Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Малые народы Севера в системе государственной социальной политики России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Контроль за выполнением Программы должен быть возложен на государственного заказчика — государственный Комитет Российской федерации по вопросам развития Севера, который взаимодействует с министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по науке и технологиям и другими федеральными органами исполнительной… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел первый: Малые народы Севера как объект социологического анализа
  • Раздел второй: Социально-экономические проблемы малых народов Севера в условиях реформирования российского общества
  • Раздел третий: Роль и значение новой государственной национальной политики в стабилизации развития малых народов Севера

Малые народы Севера в системе государственной социальной политики России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современной общественной жизни России этнический фактор приобретает все большее значение. Системный кризис, охвативший все сферы жизни общества, экономическая и политическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, деидеологизация межэтнических интеграторов, произошедшая вследствие распада Советского Союза, обострили этнические проблемы многих народов современной России.

В особо трудном положении находятся так называемые малые народы Севера, в силу территориальных факторов оказавшиеся в эпицентре экономических рыночных процессов, разрушительным образом повлиявших на образ жизни и деятельности этих народов.

Малые народы Севера являются коренными народами, жившими на бескрайних просторах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации до появления здесь других этносов. Они заселяли и обживали эти территории на протяжении веков. В экстремальных природно-климатических условиях ими был сформирован свой тип хозяйственной деятельности, культуры и образа жизни, выработаны эффективные меры природоохранной деятельности.

В настоящее время интенсивное промышленное освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока пришло в резкое противоречие с интересами коренных малочисленных народов этого региона. Эта ситуация требует вмешательства государственных органов власти и целенаправленной социальной политики. Стихийность развития современных социально-экономических процессов может привести эти народы к невосполнимым потерям. Дело в том, что самые крупные запасы сырья и месторождения невозобновляемых ресурсов являются главным образом органического происхождения и приурочены к самым богатым по продуктивности биоценозам. Поэтому очаги промышленного освоения в большинстве своем совпадают с ареалами этнического проживания малых народов.

Отечественные ученые — специалисты по проблемам Севера и Дальнего Востока — с тревогой констатируют: малым народам Севера грозит непоправимая беда. По их прогнозам, если политика государства в отношении этих народов не изменится, то через два-три поколения они просто исчезнут с лица Земли.

При этом нельзя сказать, что проблемы малых коренных народов Севера обойдены вниманием. С 1926 года по проблемам коренных народов принято более 300 законодательных актов и более 1000 распоряжений министерств и ведомств. В их разработке участвовали ведущие научно-исследовательские учреждения. Однако многие принципиальные проблемы не только не были решены, а во многих случаях и усугубились. В настоящее время повсеместное нарушение юридических прав этих народов и бесконтрольно используемые их территории при разработке все новых и новых месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых — главных для государства (а теперь и частных компаний) источников дохода — сделали тему «Малые народы Севера» одной из актуальных в отечественной периодической печати. Тональность абсолютного большинства этих публикаций — тревога и озабоченность ученых, журналистов, писателей, различного ранга общественных деятелей за судьбу народов, стоящих у черты гибели. Достаточно привести названия лишь некоторых из этих статей: «Севергеография беды" — «Власти к Северу повернулись, но не лицом» «Поминки по Северу" — «Великий исход с Севера» и т. д. Контекст их содержанияпризыв помочь им выжить.1 Основной вывод ученых относительно ближайших перспектив решения накопившихся за достаточно длительный период времени проблем малочисленных народов Севера, -что спасти их могут лишь совместные усилия всех, кто так или иначе связан с их решением. Не последнюю роль здесь может сыграть наука. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что, во-первых, состояние социально-экономической сферы регионов проживания малых народов Севера находится в глубоком кризисе, и естественно, требует реальных действий. Во-вторых, недостаточной научной обоснованностью государственной национальной политики в решении проблем малых народов Севера.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема малочисленных коренных народов исследуется в науке в различных направлениях: общеметодологическом, где она рассматривается в ракурсе глобальных перспектив выживания всего.

1 См.: Обзор «Пресса о Севере». Что дает Север России? Как живут северяне? Комитет Государственной Думы России по проблемам Севера. — М&bdquo- 1998. — № 8- Обзор «Пресса о Севере». Специальный выпуск «Бюджет — 98 — «северный аспект». — Комитет Государственной Думы России по проблемам Севера. — М., 1997. — № 8.

2 См.: Берг Л. С. Труды по истории эволюции. — Л.: Наука, 1977; Брундтланд Г. Х. Наследие Фритьофа Нансена и задачи современности // Экология человека. — 1995. — № 2- Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. — М.: Наука, 1977; Голованов Л. В. Сродство сердец и дум // Чижевский. На берегу вселенной. Год дружбы с Циолковским. М.: Мысль, 1995 — Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. — М.: Экопрос, 1993. Его же. Этносфера: история людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993; Зайдфудим П. Х. Реабилитация жизненной среды Российского Севера (научно-практическое исследование). — М.: Госкомсевер России, 1993; Казначеев В. П. Малочисленные народы Севера: проблемы эволюции биосферы и человечества //Экология человека. — 1995. — № 2- Северцов А. Н. Этюды по теории эволюции. — Берлин: Гос.изд.РСФСР, 1922; Чилингаров АН., Кокорев Е. М. Нужен ли России Север? — М.: МГАПиИ, 1995. человечествамеждународно-правовом1, ориентирующемся на анализ этой проблемы в контексте обобщения результатов ее решения в различных странах, и опирающийся на разработки международных организаций и прежде всего на документы Организации Объединенных Наций, ее Комиссий и Подкомиссий, имеющих непосредственное отношение к решению этих проблемэкологическом2 — где вопросы выживания малочисленных народов анализируются с точки зрения экологических изменений среды их обитанияэтнографическом — где исследуются уникальные характеристики коренных народов как «этнической групповой особи" — психологическом4 — сосредотачивающем.

1 Айпин Е. Д. Международное десятилетие коренных народов мира: Речь на инаугурации Междунар. Десятилетия коренных народов мира на 49-й сессии Генер Ассамблеи ООН // Югра. — 1995. — № 2- Арутюнов CA., Функ Д. А., Мурашко O.A. Обсуждение проекта закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнограф. Обозрение. — 1995. — № 3. Кряжков В., Кережи А., Конев А., Мартынова Е. Обсуждение проекта Закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» //Этнограф. Обозрение. — 1995. — № 2- Кряжков В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. — 1996. — № 1- Лопуленко H.A. Американский опыт урегулирования проблем коренного населения. — М., 1996 (Сер. Исслед. по прикладной и неотложной этнологии Ин-та этнол. и и ангропол. РАН: докл.№ 97).

2 См.: Богословская Л. С., Калякин B.H., Крупник И. И., Лебедев В. В., Пика А. И. Традиционное природопользование в жизни народов Арктики //Проблемы экологии полярных областей. Вып.2. — М.: Наука, 1991; Вайхе Х.Й. В. Организация охраны окружающей среды Арктики и Антарктики // Экология человека. -1995. — № 2- Вильчек Г. Суровая реальность Арктики: о проблемах устойчивого развития Арктики// Евразияэкологический мониторинг, 1996. — № 2- Павленко В. И. Проблема антропогенного загрязнения природной среды Севера Европейской части России // Регион.экология. — 1994. — № 3−4- Первая Международная конференция: «Знания — на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996.

3 См.: Васильев В. И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. — М.: Наука, 1979; Володин А. П. Ительмены. — Спб.: Просвещение, 1995; Крупник И. И. Коренное население островов арктического бассейна // Проблемы экологии полярных областей. — М.: Наука, 1991; Мак — Ги Р. Происхождение эскимосов: возможна ли альтернативная гипотеза // Сов. Этнография. — 1988. — № 3- Сибирцев H., Итин В. Северный морской путь и Карские экспедиции. — Новисибирск.: Зап. — Сиб. Кн. Изд&bdquo- 1936;

4 См.: Алексеева Т. И. Адаптивные процессы в популяциях человека. — М.: Изд-во МГУ, 1986; Зайдфудим П. Х. Стратегия и механизмы адаптивно-реабилитационного регулирования экстремальной жизненной среды российского Севера //Первая международная конф. «Знания — на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996; Ильина Л. П. Здоровье населения и демографические процессы в республике Саха (Якутия) // Толерантность. — Якутск: Якут. Науч. Центр СО РАН, 1994; Там же: Кершенгольц Б. М. Влияние алкоголизации на биологическую и социальную толерантность человека и пути повышения стрессоустойчивости с помощью адаптогенов. Там же: Колосова О. Н., Мельцер И. М. Психофизиологические аспекты адаптации человека в условиях СевераПрохоров Б.Б. Медико-географическая информация при освоении новых регионов Сибири (для проектных и плановых разработок)). — Новосибирск: Наука, 1979; Психиатрия в контексте культуры. — М. — Томск — Улан — Удэ: Мед. Изд., 1994; Психическая адаптация человека в условиях Севера. — Владивосток: Изд-во ДВНЦ АН СССР. 1980. основное внимание на социально-психологических параметрах этих народовсоциологическом1 — анализирующем совокупность социальных факторов, влияющих на состояние малочисленных коренных народов Севера как целостного социального образования.

Социологический ракурс исследования собственно и является основным направлением представленной диссертационной работы.

Цель исследования — выявить факторы, влияющие на современное социально-экономическое положение малых народов Российского Севера.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Провести теоретический анализ понятия «малые народы Севера», выявить основные его критериина этом основании определить группу этносов, относящихся к этому этническому сообществу.

Показать роль малых народов Севера в этноэкологическом балансе населения России.

Выявить причины и динамику современных социально-экономических проблем этой этнической группы.

Определить факторы, влияющие на положение малых народов Севера в настоящее время.

Раскрыть сущность современной государственной социальной политики в отношении малых народов Севера.

Сделать прогноз возможных вариантов выхода этой этнической группы из кризиса.

1 Лившиц И. Читатели о времени, о себе: Мнения, оценки, предложения (О концепции развития русского Севера) // Деловая жизнь. — 1994. № 2- Программные методы управления экономическим и социальным развитием коренных малочисленных народов Севера. — М., 1996; О ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных, к ним местностях // Информ. стат. бюл. № 11. — Госкомстат РФ., 1995; Российская Федерация и регионы Северного экономического района в 1993 году: Стат.сб.: Госкомстат России. — М.: Респ. инф. изд. центр, 1994; Социальная сфера России: Стат сб: Госкомстат России. — М.: Госкомстат России, 1995.

Объект исследования — малые коренные народы Российского Севера.

Предмет исследования — факторы, влияющие на выживание этих народов в современных условиях кризиса общества.

Теоретико-методологическую основу исследования составляет комплекс общенаучных положений и специальных методов изучения социально-экономических и этнических процессов.

В настоящем диссертационном исследовании, как основополагающий методологический, диссертант применял принцип конкретно-исторического подхода к изучению исследуемого процесса.

В качестве теоретических источников были использованы труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам социальной политики, государственного управления. Кроме того, при анализе экономического аспекта проблемы выживания малых народов Севера использовались труды экономистов, специализирующихся на региональных исследованиях, в частности, Севера Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока.1.

В теоретико-методологическом анализе проблемы выживания малых народов Севера значительное место занимают исследования правового и л юридического статуса малых народов Российского Севера.

1 См.: Головнев А. В. Историческая типология хозяйства народов Северо — Западной Сибири. — Новосибирск: Изд. Новости ун-та, 1994; Жандаров А., Шиллер Ф. Мониторинг социально-экономического положения регионов России: 1995 // Вопросы статистики. — 1996. — № 3- Пахомов В., Логинов В. Хозяйственное освоение тюменского Севера и проблемы коренных народностей // Вопр. экономики. -1994. — № 5- Экономические и социальные проблемы развития районов Севера. на примере Европ. Северо-Востока Рос. Федерации /Под ред. Иванова В. А. Рос. АН, Урал. Отд-е, Коми науч. Центр. — Сыктывкар: Коми НЦ Ур.отд. Рос. АН, 1993.

2 См.: Зубарев В. А. Юстиция у малых народов Севера (ХУ11 — Х1Хв.в.). — Томск: Обл. изд-во, 1990; Кряжков В., Кережи А., Мартынова Е. Обсуждение проекта Закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера // Этнограф, обозрение. — 1995. — № 2- Кряжков В. А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) // Государство и право. — 1996. — № 1- Соколова З. П., Новиков Н. И., Ссорин-Чайков Н. В. Этнографы пишут закон: контекст и проблемы: О проекте закона РФ «Основы правового статуса коренных народов Севера России // Этнограф, обозрение. — 1995. -№ 1.

Важную роль в исследовании сыграли также документы различных международных организаций и прежде всего Комиссий и Подкомиссий Организации Объединенных Наций, созданных для изучения проблем малочисленных народов, Законодательные акты, Постановления государственных органов власти, Государственной думы, Совета Федерации России и другие документы, принятые в последнее время и непосредственно относящиеся к решению проблем малых народов Севера.

Методы исследования. Поставленные цели и задачи диссертации предопределили характер методов, посредством которых проводилось исследование:

— теоретический и методологический анализ различных подходов к проблемам малых народов Севера, разрабатываемых в разные исторические периоды времени и отражающие различные объективные и субъективные факторы влияния на судьбу этих народовметоды социологического и социально-психологического исследования, позволившие сделать содержательную интерпретацию происходящих экономических, юридических, этнических процессов, повлиявших на изменение характеристик такой социальной группы, как малые народы Российского Севера ;

— качественный и количественный анализ статистических данных, доказывающих необратимые изменения демографических, социально-культурных и психических показателей представителей малых народов.

Эмпирическую базу исследования составили аналитические материалы Госкомстата России, аналитические записки и специальные документы, подготовленные различными организациями и учреждениями для Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока в.

Государственной думе России, в частности, информационно-аналитические материалы Государственного комитета Российской Федерации по статистике «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера» (за 1995 — 1997 г. г.), материалы слушаний по проблемам малых народов Севера и Северного региона в Государственной думе за последние пять лет, Постановления Правительства Российской Федерации по проблемам развития северных территорий, данные социологических, этнологических и социально-психологических исследований, относящихся к проблемам выживания различных этнических групп, беграунды периодической печати, специально готовящиеся для Государственного комитета по проблемам Севера и Комитета по делам Севера и Дальнего Востока Государственной думы Российской Федерации и другие источники.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Проведен теоретический анализ и уточнено понятие «Малые народы Севера», дано его научное определение. Исследованы генезис и развитие этнических групп, входящих в состав малых народов Северапоказана их уникальная роль в этногенетическом развитии России.

2. Выявлены причины возникновения проблем малых народов Севера в историческом и социально-экономическом аспектах.

3. Выявлены факторы, влияющие на усугубление положения этой этнической группы в условиях реформирования российского общества.

4.С делан прогноз возможных вариантов выхода этой этнической группы из кризиса.

5.Раскрыта сущность современной государственной социальной политики в отношении малых народов Севера.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно позволяет разработать научно обоснованные рекомендации теоретического и прикладного характера по осуществлению национальной политики в отношении малых этнических групп, включая малые народы Севера, и создании комплексной программы их возрождения, способствующей в конечном итоге их выживанию. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в планировании и проведении слушаний думского комитета России по проблемам Севера и Дальнего Востока, а также в подготовке различного рода документов в Государственном комитете по проблемам Севера.

Сделанные автором работы выводы могут быть использованы в качестве методологических и теоретических предпосылок дальнейших разработок проблем этнического характера, а также мониторинга динамики различных показателей качества, образа жизни, социального и психического здоровья населения северных регионов.

Результаты, полученные автором в ходе исследования, могут быть использованы в преподавательской практике в курсах социологии национальных отношений, этносоциологии, политологии.

Апробация и внедрение результатов. Диссертационное исследование обсуждено и одобрено на заседании кафедры социальной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Основные идеи, теоретические положения и выводы автора нашли воплощение в ряде документов, принятых комитетом Государственной думы РФ по проблемам Севера и Дальнего.

Востока, а также ряде законодательных актов Государственной думы, относящихся к решению проблем малых народов Севера.

Заключение

.

Таким образом, опираясь на исследования различных ракурсов проблемы малых народов Севера в отечественной и зарубежной практике, можно прийти к выводу о том, что для их решения этой необходим ряд условий.

Этнические группы, относящиеся к особому сообществу «малые народы Севера», необходимо рассматривать как образования с особыми этногенетическими характеристиками, адаптивными и репродуктивными способностями, а также в контексте развития глобальных экологоэтнических процессов. С этой точки зрения потеря каждой из «групповых этнических особей» чревата возможной экологической катастрофой.

Проблема выживания малых народов Севера выступает таким образом как проблема национальной безопасности не только на уровне отдельных этнических групп, но и государства и человечества в целом.

Проблемы малых народов Севера Российской Федерации могут быть решены только при комплексном подходе, включающем экономические, юридические, этнические и другие параметры.

Каждая этническая группа, входящая в сообщество малых народов, имеет свои специфические социологические и социально-психологические особенности. Поэтому в решении проблем каждой из этих групп или подгрупп должен быть разработан свой «модуль». Реализация этого «модуля» должна осуществляться органами власти на региональном уровне. В отдельных случаях допустима организация особых резервационных территорий.

Экономическая, юридическая и другие виды помощи малым народам должны иметь целевой характер и обязательно контролироваться органами власти не только на региональном, но и государственном уровнях.

Анализ проблем малых народов Севера Российской Федерации также показал, что в равной степени важно не только принятие тех или иных законодательных актов или государственных программ по поддержке малочисленных коренных народов, но и изменение общественного мнения в сторону осознания важности и приоритетности решения данной задачи.

Специфика общественно-политического фона в Российской Федерации, низкий уровень правосознания и правовой культуры общества в целом требуют проведения политико-правовой реформы в отношении коренных малочисленных народов, в первую очередь затрагивающей интересы малочисленных народов Севера России. Данная реформа должна обеспечить реализацию норм Конституции Российской Федерации, направленных на защиту прав и интересов коренных малочисленных народов России.

В основу политико-правовой реформы должны быть заложены: Поэтапное наделение малочисленных народов правом владения и использования землями, природными ресурсами и естественными богатствами территорий их фактического проживания и ведения традиционных видов экономической деятельности, а также правом участия в разделе продукции, получаемой в результате разработки природных ресурсов и естественных богатств территорий их исконного проживания, что соответствует проекту Концепции развития земельной реформы в Российской Федерации на 1997 — 2002 годы, разработанному Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

Необходимо также возрождение местного национально-территориального, общинного или родового самоуправления коренных народов. В первую очередь это относится к коренным малочисленным народам Севера.

Поэтапное введение правовых норм, способствующих развитию традиционной экономики малочисленных народов, главным образом северных территорий, стимулирующих создание новых рабочих мест в регионах проживания малочисленных народов, устанавливающих благоприятный климат для привлечения инвестиций в регионы Севера, в том числе, в развитие традиционных отраслей хозяйствования.

Проведение в жизнь этих идей позволит реализовать политику партнерских, диалоговых отношений между государством и коренными народами Севера.

Правовой основой реформы должно стать поэтапное включение в национальное законодательство Конвенции № 169 Международной Организации Труда «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», как международного правового документа, где в наиболее полной форме отражены права и интересы коренных народов с дальнейшим присоединением Российской Федерации к данной Конвенции и ее ратификацией Федеральным Собранием.

Политическую основу реформы должна составлять широкомасштабная государственная кампания по подготовке общественного сознания к цивилизованному восприятию правовых вопросов, касающиеся коренных народов.

Во-первых, это организация системы правового образования по проблеме коренных народов, подготовка, переподготовка кадров, повышение их квалификации, обязательное введение в систему образования, начиная со школьного обучения, предметов, дисциплин, специальностей и специализаций по международному и национальному праву в отношении коренных народов. Это позволит осознать обществом и самими народами их правосубъектность.

Во-вторых, это создание специальных регулярных телерадиопрограмм на федеральном и региональном уровнях по насущным проблемам коренных народов и правовым вопросам в отношении их.

В-третьих, это целевая подготовка юристов, экономистов, политологов, менеджеров, управленческих кадров высшего и среднего звена из числа представителей коренных народов в российских и зарубежных вузах. Они затем могут стать кадровой основой для возрождения национально-территориального или общинного самоуправления коренных народов, в частности, аборигенов Севера.

В-четвертых, это установление государственных институтов, защищающих права и интересы коренных народов в Российской.

Федерации, — института Уполномоченного по правам народов (и национальных меньшинств) России и Ассамблеи народов России.

Проблема развития коренных малочисленных народов Севера является комплексной, межрегиональной. Поэтому для выведения из кризиса регионов, на территории которых проживают малочисленные народы Севера, необходима поддержка из федерального бюджета, разработка и реализация целевых программ.

Главное преимущество таких программ — выработка и реализация задач, обеспечивающих решение стоящей проблемы на основе системного подхода.

Основной целью Программы должно быть создание условий для устойчивого, гармоничного развития коренных малочисленных народов Севера в местах их компактного проживания на основе сохранения биосферы этого региона, восстановления традиционного природопользования и хозяйствования на базе созданного производственного и инфраструктурного потенциала.

Реализация мероприятий, предусмотренных Программой должна решить: проблему сохранения среды обитания и улучшения экологической ситуацииобеспечить нормальные условия жизни для этих народов (современное благоустроенное жилье, занятость трудоспособного населения, медицинское и санитарно-эпидемиологическое обслуживание) — обеспечить переход на систему образования, учитывающую специфику традиционного ведения хозяйствования и отношений между народами, развитие национальной культуры, духовное возрождение этих народов.

Для коренных малочисленных народов Севера необходимо сохранить систему их жизнеобеспечения — традиционную среду обитания и хозяйствования.

Восстановление и рациональное использование природных ресурсов будет способствовать обеспечению их занятости производительным трудом с сохранением и развитием традиционных отраслей хозяйствования.

В местах проживания этих народов необходимо построить современное благоустроенное жилье, обеспечить жителей экологически чистой энергией.

Необходимо учесть увязку сроков реализации Программы с общероссийским процессом стабилизации экономики и выходом из кризиса.

Заказчиком новой программы должно выступать государство. Причем, государственный заказчик с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно должен уточнять целевые показатели и затраты на программные мероприятия.

В реализации этой программы должна принимать непосредственное участие администрация различного уровня: от регионального до отдельных поселений, групп поселений и районов. Ответственность за это должна возлагаться на администрацию соответствующих национальных образований.

С учетом апробированных в прошлом такого рода программ, современный вариант Программы должен содержать следующие направления:

Сохранения среды обитания и улучшения экологической ситуации;

Совершенствования условий жизни: жилья, коммунального и бытового обслуживания, обеспечения топливом и энергией, регулирования доходов;

Обеспечения занятости, развития традиционных отраслей, промыслов;

Медицинского и санитарно-эпидемиологического обеспечения;

Развития коммуникаций: транспорта и связей;

Образования. Культуры и духовного возрождения коренных малочисленных народов Севера;

Ресурсного обеспечения Программы;

В реализации Программы необходимо предусматреть использование широкого спектра рычагов экономической политики: кредитно-денежного механизма, государственной контрактной системы, налогового и антимонопольного законодательства, лизинга, льгот по налогам и тарифам, целевые дотации и субсидии, льготные кредиты, ассигнования из федерального бюджета. Надо также учитывать, что в условиях крайне низкой покупательной способности населения и недостаточной доходности общественного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в переходный период необходимо сохранить прямое финансирование их федерального бюджета и использовать уже ранее предоставленные федеральным законом льготы по налогам и другие виды государственной поддержки, включая и прямую материальную помощь значительной части населения.

Контроль за выполнением Программы должен быть возложен на государственного заказчика — государственный Комитет Российской федерации по вопросам развития Севера, который взаимодействует с министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по науке и технологиям и другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают коренные малочисленные народы Севера, и информировать Правительство Российской Федерации по итогам года о реализации Программы. Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера должен координировать работу исполнителей, их выбор, финансирование мероприятий Программы, привлекать внебюджетные средства и средства бюджета субъектов Российской Федерации. Он уполномочен проводить открытые и закрытые конкурсы (тендеры) или аукционы, размещать заказы на поставку продукции для федеральных государственных нужд на выполнение необходимых по Программе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, рабочих проектов.

В целом же можно сказать, что на исходе двадцатого столетия развитие техногенной цивилизации достигло того предела, когда уверенное в своем бессмертии человечество увидело собственный предел и осознало, что эта цивилизация несет его гибель. Сегодня человечество нуждается в новом мировоззрении, в новом образе жизни, в культе ненасилия. Ему необходимо научиться диалогу, стремлению понять другого, умению его уважать. Необходимо принципиально иное миропонимание, построенное на восприятии окружающего мира и себя в нем как нерасторжимой целостности. Нарушение ее равнозначно нарушению жизни живого организма. Именно такое миропонимание свойственно народам традиционных культур, а культура народов Севера представляет в этом плане высочайший образец сбалансированного взаимодействия человека и его природного окружения, биосферы. Эта культура представляет собой результат жизнедеятельности народов, обладающих высоким экологическим сознанием, эстетическим отношением к окружающему миру, в котором на протяжении десятков тысячелетий они жили в гармонии.

Десятилетие коренных малочисленных народов, объявленное Генеральной Ассамблеей ООН, обратило внимание мировой общественности на проблемы аборигенов. Не осталась в стороне и Россия. Впервые в истории Российского государства вопрос о правах коренного населения получает конституционное отражение. Статья 69 Основного Закона гласит: «Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». Это — бесспорное завоевание демократии, прорыв в правовом регулировании в определении статуса коренных малочисленных народов. Все государства мира расценивают появление конституционных норм такого рода как особое достижение. Остается только добиться того, чтобы эти права для малочисленных народов Севера стали реальными. В этом — основа их выживания.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Г. Россия на пороге XX1.века. Состояние и перспективы федеративного устройства. — М.: Славянский диалог, 1996.- 110с.
  2. С.И., Данилов А.Д. Почему озонной дыры нет в
  3. Арктике? //Энергия, 1990. N12. — С. 14−18.
  4. Г. А. Использование ресурсов и освоение территории зарубежного Севера. М.: Наука, 1984. — 319с.
  5. М.Э. Размышление о границах Севера // Природа. 1976. -№Ю.-С.29−41.
  6. Е.Д. Международное десятилетие коренных народов мира: Речь на инаугурации Междунар. десятилетия коренных народов мира на 49-й сессии Генер. Ассамблеи ООН // Югра. 1995. — № 2. — С.2−3.
  7. Е.Д. Северная книга. Томск: Обл. изд-во, 1993. — 187с.
  8. В.И. Историческая антропология и этногенез. М.: Наука, 1989. 312с.
  9. Э.Е. Сквозь призму Севера (традиционные культуры и информационное общество) //Первая международная конференция «Знания на службу нуждам Севера» (25−29 июля 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск. 1996. — С.113.
  10. Т.И. Адаптивные процессы в популяции человека. -М.:МГУ, 1996.
  11. Т., Кучеровский В. Как сделать, чтобы «белое безмолвие» не стало черным: Об эколог, проб. Севера // Экое. 1995. — № 12. — С.5−6.
  12. А. Экономическая катастрофа 1991−1993г.г. и ее корни //Россия XXIвека. 1993. — № 7. — С.46−53.
  13. О. Глобальные социально-экономические проблемы современности: взгляд Римского клуба //Альтернативы. 1995. — № 2. -С.86−99.
  14. Арктические подводные операции / Под. Ред. Л.Рея. Пер. с англ.- Л.: Судостроение, 1989. 289с.
  15. С.А., Функ Д. А., Мурашко О. А. Обсуждение проекта Закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнограф обозрение. 1995. — № 3. — С.110−121.
  16. Г. И. Социально-экологические проблемы народов Югры //Первая международная конф. «Знание на службу народам Севера» (2529 июня 1996 г.). — Якутск, 1996. — С.115.
  17. М.И. Научное и хозяйственное освоение Севера (1933 -1943). Л.: Гидрометеоиздат, 1969. — (История открытия и освоения СМП.- Т.4).
  18. Л.С. Труды по истории эволюции. Л.: Наука, 1977. — 286с.
  19. Е.С., Калабанов А. Н., Хью Б. Обсуждение проекта Закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнограф, обозрение. 1995. — № 6. — С. 131−136.
  20. Л.С., Калякин В. Н., Крупник И. И., Лебедев В. В., Пика А. И. Традиционное природопользование в жизни народов Арктики //
  21. Проблемы экологии полярных областей. Вып. 2. М.: Наука, 1991. — С.83−88.
  22. П.Г., Гасников В. К., Сперанский В. И., Туров И. С. Некоторые проблемы трудовых ресурсов в регионах Крайнего Севера // Соц.полит. журнал. 1995. — № 1. — С. 196−206.
  23. Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. — 358с.
  24. Г. Х. Наследие Фритьофа Нансена и задачи современности //Экология человека. 1995. — № 2. — С.21−24.
  25. Вайхе Х.И. В. Организация охраны окружающей среды Арктики и Антарктики //Экология человека. 1995. — № 2. — С. 180−186.
  26. В.И. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.: Наука, 1979. — 317с.
  27. П.П. Генерал-губернаторы Западной Сибири // Отечество. Краеведческий альманах. М.: Отечество, 1995. — С.113−128.
  28. Г. Суровая реальность Арктики: О проблемах устойчивого развития Арктики //Евразия: Эколог, мониторинг. 1996. -№ 2. — С.8−18.
  29. B.C. К вопросу по социально-экономическим процессам, проходящим на Севере // Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996. — С.121.
  30. А.И., Гузнер С. С., Поздняков A.M., Стабин И. П. (научные руководители). Проект государственной программы социальноэкономического развития Севера. М.: Комитет Российской Федерации по социально-экономическому развитию Севера, 1993. — 138с.
  31. А.П. Ительмены. Спб.: Просвещение, 1995. — 125с.
  32. A.M., Банникова Р. В. Социальные аспекты традиций народного врачевания у аборигенов Крайнего Севера //Экология человека. 1995. -№ 2. -С.101 — 107.
  33. Ю.Н., Григорьев A.A., Ягья B.C. Горизонт Ойкумены. -Л.: Лениздат, 1990. 220с.
  34. Н.Б. Присоединение Сибири к русскому государству и ее колонизация в конце ХУ1 и в ХУ11 веках. М.: Наука, 1957. — 346с.
  35. Л.В. Сродство сердец и дум // Чижевский. На берегу вселенной. Годы дружбы с Циолковским. М.: Мысль, 1995. С.5−29.
  36. A.B. Историческая типология хозяйств народов Северо-Западной Сибири. Новосибирск: Изд. Новосиб. ун-та, 1994. -223с.
  37. О. Российский промышленный Север: опыт освоения и перспективы //Человек и труд. 1995. — № 2. — С.10−12.
  38. A.A. К концепции устойчивого развития региона (социокультурный подход) // Гуманит. науки в Сибири. 1995. — № 2. -С.56−61.
  39. В.Г. Энергетика биосферы и устойчивость состояния окружающей среды. М.: ВИНИТИ, 1990. (Итоги науки и техники: Теорет. и общие вопр. географии. — Т.7). — 239с.
  40. М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России //Этнограф, обозрение. 1995. — № 6. -С.137−144.
  41. Гумилев J1.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.: Экопрос, 1993. — 379с.
  42. JI.H. Этносфера: история людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993. 419с.
  43. Демографическая ситуация в Российской Федерации в 1 полугодии 1995 года // Информационный статистический бюллетень. 11 октября 1995 г. С.36−41.
  44. О.Г. Региональная экономическая диагностика. -Спб.: Изд-во Спб. ун-та экономики и финансов, 1992. 216с.
  45. В. Куда идем? // Югра. 1995. — № 2. — С.34−35.
  46. А., Резник Б. От Акориджа до Анадыря // Известия, 27мая 1995.-С.4−5.
  47. Е.Г. Роль и задачи государственной региональной политики в зонах Севера и Арктики Российской Федерации //Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996. — С.127−128.
  48. ЖандаровА., Шиллер Ф. Мониторинг социально-экономического положения регионов России: 1995 год //Вопросы статистики. 1996. — № 3. -С.47−52.
  49. Н.К., Назаров A.B. О принципах выделения природных территорий под международный парк «Беренгия» //Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996. — С.63.
  50. П.Х. Реабилитация жизненной среды Российского Севера (научно-практическое исследование). М.: Госкомсевер России. -1993.-С.69.
  51. Н.Н. Нефтяные инвестиции, нефтяная политика и экология человека // Экология человека. 1995. — № 2. — С. 167−179.
  52. О.Д., Кожевникова Н. И. Население российского Севера: прошлое, настоящее и будущее // Социальная реабилитация населения в районах российского Севера в условиях перехода к рынку. -М., 1996.-С. 49−58.
  53. B.C. Проблемы формирования потенциала образования у народов Севера // Гуманит. науки в Сибири. 1995. — № 2. -С.66−71.
  54. А. У кого в заложниках северяне? // Российская Федерация, 1994. № 6. — С.56−57.
  55. В.А. Юстиция у малых народов Севера (ХХУ11-Х1Х вв.). Томск: Обл. изд-во, 1990.- 317с.
  56. В.Н. Неравенство территорий это неравенство граждан //Российская Федерация. — 1995. — № 7. — С.20−22.
  57. А.Е. Северная специфика в демографическом измерении //Социальная реабилитация населения в районах российского Севера в условиях перехода к рынку. М., 1996. — С.38−49.
  58. Л.П. Здоровье населения и демографические процессы в республике Саха (Якутия) // Толерантность. Якутск: Якут. науч центр СО РАН, 1994. -С.161−164.
  59. История открытия и освоения Северного морского пути. В 4 т. -M.-JL: Гидрометеоиздат, 1956−1969. 652с.
  60. В.П. Малочисленные народы Севера: проблемы эволюции биосферы и человечества // Экология человека. 1995. — № 2. -С.38−44.
  61. И. Цивилизация и адаптация. Пер. с болг. М.: Прогресс, 1984. — 197с.
  62. В. Север не должен быть крайним в очереди за нормальной жизнью // Известия. 27 марта 1996 г. С. 2.
  63. .М. Влияние алкоголизации на биологическую и социальную толерантность человека и пути повышения стрессоустойчивости с помощью адаптогенов //Толерантность. Якутск: Якут. науч. центр СОРАН, 1994. С.69−77.
  64. А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Прогресс-Пангея, 1991. — 126с.
  65. В.Ф., Кирюхина A.B. Социально-демографическое развитие и занятость народов Севера //Вестн. Дальневосточн. отд. РАН.1994.-№ 3.-С.94−102.
  66. Е.М. Социальное развитие северного региона. -Магадан: Магадан, кн. изд-во, 1981. 176с.
  67. О.Н., Мельцер И. М. Психофизиологические аспекты адаптации человека в условиях Севера //Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996. — С.83.
  68. Н.Д., Котов О. В. Этносарсальные группы Коми. -Сыктывкар: Окр. изд-во, 1990. 98с.
  69. К.Я., Котляков В. М. Полярные регионы и их вклад в формирование глобальных экологических изменений //АН СССР. Сер. геогр. 1991. — № 1. — С.15−24.
  70. A.A., Шведов А. П. Экологические предпосылки создания восточно-сибирского нефтегазового комплекса //География и природные ресурсы. 1992. — № 4. — С.32−41.
  71. Е.А. Профилактика подросткового наркотизма на Севере // Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996. — С.83.
  72. И.И. Коренное население островов арктического бассейна // Проблемы экологии полярных областей. М.: Наука, 1991. -С.78−82.
  73. В., Кережи А., Конев А., Мартынов Е. Обсуждение проекта Закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» //Этнограф, обозрение. 1995. — № 2. — С. 141 148.
  74. В.А. Право коренных малочисленных народов на земли (территории) //Государство и право. 1996. — № 1. — С.61−72.
  75. Н. Кто услышит голос северян? // Федерат, новости. -1994. № 10. — С.11−12.
  76. В.П. Российский Север: современная ситуация и приоритеты государственной политики // Социол. исслед. 1994. — № 7. — С. 4−7.
  77. В.П. Россия держава северная // Север. — 1994. -Февраль. — С. 3−10.
  78. .В. Организационная проблема Крайнего Севера //Сов.Север, 1932. №½. — С.13−16.
  79. И. Быть ли нам в Баренцрегионе? (Еще одна концепция русского Севера) //Профсоюзы и экономика. 1994. — № 3. — С.48−53.
  80. И. Читатели о времени, о себе: Мнения, оценки, предложения (О концепции развития русского Севера) //Деловая жизнь. -1994.- № 2.-С.5−7.
  81. Мак-Ги Р. Происхождение эскимосов: возможна ли альтернативная гипотеза //Сов. этнография. 1988. — № 3. — С. 110−118.
  82. H.A. Американский опыт урегулирования проблем коренного населения. М., 1996 (Сер. Исслед. по прикладной и неотложной этнологии ин-та этнол. и антропол. РАН: докл. № 97). — 125с.
  83. В., Философова Т. Мировое сообщество и экологический императив. Взаимоотношения природы и социума будут ключевой проблемой XXI века // Сегодня, 30 августа 1996. С. 9.
  84. Ю.Г. Механизмы развития в природе и обществе // Вечные философские проблемы. Новосибирск: Наука, 1991. — С.21−39.
  85. Г. И., Кондратьев К. Я. Приоритеты глобальной экологии. М.: Наука, 1992. — 187с.
  86. Л.И. Цивилизация и великие исторические реки: Статьи / Сост. предисл.- примеч. Евдокимова В. И. М.: Прогресс — Пангея, 1995. — 464с.
  87. P.C. Проблемы «устойчивого развития» и управления природопользованием на Севере тихоокеанского региона // Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. Якутск, 1996. — С. 31.
  88. С.М. Демографическое развитие Магаданской области (1959 1979гг.): справочно-методические и аналитические материалы. — Магадан, 1981. — 312с.
  89. Ф. Среди ночи и льда //Русское богатство. 1996. — № 1. -С.170−181.
  90. Неотрадиционализм на Российском Севере (этническое возрождение малочисленных народов Севера и государственная региональная политика). М., 1994. — 84с.
  91. П.Г., Протодьяконов А. П. Гигиеническое состояние питьевой воды в республике Саха // Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. -Якутск, 1996. — С.67.
  92. Об уровне жизни малочисленных народов Севера //Информ. стат. бюл. / Госкомстат РФ. 1995. — № 12. — С.37−56.
  93. П.Г. Равновесное природопользование. Взгляд экономиста. Новосибирск: Наука, 1983.
  94. О системе руководства хозяйственной деятельностью на Крайнем Севере // Сов. Север. 1932. — №½. — С.90−92.
  95. В.И. Проблема антропогенного загрязнения природной среды Севера Европейской части России //Регион, экология. 1994. — № 34. — С.17−21.
  96. В. Кочевнику границы не нужны //Российская Федерация. 1995. — № 8. — С.39.
  97. JI.E. Гомеостаз и питание человека в условиях Сибири и Севера//Экология человека. 1995. — № 2. — С.75−81.
  98. В., Логинов В. Хозяйственное освоение тюменского Севера и проблемы коренных народностей // Вопросы экономики. 1994. -№ 5. — С.125 — 132.
  99. А. Сибирь в контексте региональной политики государства // Финансы в Сибири. 1995. — № 6. — С. 1−4.
  100. В.В. Население и география: Теоретические очерки. М.: Мысль, 1978. — 215с.
  101. Ю.В. Занятость аборигенов в условиях смешанной экономики как фактор устойчивого развития Севера // Гуманит. науки в Сибири. 1995. — № 2. — С.61- 66.
  102. Проблемы развития районов с экстремальными природными условиями. Иркутск: Ин-т географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР, 1976. — 75с.
  103. Проблемы экологии полярных областей. Вып.2. М.: Наука, 1991.-215с.
  104. Программные методы управления экономическим и социальным развитием коренных малочисленных народов Севера / Зайфудим П. Х., Прагишвили И. В., Доржинкевич С. И. и др. М., 1996. -72с.
  105. И. Удивительный народ ханты // Югра. 1995. — № 2. — С. 4−6.
  106. .Б. Медико-географическая информация при освоении новых регионов Сибири (для проектных и плановых разработок), Новосибирск: Наука, 1979.
  107. .Б. Некоторые вопросы теории медицинской географии //Доклады института географии Сибири и Дальнего Востока. Вып.34. Иркутск, 1972. — С.63−73.
  108. Психиатрия в контексте культуры. М. — Томск — Улан-Удэ: Мед.изд., 1994. — С.86−95.
  109. Психическая адаптация человека в условиях Севера. -Владивосток: Изд-во ДВНЦ АНСССР, 1980. 63с.
  110. Районам Севера необходимо внимание: Парламентские слушания //Этнополит. вести. 1995. — № 1. — С. 178−190.
  111. М. Об изменении численности населения Российской Федерации в 1995 году //Вопросы статистики. 1996. — № 1. -С.64−66.
  112. Региональная экономика: опыт и перспективы рыночных преобразований /Под ред. Лузина Г. П.: РАН Кольск. научн. центр, Ин-т экон. пробл. Апатиты: Кольск. науч. центр РАН, 1995. — 4.2. — 1995. -213с.
  113. А., Мараховский Г. Разделит ли Чукотка судьбу Аляски? //Российский вестник, 4 июля 1995. С.З.
  114. А.Н. Этюды по теории эволюции. Берлин: Гос. изд. РСФСР, 1922.-231с.
  115. Г. От мечты к открытию. М.: Прогресс, 1987. — 123с.
  116. В .Я. Реалии и песпективы транскультурной психиатрии //Экология человека. 1995. — № 2. — С.45−56.
  117. В.Я., Галактионов O.K., Гольцова Т. В. Этническая наркология циркулеполярных популяций //Психиатрия в контексте культуры. М. — Томск — Улан-Удэ: Мед. изд., 1994. — С.86−95.
  118. Н., Итин В. Северный морской путь и Карские экспедиции. Новосибирск.: Зап. — Сиб. кн. изд-во, 1936. — 216с.
  119. П.Г. Социалистическая реконструкция Крайнего Севера // Сов. Север, 1932. №½/ - С.43−59.
  120. З.П., Новикова H.H., Ссорин-Чайков Н.В. Этнографы пишут закон: контекст проблемы: О проекте Закона РФ «Основы правового статуса коренных народов Севера России //Этнограф, обозрение. 1995. — № 1. — С. 74−80.
  121. К.Э. Ядерное оружие в эпоху геополитической многополярности //Полис. 1995. — № 4. — С.18−32.
  122. Социальная реабилитация населения Севера России /Зайфудим П.Х., Фролов О. П., Бобков О. И. и др.- М-во РФ по делам национальностей и регион, политике. М., 1994. — 95с.
  123. М. Северный полюс горячая точка //Российская газета, 15 февраля 1995 г. — С.6.
  124. В.JI. Дегазация Земли и разрушение озонового слоя //Природа, 1993. № 9. — С.35−45.
  125. A.A., Кирюхина A.B. К проблеме ратификации Российской Федерацией конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» //Этнограф, обозрение. 1995. — № 3. — С.122−132.
  126. А.Дж. Цивилизация перед судом истории: пер. с англ. -М. Спб.: Прогресс-Культура, 1996. — 235с.
  127. В. Кому принадлежит Арктика //Народная газета, 25 апреля 1995.-С.1−2.
  128. А. Д. Эффективность космонавтики и приоритет информации //Энергия. 1990. — № 12. — С.52−57.
  129. С. Столкновение цивилизаций? //Полис. 1994. -№ 1. — С.33 — 49.
  130. C.B. О синергетическом подходе к проблеме классификации психических потребностей. Спб.: СпбСУ, НИЦ «Синергетика», 1996. — 45с.
  131. В.И., Гайер Е. А. Медико-социальные и этно-экологические аспекты выживания народов Севера //Экология человека. -1995. № 2. — С.65−75.
  132. А.Д., Демина М. Н. Социально-гигиенические и экологические факторы здоровья коренного населения Чукотки //Первая международная конф. «Знания на службу народам Севера» (25−29 июня 1996 г.). Тезисы докладов. — Якутск, 1996. — С.97.
  133. A.JI. Циолковский и Амудсен //На берегу Вселенной. Годы дружбы с Циолковским. М.: Мысль, 1995. — С.671−677.
  134. А.Н., Кокорев E.H. Нужен ли России Север? М.: МГАПиИ, 1995. — 98с.
  135. А. Кто сказал, что Север Крайний //Российская газета, 11 апреля 1996. С. 5.
  136. А. Техногенная цивилизация и малочисленные народы: трудный диалог //Жизнь национальностей. 1995. — № 4−5. — С. 6669.
  137. Д.Д., Кольер Д. Ф. Обсуждение Закона Российской Федерации «Основы правового статуса коренных народов Севера» // Этнограф, обозрение. 1996. — № 1. — С.91−94.
  138. Экономические проблемы Российского Севера. Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального собрания России. Аппарат Совета Федерации. Аналитический центр. 4 июля 1994. С. 17−21.
  139. М.М. Состояние и основные направления психической адаптации человека на Северо-Востоке СССР. Магадан: ИБПС, 1977, -Части 1−4.
  140. В.П. К вопросу об адаптации племен, ведущих примитивный образ жизни //Адаптация человека. JL: Наука, 1972. — С.12−25.
Заполнить форму текущей работой