Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социализация лиц с интеллектуальной недостаточностью в условиях стационарных учреждений социальной защиты

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В реализации социализирующего воздействия на инвалидов важную роль играет социальная работа. Особая специфика социальной работы в стационарных учреждениях психоневрологического профиля объясняется своеобразием психического и интеллектуального недоразвития инвалидов, их ограниченными возможностями в отстаивании своих интересов, неспособности планирования своей деятельности. Специфика деятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты социализирующего воздействия труда
    • 1. 1. Социально-психологические аспекты трудовой деятельности
    • 1. 2. Трудовая занятость инвалидов как условие профессиональной реабилитации
    • 1. 3. Трудовая и досуговая деятельность в социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью
  • Глава 2. Стационарное учреждение системы социальной защиты как социализирующая среда для лиц с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 1. Структура и функции стационарного учреждения для лиц с интеллектуальной недостаточностью
    • 2. 2. Социальная характеристика лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития, находящихся в стационарных учреждениях
    • 2. 3. Технологии социальной работы в реализации трудовой и досуговой деятельности как условия социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью

Социализация лиц с интеллектуальной недостаточностью в условиях стационарных учреждений социальной защиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В системе учреждений социальной защиты наряду с домамиинтернатами общего типа (для престарелых и инвалидов) имеются стационарные учреждения психоневрологического профиля. В этих учреждениях находятся инвалиды с хроническими психическими заболеваниями. Среди них более 40% составляют лица с интеллектуальной недостаточностью, которые являются инвалидами первой и второй группы.

Значение труда, трудовой деятельности в развитии личности прослеживается с ранних лет жизни человека. На основе участия в труде происходит развитие моторики, формирование двигательных навыков, совершения осознанных действий, а в дальнейшем и целесообразной деятельности, расширение социального опыта.

При интеллектуальной недостаточности в силу неразвитой мотивации к трудовой деятельности и наличии биологически обусловленной заторможенности двигательных актов требуются особые обучающие усилия, побудительные воздействия извне. Вовлечение инвалидов (лиц с интеллектуальной недостаточностью) в трудовую деятельность наряду с развитием моторики подчинено задачам развития интеллекта и общего психического развития, накоплению и расширению социального опыта. В этом прослеживается социализирующее воздействие труда.

При отсутствии специального обучающего воздействия общее психическое и, в частности, интеллектуальное развитие замедляется, что может на длительные годы обречь человека на ограниченные возможности к полноценной трудовой деятельности, задержать развитие его коммуникативных способностей, замедлить формирование мотивационно — потребностной сферы, обеднить его интересы, увлечения и другие проявления социального функционирования.

Для лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью), находящихся в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, трудовая занятость играет особо важную роль с точки зрения их социализации. Пребывание этой категории инвалидов в интернатном учреждении делает невозможным получение доступа к полноценному общению со здоровым окружением. Особенности стационарного учреждения заключаются еще и в том, что в нем крайне беден выбор видов трудовой занятости и проведения досуга, общение ограничивается контингентом больных (инвалидов) с психическими расстройствами. Все это при условии длительного, многолетнего пребывания лиц с интеллектуальной недостаточностью в этой обстановке сдерживает их психическое развитие. В связи с этим встают задачи обращения к трудовой занятости этой категории инвалидов с учетом возможностей социализирующего воздействия труда.

Степень разработанности проблемы.

Проблема трудовой занятости выступает как социологическая, психологическая, реабилитационная и экономическая проблема. В современных социально-экономических условиях проблема трудовой занятости обостряется в связи с безработицей, сложностями трудоустройства. Это положение в значительной степени касается инвалидов, которые в условиях рыночных отношений оказываются невостребованными.

Трудовая занятость инвалидов напрямую соотносится с проблемой профессиональной реабилитации инвалидов, профессиональной ориентацией и переобучением. Эти положения отражены в исследованиях следующих авторов: О. С. Андреевой, B.C. Сазонова, Д. П. Рязанова, С. А. Мельникова, A.A. Грачева, В.В. Петрова1.

1 Андреева О. С., Сазонов B.C., Рязанов Д. П. Анализ отечественного и зарубежного опыта профессиональной реабилитации инвалидов.// Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов,-M.1996.-C. 10−61- Мельников С. А., Грачева A.A., Петрова В. В. Особенности рынка труда в Москве применительно к трудоустройству инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов,-M., 1996. -С.170−176.

Трудовая занятость, трудоустройство как компоненты профессиональной реабилитации являются для инвалида не только.

• средством «восстановления» в правах человека, участвующего в труде. Все это имеет еще и психологический и экономический аспект.

Социологический аспект трудовой занятости, социализирующие личность факторы, в том числе и воздействие труда, рассматривались в ряде работ социологов (Т. Парсонса, М. Вебера, Э. Фромма, Р. К. Мертона, Ч. Х. Кули, К. Маркса, Ф. Энгельса и др.)1, в которых показывалась.

Ф двойственность характера труда, производимого продукта и двойственность самого человека как субъекта природы и субъекта общества.

Вопросы социализации личности успешно разрабатываются также отечественными социологами: И. С. Коном, Ю. Г. Волковым, И. В. Мостовой, А. И. Кравченко, Е. М. Черняк, А. И. Ковалевой, П. Д. Павленком,.

• Ж.Г. Тощенко2.

Социология труда, трудовой занятости, их влияние на формирование личности в норме и патологии получили освещение в ряде исследований: Ж. Т. Тощенко, Ф. Тейлора, В. В. Новикова, Э. Н. Фетисова, Е. Г. Антосенкова, В. П. Мошняги и др3.

Проблема трудовой занятости инвалидов в психологическом, реабилитационном аспекте отражена в работах Л. С .Выготского, А.Н.

1 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль.- 1996.-С.496−526- Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. — М., 1990. — С.21−32- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное&trade-. -М., 1994; Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992, № 2. — С. 122−123- Кули Ч. Х. Первичные группы. // Американская социологическая мысль. — М.,.

1994. т.23. -С.244- т.23. -С.50. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.46, ч.1 — С. 17−48.

2 Кон И. С. Социология личности. — М., 1994; Волков Ю. Г., Мостовая И. В. Социология. — М.: Гардарики. 2002. — 432 е.: Кравченко А. И. Социология. Социальная динамика. Стратификация. Социальные институты. — М.: Академический проект. — Екатеринбург: Деловая книга. 2002. — 736 е.- Черняк Е. М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы в 2-х т. Т.2. — М.- ИСР. 1997. — С.258−262- Ковалева А. И. Социализация личности: норма и ее отклонения. — M.: Институт молодежи. 1996.-223 е.- Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы. — М.: «Дашков и К». 2004. -428 с.

3 Тощенко Ж. Т. Социология. — M.: Юрайт — M. 2001. — 527 е.- Тейлор Ф. Научная организация труда. — М., 1965. — С.221−224- Новиков В. В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. — М., 1984; Антосенков Е. Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (1992;1994). // Социс.

1995, № 9. — С.50- Мошняга В. П. Занятость населения // Российская энциклопедия социальной работы в 2-х т. T. 1. — M.: ИСР. 1997. — С. 198−203.

Леонтьева, М. М. Кабанова, Е. Д. Красика, Б. А. Сырниковой, Н. Б. Шабалиной, О.С.Андреевой1.

Трудовая занятость лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития освещается в исследованиях Н. Ф. Дементьевой, В. М. Розенцвайга, A.B. Паршутина, A.B. Кораблева2.

Вместе с тем, проблема трудовой занятости лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития (интеллектуальной недостаточностью) с социологических позиций рассматривалась недостаточно полно. Важно определить влияние труда на личность данной категории инвалидов, ее различные составляющие (мотивацию, интересы, общение, поведение и др.), которые изменяются в процессе трудовой деятельности и могут способствовать «продвижению» лиц с ограниченными интеллектуальными возможностями к интеграции в общество.

В этой связи правомерно возникает вопрос о взаимодействии социализации и социальной реабилитации, в частности, лиц с интеллектуальными расстройствами. Социологи стоят перед необходимостью осуществления проекта программы пятилетней подготовки студентов по новой специальности «Социальная реабилитация», которая должна иметь междисциплинарный характер и включать нормативно-правовое регулирование социально-реабилитационной деятельности = медицинские основы социальной.

1 Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991. — С.82−93- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975; Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. -Томск. 1981; Сырникова Б. А. Организационно-функциональная модель регионального реабилитационного центра для инвалидов.Автореферат. Дисс. докт. мед. наук, — М., 2003. -49с.- Шабалина Н. Б., Добровольская T.A. Психологические критерии рационального трудового устройства инвалидов. Методические рекомендации.-М.:ЦИЭТИН. 1986. — 24с.

2 Дементьева Н. Ф. Проблемы реабилитации лиц с ментальными нарушениями // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями» — Н. Новгород, 2003. — с.4−10- Розенцвайг В. М., Паршутин A.B. Особенности реабилитации лиц с выраженной ментальной недостаточностью в связи с задачами интеграции их в общество. // Российская научно практическая конференция «Медико-социальная экспертиза. Медико-социальная реабилитация и реабилитационная индустрия на современном этапе». — М.-.ФЦЭРИ. 2001. -с.169−173- Кораблев A.B. «Социализация лиц молодого возраста с выраженной задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения (на примере Нижегородской области)». Автореферат дисс. канд. социол. наук. — Н.Новгород. 2003. — 26с. реабилитации = психологические основы социальной реабилитации = педагогические основы социальной реабилитации = содержание и методика социально-правовой реабилитации = содержание и методы социально-бытовой реабилитации = информационные технологии в социальной сфере1.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является изучение влияния трудовой деятельности на социализацию лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития и разработка предложений по ее оптимизации в стационарном учреждении.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

— рассмотреть трудовую занятость инвалидов в условиях стационарного учреждения как основу социально-трудовой реабилитации,.

— дать анализ социальной характеристики лиц с интеллектуальной недостаточностью в качестве предпосылки определения способов социализирующего воздействия труда,.

— изучить формы трудовой и досуговой занятости и соотнести их с потенциальными способностями лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития для определения путей интеграции их в общество,.

— выявить субъективные и объективные факторы участия инвалидов в труде и рассмотреть их с точки зрения критериев эффективности социализирующего воздействия трудовой деятельности,.

— исследовать технологии социальной работы в социализации лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития в стационарном учреждении,.

1 Саралиева З. Х. Реабилитация лиц с ментальными нарушениями в социальном образовании // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями: проблемы и пути решения». — Н.Новгород. 2003. — с.14−17.

— разработать модель организации трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью;

— сформулировать предложения по направлениям социализирующего воздействия труда в структуре реабилитационной деятельности учреждения психоневрологического профиля.

Объект исследования — лица с выраженной задержкой интеллектуального развития, находящиеся в стационарном учреждении психоневрологического профиля.

Предмет исследования — социализирующее воздействие трудовой занятости на инвалидов с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Проблема исследования состоит в наличии потенциальных возможностей у лиц с задержкой интеллектуального развития и недостаточностью условий для их реализации в стационарах психоневрологического профиля. Проблема состоит также в том, что трудовые навыки, которыми могут овладеть инвалиды данной категории, останутся невостребованными из-за ограниченных возможностей трудоустройства лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития в современных социально-экономических условиях.

Гипотеза исследования состоит в том, что лица с выраженной задержкой интеллектуального развития обладают потенциальными способностями, для реализации которых необходимы соответствующие условия. Выявление и создание этих условий позволит данной категории инвалидов приблизиться к возможностям их интеграции в общество.

Теоретико-методологические основы исследования.

Концептуальные подходы к решению проблемы состоят в признании труда и трудовой занятости в социализирующем воздействии на лиц с задержкой интеллектуального развития, в формировании у них трудовых навыков и потребности общения. Методология проблемы состоит в разработке принципиальных положений о специфическом влиянии трудовой занятости на развитие личности указанной категории инвалидов с целью подготовки к интеграции их в общество.

Выбор методов исследования определялся целью, задачами, предметом и гипотезой. К ним относились:

1 .социологический метод (анкетирование, интервью лиц с интеллектуальным недоразвитием);

2. эмпирический — обследование 235 инвалидов — лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения психоневрологического профиля;

3. метод прямого наблюдения участия инвалидов в трудовой деятельности;

4. метод анализа документов и текущих архивных документов стационарных учреждений психоневрологического профиля;

5. метод логического анализа, на основе которого построена систематика фактических данных в области социализирующего воздействия труда.

Эмпирическая база исследования представлена:

• международными документами об инвалидах;

• декларацией о правах умственно отсталых лиц;

• законодательными документами о психиатрической помощи и социальной защите инвалидов в Российской Федерации;

• результатами анкетирования 235 лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития, способных к трудовой деятельности, находящихся в психоневрологических интернатах Московской, Ярославской, Тверской области и г. Москве;

• данными о материально-технической базе реабилитации стационарных учреждений психоневрологического профиля Московской, Ярославской, Тверской областей, г. Москвы;

• картами реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях психоневрологического профиля.

Научная новизна исследования.

1. Трудовая занятость лиц с выраженной задержкой.

• интеллектуального развития в условиях стационарных учреждений рассмотрена как базовая составляющая социально-трудовой реабилитации данной категории инвалидов.

2. Показана неоднородность контингента лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью в зависимости от социальных и психологических характеристик.

Ф 3. Выявлены различные потенциальные возможности инвалидов, которые при соотнесении их с формами трудовой занятости в стационарных учреждениях определяют возможности интеграции в общество лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития.

4. Показаны объективные и субъективные факторы участия инвалидов в труде как критерия эффективности социализирующего т воздействия трудовой деятельности.

5. Разработаны технологии социальной работы в реализации трудовой и досуговой деятельности лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения.

Практическая ценность работы.

Результаты исследования могут быть использованы при организации социально-трудовой реабилитации инвалидов в стационарных учреждениях других регионовпри группировке инвалидов для формирования трудовых и досуговых навыков лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностьюпри определении эффективности социализирующего воздействия труда.

Материалы диссертационного исследования могут быть полезными в процессе подготовки специалистов по социологии и социальной работе,.

• психологии и реабилитологии.

Социологические подходы к трудовой занятости инвалидов могут быть учтены при разработке типовых и индивидуальных.

• реабилитационных программ.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трудовая занятость лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения составляет основу социально-трудовой реабилитации данной категории инвалидов.

2. Социальная характеристика лиц с выраженной интеллектуальной недостаточностью, отражающая их неоднородность, основана на учете таких критериев, как возраст, длительность пребывания в стационарном учреждении, степень интеллектуального дефекта, способность к усвоению социального опыта.

3. Формы трудовой занятости инвалидов соотносятся с определенными их потенциальными способностями и сказываются на возможностях и путях интеграции инвалидов в общество.

4. Субъективные и объективные факторы участия инвалидов в труде при условии их взаимодействия и взаимовлияния являются критерием эффективности социализирующего воздействия трудовой деятельности.

5. Научно обоснованные технологии социальной работы в реализации трудовой занятости лиц с выраженной задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения относятся к степени сформированности трудовых и досуговых навыков инвалидов.

Апробация работы Работа обсуждена на заседании кафедры «Теория и методика социальной работы» Московского государственного университета сервиса.

Отдельные положения диссертации были доложены в выступлениях в 2004;2005 гг. на:

• - совещании руководителей социальных учреждений подведомственных Комитету социальной защиты населения Московской области — «Практика работы по организации платных услуг в учреждениях социального обслуживания стационарного типа»;

• - совещании руководителей стационарных учреждений системы социальной защиты населения на базе Дмитровского детского домаинтерната на тему: «Итоги работы областных стационарных учреждений за 2004 год и задачи на 2005 год" — семинаре врачей психоневрологических интернатов: «Биологическая обратная связь. Новая национальная идея сохранения и укрепления ц здоровья населения России" — практическом семинаре на базе Антроповского психоневрологического интерната по теме: «Медицинское обеспечение проживающих. Комплектование штата медицинских работников в соответствии с требованиями и контингентом проживающих" — семинаре на базе Сергиево-Посадского детского дома — интерната по.

• вопросам организации медико-социальной реабилитации инвалидовсеминаре на базе Антроповского ПНИ (психоневрологического интерната) по теме: «Основные направления социальной работы в стационарных учреждениях" — семинаре Ногинского ПНДИ (психоневрологического домаинтерната) по теме: «Социально-трудовая реабилитация и культурно-массовое обслуживание проживающих в стационарных учреждениях Московской области" — семинаре на базе Дома Ветеранов (г.Москва) по обмену опытом социальной работы с пожилыми людьми и инвалидамипрактическом семинаре на базе Климовского дома-интерната для престарелых и инвалидов на тему: «Правовое обеспечение медико-социальной реабилитации в стационарных учреждениях Министерства.

• социальной защиты населения Московской области".

Результаты диссертационного исследования внедрены в практику деятельности психоневрологических учреждений Московской области.

Материалы диссертации освещены в 7 научных публикациях общим объемом 3,7 печатных листа.

Структура работы Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы и использованных источников, приложений.

Заключение

.

Процесс гуманизации общества во многом определяет новую направленность социального отношения к людям с ограниченными возможностями. Создание оптимальных условий для успешного социального развития, обучение социальной адаптации и интеграции инвалидов в настоящее время является одной из приоритетных социальных задач во всех развитых странах. Вместе с тем очевидной остается проблема социального неприятия инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, которая приобретает особое содержание в России в условиях экономического кризиса и дезинтеграции социальных институтов.

Рассмотрение инвалидности как чисто медицинской проблемы в массовом сознании претерпело свои изменения. Акценты деятельности перемещаются с сегрегирующих, реабилитационных, образовательных, оздоровительных мероприятий на программы интеграции, на учет индивидуальных потребностей инвалида.

Основной целью реабилитации инвалидов признается участие инвалида в социальной жизни, его социализация. Процесс социализации является целостным и комплексным, выпадение или пропуск того или иного направления социализации не только ведет к ущемлению возможностей социального функционирования для инвалида с интеллектуальной недостаточностью, но также и к неэффективной, неполной социальной реабилитации в тех направлениях, которые были реализованы. Это объясняется как целостностью человеческой личности, все стороны и проявления которой взаимосвязаны, так и целостностью социального бытия.

Социальная реабилитация как восстановление способности к социальному функционированию по общему правилу возможна лишь в том случае и в той степени, в которой индивид обладал такой способностью до инвалидности.

С совершенно иной ситуацией сталкивается исследователь, когда инвалид не имел или почти не имел этих способностей в силу выраженной задержки интеллектуального развития.

Среди всех видов социализирующего воздействия трудовая деятельность приобретает исключительно важное значение.

С теоретических и методологических позиций рассмотрена социология труда, проанализирована проблема трудовой занятости инвалидов с точки зрения профессиональной реабилитации, которая имеет непосредственное отношение к трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью в условиях стационарных учреждений.

Установлена значимость предшествующего трудового опыта инвалидов в реализации его в психоневрологических интернатах. Выявлено преимущество инвалидов, поступивших в психоневрологический интернат из детского дома-интерната.

При осуществлении трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью особое значение приобретают психологические и социально — психологические факторы труда, их формирование и влияние на всю трудовую деятельность: работоспособность, установка, мотивы трудовой деятельности, отношение к труду. Работоспособность особенно проявляется у лиц с интеллектуальной недостаточностью как фактор биологический, установка, мотивация, отношение к труду выступают как факторы социальные. С практической точки зрения при организации труда инвалидов в стационарных учреждениях приобретает значение стимулирование труда инвалидов.

По отношению к инвалидам с задержкой интеллектуального развития труд приобретает интегральную характеристику, выступая как фактор развивающий (познавательные функции, моторика), как корригирующий фактор (поведение, эмоции, мотивы труда, установки), как адаптирующий социальное функционирование в определенных условиях и как социализирующий фактор, расширяющий представление о социальном опыте, о взаимоотношениях в условиях трудовой деятельности.

Стационарные учреждения психоневрологического профиля (в том числе, и базовый — Коробовский психоневрологический интернат) являются реабилитационными. В них осуществляется воздействие трудовой и досуговой деятельности на лиц с интеллектуальным недоразвитием.

В Коробовском психоневрологическом интернате хорошо развита материально-техническая база реабилитации, которая представлена подсобным хозяйством (полеводство, огородничество, животноводство, тепличное хозяйство), несколько хуже развиты лечебно-трудовые мастерские (в виде одного профиля — швейного). На основании медицинских показаний и рекомендаций медико-социальной экспертизы инвалиды вовлечены в трудовую деятельность. Они овладели навыками ухода за животными, доением коров, выращиванием овощей. Это обстоятельство дает основание для их возможной социальной интеграции. В реальной жизни 22,8% инвалидов оформлены на штатные должности в учреждении, 15,3% - работают в подсобном хозяйстве, 28% - на полевых работах и погрузочно-разгрузочных видах труда. Большая часть инвалидов проявляет самовыражение через участие в художественной самодеятельности, в дискотеках, конкурсах на создание уюта в жилых комнатах, в рукоделии, в фотоделе и т. д. Исключительно важное значение придается формированию и развитию коммуникативных навыков инвалидов, половому воспитанию.

По существу, стационарное учреждение представляет собой истинную социализирующую среду, в которой в миниатюре представлено общество с его сложными социально-психологическими и производственными отношениями. Эта социализирующая среда как малая социально-терапевтическая среда реализуется в трех основных направлениях: деятельность, материально-техническая база, кадровое обеспечение. Претворение в жизнь социализирующего воздействия малой социально-терапевтической среды осуществляется посредством введения дифференцированных режимов содержания лиц с интеллектуальной недостаточностью (активирующий, свободный, наблюдательный), а также путем продуманного взаимодействия специалистов (врача-реабилитолога, трудотерапевта, психолога, культорганизатора, специалиста по социальной работе, библиотекаря).

Все эти мероприятия оказывают социализирующее воздействие на лиц с интеллектуальным недоразвитием, способствует их активизации, раскрывают перед ними перспективу социальной интеграции.

С социологической точки зрения психоневрологический интернат рассматривается как особая, социализирующая среда, как особое социальное пространство. Содержанием его является создание системы социальных связей, активизации продуктивной деятельности и разумного, развивающего досуга. На модели Коробовского психоневрологического интерната можно убедиться в реализации действенных социализирующих мероприятий. Трудовая занятость лиц с интеллектуальной недостаточностью сочетается с активным их вовлечением в разнообразную досуговую деятельность.

В соответствии с социально-психологической характеристикой обследованный контингент инвалидов отличается недоразвитостью целого ряда психических процессов (мышления, памяти, внимания, речи, восприятия, эмоций, общения) и стато-динамических функций. Все эти явления обусловливают ограничения жизнедеятельности в сфере самообслуживания, двигательной активности, обучения, общения, трудовой деятельности, ориентации и контроля за своим поведением. Вместе с тем, в результате социализирующего воздействия труда, активного вовлечения инвалидов в трудовую деятельность отмечено психоинтеллектуальное развитие лиц с интеллектуальной недостаточностью, расширение их социального опыта, совершенствование социального функционирования. Подтверждением этого являются сформировавшиеся способности осуществлять целенаправленную трудовую деятельность, участвовать в коллективном труде и выполнять индивидуальные задания, совершать самостоятельные покупки, пользоваться общественным транспортом. Под влиянием систематического социализирующего воздействия инвалиды приобретают способность самостоятельно оформляться на работу, вступать в деловые, производственные отношения. Особенностью приобретенных навыков является то, что они нуждаются в постоянном подкреплении, повторении.

Социальная характеристика изученного контингента лиц с интеллектуальной недостаточностью отражает преобладание инвалидов молодого возраста, инвалидов второй группы, часть из них обучалась в классах вспомогательной школы, большая часть (51,9%) не имеет образования.

В ходе исследования систематизированы виды трудовой деятельности инвалидов в условиях психоневрологического интерната, сформулированы мотивы участия инвалидов в трудовой деятельности, разработаны критерии эффективности трудовой занятости лиц с интеллектуальной недостаточностью. Указанные параметры сопоставлены с биологическим фактором (возрастом) и социальным фактором (образование, длительность пребывания инвалидов в психоневрологическом интернате).

Установлено, что молодые инвалиды заняты преимущественно в выездных бригадах, на штатных должностях и в подсобном хозяйстве. Инвалиды, обучавшиеся в классах вспомогательной школы работают преимущественно в ЛТМ и на штатных должностях.

При изучении мотивов участия инвалидов в трудовой деятельности оказалось, что с увеличением длительности их пребывания в психоневрологическом интернате в большей степени выявляются социально-значимые навыки: соревновательные, возможность общения. Это в значительной степени характерно для инвалидов молодого возраста и позволяет считать, что трудовая деятельность является мощным социализирующим фактором.

Социальные технологии трудовой и досуговой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью имеют определенную длительность.

В детском возрасте, а для лиц с интеллектуальной недостаточностью — в детских домах-интернатах — осуществляется формирование навыков трудовой деятельности. На их формирование оказывают влияние такие факторы, как уровень развития интеллекта, мотивация, способ информирования (обучения), последовательность усложнения педагогических приемов, дифференцированный подход.

Технологии социальной работы по реализации трудовой и досуговой деятельности лиц с задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения имеют свои особенности, которые связаны с целесообразностью подкрепления приобретенных навыков, с необходимостью взаимоадаптации (инвалидов и персонала), с осознанием инвалидами вынужденного длительного совместного проживания, важности осуществления группировки инвалидов на основе общности социальных признаков.

В ходе изучающего воздействия социальных технологий осуществлена систематика инвалидов на основе предпосылок трудовой деятельности и рекомендуемой, доступной трудовой и досуговой деятельности.

Выявлены различные уровни социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью: минимальный, нарастающий, оптимальный, максимально возможный, которые лежат в основе дифференциации трудовой занятости инвалидов.

Рассмотрено социологическое понятие трудовая занятость, используемое в обществе, с одной стороны, и в стационарных учреждениях, с другой. Выявлены различные варианты трудовой деятельности инвалидов с учетом места ее реализации, содержание, цели этой деятельности и ее эффективность.

Проведен анализ лечебно-трудовой деятельности (трудовой терапии) в стационарных учреждениях, которая регламентирована нормативными документами. Показан научно обоснованный подход к организации трудовой терапии, в основе которого лежит подбор видов труда, тенденция к нарастанию их сложности и способности осознания их инвалидами.

В реализации социализирующего воздействия на инвалидов важную роль играет социальная работа. Особая специфика социальной работы в стационарных учреждениях психоневрологического профиля объясняется своеобразием психического и интеллектуального недоразвития инвалидов, их ограниченными возможностями в отстаивании своих интересов, неспособности планирования своей деятельности. Специфика деятельности специалиста по социальной работе в стационарных учреждениях объясняется также образом жизни инвалидов, их длительного пребывания в однообразных условиях закрытого учреждения, что ставит задачи создания домашней обстановки, уюта, комфорта. Вся деятельность специалиста по социальной работе основана на тщательном изучении «социальной истории», социального статуса инвалида (наличие родственников, полученное образование, группа инвалидности, пенсионное обеспечение, жилищные проблемы и др.).

Содержание деятельности специалиста по социальной работе включает разработку программ социализации инвалида (создание комфортных условий быта, организация досуговой деятельности, трудовое устройство инвалидов). Контроль за реализацией программ социализации осуществляет специалист по социальной работе.

На основе проведенного исследования можно сформировать несколько обобщающих положений.

Длительное пребывание в стационарных учреждениях лиц с интеллектуальной недостаточностью при условии систематической целенаправленной трудовой занятости способствует формированию социально значимых мотивов труда, что положительно сказывается на социализации инвалидов.

Эффективность воздействия трудовой занятости инвалидов проявляется в молодом возрасте в развитии интеллекта, упорядочении поведения и эмоций, расширении социального опыта. При этом более высокие показатели при длительном пребывании лиц с интеллектуальной недостаточностью в психоневрологическом интернате.

•Стационарные учреждения психоневрологического профиля представляют собой социализирующую среду для лиц с интеллектуальной недостаточностью, которая оказывает многоаспектное воздействие на данную категорию инвалидов посредством организации трудовой и досуговой деятельности.

•Лица с интеллектуальным недоразвитием, находящиеся в психоневрологическом интернате, представляют собой неоднородную группу. В основе их дифференциации лежат такие критерии, как степень интеллектуального недоразвития, уровень сформированности навыков трудовой деятельности и потенциальные способности инвалидов.

•Социальные технологии в реализации трудовой и досуговой деятельности лиц с интеллектуальным недоразвитием основаны на принципах обучения, имеют длительную протяженность и требуют постоянства, неотступности и повторяемости. Несоблюдение этих принципов обрекают данную категорию инвалидов на еще большее отставание в психическом развитии.

•Социальная работа по социализации лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляется в соответствии с разработкой и реализацией программ, включающих создание комфортных условий быта, организацию досуговой (социокультурной) деятельности и трудоустройства инвалидов.

В ходе исследования подтверждена гипотеза, что для реализации потенциальных возможностей лиц с интеллектуальной недостаточностью необходимы дифференцированные условия трудовой занятости, которые будут способствовать интеграции инвалидов в общество через посредство трудоустройства.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать предложения по оптимизации социализирующего воздействия трудовой и досуговой деятельности на лиц с интеллектуальной недостаточностью.

1. Трудовая деятельность с многоаспектным влиянием труда как социализирующего фактора является основополагающей деятельностью лиц с интеллектуальным недоразвитием, способствует формированию не только трудовых, но и коммуникативных и социокультурных навыков и потому нуждается в дальнейшем совершенствовании форм и методов.

2. С целью усиления социализирующего воздействия труда на инвалидов необходимо расширить возможности вовлечения их в доступные им трудовые операции от простого хозяйственно-бытового труда до выполнения профессионально-производительного труда на штатных должностях.

3. При организации трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью в стационарных учреждениях необходимо основываться на законодательных и нормативно-правовых документах, гарантирующих инвалидам доступный, развивающий, социализирующий труд, лишенный элементов принуждения.

4. Для достижения максимального социализирующего эффекта трудовой деятельности лиц с интеллектуальной недостаточностью следует руководствоваться перечнем трудовых процессов, который составлен с учетом степени интеллектуального дефекта, уровня сформированности профессионально-трудовых навыков и категориями сложности труда.

5. С целью «подкрепления» социализирующего воздействия труда необходимо расширить возможности свободного режима содержания инвалидов, который совершенствует их социальный опыт, приобщает к общественным и культурным ценностям, способствует их психосоциальному развитию.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты
  2. Декларация о правах умственно отсталых лиц от 20 декабря 1971 г. // Сборник деклараций о правах инвалидов ООН. Нью-Йорк. 1988
  3. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185−1
  4. Указ Президента Российской Федерации от 25.03.93 г. № 349 «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов»
  5. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. № 48, Ст. 4563 (В ред. Федер. Закона от 22 августа 2004 г. № 122)
  6. Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». СЗ РФ. 1995. № 32. Ст. 3198 (В ред. Федер. Закона от 22 августа 2004 г. № 122)
  7. Трудовой Кодекс Российской Федерации. // Бюллетень Минтруда России.-2002. № 1.
  8. Нормативные и правовые документы
  9. Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса. Утвержден Госсанэпиднадзором 12 июля 1994. №Р.2.2013−96
  10. О мерах по улучшению условий и охраны труда. Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 843
  11. О психиатрической и психотерапевтической помощи // Приказ Минздравмедпрома от 30.10.95 г. № 294
  12. Положение о лечебно-производственных (трудовых) мастерских в домах-интернатах для престарелых и инвалидов и в психоневрологических интернатах. Утвержд. приказом Минсобеса РСФСР 27 декабря 1968 г. № 178
  13. Положение о специалисте по социальной работе, участвующем в оказании психиатрической и психотерапевтической помощи //Приказ Минздрава России от 30.10.95 г. № 294
  14. Порядок участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности. Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г. № 128
  15. Примерное положение о Реабилитационном Центре для лиц с умственной отсталостью. Приложение к приказу Минсобеса от 11.09.90 г. № 1−136-У
  16. .Г. Человек как предмет познания, личность субъект деятельности, индивидуальность // Хрестоматия по психологии. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. Под. ред. A.B. Петровского. -М.: Просвещение, 1977. С. 152−156
  17. К. Социальная психиатрия новый взгляд на социальную работу // Российский журнал социальной работы. 1995, № 1. — С. 110 112
  18. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — С.245−248
  19. О.С. Анализ контингента и состояние трудовой занятости инвалидов Москвы // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 1995. — С.92−169
  20. О.С., Сазонов B.C., Рязанов Д. П. Анализ отечественного и зарубежного опыта профессиональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1996. -С. 10−61
  21. Е.Г. Мониторинг социально-трудовой сферы РФ (1992−1994г.г.) // Социс. 1995. № 9. С.50
  22. H.A. Трудоустройство психически больных, находящихся в психоневрологических интернатах, на штатные должности как форма социально-трудовой реабилитации.// Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1999. № 2. С.46−48
  23. И.В. Нормальная модель досуга. // Социологические исследования. 1989. № 2. С. 18−24
  24. Л.Г., Солодова Г. С. Социология личности. Новосибирск, 1997
  25. П. Социальное пространство // Начала. Пер. с фр. М.: Socio -Logos, 1994
  26. М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения. М., 1990. С.21−32
  27. Ю.Г., Мостовая И. В. Социология. М.: Гардарики, 2002. -432с.
  28. В.М., Коцюбинский А. П. Терапия средой и организация коллектива в условиях дневного стационара // Новые методы терапии и реабилитации психически больных во внебольничных условиях. М.: Моск. НИИ психиатрии МЗ РСФСР. 1979. — С.29−31
  29. JI.C. Педагогическая психология. М., 1991. — С. 82−93
  30. В.Т., Гусев М. М. Социология. Фундаментальный курс авторизованного изложения. М.: Московский Экстерный гуманитарный университет, 1993.- 174с.
  31. Ф. Основания социологии // Американская социологическая мысль. М.: издат. МГУ, 1994. — 315с.
  32. .М. Личность и нарушение общения. — М., 1987
  33. Н.К. Основы социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Н. Новгород: НГМА. 1999. — 502с.
  34. Л.Г. Социокультурный аспект социальной работы // Социокультурные проблемы социальной работы. М.: ИСР. 1996. -С. 36−40
  35. Л.Г., Холостова Е. И. Основы теории социальной работы. -М., 1997
  36. Л.А. Универсальное развитие человека: предпосылки и перспективы. Минск, 1988
  37. Н.Ф., Ермолина Л. А., Ежова В. А., Можаева Е. Г. Терапия и социальная адаптация больных олигофренией // журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1981, в. 3. С.1555−1562
  38. Н.Ф., Устинова Э. В., Поперечная Л. Н., Можаева Е. Г. Социальные аспекты проблемы олигофрении (обзор) // МРЖ, Р, 16, 1981. № 7. — С.2−8
  39. Н.Ф., Модестов A.A. Организация трудового обучения умственно отсталых подростков в условиях промышленногопроизводства // Здравоохранение Российской Федерации, 1984, № 9. С.23−25
  40. Н.Ф., Шаталова Е. Ю. Характеристика общения умственно отсталых лиц, находящихся в психоневрологических интернатах // Дефектология. 1987, № 3. С. 26−30
  41. Н.Ф., Шаталова Е. Ю. К вопросу о мотивах участия в трудовых процессах умственно отсталых лиц в условиях психоневрологических интернатов // журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова. 1988, в. 10. С. 97−102
  42. Н.Ф., Цикото Г. В., Исаева Т. Н. и др. Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью. // Дефектология. 1994. № 6. С.63−67
  43. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень: Тюменская обл. Ассоциация работников социальных служб. 1995, 108с.
  44. Н.Ф., Турченкова М. А. О социальных работниках в системе психиатрической помощи. // Российский журнал социальной работы. 1996, № 1. С.72−76
  45. Досуг как сфера социокультурной деятельности детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации / сост. Г. В. Голубцова. Курск: КГМУ. 1998. — 36с.
  46. Э. Социология. Ее предмет, метод, назначение. М., 1995
  47. В.Я. Социологический метод: Теория. Антология, логика. -СПб., 1995
  48. Г. Социальная дифференциация: социологическое и психологическое исследование // Тексты по истории социологии 1920 в.в. М.: Наука, 1994
  49. В.Н. Социальные технологии в современном мире. М.: Славянский диалог. 1996. — 335с.
  50. М.М. Трудовая терапия. // БМЭ т.25 изд.З. М.: Советская энциклопедия. 1985. — С.353−355
  51. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. — М., 1995
  52. Классификатор показанных и противопоказанных условий и характера труда для трудоустройства инвалидов, кн. 10. — М.: ЦИЭТИН. 1999. С. 60−63
  53. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи. 1996.-228с.
  54. И.Ф., Фетисов Э. Н. Социология труда. Красноярск, 1993
  55. Кон И. С. Социология личности.: Прогресс. 1994. 284с.
  56. А.И. Социология. Социальная динамика. Стратификация. Социальные институты. — М.: Академический проект. — Екатеринбург. Деловая книга. 2002. — 736с.
  57. Е.Д. Индустриальная реабилитация психически больных. -Томск. 1981.- 168с.
  58. О.В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М.: Издат. центр «Академия». 2002. — 288с.
  59. Краткий психологический словарь / состав. Л. А. Карпиенко. М.: Политиздат. 1985. — С. 379−381
  60. Критерии оценки ограничения жизнедеятельности в учреждениях МСЭ. Методические рекомендации. / состав.: Д. И. Лаврова, Е. Либман, С. Н. Лузин и др.) М.: ЦИЭТИН. 1999. — 34с.
  61. Ч.Х. Социальная самость // Американская социологическая мысль. М., 1994. — С. 251−272
  62. Ч.Х. Первичные группы // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 129−136
  63. Д.И., Андреева О. С., Залученова Е. А. Особенности профессиональной реабилитации инвалидов // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1996. — С. 177−180
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.-304с.
  65. А.И. Социальная защита и информационное общество // Социальная политика и социология. 2004. № 1. С. 14−21
  66. А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. — М.: Просвещение. 1990. 128с.
  67. М. Технология и эффективность социального управления. -М., 1983.-С. 48
  68. Д. Социология труда. М., 1997
  69. К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. 2 изд. т.23. С. 188
  70. Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологические исследования. 1992, № 2.-С. 122−123
  71. Р.К. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. 1993, № 3
  72. С.А., Грачева А. А., Петрова В. В. Особенности рынка труда в Москве применительно к трудоустройству инвалидов. // Профессиональная реабилитация и занятость инвалидов. М., 1996. -С. 170−176
  73. .Г. Досуг: методология и методика социологических исследований. Учебное пособие. М., — 1995
  74. В.П. Занятость населения // Российская энциклопедия социальной работы в 2-х т. Т.1. М.: Ире. 1997. — С. 198−203
  75. Е.Б., ШестаковВ.П., Афонасьева И. К. Технология социальной работы. 4.1. СПб.: Издат. СПБ ГИСЭ. 2002. — 63с.
  76. В.Е. Организаторы досуга. — М., 1997
  77. В.В., Фетисов Э. Н. Социальные проблемы подготовки молодежи к труду. М., 1984
  78. Г. И. Социология социальной сферы. М.: Сорос. 1999. -274с.
  79. П.Д. Теория, история и методика социальной работы. -М.: Дашков и К. 2004. 428с.
  80. A.M. Социальная работа как наука: обоснование и структура // Проблемы социальной работы в России. М.: Институт социальной работы АРСС. 1995. — С. 6−14
  81. A.M., Холостова Е. И. Социальная работа как наука, вид профессиональной деятельности и специальность в системе высшего образования.// Социальная работа /Под ред. И. А. Зимней. Вып. 9.М., 1995
  82. Т. Функциональная теория измерения // Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. — С. 474−476
  83. Т. Понятие общества: Компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. — С. 494−526
  84. З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности. М., 1990
  85. В.В., Шлыков В. Н. Развитие научных исследований по охране труда // 9-ти годичные научные чтения: Государство и общество: проблемы социальной ответственности. — М.: МГСУ. 2003.-С. 303−306
  86. Программа глубоко умственно отсталых детей. М.: НИИ дефектологии АПН СССР, 1982. — 62с.
  87. Психологические критерии реализации трудового устройства инвалидов. Методические рекомендации (состав. Н. Б. Шабалина, Т.А. Добровольская) М.: ЦИЭТИН. 1986. — 24с.
  88. A.A., Радугин К. А. Социология досуга и быта // Социология: Курс лекций. М., 1995
  89. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989
  90. Сборник программ трудового обучения глубоко умственно отсталых детей в домах-интернатах. М.: ЦИЭТИН, 1985. — 25с.
  91. Сборник программ социальной адаптации лиц с выраженной умственной отсталостью, находящихся в детских и психоневрологических интернатах. М.: ЦИЭТИН, 1988. — 26с.
  92. В.Н. Деятельность социального работника: роли, функции и умения. М.: СТИ МГУС, 2000
  93. Система попечения умственно отсталых в Финляндии. -Хельсинки: Финский союз помощи умственно отсталым. 1994. 5с.
  94. Н. Социология (пер. с анг.) М., 1994
  95. Совершенствование форм и методов реабилитации молодых инвалидов в психоневрологических интернатах // Методические рекомендации (составители: Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В., Насыллбулина М. А. и др.). М.: ЦИЭТИН, 1995. — 23с.
  96. П.А. Геометрическое и социальное пространство // Человек. Цивилизация. Общество (пер. с анг.). М.: Политиздат. 1992.-С. 297−334
  97. Социальная работа в условиях перехода России к рыночным отношениям: анализы и прогнозы. М., 1995
  98. Социальная работа с инвалидами / Настольная книга специалиста. М., 1996
  99. Социальная психология. Краткий очерк / под ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат. 1975. -319с.
  100. Социальная и трудовая адаптация умственно отсталых лиц в психоневрологических интернатах // Методические рекомендации (Составители: Дементьева Н. Ф., Доценко Н. М., Болтенко В. В. и др.). М.: ЦИЭТИН. 1986. — 43с.
  101. Социология. Под ред. Г. В. Осипова. М.: Мысль, 1990. — С.94−100
  102. Социология. Под ред. Лавриненко. М.: Юнити, 2000. — 406с.
  103. Г. Сочинения: опыты научные, философские, политические (под ред. Н.А.Рубакина) СПб., 1899. С. 126−128
  104. Справочное пособие по социальной работе / Под. ред. Е. И. Холостовой. М., 1997
  105. С. А. Психическая болезнь в социологических парадигмах // Материалы Российско-Германской научно-практической конференции «Реабилитация лиц с ментальными нарушениями» (Н.Новгород 23−26 июня). Н.Новгорол. 2003. -С. 88−91
  106. .А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов в реабилитационном центре // Работник социальной службы. 2003. № 3. С. 12−14
  107. Ф. Общность и общество // Социологический журнал. 1998,№ 3−4.-С. 207−227
  108. Теория и методика социальной работы. Под ред. В. И. Жукова. -М.: Союз, 1994.- 192с.
  109. .Т. Социология. Общий курс. М.: Юрайт — М. 2001.-527с.
  110. Трудотерапия в Великобритании и Франции. М.: Tacis, 2000. — 176с.
  111. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. Know how fund. М., СТИ. 1998. — 50с.
  112. Д.А. Кадровое обеспечение учреждений социального обслуживания // Проблемы пожилых людей. Материалы Российской научно-практической конференции «Медико-социальная помощь пожилым людям». М.: ФЦРИ. 2002. — С. 169−172
  113. .Ф. К разработке понятия «социальная технология» // Актуальные проблемы теории и технологии социальной работы. -М.: СТИ, 2000.-С. 95−100
  114. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура // Состав. A.M. Руткевич. -М.: Ренессанс. 1991. С. 17−65
  115. Э. Душа человека. Пер. с анг. М.: Республика, 1992. -330с.
  116. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994
  117. В.Г. Основы социологии. М.: Логос, 1997. — 302с.
  118. Е.И. Технология социальной работы // Российская энциклопедия социальной работы. Т.2, М., 1997. — С. 347
  119. Оккупациональная терапия как новое направление реабилитологии. // Развитие социальной реабилитации в России. -М., 2000.-С. 12−20
  120. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. — М.: Дашков и К, 2002. 342с.
  121. Е.М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы. Т.2. М.: ИСР, 1997. — С. 258−262
  122. Е.М. Личность // Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. М.: ИСР, 1997. — С. 286−291
  123. П. Человек и труд. М., 1993
  124. Энциклопедия социальной работы в 3-х тт. / Пер. с анг. 19 931 994
  125. Энциклопедический словарь М.: Госуд. научн. издат. «Большая советская энциклопедия». 1955. — С.438
  126. Brugha (Eg) Social support and psychiatric. Research findings and guidelines for clinical practice. // Cambridge Univers. Press, 1995
  127. Clarke A.D., Clarke A.M. Some resent advanced in the study of early deprivation// Child. Psychol. 1980, p. 26−36
  128. Cliff Jndqe. Retarded Australians. Melburn. Universititi press. 1975- 222p
  129. Collin C., Wade D.T., Davis S. and Home V. The Bartte AD Lindex reliability study. Jnternatioonal Disability Studies. 1988.№ 10. p 61−63
  130. Cooley C.H. Primary Groops and Jdeals // A work book and Reader in Sociology. Berkley, California. 1968.P. 90−100
  131. Declaration uber Rechte behinderter Menschen // Rehabilitacion, 1976, b, 15.-s. 111−113
  132. Denhils W., Najarian P. Infant development under environment handicap // Psychol. Monogr., 1987,№ 7, p. 436
  133. Finlay L. Occupational therapy in psychiatry Chapman and Hall. -London., 1988
  134. Franke Z. Erfahrungen bei der medizinichen, padegogishen, neruflichen und socialen Rehabilitation psychisch und psychisch geschadigter Kinder und Tygendlicher // Disch., Zesund Wes, 1974, 34, Iis. 518−523
  135. Jreek I. Occupational therapy and mental heaeth. Principles, skills and practice. Churchull Liwinq stone. London, 1990
  136. Hollge Y. Socialni prace lekare s. oligofreni detmi v peci//cs. Zdrow 1983,31,31,304−310
  137. Kayser H., Kruger H., Damascke K. u. Mitarb: Gruppenarbeit in der Psychiatrie. 2 Aufl. Thieme, Stuttgart, 1981
  138. Mets I., Wilson C.R. Rehabilitation for employment snanes in a population of adolescents and young adults with mental handicaps // Amer. y. ment. Dific. 1989, № 3,p. 229−233
  139. Mosey A. C/ Prychosocial components of ocen Pationce therapy. Raven Press. New-York, 1986
  140. Olsheski I., Growick B. Industrial rehabilitation in the pubik sector: the ohio experience //1. Rehabil. 1988, № 54, № 2, p. 46−49
  141. Pan E. Et al. Annual review of rehabilitation. New York, 1983, 366h.
  142. Reed I., Clemtnts I. Assessing the under standing of emotional states in a population of adolescents and young with mental handicaps //1, ment. Dific. Res. 1989, № 33, № 3, p. 229−233
  143. Rosenhheim H.D., Abies B.S. Social Deprivation and «Natural Retardation» // cn. Psychiatry. 1994, № 4, p.216−226
  144. Simon I. Actualites en reducation fonctinnelle et readaptation. Paris: Masson, 1985, ser. 1012, 384p.
  145. Wehman P. et all. Vocational curriculum for developmentally disabled persons Baltimore: Univ. Park press, 1980,229p.
  146. Wise S.A. Servise equity and program effectiveness in the rehabilitation process //1. Rehabil. 1988, № 54, № 4, p. 68−721. Авторефераты диссертаций
  147. Н.В. Социальные аспекты реабилитации инвалидов в Российской Федерации. Автореф. дисс. канд. социол. наук. M., 2004.-27с.
  148. JI.C. Социокультурные процессы в изменяющейся России. Тендерный аспект. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2000. — 32с.
  149. A.B. Социализация лиц молодого возраста с выраженной задержкой интеллектуального развития в условиях стационарного учреждения (на примере Нижегородской области). Автореф. дисс. канд. социол. наук. Н.Новгород. 2003. — 32с.
  150. B.C. Состояние соматического и психического здоровья инвалидов и создание социотерапевтической среды в реабилитационном центре для инвалидов. Автореф. дисс. канд. мед. наук. М., 2002. — 32с.
  151. В.Г. Проблема социальной нормы на стыке социологии и психиатрии. Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 1996
  152. И.В. Принципы понимающей социологии в анализе социализации личности. Автореф. дисс. канд. социол. наук. -М., 1992
  153. .А. Организационно-функциональная модель реабилитационного центра для инвалидов. Автореф. дисс. докт. мед. наук. — М., 2003.-49с.
Заполнить форму текущей работой