райгородский. М.: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. С. 511 528.
- Практический интеллект / под ред. Р. Дж. Стернберга, Дж.Б. Форсайт, Дж. Хедленд и др. СПб.: Питер, 2002. С. 53.
- Преспелов, Д.А. Становление информатики в России / Д. А. Преспелов // Информатика и образование. 1999, № 19. С. 7 10.
- Применение педагогических программных средств вычислительной техники в учебных заведениях профтехобразования: обзор / сост. М. Б. Лебедева, В. Н. Антонова, Н. А. Виноградова, Н. С. Горелышева. Л., 1989. 32 с.
- Проблемы методологии и методики исследования профессионального обучения в профтехучилищах / под общ ред. А. П. Беляевой. СПб. М.: Высш. шк., 1991. 160 с.
- Программа курса «Основы информатики и вычислительной техники» // Микропроцессорные средства и системы. 1986, № 2. С. 86 89.
- Прозорова, Ю.А. Организация среды учебного информационного взаимодействия на базе Интернета / Ю. А. Прозорова // Информатика и образование. 2003, № 3. С. 62−66
- Профессиональная педагогика: учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под общей редакцией С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. 904 с.
- Профессионально-педагогическая технология обучения в профессиональных учебных заведениях / А. П. Беляева, С. Я. Баев, Н. Ф. Золотухина, И. А. Ивлиева, Л. Л. Юрова и др. СПб., 1995. 229 с.
- Разинкина, Е.М. Информационные технологии как средство становления профессионального потенциала будущего специалиста / Е.М. Разинкина//Информатика и образование. 2003, № 6. С. 117−118.
- Ракитина, Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решений в современной информационной среде на уроках информатики : автореф. дис. канд. пед. наук. Тамбов, 1997. 24 с.
- Раскина, И.И. Изучение научных основ информационных технологий как перспективное направление развития школьного курса информатики / И. И. Раскина // Информатика и образование. 2005, № 7
- Рейман, Л.Д. // Тезисы Международного конгресса «Развитие телекоммуникаций и построение информационного общества в странах СНГ». М., 2001.
- Рельян, Я.Р. Аналитические основы принятия управленческих решений / Я. Р. Рельян. М.: Финансы и статистика, 1989. 206 с.
- Решетова, З.А. Психологические основы профессионального обучения /З.А. Решетова. М., 1985. С. 147.
- Роберт, И.В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов // Информатика и образование. 2005, № 11, 12. 7 с
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998.
- Рубинштейн, С.Л. Основы психологии. В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. М., 1989, Т. 2, С. 15.
- Сборник учебно-методических и нормативных материалов и документов по профессиональному образованию: справочное пособие: Профессиональное образование / под ред. проф. И. П. Смирнова. М., 1994. Ч. I. 250 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Селезнева, Н.А. Качество образования и информационные технологии в образовании / Н. А. Селезнева // X юбилейная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании»: материалы конференции. М.: МИФИ, 2000. Ч. I. С. 56 58.
- Семакин, И.Г. Информатика. 11-й класс / И. Г. Семакин, Е. К. Хеннер -М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002. С. 81 83.
- Семакин, И.Г. От целей образования к содержанию школьной информатики / И. Г. Семакин // Информатика и образование. 2002, № 2. С. 23 -31.
- Семакин, И.Г. Преподавание базового курса информатики в средней школе : методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю. Шеина. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 496 с.
- Семин, Ю.Н. Интеграция содержания профессионального образования /Ю.Н. Семин //Педагогика. 2001, № 8. С. 20 24.
- Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях : учеб. пособие для преп. учреждений сред, проф. Образования / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. М.: Мастерство, 2001.272 с.
- Сибирская, М.П. Педагогические технологии профессиональной подготовки : учебное пособие/М.П. Сибирская. СПб., 1995. 354 с.
- Симонович, С.В. Практическая информатика : учебное пособие для средней школы. Универсальный курс / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1999. 480 с.
- Симонович, С.В. Общая информатика : учебное пособие для средней школы / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, А. Г. Алексеев. М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком Пресс, 1999. 592 с.
- Сластенин, В.И. Педагогика : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. И. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов — под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
- Словарь по кибернетике. Киев: Гл. редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1989. С. 751.
- Словарь терминов по информатике. М.: Наука, 1971. С. 359.
- Смирнов, И.П., Ткаченко Е. В. Начальное профессиональное образование: социальный портрет учащегося / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко // Педагогика. 2002, № 5. С. 19 26.
- Советский энциклопедический словарь / под ред. A.M. Прохорова М.: Советская энциклопедия, 1981.
- Создание Web-страниц: пер. с англ. / Пол Макфедрис. М.: ACT: Ар-сель, 2005. XXIV, 387 с.
- Солодовник, И.Л. Дидактические условия и технология формирования обобщенных профессиональных умений у учащихся профессиональных учебных заведений строительного профиля : автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 24 с.
- Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. М.: Творческий Центр, 2002. С. 122 -123.
- Столяров, И.А. Математика и кибернетика в управлении / И. А. Столяров. М., «Экономика», 1973. 79 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. 344с.
- Ткаченко, Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования / Е. В. Ткаченко // Педагогика. 1999, № 2. С. 58 62.
- Уваров, А.Ю. Информатика в школе: вчера, сегодня, завтра / А. Ю. Уваров. // Информатика и образование. 1990, № 3. С. 3.
- Угринович, Н.Д. Преподавание курса «Информатика и информационные технологии» : методическое пособие / Н. Д. Угринович. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. 96 с.
- Унт, И. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Унт. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
- Управление развитием школы: пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташникова и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. С. 101 08.
- Федорова, О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения / О. Ф. Федорова. М.: Высш. шк., 1970. 302 с.
- Фишман, Л.И. Обратные связи в управлении педагогическими системами: опыт классификации и конструирования / Л. И. Фишманю. СПб., 1993.393 с.
- Формирование системного мышления в обучении: учеб. пособие для вузов / под ред. проф. З. А. Решетовой. М.: Единство, 2002. 344 с.
- Формирование учебных навыков учащихся профшкол: методические рекомендации для педагогов учебных заведений профессионального образования. М.: Издательский центр, 2001. 38 с.
- Фортов, В.Е. Научные и образовательные аспекты информационного неравенства / В. Е. Фортов // Информатика и образование. 2001, № 3. С. 2−6.
- Харченко, Р.А. Непрерывная информационная подготовка в среднем профессиональном образовании / Р. А. Харченко // Информатика и образование. 2002, № 6. С. 31 -32.
- Хейфец, П.С. Образовательный комплекс в системе базового профессионального образования / П. С. Хейфец // Педагогика. 2002, № Ю. С. 45−51.
- Хеннер, Е.К. Информационно-коммуникационная компетентность учителя: структура, требования и система измерения / Е. К. Хеннер, А. П. Шестаков // Информатика и образование. 2004, № 12
- Хозяинов, Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя / Г. И. Хозяинов. М.: Высш. шк., 1998. 168 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
- Худолий, И.Г. Многоуровневая профессиональная подготовка в инновационном образовательном учреждении / Н. Г. Худолий // Информатика и образование. 2005, № 2
- Чванова, М.С. Методологические и теоретические основы информатизации системы непрерывной подготовки специалистов : автореф. дис.. д-ра. пед. наук. М., 1999. 48 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
- Шамсутдинова, Т.М. Развитие творческого мышления на уроках информатики / Т. М. Шамсутдинова // Информатика и образование. 2002, № 7. С. 23 29.
- Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. С. 249 287.
- Шрейдер, Ю.А. Системы и модели / Ю. А. Шрейдер, А. А. Шаров. М.: Радио и связь, 1982. С. 71.
- Щедровицкий, Г. П. Очерки по философии образования / Г. П. Щедровицкий. М., 1993. 154 с.
- Щедровицкий, Г. П. Система педагогических исследований (методологический анализ) / Г. П. Щедровицкий // Педагогика и логика. М., 1993, С. 16−201.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. М., 1999.
- Ю.Бакушин А. А. Опыт построения оптимальной системы обучения
- Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования /Ф. Янушкевич. М., 1986. с. 53.
- Bandura, A. Self-efficacy. The exercise of control / A. Bandura. New-York: W. H. Freeman, 1997. C. 3.
- Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие: 5-е изд. / М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2005. 368 с.
- Roger C.R. & Freiberg H.J. Freedom to learn (4 th ed.) / C.R. Roger, H.J. Freiberg. New York: Merrill, 1994.
- Sternberg RJ. Beyond IQ: A triarchic theory of human intelligence / R.J. Sternberg. New York: Cambridge University Press, 1985.
- Sternberg R.J. Intellectual styles. Theory and classroom implications. In: // Pressusen B. Z (Ed.). Learning and thinking styles: Classroom, interaction. Washington DC: Nat. Educ. Association, 1990. P. 18 42.
- Содержание обучающих элементов.1. Обучающий модуль 1−1
- ОЭ-1 Виды сетевых соединений. Локальная и глобальная сети. I I-II
- ОЭ-2 История создания глобальной компьютерной сети. Службы Интернет. I 1-Йоэ-з Протоколы сети Интернет. Адресация в сети Интернет. I-II II
- ОЭ-4 Виды и способы подключения к Интернет. II-III III-IV
- ОЭ-5 Программа Браузер (на примере Internet Explorer и Opera). III III-IV
- ОЭ-6 Способы поиска информации в Интернете. III III-IV
- ОЭ-7 Электронная почта. Программа Outlook Express. II-III III-IV
- ОЭ-1 История создания и развития сети Интернет, ее современного состояния и перспектив развития социально-экономический аспект. I I
- ОЭ-2 Основы сетевой безопасности: источники угрозы, виды нападения, конфиденциальность и безопасность в WWW и при переписке. I-II III-IV
- ОЭ-3 Сетевой этикет. I-II II
- ОЭ-4 Почтовые рассылки и конференции. 1-Й II-IV
- ОЭ-5 Группы новостей II III
- ОЭ-6 Форумы и доски объявлений. II-III IV
- ОЭ-7 WWW- Чаты, ICQ. II-III IV
- ОЭ-8 Интернет телефония, видеоконференции. I
- М-2−1 Технологии создания Web-сайтов. Ступени1. II1. Уровень компетентности
- ОЭ-О Цель: Научить учащихся создавать HTML-документы. Дать представление о Web дизайне.
- ОЭ-1 Принципы Html программирования. Основные теги Html — документа. ,
- ОЭ-2 Теги управления параметрами шрифта. III IV
- ОЭ-3 Теги управления разметкой таблиц II-III IV
- ОЭ-4 Вставка графического изображения в документ. II-III IV
- ОЭ-5 Вставка объектов мультимедиа 1-Й II-III
- ОЭ-6 Гиперссылки. Принципы организации навигации. Теги управления гиперссылками. II-III IV
- ОЭ-7 Основы дизайна. II-III IV
- ОЭ-8 Управление списками в Html-документах II IV
- ОЭ-9 Управление стилями Html-документа I III
- ОЭ-Ю Размещение Web-сайта в сети III III
- М-2−2 Технологии подготовки графики для Web-сайтов Ступени1. II1. Уровень компетентностиоэ-о Цель: Научить учащихся подготавливать графические изображения для размещения в html-документах. Расширить навыки работы с графическими редакторами.
- ОЭ-1 Основные характеристики форматов графических файлов. Особенности форматов файлов предназначенных для публикации в сети. III III
- ОЭ-2 Цветовые модели. Перевод из одной цветовой модели в другую. Особенности передачи цвета в Web-графике. II II
- ОЭ-3 Управление цветом в Photoshop. Режимы наложения цвета. Инструменты рисования и заливки. Цветовая коррекция изображений. II-III III-IV
- ОЭ-4 Выделение фрагментов пиксельных изображений. II-III III-IV
- ОЭ-5 Понятие слой. Управление слоями, режимы наложения и эффекты слоя в Photoshop (создание кнопок для Web). II-III II-IV
- ОЭ-6 Управление цветом в CorelDraw. Web-safe Colors (безопасная палитра для Web). Приемы создания векторных изображений в CorelDraw. 1-Й I-IV
- ОЭ-7 Растрирование изображений. Подготовка файла к публикации в сети. II-III IV
- М-2−3 Технологии подготовки звука для Web-сайтов Ступени1. II1. Уровень компетентностиоэ-о Цель: Научить учащихся подготавливать звуковые фрагменты для размещения в html- документах. Расширить навыки работы с редакторами записи и обработки звука.
- ОЭ-1 Основные характеристики форматов звуковых файлов. Особенности форматов файлов предназначенных для публикации в сети. I III
- ОЭ-2 Программы для записи и редактирования цифрового звука (CoolEdit, SoundForge, WaveLab). I-II I-IV
- ОЭ-3 Секвенсоры редакторы синтезированного звука. MIDI- технологии (Cakewalk Sonar, HomeStudio). I-II I-IV
- ОЭ-4 Связь частоты дискретизации, разрядности, качества звучания и размера файла, скорости передачи. I III
- ОЭ-5 Юридические аспекты проблемы использования цифрового звука. I I
- М-2−3 Технологии подготовки анимации для Web-сайтов Ступени I II Уровень компетентности
- ОЭ-О Цель: Научить учащихся подготавливать анимационные ролики для размещения в html- документах. Сформировать навыки работы с программой анимации Flash MX.
- ОЭ-1 Основные характеристики форматов анимационных файлов. Особенности форматов файлов предназначенных для публикации в сети. I I
- ОЭ-2 Программа анимации Flash MX. Создание статических изображений, работа с объектами, управление проектом Flash. II III-IV
- ОЭ-З Создание анимации с использованием временной шкалы II-III III
- ОЭ-4 Работа с клипами I-III I-IV
- ОЭ-5 Создание интерактивных презентаций. I-III I-IV
- ОЭ-6 Вставка Flash-фильма в Html-документ. I-III III1. АНКЕТА
- Определения мотивационной направленности обучающихся в изучении тем связанных с Интернет-технологиями.
- Уважаемы обучающиеся! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты, касающиеся Вашей точки зрения на проблему изучения тем связанных с Интернет технологиями.1. Правило заполнения анкеты
- Прочитайте внимательно высказывания. Отметьте галочкой те их них, с которыми Вы согласны.
- Темы, связанные с Интернет — технологиями вызывают• интерес Q• скуку П• безразличие Q
- Вы занимаетесь самообразованием в области Интернет-технологий• часто• редко• не занимаюсь
- Ваш уровень в области Интернет-технологий:• хотелось бы повысить• достаточный для реализации Ваших потребностей
- Лично Вам факультативные занятия по курсу Интернет-технологии• очень нужны• не нужны• Вы затрудняетесь ответить
- Классификация типов проектов.
- Классификационный признак Типы проектов
- Сроки реализации Краткосрочный Средней продолжительности Долгосрочный
- Уровень сложности Простой Технически сложный Информационно сложный Комплексно сложный
- Предметно- содержательная область Монопроект (в рамках одной образовательной области) Межпредметный
- Характер контактов Внутренние Региональные Международныегруппа школа город страна
- По количеству участников Индивидуальные Групповыемалая группа (3−5 чел) обще групповые
- Доминирующая деятельность Исследовательские Творческие Игровые Информационные Практико-ориентированные1. Карта личных показателей:
- Показатели Критерии Оценка1. ДО после
- Степень субъективности личности способность выбора деятельностиадекватность оценки своей деятельности способность выбирать адекватные способы деятельности степень ответственности за принятые решения
- Уровень развития основных показателей личности мотивация внешняявнутренняя направленности мировоззрение позитивное отношение к знанию потребность поступать в соответствии с имеющимся знанием устойчивость познавательных интересов
- Я-концепции оценка самоэффективности
- Степень реализации потребностей в принадлежностив успехе или достижении целей во власти в компетенции
- Исполнители проекта: Корчагин Алексей, Колупаев Дмитрий, JIo-щинкина Рита ученики 10 физико-математического класса, Мантрова Оля-на-ученица 10 гуманитарного класса.
- Ожидаемые изменения личностных показателей:
- Повышение уровня аналитической, креативной и практической составляющих интеллекта.
- Повышения уровня субъективизации.
- Повышение уровня внутренней мотивации, направленности и самоэффективности учащихся.1. Тип проекта:
- Классификационный признак Тип проекта
- Сроки реализации Средней продолжительности (18−20 занятий по 1,5 часа)
- Доминирующая деятельность Информационный
- Уровень сложности Комплексно сложный
- Предметно-содержательная область Монопроект (Информатика)
- Характер контактов Внутри группы
- По количеству участников Малая группа (4−5 чел.)