Актуальность темы
диссертации обусловлена практическими и теоретическими аспектами.
Практический аспект заключается в том, что уже более десяти лет Россия строит рыночную экономику, находится в процессе глубокого преобразования всех сфер общественной жизни. Однако результаты этих преобразований привели к значительным кризисным явлениям, прежде всего в экономической и социальной сферах (падение производства ВВП и жизненного уровня населения в два раза и др.). В значительной мере состояние современного российского общества обусловлено малой эффективностью социального института управления, невысоким уровнем управленческой культуры, которые проявились в годы реформ.
В условиях наметившегося в последние годы некоторого подъема экономики вопросы совершенствования управления на разных уровнях (федеральном, региональном, отраслевом, предприятий и организаций) выдвигаются на первый план. Поэтому успех реформ, решение важнейших задач управления разными секторами народного хозяйства, успех предпринимательства связаны с выполнением поставленных руководством страны ориентиров (повышение производства ВВП в два раза, облегчение условий функционирования крупного бизнеса, развитие среднего и малого бизнеса, борьба с бедностью, интеграция России в мировое сообщество при сохранении государственных интересов и др.). Это обусловлено повышением общей культуры управления и факторов, влияющих на нее.1.
Одним из важнейших факторов повышения управленческой культуры в условиях рыночной экономики является необходимость восприятия новых знаний, определяемых формированием бизнеса, совершенствование бизнес-образования. Следовательно, анализ состояния и роли бизнес-образования,.
1 О чем Президент Российской Федерации напрямую говорил с гражданами России//Российская газета. 19 декабря 2003 г.- Президент сторговался с крупным бизнесом//Коммерсант.24 декабря 2003 г. его вклад в общую управленческую культуру определяет актуальность темы диссертации.
Под бизнесом (англ. Businessдело, предпринимательство, торговля, коммерция) понимается финансово-экономическая и любая другая деятельность, направленная на достижение определенных положительных результатов (прибыль). Бизнесом называют коммерческие сделки и другие хозяйственные операции, а также деловую жизнь в целом, коммерческие круги, экономическую работу вообще в отличие от занятий человека в области политики, культуры и т. д. Поэтому для осуществления успешной деятельности в современных условиях получение бизнес-образования необходимо множеству менеджеров, управленцев, специалистов, занятых в различных областях народного хозяйства (промышленность, строительство, транспорт, образование, наука, торговля, различные виды сервиса).
Анализ сложившейся практики обучения, выявление ее сильных и ф слабых сторон, определение наиболее эффективных форм и методов обучения, взаимосвязи бизнес-образования с хозяйственной практикой выпускников (на различных уровнях управления) и общей культурой управления, информационное обеспечение процесса обучения и другие вопросы являются важными задачами современной науки.
Бизнес-образование, т. е. обучение людей знаниям и навыкам, необходимым для работы в коммерческих компаниях, других организациях в условиях конкуренции как на внутреннем, так и внешнем рынке возникло в нашей стране в конце 80-х годов прошлого века. Востребованность бизнес-образования была обусловлена в первую очередь быстро расширяющимся негосударственным сектором экономики. Это породило потребность в специалистах, обладающих иными, чем в прежние времена (в условиях государственного регулирования экономики), «рыночными» знаниями и навыками.
Формирование системы бизнес-образования в России происходило в 90-е годы прошлого века и окончательно не завершено и в настоящее время.
В начале 90-х годов положение в этой области было весьма острым, так как потребности практики значительно обгоняли имеющиеся возможности в сфере образования. Специалистов в области бизнеса надо было срочно готовить, а учить их практически было некому. В процессе преобразований в экономике и других областях возникло два «потока» в бизнес-обучении.
Первый был представлен государственными вузами, которые пытались ввести в свои программы «рыночные» дисциплины. Силами преподавателей политэкономии и других общественных наук вводились новые дисциплины: менеджмент, маркетинг, биржевое дело и другие, впервые выпускались переводные издания, создавались новые учебные пособия. На этом этапе зачастую сами преподаватели имели весьма смутное представление о своих предметах, познания их были крайне теоретичны и преобладало * механистическое заимствование зарубежных концепций, зачастую мало понятных студентам, что приводило к приобретению довольно формальных и фрагментарных знаний, значительно оторванных от российских реалий.
Другой поток шел от практики. Стихийно появлялись школы, курсы по обучению наиболее дефицитным специальностям в области бизнеса, которые организовывали люди без опыта преподавания, но освоившие необходимые знания в процессе собственных занятий бизнесом. За короткий срок (месяцы, недели и даже дни) любой желающий за умеренную плату мог освоить основы бухгалтерского учета или «менеджмента». В отличие от официальных выпускников вузов (получавших лишь набор теоретических знаний), выпускники подобных курсов приобретали более или менее необходимые для работы в сфере бизнеса знания. Однако эти ускоренные курсы подготовки не могли дать систему необходимых знаний и поэтому многие выпускники этих.
2 Л.Тульчинский. В мире деловых слов. Экономический словарь-справочник. Т. 1 — М.1997, С. 95. курсов часто «прогорали», начиная собственное дело, участвуя в предпринимательской деятельности.3.
Помимо подобных элементарных форм обучения организовывались и более серьезные мероприятия: семинары, тренинги и деловые игры для предпринимателей. Назвать их учебой в традиционном смысле довольно трудно. Их целью являлся обмен опытом, экономической информацией, а также освоение тех или иных конкретных методик. Такие мероприятия также редко проводили профессиональные преподаватели, чаще успешные бизнесмены и экономисты-практики, которые обычно не имели опыта в преподавании.
В середине девяностых годов ситуация стала меняться. При поддержке государства или зарубежных коллег ряд высших учебных заведений, например, Финансовая академия, Высшая школа международного бизнеса, Государственная академия управления и некоторые другие сумели вывести ф процесс бизнес-образования на новый, более высокий уровень, обеспечивая своим выпускникам вполне солидный объем систематических, а главное, практически полезных знаний в различных сферах экономической деятельности. Помимо этого появилась возможность учиться за границей и даже получить диплом MBA (Master of Business Administration). В нашей стране в некоторых учебных заведениях было организовано обучение по адаптированным программам МВА (например, в Высшей школе.
3 См. напр.: Хойр В. Как делать бизнес в Европе: Вступительное слово Ю. В. Пискулова, — М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1991; Карлоф Б. Деловая стратегия. — М.: «Экономика», 1991; Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. Вып. 1−5. — М.: «Пресс-Универс», 1992; Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения/Пер. с англ. А.Гореловой. Предисл. В. А. Кременюка. — М.: Наука, 1992; Мушкаев И., Фетисов Э. Социолого-экономическое исследование банковской деятельности на современном этапе общественного развития. — М.: МГАПИ-МИПСЭТ, 1993; Российскому предпринимателю: советы, рекомендации, образцы документов. -M.: «Луч», 1993; Машук Ж. Финансовые системы. — М., 1994; Словарь делового человека. — М.: Интерпракс, 1994; Грибалев Н. П., Игнатьева И. Г. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению. — СПб.: Изд. «Белл», 1994; Попов А. В. Теория и организация американского менеджмента. — М.: Изд. МГУ, 1994; Кессон Г. Аксиомы бизнеса. — М., 1995; Киян Л. П. Маркетинг рынка труда. — Воронеж, 1995; Гайдар Е. Аномалии экономического роста. — M.: «Евразия», 1996; Лившиц А. Я.
Введение
в рыночную экономику. — М., 1996; Лившиц А. Я. Экономическая реформа в России и ее цена. — M., 1996; Ползиков С. Д. Пути развития современного предпринимательства. — М.: «Луч», 1996; Практическое пособие для предпринимателей, юристов, деловых людей/Под ред А. А. Безуглова. — М., Интердетектив, 1996. международного бизнеса или Mirbis, использовалась более совершенная литература).4.
В последние годы развитие бизнес-образования проходило в основном в рамках менеджмента, который дифференцировался на ряд специализированных направлений. Стали использоваться некоторые обобщения опыта российского бизнеса.5.
Однако острота проблемной ситуации, выражающаяся в дисгармонии связи бизнес-образования и потребностей практики сохраняется (хотя можно отметить некоторое ее уменьшение). Это проявляется в следующих моментах.
Проходит период использования «каких-нибудь» специалистов, подготовленных кое-как в сфере бизнеса. Развивающийся рынок стал требовать серьезно подготовленных специалистов, причем важен не только (а подчас и не столько) набор знаний, сколько новый, «рыночный» стиль мышления и поведения, конкретные бизнес-навыки.
Принять эти требования рынка среднесрочные курсы в большинстве своем оказались не в состоянии. Квалификация их выпускников все чаще оказывалась недостаточной для успешной карьеры. Поэтому многие специалисты, подготовленные несколько лет назад, оказались без работы.
4 Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. — М.: «Дело ЛТД», 1995, 1998; Гроув Д. Высокоэффективный менеджмент. — М., 1996; Джек Д. Основополагающие идеи в менеджменте. -М., 1996; Майтель Ш. Экономика для менеджеров. — М., 1996; Малый и средний бизнес в России. — М., 1996; Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. — М., 1996; Ховард К., Корошков Э. Принципы менеджмента: управление в системе цивилизованного предпринимательства. — М., 1996; Агапова T.A., Серегина С. Ф. Макроэкономика.
— М.: Изд. МГУ, 1997; Бизнес-план или как повысить доходность вашего предприятия. — М., 1997; Боумен К. Основы стратегического менеджмента. — М., 1997; Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес.
— М.: Изд. МГУ, 1997; Руководство для высшего управленческого персонала. Т. 1,2. — М., 1997; «Золотое правило» бизнеса. — М.: «Развитие», 1998; Кулагин М. И. Предпринимательство и право: опыт Запада. — М.: «Дело», 1998; Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. — М., 1998; Управление организацией: Учебник/Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998; Ассэль Т. Маркетинг: принципы и стратегия. — М., 1999; Гилберт А. Черчилль. Маркетинговые исследования. — СПб.: Питер, 2002.
5 См., напр.: Зайцев Л. Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. — М.: Экономистъ, 2002; Международный менеджмент/ Под ред. Пивоварова С. Э., Тарасевича Л. С., Майзеля А. И. — СПб.: Питер, 2002; Инновационный менеджмент: Учеб. пособие/ Под ред. В. М. Аньшина, А. А. Дагаева. — М.: Дело, 2003; Мазур И. И., Шапиро В. Д., Ольдерогге Н. Г. Эффективный менеджмент: Учеб. пособие для вузов/ Под общ. ред. И. И. Мазура. — М.: Высшая школа, 2003; Организационный менеджмент/ А. Н. Мардас, О. А. Мардас. -СПб.: Питер, 2003.
Качественное высшее бизес-образование доступно далеко не всем (к сожалению, многие вузы остаются на прежнем невысоком в практическом плане уровне). А далеко не каждая компания или частное лицо готово потратить на обучение будущего сотрудника от двух до шести лет, а часто и сумму в несколько тысяч долларов. Обучение за границей также нельзя считать общедоступным, кроме того, оно недостаточно адаптировано к российским условиям. Обладатель диплома МВА в России может успешно работать в представительствах инофирмв большинстве отечественных компаний его знания начинают сопрягаться с каждодневной реальностью.
Кроме того, существует ряд остро необходимых на рынке профессий, которые требуют не фундаментальных знаний, а добротной практически ориентированной подготовки. Отмеченные выше проблемы подтверждают необходимость анализа сложившейся системы бизнес-образования, то есть актуальность темы. i Необходимо отметить, что далеко не весь руководящий состав министерств, корпораций, предприятий и фирм владеет в той или иной степени рыночными методами принятия решений и управления, хотя от уровня знаний руководителей и предпринимателей в решающей степени зависит успех антикризисных программ. Поэтому актуальность темы исследования определяется и тем, что она затрагивает ключевые проблемы бизнес-администрирования в России, характеризует особенности и условия бизнес-образования в нашей стране, связана с реальными потребностями тех, кто хочет повысить свою рыночную квалификацию, добиться новых успехов в предпринимательской деятельности. Особую важность это имеет для предпринимателей и руководителей — лиц, принимающих решения (JIITP). Это подтверждается и принятием в конце 90-х годов нормативных актов, направленных на подготовку управленческих кадров6 и также обуславливает.
6 См., напр. Указ Президента РФ от23.06.97 № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации». Ф актуальность анализа подготовки и обучения руководящих кадров новым бизнес-знаниям, совершенствование их государственной и информационной поддержки. Следует отметить, что для тех, кто стремится заняться предпринимательством, свидетельство магистра делового администрирования является пропуском в обширный мир бизнеса. А по мере упрочения экономики развития производства, торговли и других сфер хозяйства потребность в менеджерах с бизнес-знаниями будет возрастать.
Все это обуславливает практическую актуальность диссертационной темы.
Теоретический аспект актуальности выбранной темы подтверждается тем, что еще мало уделяется внимания разработке вопроса о связи бизнес-образования с общей управленческой культурой.
Степень научной разработанности проблемы определяется описанием ее в научной литературе.
С конца 90-х годов теме бизнес-образования стало уделяться более пристальное внимание. Вышло немало научных публикаций, где затронуты отдельные аспекты этой темы.7.
Вместе с тем в настоящее время мало работ, посвященных проблеме перевода российского бизнес-образования на современные технологии с использованием высококвалифицированных практиков мирового и отечественного бизнеса, мощных информационных сетей и банков данных. Недостаточно освещены социолого-управленческие аспекты обучения людей основам коммерции и бизнеса. Каждый предприниматель должен сегодня многое знать, особенно в правовой и финансовой сферах (нормативные акты.
7 См., напр.: Тихонов А. Н. Технологии бизнес-образования в России/УВысшее образование в России. — М., 1996, № 3- Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в Российской Федерации. — М.: НИИВО, 1997; Вопросы обучения иностранным языкам в процессе повышения квалификации. — М., 1997; Проблемы информатизации высшей школы. — М.: ГосНИИСИ, 1998; Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. — М., 1998; Дрожжинов В. И. Российский рынок телекоммуникационных услуг: состояние и перспективы//Сети — 1998, № 5- Иванников А. И. и др. Развитие сети телекоммуникаций в системе высшего образования//Высшее образование в России. — М., 1998, № 2- Бизнес-образование в России: цели и задачи/УПроблемы информатизации высшей школы. — М., 1998 и др. по тарифам, налогам и сборам, бухучету, банкам, бирже, иностранные языки для работы с зарубежными инвесторами, правила предпринимательства в их странах и т. д.).
Анализ опубликованных источников, касающихся социально-экономических аспектов бизнес-образования для работников государственных предприятий и коммерческих фирм, показал многообразие и неоднозначность подходов как среди теоретиков управления, так и среди практиков-хозяйственников в нашей стране и за рубежом. Сущность обучения специалистов в системе бизнес-образования рассматривается в работах Добрынина А., Галанова Ф., Тодаро М., Романовского М., Долгова С., Заславской Т. И., Емельянова С. и других.8.
Однако в указанных работах социолого-прогностический анализ не проводился, и проблемы рассматривались с позиции отдельных дисциплин, в отрыве от культуры управления.
• Вопросы образования и управления в 90-е годы помимо экономических источников нашли отражение и в социологической литературе.9 Наряду с.
8 Строуп Р. Азбука экономики.- М., 1996; Тодаро М. Экономическое развитие. — М., 1997; Добрынин А. Экономическая теория. — М., 1997; Кремер Б. Исследование операций в экономике Банки и биржи. — М., 1997; Ковалев А. Анализ финансового состояния предприятия. — М., 1997; Тосунян Г. Государственное управление в области финансов и кредита в России. — М., 1997; Быкова Э. Движение капитала. — М., 1997; Эрнест Д. Деловые финансы. — М., 1998; Галанов Ф. Биржевое дело. — М., 1998; Энг М. Мировые финансы. — М., 1998; Галиц JI. Финансовая инженерия. — М., 1998; Долгов С. Глобализация экономики: новое слово. — М., 1998; Сажин А. Институты рынка. — М., 1998; Сорос Дж. Алхимия финансов — М., 1998; Романовский М. Бюджетная система. — М., 1999; Уотшем Т. Количественные методы в финансах — М., 1999; Усов В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. — М., 1999; Мэнкью Н. Принципы экономики. — СПб., 1999; и др.
9 См., напр. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. — М., 1990; Управленческое консультирование нововведений. Индивид в организации. Вып. З-4/Отв. ред. А. И. Пригожин. — М.: ВНИИСИ, 1990; Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. — М.: Изд-во МГУ, 1993; Высшая школа: испытание рынком. — М.: Изд-во МГУ, 1993; Социология образования. Т.1. Вып.1/Под ред. B.C. Собкина. -M.: ЦСО РАО, 1993; Социология образования. Т.2. Вып. З/Под ред. B.C. Собкина. — М.: ЦСО РАО, 1994; Образование в социокультурном воспроизводстве: механизмы и конфликты/Отв.ред. B.H. Шубкин. — М.: ИС РАН, 1994; Макаревич B.H. Игровые методы в социологии: теория и алгоритмы: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1994; Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджмент: Учебн. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1995; Дутченко B.C. Инновационные технологии. — M., 1996; Ракитов А. И. Информационные технологии и образование. — M., 1996; Волков Ю. Г. Послевузовское и дополнительное профессиональное образование в России//СОЦИС, 1997, № 9- Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998; Нечаев В. Я. Социология образования. — М.: Изд. МГУ, 1998; Социология в России/Под ред. В. А. Ядова. — 2-е изд., перераб. и дополн. — М.: Изд. ИС РАН, 1998; Удальцова М. В. Социология управления. — М., 1999; Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Прометей, Юрайт, 2002; Социология: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. — 2-е изд., перераб. и общими вопросами социологии образования, управления и менеджмента в этих источниках разрабатывались в социологическом аспекте более конкретные и частные вопросы связи высшей школы и рынка, механизмы и конфликты в социокультурном воспроизводстве образования, игровые методы, инновационные и информационные технологии в образовании, послевузовское и дополнительное профессиональное образование. В работах, посвященных управлению, также нашли отражение новые моменты, связанные с развитием управления экономикой в новых условиях: консультирование нововведений, социальная диагностика, инновационные технологии, управленческое общение, связь предпринимательства с социокультурными основами. Все это создает предпосылки для более глубокого изучения бизнес-образования. Вместе с этим вне поля исследования остаются вопросы взаимосвязи бизнес-образования и управленческой культуры.
Таким образом, созрела потребность выработки концепции взаимосвязи бизнес-образования и управленческой культуры в специфических условиях современной России. Поэтому в данной диссертационной работе выделена исследовательская проблема: социолого-прогностический анализ совершенствования бизнес-образования в рамках повышения культуры управления социально-экономическими процессами.
Объект исследования: бизнесобразование и культура управления в условиях становления рыночной экономики в России.
Предмет исследования:
• деятельность учебных заведений по организации системы взаимосвязи бизнес-образования с управленческой культурой:
• социолого-прогностический аспект развития. дополн. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002; Волков Ю. Г., Добренькое В. И. и др. Социология: Учебник/Под ред. Проф. Ю. Г. Волкова. — Изд. 3-е, испр. и доп. — М.: Гардарики, 2003.
Цель исследования состоит в определении особенностей взаимосвязи бизнес-образования и управленческой культуры, в контексте повышения их уровня и качества.
Задачи исследования:
1. Провести анализ понятия «бизнес-образование» и определитьего специфику в условиях современной России.
2. Изучить отечественный и зарубежный опыт организации бизнес-образования. Показать роль международных связей в системе бизнес-образования.
3. Выявить общественное мнение студентов и выпускников высших учебных заведений об основных тенденциях (позитивных и негативных) развития современных технологий обучения бизнесу.
4. Провести анализ понятия «управленческая культура». Показать взаимосвязь бизнес-образования и управленческой культуры. ф 5. Рассмотреть социолого-прогностический аспект взаимосвязи бизнесобразования и управленческой культуры.
6. Обосновать практические рекомендации по совершенствованию бизнес-образования как фактора повышения управленческой культуры в социолого-прогностическом аспекте.
Теоретической базой диссертационного исследования явились концептуальные разработки отечественных и зарубежных специалистов по управлению, экономике, социологии в области организации бизнес-образования с учетом новых производственно-технологических требований, связанных с необходимостью подъема экономики, новейшими достижениями в области электронных средств передачи и обработки информации, разработки социальных технологий.
Эмпирической базой диссертационной работы явились: т.
• современные зарубежные и отечественные документальные источники по проблемам бизнес-образования;
• материалы авторских социологических исследований, проведенных в ряде вузов системы общего и профессионального образования РФ;
• материалы вторичного анализа социологических исследований, проведенных за последние годы;
• материалы неформального наблюдения за работой бизнес-школ, вузов, опыт работы со студенчеством;
• официальные статистические данные и официальные документы Минобразования РФ.
В качестве методологии исследования использованы общенаучные принципы познания социальных явлений: системный метод, конкретно-исторический подход к изучаемым явлениям, теория управления.
Методы исследования. Социологическая разработка понятий, анкетирование, анализ документов, наблюдение, обобщение научных материалов.
Основные результаты исследования, полученные автором:
• разработаны понятия «бизнес-образование» и «культура управления»;
• обобщен отечественный опыт развития содержания, технологии и организации системы бизнес-образования на базе государственных и частных образовательных учреждений;
• выявлен на основе проведенных социологических исследований общественного мнения студентов, выпускников, руководителей вузов ряд дисфункций в существующей системе бизнес-образования;
• выявлена опосредованность и неоднозначность связи бизнес-образования и управленческой культурыустановлено, что только качественное образование создает предпосылки для повышения управленческой культуры в широком смысле (включая компьютерно-информационные технологии и значительный социальный блок);
• использован поисковый прогноз, который в современных российских условиях может дать только вероятностные (неоднозначные) варианты изменения взаимосвязи бизнес-образования и управленческой культуры в зависимости от политических и социально-экономических факторов развития России;
• сформулированы практические рекомендации по усилению положительного влияния бизнес-образования на управленческую культуру, по методам совершенствования бизнес-образования.
Научная новизна работы:
• бизнес-образование рассмотрено с системной точки зрения как социальный институт со своими специфическими характеристиками и дисфункциямикак фактор неоднозначного влияния на управленческую культуру в сфере бизнес-деятельности в новых социально-экономических условиях;
• управленческая культура также определена как сложная система, в которой выделены «узкий» и «широкий» смыслы, что позволяет установить эффективность влияния на нее бизнес-образования различного качества;
• показана значительная роль как в бизнес-образовании, так и в управленческой культуре использования новых технологий обучения, основанных на современных электронных методах передачи и обработки информации, технико-технологических и организационных инновациях, развитие социального блока (использование «человеческого фактора», установление взаимосвязи бизнеса с общественными проблемами, повышение социальной ответственности бизнеса перед обществом);
• обоснован многовариантный вероятностный социальный прогноз изменения взаимосвязи бизнес-образования и культуры управления в условиях современной России.
• Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты по определению качества бизнес-образования, его неоднозначной связи с управленческой культурой (в «узком» и «широком» смыслах) и социального прогнозирования их развития могут быть использованы в процессе совершенствования системы бизнес-обучения и при подготовке документов Министерства образования и науки РФ по улучшению организации и управления данным процессом. Кроме того, материалы диссертационного исследования могут стать методическим обоснованием при проведении социологических исследований существующего состояния и прогнозирования перспектив бизнес-образования и уровня управленческой культуры, а также при подготовке спецкурсов для студентов социологических и экономических факультетов.
Апробация результатов работы. Работа обсуждалась на теоретическом семинаре кафедры социологии и политологии Московской государственной академии приборостроения и информатики (МГАПИ), на научно-практических конференциях и совещаниях. Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения с выводами и рекомендациями, списка литературы, содержащего источника отечественных и зарубежных авторов.
Выводы и рекомендации.
Проведенный социолого-прогностический анализ бизнес-образования как фактора повышения управленческой культуры позволяет сделать следующие выводы.
1. С системной точки зрения, бизнес-образование — это социальный институт, который возник в 90-е годы для удовлетворения значимой общественной потребности — кадровое обеспечение рыночной экономики высококвалифицированными руководителями и специалистами по ведению выгодных дел с целью получения прибыли. Как социальный институт бизнес-образование обладает совокупностью внутренних и внешних связей и отношений, действуя в рамках установленного правового поля, имеет определенный научно-образовательный и научно-технический потенциал учебных заведений, установившуюся внутреннюю организацию.
2. Система бизнес-образования в России включает существующие государственные вузы, а также различные частные организации. Она сформировалась соответственно законам рыночной экономики в значительной степени стихийно и разнопланово. В результате возникла совокупность многочисленных учебных заведений, которые различаются по содержанию, формам, объему и качеству (от низкого до высокого, преподаваемых бизнес-знаний, ориентированных на различные субъекты бизнес-деятельности (предпринимателей и менеджеров разного уровня, чиновников государственных органов и др.).
3. Обобщение содержания, организации и технологий бизнес-образования, самостоятельных и совместных проектов (партнерство) с зарубежными организациями в ведущих российских бизнес-школах и высших учебных заведениях свидетельствует о том, что они имеют многоуровневую структуру образования, используют передовые технологии и методы формирования эффективного и инновационного бизнеса. Поэтому полученные знания важны для подготовки кадров квалифицированных предпринимателей, коммерсантов, менеджеров, государственных чиновников и являются весомым фактором успешной предпринимательской деятельности. В то же время немало «недобросовестных» учебных заведений, которые нацелены, в основном, на быстрое получение собственной прибыли в ущерб качеству подготовки специалистов и руководителей в сфере бизнеса.
4. Проведенные социологические исследования выявили ряд дисфункций в существующей системе бизнес-образования. Среди них: недостаточный государственный контроль над качеством знаний в части бизнес-школопределенный консерватизм администрации и преподавательского состава (невосприимчивость рыночных инноваций как в сфере образования, так и в сфере бизнес-деятельности) — отрыв даваемых бизнес-знаний от практикинедостаточный уровень организации учебного процессаслабое привлечение к учебному процессу практиков бизнеса и недостаточный учет российской специфики (механический перенос зарубежных методов) и др.
5. Бизнес-образование является необходимым условием формирования социального института управления бизнесом путем воздействия на управленческую культуру. Управленческая культура (в нашей разработке) представляет собой сложный комплекс разнородных составляющих: совокупность содержательных элементов и стадий управлениясистему ценностей, смыслов, знаний, традиций и т. п.- технико-технологических средств управления, среди которых важное место принадлежит информационно-компьютерным системама также социальное поведение субъектов управления бизнес-деятельности.
6. В управленческой культуре бизнеса выделен узкий и широкий смыслы, которые являются основными. «Узкая» управленческая культура ограничена использованием экономических, юридических, техникотехнологических знаний (различного объема, зачастую весьма ограниченных и поверхностных) при минимальном внимании к социальному и «человеческому фактору» и нацелена в основном только на получение краткосрочной прибыли или вялотекущую, стереотипную бизнес-деятельность. В «широком» смысле управленческая культура включает использование максимального объема современных бизнес-знаний (включая технологии эффективного и инновационного бизнеса, различные современные методы гуманизации труда, управления персоналом), развитое социальное партнерство и социальную ответственность бизнеса. Как правило, такая («широкая») управленческая культура обеспечивает устойчивую, эффективную бизнес-деятельность с учетом общественных интересов. С учетом дополнительных различных промежуточных значений (между «узкой» и «широкой») понятие «управленческая культура бизнеса» является многозначным.
7. Связь бизнес-образования и управленческой культуры не является прямой, т.к. она опосредована субъектами бизнес-деятельности, их субъективными качествами (свои интересы, традиции, цели и др.), а также внешними объективными условиями. Поэтому качественное бизнес-образование, в общем случае, лишь может создавать предпосылки для того, чтобы оно могло быть решающим фактором повышения управленческой культуры. Кроме того, естественно, что управленческая культура существенно зависит от содержания и качества полученных бизнес-знаний.
8. Обобщение практики ведущих образовательных учреждений в сфере российского бизнеса показывает, что они на основе обогащения содержания и технологии обучения, широкого использования передового зарубежного опыта, специфических особенностей негосударственных образовательных учреждений (при условии их высокой надежности) создали существенные предпосылки для повышения управленческой культуры и ее реализации в практике управления бизнес-деятельностью. Кроме того, многие новации в бизнес-образовании при их использовании (дистанционное обучение, обучение на рабочем месте, информационно-компьютерные технологии) способствуют повышению управленческой культуры и в других, некоммерческих сферах общественной жизни.
9. Ненадежные бизнес-образовательные учреждения, наоборот, не способствуют повышению управленческой культуры и даже могут приводить к ее снижению, что косвенно подтверждается неустойчивостью и распадом многих организаций, особенно среднего и малого бизнеса. Таким образом, влияние бизнес-образования на управленческую культуру (как в сфере бизнеса, так и в других сферах) с учетом выявленных дисфункций может быть различным: как фактором ее повышения, так и фактором ее стагнации и деградации.
10.Анализ социальных прогнозов на XXI век ведущих зарубежных и некоторых отечественных авторов относительно мирового экономического и социального развития, учета включенности России в мировые процессы, специфики российского бизнес-образования и культуры управления свидетельствует о возможности применения к исследуемой проблеме только поискового (качественного), вероятностного вида социального прогноза.
11 .Социальное прогнозирование процесса влияния бизнес-образования на управленческую культуру является весьма сложной задачей из-за выявленной неоднородности самого бизнес-образования, управленческой культуры, субъекта управления бизнесом, сильного влияния на развитие бизнеса политического фактора, социальной обстановки в стране, неопределенности в общей направленности социально-экономического развития России. Это также позволяет высказать социально прогнозируемые процессы относительно темы нашего исследования только в самом общем виде.
12.Очевидно, что может быть несколько вариантов социального прогноза в зависимости от общей направленности исторического развития страны. При политике с приоритетами развития передовых «высоких» информационно-компьютерных, космических и др. технологий, увеличения занятости населения, сокращения бедности, повышения общего жизненного уровня населения возникнет объективная общественная потребность как в значительном повышении качества бизнес-образования, так и управленческой культуры. Высокое качество бизнес-образования несомненно должно стать значительным фактором повышения управленческой культуры в сфере бизнеса и других сферах. В свою очередь, развитие многопланового бизнеса потребует и повышения управленческой культуры, что, в свою очередь, станет стимулом для существенного развития самого бизнес-образования путем обобщения управленческой практики.
13.При сохранении преимущественно сырьевой направленности нашей экономики сохранится и современное состояние бизнес-образования (с присущими ему дисфункциями) с относительно слабым влиянием на управленческую культуру, а также невостребованностью качественного бизнес-образования в практике управления. Возможны и другиепромежуточные варианты прогноза.
На основе проведенной работы можно высказать ряд рекомендаций по усилению положительного влияния бизнес-образования на управленческую культуру.
Во-первых, реализация стратегического курса государственного управления на заявленные цели (развитие передовых технологий, уход только от сырьевой направленности экономики, использование мощного отечественного научно-интеллектуального потенциала, борьба с бедностью и решение других социальных проблем).
Во-вторых, создание «правил игры», устраивающих бизнес и общество.
В-третьих, усиление бизнес-составляющей (включающей и солидный компьютерно-информационный и социальный блоки) в системе подготовки, повышения квалификации, переподготовки и дополнительного образования управленческих кадров федерального, регионального и муниципального уровней, руководителей образовательных учреждений.
В-четвертых, усиление государственного контроля за качеством бизнес-образования: приближение читаемых курсов к нуждам реальных секторов экономики и сферы услугбольшее привлечение к занятиям ведущих бизнесменов-практиковрасширение интеграции образовательных и научных учреждений, межвузовского и международного партнерствасвоевременное обновление учебных программ с учетом новых подходов в управлении образованием и бизнесом.
В-пятых, при разработке бизнес-программ и проектов бизнес-образовательных учреждений необходимо учитывать результаты систематически проводимых (мониторинг) маркетинговых, социологических и др. исследований по изучению общественного мнения учащихся, выпускников, руководящего и профессорско-преподавательского состава бизнес-школ, представителей бизнес-деятельности и др. категорий, прогнозируя изменения социально-экономических, политических и др. условий в стране, которые могут влиять на развитие бизнес-деятельности.