Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация исследовании. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (2001 — 2003 гг.), на Международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже Третьего тысячелетия» (Саратов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы нравственно-эстетического развития детей с iapinci о дошкольного возраста
    • 1. 1. Эволюция взглядов на нравственно-эстетическое воспитание и развитие
    • 1. 2. Классическая музыка и кукольный театр как важнейшие средства нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
      • 1. 2. 1. Значение классической музыки и кукольного театра для нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста
      • 1. 2. 2. Особенности влияния классической музыки и кукольного театра на нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста. t
    • 1. 3. Обоснование технологии нравственноэстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра
  • Глава II. Опытно-экспериментальная проверка эффективности авторской технологии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра
    • 2. 1. Содержание и анализ результатов констатирующего эксперимента
    • 2. 2. Экспериментальная работа. по нравственно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра

Нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современный период развития общества характеризуется резким возрастанием роли воспитания. Даже такая фундаментальная мировоззренческая наука как философия в конце XX века обратила пристальное внимание на становление и формирование личности, проблемы воспитания индивида. Одним из своих направлений она выделила философскую антропологию, которая дает педагогике теоретическое обоснование при осмыслении человеческого бытия, целей воспитания и образования и, конечно же, уяснении смысла человеческой жизни.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется исследователями как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса, как всенарастающий духовный вакуум. Это обусловлено следующими причинами:

— активной пропагандой и бурным расцветом массовой культуры, способствующей созданию «общества тотального отчуждения» и соответствующего ему «рыночного типа» человеческого характера, лишенного внутренних культурных ориентиров, которому присущи ложные эмоции, идолизация, искажение чувства любви и богатый набор невротических патологий, связанных с бессмысленным, бездуховным существованием [204, 324];

— широтой распространения новейших компьютерных технологий, при которой опасность поглощения техникой охватывает не только «физическую» жизнь индивида, но и процессы его мышления и даже внутренней психологической жизни. Еще В. Л. Сухомлинский писал, что «чем шире круг знаний, которое нужно усвоить ученику, чем больше интеллектуальных усилий ему надо приложить, тем значительнее будет отдельная, особая, специальная работа по воспитанию чувств учащегося, — в противном случае в человеке победит холодная рассудочность» [187, 159]. Значительно серьезнее прогноз народного художника России, груз информации на душу ребенка ложится мертвым грузом, и тогда при обилии знаний рождается скудность чувств и интересов. Неразвитость их порождает примитивность духовной жизни. По эта скудность также жаждет самовыражения, как и яркость интересов и богатство души, проявляясь в погоне за грубыми ощущениями, за примитивными радостями. Такой человек не способен не только сопереживать, но может получить наслаждение от боли, унижения другого" [143, 28].

В этих условиях воспитание духовности является важнейшей задачей, так как, не неся духовности в воспитательном процессе, мы теряем не только личность, но и человека.

Исправить негативные тенденции в этой сфере призван акт Министерства образования «Концепция художественного образования в Российской Федерации» до 2025 года.

Концепция нацеливает на повышение общего уровня значимости культуры и искусства в воспитании и образовании и «формирование на государственном уровне отношения к художественному образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, жизненно необходимой для развития российского общества».

К специфическим проблемам, связанным с переживаемыми российским обществом трудностями в эстетической и социальной сфере, относятся:

— недооценка в социальной практике роли эстетического сознания, художественной культуры как влиятельных факторов динамического раз-витий общества;

— культурный нигилизм значительной части молодежи;

— усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, которая приобретает все более элитарный характер [см. 97, 85].

В числе важнейших задач, поставленных этим документом, выделим следующие:

— создание эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей, активизирующей художественную жизнь общества;

— приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

— реализация нравственного потенциала искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

— широкое внедрение художественного образования как фактора интеллектуального совершенствования, способствующего развитию творческого потенциала детей и юношества;

— использование возможностей искусства в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения;

— привлечение ресурсов художественного образования в целях социально-культурной адаптации детей и подростков для профилактики и коррекции асоциального поведения [97, 84−85].

В числе основных принципов, соответствующих актуальным задачам развития российского общества и мирового культурного процесса, в Концепции названы:

— начало обучения художественной культуре с раннего возраста;

— распространение вариативных программ разного уровня, адаптированных к способностям и возможностям каждого обучающегося [97, 85−86].

Поставленные в Концепции задачи требуют теоретического осмысления и практического решения, на что и направлена наша работа.

В современной науке сформировалась необходимая совокупность знаний для постановки и решения данной проблемы.

Вопросы гармоничного духовного развития человека с помощью искусства освещены в трудах А. В. Бакушинского, П. П. Блонского, II.К. Крупской, А. В. Луначарского, JI.H. Толстого, В. А. Сухомлинского.

Проблемой изучения и формирования нравственных и эстетических качеств личности ребенка занимались М. А. Верб, Л. П. Воюева, К. В. Гавриловен, И. И. Казимирская, Б. Т. Лихачев, А. Ж. Овчинникова, Т. С. Прокофьева, И. Ф. Свадковскнй, С. А. Якобсон и другие.

Развитие теории и практики эстетического воспитания дошкольников средствами музыки происходило под влиянием взглядов Б. В. Асафьева, Т. С. Бабаджанян, В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, П. Ф. Каптерева, Б. М. Теплова, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского и других, подчеркивавших необходимость этой работы начиная с раннего возраста для нравственного и интеллектуального развития личности детей.

В XX веке сложился ряд методик массового эстетического воспитания средствами музыки, наиболее распространенными среди которых являются: система музыкально-ритмического воспитания и воспитания эмоциональной отзывчивости (эвритмика) Э. Жак-Далькрозаформирования музыкальной культуры школьников на основе целостного представления о музыкальном искусстве, опирающейся на постижение музыки через интонацию (в широком смысле) и жанра Д.Б. Кабалевскогопевческо-хоровых традиций 3. Кодаяединства слова, музыки и движения (музы-калыю-сценическая игра, театр) К. Орфаиспользующая сепзнтивные периоды развития ребенка М. Монтессоривоспитание таланта в раннем возрасте на основе триады «учитель — мать — ребенок» Ш. Судзуки.

Система отечественного музыкально-эстетического воспитания дошкольников, сложившаяся в 60-х — 70-х гг. XX века, опиралась на педагогические и психологические исследования проблем развития музыкального восприятия дошкольников (С.И. Беляева-Экземплярская, И. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, М. Нильсон, М. Викат, А. И. Катинене, О.П. Ра-дынова, С.М. Шоломович) и возможностей детей в оценке музыки (И.А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, М. А. Чичерина, А.И. Шелепенко). II.А. Ветлугина, разработавшая многие важнейшие проблемы музыкальной деятельности детей, предложила объединить в практике музыкального обучения и воспитания методы традиционной и инновационной педагогики. Этого подхода придерживаются А. Д. Артоболевская, А.II. Зимина, А. И. Катинене, Л. Н. Комисарова, Л. Е. Кострюкова, М. Л. Паландишвили, О. П. Радынова, Т. Н. Смирнова и другие.

Влияние театрального искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е. Б. Вахтангова, И. Д. Глнкмана, Б. Е. Захавы, Т. А. Курышевой, А. В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К. С. Станиславского, А. Я. Таирова, Г. А. Товстоноговапроблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране — А. А. Брянцева, Е.С. Демме-ни, С. В. Образцова, и музыкального театра для детей — Н. И. Сац.

Различные аспекты рассматриваемой проблемы занимают важное место в диссертационных исследованиях А. В. Елисеевой, Т. С. Зиновьевой, Н. А. Поляковой, Я. И. Родя, Е. М. Скотаревой.

Таким образом, в науке имеется комплекс исследований, на которых базируется нравственно-эстетическое развитие дошкольников средствами музыки и’театра. Однако в теории и практике воспитания, отсутствуют исследования, подробно рассматривающие процесс нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра.

В нашем исследовании мы обратились к старшему дошкольному возрасту, так как, являясь сензитивным для нравственного и эстетического развития, он во многом определяет последующее становление человека.

В процессе исследования нами выявлены противоречия между:

— социокультурными парадигмами современною общества, ею потребностью в духовно развитой личности и уровнем теоретическою и практического решения данной проблемы;

— потребностью педагогической практики в повышении уровня нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточной разработанностью ее методологических и организационно-методических основ;

— имеющимися возможностями нравственно-эстетического развития старших дошкольников средствами классической музыки и кукольного театра и недостаточным теоретическим и практическим обеспечением использования этих возможностей.

Неразработанность проблемы поиска путей и средств нравственно-эстетического развития детей дошкольного возраста, ее актуальность, теоретическая и практическая важность определили выбор темы исследования: «Нравственно-эстетическое разви тие детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра».

Цель исследовании — теоретическое обоснование, разработка и опытно-экспериментальная проверка технологии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра.

Объект исследовании — нравственно-эстетическое разви тие детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследовании — нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра.

Гипотеза исследовании: нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если определены роль и возможности классической музыки и искусства кукольного театра в этом процессеизучены психологические особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста этих видов искусстваразработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений авторская технология нравственно-эстетическою развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театравыявлен комплекс психолого-педагогических условий, способствующий ее эффективному функционированию.

В соответствии с поставленной целью и сформулированной гипотезой были определены следующие задачи:

— теоретически изучить психофизиологические особенности детей дошкольного возраста и специфику воздействия классической музыки и кукольного театра на их нравственно-эстетическое развитие;

— обосновать и разработать авторскую технологию нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра;

— выявить и обосновать комплекс психолого-педагогических условий, способствующий эффективному функционированию авторской технологии;

— разработать критериально-диагностический аппарат определения уровней нравственно-эстетического развития старших дошкольников и методику его применения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— концептуальные идеи личностио-ориептироваипого обучения (Е.В. Бондаревская, А. А. Вербицкий, Л. Г. Вяткин, Г. М. Железовская, Ю. А. Кустов, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, И.С. Якиманская);

— философско-соцпологические и психологические положения об освоении личностью духовных ценностей (М.М. Бахтин, Р. Булыман, Т. Г. Гадамер, A.M. Леонтьев, М. К. Мамардашвили, А.А. Мелик-Пашаев, К. Роджерс, В. Франкл, Р. Шейерман);

— концепция эмоционально-ценностного обучения (И.Ю. Кулагина, А. К. Маркова, А. Я. Никонова, JI.M. Фридман);

— научные разработки в области современных образовательных технологии (В.И. Андреев, В. Ф. Татарин. В.II. Беспалько, Г. И. Железовская, М. В. Кларин, В. М. Монахов, A.M. Селевко, II.Г. Щуркова, Ф.Ф. Янушкевич);

— основные положения психологии о восприятии произведений искусства (JI.C. Выготский, АЛ. Готсдинер, Г. В. Мазайкинский, В.И. Пет-рушин, Б. М. Теплев, Д. Б. Элькоппп, IS.JI. Яворский, II.M. Якобсон);

— вопросы специфики влияния театрального искусства на формирование духовной культуры лнчносin (Е.Б. Вахтангов, К. С. Станиславский, А. Я. Таиров, Г. А. Товстоногов) и, в частности, личности ребенка (А.А. Брянцев, Е. С. Деммепи, С. В. Образцов, К. Орф, I I. I I. Сац);

— теоретико-методологические основы музыкально-эстетического воспитания (Э.Б. Абдуллин, 10.Б. Алиев, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова,.

A.J1. Готсдинер, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевскип, Л. В. Школяр, Г. М. Цыпин);

— основные положения об особенностях психофизиологического развития детей, дошкольного возраста (Л.С. Выготский, И. Ю. Кулагина,.

B.C. Мухина, Г. А. Урунтаева, Д.Б. Эльконин).

Для решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследовании: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы по проблемепедагогическое наблюдение, беседы с дошкольниками, воспитателями и методистами дошкольных образовательных учрежденийопытно-экспериментальная работа, включающая анализ музыкально-эстетической деятельности детей старшего дошкольного возраста, изучение их творческих работ, выполнение диагностических заданийвнедрение авторской технологии, разработанной сообразно исследовательским задачам. В качестве методов обработки и интерпретации итоговых экспериментальных данных проводился количественный и качественный анализ, применялись методы математической с татистики.

Организации, эгппы н опытно-экспернментальпая база исследован и я.

Научное исследование осуществлялось в течение грех лет на базе дошкольных образовательных учреждении № 166 «Ласточка» Фрунзенского района и № 213 «Ромашка» Октябрьского района г. Саратова и состояло из трех условных этапов.

На перпом этане (2001 — 2002 гг.) осуществлен теоретический анализ философской, педагогической, психологической и методической литературы, современных методических разработокопределено состояние разработанности проблемы в психолого-педагогической наукеизучена практика работы методистов, воспитателей и музыкальных руководителей различных дошкольных образовательных учрежденийнакоплен эмпирический материал, определялись цели, задачи, методика исследования.

На втором этапе (2002 — 2004 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент, проводилась систематизация и обобщение эмпирического материала, определялись и разрабатывались критерии и конкретные методы диагностики нравственно-эстетического развития старших дошкольников, была апробирована и внедрена авторская технология нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра.

На третьем этапе (2004 — 2006 гг.) были проанализированы и обобщены результаты опытно-экспериментальной работы, проведено корректирование авторской технологии, продолжалось внедрение результатов исследования в практику, завершено оформление диссертации.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— на основании анализа философской, психолого-педагогической, социологической литературы уточнено определение понятия «нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста», содержание которого раскрывает сущность этого процесса в данный возрастной период;

— определены возможности классической музыки и кукольного театра в нравственно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста: органичное объединение этих средств приводит к взаимному усилению их воздействия и именно в данном возрасте способствует наибольшей эффективности нравственно-эстетического развития;

— научно обоснована, разработана и апробирована авторская технология, в которой ведущую роль играют средства развития под руководством педагога и органичное объединение этих средств позволяет активизировать процесс нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста;

— выделены стадии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра: от восприятия музыкальных кукольных спектаклей — через сопереживание — к выработке эмоционального отношения к нравственным нормам и углублению эстетического восприятия;

— определен и экспериментально проверен комплекс психолого-педагогических условий эффективного функционирования авторской технологии, направленный на организацию развивающей личностно-ориентированной среды;

— научно разработан критериально-диагностический аппарат определения уровней нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, включающий критерии нравственного и музыкально-эстетического развития, а также адаптированные диагностические методики.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в расширении общепедагогических представлений о возможностях эффективного использования классической музыки и кукольного театра как эффективных средств нравственно-эстетического развития детейстаршего дошкольного возрастав уточнении понятийно-терминологического аппарата посредством определения понятия «нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста" — в разработке теоретической модели авторской технологии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра и обосновании ее эффективностив выявлении комплекса психолого-педагогических условий успешного функционирования разработанной технологии. Результаты работы могут быть использованы для проведения дальнейших исследований, посвященных проблеме нравственно-эстетического развития детей различных возрастных групп.

Практическая значимость исследования заключается в адаптации содержащихся в работе научно-теоретических положений и выводов к условиям реальной педагогической практикиво внедрении авторской технологии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра в практику дошкольных образовательных учреждений Саратовской области, а также в учебный процесс ряда учебных заведениив разработке критериально-диагностическою аппарата определения уровней нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

Научные результаты представленной работы могут быть применены при составлении учебно-воспитательных программ, методических пособий и рекомендаций для студентов музыкально-педагогических факультетов, методистов, воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений.

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов обеспечивались методологической аргументированностью исходных теоретических положенийвнутренней непротиворечивостью логике исследованияиспользованием комплекса методов, адекватных целям и задачам эксперимента репрезентативностью методиксочетанием качественных и количественных подходов в анализе экспериментальных данныхприменением методов матемагической обработки материаловличным участием автора в экспериментальной и практической работе и позитивными результатами внедрения исследования в практику.

Па защиту выносятся следующие положения:

1. Нравственно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста — это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию нравственных и эстетических представлений, чувств и качеств.

2. Авторская технология, в которой ведущую роль играют средства развития под руководством педагога. В данной технологии органичное объединение средств развития (классической музыки и кукольного театра) приводит к взаимному усилению их воздействия, что способствует эффективности достижения поставленных целей.

3. Комплекс психолого-педагогических условий, способствующий эффективности функционирования авторской технологии и направленный на организацию развивающей личностно-ориентированной среды: а) учет возрастных особенностей восприятия: общая направленность спектаклей, тщательный подбор материала и оптимальный темп его подачи в спектаклеб) предварительная настройка субъектов восприятия на последующее действие по развитию нравственно-эстетических качеств личностив) эмоциональная выразительность исполненияг) создание творческо-поисковых ситуаций, активизирующих процессы мышления дошкольников и снимающих психологические барьеры на пути усвоения материала.

4. Критериально-диагностический аппарат, позволяющий определять уровни нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста, управлять процессом нравственно-эстетического развития дошкольников и оценивать его эффективность.

Апробация исследовании. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались в процессе выступлений на ежегодных учебно-методических конференциях профессорско-преподавательского состава Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова (2001 — 2003 гг.), на Международной научно-практической конференции «Культура и искусство Поволжья на рубеже Третьего тысячелетия» (Саратов, 2002 г.), на межрегиональной научно-практической конференции (Липецк, 2003 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова в контексте отечественной культуры» (Саратов, 2004), на III Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодежи: преемственность и новаторство» (Саратов, 2005) на методических семинарах и педагогических советах заведующих, методистов, воспитателей и музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений г. Саратова.

Основные положения, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, содержатся в семи публикациях автора.

Внедрение результатов исследования осуществлено в учебном процессе Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова и Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С. В. Рахманинова, а также в работе дошкольного музыкально-педагогического театра «Музыкальная сказка» в дошкольных образовательных учреждениях г. Саратова.

Выводы данного исследования не претендуют на исчерпывающее решение проблемы поиска путей и средств нравственно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Напротив, оно показало необходимость дальнейшего научного поиска. На наш взгляд, перспективными в решении данной проблемы могут явиться следующие направления: поиск специфических методов, способов, приемов, которые смогут обеспечить более высокий уровень нравственно-эстетического развития детей младшего дошкольного возраста и создание системы нравственно-эстетического развития средствами классической музыки и кукольного театра детей различных возрастных групп.

Заключение

.

Решение вопроса о нравственно-эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра потребовало проведения историко-педагогического анализа проблемы, который показал, что тесная взаимосвязь эстетического и нравственного воспитания и развития, возникнув в античности, развиваясь и обогащаясь на протяжении всей последующей истории человечества, привела в настоящее время к сращиванию, интеграции эстетического и духовно-нравственного в единое целое;

— важное значение в эстетическом и нравственном воспитании, начиная с античности, придавалось музыке, что связано с особым ее свойством — возможностью воспитания души, развития общечеловеческих духовных качеств и потребностью общества в активизации этого развития.

Анализ ключевых понятий диссертации позволил нам уточнить определение нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста — это сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию нравственных и эстетических представлений, чувств и качеств.

Теоретический анализ проблемы показал, что классическая музыка и искусство театра являются важнейшими средствами нравственно-эстетического развития, при этом они имеют много общего между собой: оба вида искусства обладают познавательной и воспитательной силой, воздействуют на эмоции, интеллект, нравственное самосознание, оказывают сильное эстетическое и катарсическое воздействие.

Проанализировав основные особенности психофизиологического развития детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что использование классической музыки и искусства театра очень важно для нравственно-эстетического развития дошкольников, так как именно в этом возрасте они способны оказывать наибольшее воздействие. Органичное объединение в одном спектакле классической музыки и искусства кукольного театра может привести к взаимному усилению нравственно-эстетического воздействия каждого из этих видов искусства.

Анализ содержательного аспекта организации нравственного и музыкально-эстетического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях на основе традиционной и новых методик позволил нам сделать вывод о том, что их реализация в современной социокультурной ситуации достаточно сложна и не дает требуемых результатов.

Поэтому, опираясь на теоретические и практические достижения в этой области, мы разработали технологию нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра и выявили комплекс психолого-педагогических условий, способствующих успешности реализации разработанной технологии.

Для проверки эффективности технологии нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра было проведено экспериментальное исследование, состоящее из двух этапов.

В ходе констатирующего этапа эксперимента были выделены контрольная и экспериментальная группы, диагностировано состояние распространенной педагогической практики по нравственному и музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников, разработаны критерии и уровни нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста.

На формирующем этапе эксперимента была апробирована и внедрена авторская технология нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра с учетом комплекса психолого-педагогических условий, произведены ее анализ и коррекция и подведены итоги.

Сравнительный анализ результатов экспериментальной работы показал положительную динамику нравственно-эстетического развития в обеих группах, но в экспериментальной группе, где была использована авторская технология нравственно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста средствами классической музыки и кукольного театра, эта динамика выражена особенно рельефно, что подтверждает эффективность разработанной технологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.П. Искусство воспитывать. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.-448 с.
  2. А.Д. История фортепианного искусства: Учеб: В 3-х ч. -2-е изд. М.: Музыка, 1988. — 4.1,2. — 415 с.
  3. В. Эстетическое и художественное воспитание (к новым решениям) // Новое педагогическое мышление / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1989. С.134−143.
  4. Ю.Б. Дидактические аспекты художественного образования // Современная дидактика: теория практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева.- М., 1994. — С. 231−249.
  5. В.И. Педагогика: Учебн. курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий. 2000. — 345с.
  6. И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001.- 199 с.
  7. Л.М. Социально-эстетические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 221 с.
  8. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. — Л.: Музыка, 1973. — 144 с.
  9. В. Воспитание культурой и красотой // Дошкольное воспитание. 2002. — № 5. — С.9−12.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1977. — 254 с.
  11. Л.М., Пеня Т. Г. Комплексное воздействие искусств в процессе художественного образования учащихся // Сов. педагогика. -1988. № 2. — С.43−44.
  12. А.В. Исследования и статьи. М.: Советский художник, 1981.-351 с.
  13. М.А. и Стасов В.В.: Переписка / Ред. А. С. Ляпунова. М.: Музыка, 1970. -Т.1.-487 с.
  14. Н.Э., Суслова А. О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Изд. ЛИНИА — ПРЕСС, 1997. — 144 с.
  15. Л.О. Нравственно-эстетическое воспитание младшеклассников средствами кукольного театра: Дисс. канд. пед. наук. Тбилиси, 1989.-116 с.
  16. В.Г. Избранные педагогические сочинения./ Под ред. Н. Д. Смирнова. М.: Педагогика, 1982. — 287 с.
  17. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. -М.: Просвещение, 1989. 807 с.
  18. В.П. Слагаемые педагогические технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192с.
  19. .Н. Судьба России: Взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993.-252 с.
  20. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика, 1979. — 304 с. — Т.1.
  21. В.И. Педагогическая технология: эволюция понытия // Советская педагогика. 1991. -№ 3. — С.123−128.
  22. А.А. Психология личности-М.: Просвещение, 1988.-188 с.
  23. Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. — № 5−6. — С.32−37.
  24. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: Сб. ст. / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, 1972. 351 с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  26. Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. — М. Изд-во полит, лит-ры, 1988.-496 с.
  27. В.Б., Фохт-Бабушкин Ю.У. Острова надежды // Педагогика. 1999. — № 5. — С.17−19.
  28. Т.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Республика, 1990. — 198 с.
  29. А. Диагностика уровня музыкального и психомоторного развития ребенка // Обруч. 1999. — № 4. — С.40−41.
  30. А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975. -175 с.
  31. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. — 1997. — № 5. — С.44−56.
  32. В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Сов. художник, 1966. 118 с.
  33. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1992. — 287 с.
  34. Н.А. Возрастная и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. -М., 1980. С.123−138.
  35. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. для пед. ин-тов / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  36. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1982.
  37. .З. Семь парадоксов воспитания. М.: Новая школа, 1994.-77 с.
  38. JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. 3-е изд. -М.: Просвещение, 1991. — 93 с.
  39. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб: СОЮЗ, 1997. — 224 с.
  40. JI.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  41. К.В., Казимирская И. И. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. Минск: Нар. асвета, 1988. — 128 с.
  42. Гегель Г. Ф. В. Эстетика. Т. 3. М.: Искусство, 1971. — 624 с.
  43. И.Д. Мейерхольд и музыкальный театр. JL: Сов. композитор, 1989.-352 с.
  44. М. Музыкальные встречи «В концертном зале детского сада» // Искусство в школе. 1999. — № 2. — С.35−43.
  45. Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наукова думка, 1980. — 379 с.
  46. И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. М.: Педагогика, 1986. — 128 с.
  47. JI.K. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. 1993.-№ 5.-С.60−61.
  48. А.Л. Музыкальная психология. М.: Педагогика, 1993. -190 с.
  49. Р.С. Основы психологического эксперимента: Учеб. пос. /Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 464 с.
  50. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  51. Л.П. Терапевтические функции культуры // Человек. -2002. № 4. — С.75−86.
  52. A.JI. Личность, творчество, регуляция состояний: Руководство по театральной и паратеатральной психологии. -М.: Магистр, 1998.-436 с.
  53. А. Эстетика в свете аксиологии. М.: Гардарики, 2001. -368 с.
  54. Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности // Вопросы психологии. -1991. -№ 6. -С.14.
  55. А.А., Апресян Р. Г. Этика: Учеб. М.: Гардарики, 2000. -472 с.
  56. Г. Не убить Моцарта: (О нравственном воспитании в семье и школе)/ Пер. с болг. / Предисл. А. Лиханова. М.: Педагогика, 1986.- 127 с.
  57. Е.С. Призвание кукольник. — Л.: Искусство, 1986. -199 с.
  58. Детская практическая психология: Учеб. / Под ред. проф. Т. Д. Марцинковской. М.: Гардарики, 2000. — 255 с.
  59. Детская психология: Учеб. пос. / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др./ Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько.- Минск.: Универститетское, 1988. 399 с.
  60. Детские праздники и развлечения: Из опыта работы муз. рук. дошк. учрежд. Чебоксары: Клио, 1999. — 100 с.
  61. Ю.В., Романов В. Я. Психология внимания. М.: Триво-ла, 1995.-352 с.
  62. Д. Школа и ребенок. История дошкольной педагогики: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1974. 124 с.
  63. А.И. Проблемы эстетики. М.: Прогресс, 1977. — 463 с.
  64. А.В. Формирование и развитие нравственно-эстетической культуры школьников: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 1996. — 178 с.
  65. Г. И. Педагогика в задачах, заданиях и вопросах: Учеб. пособ. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1993. — 51 с.
  66. Г. И., Елисеева А. В. Педагогика развития творческой личности. Саратов: Лицей, 1997. — 140 с.
  67. Зак A3. Психология преподавания музыки. М.: Грани, 1999. — 60 с.
  68. А.В. Психическое развитие ребенка // Избранные психологические труды/ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — 316 с.
  69. .Е. Мастерство актера и режиссера. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Искусство, 1969. — 320 с.
  70. А.Я. Искусство и эстетика. 2-е изд. — М.: Искусство, 1975. -447 с.
  71. А.В. Возрастные особенности нравственного развития детей// Сов. педагогика, 1973. № 10. — С.12−21.
  72. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б. Г. Ананьев, М. Д. Дворяшина, Н. А. Кудрявцева. М.: Просвещение, 1968.-334 с.
  73. Искусство театра: Вопросы теории и практики: Сб. статей / Отв. ред. О. А. Петров. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — Вып.2. — 196 с.
  74. История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т-Т.1. М.: Изд-во Акад. худож. СССР, 1962. — 682 с.
  75. Д.Б. Воспитание ума и сердца. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1984. — 206 с.
  76. Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Сов. композитор, 1977.-245 с.
  77. Д.Б. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и юношества // Прокофьев С. Детская музыка. М.: Музыка, 1987. — 35 с.
  78. Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке в общеобразовательной школе // Музыкальное воспитание в СССР. М.: Сов. композитор, 1978. — С.42−56.
  79. М.С. Музыка в мире искусств // Сов. музыка. 1987. — № 1. -С.35.
  80. М.С. Социальные функции искусства. Л.: Знание, 1978. — 36 с.
  81. М.С. Эстетика как философская наука. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997.-217 с.
  82. В.Н. Художественно-творческое развитие личности в детстве // Искусство и образование. 1999. — № 4. — С.22−28.
  83. Н.И., Ляйзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. — 224 с.
  84. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта. М.: Знание. 1991. 177 е.
  85. А.Г. Психология личности. 3-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  86. Кодай 3. Избранные статьи. М.: Сов. композитор, 1982. — 288 с.
  87. Т.М., Коджаспиров АЛО. Педагогический словарь. -М.: Academia, 2000. 176 с.
  88. П. Культура постмодерна. М.: Владос, 1997. — 178 с.
  89. Г. Г. Музыкально-эстетические воспитание (аксиологический подход). Оренбург: ООИПКРО, 2001. — 240 с.
  90. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  91. И.А. Формирование духовности средствами музыки // Начальная школа. 2002. — № 4. — С.60−62.
  92. Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. -М., 1982.-Т.1.-354 с.
  93. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  94. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. 2002. — № 2. -С.84−86.
  95. А. О фортепианном искусстве. М.: Музыка, 1965. — 188 с.
  96. Е.Н. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами театрального искусства в УССР (на материале театров для детей, 1918 -1944 гг.): Дисс. канд. пед. наук. Киев, 1989. — 212 с.
  97. Е.П. Художественное сознание как системообразующая основа приобщения к художественной культуре // Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика: Сб. статей/ Отв. ред. Ю. Осокин М.: Просвещение, 1990. — С.47−57.
  98. Е.П. Экспериментальное изучение взаимосвязей художественного и общего развития личности // Психологический журнал. -1991. Т. 12, № 1. — С. 108−117.
  99. Н.К. Педагогические сочинения / Под ред. Н. К. Гончарова. Т.З. -М.: Изд-во АПН СССР, 1959. — 798 с.
  100. В.А. Психология. М.: Просвещение, 1986. — 336 с.
  101. Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: содержание гуманитарного образования. Выи. 2. -М.: Инноватор, 1995. — С.87−103.
  102. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. пос. для студ. М.: Сфера, 2001.-464 с.
  103. Л.И. Эстетическое и этическое в жизни и искусстве. М.: Мысль, 1968.- 141 с.
  104. Н.Г. Полихудожественная игра в музыкальном развитии ребенка // Начальная школа плюс До и После. 2003. — № 10. — С.46−52.
  105. Т.А. Театральность и музыка. М.: Искусство, 1984. -144 с.
  106. В. Здоровьетворящее искусство // Народное образование. -2002. -№ 2. С.147−153.
  107. А.Л. Формирование духовной культуры: Опыт и проблемы. Таллин: Ээсти раамат, 1988. — 223 с.
  108. О. Искусство и молодежь. М.: Молодая гвардия, 1980. -191 с.
  109. Н.Л. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знамя, 1975. — 48 с.
  110. ИЗ. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 4-е изд. — М.: Изд-во МГУ, 1968.-584 с.
  111. Дж. Как работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
  112. .Т. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  113. .Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. — 159 с.
  114. Е.А. Создание развивающей среды как условия формирования познавательной активности дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. -Саратов, 2001.- 176 с.
  115. Н.Л. Режиссер ставит спектакль. М.: Искусство, 1990.-288 с.
  116. А.Д. История античной эстетики: Высокая классика. М.: Искусство, 1974. — 600 с.
  117. А.Ф. Музыка как предмет логики // Форма. Стиль. Выражение. М.: Тривола, 1995. — 525 с.
  118. А.В. В мире музыки. М.: Искусство, 1958. — 386 с.
  119. А.В. О музыке и музыкальном театре. Т.1 (1903- 1920).-М.: Музыка, 1981.-431 с.
  120. А.А. Детская психология: Учеб. нос. М.: Просвещение, 1971.-415 с.
  121. Д.В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов. М.: Юрайт, 1993. — 50 с.
  122. А.С. Лекции о воспитании детей. Минск: Нар. асвета, 1978.-96 с.
  123. А.Г. Дальние пределы человеческой психики // Евразия. -1997. С.70−76.
  124. Материалы XV научной конференции Саратовского отделения общества психологов. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 1975. — 20 с.
  125. В. Суть музыки устремленность к высшему смыслу жизни // Искусство в школе. — 2001. — № 6. — С.29−38.
  126. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. — 96 с.
  127. Методика воспитательной работы: Учеб. пос. для студ. пед. ин-тов/ Ю. П. Азаров, Л. М. Байтенова, Е. П. Белозерцев и др.- Под ред. Л.И. Ку-винского. М.: Просвещение, 1989. — 335 с.
  128. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комисарова и др.- Под ред. Н. А. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1989. — 270 с.
  129. Методология и методы использования культуры / Науч. ред. С. Н. Иконникова, Э. В. Соколов. -М.: ЛГИК, 1984. 168 с.
  130. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Просвещение, 1988. — 429 с.
  131. А. Апология ребенка зрителя // Искусство и образование. — 2002. — № 1 (19). — С.38−53.
  132. К.И. Методика получения и обработки экспериментальных данных в психолого-педагогическом исследовании: Монография. М.: Изд-во УДН, 1986. — 84 с.
  133. М. Помоги мне сделать это самому. М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. — 272 с.
  134. Музыка театр — дети: I I. Сац и ее творческая деятельность: Сб. -М.: Сов. композитор, 1977. — 362 с.
  135. Музыка и дети // Дошкольное воспитание. 1999 — 2003.
  136. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А.И. Ка-тинене, МЛ. Паландишвилн- Под ред. О. П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. — 223 с.
  137. B.C. Детская психология М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
  138. Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254 с.
  139. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  140. .М. Мудрость красоты: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987.-253 с.
  141. И. Жизнь Сергея Прокофьева. М., 1973. — 662 с.
  142. В.Н. Формирование духовных потребностей личности на основе идей И.Я. Яковлева: Программа и метод, рекомендации. Чебоксары: Руссика, 1998. — 78 с.
  143. А. Фортепианное наследие Чайковского. М., 1988. — 288 с.
  144. Новейший философский словарь. Мн.: Интерпрессервис, 2001. -1280 с.
  145. А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор’развития младших школьников. М.: Владос. 1997. — 105 с.
  146. Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления: История. Становление. Сущность. М.: Музыка, 1984.-223 с.
  147. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 2-е изд. — СПб., 2000.- 284 с.
  148. Очерки по истории педагогики / ред. Н. А. Константинова. М.: Просвещение, 1952.-287 с.
  149. Педагогическая энциклопедия: В 4 тт. М., Сов. энциклопедия, 1968.-Т.4.-911 с.
  150. И.Г. Избр. пед. произведения. В 3-х тт. / Под ред. В. Шабаевой. М.: АПН РСФСР, 1961. — Т.З. — 633 с.
  151. А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  152. Л.П. Эстетическая культура личности и ее развитие // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Печко. М.: Изд. АПН СССР, 1991. — С.6−19.
  153. И.П. Педагогика. Новый курс. В2 кн. М.: Владос, 2000. -Кн. 1.-576 с.
  154. II.А. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся средствами музыки (на материале учреждений дополнительного образования): Дисс.канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 184 с.
  155. Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. — 302 с.
  156. Практикум по возрастной педагогической психологии / Под ред. проф. А. Ф. Щербакова. М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  157. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду // Дошкольное воспитание. -2003. -№ 1−4,6−12.
  158. С.С. Материалы. Документы. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1961.-707 с.
  159. Психологическая служба: детский сад, школа, вуз: Учеб. нос. -Ростов-на-Дону: РИПЛ, 1991. 172 с.
  160. Психологический словарь / Под ред. В. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
  161. Психология и педагогика: Учеб. пос. для вузов / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 2000. — 256 с.
  162. Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова.-М.: Наука, 1981.-366 с.
  163. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию, развитию и образованию детей 6−7 лет в детском саду / сост. Т.Н. Дороно-ва. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
  164. В.А. Методика формирования эстетической культуры личности. -М.: Просвещение, 1985. 194 с.
  165. Распахни окно в мир прекрасного: Современное содержание и педагогические технологии художественного образования дошкольников.: Сб. метод, ст. //. Ульяновск: КЛИО, 2001. — Вып.4. — 132 с.
  166. Н.К. О Вечном. М.: Республика, 1994. — 461 с.
  167. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учеб. нос. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  168. Я.И. Формирование музыкально эстетической культуры личности в условиях развивающей этносоциальной среды (на материалах этносов ханты и манси): Дисс. канд. пед. наук. — Саратов, 2002. — 142 с.
  169. Р. Бетховен: Великие творческие эпохи. М.: Искусство, 1938.-340 с.
  170. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Паука, 1976. -416с.
  171. И.Ф. Нравственное воспитание. М.: Педагогика, 1972.- 144 с.
  172. Т.К. Современные образовательные технологии. Уч. пособие. М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.
  173. П.В. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. — 352 с.
  174. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Под ред. Л. А. Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. — 160 с.
  175. Е.М. Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Саратов, 2001. — 114 с.
  176. B.C., Левин В. А. Художественное образование и эстетическое воспитание // Вопросы психологии. 1989 — № 1. — С.24−36.
  177. B.C. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
  178. А. Воспитательная роль музыки. 2-е изд., доп. — Л.: Музыка, 1975.-64 с.
  179. К.С. Об искусстве театра: Избр. М.: ВТО, 1982. -512с.
  180. М.С. Детское восприятие как предпосылка одаренности к разным видам искусства // Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейписа. М., 1996. — С. 187−193.
  181. Л.Н. Предмет эстетики. М.: Искусство, 1961. — 114с.
  182. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  183. Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1991. 207 с.
  184. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. — 270 с.
  185. Сущность личностно-ориентированной парадигмы образования: методологические, общедидактические и методические аспекты/ Л. Г. Вяткин, Г. И. Железовская, Г. Д. Турчин и др. Саратов: Изд-во Сарат. гос. ун-та, 2000. — 134 с.
  186. А. Записки режиссера. М.: Изд. ГИТИС, 2000. — 160 с.
  187. Г. С. О двух подходах к развитию восприятия музыки // Психологический журнал 1994. — Т. 15, № 6. — С.82−96.
  188. К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. 2001. — № 11. — С.63−72- 2002. — № 6. — С.80−86.
  189. Тельчарова-Куренкова Р.А. К новой философии музыкального воспитания: от утилитаризма к феноменальности // Вопросы подготовки музыкального педагога: Межвуз. сб. ст. Магнитогорск, 1997. — Вып.2. -С.104−118.Ч
  190. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1985.-328 с.
  191. .М. Психология музыкальных способностей. М.-Л., 1947. -334 с.
  192. Т. Приобщаем детей к музыкальной культуре // Дошкольное воспитание. 2003. -№ 5. — С.112−115.
  193. Л.II. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. -544 с.
  194. Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пос. М.: Академия, 1999.-336 с.
  195. Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум, но дошкольной психологии. М.: Академия, 1998. — 304 с.
  196. К.Д. Педагогические сочинения: В 6 тт. М.: Педагогика, 1988.-Т.2.-493 с.
  197. К.Д. Собр. соч.: В 11 т. M., J1., 1948. — Т.8. — 774 с- Т.9. -^ 636 с.
  198. С .Я. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. — № 6. -С.68−132.
  199. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 285 с.
  200. В.А. Традиционные и новаторские черты современных зарубежных систем массового музыкального воспитания // Проблемы методологии и методики. Рига, 1985. — С. 167−178.
  201. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 430 с.
  202. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. — 432 с.
  203. А.Н. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие для философских ф-тов и отделений ун-тов. М.: Высшая школа, 1981.-374 с.
  204. Т.В. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — 223 с.
  205. В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юшо-шества. -М.: Педагогика, 1975. 173 с.
  206. Н.Е. Ценностные аспекты процесса обучения и воспитания на уроках физики. М.: Прометей, 1998. — 123 с.
  207. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  208. Эстетика: Словарь / Под общ. ред. А. А. Беляева. М.: Политиздат, 1989.-256 с.
  209. Эстетическое сознание и процесс его формирования / Отв. ред. П. И. Киященко, H.JI. Лейзеров. М.: Искусство, 1981. — 234 с.
  210. .Л. Избранные труды / Общ. ред. Д. Д. Шостаковича. М.: Сов. композитор, 1987. — Т. 1. Ч. 1. — 366 с.
  211. С. Материалы к программе морального воспитания детей 5−7 лет / С. Якобсон, Л. Воюева, Т. Прокофьева // Дошкольное воспитание. 1999. — № 4. — С. 15−19- № 5. — С.21−26- № 6. — С.2−7.
  212. Ф.Ф. Технология обучения в системе высшего образования. М.: Высшая щкола, 1986. — 238 с.
  213. Анкета для музыкальных руководителей дошкольных образовательных учреждений
  214. Следует ли развивать музыкальность в дошкольном возрасте? Почему?
  215. Какой вид музыкальной деятельности, на Ваш взгляд, в наибольшей степени способствует развитию этого качества у детей?
  216. По какой программе Вы работаете?
  217. Выделите достоинства и недостатки используемой Вами программы. Развивает ли она возможность восприятия детьми непрограммных музыкальных произведений, обладающих большой силой эмоционального воздействия, глубиной и проникновенностью?
  218. Какая, на Ваш взгляд, программа в наибольшей степени способствует развитию этого качества?
  219. Анкета для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ)
  220. Какое значение, на Ваш взгляд, имеет нравственное (моральное) воспитание в старшем дошкольном возрасте?
  221. Какие методы нравственного воспитания Вы используете?
  222. Назовите основные трудности, испытываемые Вами в работе по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
  223. Присуще ли старшим дошкольникам вашей группы (ДОУ) эмоциональное отношение к нравственным нормам? С чем Вы связываете наличие этого качества?
  224. Спектакль «Каплик и Бабочка» (тростевые куклы) В спектакле использованы следующие музыкальные произведения: а) С. Прокофьев «Детская музыка» 12 легких пьес для фортепианоор.65:1. Утро Раскаяние Марш
  225. Прогулка Шествие кузнечиков Вальс
  226. Сказо Дождь и радуга Вечерб) П. Чайковский «Детский альбом»: Песня жаворонка1. Сладкая грезав) М. Равель «Игра воды» фрагментг) С. Рахманинов Прелюдия Es-dur ор.23 № 6 фрагмент
  227. Именно поэтому одно из центральных мест в спектакле занимает музыка Прелюдии Es-dur С. Рахманинова, рисующая образ бесконечно дорогого и любимого родного края.
  228. Темы спектакля борьба добра со злом и, конечно же, тема мужества, стойкости, целеустремленности Солдата, стремящегося спасти Машеньку.
  229. Спектакль «Сказка о дружбе» (перчаточные куклы)
  230. В спектакле звучат следующие произведения: а) И. С. Бах Прелюдия C-Dur из цикла ХТК т.1б) Л. Бетховен Симфония № 5 III часть (фрагмент)в) Р. Шуман «Альбом для юношества» «Святочный дед»
  231. Фрагмент вокального цикла «Любовь поэта» «В сияньи теплых майских дней"г) Э. Григ «Танец Анитры» из сюиты к пьесе Г. Ибсена «Пер Понт"д) М. Мусоргский «Картинки с выставки»
  232. Пьесы: «Гном», «Лиможский рынок"е) П. Чайковский «Детский альбом» № 1 «Утренние размышления»
  233. Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»
  234. Декабрь. Святки» из цикла «Времена года"ж) С. Рахманинов Этюд-картина c-moll ор.39 № 1 (фрагмент)з) С. Прокофьев «Детская музыка» пьса «Вечер»
  235. Музыкальная задача спектакля знакомство с музыкой разных эпох, стилей и направлений (западно-европейская и русская музыка XVIII—XX вв.еков).
  236. Темы спектакля любовь к родителям (дети идут искать средство от ссор, чтобы помирить своих родителей), дружба, побеждающая любые преграды.
  237. Спектакль «Африканская сказка» (перчаточные куклы)
  238. В спектакле звучат следующие произведения: а) Л. Бетховен Сонаты ор.2 № 2 1ч., Шч. и финалор.31 № 1 Adagio graziosoор.49 № 1 1ч. Andanteор.49 № 2 Нч. Tempo di Menuettoб) Ф. Шопен Этюды ор.10 № 12 c-mollор.25 № 2 f-mollв) С. Прокофьев Мимолетность № 10 b-moll
Заполнить форму текущей работой