Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития: Социологический аспект исследования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования могут быть использованы при разработке методологических проблем социологии духовной жизни и социологии образования, в процессе специального и общетеоретического анализа проблем высшего образования в целом, и негосударственного в частности. Материалы диссертации могут применяться в практике управления негосударственным высшим образованием, для более четкого определения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Система высшего образования как объект социологического исследования
  • Глава 2. Сущность, тенденции становления и развития системы негосударственного высшего образования
    • 2. 1. Предпосылки возникновения и развития негосударственного высшего образования
    • 2. 2. Становление правовых основ институционализации негосударственного высшего образования
    • 2. 3. Негосударственное образование: ценностные отношения и цели
  • Глава 3. Негосударственное высшее образование: современное состояние и перспективы развития
    • 3. 1. Проблемы состояния образовательного процесса в негосударственных вузах
    • 3. 2. Перспективы развития негосударственного высшего образования

Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития: Социологический аспект исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В период становления рыночных отношений в России принципиально важным становится исследование инноваций, проявляющихся во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно к таким инновациям относится становление и интенсивное развитие на рубеже XX—XXI вв.еков негосударственного высшего образования, которое ныне становится значимой социальной ценностью для россиян, поскольку в условиях формирования рынка труда оно открывает возможности для развития личности, приобретения ею навыков деятельности в новых экономических и социальных условиях.

Возникновение и интенсивное развитие негосударственного высшего образования выявило не только ресурсные возможности этого вида образования, но и значимость его для молодого поколения страны. Наличие гибких образовательных программ и новых технологий обучения, обращенных непосредственно к личности, ведет к раскрытию ее способностей, повышению адаптивности к быстро меняющимся условиям трансформирующегося общества.

В силу этого важным становится научное рассмотрение ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса в системе негосударственного высшего образования, поскольку именно они выступают основанием норм и стандартов реального потребительского поведения в образовательном пространстве России.

В последнее время возникают исследовательские проблемы, связанные с рассмотрением реальных факторов, обусловивших становление и развитие в России феномена негосударственного высшего образования и влияющих на изменение целей и содержания образовательного процесса в высшей школе.

В связи с вышесказанным особую значимость приобретает выявление социальных оснований функционирования и развития негосударственного высшего образования, их социологический анализ, поскольку именно он позволяет исследовать данный феномен в системе социальных процессов, связей и отношений, характеризующих взаимодействие образования и общества.

Социологический анализ негосударственного высшего образования позволяет рассмотреть его как социальный институт и как некую систему, раскрыть его социальную ценность, показать обусловленность социальными изменениями. Кроме того, социологический анализ дает возможность проследить влияние негосударственного высшего образования на формирование окружающей его социальной среды, охарактеризовать его социальные функции, на конкретном социологическом материале рассмотреть особенности средовой, деятельностной, ретроспективной и перспективной компонент изучения негосударственного высшего образования.

Методология социологического анализа направляет исследование от общего рассмотрения проблем высшего образования к определению роли его негосударственного сектора, объективных и субъективных сторон развития негосударственного высшего образования, которое все глубже проникает в реальную жизнь нашей страны.

Социологическое осмысление образовательных процессов сферы негосударственного высшего образования выявляет их сложную и неоднозначную сущность, и научная оценка их современного состояния не только важна, но и необходима для прогнозирования перспектив развития, принятия обоснованных и взвешенных решений по управлению высшим профессиональным образованием. Поэтому теоретическое рассмотрение негосударственного высшего образования, анализ его сущности, тенденций и перспектив развития имеет широкий выход в общественную практику в связи с интенсивным развитием рыночных отношений в современном российском обществе.

Необходимость решения сформулированных выше проблем определила выбор темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

Сущность, тенденции и перспективы развития российского негосударственного высшего образования пока еще не стали предметом специального теоретического изучения в рамках социологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что в настоящее время происходят принципиальные изменения подсистемы высшего образования в России. Во-вторых, незначительное внимание социологов к негосударственному высшему образованию связано с непроработанностью теоретических оснований его изучения.

Одними из первых, обративших свое внимание на негосударственное высшее образование, были исследователи, рассматривавшие его большей частью с позиций оценки социокультурных последствий появления коммерческого сектора образования, а также как разновидность малого бизнеса и как элемент рынка образовательных услуг. Определенным научным вкладом в изучение негосударственного высшего образования явились идеи, разработанные в рамках философии образования, педагогики, социальной психологии, поэтому для нас имело большое значение знакомство с результатами данных исследований.

Важное значение для нашей диссертации имеют общетеоретические работы социологического характера, в которых рассматриваются сущность, функции образования как социального института, особенности развития образования как вида человеческой деятельности и социального явления, содержится понятийный аппарат для анализа систем образования, тенденций его развития и проектирования перспективного состояния. Это работы Л. А. Беляевой, С. И. Григорьева, В. А. Дмитриенко, В. И. Добренькова, А. С. Запесоцкого, Г. Е. Зборовского, Л. Н. Когана, Н. А. Люрья, A.M. Осипова, А. Субетто и др.

Значительный вклад в разработку методологии социологических исследований образования принадлежит Н. А. Аитову, Ю. Р. Вишневскому, В. Я. Нечаеву, ЛЯ. Рубиной, В. Н. Турченко, В. Т. Шапко, Е.А.111уклиной, В. А. Ядову и др.

Рассмотрению общесоциологических проблем духовной жизни общества в связи с анализом отдельных сторон образования, его специфики и динамики образовательных процессов посвящены труды Д.Л.

Константиновского, Г. Б. Кораблевой, А. В. Меренкова, М. Н. Руткевича, В. Г. Харчевой, Ф. Э. Шереги, О. И. Шкаратана и др.

Существенное значение для нашего исследования имели работы зарубежных ученых, посвященных анализу различных аспектов образования: А. Бергмана, С. Биржеа, И. Брубахера, Р. Будона, П. Бурдье, Дж. Бэллэнтайн, Э. Дюркгейма, Б. Кларка, Дж. Коулмена, Ф. Г. Кумбса, К. Маннгейма, В. Митера, К. Поппера, У. Сьюэлл, М. Шелера, Д. Фиттермана, М. Фулана, Ю. Хабермаса и др. Большое значение для разработки институционального аспекта социологического исследования высшего образования имеют идеи отечественных и зарубежных ученых, посвященные изучению социальных институтов и институциональных аспектов функционирования социальных феноменов, представленные в работах П. Бергера, М. И. Бобневой, Т. Веблена, С. Г. Кирдиной, Н. Б. Костиной, Г. Ландберга, Т. Лукмана, О. Норта, Т. Парсонса, Н. Смелзера, Г. Спенсера, Д. Хоманса, Я. Щепаньского и др.

При теоретическом социологическом анализе проблем негосударственного высшего образования мы опирались на концептуальные положения, касающиеся системного подхода и содержащиеся в трудах А. И. Аверьянова, Р. Акоффа, А. И. Берга, И. В. Блауберга, О. И. Генисаретского, В. П. Кузьмина, С. А. Кузьмина, Ю. Г. Маркова, Ю. М. Плотинского, И. Пригожина, В. Н. Сагатовского, В. Н. Садовского, Ю. А. Шрейдера, Э. Г. Юдина и др.

Изучению исторических аспектов возникновения в России негосударственного высшего образования помогли работы С. И. Гессена, А.Е.

Иванова, В. Г. Кинелева, Н. Л. Сиверцева, С. П. Шевырева, П. Шмулевича и др.

Современное состояние образовательного процесса в исследуемом секторе высшего образования анализируется в трудах отечественных (И.Болотин, Е. Н. Заборова, В. А. Зернов, М. Карпенко, М. Кибакин, И. К. Кощеева, В. Лапшов, Г. А. Лихачев, Т. Кухтевич, В. А. Садовничий, В. А. Солоницын, В. Степанов, О.Г. Степанова) и зарубежных (И. Белецки, М. Вестбрук, Г. Гисецки, Ч. Глен, С. Керр, Д. Хосслер, П. Штомпка) исследователей.

Рассмотрение правовых основ становления институционализации негосударственного высшего образования, процессов его лицензирования и аккредитации, социальных характеристик участвующих в нем субъектов нашло отражение в работах Ю. Г. Волкова, В. Н. Петрова, И. Л. Петрухина, В. А. Симонова, С. А. Смирнова, В. Г. Харчевой и др.

К источниковедческой базе диссертации относятся нормативные законодательные акты Российской Федерации, Национальная доктрина образования РФ, постановления и приказы Министерства образования РФ, аналитические отчеты. и информационные материалы сервера статистики официального сайта Министерства образования РФ, документы и материалы Ассоциации негосударственных вузов России.

Объектом исследования выступает негосударственное высшее образование в современной России.

Предметом исследования является социологический анализ становления, современного состояния и перспектив негосударственного высшего образования в России.

Цель и задачи исследования

.

Цель работы заключается в социологическом изучении особенностей и: тенденций современного негосударственного высшего образования в России.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач:

• обоснования специфики социологического подхода к негосударственному высшему образованию;

• выявления отличительных особенностей негосударственного высшего образования;

• анализа функций негосударственного высшего образования как социального института в условиях современной России;

• рассмотрения правовых основ институционализации негосударственного высшего образования;

• характеристики ценностных ориентаций субъектов образовательного процесса в сфере негосударственного высшего образования;

• определения тенденций развития негосударственного высшего образования, разработки прогноза его трансформации. Методологические основания исследования.

На общесоциологическом уровне автор опирался на исследование общих и специфических факторов развития негосударственного высшего образования России, ориентируясь на выявление его современных, ретроспективных и перспективных особенностей. Для анализа предпосылок, тенденций и условий развития негосударственного высшего образования в диссертации были использованы различные теоретические подходы. Институциональный подход явился основой для рассмотрения негосударственного образования как некоей устойчивой формы организации и регулирования общественной жизни через систему нормативных актов. Системный подход позволил охарактеризовать феномен образования, с одной стороны, как целостную систему и выделить в ней подсистему негосударственного высшего образованияс другой стороны, проанализировать некоторые ее элементы с социологической точки зрения.

Взаимосвязь системы образования со средой помог раскрыть структурно-функциональный подход, в рамках которого стало возможным выявление в пространстве негосударственного образования определенных элементов, соотнесение целей и ценностей субъектов образовательного процесса с функциональной направленностью развития негосударственного сектора высшего образования, обоснование значимости происходящей перестройки системы высшего образования в России.

Использование деятелъностного подхода позволило выявить сущность системы образования как результата деятельности социальных общностей, рассмотреть условия и факторы, способствовавшие возникновению негосударственного сектора образования и культуры.

Общефилософскими принципами исследования объекта, используемыми в диссертации, явились принципы восхождения от абстрактного к конкретному, сочетания исторического и логического.

Научная новизна исследования и выносимые на защиту положения заключаются в следующем.

1. Обоснована необходимость разработки социологической концепции негосударственного высшего образования.

2. Определена сущность негосударственного высшего образования с позиций институционального, деятельностного, системного и структурно-функционального подходов, выявлены особенности этого вида высшего образования при реализации им своих функций в условиях трансформирующегося российского общества. Охарактеризованы деятельностная, средовая, ретроспективная и перспективная компоненты негосударственного высшего образования.

3. В рамках социологического подхода рассмотрены экономические, политические и социокультурные предпосылки возникновения и развития негосударственного высшего образования. Выявлено, что изменившаяся социальная реальность обусловила появление в России нового вида высшего образования, который в единстве с его государственным сектором предоставил дополнительные образовательные и социальные возможности для значительной части населения страны.

4. Показано, что открытие негосударственных вузов на тех территориях.

России, где прежде не существовало центров высшего образования, становится серьезным фактором социального и культурного развития населения регионов.

5. Подчеркнуто, что в негосударственном высшем образовании России, оперативно реагирующем на экономические и социокультурные запросы общества, активно осуществляется подготовка по новым специальностям, возникают инновационные подходы и образовательные технологии, актуализируются индивидуальные формы и методы обучения.

6. Проведен анализ правовых основ институционализации негосударственного высшего образования, доказано, что существующие правовые нормы не всегда соответствуют новым задачам развития этого вида образования.

7. Проанализирован большой статистический и эмпирический материал, касающийся негосударственного высшего образования в России, что позволило обосновать теоретические положения относительно тенденций его развития, которые оцениваются в зависимости от состояния внешней (демографическая, экономическая, политическая, социальная ситуация в России) и внутренней (состояние и процесс реформирования системы образования в стране) среды.

8. Разработаны варианты перспективного развития негосударственного высшего образования в соответствии с такими критериями, как: изменение демографической ситуации, количества образовательных учреждений и студентов в государственном и негосударственном секторах высшего образованиянеодинаковая территориальная и социально-экономическая доступность вузовразличная структура спроса и предложения. Предложены в качестве возможных три варианта прогноза: инерционный (слабый), относительно перспективный (нормализованный), благоприятный (оптимистический), осуществлен их социологический анализ.

Научно — практическая значимость исследования.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке методологических проблем социологии духовной жизни и социологии образования, в процессе специального и общетеоретического анализа проблем высшего образования в целом, и негосударственного в частности. Материалы диссертации могут применяться в практике управления негосударственным высшим образованием, для более четкого определения направлений его развития. Рассмотренные перспективы негосударственного высшего образования позволяют более обоснованно подойти как к формированию сети высших учебных заведений, так и к определению наиболее значимых направлений предоставления современных образовательных услуг.

Теоретические положения диссертации также могут быть использованы в преподавании курсов «Социология образования», «Социальное управление».

Апробация работы.

Основные идеи и результаты работы отражены в 14 публикациях общим объемом 10,8 пл., обсуждались на заседании кафедры социологии Гуманитарного университета, в выступлениях на 14 международных, всероссийских и региональных конференциях: «XXI век: будущее России в философском измерении» (Екатеринбург, 1999) — «Человек, рынок, образование на рубеже XXI века» (Томск, 1999) — «Современные проблемы молодежи, образования и науки» (Томск, 1999) — «Образовательные технологии: состояние и перспективы» (Томск, 1999) — «Конфликты в условиях становящегося гражданского общества» (Екатеринбург, 2000) — «Современные техника и технологии» (Томск, 2000 и 2001) — «Высшее техническое образование: качество и интернационализация» (Томск, 2000) — «Социальные технологии в области образования» (США, Майями, 2003) — «Проблемы и достижения в американском образовании» (США, Чикаго, 2003) — «Кросскультурные и социальные вопросы образовательной политики» (США, Хьюстон, 2003) — «Политическая культура и политические процессы в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (Екатеринбург, 2004) — «Наука и образование — 2004» (Мурманск, 2004) — конференция «Ассоциации исследователей образования США» (США, Сан-Диего, 2004).

Защищена магистерская диссертация «Анализ развития негосударственного высшего образования в Польше и России» на факультете социологии и политологии Центрального Европейского Университета (Варшава-Ланкастер, 2001).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографического списка, который содержит 294 наименования на русском языке и 118 наименований на трех иностранных языках.

Заключение

.

Исследование негосударственного высшего образования в России, выполненное в рамках социологического подхода, позволяет прийти к следующим выводам теоретического, эмпирического и практического характера.

1. В диссертации современное негосударственное высшее образование было рассмотрено, исходя из его понимания как целостной системы, активно взаимодействующей со средой, в качестве которой выступает общество в целом с присущей ему совокупностью разнообразных общественных отношений.

2. Негосударственное высшее образование сформировалось как некий «ответ» на реальные запросы социума, приводя к изменениям содержания образовательного процесса, его методического и технологического оснащения.

3. Было показано, что негосударственное высшее образование, выступая подсистемой высшего образования в целом, имеет свою специфику, что было нами исследовано через анализ его деятельностной, средовой, ретроспективной и перспективной компонент.

4. Ход социальных процессов в системе негосударственного образования в определенной мере будет зависеть от экономической составляющей образовательной системы, наличия развитой институциональной правовой базы, политических и социокультурных составляющих, служащих внешними параметрами среды системы.

5. В работе было показано, что поскольку система высшего образования как социальный институт в целом отвечает за воспроизводство социокультурных ценностей, то и негосударственное высшее образование способствует ныне активному разрешению проблем общества, связанных с его экономической, политической и социокультурной трансформацией. В работе было доказано, что в условиях рыночной экономики происходит изменение целеполагания системы высшего образования, она стремится перейти в более устойчивое состояние, образуя новый структурно необходимый элементнегосударственное образование. Новые исторические условия изменили картину мира и связанную с ней парадигму образования,, соответственно трансформировав ее ценности и цели.

8. На теоретическом и эмпирическом социологическом материале в работе доказано, что система негосударственного высшего образования отличается от государственной по ряду параметров (в том числе содержанию образования, методам и формам обучения), неся в себе новые ориентиры воспроизводства личности и социума. Негосударственные образовательные учреждения в России разрушили прежнюю государственную монополию в области образования, в определенной мере решили проблему удовлетворения различных образовательных потребностей людей, осуществили задачу создания вузов, ориентированных на приобретение молодежью востребованных жизнью специальностей.

9. Установлено, что современная рыночная модель общественного производства меняет приоритеты и в сфере образования. Как было показано в работе, в сфере образования в России потребительский спрос становится исходным пунктом в воспроизводственной цепочке: количество вузов (государственных и негосударственных) — набор востребованных специальностей — перспективность получения работы на рынке труда. Следовательно, перспективы развития негосударственного высшего образования становятся производными от потребительского спроса.

10. Для прогнозирования равновесного состояния системы негосударственного высшего образования был применен социологический анализ объективных и субъективных факторов, влияющих на образовательный процесс, и их взаимодействие. При исследовании современного состояния системы образования посредством качественного и количественного подходов были рассмотрены показатели, касающиеся стержневых моментов развития негосударственных вузов: количественный и качественный состав студентов и преподавателей, соответствие предлагаемых специальностей запросам современного рынка труда, техническая обеспеченность учебного процесса соотносительно с государственными вузами.

11- Рассмотрение этих объективных моментов с необходимостью было дополнено социологическим анализом субъективного фактора развития негосударственного высшего образования, что включило в себя исследование личностных мотивов выбора негосударственных вузов студентами, оценку ими избранных курсов, удовлетворенность качеством образования, а также отношение преподавателей к учебному процессу и его качественным составляющим.

12. Результатом теоретических и эмпирических обобщений стала разработка многовариантного прогноза развития негосударственного высшего образования, который, являясь определенного рода моделью,. представляет исследуемый объект в некоем приближенном к реальности состоянии.

Завершая диссертационное исследование, следует отметить, что исследованию проблем негосударственного высшего образования предстоит еще длительный путь научного осмысления этого феномена в рамках социологии образования, социальной философии, психологии и экономики.

Ряд проблем, касающихся современного негосударственного высшего образования, лишь поставлен в данной работе, но они могут в дальнейшем стать предметом самостоятельного исследования. Как нам представляется, на будущее весьма перспективным станет, во-первых, научный анализ взаимосвязи типологии социальных изменений с типологией моделей образования, а также рассмотренная нами корреляция между типом культурной коммуникации и изменением содержания образования. Во-вторых, исследовательски перспективна проблема типологических характеристик негосударственного образования, взятых по иным, чем у нас, возможным основаниям. В-третьих, в отдельное направление работы могут быть выделены такие аспекты, как социологический анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса в негосударственном высшем образовании, изучение эмпирического материала пространственно-территориального размещения негосударственных вузов России.

Итак, целостность всей системы высшего образования поддерживается целевой функцией социальной системы. Достижение цели осуществляется через взаимодействие всех его элементов, а также через механизм общесистемной деятельности (социальные институты, традиции, социальные нормы и т. д.). Развитие негосударственного сектора высшего образования, отвечающего запросам социальной практики, служит управляющим воздействием на систему высшего образования в целом.

Практика показывает, что управление реальными процессами в системе высшего образования в России по-прежнему во многом строится в рамках тактики выживания, без должной ориентации на долгосрочный прогноз развития. Поэтому нельзя в современных условиях быть безудержным оптимистом, верить во «всенародный поход к рынку». Как представляется, переходный период — это достаточно длительное и устойчивое состояние экономики. Процессы, происходящие в ней, еще должны быть изучены и формализованы, чтобы появилась реальная возможность использовать их при разработке социальной политики, дающей предсказуемые последствия.

Подводя итог нашему исследованию, необходимо отметить, что разнообразие образовательных систем и их взаимообогащение является необходимым моментом прогрессивного развития общества, его духовной составляющей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О понятии «ценность» // Вопр. филос.- 2002. -№ 3.- С. 139 146.
  2. Т.Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов // Социс.-2004.- № 2. С.93−97.
  3. Ф. Знание и образование как международный товар: крушение идеи общественного блага // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2002.-№ 7.- С.40−44.
  4. Ф. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: Вопросы образования 1993. — № 3. — С. 15−18.
  5. Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. — № 9. — С.29−41.
  6. В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003.- № 5.- С.8−20.
  7. А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999.- № 6.- С. 11−15.
  8. А.А., Иванова Н. Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан // Социс-, 2003.- № 2. С.72−78.
  9. С.Ю. Неформальная экономика и ценности россиян // Социс. -2001.-№ 1.- С.35- 43.
  10. Ю.Баскакова М. Е. Тендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования // Социс.- 2002.- № 11.- С. 120−126.
  11. П.Безуглов И. Г. Актуальные проблемы негосударственного высшего образования.- М.: МОСУ, 2000.- 122 с.
  12. О.С., Германов О. Е., Солдатова И. Ю. и др. Институциональные основы рыночной экономики в России.- М.: Наука, -1996.-242 с.
  13. Э.В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь // Социс.- 2002.- № 10.- С. 37−45.
  14. Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития /Ин-т философии РАН.- M.:Academia, 2000.285 с.
  15. П. Приглашение в социологию. М., 1996.- 188 с.
  16. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.- 332 с.
  17. А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии.- 1992.-№ 1.-С.15−22.
  18. В.В. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект). Автореф. дис. канд. филос. наук.- Новосибирск, 1995.-14 с.
  19. Богатые и бедные в современной России Электронный ресурс. Аналитический доклад ИКСИ РАН / Под рук. М. К. Горшкова.- М., 2003.-Режим доступа: http://www.ispr.ru/index.html, свободный.
  20. Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс.-2002.- № 3. С.78−82.
  21. Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы: динамический аспект // Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Н-ск: Наука, 2003.- С.397−413.
  22. И.С. Социология высшей школы.- М: Экономика и финансы, 2003.- 136 с.
  23. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация.- М.: Наука, 1986. 303 с.
  24. Р. Социальные механизмы без «черных ящиков» // Социология на пороге XXI века.- М., 1998.- 234 с.
  25. Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения.- М.: Аспект пресс, 1998.- 283 с.
  26. А.П. Социокультурная динамика образования: Исторический опыт России. Дубна: Феникс+, 2001. — 207 с.
  27. В.Н., Ириков В. К. Модели и методы управления организационными системами.- М.: Наука, 1994.- 204 с.
  28. Н. В. Возникновение и развитие системы негосударственного образования в России (конец XIX— нач. XX в.). М: Гос. академия славянской культуры, 2003.- 55 с.
  29. М. Модели. Репрезентация и научное понимание.- М., 1988.188 с.
  30. М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб: Университетская книга, 1998.- 702 с.
  31. М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. / Отв. ред. и сост. Я. М. Бергер и др. М.: Юрист, 1994.- 464 с.
  32. Л.А. Проблемы гуманизации современного образования //Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Вып. 2-. СПб., 1994.- 128 с.
  33. И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс.- 2004.- № 2.- С.86−92.
  34. Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи.- Екатеринбург, 1997.-21 с.
  35. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики.- 2002.- № 8.- С. 10−14.
  36. А.А. Высшая школа как социальный институт гражданского общества.- Новгород, 2001.- 181 с.
  37. А.В., Сазонова Н. Н., Тебекова А. В. Стратегия современного образования // Современные проблемы молодежи, образования и науки / Сб. статей.- Томск: Сибирский Издательский Дом, 2000.-С. 15−20.
  38. Высшее и среднее профессиональное образование РФ. Статистический справочник / НИИ ВО: Центр образов, статистики.- М., 2000.- 240 с.
  39. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. Кинелева В. Г. М.: НИИ ВО, 1995.-352 с.
  40. Высшая школа в 2000 г. Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования.- М.: НИИ ВО, 2000.- 216 с.
  41. А.И., Прянишников О. Сравнительный анализ деятельности органов управления высшим образованием в России и зарубежных странах. / НИИ Высшего образования.- М., 2000.- 96 е.- Библиогр.: 30 назв.- Деп. в НИИ ВО 01.02.2000, № 20−2000.
  42. А.И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и в некоторых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 5.- С. 15−20.
  43. А.И. Финансовая помощь студентам вузов в развитых зарубежных странах. Аналитический доклад. Министерство образования РФ.- М.: НИИ ВО, 2002.-31 с.
  44. В. Модернизация образования: взгляд из региона// Alma Mater. Вестник высшей школы. 2003.- № 2.- С.35−39.
  45. О.И. «Искусственные» и «естественные» системы // Вопросы методологии.- 1995.-№ 1−2.- С. 8−16.
  46. И. А. Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов. Автореф. дис. канд. социол. наук,-Пермь, 1999.-22 с.
  47. . С. Менталитет и образование. Уч. пособие для студентов. -М.: Ин-т практ. психологии, 1996.- 142 с.
  48. . С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.- 427 с.
  49. СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. Алексеев П.В.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
  50. Г. Частное высшее образование в странах Восточной и Центральной Европы // Вестник высшей школы.- М., 1999.- № 10.- С.41−42.
  51. А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С.10−12.
  52. С.И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI в.- Барнаул: Изд-во АРНЦ РАО, 2000.- 159 с.
  53. С. А. Негосударственное образовательное учреждение как разновидность малого бизнеса (социально-психологический аспект). Дис.канд. психолог, наук. М., 1994.- 133 с.
  54. Ю.В. О различных точках зрения на процессы развития образования // Alma mater. Вестник высшей школы.-1998. № 10.- С.10−12.
  55. А.А. В каком смысле можно говорить о кризисе образования? // Наука и образование на пороге 111 тысячелетия. — Минск, 2001С.281−291.
  56. Э.Н. Введение в философию образования.- М.: Логос, 2003.246 с.
  57. Е., Добродеева И. Провинциальная модель университетской жизни: университет как градообразующее начало // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2002.- № 10. С. 15−16.
  58. А.А. Модульный анализ и конструирование социума / Институт социологии РАН.- М., 1994.- 198 с.
  59. И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. М., 1996.- 154 с.
  60. Демографические процессы и образование в регионах России и СНГ: Межд. научно практ. конф.- М., 2001.- 160 с.
  61. Демографический и трудовой потенциал населения России // Современные проблемы России: Путь в XXI век.- М.: МШСЭН, 2000.458 с.
  62. Десять лет российских реформ глазами россиян (по результатам исследования рабочей группы ИКСИ РАН Здравомыслов А. Г., Горшков М. К. и др.) // Социс.- 2002.- № 10.- С.22−36.
  63. Г. Г. Люди среднего класса— М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002.- 285 с.
  64. В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития.- Красноярск: Краен, ун-т, 1989- 184 с.
  65. В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи: особенности и тенденции// Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 2.- С. 13−15.
  66. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2001 год / Под ред. С. Н. Бобылева.- М.: ИнтерДиалект+, 2002.- 235с.
  67. .А. Психосоциология менталитета и неоменталитета. -Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 440 с.
  68. Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. Сб.: Пер с фр.- М.: Канон, 1995.-349 с.
  69. Э. Социология образования: Пер. с фр. М.: ИНТОР, 1996.79 с.
  70. А. Прогноз (О перспективах образования в России) Электронный ресурс.: М., 2000. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0089/2000/html, свободный.
  71. Ельмеев В Л. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995.- 142 с. 75.Ёрохов Н. А., Смирнов В. В. Образование в экономической системе // Известия Российской академии образования.- 2000.- № 1.- С.64−73.
  72. Ф. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социс.- 2000.- № 11.- С.66−70.
  73. Кадровые и организационные проблемы вузовской науки (Итоги экспертного опроса проректоров по науке Российских вузов)
  74. Электронный ресурс.: М, 1997. — Режим доступа: http://www.informika.ni/text/goscom/cinorgan/socio/otchet2/vuz2.html, свободный.
  75. М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России.- 2000.- № 3.- С. 99−104.
  76. Р.И. Институциональная природа переходных экономик: российский опыт // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М.: МШСЭН, 2001.- С.45−51.
  77. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995.328 с.
  78. В. Г. Фундаментализация университетского образования // По материалам Международного конгресса «Университеты на пороге III тысячелетия». М., 1995.- Вып. 2.- С.21−30.
  79. С.Г. Институциональные матрицы и развитие России.-Новосибирск.: ИэиОПП СО РАН, 2001.-308 с.
  80. Л.Н. Социология культуры. Уч.пос./ Л. Н. Коган.-Екатеринбург: УрГУ, 1992.- 120 с.
  81. П.М., Герасимова С. Б., Киселева И. П. Динамика социального самочувствия россиян // Россия: трансформирующееся общество.- М., 2001.- С.398−414.
  82. К. О концепции модернизации российского образования // Вестник высшей школы.- 2002.- № 12.- С. 15−18.
  83. В. Социальные трансформации в России // Международный журнал социологических наук.- 1999.-№ 26.- С. 138−145.
  84. Г. А., Тихомирова Е. М. Реформирование и модернизация образования в России в переходный период // Социология власти.- М., 2001.- № 4.- С.134−142.
  85. Н.Б. Религиозная общность: институционально-доктринальный аспект социологического исследования. Автореф. дис. .докт. социол. наук.- Уфа, 2001.- 47с.
  86. Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2004.- 46 с.
  87. Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия: Трансформирующееся общество / Ин-т социологии РАН.- М.: Канон Пресс — Ц., 2001.- С. 144−166.
  88. Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в изменяющемся обществе. — М., 1999. — 344 с.
  89. Д. Л. Образование и наука в процессе реформирования: Социологический анализ / Институт социол. исслед. РАН М.: ЦСП, 2003 — 428 с.
  90. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Управление школой.- 2002.- № 27−28.- С.2−6.
  91. И.К. Качество образования как социологическая проблема. Дис. канд. социол.наук.- Екатеринбург, 2003.- 138 с.
  92. И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопр.филос.- 2002.-№ 9. С. 3−19.
  93. О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социс.- 2001.-№ 9.- С.83−88.
  94. О.В. Социокультурные основания развития платности образования // Вестник высшей школы.- 1999.- № 11.- С.47−49.
  95. В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, -1980.-312 с.
  96. С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа.-М.: Наука, 1996.-192 с.
  97. Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ.- М.: Прогресс, 1970.-262 с.
  98. Т., Болотин И. и др. Студент МГУ: вектор перемен // Alma mater. BecTHHK высшей школы.- 2000. № 3.- С.17−18.
  99. Г. Гуманитаризация образования и перестройка преподавания социально-политических наук // Alma mater. Вестник высшей школы.- 1999.- № 1.- С.26−34.
  100. Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.-256 с.
  101. Н.С. Университетское образование. Идеалы, цели, ценностные ориентации.- Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1992.-232 с.
  102. Н., Чирикова А. Региональная власть и реформа российского федерализма: сценарии политического будущего // Социс. -2000.- № 4.
  103. В. Профессиональная социализация студентов в современных российских вузах.- М., 1999.-134 с.
  104. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI в. //Психологический журнал.- 2002.- Т.21.- № 3. С. 73−87.
  105. В. В. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования.- 1995.- № 1С. 35−43.
  106. В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Уч. пособие.- СПб: СПбГУП, 2000.-135с.
  107. Г. А. Проблемное обучение студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении // Первая научно-теоретическая конференция: Образование и наука на пороге третьего тысячелетия.-Барнаул, 1999.- С. 142−46.
  108. Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области) // Социс.- 2003.- № 2.- С.68−78.
  109. Н.А. Студенческая молодежь на региональном рынке труда: проблемы ориентации и адаптации. Екатеринбург Чита: Ин-тэкономики УрО РАН, 2003. 81 с.
  110. Н. Власть.- М.: Праксис, 2001 .-249 с.
  111. Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994- С. 14−22.
  112. Н.А. Образование: поиски, надежды, свершения // Образование в Сибири. 1994. — № 1(0).- С. 16−21.
  113. В. Российская модель общества // Реформы глазами американских и российских ученых.- М.: Российский экономический журнал. Фонд «За экономическую грамотность», 1996.- С.51−65.
  114. Э. Задачи российской академии образования в области исследований проблем высшей школы // Известия Российской академии образования. 2001. — № 1. — С. 12−13.
  115. Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании.- Н-ск: Наука, 1982.-255 с.
  116. А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социс.-1998.-№ 12.- С.97−100.
  117. И. Актуальные проблемы политики в области образования на современном этапе // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2000.- № 10.- С. 14−16.
  118. Ментальная репрезентативность: динамика и структура.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-320 с.
  119. М. Теория иерархических многоуровневых систем. Пер. с англ.- М.: Мир, 1973.- 344 с.
  120. Ф.Т. Образование и власть // Вопр.филос.- 2003.-№ 4 С.31−47.
  121. Модернизация в России и конфликт ценностей.- М.: ИФ РАН, 1993.- 250 с.
  122. И.Н. Состояние и проблемы высшего профессионального образования в трансформирующемся обществе // Проблемы сферыобразования в современной России.- Ростов н/Д., 2001.- С.24−37.
  123. Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики.- М., 1996.- 235 с.
  124. А.В. Социализация и «смутное время»— М.: Знание, 1991. — 78 с.
  125. Г. В., Смирнов В. Н., Клюева О. Р. Образование в условиях социальной рыночной экономики / Рос. Акад. образования. -Казань, 2000.-54 с.
  126. Население России в 1998. Шестой ежегодный демографический доклад.- М.: Госкомстат, 1999.- 240 с.
  127. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000.- № 2.- С. 14−20.
  128. Негосударственные вузы: проблемы, перспективы Электронный ресурс.: — Электрон, журн.- Вузовские вести.- М., 1997. № 1.- Режим доступа: http: // informika.ru/text/magaz/newpaper/vuznews/vn 1−97/negosvl.html, свободный.
  129. Негосударственное образование в России. Материалы научно-практической конференции (22−23 апреля 1996 г). Новосибирск, 1996.156 с.
  130. А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма.- М.: Ин-т межд. экон. и полит, исслед. РАН, 1996.-340 с.
  131. В.Я. Социология образования.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 199 с.
  132. В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс.1999.- № 11.- С.84−90.
  133. В. Малые образовательные структуры: шаг вперед или повторение пройденного? // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2000. -№ 2.- С.28−33.
  134. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко.- М.: Начала, 1997.- 189 с.
  135. Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2015 года. Доклад Госкомстата РФ.- М.: Госкомстат, 1998.- 146 с.
  136. Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1992. -№ 9.-С.З-21.
  137. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социс. -2003.-№ 5.- С.89−99.
  138. С.В. К вопросу о путях самосохранения и развития негосударственных вузов // Дискурс: Социологическая студия.- М, 2002.-Вып.2.- С. 135−138.
  139. О концепции реформирования образования в проекте программы Правительства Российской Федерации (стенограмма Парламентских слушаний). // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2000. — № 11.- С. 1828.
  140. A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования.- Новгород: НовГУ, 1998. — 205 с.
  141. В.А. Теория систем.- М.: Высшая школа, 1997.- 214 с.
  142. О.М., Панфилова Н. Г., Шумакова О. Н. Философские проблемы гуманитаризации высшего образования // Человек мера всех вещей.- Горький, 1990.- С. 46−51.
  143. Т. О структуре социального действия. М.:
  144. Академ.Проект, 2002.- 877 с.
  145. Т. О социальных системах. М.: Акад. Пресс, 2002.- 83 с.
  146. Т. Система современных обществ / Пер. с англ.- М.: Аспект Пресс, 1998.- 269 с.
  147. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа.-Томск: НТЛ, 1997.- 396 с.
  148. Перспектива высшей школы в негосударственном секторе образования. Тезисы докладов и сообщений межвузовской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1998.- 145 с.
  149. Г. И. Современный характер образовательного знания // Сибирь. Философия. Образование.- Новокузнецк, 1997.- № 1.-С. 18−22.
  150. А.Н. Модернизация образования в рамках реформируемой социальной политики России.- М.: Вуз и школа, 2003.- 213 с.
  151. В.Н. Правовые основы деятельности негосударственных образовательных учреждений в РФ // Государство и право.- 1996.- № 9.-С. 18−24.
  152. М. О видах высших образовательных учреждений // Высшее образование в России.- 2000.- № 3.- С. 13−25.
  153. В.В. Западная философия образования: неклассические течения 40−90 годов XX века Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.PHILOSOPHY.ru/edu/cur/eduplat.html, свободный.
  154. Ю.М. Модели социальных процессов.- М.: Логос, 2001.-296 с.
  155. Ю.М. Модели социальных систем и современность // Вестник МГУ. Сер.18.- 2000.- № 4. -С. 12−20.
  156. Плотинский Ю. М, Анализ риска социальных реформ // На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Межд. Кондратьевской конференции.- М., 1996.- С. 46−52.
  157. Н.Е. Транзит российских ценностей // Глобализация ипостсоветское общество/ «Аспекты-2001"/ Научн. издание.- М.: Изд. ООО «Стови», 2001.- С. 47−53.
  158. С. По следам «глубоко протезированного менталитета» // Вопросы методологии. 1992.- № 1−2.- С. 55−61.
  159. Э.А. Институционализация российской демократии // Социс. -2001.-№ 1.- С. 29−35.
  160. К. Логика и рост научного знания.- М., 1982. — 188 с.
  161. Н.В., Рыкун А. Ю. Становление и развитие рынка дополнительных образовательных услуг на территории Томского региона. Анализ поведения потребителей.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.- 256 с.
  162. А. Сфера высшей школы: ориентация на перспективу// Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 2.- С.37−41.
  163. А. Современная социология организаций.-М: Интерпракс, 1995.- 295 с.
  164. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой.-М.: Прогресс, 1986.-331 с.
  165. Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ «О проблемах развития негосударственного сектора высшего образования России» от 17.05.1999 // Бюллетень Министерства образования.-1999.-№ 10.-С. 17−18.
  166. А.П. Русская модель управления: компромисс между системой и населением // Вопр. филос, — 2003.-№ 2.- С.42−52.
  167. О.А. Социальная адаптация и проблема современного студенчества// Неделя науки МГТИ, — Майкоп, 2001.-Вып.4.- С. 177−179.
  168. В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ.- М.: Исслед. Центр по проблеме качества подготовки специалистов, 2001.- 100 с.
  169. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация.- М.: Аспект Пресс, 1996.-318 с.
  170. О. Государственным вузам пришел конец Электронный ресурс.: М., 2004. Режим доступа: http: www/informika.ru/text/new/press/23−04/html, свободный.
  171. Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология.- М.: Наука, 2003, — 524 с.
  172. Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопр.филос.-2002.-№ 5.-С.67−77.
  173. В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования. -1996.-№ 1.-С.7−21.
  174. Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater.- 1993.- № 1.- С.21−23.
  175. Н.С. Ценности в проблемном мире: Философские основанияи социальные приложения конструктивной аксиологии.- Н-ск.: Изд. НГУ, 1998.-293 с.
  176. Российский статистический ежегодник.- М.: Госкомстат России. М., 2001.- 240 с.
  177. Российское образование к 2001 году Электронный ресурс.: Аналитический обзор.- Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/obzor.html#l, свободный.
  178. Российское образование. Федеральный портал Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.edu.ni/maps/atlas/index.shtm#7, свободный.
  179. Российское студенчество на рубеже веков / Мат-лы Всерос. студ. Форума (октябрь 2001). М.: Логос, 2001.- 197 с.
  180. Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / Моск. обществ, науч. Фонд / Отв. ред. И. А. Бутенко. М., 2000. — 315 с.
  181. Россия в цифрах (2000).Краткий стат. сб.- М.: Госкомстат России, 2001.-397 с.
  182. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация.- М.: РИЦ ИСЭПН, 2002.- 368 с.
  183. Россия, которую мы обретаем / Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Новосибирск: Наука, 2003.- 728 с.
  184. Россия реформирующаяся / под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Academia, 2002.-368 с.
  185. Россия: стратегия достоинства. М.: Имидж-контекст, 2001.-400 с.
  186. Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова.- М.: Канон: Пресс-ц, 2001.- 640 с.
  187. Т.А. Гуманизация современного образования./ СО РАН, Ин-т философии и права.- Н-ск, 2000.-252 с.
  188. М.Н. Социальные противоречия современного российского общества / Ин-т социологии РАН.- М., 2001.-53 с.
  189. М.Н. Социология образования и молодежь (Избранное, 1965−2002 гг.).- М.: Гардарики, 2002.- 541 с.
  190. М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 1997.- № 7.- С. 3−19.
  191. Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х // Социс.- 2001.- № 4.
  192. С.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России // Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Н-ск: Наука, 2003.- С.430−458.
  193. И. Философия образования для XXI века: кризис образования необходимость принципиально новых воззрений // Соврем, высшая школа.- Варшава, 1990.- № 1.- С. 183−198.
  194. И. Философия образования для XXI века: Анализ философских и педагогических концепций // Соврем, высш. шк.-Варшава, 1990.- № 3−4. С. 25−32.
  195. И.О. О философии глобального образования// Философия образования для XXI в.- М., 1992.- С. 15−25.
  196. В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий.-Томск: Изд-во ТГУ, 1973.- 431 с.
  197. В.А. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 10.-С.9−14.
  198. В. А. Высшая школа России: традиции и современность (доклад на У11 съезде Российского союза ректоров) Вестник высшей школы.- 2002, — № 12.-С.7−13.
  199. В. А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил России.- М., 2000.- 175 с.
  200. В.А. Высшая школа России: ориентиры на будущее. Доклад на VI съезде Российского союза ректоров // Alma Mater. Вестниквысшей школы.- 2000. № 12.- С.6−8.
  201. В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. -Москва, 1980.-312 с.
  202. М.Б., Серебряков Ф. Ф., Щелкунов М. Д. Общество и образование на пороге XXI века: к гуманистической парадигме развития // Ученые записки Казанского университета. Т. 137. Экономика. Философия. Казань: Унипресс, 1999. — С. 134−147.
  203. . Общество и образование. Москва: Прогресс, 1989.- 197 с.
  204. Сайт Министерства образования РФ, сервер статистики: Электронный ресурс.: Режим доступа http://stat.edu.ru/stat./vis.shtm, свободный.
  205. А. Смена вех в начале XXI столетия // Свободная мысль.- 2002.- № 5.- С.4−20.
  206. В. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России.- 1997.- № 3. С. 28−36.
  207. Сборник учебно-методических нормативов и документов по профессиональному образованию.- М.: НИИ ВО, 1997.- 197 с. 231., Сергазин Ж. Ф. Введение в социальное моделирование.- Л., 1991.284 с.
  208. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Логос, 1999.- 271 с.
  209. Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов.- Иркутск: Изд-во ИркГУ, 1992.- 227.
  210. А.В. К новой модели обучения — социокультурный подход // Социологические исследования. -1994.- № 3.- С.82−86.
  211. Г. Р. Прогнозирование развития российских университетов в условиях переходов к рыночной экономике // Развитиеуниверситетов в условиях рыночной экономики.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.-С.116−124.
  212. А. Социально-гуманитарное образование в меняющемся мире // Наука и образование на пороге 111 тыс. — Минск, 2001. С.292−300.
  213. С.А. Становление и институционализация высшего негосударственного образования в современной России. Дне. канд. социол. наук.- Ростов-на-Дону, 1998.-156 с.
  214. О. Обозримое будущее российских университетов: взгляд из парламента / Университеты на пороге III тысячелетия. По материалам Международного конгресса «Университеты на пороге 111 тысячелетия».- М., 1995.- Вып. 2.- С.81−85.
  215. В. С., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. М.: Центр социологии образования РАО, 1998 -Т. IV.-Вып. V.-96 с.
  216. В.А. Негосударственное высшее образование в России.- М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 1998.- 273 с.
  217. Средний класс в России: Количественные и качественные оценки/
  218. Бюро экон. анализа.- М.: ТЕИС, 2000.- 288 с.
  219. Средний класс в современном российском обществе / Рос. независ. Ин-т соц. и нац. проблем / Под общ. ред. М. К. Горшкова и др. М.: РНИС и НП: РОСС-ПЭН, 1999.- 340 с.
  220. Современные проблемы молодежи, образования и науки. Сб. статей молодых ученых.- Томск: Издание «Сибирский Издательский Дом», 2000.- 188 с.
  221. П. Социальная и культурная динамика.- СПб: РХГИ, 2000. -1054 с.
  222. П. Человек. Цивилизация. Общество./ Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992 —543 с.
  223. П.А. О русской общественной мысли: Сочинения. СПб.: Алетейя, 2000. — 189 с.
  224. Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. Офиц. изд.- М: Б.и., 2001.- 463 с.
  225. Социальное расслоение и социальная мобильность / Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 1999 — 189 с.
  226. Социология образования / Труды по социологии образования. Т.2. Вып. 3, — М.: РАО, Центр социологии образования, 1994. -174с.
  227. М. В. Насилие в образовании // Современные проблемы молодежи, образования и науки: Сб. ст.- Томск, 2000.- С.62−70.
  228. Становление рынка в постсоветской России (Институциональный анализ).- М.: АспектПресс, 2002.- 168 с.
  229. В. Общая характеристика и тенденции развития негосударственного (внебюджетного) сектора образования в странах СНГ // Образование и наука на пороге III тысячелетия.- Барнаул, 1999.- 4.1.-С.213−215.
  230. Студенческая мозаика. Сб. ст. /РГГУ, социол. ф-т /Под ред М. С. Ципко.- М.: РГГУ, 2002.- 367 с.
  231. И.И. Судьба России и философия образования // Первая нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук (22−24 июня 1998 г.). Н. Новгород, 1998.- С.184−188.
  232. Н.В., Едронова В. Н. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса // Высшее образование сегодня.- 2003.- № 6.-С.30−36.
  233. В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России // Alma Mater. Вестник высшей школы. -2002.-№ 1.- С.9−12.
  234. А.И. Свойство, системы и сложность // Вопр. филос.- 2003.-№ 6.- С.96−110.
  235. .С. Самоуправляемые системы и причинность.- М., 1972.-214 с.
  236. Университетское образование и регионы: Тез. докл. Межд. научно-метод. конф.- Пермь: Пермский гос. ун-т, 2001.- 347 с.
  237. Университеты в образовательном пространстве региона / Опыт, традиции и инновации. /Тез. Докл. Меж. научно-практ. конф. -Петрозаводск, 1999.-С.8−11.,
  238. Г. Рыночный потенциал научных и образовательных организаций// Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2002.- № 9. С. 18−22.
  239. Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 1.- С. 18−25.
  240. Федеральная программа развития российского образования //
  241. Россия 2010.- 1993.- № 2.- С. 16−24.
  242. В. Образование для новой России // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования РФ.-2000.-№ 1.- С.4−7.
  243. Философия, культура и образование. (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии.- 1999.- № 3.- С.3−54.
  244. Философия образования для XXI века: Сб. статей. Иссл. центр по пробл. управления качеством подготовки специалистов.- М., 1992.- 214 е.
  245. .М. Специфика интеграции науки и высшей школы в негосударственных образовательных учреждениях Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.isn.ru/sociology/firsov/SciEducat.doc, свободный.
  246. К. Использование новых технологий в образовании: заблуждения и цели // Перспективы.- М.- Париж, 2001 .-Т.31. № 4.- С. 7994.
  247. Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование сегодня.- 2003.- № 6.- С.38−40.
  248. JI. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения.- 1999.-№ 2.- С.24−33.
  249. Е.В. Инновационная деятельность учреждений негосударственного образования как фактор развития современной системы образования в России (на примере Современного Гуманитарного института). Автореф. дис. канд. социол. наук.- М, 2000.-23 с.
  250. М.А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России.- 2001.- Т. 10.- № 3. -С.79−86.
  251. М.А. Социология свободы: Трансформирующееся общество/ Под ред. Т. И. Заславской.- М.: МОНФ, 2000.- С.234−257.
  252. С.С. Открытая модель образования: (Синергет. подход) (Пробл. формирования открытого общества в России).- М.: Магистр, 1997.- 298 с.
  253. М. Избр. произв / Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994 413 с.
  254. Ф.Э. Кризис высшего образования // Вестник Российской Академии Наук. -1997. № 2.- С.99−104.
  255. Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Академия, 2001.- 300 с.
  256. Ф.Э., Харчева В. Н., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект М.: Юрист, 1997- 304 с.
  257. Я.В. Россия на пороге XXI века: социально-политическая трансформация // Социс.- 2001. № 5. — С. 15−22.
  258. Ю.А. Особенности описания сложных систем // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1983.-М., 1983.-284 с.
  259. Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика.- Екатеринбург, 1999.
  260. П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социс.- 2001.- № 2.- С.25−37.
  261. П. Социология социальных изменений. / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.- 416 с.
  262. Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.-156 с.
  263. В. Мы не ставим цель перевернуть высшую школу Электронный ресурс.: Электрон.журн.- Вузовские вести. 1997.- № 1. :Режим доступа: http//.informika.ru/text/magaz/newpaper /vuznews/vnl97/negl.html, свободный.
  264. В.А. Россия как трансформирующееся общество: Резюмемноголетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность.- М.: МШСЭН, 2000.- С.7−13.
  265. В.А. Социологическое исследование: методология, программа и методы. Самара: Самарск. ун-т, 1995, — 328 с.
  266. Ф. Высшее образование в переходный период в контексте изменяющейся Европы: некоторые проблемы и предложения // Высшее образование в Европе, — Том XVI.- 1991. -№ 3.-С.91−98.
  267. Р.Т. К построению философской теории качества образования: формально онтологический аспект // Качество образования: концепции, проблемы.- Н — ск, 2000. С. 104−108.
  268. A Legislative Review and Needs Analyses of Developments in Central and Eastern Europe. Quality Assurance in Higher Education. Phare Multi-Country Programme in Higher Education. European Training Foundation, June 1998.
  269. Ackoff R.L., Gharajedadhi, J. Reflection on Systems and their Models // System Research.- 1996.- Vol. 13.-№ 1.
  270. Trowler Paul. Academics responding to change: new higher education frameworks and academic cultures .-1998.
  271. Aktualne sprawy szkolnictwa wyzszego. http://www.men.waw.pl/aktual/szk-wyz/ar-2001/sprawy.htm-
  272. Alt Martha Naomi. Private schools a brief poportrait.-2002 .
  273. Barr N. People in Transition: Reforming Education and Health Care.- 1996 http://www.worldbank.org/fandd/english/0996/articles/50 996.htm-
  274. Beyond the universities: the new higher education.-1998.
  275. Beliakov S., Lugachyov, M., Markov, A. Financial and Institutional Change in Russian Higher Education. http://www.ed.gov/officers/OPE/PPI/FinPostSecEd/baum.html
  276. Bialecki I. Data for the project TEMPUS -STRADEV.- Warsaw: Warsaw University, 2001.
  277. Bialecki L Education in a Changing Society.- Warsaw, 1996.
  278. Bialecki I., Domanski H. Employment Opportunities in Poland’s Changing Economy // European Journal of Education.- 1995.- Vol. 30.- № 2.
  279. Birzea C. Educational Policies of the Countries in Transition.- Strasbourg: Council of Europe Press, 1994.
  280. Blacker D. The institutional autonomy of education // J. of philosophy of education.- Oxford. 2000. -Vol.34.-№ 2.- P.229−246.
  281. Boocock S. Sociology of Education. 2nd edition.- Boston, 1980.
  282. Boudon R. The Logic of Social Action.- London: Routledge, 1981.
  283. Brubacher J., Rudi W. Higher Education in Transition. A History of American Colleges and Universities. 1936−1968.- N.Y.: Harper and Row, 1968.
  284. Carnoy M. Political Economy of Educational Production / Carnoy M. (Ed.) International Encyclopedia of Economics of Education.- New York: Pergamon, 1995.
  285. Carrere d’Encause. Politische Bildung der nicht russischen Nationaliten, in Erziehungs und Sozialisationsprobleme (Political Building of non-Russian Nationalities, in Education and Socialization Problems).- Berlin, 1999.
  286. Cerych L. Educational Reforms in Central and Eastern Europe // European Journal of Education.- 1999.-Vol. 30.- № 4.
  287. Checkland P.B., Scholes, I. Soft Systems Methodology in Action.-Chinchester: Wiley, 1990.
  288. Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation.- Pergamon: LAU Press, 1998.
  289. Conley Brenda Edgerton. Alternative schools: a reference handbook .- N.Y. 2002.
  290. Coulson A. Markets versus Monopolies in Education: the Historical Evidence // Educational Policy Analysis Archives. № 4 (9). http://www. olam.ed.asu.edu/epaa/v4n9.html.
  291. Currie W. Universities and Globalization: Critical Perspectives. Thousand Oaks, Ca.: Sage Publicatios, 1998.- 277 p.
  292. Dietl I. Economic Expansion and Educational Reform: Closing the Gap. 1996. http://www.friends-partners.org/friends/audem/dietl2.htmlot-other-unix-english.
  293. Drysdale L., Marketing in Education.- 2000. http://www.edfac.unimeb.edu.au/EPM/subjects/482−805/sessions.pdf.
  294. Eastern Europe Communality and Diversity. The Open Door. CEPES. UNESCO. European Center for Higher Education. 1991.
  295. Education Sector Strategy. The World Bank Group, 1999.
  296. Educational Theory. Summer 1991.- Vol. 41.- № 3.
  297. Education and Society in the New Russia / Ed. Jones, A. Library of Congress, 1994.
  298. Education in a Changing Society / Ed. Bialecki, I. Warsaw: Center for Scientific Policy and Higher Education, 1996.
  299. Education for Transition to Market Economy in Countries of Central and
  300. Eastern Europe / Conference Proceedings.- Warsaw, 1996.
  301. Education for the Transition. Part 1. International Cooperation in Social Science Higher Education in Central and East Europe. A Conference Report. CEP, 1997.
  302. Education for the Transition. Part 2. Social Science Teaching at Central and East European Universities. A Needs Assessment. CEP, 1997.
  303. Education: Culture, Economy, Society / Ed. Halsey, A., Lauder, H., Brown, Ph., and Wells, -A. Oxford: Oxford University Press, 1997.
  304. European Journal on Education. 1998−2001.
  305. European Union, 1996. Tempus Tacis Evaluation. http://europa.eu.int/comm/dgla/evaluation/tempus/ll.htm
  306. Farley J. E. Sociology. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1990.
  307. Financing a College Education. How it Works? How its Changing.-Phoenox, Ariz.: Oryx Press. 1998.216 p.
  308. Fischer В. M. Education in the Big Picture // Sociology of Education.- 1972.-№ 45.
  309. Fullan M. Change Forces. Probing the Depth of Educational Reforms.-London: The Palmer Press, 1993.
  310. Galanov V. The Financial Situation of the Higher Educational Systems of the Russian Federation // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES.- Vol. XXII. -1997.-№ 2.
  311. Geiger Roger L., Private sectors in higher education: structure, function, and change in eight countries .1986.
  312. Gellert C. Innovation and Adaptation in Higher Education: The Changing Conditions of Advanced Teaching and Learning in Europe.- L.: Jessica Kingsley Publishers. 1999. 320 p.
  313. Glenn Ch. Educational Freedom in Eastern Europe.- Washington D.C.: Office of Educational Research and Improvement, 1995.
  314. University Park, 2001.- Vol. 13.- № 1. P. 133−156.
  315. Gorad S. Market Forces, Choice and Diversity in Education: the Early Impact // Sociological Research Online. -1997.-№ 2 (3). http://www.socresonline.org.Uk/socresonline/2/2/8/html.
  316. Handbook of World Education. A Comparative Guide to Higher Education and Educational Systems in the World / Ed. Wickremasingghe.- Houston, 1991.
  317. Hauptman A.M. Student-Based Higher Education Financing Policies // International Higher Education. Boston: The Boston College Center for International Higher Education.-1999.- № 17.- P. 5−6.
  318. Hawley A. Cumulative Change in Theory and History // American Sociological Review 1978.- № 43 .-P. 772−789.
  319. Henkel M., Little B. Changing Relationships Between Higher Education and the State.- L.: Jessica Kingsley Publishers. 1999.- 357 p.
  320. Higher School in 2000. Annual Report on the Development of Higher Professional Education.- Moscow: NI1VO, 2000.
  321. Higher Education in Europe / Ed. UNESCO. 1998−2000.
  322. Hirst H., Peters B. The Logic of Education.- L., 1978.
  323. Holman D. A dialogical approach toskill and skilled activity // Human relations.- N.Y.- L- 2000.- Vol.53.- № 7.- p. 957−980.
  324. Holmes В., Read, G., Voskresenskaya, N. Russian Education. Tradition and Transition.- New York-London: Garland, 1995.
  325. Hossler D. A Case Study of Higher Education Reform in Russia. International Higher Education. 1997, Summer. http://www.bc.edu/bc-org/avp/soe/cihe/direct l/News8/text7.html
  326. Huisman J. Higher Education Institutions: As Different as Chalk and Cheese? // Higher Education Policy, Aberdeen: Elsevier Science Ltd. 2000.- Vol.13.- № 1.- Р.41−53.
  327. Improving Education and Reforming Education Systems in Central and Eastern Europe. World Bank. http://www.worldbank.org/html/exdr/offrep/eca/ecaedu.htm
  328. Jonestone D., Arora, A., Experton, W. The Financing and Management of Higher Education: a Status Report on Worldwide Reforms.- Washington, DC: World Bank, http://www.worldbank.org/html/extdr.educ/edu-pub
  329. Kazakova R. The Latest Publications of the Research Institute for Higher Education of the Russian Federation // Higher Education in Europe.- Vol. XXV.-2000.- № 1.
  330. Kerr S. Diversification in Russian Education / Education and Society in the New Russia. Ed. by Jones, A. Library of Congress, 1994.
  331. Kozminski A. Catching up? Organizational and Management Change in the Ex-Socialist Block. Albany, — NY: SUNY, 1993.
  332. Krasniewski A., Woznicki J. The CRASP Research Institute: a Response to the Need for Informed Policy in Higher Education and Research // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 2000.- Vol. XXV.- № 4.
  333. Kushel A. Non-State Higher Education Institutions in the Russian Federation // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1993.- Vol. XVIII.- № 3.
  334. Langenberg D.N. Information Technology and the University: Integration Strategies for the 21st Century // J. Amer. Soc. Inform. Science.- Washington, 1994.- Vol.45.- № 5.
  335. Luhmann N. Social Systems (Nicolas Luhmann- Transl. by John Bednarz with Dirk Backer- Forew. by Eva M. Knodt. Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 1995. -LII, — 627 p.
  336. MacTaggart T. Free Market Approach. Business Officer, 10. http://www.nacubo.org./website/members/bomag/9810/mactaggart.html
  337. Marison K. Management Theories for Educational Change.- London, 1998.
  338. Massy W. On Values and Market Forces // Policy Perspectives. № 5 (I B) http: //www.irhe.upenn.edu/pp-pubs/v5nlB.pdf
  339. Matveev A. Market Forces in Russian Higher Education. MA thesis. CEU, 1999.
  340. McGee. Education and Social Change // On, Education-Sociological Perspectives.- N.Y., 1967.
  341. Meshalkin V. Accreditation of Higher Education Institutions in Russia // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1995. -Vol. XX.- № 1−2.
  342. Mitter W. Higher Education in Central and Eastern Europe: An Approach to Comparative Analysis / Goals and Purposes of Higher Education in the 21st Century. Ed. Burgen A.- London: Jessica Kingsley Publishers, 1996.
  343. Mitter W. Das Bildungswesen in Osteuropa im Umbruch // Osteuropa Zeitschrift fur Gegenwartsfragen des Ostens. 1990.
  344. Moore W.E. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.
  345. Nelson J.L., Besag F.P. Sociological Perspectives in Education.- N. Y., 1970.
  346. Parrelada F., Bertran, J. The Responses of Higher Education Institutions to Global Challenge: Innovative Universities and Human Resources Development // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1999.- Vol. XIX.-№ 1.
  347. Parelius R. The Sociology of Education.- London, 1987.
  348. Parsons T. The Social System. Glencoe: Free Press, 1964.
  349. Persell С. Understanding Society. N.Y.: Harger and Row, 1987.
  350. Private Prometheus: private higher education and development in the 21st century. 2000.
  351. Prokopchuk A. Reforming the Russian Higher Education System // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1994.- Vol. XIX.- № 4.
  352. Rabczuk W. Szkolnictwo prywatne w Europie Zachodniej i w Polsce. -Warsaw, 1989.
  353. Reviews of National Policies for Education. Russian Federation. OESD, 1998.
  354. Ritzer G., Kammeyer K. and others. Sociology: Experiencing a Changing Society.- Boston: Allyn and Bacon, 1987.
  355. Politics education and citizenship. London, — N-Y., 2002.
  356. Skorov G. The Economic and Socio-Cultural Situation in the Socialist Countries with Particular Emphasis on the USSR // The Prospects for Educational Planning. UNESCO, 1990. 97. Scott P. The Globalization of Higher Education.- Buckingham, England: Open
  357. University Press, 1998.- 134 p. 98. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics.- Vol. 1−4. -N.Y.: American Book
  358. Szymonski, M. Research at Central and East European Universities.-Krakow: Jagiellonian University Press, 1997.
  359. Systems of education. Theories, policies and implicit values. Ed. By Mai Leicester a.o.- London- N.Y., 2002.
  360. Teixeira P., Amaral A. Private higher education and diversity: An exploratory survey // Higher education quart.- Oxford-N.Y., 2001,-Vol.55.- № 4.- P.359−391.
  361. Ten Years After and Looking Ahead: a Review of the Transformation of Higher Education in Central and Eastern Europe. UNESCO, 2000.
  362. The changing university? / Edited by Tom Schuller. 1995.
  363. The Context: Education in a Changing World. Education Sector Strategy. The World Bank Group, 1999.
  364. The Culture of Decentralization. Reviews of National Policies for Education. Russian Federation. OECD, 1998.
  365. The Dynamic of Social Systems / Ed. Colony, P. L.: Sage, 1992.
  366. The Tension between Deregulation and Recentralisation is Having Creative Results // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1994.-Vol. XIX.-№ 1.
  367. Trawler Paul. Academics responding to change: new higher education frameworks and academic cultures .1998.
  368. Ulrich W. Critical Heuristics of Social Systems Design.- Berne: Haupf, 1983.
  369. UNESCO Statistical Yearbook, 1998.
  370. Vago S. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1989.
  371. West E. Education With and Without the State. HCO Working Papers. HCOWP 61. http://www.worldbank.org/html/extdr/hnp/hddflash/workp/wp00061.html
  372. Westbrook M. Diversification of Schooling in Postcommunist Russia / Education and Society in the New Russia. Ed. by Jones, A. Library of1. Congress, 1994.
  373. Weston A. Risking Philosophy of Education // Metaphilosophy. Oxford, Cambridge (Mass.), 1998.- Vol. 29.- № 3.
  374. Westmeyer Paul .An analytical history of American higher education 1997.
  375. World Data on Education. 3d ed. UNESCO: International Bureau of Education, 1997.
Заполнить форму текущей работой