Программа опытно-экспериментальной работы с семьей
Второе — создание благоприятных условий семье для разрешения ее проблемных ситуаций. В этих целях важно активизировать деятельность социальных педагогов семейного типа, школьных психологов, педагогов-аниматоров, валеологов, специалистов по работе с семьями, представителей женских и других общественных организаций. Их задача состоит в том, чтобы наладить тесное взаимодействие специалистов… Читать ещё >
Программа опытно-экспериментальной работы с семьей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Полагаясь на достоверные данные обследований различных групп семей из разных регионов страны на предмет выраженности актуальных психолого-педагогических проблем целесообразным считается выделение трех категорий семей, значимых для обоснования рассматриваемой модели:
- а) временно проблемные семьи;
- 6) проблемные семьи;
- в) кризисные семьи.
Для проверки эффективности рассматриваемой в учебном пособии модели использована выборка, включающая до 150 семей, относящихся к вышеназванным категориям и проживающих в обычных и экстремальных условиях. В выборке обозначаются семьи, относящиеся к контрольной и экспериментальной группам.
Программа предусматривает работу с семьями по трем направлениям.
Первое — подготовка и реализация мер экстренной помощи. Здесь важны:
- а) психолого-педагогический анализ актуальных проблем семьи;
- б) прогнозирование возможных психолого-педагогических трудностей семьи в изменившихся условиях обитания;
- в) социальная поддержка в виде психолого-педагогической помощи: консультирование, психокоррекция, семейная терапия, реабилитация;
- г) изучение и учет национально-психологических особенностей и религиозных предпочтений семьи при выборе средств и способов работы с ней;
- д) информационно-воспитательное сопровождение экстренной помощи; е) информационно-психологическая защита семьи.
Второе — создание благоприятных условий семье для разрешения ее проблемных ситуаций. В этих целях важно активизировать деятельность социальных педагогов семейного типа, школьных психологов, педагогов-аниматоров, валеологов, специалистов по работе с семьями, представителей женских и других общественных организаций. Их задача состоит в том, чтобы наладить тесное взаимодействие специалистов, представителей общественных организаций с каждой семьей, нуждающейся в том или ином виде помощи.
Третье — поэтапное подключение семьи в процесс восстановления собственного потенциала. На каждом из обозначенных этапах эффективными являются:
- а) информационно-аналитическая работа (создание совместно со специалистом информационной достаточности по актуальной проблеме семьи; определение общего замысла действий семьи в создавшейся ситуации);
- б) прогностическая работа (согласование возможных последствий и необходимых вариантов действий семьи на ближайшее и отдаленное будущее;
- в) стимулирование взаимодействия (показ первых позитивных подвижек в освоении методик, техник, поощрение эвристических действий семьи; подчеркивание целесообразности усилий и способностей членов семьи);
- г) восстановительно-реабилитационная работа (самостоятельное диагностирование психолого-педагогических проблем; совместно со специалистом восстановление утраченных функций семьи и др.).
Наиболее распространенными формами работы с семьей в этот период могут быть: родительский всеобуч, профилактико-воспитательные беседы, обмен опытом.
Проводимую работу с семьей целесообразно сопровождать диагностированием ее психологического здоровья. В опытно-экспериментальной работе выше обозначенные мероприятия, одновременно являются и элементами модели психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей, поэтому могут быть приняты за независимые переменные, а состояние психологического здоровья семьи — в качестве зависимой переменной. С семьями экспериментальной группы программа предусматривает использование еще одной независимой переменной — положительный предшествующий опыт психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей.