Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Технология семейного воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь… Читать ещё >

Технология семейного воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном обществе роль родителя требует особых знаний, умений и навыков по компетентному сопровождению сложных вопросов, связанных со здоровьем, интеллектуальным и физическим развитием ребенка. Цепочка передачи базовых знаний по уходу за ребенком от поколения к поколению оказалась разорванной. Современные родители часто демонстрируют невысокий уровень компетентности в отношениях с детьми.

В связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в развитых индустриальных странах резко падает воспитательный потенциал семьи. Поэтому, рассматривая воспитательную роль семьи в России, следует учитывать и общемировые тенденции трансформации института семьи.

Наиболее негативную роль в семейном воспитании сыграло повышение доли занятости женщин трудоспособного возраста. Прежде единый семейный авторитет подвергся расщеплению, распавшись на ряд противоречащих друг другу «социализационных авторитетов». Тем самым создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, выступающий в разнообразных формах и проявлениях этой конфликтности, несогласованность воспитательного воздействия — от нарушений социокультурного поведения до социальной патологии разного рода (бегство от жизни и своего «Я», суицид, агрессия, насилие, правонарушения и преступность).

Эти процессы еще более усугубились в связи с перемещением детей из дома в детские ясли, сады, приюты, школы, интернаты, училища, учебные заведения, сезонные лагеря и прочие учреждения, социализирующие детей.

Уменьшение влияния родителей происходило также из-за разрушения ценности сохранения своего рода, т. е. фамилизма, снижения ценности семьи в социокультурном и экономическом смысле, разделения единого «мы» родителей на конфликтно-конкурентные «Я» матери и отца, особенно при финансовом обеспечении и распределении материальных ресурсов в семье. В XX в. одним из существенных факторов, обусловливающих уменьшение воспитательной роли семьи и авторитета родителей, стало сокращение времени прямого контакта родителей и детей. Основная причина этого — появление своего рода социальных «заменителей» родителей — профессиональных воспитателей и учителей, средств массовой информации и культуры, лидеров межличностных, «неформальных» групп сверстников.

При этом происходили процессы разрыва вертикальных социальных связей в семье — разъединение старших, средних и младших поколений, что привело к устранению традиционной трехноколенной расширенной семьи. Вместо нее получила распространение двухпоколенная семья, состоящая из родителей и детей.

Для того чтобы сохранить семью как институт воспитания молодого поколения, необходимо определить ее роль при разработке и проведении государственной социальной политики и повышение компетентности родителей. В качестве основы для этого следует разработать концепцию и программу семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях, а также рассчитанную на определенную перспективу, с учетом возможных экономических и социально-политических изменений российской семьи[1].

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей является одним из приоритетных направлений развития образования и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Психолого-педагогические исследования свидетельствуют о том, что педагогическая компетентность рассматривается с позиций системного, деятельностного, культурологического и других подходов. Данная категория тесно связана с такими понятиями, как педагогическая культура, психолого-педагогическая культура, педагогическая подготовленность, мастерство и пр.

Современные ученые трактуют педагогическую компетентность родителей как широкое общекультурное понятие, составляющее часть педагогической культуры (Т. В. Бахуташвили, Е. В. Бондаревская, Ю. А. Гладкова, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и другие); единство теоретической и практической готовности родителей к осуществлению педагогической деятельности, способность понять потребности детей и создать условия для их удовлетворения (Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, О. Л. Зверева); интегративное, системное, личностное образование, совокупность личностных и деятельностных характеристик, обусловливающих возможность эффективно осуществлять процесс воспитания ребенка в семье (С. С. Пиюкова,.

B. В. Селина).

Для понимания сущности педагогической компетентности родителей в воспитании детей, раскрытия ее содержания и выделения показателей необходимо иметь представление о самой структуре педагогической компетентности.

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты: мотивационный; личностный; гностический (когнитивный); организаторский; конструктивный; коммуникативный; эмоционально-ценностный; рефлексивный; ориентированный (Е. П. Арнаутова, Т. В. Бахуташвили, О. С. Нестерова, М. А. Орлова, С. С. Пиюкова, В. В. Селина и другие).

Несмотря па многоаспектность трактовки педагогической компетентности и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных[2].

Родительскую компетентность можно рассматривать и как индивидуально-психологическо е образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности. Готовность родителя к осуществлению воспитательных функций определяется сформированностью у него значимых личностных качеств, наличием теоретических знаний, практических умений, мотивации. Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативпости воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива социального учреждения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, на формирование и развитие родительской компетентности.

Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.

Для удовлетворения потребностей родителей в психолого-педагогических знаниях в настоящее время лекционная форма работы перестала себя оправдывать. Это можно объяснить тем, что лекционная информация воспринимается современными родителями как давление со стороны педагогов. При этом известно, что в процессе пассивного слушания усваивается только 10—20% информации, да и мотивация участников снижается, поскольку, как правило, лектором не учитывается жизненный опыт участников и их личный запрос к специалисту. А, например, клубная форма взаимодействия обеспечивает преемственность и непрерывность во встречах социальных педагогов, психологов, родителей. При наличии развитых форм клубной работы встречи в учреждении социального обслуживания могут проводиться в форме дискуссий, тренингов, развивающих игр.

Клуб создает условия для организации регулярных содержательных встреч, поэтому каждое занятие клуба должно быть обозначено определенной темой с согласия участников и в соответствии с имеющейся или рождающейся в процессе работы клуба программой.

В клубе социальный педагог или психолог выступает в качестве организатора и эксперта, находясь на втором плане обсуждений. Обмен родительским (педагогическим) опытом — главное и основное, что организуется в Клубе.

Клуб родительского всеобуча — это форма психолого-педагогического просвещения родителей. Она помогает вооружить их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с классным руководителем, психологом, социальным педагогом, школьным врачом, потому что проведение встреч-занятий ложится на плечи всех имеющихся в образовательном учреждении специалистов. Оптимальная форма проведения занятий — проблемная лекция, основанная на технологии проблемного диалога. Суть ее заключается в том, что ведущий занятие в начале и по ходу изложения учебного материала предлагает проблемные психолого-педагогические ситуации и вовлекает слушателей в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, обучаемые родители самостоятельно могут прийти к гем выводам, которые преподаватель должен сообщить в качестве новых для них знаний. При этом преподаватель, используя определенные методические приемы включения слушателей в общение, как бы вынуждает, «подталкивает» к поиску правильного решения проблемы. На проблемной лекции родитель находится в социально активной позиции: он может обозначить ее, задать вопросы, найти ответы и представить их на суд всей аудитории. Когда аудитория привыкает работать в диалогических позициях, начинается совместное творчество. Если традиционная лекция не позволяет установить сразу наличие обратной связи между родительской аудиторией и педагогом, то диалогические формы взаимодействия со слушателями позволяют создавать и контролировать такую связь1.

Родитель должен знать главное правило — ребенку нужна любовь (но не слепая) и желание родителей понять и принять своего ребенка.

Безусловная любовь — это глубокое чувство привязанности к своему ребенку, которое ни от чего не зависит. Безусловная любовь не фокусирует внимание на недостатках или достоинствах. В самой сути любви без условий не присутствуют ожидания, что кто-то, кого мы любим нежно и искренно, будет соответствовать какому-то привычному шаблону и действовать по образцу. Безусловная любовь не зависит от поведения. Она зависит только от факта — ты уже есть, ты здесь и этого уже достаточно, чтобы тебя любить.

Большим испытанием безусловной любви является развитая способность родителя отделять личность ребенка от его поступков. Это не означает, что любящий должен быть согласен со всем, что делает ребенок или одобрять его поведение. Принимать безусловно означает то, что любовь не прекращается даже тогда, когда мы чувствуем осуждение или даже злость за чьи-то действия и поступки.

В противовес любви без условий, выделяют условную любовь. Такой вид взаимоотношений между родителями и детьми подразумевает преобладание требований и определение ограничений больше, чем разрешений и предоставление пространства для свободного развития. В таком формате любви в семье родители принимают, хвалят, благодарят детей только за их поступки, достижения и успехи. Детям «дарится» любовь родителей только тогда, когда они соответствуют их ожиданиям и шаблонам. В таких семьях чаще всего вырастают взрослые с чертами неуверенности в себе.

Не всегда человек, который знает, как надо делать, не всегда компетентен в выполнении деятельности.

Важно, когда родитель понимает, что не только знания и умения в воспитании ребенка определяют успех в его развитии, но и понимание себя как родителя и как человека, работа над собой имеет важное значение для выстраивания позитивного взаимодействия и развития ребенка. Самопознание и саморазвитие родителей считается важным компонентом родительской компетентности.

Компетентность — это наличие знаний и жизненного опыта, стремление обновления и использования знаний и навыков для решения проблем в области образования и воспитания детей.

Компетентный родитель:

  • 1) не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувства страха и вины на своего ребенка;
  • 2) готов видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять;
  • 3) знает, что если не помогает одно — надо пробовать другое;
  • 4) понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, учиться.

А. В. Козлова и Р. П. Дашеулина выделяют следующие критерии педагогической компетентности родителей:

  • — открытость и доверительное отношение с детьми;
  • — контроль и координирование в развитии ребенка;
  • — гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников;

  • — последовательность в своих требованиях к детям (не требовать невозможного);
  • — оптимистичность взаимоотношений в семье.

Можно определить «родительскую компетентность» как способность родителя видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону на основе знаний возрастных особенностей ребенка, эффективных методов взаимодействия с ним, на основе самопознания и самоизменения самого родителя.

Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком. Это ставит перед специалистами непростую задачу интегративного свойства: помочь родителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Когда выбор реагирования на поведение ребенка осознан матерью или отцом, такой выбор становится свободным от привычных стереотипных реакций и «автоматизмов» поведения. Осознанный выбор в большей мере основан на любви, понимании и терпении по отношению к ребенку, проявлении душевных сил сопереживания, справедливом участии и анализе истинных причин затруднений или проступка ребенка. По сути, лишь осознанное (рефлексивное) родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Рефлексивная культура родителей выступает сегодня наряду с педагогической эрудицией особым предметом и инновацией современных технологий повышения воспитательной компетентности. Как показывают результаты исследований различных видов рефлексии, это ценнейшая способность не только осознавать собственные эмоции, ощущения, действия и поведение в целом, но и изменять их средства и мотивы ради оптимизации качества контакта с ребенком. Рефлексия как особый вид мыслительной деятельности и основа оптимального алгоритма осознанного родительства способствует более эффективному процессу саморегуляции собственных эмоций и поведения и выбору новых поведенческих программ в конкретных ситуациях.

Таким образом, перед нами выстраивается следующая цепочка: семья — ребенок — нравственность — поведение — поступок — семья.

Общение родителей с детьми очень важно для развития и становления личности. Для эффективного общения с ребенком необходимо соблюдать практические советы, помогающие общению родителей с детьми: будьте внимательным слушателем.

На первый взгляд такой совет может показаться ерундой. Родители, и так, без всяких советов слушают своих детей. Но огромная потребность говорить обо всем на свете «выводит из строя» многих родителей. Дети нуждаются в хороших слушателях, с которыми можно обсудить разные темы. Укрепляется не только их чувство значимости, но и улучшаются отношения родителей и ребенка. Никогда не стоит отмахиваться от ребенка, говорить, что вам некогда или вы устали. Иначе наступит такой момент, когда ребенок перестанет делиться с вами всем, что есть у него в голове. Таким образом, разорвется тонкая связующая нить между родителем и ребенком. Как минимум один родитель должен быть «связан» таким способом с ребенком. Если у ребенка нет достаточной возможности, чтобы проговорить свои эмоции, пообщаться со своими родителями, то расстояние между родителями и ребенком увеличивается, а затем у родителей появляются жалобы на плохое поведение.

Есть несколько правил правильного слушания детей, улучшающих общение с ними.

• Применяйте слова поддержки и похвалы.

Благодарность и похвала своеобразный наркотик для любого человека, а тем более для ребенка. Они действуют там, где критика и насмешки терпят неудачу. Если похвалить ребенка за хороший поступок, то велика вероятность, что он повторит его снова. Все хорошо в меру, переизбыток похвалы принесет больше вреда, чем пользы. Психологи рекомендуют хвалить за достижения, а не за таланты или ум.

• Высказывайте ребенку только конструктивную критику.

Критикуя ошибки детей, родители не совершенствуют своих отпрысков, а только задевают чувствительное эго, убивают энтузиазм, вызывают у детей недовольство и негодование.

• Не спорьте с детьми, так как, выиграв спор, вы рискуете потерять друга. Любой спор отдаляет людей друг от друга, так как он сопряжен с резкой критикой, вызывающей негативные эмоции. Фактически выиграв спор, родители проигрывают перспективы на хорошие отношения со своим ребенком.

Общение родителей с детьми должно быть построено на определенных принципах.

  • • Общение родителей с детьми должно иметь положительный эмоциональный фон. Надо не только видеть успехи ребенка, но и радоваться им.
  • • Принимать своего ребенка без всяких условий, таким, какой он есть со всеми плюсами и минусами, т. е. любить своего ребенка безусловной любовью, которая должна окружать ребенка всегда.
  • • Не оценивать личность ребенка, а только его конкретные поступки и действия.

Например, говоря о внешнем виде малыша, о его работах, особенно когда у него что-то не получилось нельзя говорить ребенку, что он не умный, предсказывать ему в будущем плохую жизнь.

• Ребенок должен чувствовать любовь родителей, чувствовать надежный тыл, так как это придает ему уверенность в себе. Все основные ценности дети получают от родителей только посредством общения.

Коммуникации принято подразделять на «вербальные» и «невербальные». Очень часто «невербальная» коммуникация способна оказать более сильное воздействие, чем «вербальная». «Невербальная» включает в себя выражение эмоций при помощи языка тела и взгляда. Еще Ныотои говорил в законе движения: «На каждое действие есть свое противодействие». Эту мысль можно применить и к сфере общения. Доброжелательное общение возвращается к нам столь же приятным и положительным. А негативное — рано или поздно тоже возвращается. Дети способны подсознательно ощущать окраску эмоционального посыла и реагировать согласно закону Ньютона. Они отвечают теми же эмоциями, с какими обращаются к ним.

Поэтому обвинение их в негативных реакциях беспочвенно. Дети — это отражение взрослых, их зеркало[3].

Правильное общение родителей с детьми служит залогом беспроблемного общения и в дальнейшем.

Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться в первую очередь не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности. В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители — это родители, обладающие особой родительской компетенцией, т. е. пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку. Отсутствие родительской компетенции может приводить к совершению безответственных поступков даже со стороны любящих и личносгно состоявшихся родителей.

  • [1] См.: Сикорская Л. Е., Бабочкин П. И. Благополучная семья: метод, пособие. М.: Изд-воФИЦМСП, 2010.
  • [2] Хуторской Л. В., Хуторская JI. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: межвузовский сб. науч.тр. Вып. 1 / под ред. А. А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. II. Толстого, 2008. C. 117−137.
  • [3] URL: http://rebenokigraet.ru/obshhenie-roditelej-s-detmi/ (дата обращения: 24.12.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой