Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Юзеф Кукулка (Josef Kukulka) (1929-2004)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, в применении к государствам стратегия и дипломатия могут рассматриваться и в узком смысле. В этом случае стратегия будет представлять собой совокупность средств, предназначенных для подготовки и реализации военной победы, а дипломатия — комплекс средств прямого взаимодействия между правительствами, которые используются, прежде всего, в мирное время. На период войны, как правило… Читать ещё >

Юзеф Кукулка (Josef Kukulka) (1929-2004) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Юзеф Кукулка — известный польский дипломат, профессор Варшавского университета, автор монографии «Проблемы теории международных отношений», опубликованной в Польше в 1978 году[1] и вскоре переведенной на русский язык в СССР[2]. Родился в деревне Рончина в крестьянской семье.

До недавнего времени в отечественной и восточноевропейской научной литературе международные отношения подразделялись на основе классового критерия на отношения господства и подчинения, отношения сотрудничества и взаимопомощи и переходные отношения. Соответственно к первым относили отношения феодального и капиталистического типа, ко вторым — отношения между социалистическими государствами, освободившимися от колониальной зависимости. Реальная картина не укладывалась в такую искусственную схему, поэтому некоторые авторы пытались усложнить саму схему. Не выходя за рамки классового подхода, Ю. Кукулка выделял три типа однородных и три типа переходных международных отношений[3].

Обращаясь к проблеме метода в теории международных отношений, ученый, в частности, анализировал метод наблюдения. По его мнению, главный недостаток данного метода для сбора данных — большая роль субъективных факторов, связанных с активностью субъекта, его идеологическими предпочтениями, несовершенством или деформированностью средств наблюдения[4].

Понятие системы широко используется представителями разных теоретических направлений и школ в науке о международных отношениях. На основе системного подхода Ю. Кукулка, наряду с другими исследователями, отличает международные отношения от международной политики: если составные части международных отношений представлены их участниками (акторами) и «факторами» («независимыми переменными» или «ресурсами»), составляющими «потенциал» участников, то элементами международной политики выступают только акторы.

В работе «Проблемы теории международных отношений» Ю. Кукулка отмечает, что до середины XX века стратегия в теоретическом и практическом смысле считалась исключительной принадлежностью военного искусства и войн[5]. Теперь такое мнение представляется ошибочным. Постоянные традиционные интересы государств — безопасность и процветание — могли осуществляться лишь при благоприятном соотношении сил. Поэтому традиционным средством достижения целей была не только война, но и «дипломатическо-стратегическая игра», направленная на установление такого соотношения. Роль стратегии в данном случае заключалась в том, чтобы дипломатическими средствами противостоять давлению более сильных акторов, а также компенсировать собственные геополитические или демографические недостатки.

Таким образом, в применении к государствам стратегия и дипломатия могут рассматриваться и в узком смысле. В этом случае стратегия будет представлять собой совокупность средств, предназначенных для подготовки и реализации военной победы, а дипломатия — комплекс средств прямого взаимодействия между правительствами, которые используются, прежде всего, в мирное время. На период войны, как правило, дипломатические отношения между воюющими странами разрываются. В широком же смысле противопоставление стратегии и дипломатии как главных средств межгосударственных взаимодействий относительно: большая стратегия включает не только военные, но и дипломатические средства.

  • [1] 162 См.: Kukulka J., Problemv teorii stosunkow mi$dzynarodowych. Warszawa: PWN, 1978.
  • [2] См.: Кукулка 10. Проблемы теории международных отношений. М.: Прогресс, 1980.
  • [3] Там же, стр. 85−86.
  • [4] Там же, стр. 50−58.
  • [5] Там же, стр. 126.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой