Формирование социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами информационно-коммуникационных технологий
Диссертация
Степень разработанности проблемы. На основании анализа научной литературы можно заключить, что в трудах ученых исследуется проблема применения социокультурного подхода в образовании (Е. П. Артамонова, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев и др.), в частности в обучении иностранным языкам (Г. А. Воробьев, Р. П. Мильруд, А. А. Миролюбов и др.), связываемая с изучением ценностно-смысловых аспектов… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами ИКТ
- 1. 1. Содержание и структура социокультурной компетенции студентов педвуза
- 1. 2. Педагогический потенциал ИКТ в формировании социокультурной компетенции у студентов педвуза
- 1. 3. Модель формирования социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами ИКТ
- 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами ИКТ
- 2. 1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию социокультурной компетенции у студентов педвуза средствами ИКТ
- 2. 2. Реализация педагогических условий формирования социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами ИКТ
- 2. 3. Оценка результативности опытно-экспериментального исследования по формированию социокультурной компетенции у студентов педвуза при изучении иностранных языков средствами ИКТ
Список литературы
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 6 октября 2011 г.).
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. 22 декабря 2009 г. № 788).
- Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации и Минобразования России // Проблемы информатизации высшей школы (спец. вып.). 1998. -№ ¾. — 322 с.
- Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утв. Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94−3).
- Программа стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» «Педагогические кадры для инновационной России» на 2012−2016 гг.
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1984. — 207 с.
- Абдуразаков, М. М. Особенности использования современных технологий обучения в системе непрерывного образования / М. М. Абдуразаков, В. Л. Матросов // Наука и современное общество. 2003. — № 1. — С. 3−7.
- Адольф, В. А. Выявление уровня информационной компетентности выпускников общеобразовательных учреждений / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова, О. А. Гумеров // Информатика и образование. 2007. — № 5. — С. 116−119.
- Адольф, В. А. Инновационная деятельность в образовании : проблемы становления / В. А. Адольф, Н. Ф. Ильина // Высшее образование в России. 2010. — № 1. — С. 81−87.
- Адольф, В. А. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова // Информатика и образование. 2006. — № 1. — С. 2−5.
- Адольф, В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В. А. Адольф // Педагогика. 1998. — № 1. — С. 72−75.
- Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение в школе / Н. А. Алексеев. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 332 с.
- Андреев, А. А. Педагогика высшей школы (новый курс) / А. А. Андреев. М.: Московский международный институт экономики, финансов и права, 2002. — 264 с.
- Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — 566 с.
- Артамонова, Е. П. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у будущих учителей иностранного языка на основе социокультурного подхода : автореф. дис— канд. пед. наук / Е. П. Артамонова Магнитогорск, 2004. -18 с.
- Бабушкина, Л. Е. Педагогические условия формирования социокультурной компетенции студентов педвуза / Л. Е. Бабушкина // Интеграция образования. 2010. — № 1. — С. 9−14.
- Бабушкина, Л. Е. Социокультурная компетенция в формировании культурно-продуктивной личности студента педвуза / Л. Е. Бабушкина // Гуманитарные науки и образование. 2011. — № 4. — С. 94—96.
- Беспалов, П. В. Компьютерная компетентность в контексте лич-ностно-ориентированного обучения / П. В. Беспалов // Педагогика. 2003. -№ 4.- С. 41−45.
- Бим, И. Л. К проблеме уровня обученности иностранным языкам выпускников полной средней школы / И. Л. Бим, А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. 1998. — № 4. — С. 3−10.
- Бим, И. Л. Личносгно-ориентированный подход основная стратегия обновления школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. — 2002. -№ 2.-С.11−15.
- Блиева, Ж. М. Психолого-педагогические условия формирования языковой компетенции студентов в учебно-воспитательном процессе вуза : дис.. канд. пед. наук / Ж. М. Блиева. М.: РГБ, 2007. — 166 с.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна. Воронеж: Институт практической психологии: НПО «Модэк», 1995. — 349 с.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. 2003. -№ 10.-С. 8−14.
- Бордовский, Г. А. Информатика в понятиях и терминах : книга для учащихся старших классов средней школы / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков, В. В. Морозов, Ю. Исаев. М.: Просвещение, 1991. — 179 с.
- Братенникова, А. Н. Метод проектов в контексте преемственности формирования ключевых компетенций / А. Н. Братенникова, Е. И. Василевская // Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования». Вып. 2. Минск, 2003. — С. 132−146.
- Василенко, Е. И. Методические задачи по русскому языку / Е. И. Василенко, В. В. Добровольская. СПб.: Златоус, 2003. — 275 с.
- Красильникова, В. А. Информатизация образования : понятийный аппарат / В. А. Красильникова // Информатика и образование. 2003. -№ 4.-С. 21−27.
- Кузнецов, А. А. Проблемы и перспективы реализации единой среды дистанционного обучения студентов педагогических вузов / А. А. Кузнецов, Е. И. Смирнов, В. В. Богун // Информатика и образование. -2010.-№ 7.-С. 74−82.
- Кузьмина, Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Кутняк, С. В. Использование тренинга в обучении студентов коммуникативной компетенции как фактора успешного карьерного развития / С. В. Кутняк // Гуманитарные науки и образование. 2011. — № 1. — С. 15−18.
- Кыверялг, А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 335 с.
- Лавина, Т. А. Формирование ИКТ-компетентности учителя-предметника в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Ученые записки ИИО РАО. 2008. — № 27. — С. 176−181.
- Лавина, Т. А. Формирование у учителя-предметника ИКТ-компетентности в условиях непрерывного педагогического образования / Т. А. Лавина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2008. — № 2. — С. 67−70.
- Левицкая, И. А. Формирование социокультурной компетенции студентов / И. А. Левицкая // Педагогическое образование и наука. 2011. — № 1. — С. 34—37.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 328 с.
- Леонтьев, А. Н. Технологии мультимедиа в учебном процессе : как их освоить? И кому они нужны? / Е. Ю. Ванина, А. Н. Леонтьев // Высшее образование сегодня. 2008. — № 2. — С. 73−75.
- Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Литвинова, Л. Д. Формирование социокультурной компетенции у учащихся педагогических классов (на материале английского языка): дис.. канд. пед. наук / Л. Д. Литвинова. М.: РГБ, 2000. — 226 с.
- Лупач, И. Я. Социокультурный подход в методике преподавания иностранных языков в техническом университете (на материале немецкого языка): автореф. дис.. канд пед. наук / И. Я. Лупач. Таганрог, 2000. — 18 с.
- Макарова, Н. В. Научные основы методической системы обучения студентов вузов экономического профиля новой информационной технологии : автореф. дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Макарова. М., 1992. — 39 с.
- Мануйлов, Ю. С. Опыт освоения средового подхода в образовании : учебно-методическое пособие / Ю. С. Мануйлов, Г. Г. Шек. М. — Нижний Новгород, 2008. — 220 с.
- Мануйлов, Ю. С. Средовой подход в воспитании / Ю. С. Мануйлов. М. — Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2002. — 157 с.
- Маргус, Т. О социолингвистической компетенции студентов / Т. Маргус // Высшее образование в России. 2007. — № 2. — С. 118−121.
- Марков, М. И. Технология и эффективность социального управления / М. И. Марков. М.: Прогресс, 1982. — 267 с.
- Матрос, Д. Ш. Основы теории информатизации процесса обучения / Д. Ш. Матрос // Педагогика. 2007. — № 6. — С. 11−19.
- Махотин, Д. А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов / Д. А. Махотин, Ю. В. Фролов // Высшее образование сегодня. 2004. — № 8. — С. 34−35.
- Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения / Е. И. Машбиц. М.: Педагогика, 1986. — 280 с.
- Машбиц, Е. И. Компьютеризация обучения : проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. — 80 с.
- Мильруд, Р. П. Компетентность в изучении языка / Р. П. Мильруд // Иностранные языки в школе. 2004. — № 7. — С. 30−37.
- Миролюбов, А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // Иностранные языки в школе. -2001.-№ 5.-С. 11−15.
- Мишатина, Н. JI. Лингвокультурологический подход к развитию речи учащихся 7−8 классов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Мишатина. СПб., 2000. — 22 с.
- Муравьева, Н. Г. Понятие социокультурной компетенции в современной науке и образовательной практике / Н. Г. Муравьева // Вестник Тюменского государственного университета. 2011. — № 9. — С. 136−143.
- Небаба, А. Н. Формирование готовности студентов к развитию учебной деятельности (на примере изучения информатики в педагогическом вузе): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Н. Небаба. М., 2003. -26 с.
- Николаева, В. Д. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку / В. Д. Николаева, В. В. Ушницкая, А. С. Нестерова // Информатика и образование. 2003. — № 7. — С. 35−36.
- Новиков, А. М. Российское образование в новой эпохе : парадоксы наследия, векторы развития: монография / А. М. Новиков. М.: Эгвес, 2000.-268 с.
- Орлов, Е. В. Средовой подход как технология социального управления Электронный ресурс. / Е. В. Орлов // Информационно-методический журнал «Открытая школа». 2012. — № 5. — Режим доступа: http://www.open-school.kz/glavstr/obrazovaniesng/obrazl 162.htm.
- Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / под ред. М. В. Буланова-Топоркова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 544 с.
- Петрова, Н. П. Новые технологии образования / Н. П. Петрова // Вестник России. 1996. -№ 1.-С. 154−162.
- Пименова, М. В. Введение в когнитивную лингвистику : учебное пособие для студентов высших заведений, обучающихся по специальности 21 700 Филология / М. В. Пименова, 3. Д. Попова, И. А. Стернин и др. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — 219 с.
- Психологический словарь / под. ред В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. — М.: ООО «Изд-во Астрель», 2004. — 479 с.
- Рапопорт, И. А. Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников / И. А. Рапопорт, JI. В. Макаренко // Вопросы интенсификации обучения иностранным языкам в школе: сборник статей. Вып. 4. М., 1987. — С. 26−27.
- Роберт, И. В. Новые информационные технологии в обучении : дидактические проблемы, перспективы их использования / И. В. Роберт // Информатика и образование. 1991. — № 4. — С. 18−25.
- Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании : дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. М.: Школа-Пресс, 1994. — 205 с.
- Рогова, Г. В. Методика обучения иностранному языку в средней школе / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагин. М.: Просвещение, 1991. — 334 с.
- Романов, Е. В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография / Е. В. Романов. -Магнитогорск: МаГУ, 2001. 245 с.
- Сафонова, В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций / В. В. Сафонова. Воронеж: Истоки, 1996.-237 с.
- Сафонова, В. В. Культурно-языковая экспансия и ее проявление в языковой политике и образовании / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2002. — № 3. — С. 22−23.
- Сафонова, В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования / В. В. Сафонова // Иностранные языки в школе. 2001. — № 3. — С. 17−24.
- Сафонова, В. В. Элективный курс по культуроведению США в системе профильного обучения английскому языку / В. В. Сафонова, П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2005. — № 2. — С. 7−16.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенюк, Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики / Э. П. Семенюк // НТИ. Сер. 1. 1994. — № 1. — С. 1−8.
- Серикова, J1. А. Организация духовно-нравственного воспитания школьников в поликультурном образовательном пространстве региона / JI. А. Серикова // Гуманитарные науки и образование. 2011. — № 4. — С. 50а-52.
- Скаткин, М. Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1986. — 150 с.
- Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. 2-е изд. — М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
- Сластенин, В. А. Высшее педагогическое образование в России : традиции, проблемы, перспективы / В. А. Сластенин // Наука и школа. -1998,-№ 2.-С. 14−27.
- Сластенин, В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
- Словарь русского языка / под. ред. А. П. Евгеньева. М.: Русский язык, 1981.-794 с.
- Смирнов, Е. Н. О воспитании информационной культуры студентов вуза / Е. Н. Смирнов. Л.: ЛГПИ, 1990. — 54 с.
- Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1987. — 1600 с.
- Сысоев, П. В. Когнитивные аспекты овладения культурой / П. В. Сысоев // Вестник МГУ. Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2003. — № 4. — С. 110−124.
- Сысоев, П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): автореф.. дис. д-ра пед. наук / П. В. Сысоев. М., 2004. — 46 с.
- Сысоев, П. В. Язык и культура : в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2001. — № 4. — С. 12−17.
- Сысоев, П. В. Языковое поликультурное образование / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2006. — № 4. — С. 2−14.
- Тадинова, Р. А. К вопросу о формировании социокультурной компетенции / Р. А. Тадинова // Высшее образование сегодня. 2012. — № 12. — С. 23−27.
- Танглян, С. А. Грамотность в компьютерный век / С. А. Танглян // Педагогика. 1995. — № 1. — С. 13−20.
- Татьянина, Т. В. Гуманитарный потенциал технологий педагогического общения в развитии профессиональной компетентности будущего учителя : монография / Т. В. Татьянина- Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2009. — 102 с.
- Титова, С. В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С. В. Титова М.: Изд-во МГУ, 2003. — 267 с.
- Тихонов, Т. Н. Единое информационное пространство высшей школы России : основные проблемы и направления развития / Т. Н. Тихонов // Информационные технологии. 1996. — № 2. — С. 2−6.
- Толоконников, А. Г. Методика реализации обучения информационным технологиям в системе повышения квалификации руководителей и специалистов : автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Г. Толоконников. Тольятти, 2000.-21 с.
- Трайнев И. В. Конструктивная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов: допущено УМО вузов РФ по спец. пед. образования / И. В. Трайнев — под общ. ред. В. А. Матросова. М.: Сфера, 2004. — 316 с.
- Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): учебное пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. — 280 с.
- Трофимова, М. Ф. Некоторые возможности применения компьютера на уроках иностранного языка / М. Ф. Трофимова // Современные образовательные технологии: поиск и перспективы: сборник научно-методических работ. Саратов, 2003. — С. 219−221.
- Трутнев, А. Ю. Педагогические условия применения компьютерной технологии в процессе обучения студентов университета иностранному языку : дис.. канд. пед. наук / А. Ю. Трутнев. Магнитогорск, 2001. — 194 с.
- Тряпицына, А. П. Инновации в педагогическом образовании как необходимое условие реализации приоритетного национального проекта «образование» / А. П. Тряпицына // Вестник Герценовского университета. 2007. — № 1. — С. 28−30.
- Тряпицына, А. П. Компетентности и современное качество образования / А. П. Тряпицына // Педагогика. 2003. — № 4. — С. 14—15.
- Тряпицына, А. П. Перспективы развития педагогического образования : компетентностный подход / Н. Ф. Радинова, А. П. Тряпицына // Человек и образование. 2006. — № 4−5. — С. 7−14.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Психология-классика, 2001. — 416 с.
- Усова, А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / А. В. Усова. М.: Изд-во ун-та РАО, 2007. — 309 с.
- Фадеева, В. В. Формирование информационно-компьютерной готовности будущих военно-морских специалистов : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. В. Фадеева. М., 2000. — 16 с.
- Фролов, Ю. В. Компетентностная модель как основа качества подготовки специалистов / Д. А. Махотин, Ю. В. Фролов // Высшее образование сегодня. 2006. — № 2. — С. 131−132.
- Фурманова, В. П. Межкультурная коммуникация и лингвокульту-роведение в теории и практике обучения иностранным языкам. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. — 124 с.
- Фурманова, В. П. Мотивация как основа успешного овладения иностранным языком в школе / В. П. Фурманова, А. Н. Шамов // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. -2012.-№ 18.-С. 177−188.
- Хантер, Б. Мои ученики работают на компьютерах : книга для учителя: перевод с английского / Б. Хантер. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
- Халеева, И. И. Институциональная коммуникация: на пересечении социального и индивидуального / И. И. Халеева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. — № 597. — С. 9−16.
- Халеева, И. И. Plurilingual and pluricultural awareness in linguistic education in RF / И. И. Халеева // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. — № 561. — С. 10−19.
- Халяпина, JI. П. Интернет-коммуникация и обучение иностранным языкам : монография / J1. П. Халяпина. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2005. — 210 с.
- Халяпина, JI. П. Формирование поликультурной языковой личности как цель обучения иностранным языкам в условиях глобализации общества / JI. П. Халяпина // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2009. — № 10. — С. 230−236.
- Харитонова, JI. А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности : дис.. канд. пед. наук / JI. А. Харитонова. -М. :РГБ, 2005.-205 с.
- Харитонов, М. Г. Система довузовской этнопедагогической подготовки будущего учителя / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2007. — Т. 2, № 3. — С. 39−46.
- Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
- Хуторской, А. В. Дистанционное обучение и его технологии Электронный ресурс. / А. В. Хуторской // Эйдос. 2009. — С. 10. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910−18.htm
- Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Хьелл, Jl. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2000. — 146 с.
- Чернилевский, Д. В. Дидактические технологии в высшей школе : учебное пособие для вузов / Д. В. Чернилевский. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 437 с.
- Чернилевский, Д. В. Креативный подход к использованию компьютерной техники / Д. В. Чернилевский // Высшее образование в России. -2002.-№ 6. -С. 157−159.
- Шадриков, В. Д. Введение в психологию: способности человека / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 2002. 159 с.
- Шмелева, С. А. Информационно-коммуникационная подготовка студентов в вузах (на материалах естественнонаучных и правовых дисциплин): ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / С. А. Шмелева. Калининград, 2002. — 43 с.
- Штофф, В. А. Современные проблемы методологии научного познания / В. А. Штофф. Л.: Знание, 1975. — 40 с.
- Шукшина, Т. И. Развитие профессиональной педагогической компетентности педагога высшей школы с использованием гуманитарных технологий / Т. И. Шукшина, Т. В. Татьянина // Российский научный журнал. -2010.-№ 17.-С. 79−84.
- Щукин, А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного : учебное пособие для вузов / А. Н. Щукин. М.: Высшая школа, 2003. — 334 с.
- Щукина, Э. И. Коммуникативные упражнения в видеозвукозаписи для обучения устной диалогической речи студентов архитектурной специальности : автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Щукина. Киев, 1991. — 14 с.
- Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 142 с.
- Яковлева, H. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / H. М. Яковлева. Челябинск: Книга, 1991. — 123 с.
- Яковлева, H. М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач : дис.. д-ра пед. наук / H. М. Яковлева. Челябинск: РГБ, 1992. — 402 с.
- Appel, J. Diary of a Language Teacher / J. Appel. Oxford: Macmil-lan Education, 1995.- 142 p.
- Bachman, L. F. The construct validation of some components of communicative proficiency / L. F. Bachman, A. S. Palmer // TESOL Quarterly. 1982. -№ 16. — P. 449−465.
- Bork, A. Computer in Education in the United States / A. Bork // Computers and Education. Oxford, 1984. — Vol. 8, № 4. — P. 335−341.
- Canale, M. From communicative competence to communicative language pedagogy / M. Canale // Richards J. S., Schmidt R. W. (Eds.) Language and communication. London: Longman, 1983. — P. 2−27.
- Guilford, J. The nature of human intelligence / J. Guilford. New York, 1967.-286 p.
- Hewer, S. Communiquer par l’ordinaleur / S. Hewer // Nouvelles technologies et apprentissages des langues. Paris: EDICEF, 1988. — P. 30−38.
- Holec, H. Autonomy and Foreign Language Learning / H. Holec. -Oxford: Pergamon Press, 1979. 167 p.
- Little, D. Learner Autonomy / D. Little. Dublin: Authentic, 1991.192 p.
- Modard, D. Des outils informatiques au service de la lecture et de l’ecriture a l’ecole maternelle et a l’ecole elementaire / D. Modard // Ecoles normandes. Rouen: CDP, 1986. — № 43. — P. 3312.
- Savignon, S. Evaluation of communicative competence: the ACTEL provisional proficiency guidelines / S. Savignon // Modern Language Journal. -1985.-№ 69.-P. 129−134.
- Teeler, D. Use the Internet in ELT / D. Teeler, P. Gray. Edinburgh: Longman, 2000. — 120 p.
- Van Ek, J. A. Objectives for foreign language learning / J. A. van Ek. -Strasbourg: Council for Cultural Cooperation, 1986. 65 p.
- Van Ek, J. A. Threshold Level 1990 / J. A. van Ek, J. L. Trim. Strasbourg: Council of Europe Press, 1991. — 70 p.
- Тест на выявление социокультурных знаний по французскому языку Que connaissez-vous de la France ?1. Choisissez oui ou non)
- Quelles sont vos connaissances de depart oui non1. Le magazine Elle 2. LaCite 3. La Tour Eiffel 4. La pyramide du Louvre
- Entre 20 et 35 bonnes reponses: BRAVO ! ! !
- Entre 20 et 35 bonnes reponses: vous connaissez assez bien la France. Entre 20 et 35 bonnes reponses: travaillez mieux et vous allez decouvrir la France.
- Тест на выявление социокультурных знаний по латинскому языку
- Что вы знаете о Древнем Риме?1. Отметьте да или нет)
- Что вы знаете Да Нет Что вы знаете Да Нето Древнем Риме? о Древнем Риме? 1. Троя 26. Волынка 2. Спарта 27. Домбра 3. Афины 28. Лира 4. Рим 29. Скрипка 5. Кипр 30. Флейта 6. Олимп 31. Тамтам 7. Тибр 32. Цент 8. Весталка 33. Фунт
- Гай Юлий Цезарь 34. Иена
- Правильные ответы: 1, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 18, 22, 25, 28, 36, 37, 39, 44, 49, 50.1. Анкета преподавателя1. Уважаемый коллега!
- Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут получить ориентиры для дальнейшей деятельности по формированию социокультурной компетенции при изучении иностранных языков средствами ИКТ.
- Считаете ли Вы нужным включение средств ИКТ в обучение студентов иностранному языку?
- Вы используете средства ИКТ в обучении студентов иностранному языку?
- Чем Вы руководствуетесь, включая ИКТ в обучение студентов иностранному языку? a) возможностью использования ИКТ в дальнейшей профессиональной деятельностиb) желанием повысить положительную мотивацию и творческую активность студентовc) иное
- Какими средствами ИКТ Вы чаще всего пользуетесь в обучении студентов иностранному языку?
- Как Вы совершенствуете свои знания и умения по использованию средств ИКТ в обучении иностранному языку?
- Ваши пожелания по улучшению преподавания иностранных языков с помощью средств ИКТ.1. Благодарим за ответы!1. Анкета учителя1. Уважаемый коллега!
- Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы. Ваши ответы помогут улучшить работу кафедры иностранных языков и получить ориентиры для дальнейшей деятельности по формированию социокультурной компетенции при изучении иностранных языков средствами ИКТ.
- Изучают ли школьники возможности средств ИКТ с целью их применения в изучении иностранных языков?
- Считаете ли Вы, что нужно включать средства ИКТ в процесс изучения иностранных языков в школе и вузе?
- Помогает ли Вам использование средств ИКТ в обучении иностранному языку? Назовите причину, если нет.
- Вы используете средства ИКТ в обучении студентов иностранному языку?
- Каким образом Вы освоили работу со средствами ИКТ? a) самостоятельноb) на курсахc) с помощью коллег
- Как Вы совершенствуете свои знания и умения по использованию средств ИКТ в обучении иностранному языку?
- Выскажите, пожалуйста, свои пожелания по улучшению обучения иностранных языков с помощью средств ИКТ.1. Благодарим Вас!1. Анкета студента
- Как Вы относитесь к изучению иностранного языка средствами1. ИКТ?
- Какая форма организации обучения иностранному языку Вас устраивает больше? a) традиционнаяb) индивидуальнаяc) дистанционная
- Как Вы оцениваете свои навыки работы с компьютером? a) хорошо владеюb) имею некоторые навыкиc) испытываю затруднения
- Как вы думаете с какой целью вы изучаете «Иностранный язык»?a) предусмотрен учебным планомb) необходим для развития общего кругозораc) направлен на выполнение учебной деятельностиd) понадобится в дальнейшей профессиональной деятельностиe) другое
- Надо ли изучать иностранный язык средствами ИКТ?
- Помогают ли Вам знания об ИКТ в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык»?
- Применяете ли Вы средства ИКТ в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык»? Если да, то для осуществления каких видов работы?
- Какие средства ИКТ Вы чаще всего используете при изучении иностранного языка? При изучении других предметов (укажите, какие предметы и какие средства ИКТ)?
- Готовы ли Вы использовать средства ИКТ в Вашей будущей профессиональной деятельности?
- Следите ли Вы за новинками в области ИКТ? О каких новинках Вы можете сказать? Как они могут помочь Вам в изучении иностранного языка?1. Благодарим Вас!1. ТЕСТ
- ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ" (предложенный В. И. Андреевым 15, с. 550.)
- Уровень развития творческой активности личности характеризуется в тесте с помощью использования 10-балльной шкалы самооценки личностных качеств или частоты их проявления.
- Оцените свой ответ по 10-балльной шкале. Так как все оценки относительны, мысленно представьте себе продвинутый уровень развития соответствующего качества и низкий уровень.
- Удается ли Вам начатое дело довести до конца? Как часто?
- Кто Вы логик или эврист (генератор идей)?
- Относите ли вы себя к решительным людям? В какой степени?
- Всегда ли отличается Ваш конечный «продукт» (творение) от исходного проекта (замысла)? В какой степени?
- Способны ли Вы на проявление требовательности и настойчивости? Насколько Вы способны на это?
- Приходится ли Вам выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо? Как часто?
- Зависит ли решение проблем, возникающих у Вас, от Вашей энергии и настойчивости? Как часто?
- Поддерживают ли Ваши инициативы и предложения в Вашем коллективе? Как часто и какой процент людей?
- Бывает ли у Вас оптимистичное и веселое настроение? Как часто?
- Если условно разделить все проблемы, решаемые Вами в течении последнего года, на теоретические и практические, то каков будет, по Вашему, удельный вес практических проблем?
- Приходилось ли Вам отстаивать свои принципы, убеждения? Как часто?
- Способствует ли Ваша общительность, коммуникабельность решению жизненно важных для Вас проблем? В какой степени?
- Возникают ли у Вас ситуации, когда нужно брать на себя ответственность по решению проблем и дел в коллективе? Как часто?
- Удается ли Вам воплотить в жизнь Ваши идеи, проекты? Как часто и в какой степени?
- Удается ли Вам опередить своих соперников по работе или учебе, проявив находчивость в чем-то? Как часто?
- Считают ли Вас человеком воспитанным и интеллигентным среди Ваших друзей и близких? Как много людей?
- Приводилось ли Вам в вашей жизни предпринимать нечто неожиданное, такое, что воспринималось даже Вашими друзьями как принципиально новое дело? Как часто?
- Приводилось ли Вам менять коренным образом свою жизнь или искать новые подходы к решению старых проблем? Как часто?
- Вы можете определить уровень вашей творческой активности на основе суммарного числа набранных Вами баллов: низкий (18—54), средний (55— 84), высокий (85−114), продвинутый (115−162).
- МЕТОДИКА «МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ» (предложенная Т. И. Ильиной 68.)
- Отметьте Ваше согласие/несогласие (да/нет) с следующимиутверждениями:
- Атмосфера свободных высказываний лучшая атмосфера на занятии.
- Я работаю почти всегда с большим напряжением.
- Я редко страдаю головной болью после пережитых неприятностей или волнений.
- Я самостоятельно изучаю некоторые предметы, необходимые, на мой взгляд, для моей будущей профессиональной деятельности.
- Какие качества Вашего характера являются для Вас наиболее ценными? (Ответ напишите)
- Я полагаю, что жизнь должна быть посвящена выбранной профессии.
- Я не испытываю трудностей при подготовке к занятиям.
- Нет смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
- Я испытываю большое удовольствие, когда рассказываю знакомым о моей будущей профессии.
- Я являюсь весьма средним студентом, думаю, что никогда не буду достаточно хорошим, поэтому, я не вижу смысла в том чтобы прилагать усилия для того, чтобы стать лучше.
- Высшее образование не главное в наше время, и не обязательно иметь его.
- Я правильно выбрал профессию и твердо уверен в этом.
- От каких качеств, присущих Вам, Вы хотели бы избавиться? (Напишите ответ).
- Я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты-самолеты, записи, формулы) при удобном случае.
- Студенческие годы самое замечательное время в жизни.
- Я сплю чрезвычайно беспокойно и прерывисто.
- Я считаю, что все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко чтобы полно овладеть профессией.
- Я поступил бы в другой вуз, если бы была возможность.
- Я обычно оставляю на потом более трудные, в начале я берусь за легкие задачи.
- Для меня было трудно выбрать профессию и остановиться на одной из них.
- После любых неприятностей я могу спать спокойно.
- Моя профессия будет удовлетворять меня морально и даст мне материальный достаток в жизни, я твердо в этом уверен.
- Мне кажется, что я учусь хуже чем мои друзья.
- Иметь диплом о высшем образовании это для меня очень важно.
- Для меня это самый удобный вуз из неких практических соображений.
- Я учусь без напоминания администрации, у меня достаточно на это силы воли.
- Моя жизнь всегда связана с необычайным напряжением.
- Я считаю, что надо тратить минимум усилий при сдаче экзаменов.
- Есть много вузов, где мне интересно было бы учиться.
- Какое из качеств Вашего характера больше всего мешает Вам учиться? (Ответ обоснуйте)
- Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения все-таки связаны с будущей работой.
- Мне часто мешает спать беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок.
- Для меня не является главным высокая зарплата после окончаниявуза.
- Чтобы поддержать общее решение группы, я должен быть в хорошем расположении духа.
- Мои причины стать абитуриентом вуза добиться успеха в обществе, избежать службы в армии.
- Я учу экзаменационный материал с целью стать профессионалом, а не для сдачи экзамена.
- Я хочу быть похожим на моих родителей, так как они хорошие профессионалы.
- Мне необходимо иметь высшее образование с целью продвижения по службе.
- Какое из Ваших качеств помогает Вам учиться? (Напишите ответ)
- Изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей специальности, представляет для меня трудности.
- Возможные неудачи меня весьма тревожат.
- Когда меня периодически стимулируют и подстегивают, я лучше всего занимаюсь.
- Я окончательно остановил мой выбор на данном вузе.
- Я не хочу отстать от моих друзей, которые имеют высшее образование.
- Мне приходится очень интенсивно самому работать, чтобы убедить в чем-либо группу.
- Обычно я отличаюсь ровным и хорошим настроением.
- Удобство, чистота, легкость моей будущей профессии меня очень привлекают.
- Я давно интересовался этой профессией, много читал о ней еще до поступления в вуз.
- Моя будущая профессия самая важная и перспективная.
- Для уверенного выбора данного вуза мои знания об этой профессии были достаточны.
- Утверждения 5, 13, 30, 39 в обработку не включаются, так как являются нейтральными к целям опросника.
- Вывод: преобладание результатов по первым двум шкалам указывает на правильный выбор студентом будущей профессии.
- ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ У СТУДЕНТОВ ЭГ И КГ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ