Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Перспективы развития и инновационный характер образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширятся требования к инновационным компетенциям выпускников. При этом будет повышаться и роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов. В этих целях будут… Читать ещё >

Перспективы развития и инновационный характер образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концепция развития и модернизации образования РФ

Система образования, являющаяся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны является необходимым условием для выхода России в сфере образования на мировой уровень и формирования инновационной экономики.

В целях модернизации существующей системы образования РФ была подписана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 — 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы — с 4,1 процента до 5,5 — 6 процентов валового внутреннего продукта.

Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач [4]:

  • · Первая задача — обеспечение инновационного характера базового образования
  • · Вторая задача — модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития.
  • · Третья задача — создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

На уровне управления предстоит обновить подходы к формированию и конкурсному распределению государственного и муниципального задания, обеспечивающих выявление и учет актуальных потребностей граждан, в том числе расширение спектра услуг и формирование современных критериев их качества.

Будет обеспечен рост доли педагогов дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную квалификацию, в том числе через обновление квалификационных требований и формирование современных профессиональных стандартов, обновление образовательных программ, программ повышения квалификации и профессионального сопровождения, совершенствование системы оплаты труда с опорой на создание современной системы оценки качества и результатов педагогической работы.

Для скорейшего внедрения указанных инструментов предстоит на базе наиболее успешно работающих систем дошкольного образования создать «площадки» для стажировки педагогов и управленцев с целью освоения ими инновационных программ развития дошкольного образования. Не менее двух таких площадок при государственной поддержке будет создано в каждом федеральном округе в течение ближайших пяти лет.

Переход к использованию новых образовательных технологий и методов в школе будет обеспечен через формирование современных профессиональных стандартов деятельности педагогических и управленческих кадров и обновление квалификационных требований (в том числе в рамках поддержки создания и функционирования саморегулируемых профессиональных организаций). Здесь также предстоит сосредоточиться на подготовке и повышении квалификации педагогических и управленческих кадров:

— обновить образовательные программы бакалавриата, магистратуры и дополнительного образования по педагогическим специальностям;

— усовершенствовать профессиональную ориентацию будущих учителей, в том числе, имея ввиду привлечение на педагогическую работу граждан, не имеющих базового педагогического образования, но любящих и умеющих работать с детьми;

— реорганизовать сеть педагогических вузов, превратив их в современные организации и структуры высшего профессионального образования, ориентированные на широкую гуманитарно-педагогическую, информационнокоммуникационную и аналитико-управленческую подготовку;

Также предстоит обеспечить дальнейшее совершенствование стандартов образования. При этом будет обеспечено качественное повышение эффективности использования в образовательном процессе современных информационных технологий и в этих целях расширены функции школьных и детских библиотек, стимулирующие пользователей эффективно использовать все виды информации, включая электронные информационные ресурсы.

Будет расширена практика поддержки на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные программы образования, с обеспечением целенаправленного формирования, выявления, апробации, и последующего распространения передовых методик преподавания и лучшей практики их работы, отвечающих задачам инновационного развития в рамках развертывания системы федеральных и региональных инновационных площадок.

Также будет поддержано развитие инфраструктуры углубленного и профильного обучения по программам школьного и дополнительного образования, в том числе, системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной и предпрофессиональной подготовки (включая возможность присвоения наиболее эффективным из них статуса президентских лицеев). Ключевым условием обеспечения поддержки создания и развития таких школ будет обеспечение полноценной доступности их для одаренных детей из малообеспеченных семей и удаленных и труднодоступных территорий.

Основными направлениями предоставляемой поддержки станут обеспечение современных условий организации образовательного процесса, в том числе, на основе использования новейших информационных технологий, обеспечение для учащихся широких возможностей для совместной, сетевой, проектной деятельности и учебно-профессиональной коммуникации с молодыми исследователями, включение их в проекты и исследования, реализуемые вузами, в том числе, через финансовую поддержку конкретных проектов и образовательных программ. Эта работа будет осуществляться, в том числе, в рамках программ создания и развития федеральных университетов и национальных исследовательских университетов. Соответствующие требования будут включены в перечень обязательных при оценке эффективности деятельности ведущих, федеральных и исследовательских университетов.

Получат дальнейшее развитие системы и механизмы государственно-общественного управления, финансово-хозяйственной самостоятельности, оценки качества и эффективности деятельности образовательных учреждений, обеспечивающие развитие в образовательных учреждениях духа инициативы и предпринимательства, современного инновационного уклада. Будет обеспечена соответствующая квалификация руководителей учреждений через системы квалификационных требований, подготовки и повышения квалификации, назначения и аттестации, оплаты труда.

Для проведения данных изменений с учетом региональной принадлежности общеобразовательных учреждений на федеральном уровне предстоит:

— создать в регионах сеть стажировочных площадок для обучения большинства работников системы общего образования;

— сформировать кадровый резерв системы общего образования, развивать механизмы регулярной ротации преподавателей и руководящего состава;

— ежегодно совершенствовать стандарты, аттестационные, лицензионные и аккредитационные требования с целью продвижения инновационных образовательных технологий, новой школьной инфраструктуры.

Будет обеспечено формирование целостной системы непрерывного образования, отвечающей требованиям, предъявляемым инновационной экономикой.

Во-первых, в рамках модернизации системы общего и профессионального образования будет обеспечен переход к использованию современных методов и технологий обучения, направленных на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, выявления и постановки проблем, создания нового знания, направленного на их решение, поиска и обработки информации, самостоятельной и командной работы и иных компетенций инновационной деятельности. В этих целях в вузах и других образовательных организациях (в первую очередь — предоставляющих услуги профессионального образования и профподготовки) будет обеспеченно внедрение кредитно-модульных технологий организации учебного процесса с индивидуальными образовательными траекториями для каждого обучающегося.

Во-вторых, будет обеспечена актуализация содержания образовательных программ профессионального, общего и дополнительного образования, с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, в первую очередь — по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, в ключевых областях естественных и точных наук, и в сфере подготовки управленческих кадров.

Будет расширена практика создания и внедрений инновационных образовательных программ и образовательных технологий.

Будут совершенствоваться федеральные государственные образовательные стандарты, расширятся требования к инновационным компетенциям выпускников. При этом будет повышаться и роль государственно-общественного управления в сфере образования, системы общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ и выпускников вузов, а также общественной аккредитации вузов. В этих целях будут реализованы программы и мероприятия, направленные на обеспечение ключевых российских вузов глобально конкурентоспособными профессорско-преподавательскими кадрами. В частности, актуальной задачей станет выведение уровня оплаты и условий труда профессоров и преподавателей ключевых вузов, ведущих глобально конкурентоспособную исследовательскую деятельность, на уровень международных стандартов. При этом будет осуществлено дифференцированное повышение расчетных нормативов, устанавливающих уровень финансирования образовательных программ из средств федерального бюджета.

Отбор вузов и направлений подготовки в них, в отношении которых будут применяться данные нормативы, будет производиться на конкурсной основе исходя из наличия в данных вузах конкурентоспособных научных, инженерных, иных профессиональных, творческих школ, подтвержденных в соответствии с их особенностями такими показателями, как международная публикационная активность профессорско-преподавательского состава соответствующих подразделений, и (или) вкладом в развитие науки, техники иных секторов экономики и культуры.

Будут созданы условия для привлечения российскими вузами на постоянную и временную работу иностранных специалистов, а также обеспечен допуск иностранных операторов в те сектора дополнительного профессионального образования, где программы российских образовательных учреждений слабо представлены или вовсе отсутствуют.

Будет расширяться практика подготовки кадров в ведущих международных университетах, в первую очередь на уровне аспирантуры, разработана и реализована система мер по привлечению их на работу в ключевые российские вузы и научные организации. В целях повышения доступности качественного профессионального образования и расширения его ресурсной базы будет интенсифицирована работа по расширению масштабов государственной поддержки развития механизмов образовательного кредитования, в том числе магистерских программ и программ дополнительного образования, с учетом возможности кредитования обучения в ведущих международных университетах.

Будет реализован комплекс мер по удержанию в России и привлечению из-за рубежа высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных. Данный комплекс мер будет включать, в том числе, повышение общей привлекательности России для таких специалистов, адресное привлечение, стимулирование российских работодателей (в том числе, ведущих вузов и научных организаций, органов государственного управления) к участию в конкуренции за таких специалистов на глобальном уровне.

Будут созданы регулярно обновляемые отраслевые рейтинги высших учебных заведений, факультетов, институтов, ведущих обучение по соответствующим специальностям, исходя из международной публикационной и патентной активности профессорско-преподавательского состава и других принятых в международной практике критериев.

При этом будет осуществлен отказ от государственного финансирования обучения в аспирантуре в вузах, в которых такая работа организована не на должном качественном уровне, прекращение государственного финансирования обучения в аспирантуре и магистратуре и закрытие диссертационных советов в вузах по тем специальностям, по которым данные вузы не имеют серьезного научного задела, подтвержденного публикационной и патентной активностью на международном уровне, либо иными способами, соответствующими особенностям специальностей.

Дальнейшее развитие получит стандартизованное тестирование выпускников образовательных программ, результаты которого должны учитываться в рейтингах образовательных учреждений. Будет введен стандартизованный экзамен по разным предметам для желающих поступать в магистратуру по примеру хорошо зарекомендовавшего себя GRE subject test, признаваемого во многих странах.

Введение

такого экзамена будет способствовать мобильности студентов внутри страны и станет индикатором качества подготовки бакалавров в вузе.

С целью развития системы профессиональной оценки качества подготовки выпускников вузов будет обеспечено формирование практики проведения профессиональных экзаменов, разрабатываемых и проводимых ассоциациями и организациями представителей профессионального сообщества, прохождение которых будет являться условием присуждения квалификации и допуска к профессии по ряду специальностей. Инновационное развитие предполагает международную интеграцию. Это означает серьезное повышение требований к результатам освоения образовательных программ по иностранным языкам, а также совершенствование измерительных материалов по оценке деятельности образовательных учреждений в этом направлении и примерных образовательных программ всех уровней образования.

Указанные меры будут реализованы как в рамках федерального регулирования в текущей работе Миноборнауки России, так и за счет поддержки региональных комплексных проектов модернизации образования в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011;2015 годы [9].

Выводы по 2 главе

Формирование компетенций «инновационного человека» должно начинаться еще до школы — во многом именно на этой стадии и в начальной школе закладываются основы навыков по критическому восприятию информации, способности к нестандартным решениям, креативность, изобретательность, способность работать в команде, навыки социализации. Дальнейшее образование может эти навыки развивать, но очень редко может сформировать их заново. Система образования, являющаяся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны является необходимым условием для выхода России в сфере образования на мировой уровень и формирования инновационной экономики.

В данной главе мы рассмотрели вопросы, касающиеся модернизации российского образования, пути и способы развития данной сферы и приоритетную государственную политику на современном этапе модернизации российского образования и меры ее реализации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой