Нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра
Диссертация
Апробация исследовании. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (2001 — 2003 гг.), на Международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже Третьего тысячелетия» (Саратов… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического развития детей с iapinci о дошкольного возраста
- 1. 1. Эволюция взглядов на нравственно-эстетическое воспитание и развитие
- 1. 2. Классическая музыка и кукольный театр как важнейшие средства нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
- 1. 2. 1. Значение классической музыки и кукольного театра для нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
- 1. 2. 2. Особенности влияния классической музыки и кукольного театра на нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. t
- 1. 3. Обоснование технологии нравственноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра
- Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности авторской технологии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра
- 2. 1. Содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента
- 2. 2. Экспериментальная работа. по нравственно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра
Список литературы
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-448 с.
- Алексеев А.Д. История фортепианного искусства: Учеб: В 3-х ч. -2-е изд. М.: Музыка, 1988. — 4.1,2. — 415 с.
- Алексеева В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. С.134−143.
- Алиев Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева.- М., 1994. — С. 231−249.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебн. курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий. 2000. — 345с.
- Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.- 199 с.
- Архангельский Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
- Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1973. — 144 с.
- Ашиков В. Воспитание культурой и красотой // Дошкольное воспитание. 2002. — № 5. — С.9−12.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. — 254 с.
- Баженова Л.М., Пеня Т. Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Сов. педагогика. -1988. № 2. — С.43−44.
- Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.
- Балакирев М.А. и Стасов В.В.: Переписка / Ред. А. С. Ляпунова. М.: Музыка, 1970. -Т.1.-487 с.
- Басина Н.Э., Суслова А. О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Изд. ЛИНИА — ПРЕСС, 1997. — 144 с.
- Батиашвили Л.О. Нравственно-эстетическое воспитание младшеклассников средствами кукольного театра: Дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1989.-116 с.
- Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. Н. Д. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. — 287 с.
- Бердяев Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. -М.: Просвещение, 1989. 807 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
- Бессонов Б.Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1979. — 304 с. — Т.1.
- Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понытия // Советская педагогика. 1991. -№ 3. — С.123−128.
- Бодалев А.А. Психология личности-М.: Просвещение, 1988.-188 с.
- Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С.32−37.
- Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. ст. / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, 1972. 351 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М. Изд-во полит, лит-ры, 1988.-496 с.
- Борисенков В.Б., Фохт-Бабушкин Ю.У. Острова надежды // Педагогика. 1999. — № 5. — С.17−19.
- Бреслав Т.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Республика, 1990. — 198 с.
- Буренина А. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка // Обруч. 1999. — № 4. — С.40−41.
- Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. -175 с.
- Буякас Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С.44−56.
- Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Сов. художник, 1966. 118 с.
- Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 287 с.
- Ветлугина Н.А. Возрастная и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. -М., 1980. С.123−138.
- Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1982.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.-77 с.
- Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
- Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- Гавриловец К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Нар. асвета, 1988. — 128 с.
- Гегель Г. Ф. В. Эстетика. Т. 3. М.: Искусство, 1971. — 624 с.
- Гликман И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. JL: Сов. композитор, 1989.-352 с.
- Головина М. Музыкальные встречи «В концертном зале детского сада» // Искусство в школе. 1999. — № 2. — С.35−43.
- Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наукова думка, 1980. — 379 с.
- Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
- Горюнова JI.K. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993.-№ 5.-С.60−61.
- Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: Педагогика, 1993. -190 с.
- Готтсданкер Р.С. Основы психологического эксперимента: Учеб. пос. /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 464 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Гримак Л.П. Терапевтические функции культуры // Человек. -2002. № 4. — С.75−86.
- Гройсман A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. -М.: Магистр, 1998.-436 с.
- Гулыга А. Эстетика в свете аксиологии. М.: Гардарики, 2001. -368 с.
- Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. -1991. -№ 6. -С.14.
- Гусейнов А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учеб. М.: Гардарики, 2000. -472 с.
- Данаилов Г. Не убить Моцарта: (О нравственном воспитании в семье и школе)/ Пер. с болг. / Предисл. А. Лиханова. М.: Педагогика, 1986.- 127 с.
- Деммени Е.С. Призвание кукольник. — Л.: Искусство, 1986. -199 с.
- Детская практическая психология: Учеб. / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
- Детская психология: Учеб. пос. / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск.: Универститетское, 1988. 399 с.
- Детские праздники и развлечения: Из опыта работы муз. рук. дошк. учрежд. Чебоксары: Клио, 1999. — 100 с.
- Дормащев Ю.В., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Триво-ла, 1995.-352 с.
- Дьюи Д. Школа и ребенок. История дошкольной педагогики: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1974. 124 с.
- Егоров А.И. Проблемы эстетики. М.: Прогресс, 1977. — 463 с.
- Елисеева А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 178 с.
- Железовская Г. И. Педагогика в задачах, заданиях и вопросах: Учеб. пособ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 51 с.
- Железовская Г. И., Елисеева А. В. Педагогика развития творческой личности. Саратов: Лицей, 1997. — 140 с.
- Зак A3. Психология преподавания музыки. М.: Грани, 1999. — 60 с.
- Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
- Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1969. — 320 с.
- Зись А.Я. Искусство и эстетика. 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. -447 с.
- Зосимовский А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей// Сов. педагогика, 1973. № 10. — С.12−21.
- Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. М.: Просвещение, 1968.-334 с.
- Искусство театра: Вопросы теории и практики: Сб. статей / Отв. ред. О. А. Петров. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — Вып.2. — 196 с.
- История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т-Т.1. М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1962. — 682 с.
- Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
- Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.-245 с.
- Кабалевский Д.Б. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и юношества // Прокофьев С. Детская музыка. М.: Музыка, 1987. — 35 с.
- Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. композитор, 1978. — С.42−56.
- Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. 1987. — № 1. -С.35.
- Каган М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. — 36 с.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-217 с.
- Кардашов В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 1999. — № 4. — С.22−28.
- Киященко Н.И., Ляйзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание. 1991. 177 е.
- Ковалев А.Г. Психология личности. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
- Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. — 288 с.
- Коджаспирова Т.М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. -М.: Academia, 2000. 176 с.
- Козловски П. Культура постмодерна. М.: Владос, 1997. — 178 с.
- Коломиец Г. Г. Музыкально-эстетические воспитание (аксиологический подход). Оренбург: ООИПКРО, 2001. — 240 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Колтунова И.А. Формирование духовности средствами музыки // Начальная школа. 2002. — № 4. — С.60−62.
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М., 1982.-Т.1.-354 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
- Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. 2002. — № 2. -С.84−86.
- Корто А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. — 188 с.
- Котикова Е.Н. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства в УССР (на материале театров для детей, 1918 -1944 гг.): Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 212 с.
- Крупник Е.П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре // Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика: Сб. статей/ Отв. ред. Ю. Осокин М.: Просвещение, 1990. — С.47−57.
- Крупник Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. -1991. Т. 12, № 1. — С. 108−117.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения / Под ред. Н. К. Гончарова. Т.З. -М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 798 с.
- Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
- Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманитарного образования. Выи. 2. -М.: Инноватор, 1995. — С.87−103.
- Кулагина И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. для студ. М.: Сфера, 2001.-464 с.
- Кунчева Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и искусстве. М.: Мысль, 1968.- 141 с.
- Куприна Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка // Начальная школа плюс До и После. 2003. — № 10. — С.46−52.
- Курышева Т.А. Театральность и музыка. М.: Искусство, 1984. -144 с.
- Кустов В. Здоровьетворящее искусство // Народное образование. -2002. -№ 2. С.147−153.
- Лаанемяэ А.Л. Формирование духовной культуры: Опыт и проблемы. Таллин: Ээсти раамат, 1988. — 223 с.
- Лармин О. Искусство и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1980. -191 с.
- Лейзеров Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знамя, 1975. — 48 с.
- ИЗ. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1968.-584 с.
- Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
- Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
- Лобанова Е.А. Создание развивающей среды как условия формирования познавательной активности дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. -Саратов, 2001.- 176 с.
- Лордкипанидзе Н.Л. Режиссер ставит спектакль. М.: Искусство, 1990.-288 с.
- Лосев А.Д. История античной эстетики: Высокая классика. М.: Искусство, 1974. — 600 с.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. М.: Тривола, 1995. — 525 с.
- Луначарский А.В. В мире музыки. М.: Искусство, 1958. — 386 с.
- Луначарский А.В. О музыке и музыкальном театре. Т.1 (1903- 1920).-М.: Музыка, 1981.-431 с.
- Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. нос. М.: Просвещение, 1971.-415 с.
- Люсин Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов. М.: Юрайт, 1993. — 50 с.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. асвета, 1978.-96 с.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики // Евразия. -1997. С.70−76.
- Материалы XV научной конференции Саратовского отделения общества психологов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1975. — 20 с.
- Медушевский В. Суть музыки устремленность к высшему смыслу жизни // Искусство в школе. — 2001. — № 6. — С.29−38.
- Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
- Методика воспитательной работы: Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов/ Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.- Под ред. Л.И. Ку-винского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
- Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комисарова и др.- Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
- Методология и методы использования культуры / Науч. ред. С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов. -М.: ЛГИК, 1984. 168 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1988. — 429 с.
- Михайлова А. Апология ребенка зрителя // Искусство и образование. — 2002. — № 1 (19). — С.38−53.
- Михеев К.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогическом исследовании: Монография. М.: Изд-во УДН, 1986. — 84 с.
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 с.
- Музыка театр — дети: I I. Сац и ее творческая деятельность: Сб. -М.: Сов. композитор, 1977. — 362 с.
- Музыка и дети // Дошкольное воспитание. 1999 — 2003.
- Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А.И. Ка-тинене, МЛ. Паландишвилн- Под ред. О. П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 223 с.
- Мухина B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.-253 с.
- Нестьев И. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973. — 662 с.
- Никифорова В.Н. Формирование духовных потребностей личности на основе идей И.Я. Яковлева: Программа и метод, рекомендации. Чебоксары: Руссика, 1998. — 78 с.
- Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. М., 1988. — 288 с.
- Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. -1280 с.
- Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор’развития младших школьников. М.: Владос. 1997. — 105 с.
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.-223 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-е изд. — СПб., 2000.- 284 с.
- Очерки по истории педагогики / ред. Н. А. Константинова. М.: Просвещение, 1952.-287 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4 тт. М., Сов. энциклопедия, 1968.-Т.4.-911 с.
- Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения. В 3-х тт. / Под ред. В. Шабаевой. М.: АПН РСФСР, 1961. — Т.З. — 633 с.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-240 с.
- Печко Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991. — С.6−19.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В2 кн. М.: Владос, 2000. -Кн. 1.-576 с.
- Полякова II.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки (на материале учреждений дополнительного образования): Дисс.канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 184 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 302 с.
- Практикум по возрастной педагогической психологии / Под ред. проф. А. Ф. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
- Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. -2003. -№ 1−4,6−12.
- Прокофьев С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1961.-707 с.
- Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учеб. нос. -Ростов-на-Дону: РИПЛ, 1991. 172 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
- Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 2000. — 256 с.
- Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.-М.: Наука, 1981.-366 с.
- Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду / сост. Т.Н. Дороно-ва. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Разумный В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. -М.: Просвещение, 1985. 194 с.
- Распахни окно в мир прекрасного: Современное содержание и педагогические технологии художественного образования дошкольников.: Сб. метод, ст. //. Ульяновск: КЛИО, 2001. — Вып.4. — 132 с.
- Рерих Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994. — 461 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. нос. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Родь Я.И. Формирование музыкально эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (на материалах этносов ханты и манси): Дисс. канд. пед. наук. — Саратов, 2002. — 142 с.
- Роллан Р. Бетховен: Великие творческие эпохи. М.: Искусство, 1938.-340 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Паука, 1976. -416с.
- Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1972.- 144 с.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. Уч. пособие. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
- Симонов П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
- Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
- Скотарева Е.М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 114 с.
- Собкин B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989 — № 1. — С.24−36.
- Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
- Сохор А. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. — Л.: Музыка, 1975.-64 с.
- Станиславский К.С. Об искусстве театра: Избр. М.: ВТО, 1982. -512с.
- Старчеус М.С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейписа. М., 1996. — С. 187−193.
- Столович Л.Н. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961. — 114с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1991. 207 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
- Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты/ Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, Г. Д. Турчин и др. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. — 134 с.
- Таиров А. Записки режиссера. М.: Изд. ГИТИС, 2000. — 160 с.
- Тарасов Г. С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал 1994. — Т. 15, № 6. — С.82−96.
- Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. 2001. — № 11. — С.63−72- 2002. — № 6. — С.80−86.
- Тельчарова-Куренкова Р.А. К новой философии музыкального воспитания: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки музыкального педагога: Межвуз. сб. ст. Магнитогорск, 1997. — Вып.2. -С.104−118.Ч
- Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985.-328 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947. -334 с.
- Ткаченко Т. Приобщаем детей к музыкальной культуре // Дошкольное воспитание. 2003. -№ 5. — С.112−115.
- Толстой Л.II. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -544 с.
- Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пос. М.: Академия, 1999.-336 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум, но дошкольной психологии. М.: Академия, 1998. — 304 с.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. М.: Педагогика, 1988.-Т.2.-493 с.
- Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. M., J1., 1948. — Т.8. — 774 с- Т.9. -^ 636 с.
- Франк С .Я. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. — № 6. -С.68−132.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 285 с.
- Фролкин В.А. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания // Проблемы методологии и методики. Рига, 1985. — С. 167−178.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. — 432 с.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских ф-тов и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
- Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 223 с.
- Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юшо-шества. -М.: Педагогика, 1975. 173 с.
- Щуркова Н.Е. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. М.: Прометей, 1998. — 123 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989.-256 с.
- Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. П. И. Киященко, H.JI. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. — 234 с.
- Яворский Б.Л. Избранные труды / Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1987. — Т. 1. Ч. 1. — 366 с.
- Якобсон С. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет / С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4. — С. 15−19- № 5. — С.21−26- № 6. — С.2−7.
- Янушкевич Ф.Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая щкола, 1986. — 238 с.
- Анкета для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений
- Следует ли развивать музыкальность в дошкольном возрасте? Почему?
- Какой вид музыкальной деятельности, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствует развитию этого качества у детей?
- По какой программе Вы работаете?
- Выделите достоинства и недостатки используемой Вами программы. Развивает ли она возможность восприятия детьми непрограммных музыкальных произведений, обладающих большой силой эмоционального воздействия, глубиной и проникновенностью?
- Какая, на Ваш взгляд, программа в наибольшей степени способствует развитию этого качества?
- Анкета для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
- Какое значение, на Ваш взгляд, имеет нравственное (моральное) воспитание в старшем дошкольном возрасте?
- Какие методы нравственного воспитания Вы используете?
- Назовите основные трудности, испытываемые Вами в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
- Присуще ли старшим дошкольникам вашей группы (ДОУ) эмоциональное отношение к нравственным нормам? С чем Вы связываете наличие этого качества?
- Спектакль «Каплик и Бабочка» (тростевые куклы) В спектакле использованы следующие музыкальные произведения: а) С. Прокофьев «Детская музыка» 12 легких пьес для фортепианоор.65:1. Утро Раскаяние Марш
- Прогулка Шествие кузнечиков Вальс
- Сказо Дождь и радуга Вечерб) П. Чайковский «Детский альбом»: Песня жаворонка1. Сладкая грезав) М. Равель «Игра воды» фрагментг) С. Рахманинов Прелюдия Es-dur ор.23 № 6 фрагмент
- Именно поэтому одно из центральных мест в спектакле занимает музыка Прелюдии Es-dur С. Рахманинова, рисующая образ бесконечно дорогого и любимого родного края.
- Темы спектакля борьба добра со злом и, конечно же, тема мужества, стойкости, целеустремленности Солдата, стремящегося спасти Машеньку.
- Спектакль «Сказка о дружбе» (перчаточные куклы)
- В спектакле звучат следующие произведения: а) И. С. Бах Прелюдия C-Dur из цикла ХТК т.1б) Л. Бетховен Симфония № 5 III часть (фрагмент)в) Р. Шуман «Альбом для юношества» «Святочный дед»
- Фрагмент вокального цикла «Любовь поэта» «В сияньи теплых майских дней"г) Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты к пьесе Г. Ибсена «Пер Понт"д) М. Мусоргский «Картинки с выставки»
- Пьесы: «Гном», «Лиможский рынок"е) П. Чайковский «Детский альбом» № 1 «Утренние размышления»
- Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»
- Декабрь. Святки» из цикла «Времена года"ж) С. Рахманинов Этюд-картина c-moll ор.39 № 1 (фрагмент)з) С. Прокофьев «Детская музыка» пьса «Вечер»
- Музыкальная задача спектакля знакомство с музыкой разных эпох, стилей и направлений (западно-европейская и русская музыка XVIII—XX вв.еков).
- Темы спектакля любовь к родителям (дети идут искать средство от ссор, чтобы помирить своих родителей), дружба, побеждающая любые преграды.
- Спектакль «Африканская сказка» (перчаточные куклы)
- В спектакле звучат следующие произведения: а) Л. Бетховен Сонаты ор.2 № 2 1ч., Шч. и финалор.31 № 1 Adagio graziosoор.49 № 1 1ч. Andanteор.49 № 2 Нч. Tempo di Menuettoб) Ф. Шопен Этюды ор.10 № 12 c-mollор.25 № 2 f-mollв) С. Прокофьев Мимолетность № 10 b-moll