Негосударственное высшее образование России: тенденции и особенности развития: Социологический аспект исследования
Диссертация
Результаты исследования могут быть использованы при разработке методологических проблем социологии духовной жизни и социологии образования, в процессе специального и общетеоретического анализа проблем высшего образования в целом, и негосударственного в частности. Материалы диссертации могут применяться в практике управления негосударственным высшим образованием, для более четкого определения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Система высшего образования как объект социологического исследования
- Глава 2. Сущность, тенденции становления и развития системы негосударственного высшего образования
- 2. 1. Предпосылки возникновения и развития негосударственного высшего образования
- 2. 2. Становление правовых основ институционализации негосударственного высшего образования
- 2. 3. Негосударственное образование: ценностные отношения и цели
- Глава 3. Негосударственное высшее образование: современное состояние и перспективы развития
- 3. 1. Проблемы состояния образовательного процесса в негосударственных вузах
- 3. 2. Перспективы развития негосударственного высшего образования
Список литературы
- Абишева А.К. О понятии «ценность» // Вопр. филос.- 2002. -№ 3.- С. 139 146.
- Алайба Т.Е., Заборова Е. Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов // Социс.-2004.- № 2. С.93−97.
- Альтбах Ф. Знание и образование как международный товар: крушение идеи общественного блага // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2002.-№ 7.- С.40−44.
- Альтбах Ф. Модели развития высшего образования в преддверии 2000 г. // Перспективы: Вопросы образования 1993. — № 3. — С. 15−18.
- Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества постсоветской России // Социс. 2002. — № 9. — С.29−41.
- Бакштановский В.И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социс. 2003.- № 5.- С.8−20.
- Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999.- № 6.- С. 11−15.
- Баранов А.А., Иванова Н. Г. Влияние социальной дифференциации на образовательные ориентации горожан // Социс-, 2003.- № 2. С.72−78.
- Барсукова С.Ю. Неформальная экономика и ценности россиян // Социс. -2001.-№ 1.- С.35- 43.
- Ю.Баскакова М. Е. Тендерные аспекты экономической отдачи платного высшего образования // Социс.- 2002.- № 11.- С. 120−126.
- П.Безуглов И. Г. Актуальные проблемы негосударственного высшего образования.- М.: МОСУ, 2000.- 122 с.
- Белокрылова О.С., Германов О. Е., Солдатова И. Ю. и др. Институциональные основы рыночной экономики в России.- М.: Наука, -1996.-242 с.
- Беляев Э.В. Трансформация: у каждой страны уникальный путь // Социс.- 2002.- № 10.- С. 37−45.
- Беляева Л.А. Социальная стратификация и средний класс в России: 10 лет постсоветского развития /Ин-т философии РАН.- M.:Academia, 2000.285 с.
- Бергер П. Приглашение в социологию. М., 1996.- 188 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995.- 332 с.
- Бергсон А. Здравый смысл и классическое образование // Вопросы философии.- 1992.-№ 1.-С.15−22.
- Бобров В.В. Инновации в технологии высшего образования (социально-философский аспект). Автореф. дис. канд. филос. наук.- Новосибирск, 1995.-14 с.
- Богатые и бедные в современной России Электронный ресурс. Аналитический доклад ИКСИ РАН / Под рук. М. К. Горшкова.- М., 2003.-Режим доступа: http://www.ispr.ru/index.html, свободный.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // Социс.-2002.- № 3. С.78−82.
- Богомолова Т.Ю., Тапилина B.C. Экономическая стратификация населения России в 90-е годы: динамический аспект // Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Н-ск: Наука, 2003.- С.397−413.
- Болотин И.С. Социология высшей школы.- М: Экономика и финансы, 2003.- 136 с.
- Борев В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация.- М.: Наука, 1986. 303 с.
- Будон Р. Социальные механизмы без «черных ящиков» // Социология на пороге XXI века.- М., 1998.- 234 с.
- Будон Р. Место беспорядка. Критика теорий социального изменения.- М.: Аспект пресс, 1998.- 283 с.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования: Исторический опыт России. Дубна: Феникс+, 2001. — 207 с.
- Бурков В.Н., Ириков В. К. Модели и методы управления организационными системами.- М.: Наука, 1994.- 204 с.
- Бурлова Н. В. Возникновение и развитие системы негосударственного образования в России (конец XIX— нач. XX в.). М: Гос. академия славянской культуры, 2003.- 55 с.
- Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание.- М., 1988.188 с.
- Вебер М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб: Университетская книга, 1998.- 702 с.
- Вебер М. Избранное. Образ общества: Пер. с нем. / Отв. ред. и сост. Я. М. Бергер и др. М.: Юрист, 1994.- 464 с.
- Вербицкая Л.А. Проблемы гуманизации современного образования //Возрождение культуры России: гуманитарные знания и образование сегодня. Вып. 2-. СПб., 1994.- 128 с.
- Винтин И.А. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социс.- 2004.- № 2.- С.86−92.
- Вишневский Ю.Р., Шапко В. Т. Социология молодежи.- Екатеринбург, 1997.-21 с.
- Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики.- 2002.- № 8.- С. 10−14.
- Владимиров А.А. Высшая школа как социальный институт гражданского общества.- Новгород, 2001.- 181 с.
- Волкова А.В., Сазонова Н. Н., Тебекова А. В. Стратегия современного образования // Современные проблемы молодежи, образования и науки / Сб. статей.- Томск: Сибирский Издательский Дом, 2000.-С. 15−20.
- Высшее и среднее профессиональное образование РФ. Статистический справочник / НИИ ВО: Центр образов, статистики.- М., 2000.- 240 с.
- Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред. Кинелева В. Г. М.: НИИ ВО, 1995.-352 с.
- Высшая школа в 2000 г. Ежегодный доклад о развитии высшего профессионального образования.- М.: НИИ ВО, 2000.- 216 с.
- Галаган А.И., Прянишников О. Сравнительный анализ деятельности органов управления высшим образованием в России и зарубежных странах. / НИИ Высшего образования.- М., 2000.- 96 е.- Библиогр.: 30 назв.- Деп. в НИИ ВО 01.02.2000, № 20−2000.
- Галаган А.И. Проблемы государственного контроля и автономии вузов в России и в некоторых зарубежных странах // Социально-гуманитарные знания.- 1999.- № 5.- С. 15−20.
- Галаган А.И. Финансовая помощь студентам вузов в развитых зарубежных странах. Аналитический доклад. Министерство образования РФ.- М.: НИИ ВО, 2002.-31 с.
- Гвоздев В. Модернизация образования: взгляд из региона// Alma Mater. Вестник высшей школы. 2003.- № 2.- С.35−39.
- Генисаретский О.И. «Искусственные» и «естественные» системы // Вопросы методологии.- 1995.-№ 1−2.- С. 8−16.
- Германов И. А. Региональная система образования и социальные проблемы реализации региональных интересов. Автореф. дис. канд. социол. наук,-Пермь, 1999.-22 с.
- Гершунский Б. С. Менталитет и образование. Уч. пособие для студентов. -М.: Ин-т практ. психологии, 1996.- 142 с.
- Гершунский Б. С. Философия образования. М.: Флинта, 1998.- 427 с.
- Гессен СИ. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. Алексеев П.В.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 448 с.
- Гисецки Г. Частное высшее образование в странах Восточной и Центральной Европы // Вестник высшей школы.- М., 1999.- № 10.- С.41−42.
- Горшков А. К вопросу о реформировании высшей школы // Высшее образование в России.- 1999.- № 5.- С.10−12.
- Григорьев С.И., Матвеева Н. А. Неклассическая социология образования начала XXI в.- Барнаул: Изд-во АРНЦ РАО, 2000.- 159 с.
- Грищенкова С. А. Негосударственное образовательное учреждение как разновидность малого бизнеса (социально-психологический аспект). Дис.канд. психолог, наук. М., 1994.- 133 с.
- Громыко Ю.В. О различных точках зрения на процессы развития образования // Alma mater. Вестник высшей школы.-1998. № 10.- С.10−12.
- Гусейнов А.А. В каком смысле можно говорить о кризисе образования? // Наука и образование на пороге 111 тысячелетия. — Минск, 2001С.281−291.
- Гусинский Э.Н. Введение в философию образования.- М.: Логос, 2003.246 с.
- Гуртовой Е., Добродеева И. Провинциальная модель университетской жизни: университет как градообразующее начало // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2002.- № 10. С. 15−16.
- Давыдов А.А. Модульный анализ и конструирование социума / Институт социологии РАН.- М., 1994.- 198 с.
- Данилевич И.В. Государство и институты гражданского общества в период перехода от авторитаризма к демократии. М., 1996.- 154 с.
- Демографические процессы и образование в регионах России и СНГ: Межд. научно практ. конф.- М., 2001.- 160 с.
- Демографический и трудовой потенциал населения России // Современные проблемы России: Путь в XXI век.- М.: МШСЭН, 2000.458 с.
- Десять лет российских реформ глазами россиян (по результатам исследования рабочей группы ИКСИ РАН Здравомыслов А. Г., Горшков М. К. и др.) // Социс.- 2002.- № 10.- С.22−36.
- Дилигенский Г. Г. Люди среднего класса— М.: Ин-т Фонда «Общественное мнение», 2002.- 285 с.
- Дмитриенко В.А., Люрья Н. А. Образование как социальный институт: тенденции и перспективы развития.- Красноярск: Краен, ун-т, 1989- 184 с.
- Добрынина В., Кухтевич Т. Ценностные ориентации учащейся и студенческой молодежи: особенности и тенденции// Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 2.- С. 13−15.
- Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2001 год / Под ред. С. Н. Бобылева.- М.: ИнтерДиалект+, 2002.- 235с.
- Душков Б.А. Психосоциология менталитета и неоменталитета. -Екатеринбург: Деловая книга, 2002. 440 с.
- Дюркгейм Э. Социология: ее предмет, метод, предназначение. Сб.: Пер с фр.- М.: Канон, 1995.-349 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования: Пер. с фр. М.: ИНТОР, 1996.79 с.
- Егоршин А. Прогноз (О перспективах образования в России) Электронный ресурс.: М., 2000. Режим доступа: http://www.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0089/2000/html, свободный.
- Ельмеев В Л. Социологический метод: теория, онтология, логика. СПб.: Петрополис, 1995.- 142 с. 75.Ёрохов Н. А., Смирнов В. В. Образование в экономической системе // Известия Российской академии образования.- 2000.- № 1.- С.64−73.
- Зиятдинова Ф. Образование и наука в трансформирующемся обществе // Социс.- 2000.- № 11.- С.66−70.
- Кадровые и организационные проблемы вузовской науки (Итоги экспертного опроса проректоров по науке Российских вузов)
- Электронный ресурс.: М, 1997. — Режим доступа: http://www.informika.ni/text/goscom/cinorgan/socio/otchet2/vuz2.html, свободный.
- Карпенко М., Кибакин М., Лапшов В. Социальный портрет студента негосударственного вуза // Высшее образование в России.- 2000.- № 3.- С. 99−104.
- Капелюшников Р.И. Институциональная природа переходных экономик: российский опыт // Куда идет Россия? Формальные институты и реальные практики. М.: МШСЭН, 2001.- С.45−51.
- Кинелев В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. М., 1995.328 с.
- Кинелев В. Г. Фундаментализация университетского образования // По материалам Международного конгресса «Университеты на пороге III тысячелетия». М., 1995.- Вып. 2.- С.21−30.
- Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России.-Новосибирск.: ИэиОПП СО РАН, 2001.-308 с.
- Коган Л.Н. Социология культуры. Уч.пос./ Л. Н. Коган.-Екатеринбург: УрГУ, 1992.- 120 с.
- Козырева П.М., Герасимова С. Б., Киселева И. П. Динамика социального самочувствия россиян // Россия: трансформирующееся общество.- М., 2001.- С.398−414.
- Колин К. О концепции модернизации российского образования // Вестник высшей школы.- 2002.- № 12.- С. 15−18.
- Коллонтай В. Социальные трансформации в России // Международный журнал социологических наук.- 1999.-№ 26.- С. 138−145.
- Комиссарова Г. А., Тихомирова Е. М. Реформирование и модернизация образования в России в переходный период // Социология власти.- М., 2001.- № 4.- С.134−142.
- Костина Н.Б. Религиозная общность: институционально-доктринальный аспект социологического исследования. Автореф. дис. .докт. социол. наук.- Уфа, 2001.- 47с.
- Конституция Российской Федерации. М.: Юрайт-Издат, 2004.- 46 с.
- Константиновский Д.Л. Институт образования и социальное неравенство // Россия: Трансформирующееся общество / Ин-т социологии РАН.- М.: Канон Пресс — Ц., 2001.- С. 144−166.
- Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в изменяющемся обществе. — М., 1999. — 344 с.
- Константиновский Д. Л. Образование и наука в процессе реформирования: Социологический анализ / Институт социол. исслед. РАН М.: ЦСП, 2003 — 428 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Управление школой.- 2002.- № 27−28.- С.2−6.
- Кощеева И.К. Качество образования как социологическая проблема. Дис. канд. социол.наук.- Екатеринбург, 2003.- 138 с.
- Кравченко И.И. Модернизация мира и сегодняшней России. Выход из кризиса // Вопр.филос.- 2002.-№ 9. С. 3−19.
- Крухмалева О.В. Современные тенденции в получении образовательных услуг // Социс.- 2001.-№ 9.- С.83−88.
- Крухмалева О.В. Социокультурные основания развития платности образования // Вестник высшей школы.- 1999.- № 11.- С.47−49.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса. М.: Политиздат, -1980.-312 с.
- Кузьмин С.А. Социальные системы: Опыт структурного анализа.-М.: Наука, 1996.-192 с.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования. Системный анализ.- М.: Прогресс, 1970.-262 с.
- Кухтевич Т., Болотин И. и др. Студент МГУ: вектор перемен // Alma mater. BecTHHK высшей школы.- 2000. № 3.- С.17−18.
- Куцев Г. Гуманитаризация образования и перестройка преподавания социально-политических наук // Alma mater. Вестник высшей школы.- 1999.- № 1.- С.26−34.
- Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995.-256 с.
- Ладыжец Н.С. Университетское образование. Идеалы, цели, ценностные ориентации.- Ижевск: Изд. Удм. ун-та, 1992.-232 с.
- Лапина Н., Чирикова А. Региональная власть и реформа российского федерализма: сценарии политического будущего // Социс. -2000.- № 4.
- Лапшов В. Профессиональная социализация студентов в современных российских вузах.- М., 1999.-134 с.
- Лебедева Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI в. //Психологический журнал.- 2002.- Т.21.- № 3. С. 73−87.
- Леонтьева В. В. Образование как феномен культуротворчества // Социологические исследования.- 1995.- № 1С. 35−43.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Уч. пособие.- СПб: СПбГУП, 2000.-135с.
- Лихачев Г. А. Проблемное обучение студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении // Первая научно-теоретическая конференция: Образование и наука на пороге третьего тысячелетия.-Барнаул, 1999.- С. 142−46.
- Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации (на примере Читинской области) // Социс.- 2003.- № 2.- С.68−78.
- Лоншакова Н.А. Студенческая молодежь на региональном рынке труда: проблемы ориентации и адаптации. Екатеринбург Чита: Ин-тэкономики УрО РАН, 2003. 81 с.
- Луман Н. Власть.- М.: Праксис, 2001 .-249 с.
- Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб, 1994- С. 14−22.
- Люрья Н.А. Образование: поиски, надежды, свершения // Образование в Сибири. 1994. — № 1(0).- С. 16−21.
- Макаров В. Российская модель общества // Реформы глазами американских и российских ученых.- М.: Российский экономический журнал. Фонд «За экономическую грамотность», 1996.- С.51−65.
- Манушин Э. Задачи российской академии образования в области исследований проблем высшей школы // Известия Российской академии образования. 2001. — № 1. — С. 12−13.
- Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании.- Н-ск: Наука, 1982.-255 с.
- Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества // Социс.-1998.-№ 12.- С.97−100.
- Мельников И. Актуальные проблемы политики в области образования на современном этапе // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2000.- № 10.- С. 14−16.
- Ментальная репрезентативность: динамика и структура.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.-320 с.
- Месаревич М. Теория иерархических многоуровневых систем. Пер. с англ.- М.: Мир, 1973.- 344 с.
- Михайлов Ф.Т. Образование и власть // Вопр.филос.- 2003.-№ 4 С.31−47.
- Модернизация в России и конфликт ценностей.- М.: ИФ РАН, 1993.- 250 с.
- Молчанов И.Н. Состояние и проблемы высшего профессионального образования в трансформирующемся обществе // Проблемы сферыобразования в современной России.- Ростов н/Д., 2001.- С.24−37.
- Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики.- М., 1996.- 235 с.
- Мудрик А.В. Социализация и «смутное время»— М.: Знание, 1991. — 78 с.
- Мухамедзянова Г. В., Смирнов В. Н., Клюева О. Р. Образование в условиях социальной рыночной экономики / Рос. Акад. образования. -Казань, 2000.-54 с.
- Население России в 1998. Шестой ежегодный демографический доклад.- М.: Госкомстат, 1999.- 240 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Народное образование. 2000.- № 2.- С. 14−20.
- Негосударственные вузы: проблемы, перспективы Электронный ресурс.: — Электрон, журн.- Вузовские вести.- М., 1997. № 1.- Режим доступа: http: // informika.ru/text/magaz/newpaper/vuznews/vn 1−97/negosvl.html, свободный.
- Негосударственное образование в России. Материалы научно-практической конференции (22−23 апреля 1996 г). Новосибирск, 1996.156 с.
- Некипелов А.Д. Очерки по экономике посткоммунизма.- М.: Ин-т межд. экон. и полит, исслед. РАН, 1996.-340 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования.- М.: Изд-во МГУ, 1992.- 199 с.
- Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социс.1999.- № 11.- С.84−90.
- Никифорова В. Малые образовательные структуры: шаг вперед или повторение пройденного? // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2000. -№ 2.- С.28−33.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Пер. с англ. А. Н. Нестеренко.- М.: Начала, 1997.- 189 с.
- Об основных тенденциях развития демографической ситуации в России до 2015 года. Доклад Госкомстата РФ.- М.: Госкомстат, 1998.- 146 с.
- Образование в конце XX века (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1992. -№ 9.-С.З-21.
- Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности («круглый стол») // Социс. -2003.-№ 5.- С.89−99.
- Овчинникова С.В. К вопросу о путях самосохранения и развития негосударственных вузов // Дискурс: Социологическая студия.- М, 2002.-Вып.2.- С. 135−138.
- О концепции реформирования образования в проекте программы Правительства Российской Федерации (стенограмма Парламентских слушаний). // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2000. — № 11.- С. 1828.
- Осипов A.M. Общество и образование. Лекции по социологии образования.- Новгород: НовГУ, 1998. — 205 с.
- Острейковский В.А. Теория систем.- М.: Высшая школа, 1997.- 214 с.
- Панфилов О.М., Панфилова Н. Г., Шумакова О. Н. Философские проблемы гуманитаризации высшего образования // Человек мера всех вещей.- Горький, 1990.- С. 46−51.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М.:
- Академ.Проект, 2002.- 877 с.
- Парсонс Т. О социальных системах. М.: Акад. Пресс, 2002.- 83 с.
- Парсонс Т. Система современных обществ / Пер. с англ.- М.: Аспект Пресс, 1998.- 269 с.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа.-Томск: НТЛ, 1997.- 396 с.
- Перспектива высшей школы в негосударственном секторе образования. Тезисы докладов и сообщений межвузовской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 1998.- 145 с.
- Петрова Г. И. Современный характер образовательного знания // Сибирь. Философия. Образование.- Новокузнецк, 1997.- № 1.-С. 18−22.
- Петров А.Н. Модернизация образования в рамках реформируемой социальной политики России.- М.: Вуз и школа, 2003.- 213 с.
- Петров В.Н. Правовые основы деятельности негосударственных образовательных учреждений в РФ // Государство и право.- 1996.- № 9.-С. 18−24.
- Петропавловский М. О видах высших образовательных учреждений // Высшее образование в России.- 2000.- № 3.- С. 13−25.
- Платонов В.В. Западная философия образования: неклассические течения 40−90 годов XX века Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.PHILOSOPHY.ru/edu/cur/eduplat.html, свободный.
- Плотинский Ю.М. Модели социальных процессов.- М.: Логос, 2001.-296 с.
- Плотинский Ю.М. Модели социальных систем и современность // Вестник МГУ. Сер.18.- 2000.- № 4. -С. 12−20.
- Плотинский Ю. М, Анализ риска социальных реформ // На пути к постиндустриальной цивилизации. Материалы II Межд. Кондратьевской конференции.- М., 1996.- С. 46−52.
- Покровский Н.Е. Транзит российских ценностей // Глобализация ипостсоветское общество/ «Аспекты-2001"/ Научн. издание.- М.: Изд. ООО «Стови», 2001.- С. 47−53.
- Попов С. По следам «глубоко протезированного менталитета» // Вопросы методологии. 1992.- № 1−2.- С. 55−61.
- Попов Э.А. Институционализация российской демократии // Социс. -2001.-№ 1.- С. 29−35.
- Поппер К. Логика и рост научного знания.- М., 1982. — 188 с.
- Поправко Н.В., Рыкун А. Ю. Становление и развитие рынка дополнительных образовательных услуг на территории Томского региона. Анализ поведения потребителей.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002.- 256 с.
- Починок А. Сфера высшей школы: ориентация на перспективу// Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 2.- С.37−41.
- Пригожин А. Современная социология организаций.-М: Интерпракс, 1995.- 295 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог с природой.-М.: Прогресс, 1986.-331 с.
- Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ «О проблемах развития негосударственного сектора высшего образования России» от 17.05.1999 // Бюллетень Министерства образования.-1999.-№ 10.-С. 17−18.
- Прохоров А.П. Русская модель управления: компромисс между системой и населением // Вопр. филос, — 2003.-№ 2.- С.42−52.
- Прядкина О.А. Социальная адаптация и проблема современного студенчества// Неделя науки МГТИ, — Майкоп, 2001.-Вып.4.- С. 177−179.
- Пугач В.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ.- М.: Исслед. Центр по проблеме качества подготовки специалистов, 2001.- 100 с.
- Радаев В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация.- М.: Аспект Пресс, 1996.-318 с.
- Ракитова О. Государственным вузам пришел конец Электронный ресурс.: М., 2004. Режим доступа: http: www/informika.ru/text/new/press/23−04/html, свободный.
- Резник Ю.М. Введение в социальную теорию: Социальная системология.- М.: Наука, 2003, — 524 с.
- Ровинский Р.Е. Самоорганизация как фактор направленного развития // Вопр.филос.-2002.-№ 5.-С.67−77.
- Розин В.М. Предмет и статус философии образования // Философия образования. -1996.-№ 1.-С.7−21.
- Розов Н.С. Философия образования в России: опасности становления и перспективы развития // Alma mater.- 1993.- № 1.- С.21−23.
- Розов Н.С. Ценности в проблемном мире: Философские основанияи социальные приложения конструктивной аксиологии.- Н-ск.: Изд. НГУ, 1998.-293 с.
- Российский статистический ежегодник.- М.: Госкомстат России. М., 2001.- 240 с.
- Российское образование к 2001 году Электронный ресурс.: Аналитический обзор.- Режим доступа: http://www.ed.gov.ru/obzor.html#l, свободный.
- Российское образование. Федеральный портал Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.edu.ni/maps/atlas/index.shtm#7, свободный.
- Российское студенчество на рубеже веков / Мат-лы Всерос. студ. Форума (октябрь 2001). М.: Логос, 2001.- 197 с.
- Российское общество на рубеже веков: штрихи к портрету / Моск. обществ, науч. Фонд / Отв. ред. И. А. Бутенко. М., 2000. — 315 с.
- Россия в цифрах (2000).Краткий стат. сб.- М.: Госкомстат России, 2001.-397 с.
- Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация.- М.: РИЦ ИСЭПН, 2002.- 368 с.
- Россия, которую мы обретаем / Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Новосибирск: Наука, 2003.- 728 с.
- Россия реформирующаяся / под ред. Л. М. Дробижевой. М.: Academia, 2002.-368 с.
- Россия: стратегия достоинства. М.: Имидж-контекст, 2001.-400 с.
- Россия: трансформирующееся общество / Под ред. В. А. Ядова.- М.: Канон: Пресс-ц, 2001.- 640 с.
- Рубанцова Т.А. Гуманизация современного образования./ СО РАН, Ин-т философии и права.- Н-ск, 2000.-252 с.
- Руткевич М.Н. Социальные противоречия современного российского общества / Ин-т социологии РАН.- М., 2001.-53 с.
- Руткевич М.Н. Социология образования и молодежь (Избранное, 1965−2002 гг.).- М.: Гардарики, 2002.- 541 с.
- Руткевич М.Н. Трансформация социальной структуры российского общества // Социс. 1997.- № 7.- С. 3−19.
- Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х // Социс.- 2001.- № 4.
- Саблина С.Г. Кристаллизация статуса средних слоев в современной России // Россия, которую мы обретаем. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы.- Н-ск: Наука, 2003.- С.430−458.
- Савицкий И. Философия образования для XXI века: кризис образования необходимость принципиально новых воззрений // Соврем, высшая школа.- Варшава, 1990.- № 1.- С. 183−198.
- Савицкий И. Философия образования для XXI века: Анализ философских и педагогических концепций // Соврем, высш. шк.-Варшава, 1990.- № 3−4. С. 25−32.
- Савицкий И.О. О философии глобального образования// Философия образования для XXI в.- М., 1992.- С. 15−25.
- Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий.-Томск: Изд-во ТГУ, 1973.- 431 с.
- Садовничий В.А. Роль образования и науки при переходе к устойчивому развитию // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 10.-С.9−14.
- Садовничий В. А. Высшая школа России: традиции и современность (доклад на У11 съезде Российского союза ректоров) Вестник высшей школы.- 2002, — № 12.-С.7−13.
- Садовничий В. А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил России.- М., 2000.- 175 с.
- Садовничий В.А. Высшая школа России: ориентиры на будущее. Доклад на VI съезде Российского союза ректоров // Alma Mater. Вестниквысшей школы.- 2000. № 12.- С.6−8.
- Садовский В.Н. Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития // Системные исследования. -Москва, 1980.-312 с.
- Садыков М.Б., Серебряков Ф. Ф., Щелкунов М. Д. Общество и образование на пороге XXI века: к гуманистической парадигме развития // Ученые записки Казанского университета. Т. 137. Экономика. Философия. Казань: Унипресс, 1999. — С. 134−147.
- Саймон Б. Общество и образование. Москва: Прогресс, 1989.- 197 с.
- Сайт Министерства образования РФ, сервер статистики: Электронный ресурс.: Режим доступа http://stat.edu.ru/stat./vis.shtm, свободный.
- Самохвалов А. Смена вех в начале XXI столетия // Свободная мысль.- 2002.- № 5.- С.4−20.
- Саркисов В. Новые подходы к организации высшей школы // Высшее образование в России.- 1997.- № 3. С. 28−36.
- Сборник учебно-методических нормативов и документов по профессиональному образованию.- М.: НИИ ВО, 1997.- 197 с. 231., Сергазин Ж. Ф. Введение в социальное моделирование.- Л., 1991.284 с.
- Сериков В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем.- М.: Логос, 1999.- 271 с.
- Сериков Г. Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов.- Иркутск: Изд-во ИркГУ, 1992.- 227.
- Сиволапов А.В. К новой модели обучения — социокультурный подход // Социологические исследования. -1994.- № 3.- С.82−86.
- Сигнатулина Г. Р. Прогнозирование развития российских университетов в условиях переходов к рыночной экономике // Развитиеуниверситетов в условиях рыночной экономики.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994.-С.116−124.
- Сидорович А. Социально-гуманитарное образование в меняющемся мире // Наука и образование на пороге 111 тыс. — Минск, 2001. С.292−300.
- Смирнов С.А. Становление и институционализация высшего негосударственного образования в современной России. Дне. канд. социол. наук.- Ростов-на-Дону, 1998.-156 с.
- Смолин О. Обозримое будущее российских университетов: взгляд из парламента / Университеты на пороге III тысячелетия. По материалам Международного конгресса «Университеты на пороге 111 тысячелетия».- М., 1995.- Вып. 2.- С.81−85.
- Собкин В. С., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. М.: Центр социологии образования РАО, 1998 -Т. IV.-Вып. V.-96 с.
- Солоницын В.А. Негосударственное высшее образование в России.- М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 1998.- 273 с.
- Средний класс в России: Количественные и качественные оценки/
- Бюро экон. анализа.- М.: ТЕИС, 2000.- 288 с.
- Средний класс в современном российском обществе / Рос. независ. Ин-т соц. и нац. проблем / Под общ. ред. М. К. Горшкова и др. М.: РНИС и НП: РОСС-ПЭН, 1999.- 340 с.
- Современные проблемы молодежи, образования и науки. Сб. статей молодых ученых.- Томск: Издание «Сибирский Издательский Дом», 2000.- 188 с.
- Сорокин П. Социальная и культурная динамика.- СПб: РХГИ, 2000. -1054 с.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество./ Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992 —543 с.
- Сорокин П.А. О русской общественной мысли: Сочинения. СПб.: Алетейя, 2000. — 189 с.
- Социальное положение и уровень жизни населения России: Стат. сб. Офиц. изд.- М: Б.и., 2001.- 463 с.
- Социальное расслоение и социальная мобильность / Ин-т социологии РАН. М.: Наука, 1999 — 189 с.
- Социология образования / Труды по социологии образования. Т.2. Вып. 3, — М.: РАО, Центр социологии образования, 1994. -174с.
- Стариков М. В. Насилие в образовании // Современные проблемы молодежи, образования и науки: Сб. ст.- Томск, 2000.- С.62−70.
- Становление рынка в постсоветской России (Институциональный анализ).- М.: АспектПресс, 2002.- 168 с.
- Степанов В. Общая характеристика и тенденции развития негосударственного (внебюджетного) сектора образования в странах СНГ // Образование и наука на пороге III тысячелетия.- Барнаул, 1999.- 4.1.-С.213−215.
- Студенческая мозаика. Сб. ст. /РГГУ, социол. ф-т /Под ред М. С. Ципко.- М.: РГГУ, 2002.- 367 с.
- Сулима И.И. Судьба России и философия образования // Первая нижегородская сессия молодых ученых гуманитарных наук (22−24 июня 1998 г.). Н. Новгород, 1998.- С.184−188.
- Сумцова Н.В., Едронова В. Н. Обеспечение качества образования: пути повышения эффективности учебного процесса // Высшее образование сегодня.- 2003.- № 6.-С.30−36.
- Тихомиров В. Современные образовательные технологии: мировой опыт и положение дел в России // Alma Mater. Вестник высшей школы. -2002.-№ 1.- С.9−12.
- Уемов А.И. Свойство, системы и сложность // Вопр. филос.- 2003.-№ 6.- С.96−110.
- Украинцев Б.С. Самоуправляемые системы и причинность.- М., 1972.-214 с.
- Университетское образование и регионы: Тез. докл. Межд. научно-метод. конф.- Пермь: Пермский гос. ун-т, 2001.- 347 с.
- Университеты в образовательном пространстве региона / Опыт, традиции и инновации. /Тез. Докл. Меж. научно-практ. конф. -Петрозаводск, 1999.-С.8−11.,
- Усанов Г. Рыночный потенциал научных и образовательных организаций// Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2002.- № 9. С. 18−22.
- Ушамирская Г. Функциональный статус интегрированной системы образования в регионе // Alma Mater. Вестник высшей школы.- 2003.- № 1.- С. 18−25.
- Федеральная программа развития российского образования //
- Россия 2010.- 1993.- № 2.- С. 16−24.
- Филиппов В. Образование для новой России // Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования РФ.-2000.-№ 1.- С.4−7.
- Философия, культура и образование. (Материалы «круглого стола») //Вопросы философии.- 1999.- № 3.- С.3−54.
- Философия образования для XXI века: Сб. статей. Иссл. центр по пробл. управления качеством подготовки специалистов.- М., 1992.- 214 е.
- Фирсов Б.М. Специфика интеграции науки и высшей школы в негосударственных образовательных учреждениях Электронный ресурс.: Режим доступа: http://www.isn.ru/sociology/firsov/SciEducat.doc, свободный.
- Фонсека К. Использование новых технологий в образовании: заблуждения и цели // Перспективы.- М.- Париж, 2001 .-Т.31. № 4.- С. 7994.
- Фромент Э. Европейское пространство высшего образования: новые рамки развития // Высшее образование сегодня.- 2003.- № 6.- С.38−40.
- Хахулина JI. Субъективный средний класс: доходы, материальное положение, ценностные ориентации // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения.- 1999.-№ 2.- С.24−33.
- Чмыхова Е.В. Инновационная деятельность учреждений негосударственного образования как фактор развития современной системы образования в России (на примере Современного Гуманитарного института). Автореф. дис. канд. социол. наук.- М, 2000.-23 с.
- Шабанова М.А. Массовые адаптационные стратегии и перспективы институциональных трансформаций // Мир России.- 2001.- Т. 10.- № 3. -С.79−86.
- Шабанова М.А. Социология свободы: Трансформирующееся общество/ Под ред. Т. И. Заславской.- М.: МОНФ, 2000.- С.234−257.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования: (Синергет. подход) (Пробл. формирования открытого общества в России).- М.: Магистр, 1997.- 298 с.
- Шелер М. Избр. произв / Пер. с нем.- М.: Гнозис, 1994 413 с.
- Шереги Ф.Э. Кризис высшего образования // Вестник Российской Академии Наук. -1997. № 2.- С.99−104.
- Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладной аспект.- М.: Академия, 2001.- 300 с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Н., Сериков В. В. Социология образования: Прикладной аспект М.: Юрист, 1997- 304 с.
- Шимов Я.В. Россия на пороге XXI века: социально-политическая трансформация // Социс.- 2001. № 5. — С. 15−22.
- Шрейдер Ю.А. Особенности описания сложных систем // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник 1983.-М., 1983.-284 с.
- Шуклина Е.А. Социология самообразования: предпосылки, методология, методика.- Екатеринбург, 1999.
- Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социс.- 2001.- № 2.- С.25−37.
- Штомпка П. Социология социальных изменений. / Пер. с англ. под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996.- 416 с.
- Щедровицкий П. Г. Очерки по философии образования.- М., 1993.-156 с.
- Щупленков В. Мы не ставим цель перевернуть высшую школу Электронный ресурс.: Электрон.журн.- Вузовские вести. 1997.- № 1. :Режим доступа: http//.informika.ru/text/magaz/newpaper /vuznews/vnl97/negl.html, свободный.
- Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество: Резюмемноголетней дискуссии социологов // Куда идет Россия? Власть, общество, личность.- М.: МШСЭН, 2000.- С.7−13.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа и методы. Самара: Самарск. ун-т, 1995, — 328 с.
- Янушкевич Ф. Высшее образование в переходный период в контексте изменяющейся Европы: некоторые проблемы и предложения // Высшее образование в Европе, — Том XVI.- 1991. -№ 3.-С.91−98.
- Яровикова Р.Т. К построению философской теории качества образования: формально онтологический аспект // Качество образования: концепции, проблемы.- Н — ск, 2000. С. 104−108.
- A Legislative Review and Needs Analyses of Developments in Central and Eastern Europe. Quality Assurance in Higher Education. Phare Multi-Country Programme in Higher Education. European Training Foundation, June 1998.
- Ackoff R.L., Gharajedadhi, J. Reflection on Systems and their Models // System Research.- 1996.- Vol. 13.-№ 1.
- Trowler Paul. Academics responding to change: new higher education frameworks and academic cultures .-1998.
- Aktualne sprawy szkolnictwa wyzszego. http://www.men.waw.pl/aktual/szk-wyz/ar-2001/sprawy.htm-
- Alt Martha Naomi. Private schools a brief poportrait.-2002 .
- Barr N. People in Transition: Reforming Education and Health Care.- 1996 http://www.worldbank.org/fandd/english/0996/articles/50 996.htm-
- Beyond the universities: the new higher education.-1998.
- Beliakov S., Lugachyov, M., Markov, A. Financial and Institutional Change in Russian Higher Education. http://www.ed.gov/officers/OPE/PPI/FinPostSecEd/baum.html
- Bialecki I. Data for the project TEMPUS -STRADEV.- Warsaw: Warsaw University, 2001.
- Bialecki L Education in a Changing Society.- Warsaw, 1996.
- Bialecki I., Domanski H. Employment Opportunities in Poland’s Changing Economy // European Journal of Education.- 1995.- Vol. 30.- № 2.
- Birzea C. Educational Policies of the Countries in Transition.- Strasbourg: Council of Europe Press, 1994.
- Blacker D. The institutional autonomy of education // J. of philosophy of education.- Oxford. 2000. -Vol.34.-№ 2.- P.229−246.
- Boocock S. Sociology of Education. 2nd edition.- Boston, 1980.
- Boudon R. The Logic of Social Action.- London: Routledge, 1981.
- Brubacher J., Rudi W. Higher Education in Transition. A History of American Colleges and Universities. 1936−1968.- N.Y.: Harper and Row, 1968.
- Carnoy M. Political Economy of Educational Production / Carnoy M. (Ed.) International Encyclopedia of Economics of Education.- New York: Pergamon, 1995.
- Carrere d’Encause. Politische Bildung der nicht russischen Nationaliten, in Erziehungs und Sozialisationsprobleme (Political Building of non-Russian Nationalities, in Education and Socialization Problems).- Berlin, 1999.
- Cerych L. Educational Reforms in Central and Eastern Europe // European Journal of Education.- 1999.-Vol. 30.- № 4.
- Checkland P.B., Scholes, I. Soft Systems Methodology in Action.-Chinchester: Wiley, 1990.
- Clark B. Creating Entrepreneurial Universities: Organizational Pathways of Transformation.- Pergamon: LAU Press, 1998.
- Conley Brenda Edgerton. Alternative schools: a reference handbook .- N.Y. 2002.
- Coulson A. Markets versus Monopolies in Education: the Historical Evidence // Educational Policy Analysis Archives. № 4 (9). http://www. olam.ed.asu.edu/epaa/v4n9.html.
- Currie W. Universities and Globalization: Critical Perspectives. Thousand Oaks, Ca.: Sage Publicatios, 1998.- 277 p.
- Dietl I. Economic Expansion and Educational Reform: Closing the Gap. 1996. http://www.friends-partners.org/friends/audem/dietl2.htmlot-other-unix-english.
- Drysdale L., Marketing in Education.- 2000. http://www.edfac.unimeb.edu.au/EPM/subjects/482−805/sessions.pdf.
- Eastern Europe Communality and Diversity. The Open Door. CEPES. UNESCO. European Center for Higher Education. 1991.
- Education Sector Strategy. The World Bank Group, 1999.
- Educational Theory. Summer 1991.- Vol. 41.- № 3.
- Education and Society in the New Russia / Ed. Jones, A. Library of Congress, 1994.
- Education in a Changing Society / Ed. Bialecki, I. Warsaw: Center for Scientific Policy and Higher Education, 1996.
- Education for Transition to Market Economy in Countries of Central and
- Eastern Europe / Conference Proceedings.- Warsaw, 1996.
- Education for the Transition. Part 1. International Cooperation in Social Science Higher Education in Central and East Europe. A Conference Report. CEP, 1997.
- Education for the Transition. Part 2. Social Science Teaching at Central and East European Universities. A Needs Assessment. CEP, 1997.
- Education: Culture, Economy, Society / Ed. Halsey, A., Lauder, H., Brown, Ph., and Wells, -A. Oxford: Oxford University Press, 1997.
- European Journal on Education. 1998−2001.
- European Union, 1996. Tempus Tacis Evaluation. http://europa.eu.int/comm/dgla/evaluation/tempus/ll.htm
- Farley J. E. Sociology. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1990.
- Financing a College Education. How it Works? How its Changing.-Phoenox, Ariz.: Oryx Press. 1998.216 p.
- Fischer В. M. Education in the Big Picture // Sociology of Education.- 1972.-№ 45.
- Fullan M. Change Forces. Probing the Depth of Educational Reforms.-London: The Palmer Press, 1993.
- Galanov V. The Financial Situation of the Higher Educational Systems of the Russian Federation // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES.- Vol. XXII. -1997.-№ 2.
- Geiger Roger L., Private sectors in higher education: structure, function, and change in eight countries .1986.
- Gellert C. Innovation and Adaptation in Higher Education: The Changing Conditions of Advanced Teaching and Learning in Europe.- L.: Jessica Kingsley Publishers. 1999. 320 p.
- Glenn Ch. Educational Freedom in Eastern Europe.- Washington D.C.: Office of Educational Research and Improvement, 1995.
- University Park, 2001.- Vol. 13.- № 1. P. 133−156.
- Gorad S. Market Forces, Choice and Diversity in Education: the Early Impact // Sociological Research Online. -1997.-№ 2 (3). http://www.socresonline.org.Uk/socresonline/2/2/8/html.
- Handbook of World Education. A Comparative Guide to Higher Education and Educational Systems in the World / Ed. Wickremasingghe.- Houston, 1991.
- Hauptman A.M. Student-Based Higher Education Financing Policies // International Higher Education. Boston: The Boston College Center for International Higher Education.-1999.- № 17.- P. 5−6.
- Hawley A. Cumulative Change in Theory and History // American Sociological Review 1978.- № 43 .-P. 772−789.
- Henkel M., Little B. Changing Relationships Between Higher Education and the State.- L.: Jessica Kingsley Publishers. 1999.- 357 p.
- Higher School in 2000. Annual Report on the Development of Higher Professional Education.- Moscow: NI1VO, 2000.
- Higher Education in Europe / Ed. UNESCO. 1998−2000.
- Hirst H., Peters B. The Logic of Education.- L., 1978.
- Holman D. A dialogical approach toskill and skilled activity // Human relations.- N.Y.- L- 2000.- Vol.53.- № 7.- p. 957−980.
- Holmes В., Read, G., Voskresenskaya, N. Russian Education. Tradition and Transition.- New York-London: Garland, 1995.
- Hossler D. A Case Study of Higher Education Reform in Russia. International Higher Education. 1997, Summer. http://www.bc.edu/bc-org/avp/soe/cihe/direct l/News8/text7.html
- Huisman J. Higher Education Institutions: As Different as Chalk and Cheese? // Higher Education Policy, Aberdeen: Elsevier Science Ltd. 2000.- Vol.13.- № 1.- Р.41−53.
- Improving Education and Reforming Education Systems in Central and Eastern Europe. World Bank. http://www.worldbank.org/html/exdr/offrep/eca/ecaedu.htm
- Jonestone D., Arora, A., Experton, W. The Financing and Management of Higher Education: a Status Report on Worldwide Reforms.- Washington, DC: World Bank, http://www.worldbank.org/html/extdr.educ/edu-pub
- Kazakova R. The Latest Publications of the Research Institute for Higher Education of the Russian Federation // Higher Education in Europe.- Vol. XXV.-2000.- № 1.
- Kerr S. Diversification in Russian Education / Education and Society in the New Russia. Ed. by Jones, A. Library of Congress, 1994.
- Kozminski A. Catching up? Organizational and Management Change in the Ex-Socialist Block. Albany, — NY: SUNY, 1993.
- Krasniewski A., Woznicki J. The CRASP Research Institute: a Response to the Need for Informed Policy in Higher Education and Research // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 2000.- Vol. XXV.- № 4.
- Kushel A. Non-State Higher Education Institutions in the Russian Federation // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1993.- Vol. XVIII.- № 3.
- Langenberg D.N. Information Technology and the University: Integration Strategies for the 21st Century // J. Amer. Soc. Inform. Science.- Washington, 1994.- Vol.45.- № 5.
- Luhmann N. Social Systems (Nicolas Luhmann- Transl. by John Bednarz with Dirk Backer- Forew. by Eva M. Knodt. Stanford (CA): Stanford Univ. Press, 1995. -LII, — 627 p.
- MacTaggart T. Free Market Approach. Business Officer, 10. http://www.nacubo.org./website/members/bomag/9810/mactaggart.html
- Marison K. Management Theories for Educational Change.- London, 1998.
- Massy W. On Values and Market Forces // Policy Perspectives. № 5 (I B) http: //www.irhe.upenn.edu/pp-pubs/v5nlB.pdf
- Matveev A. Market Forces in Russian Higher Education. MA thesis. CEU, 1999.
- McGee. Education and Social Change // On, Education-Sociological Perspectives.- N.Y., 1967.
- Meshalkin V. Accreditation of Higher Education Institutions in Russia // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1995. -Vol. XX.- № 1−2.
- Mitter W. Higher Education in Central and Eastern Europe: An Approach to Comparative Analysis / Goals and Purposes of Higher Education in the 21st Century. Ed. Burgen A.- London: Jessica Kingsley Publishers, 1996.
- Mitter W. Das Bildungswesen in Osteuropa im Umbruch // Osteuropa Zeitschrift fur Gegenwartsfragen des Ostens. 1990.
- Moore W.E. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1963.
- Nelson J.L., Besag F.P. Sociological Perspectives in Education.- N. Y., 1970.
- Parrelada F., Bertran, J. The Responses of Higher Education Institutions to Global Challenge: Innovative Universities and Human Resources Development // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1999.- Vol. XIX.-№ 1.
- Parelius R. The Sociology of Education.- London, 1987.
- Parsons T. The Social System. Glencoe: Free Press, 1964.
- Persell С. Understanding Society. N.Y.: Harger and Row, 1987.
- Private Prometheus: private higher education and development in the 21st century. 2000.
- Prokopchuk A. Reforming the Russian Higher Education System // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1994.- Vol. XIX.- № 4.
- Rabczuk W. Szkolnictwo prywatne w Europie Zachodniej i w Polsce. -Warsaw, 1989.
- Reviews of National Policies for Education. Russian Federation. OESD, 1998.
- Ritzer G., Kammeyer K. and others. Sociology: Experiencing a Changing Society.- Boston: Allyn and Bacon, 1987.
- Politics education and citizenship. London, — N-Y., 2002.
- Skorov G. The Economic and Socio-Cultural Situation in the Socialist Countries with Particular Emphasis on the USSR // The Prospects for Educational Planning. UNESCO, 1990. 97. Scott P. The Globalization of Higher Education.- Buckingham, England: Open
- University Press, 1998.- 134 p. 98. Sorokin P. Social and Cultural Dynamics.- Vol. 1−4. -N.Y.: American Book
- Szymonski, M. Research at Central and East European Universities.-Krakow: Jagiellonian University Press, 1997.
- Systems of education. Theories, policies and implicit values. Ed. By Mai Leicester a.o.- London- N.Y., 2002.
- Teixeira P., Amaral A. Private higher education and diversity: An exploratory survey // Higher education quart.- Oxford-N.Y., 2001,-Vol.55.- № 4.- P.359−391.
- Ten Years After and Looking Ahead: a Review of the Transformation of Higher Education in Central and Eastern Europe. UNESCO, 2000.
- The changing university? / Edited by Tom Schuller. 1995.
- The Context: Education in a Changing World. Education Sector Strategy. The World Bank Group, 1999.
- The Culture of Decentralization. Reviews of National Policies for Education. Russian Federation. OECD, 1998.
- The Dynamic of Social Systems / Ed. Colony, P. L.: Sage, 1992.
- The Tension between Deregulation and Recentralisation is Having Creative Results // Higher Education in Europe. UNESCO, CEPES. 1994.-Vol. XIX.-№ 1.
- Trawler Paul. Academics responding to change: new higher education frameworks and academic cultures .1998.
- Ulrich W. Critical Heuristics of Social Systems Design.- Berne: Haupf, 1983.
- UNESCO Statistical Yearbook, 1998.
- Vago S. Social Change. Englewood Cliffs: Prentice Hall, 1989.
- West E. Education With and Without the State. HCO Working Papers. HCOWP 61. http://www.worldbank.org/html/extdr/hnp/hddflash/workp/wp00061.html
- Westbrook M. Diversification of Schooling in Postcommunist Russia / Education and Society in the New Russia. Ed. by Jones, A. Library of1. Congress, 1994.
- Weston A. Risking Philosophy of Education // Metaphilosophy. Oxford, Cambridge (Mass.), 1998.- Vol. 29.- № 3.
- Westmeyer Paul .An analytical history of American higher education 1997.
- World Data on Education. 3d ed. UNESCO: International Bureau of Education, 1997.