Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения
Диссертация
Обоснование психологической структуры творческого Я руководителя образовательного учреждения, состоящей из деятельностного, когнитивного, мотивационного и эмоционального компонентов. Внутрикомпонентные и межкомпонентные связи определяют степень их интегрированности, содержание структурной организации, уровни и типологию творческого Я. Совокупность психологических механизмов и функций отражается… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические проблемы исследования творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 1. 1. Методологические подходы и принципы исследования творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 1. 2. Творчество как предмет исследования в современной науке
- 1. 3. Генезис исследования проблемы творческого Я личности
- 1. 4. Профессиональная деятельность руководителя образовательного учреждения как сфера развития творческого Я
- Глава II. Концептуальные основы развития творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 2. 1. Сущностная характеристика творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 2. 2. Структура творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 2. 3. Психологические механизмы развития творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 2. 4. Функции творческого Я в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения
- Глава III. Динамика развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности
- 3. 1. Этапы развития творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 3. 2. Критерии, показатели и уровни развития творческого Я руководителя образовательного учреждения
- 3. 3. Зависимость развития творческого Я руководителей образовательных учреждений от профессионального опыта
- 3. 4. Тендерные различия в развитии творческого Я руководителей образовательных учреждений
- 3. 5. Возрастные различия в развитии творческого Я руководителей образовательных учреждений
- Глава I. Y. Феноменология творческого Я руководителей образовательных учреждений
- 4. 1. Индивидуально-типологические различия в структуре творческого Я руководителей образовательных учреждений
- 4. 2. Соотношение творческой активности и творческого потенциала у руководителей с различным типом структурной организации творческого Я
- 4. 3. Соотношение смысложизненных и карьерных ориентации у руководителей с различным типом структурной организации творческого
- 4. 4. Соотношение стилей саморегуляции, профессионального поведения и стратегий решения профессиональных проблем у руководителей с различным типом структурной организации творческого Я
- Глава. Y. Системный анализ развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности
- 5. 1. Сравнительный анализ затруднений, психологических защит и барьеров развития творческого Я руководителей образовательных учреждений в профессиональной деятельности
- 5. 2. Разработка и внедрение экспериментальных программ развития творческого Я руководителей образовательных учреждений
- 5. 3. Условия, обеспечивающие развитие творческого Я руководителей образовательных учреждений
- 5. 4. Факторы, обеспечивающие развитие творческого Я руководителей образовательных учреждений
Список литературы
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973.-388 с.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989. -248 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
- Абульханова-Славская К. А. Психология и жизненные потери. К проблемам экологии человека. В сб. Психология личности в условиях социальных изменений.-М., 1993.- С.7−21.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. — Т. 12. — № 4. — С. 39−55.
- Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания. В кн.: Сознание личности в кризисном обществе. М.: ИП РАН, 1995. — С.85−108.
- Абульханова-Славская К. А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М., 1997. — С.7−78.
- Абульханова-Славская К. А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 5. — С.5−14.
- Агапов B.C. Я концепция в структуре управленческой деятельности руководителя. — М.: ГУУ, 1999. — 230 с.
- Агапов B.C. Алгоритм продуктивного становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. М.: ГУУ, 1999. — 13 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителя. Дис. .д-ра психол. наук. М., 2000. — 495 с.
- Агапов B.C. Алгоритм моделирования Я-концепции руководителя в управленческой деятельности. М.: РАГС, МОСУ, 2001. — 60 с.
- Агапов B.C. Становление Я-концепции руководителя. Монография. -Благовещенск.: Изд-во БГПУ, 2007. 181 с.
- Агеев B.C. Атрибуция ответственности за успех или неудачу группы в межгрупповом взаимодействии // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 101 106.
- Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970. — 309 с.
- Адлер А. Лекции по аналитической психологии. М., 1996. — 282 с.
- Айзенк Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. — № 1. -С.11−129.
- Алдер Г. CQ, или Мускулы творческого интеллекта / Пер. с анг. С. Потапенко. М: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 496 с.
- Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Теория решения изобретательских задач. -М., 1979. 184 с.
- Алюшина Н.А., Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Психодиагностика и развитие рефлексивности профессионального самоопределения успешных управленцев. Москва-Сочи, 2000. -162 с.
- Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. М: Международный Центр Рерихов, Мастербанк, 2002. — 664 с.
- Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья. М.: ООО «Издательство ACT" — Донецк «Сталкер», 2003. — 590 с.
- Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания. СПб: Питер, 2001.- 272 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПБ.: Питер, 2001. — 288 с.
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С.78−86.
- Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. Новгород, 1990. — 334 с.
- Анисимов О.С. Акмеологическая концепция самоорганизации педагога: творчество и культура мышления. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1994.-82 с.
- Анисимов О.С. Сущность деятельности и субъективность // Мир психологии. 2006. — № 3. — С. 30−40.
- Анисимов О.С. Креативная акмеология. -М.: Изд-во РАГС, 2007. -276 с.
- Анцыферова Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. -1993. Т. 14. -№ 2. — С. 3−16.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т.15. -№ 1. — С.3−18.
- Анцыферова Л.И. Мудрость и ее проявление в разные периоды жизни человека // Психологический журнал. 2004. — Т.25. — № 3. — С.17−24.
- Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы. М., 1984. — 126 с.
- Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. 1984. -Т. 5. -№ 3. — С. 46−55.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 320 с.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности // Вопросы психологии. 1982. -№ 2. — С. 14−27.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. — 528 с.
- Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности / Послесл. А. Б. Орлова // Вопросы психологии. 1990. -№ 6. — С.25−36.
- Балл Г. А. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психологический журнал. 1997. — Т. 18. — № 5. — С.7−19.
- Бабаева М.И. Феноменология ценностных систем личности // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1996. -№ 1. — С.137−147.
- Базылевич Т.Ф. Линии преемственности комплексного и системного подхода в дифференциальной акмеологии / Мир психологии. 2006. -№ 3. -С.203−211.
- Бакулин И.И., Маркова А. К., Михайлов Г. С. Соотношение профессиональных способностей к принятию решений. М.: Народное образование, 2003. — 103 с.
- Балабанова Т.Н. Развитие творческой активности личности в системе высшего образования. Автореф. канд.соц.наук. Курск, 1999.-23 с.
- Баррон. Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. -№ 2. 1990. — С. 153−159.
- Барышева Т.А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых. Дис. д-ра психол. наук. СПб, 2005. — 332 с.
- Басин Е.Я. «Двуликий Янус»: (о природе художественного таланта). М: Магистр, 1996.-172 с.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Вопросы психологии. 1969. -№ 2. — С.118−125.
- Батищев Г. С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблема человека в современной философии. М.: Наука. 1969. -С.73−144.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, — М: Искусство, 1979. -423 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Терра, 2001. — 602 с.
- Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Книга, 1989. -298 с.
- Бердяев Н.А. Царство духа и царство Кесаря // Судьба России. М., 1990. -С.224−334.
- Бердяев Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.- 446 с.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. — С. 77
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М., 1986. — 422 с.
- Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.: ACT- СПБ: Сова, 2007. — 349 с.
- Бехтерев В.М. Объективная психология. М: Наука, 1991. — 480 с.
- Библер B.C. Мышление как творчество (введение в логику мысленного диалога). М.: Наука, 1975. — 399 с.
- Библер B.C. Нравственная культура. Современность. М., Наука, 1988. -с.55−56.
- Бинсвангер Л. Бытие в — мире. — М.: Рефл-Бук, Веклер, 1999. — 336 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей СПб: «Союз», 1998. — 432с.
- Битянова Н.Р. Психология личностного роста. М., 1995.- 29 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная инициатива как проблема творчества. Ростов н/Д., 1984. — 168 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. -№ 5. — С.49−58.
- Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В. И. и др. // Творчество в искусстве искусство творчества. -М.: Наука- Смысл, 2000. — С. 186−198.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М: Академия, 2002.-320 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.- 197 с.
- Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -1993. -Т.14. № 5. — С.73−79.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М., 1998. — 168 с.
- Бодалев А.А., Ганжин В. Т. Основные акмеологические закономерности человеческой жизни // Мир психологии. 1999. — № 2. — С.11−23.
- Бодалев А.А., Рудкевич Л. А. Как становится великими и выдающимися. -М.: Институт психотерапии, 2003. 287 с.
- Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Акмеология новая наука. 2005: http//hpsy/ru/public/x798/htlm.
- Бодалев А.А. Некоторые типы личности наших современников // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2007: Материалы XII симпозиума. Доступно: www. smysl-simpl2.narod.ru
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Боно Э. Рождение новой идеи. М.: Наука, 1976. — 143 с.
- Борисов М.Б. Акмеологические условия и факторы становления позитивной Я-концепции актера в системе профессионального мастерства. -М.: Театральный институт им. Б. В. Щукина, 2004. 148 с.
- Боуэн М. Духовность и личностно центрированный подход // Вопросы психологии.- 1992.- № 3.-С. 4−7.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. — 60 с.
- Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии. М., 1997. — 67 с.
- Братусь Б.С. Личностные смыслы и вертикаль сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии (Школа А.Н. Леонтьева). -М.: Смысл, 1999. -С.284−298.
- Брунер Дж. Психология познания / Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1977 412 с.
- Брушлинский А.В., Воловикова М. И. О взаимосвязях процессуального динамического) и личностного (мотивационного) аспектов мышления //Психологические исследования познавательных процессов личности. -М., 1983. С.84−96.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. -109 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: ИПП- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -392 с.
- Бубер М. Два образа веры. М., 1995. — 217 с.
- Буякае Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — С. 28−39.
- Вызова В.М. Самоактуализация представителей коми и русского этносов // Психологический журнал. Т. 18.- № 1. — С.61−69.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Пер с англ. СПб.: Питер, 2001.-304 с.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека. М.:ИП РАН, 1998. — 204 с.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления кризисных ситуаций М.: Изд-во Московского университета, 1984.- 100 с.
- Вахрамов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ. -2001. № 4. — С.5−15.
- Виноградова Н.И. Психологические закономерности становления профессионализма учителя начальной школы. Дис. д-ра психол. наук. СПб, 2006. -398 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
- Волков И.П. Руководителю о человеческом факторе. Социально-психологический практикум. Л.:Лениздат, 1989. — 22 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1986 — 334 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.- 96 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008 с.
- Вязникова Л.Ф. Психологические основания профессиональной переподготовки руководителей системы образования: время перемен. -Хабаровск, 2002.-291 с.
- Галатинский Э.В. Системная детерминация самореализации личности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. Барнаул. — 2002. — 49 с.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книга. — 1999. — 332 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психологическое мышление / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — С. 433−456.
- Гинзбург М.Р. Псхология личностного самоопределения. Автореф. дис. .д-ра психол. наук. М., 1996. — 59 с.
- Гозман JT. Я., Кроз М. В., Латинская М. В. Самоактуализационный тест. -М., 1995.-27 с.
- Голубева Э.А. Комплексное изучение способностей // Вопросы психологии.-1986.-N5.- С.18−30.
- Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. М.: МГУ, 1977. -248 с.
- Горальски А. Пути изучения творчества // Вопросы психологии. 1986. -№ 5. — С.75−76.
- Горелова Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия. М., 2004. -320 с.
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб, 1994. — 192 с.
- Грановская P.M. Конфликт и творчество в зеркале психологии. М.: Генезис, 2002.-573 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. М.: «Когито-Центр», 2003. — 187 с.
- Гроф. С. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. С.: МТМ. 1995. — 336 с.
- Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. М.: Воронеж, 1998.-384 с.
- Гусева А.С. Закономерности гуманитарно-технологического развития государственных служащих. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1997. -49 с.
- Гусева А.С., Деркач А. А. Оптимизация гуманитарно-технологического развития государственных служащих: теория, методология, практика. М.: Международный психолого-акмеологический конгресс-центр, 1997. 299 с.
- Гусельцева М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 3−14.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Т. 1. -М., 1999.-336 с.
- Далгатов М.М. Каузальные атрибуции достижений как фактор эффективности учебной и педагогической деятельности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2006. — 49 с.
- Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект-Пресс, 1998. — 373 с.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Демидова Т.В. Развитие креативности как свойства личности в старшем школьном возрасте. Дис. канд. психол. наук. Армавир, 2003. — 170 с.
- Деркач А.А., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности (акмеологический аспект). М.: РАГС, 1993. — 158 с.
- Деркач А.А. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. М., 1997. — 151 с.
- Деркач А.А., Секач М. Ф., Михайлов Г. С. Акмеологические основы саморегуляции психологической устойчивости руководителя. М.: МПА, 1999. -366 с.
- Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Акмеологические резервы развития творческого потенциала. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 536 с.
- Деркач А. А. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Развитие ценностной сферы профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2001.-483 с.
- Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2002. — 78 с.
- Деркач А.А., Степнова Л. А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. — 297 с.
- Деркач А.А., Перелыгина Е. Б. Социально-психологическая концепция имиджа как феномена интерсубъектного взаимодействия. М., 2003. — 144 с.
- Деркач А.А., Михайлов Г. С., Тарасенко С. В. Влияние профессионального самосознания на эффективность принятия решений. М.: Народное образование, 2004. — 192 с.
- Деркач А.А., Сайко Э. В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. -2008.-№ 1(53).-С. 218−229.
- Дружинин В.Н. Метафорические модели интеллекта // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 6. — с. 44−52.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2000. — 368 с.
- Дружинин В.Н. Когнитивные особенности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕРСЭ- СПб: ИМАТОН, 2001. — 224 с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983. — 230 с.
- Дюркгейм Э.О. О разделении общественного труда. М. 1996. — 157 с.
- Дьюи Дж. Демократия и образование. / Пер с англ. М.: Педагогика -Пресс, 2001.-384 с.
- Зазыкин В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993. — 165 с.
- Зазыкин В.Г. Психология творчества. М.: Университетская книга, 2008. -170 с.
- Замятин Е.И. Психология творчества. Художественное творчество психологии. Сборник. -М.: Наука, 1991. С. 158−162.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга. — 2003. — 336 с.
- Зелиниченко А. Психология духовности. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. -400 с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1994. — 304 с.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., Тривола, 1995. -64 с.
- Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997.- 334 с.
- Зинченко В.П. Таинство творческого озарения // Вопросы психологии. -2004.-№ 5.-С. 96−121.
- Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. 2005. — № 6. — С.3−9.
- Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб., 2000. — 560 с.
- Ершов А.А. Психология соактивности людей. СПб., 1992. — 29 с.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества.- М.: Академический Проект, 2003. 304 с.
- Иванов А.В. Сознание и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 130 с.
- Иващенко А.В. О дефинициях «Я», «Я-концепция» / Методологические и теоретические аспекты формирования и развития личности: сб. статей по матеиалам научно-практической конференции 31 марта 1977 года. М.: Институт молодежи, 1998. — С.48−52.
- Иващенко А.В., Агапов B.C., Барышникова И. В. Я концепция личности в отечественной психологии. -М., 2000. — 155 с.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999. — 464 с.
- Идобаева О.А., Подольская Т. А. Самоактуализация личности и уровень тревожности в различных формах профессиональной подготовки современного специалиста //Акмеология. -2005.-№ 2.-С.53−60.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. — 288 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Наука, 1974. — 360 с.
- Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников. М.: Логос, 2003. — 96 с.
- Калошина И.П. Психология творческой деятельности: Учебное пособие. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. 431 с.
- Кан-Калик В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный: Изд-во ун-та, 1976. 183 с.
- Кашапов М.М. Психология творческого мышления профессионала. Монография. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 688 с.
- Кедров Б.М. Комплексный подход как звено в эволюции научных знаний // Художественное творчество. М.: Наука, 1982. — С.5−12.
- Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов. -СПБ., 2000.-256 с.
- Климов Е.А. Психология профессионализма. М. -Воронеж, 1996. — 400 с.
- Ковалева Г. В. Взаимосвязь когнпитивных, личностных и нейродинамических характеристик креативности. Дис. канд. психол. наук. -Пермь, 2002.- 189 с.
- Коган Л. А. Жизнь как бессмертие // Вопросы философии. 1994. — N12. -С.39−49.Кон И. С. Открытие Я. — М.: Политиздат, 1978. — 366 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал 1981. -Т.2. -№ 3. — С. 25−38.
- Конопкин О.А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 18−29.
- Конюхов Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996. — 160 с.
- Конюхов Н.И., Шаккум М. А. Акмеология и тестология. М.: Российский салон, 1996.-380 с.
- Корниенко Н.А. Психологическое обеспечение менеджмента. Учебное пособие. Новосибирск.: НГПУД994. — 151 с.
- Коссов Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. М., 1997. -256 с.
- Крупнов А. И. Психологическая структура действий человека. М.: Изд-во РУДН, 1990.-56 с.
- Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности. М.: РУДН, 2007.-131 с.
- Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1996. — 381 с.
- Кувакин В. Возращение себя: к психологии внутриличностных отношений // Экзистенциальная традиция: философия, психолоиия, психотерапия. Ростов -на Дону, 2006.-№ 1. — С.106−112.
- Кузьмина Н.В. Акмеологическая теория мониторинга качества подготовки педагогов в системе всехуровней педагогического образования // Акмеология. -2001. -№ 1. С. 53−62.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: ACT, 2003. — 608 с.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека // Вопросы психологии. -1990. -№ 3. С.113−120.
- Кудрявцев В.Т. .' Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы // Психологический журнал. 1997.-Т. 18.-№ 1.-С.16−29.
- Кулешова Л.Н. История отечественной психологии воспитания: (60-е XIX -60-е XX вв). Дис. д-ра психол. наук. СПб, 1999. — 379с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — 382 с.
- Кэлвин С., Гарднер Л. Теории личности. М.: «КСП+», 1997. — 720 с.
- ЛаакЯ., Бругман Г. Big 5: как измерить человеческую индивидуальность. Оценки и описания. М.: Книжный дом «Университет», 2003. — 112 с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. — 271 с.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 144 с.
- Левадняя М.О. Управление в условиях кризиса: психолого-акмеологический подход к исследованию личности руководителя // Акмеология. -2004. -№ 4. С.55−62.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека / Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. -М.: Смысл, 1997. 336 с.
- Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. — 377 с.
- Леонтьев Д.А. Симбиоз и адаптация или автономия и трансценденция: выбор личности в непредсказуемом мире //Личность в современном мире: от стратегии выживания к стратегии жизнетворчества / Под ред. Е. И. Яцуты. -Кемерово: ИПК «Графика», 2002. С.3−34.
- Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации / Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Выпуск. 1. М.: Смысл, 2002. — С.56−65.
- Леонтьев Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться. Московский психотерапевтический журнал. М., 2003. — № 2. — С. 107−119.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Политиздат, 1971. -252 с.
- Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности / Вопросы психологии. -1988. № 4. — С.98 -107.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. -1982. № 4. — С.18−32.
- Личко А.Е. История глазами психиатра. СПб: АДИТИ, 1996. — 135 с.
- Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. М.: РИПОЛ классик. -2006. — 400 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-448 с.
- Лосев А.Ф. Самое само: сочинения. М.: ЭКСМО-пресс, 1999. — 1024 с.
- Лотман Ю.М. Воспитание души. СПБ.: Искусство, 2003. — 540 с.
- Лузгин В.А. Акмеологические особенности развития профессионального творчества руководителя. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004. — 24 с.
- Мамардашвили М.К. Как я пониманию философию. М.: Прогресс, Культура, 1992.-415 с.
- Мамардашвили М. К. Картезианские размышления. М., 1993. — 345 с.
- Мамардашвили М. К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. -547 с.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. М., 1995. — 352 с.
- Маркин В.Н. Личностно-профессиональный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2004. — 53 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 192 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маслова В.И. Психологические условия развития творческого потенциала одаренных детей дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Нижний Новгород, 2003. 24 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997 — 304 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб: Евразия, 1999.- 432 с.
- Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. СПб, 1999. — 425 с.
- Маслоу А. Потребность в креативных людях // Психология зрелости. М., 2003.-352 с.
- Мастеров Б.М., Цукерман Г. А. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1994. — 137 с.
- Матюшкин A.M. Творческая одаренность (Проблема, концепция, значение исследований) // Общественное движение и социальная активность молодежи. Материалы Всесоюзной научной конференции: Человек в системе общественных отношений. М., 1991. — С. 149−159.
- Мелик-Пашаев А.А. А. С. Пушкин и психология художественного творчества// Вопросы психологии. 1999. -№ 5. — С.101−106.
- Мелик-Пашаев А. А. Над «рекой времени» // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни. М., 2001. — 151 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж НПО «МОДЭК», 1996. -44 8 с.
- Метаморфозы творческого Я художника. / Отв. ред. О. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2005. — 376 с.
- Михайлов Г. С., Гольников Р. В. Акмеологические измерения ценностных детерминант формирования руководителем управленческой команды. М.: МПА, 2000. — 112 с.
- Митина JI.M., Кузьменкова О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 3.- С.27−35.
- Митина JI.M. Психология труда и профессионального развития учителя. -М.: «Академия», 2004. 320 с.
- Митина Л.М., Митин Г. В., Анисимова О. А. Профессиональная деятельность и здоровье педагога. М.: «Академия», 2005. — 368 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 86−95.
- Морозова И.О. Влияние общих способностей на эффективность решения креативных задач в деятельности банковских служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тверь, 1996. — 19 с.
- Морозов А.В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2004. — 560 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М.: Наука, 2001. -192 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, 1994.-144 с.
- Мей Р. Мужество творить / Пер. с анг. Львов: Инициатива- М.: Институт общегумапитарных исследований, 2001. — 128 с.
- Мей Р. Новый взгляд на свободу и ответственность //Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов-на-Дону, 2005. -№ 2. — С.42−65.
- Мясищев В.И. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: ИПП- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 356 с.
- Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. — 228 с.
- Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. 2005. — № 1. — С. 116−125.
- Нечепоренко Л.С. Педагогическая система совершенствования процесса формирования будущего учителя в университете. Автореф. дис. д-ра психол. наук.-М, 1991.-48 с.
- Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. — 672 с.
- Огурцов А.П. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания. М., 1977. — 57 с.
- Огурцов. А.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы. -Человек. № 2. — 2002. — С. 100.
- Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены // Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение. М., 1968. -№ 4. — С.69−73.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. 2001. — № 1. — С. 90−101.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М.: Логос, 1995. — 224 с.
- Орлов А.Б. Гуманизм с лицом культурно-антропологического прототипа: российский вариант // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С.87−90.
- Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений: В 6 т.- М.: Изд-во Академии наук СССР, 1951. Т.1. — 596 с.
- Папкин А.И. Психология организационных отношений в управлении органами внутренних дел. Дис. д-ра психол. наук. М., 1990.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики. СПб.: Питер, 2005. — 480 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.: МГУ, 1990. — 216 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов- на-Дону, 1996. 512 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Теоретическая психология. М.: «Академия», 2001. — 496 с.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МГУ. Сер. 14. Психолоия. 1984. — № 4. — С. 13−21.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255 с.
- Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. -М.: Психология науки., 1998. 207 с.
- Поляков С.Э. Мифы и реальность современной психологии. М: Едиториал УРСС, 2004. — 496 с.
- Пономарев Я.А. Фаза творчества и структурные уровни ее организации // Вопросы психологии. 1982. -№ 2. — С.5−13.
- Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. — С. 22−25.
- Пономарев А.Я. Система взаимодействующих систем // Учительская газета. 1993. -№ 4.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1996. — 345 с.
- Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 624 с.
- Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. -1989. -№ 6. С. 46.
- Пригожин А.И. Деловая культура: сравнительный анализ // Социологические исследования. 1995. — № 5. — С.74−81.
- Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. М.: ПЕРСЭ, 2005. — 352 с.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е. С. Психология труда и человеческое достоинство. Учеб. пособие. М.: Академия, 2001. — 480 с.
- Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: «Прайм — Еврознак», 2006. — 479 с.
- Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейтес. М.: Академия, 1996. — 416 с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997. — 336 с.
- Психология художественного творчества. Хрестоматия./ Сост. К. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2003. — 752 с.
- Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Дом Бахрам. — М, 2000. — 672 с.
- Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — 222 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Академический проект, 1999. — 672 с.
- Психологическая энциклопедия. 2-ое издание / Под ред. Р. Корсини и А.Ауэрбаха. СПб: Питер, 2003. — 1096 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. -272 с.
- Равен Дж. Педагогическое консультирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: Когито-центр, 2002. — 395 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Пер. с англ. М., «Когито-Центр», 2002. — 395 с.
- Равич-Щербо И. В. Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 2002. — 447с.
- Растянников А.В., Степанов С. Ю., Ушаков Д. В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М.: ПЕР СЭ, 2002. — 320 с.
- Ратанова Т.А. Уровень дифференцированности когнитивных структур как основа умственных способностей // Психология сегодня: Ежегодник. М., 1996.-С. 123−124.
- Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащегося. М.: Высшая школа, 1980. — 79 с.
- Реан А.А. Акмеология личности // Психологический журнал. 2000. -Т.21. -№ 3. — С.88−95.
- Рерих Н.К., Рерих Е. И. Учение о живой этикиб воспитание в общине. -Новосибирск, 1996.
- Рибо Т. Творческое воображение. СПб, 1901.
- Родари Д. Грамматика фантазии. -М.: Прогресс, 1990. С. 24−29.
- Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии (3060-е гг. XX в.) М., 1986. — С.200−230.
- Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Семья и школа. 1987. -№ 10. — С.22−24.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. -480 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя//Вопросы психологии. 1990. -№ 1. — С.164−168.
- Рождественская Н.В., Толшин А. В. Креативность: пути развития и тренинги. СПБ.: Речь, 2006. — 320 с.
- Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990. — 624 с.
- Розин В.М. Мышление и творчество. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 360 с.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Психологический журнал. -2002. -Т.23. -№ 3. С.85−95.
- Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. JL, 1982. — С. 53−72.
- Роу Алан Дж. Креативное мышление. М.: НТ Пресс, 2007. — 176 с.
- Рубинштейн C. JL Проблемы общей психологии. М., 1973. — 569 с.
- Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики, психологии. М.: Наука, 1997. — 597 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии— СПб.: Питер Ком., 1 998 688 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. -512 с.
- Рудкевич Л.А. Возрастная динамика творческой продуктивности. Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб, 1994. — 17 с.
- Русалов В.М. Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь. М., 1990. — С.18−33.
- Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. 1993. -Т. 14. — № 6. — С.55−64.
- Рэлф Оди Дж. Человек-существо одинокое: биологические корни одиночества // Лабиринты одиночества. М., 1989. — С. 132.
- Савенков А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования. Дис. д-ра психол. наук. М., 2002. — 345 с.
- Салливан Г. С. Интерперсональная теория в психиатрии. М.: «КСП+», 1999.-347 с.
- Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм. // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С.319−344.
- Седова Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды. Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 38 с.
- Селезнева Е.В. Общение как среда для саморазвития личности. М.: Изд-во РАГС, 2002.-192 с.
- Селезнева Е.В., Маркелова Л. В. Личностно-профессиональное самосовершенствование государственных служащих. М.: Изд-во РАГС, 2003. -87 с.
- Селезнева Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования. Автореф. дис. д-ра психол. наук.-М., 1997.-52 с.
- Селюч М.Г. Творчество как акмеологическая проблема. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. -147 с.
- Селюч М.Г. Развитие творческого Я в профессиональной деятельности руководителя системы образования. -Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006.-348 с.
- Селюч М.Г. Творчество как предмет исследования: теории, идеи, концепции. М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 210 с.
- Селюч М.Г. Концепция творческого Я руководителя системы образования. М.: Изд-во МГОУ, 2007. — 294 с.
- Селюч М.Г. Системная концепция творческого Я руководителя образовательного учреждения. М.: Изд-во МГОУ, 2008. — 357 с.
- Селюч М.Г. Управление региональной системой образования в Амурской области // Акмеология. 2003. — № 1. — С. 38−43.
- Селюч М.Г. Смысл жизни в контексте творческого развития руководителя системы образования // Вестник Государственного университета управления. — Серия: Социология и управление персоналом. 2007. — № 5(31). — С.126−131.
- Селюч М.Г. Самореализация личности в творчестве // Вестник Государственного университета управления Серия: Социология и управление персоналом. — 2007. — № 6 (32). — С. 197−201.
- Селюч М.Г. Современные теоретико-методологические подходы к изучению творческого Я личности // Мир психологии. 2007.-№ 3. — С.152−164.
- Селюч М.Г. Сравнительный анализ затруднений развития творческого Я // Вестник Государственного университета управления. Серия: Социология и управление персоналом. — 2007. — № 11 (37). — С .89−93.
- Селюч М.Г. Тревога как источник развития творчества // Вестник Государственного университета управления. Серия: Социология и управление персоналом. -2 007. -№> 8 (34). — С. 194−199.
- Селюч М.Г. Сущностная характеристика творческого Я // Психология Я-концепции: методология, теория, структура. Хрестоматия. Часть первая. М.: Московская гуманитарно-социальная академия, 2002. — С.82−97.
- Селюч М.Г. Психологические особенности одаренного ребенка. Учебно-методическое пособие. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2004. — 92с.
- Селюч М.Г. Рабочая книга по психологии творчества. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. — 121 с.
- Селюч М.Г. Методики исследования развития творческого Я руководителя системы образования.-Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007.-162 с.
- Селюч М.Г. Смысловое содержание творческого Я в профессиональной деятельности руководителя системы образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме, 2007: Материалы XII симпозиума. Доступно: www. smysl-simpl2.narod.ru
- Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. — 254 с.
- Сергиенко Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — 461 с.
- Сеченов. И.М. Психология поведения М.: Институт практической психологии. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 320 с.
- Силбер Л. Карьера для творческого человека. М.: ООО «Добрая книга», 2004.-384 с.
- Симонов П.В. Мозг-творец // Вестн. РАН. М., 1996. -Т. 6. -N2. — С. 139.
- Синицын Е., Синицына О. Тайна творчества гениев. Новосибирск, 2004. — 527 с.
- Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: интерпретации / Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 6. — С. 13−23.
- Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. — 224 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
- Слободчиков В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2001. — 337 с.
- Слободчиков В.И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. 2001. -№ 4.-С. 91−105.
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности М., 2000. — 512 с.
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. М. -«КСП+», 1999.-414 с.
- Соловьев B.C. Красота в природе. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1993. — С.101−117.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. СПб.: Тривола, 1996. — 622 с.
- Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: «Артист. Режиссер. Театр», 2003.-490 с.
- Старовойтенко Е.Б. Развитие жизненных отношений личности: (методологические и методические модели). Дис. д-ра психол. наук. М, 1991.-355 с.
- Старовойтенко Е.Б. Духовные влияния как основа воспитания и саморазвития личности // Психологический журнал. 1992. — Т.13. — № 4. -С.95−98.
- Старовойтенко Е.Б. Культурная психология личности. М.: Академический Проект- Гаудеамус, 2007. — 310 с.
- Старовойтенко Е.Б. Рефлексия личности в культуре // Мир психологии. -2007. № 4(52). — С. 209−220.
- Степанова Л.Г. Психологическая диагностика тендерных характеристик личности. Мозырь.: Содействие, 2006. -72 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 286 с.
- Стрельченко Д.С. Познавательные способности профессионала: сущность и пути развития (акмеологический подход). М., 2003. — 76 с.
- Сухоцкая JI. Мой экзистнциализм // Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. Ростов-на-Дону. -2006 — № 9-С.50−71.
- Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3. — С.23−34.
- Теплов Б.М. Избранные труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. — 317 с.
- Тиллих. П. Мужество быть / В кн. П. Тиллих. Избранное. М.: «Юрист», 1995. — С.7−131.
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: МГУ, 1984. — 272 с.
- Тихомиров O.K. Творчество как неалгоритмический процесс. Вестник Моск. Ун-та. Серия 14.Психология. М., 2003. — № 2. — С.66−72.
- Толочек В.А. Социализация в квадрате: локализация феномена «акме» и его вероятные детерминанты // Мир психологии. 2005. -С.50−65.
- Толочек В.А. Проблемные ситуации адаптации субъекта к социуму и в социуме // Мир психологии. 2006.-№ 3. — С. 131−145.
- Толстов С.Н. Развитие творческой готовности организатора здравоохранения к профессиональной деятельности. Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 2004. — 59 с.
- Трофимова И.М. Динамика творческих способностей молодых руководителей в условиях применения групповых активных методов обучения. Дис. канд. психол. наук. Томск, 2002. — 199 с.
- Тутушкина М.К. Практическая психология. СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. — 336 с.
- Тютюнник В.И. Начальный этап субъекта творческого труда (оптимистическая теория личности). М., 2003. — 256 с.
- Тышковский А.В. Социально- психологические основы формирования и реализации ожиданий в профессиональном выборе и карьере. Дис. д-ра психол. наук. М, 1999.-481 с.
- Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе // Иностранная психология. 1999.-№ 1.- С.41−51.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК». 1997. — 448 с.
- Федоров Ю. М. Космическое измерение человека // Общественные науки и современность. М., 1992. — № 4. -С.14.
- Фетискин Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 490 с.
- Фестингер JI. Теория когнитивного диссонанса. СПБ., 1999. — 247 с.
- Филиппов А.В. Методология психического анализа управленческой деятельности // Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. М.: Наука, 1981.- С.96−109.
- Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., 1991. — 108 с.
- Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: ACT, 2007. — 633 с.
- Фонарев А.Р. Профессиональная деятельность как смысл жизни и акме профессионала//Мир психологии. -2001. -№ 2. С. 151 -157.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 327 с.
- Франкл В. Человек и реальность. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. — 457 с.
- Франкл В. Воля к смыслу. М: Апрель-Пресс, 2000. — 368 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 447 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1986. — 256 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? М., 1990. — 416 с.
- Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995. — 239 с.
- Хакен Г. Тайны восприятия. Синергетика как ключ к мозгу. М.: Изд-во института компьютерных технологий, 2002. — 272 с.
- Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет М.:Гнозис, 1993- 464 с.
- Хайдеггер М. «Время и бытие». М.: Росно-Центр, 1993. — 230 с.
- Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005. — 264 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — Т.1. — 408с.
- Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? //Вопросы психологии. 1990. -№ 5. — С. 121−128.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. — 272с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили о природе индивидуального ума. -СПб.: Питер, 2004. 384 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / Пер с англ.- СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа и Б&К, 2000 316 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: «Питер», 1999. — 608 с.
- Чекалина А.А. Тендерная психология. -М.: «Ось-89», 2006. -256 с.
- Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. -144 с.
- Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба человека. М., 1998. — 302 с.
- Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни // Мир психологии. -1999. № 2. — С.12−19.
- Чучин-Русов А. Е. Культурно-исторический процесс: форма и содержание // Вопросы философии. 1996. — № 4. — С.3−10.
- ШадриковВ.Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.-319 с.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2003. — 296 с.
- Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления. Руководитель и педагогический коллектив. -М.: Просвещение, 1990. 206с.
- Щевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развития личности. М.: ВЛАДОС, 1998.-512 с.
- Шелер М. Избранные произведения. М.: Гнозис, 1994. — 416 с.
- Шепель В.М. Управленческая психология / Теоретическая и прикладная социальная психология. М.: Мысль, 1988. — С.203−219.
- Щербакова Т.П. Педагогические условия развития личности подростка в творческой деятельности. Дис. канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 1997.-179 с.
- Шеховцева Л.Ф. Концепция целостного развития человека в современной психологии и христианской антропологии. Дис. д-ра психол. наук. М., 2002. -331 с.
- ШорЮ.М. О духовной и психической специфике личности в связи с проблемой интеллигентности // Мир гуманной культуры. Международные Лихачевские научные чтения. СПб, 2003. — С. 143−145.
- Шостром Э. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. 192 с.
- Шопенгауер А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. — 672 с.
- Шпет Г. Г. Сочинения. М.: Правда, 1989. — 202 с.
- Шумская Л.И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе вузовской социализации. Дис. д-ра психол. наук.-Минск, 2005.-337 с.
- Элысонин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-496 с.
- Энгельмейер П.К. Теория творчества. М.: Издательство ЛКИ, 2007 — 208 с.
- Эриксон М. Мой голос останется с вами // Обучающие истории Милтона Эриксона. СПб., 1995.-304 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПБ.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. — 313 с.
- Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.-304 с.
- Юнг К. Феномен духа в искусстве и науке. М.: Ренессанс, 1992. — 320 с.
- Юнг К. Психология бессознательного. М.: Канон, 1994. — 320 с.
- Юревич А.В. Психология и методология. М.: ИН РАН, 2005. — 312 с.
- Яковлева Е.Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста // Вопросы психологии. 1994. -N5. — С.37−42.
- Яковлева Е. JT. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопросы психологии. 1997. — № 4 .- С. 20−27.
- Ярошевский М.Г. Некоторые теоретические вопросы творчества // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С.19−24.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 256 с.
- Ясперс К. Общая психология / Пер. с нем. М.: Практика, 1997. — 1056 с.
- Barron F. Creativity and psychological health. Princeton. N. Y.: D. Van NostrandCo. 1963.
- Benson.C. The cultural psychology of self: Place, morality and art in human words. L.- N. V: Routledge, Taylor and Francis Group, 2001. 263 p.
- Bolnow O. F. Existenzphilosophie. 4 Aufl., Stuttgart: Kohlhammer, 1955.
- Boles S. A Model of Routine and Creative Problem Solving. The Journal of Creative Behavior. 1990. V.24, № 3, pp.171−189.
- Burish M. Das Burnout Syndrom — Theorie der inneren Erschopfung. Berlin, Heidelberg: Springer, 1989.
- Claxton G. Investigating human intuition: Knowing without knowing why//Psychologist. 1998. V. 11. № 5.P. 217−220.
- Csikszentmihalyi M. Creativity: Flom and the Psychology of Discovery and Invention//Harper Collins Publishers.-New York, 1996.
- Erikson E. H. Identity, Youth and Crisis // Faber & Faber Ltd. London, 1971.
- Erikson E. H. Childhood and society. New York, 1964.
- Freudenberger H.J. Staff burn out // J. of Social Issues. 1974. V. 30.P. 159 165.
- Kihlstrom J. F., Shames V. A., Dorfman J. Intimations of memory and thought // Reder L. M. (ed). Implicit memory and metacognition. Mahwah, NJ: Erlbaum, 1996. P. 1−23.
- Kuhl.J.Who controls whom when «I control myself»? //Psychol. Inguiry. 1996. V. 7 (1). P.61−68
- Landau Erika. Kreatives Erlebe, Minchen. Basel, 1984.
- Lieberman M.D. Intuition: A social cognitive neuroscience approach// Psychol. Bull. 2000. V. 126. № 1. P. 109−137.
- Maslow A. Self-actualizing and Beyond. In: Challenges of Humanistic Psychology. N. Y., 1967.
- Rogers, C. R. Foundations of the person centered approach. In A way of being. Boston: Houghton Mifflin, 1980.
- Schaarschmidt U., Fischer A.W.AVEM Arbeits bezogenes Verhaltens und Erlebensmuster. Handanweisung, Franklurt: Swet and Zeitlinger, 1996.
- Schmidbauer W. Die hilflosen Heifer. Reinbeck: Rowolt, 1977.
- Goleman D. Sex roles reign powerful as ever in ti emotions// The New York Times. 1988.
- Mayer I.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence// Intelligence. N. Y., 1993. P. 433−442.
- Woolhouse L. S., Bayne R. Personality and the use of intuition: Individual differences in strategy and performance on an implicit learning task. // Eur. J. Person. V. 14. P. 157−169.
- Контент-анализ точек зрения ученых на содержание понятия «творчество»
- Ф. И. О. ученого Критерии, лежащие в основе представлений о творчестве.
- Адлер А. Предложенная концепция творческого Я (creative self) постулирует, что у каждого человека есть возможность активно формировать свою личность.
- Альберт Р. С Умение использовать интеллектуальные способности для постановки и решения значимых проблем через творческое поведение.
- Амабайл Т. Осуществимо при условии наличие внутренней познавательной мотивации.
- Андреева Г. М. Деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.
- Ассаджиоли Р. Процесс восхождения личности к «идеальному Я», способ ее самораскрытия.
- Баррон Ф. Способность проектировать себя посредством творчества главная функция личности.
- Басин Е. Я. Целенаправленная деятельность человека, создающегоновые материальные и духовные ценности, обладающие общественным значением, всегда, содержащая в себе элементы новизны и неожиданности.
- Бахтин М.М. Творчество не сводится к технике делания, а является Духовно-нравственным зарядом к действию.
- Бергсон А. Пробуждение дремлющих. творческих сил, содействие их освобождению от всего внешнего, стесняющего их естественный рост, предоставление им самим возможности сформировать то идеальное и прекрасное, что заложено в данной индивидуальности.
- Богоявленская Д.Б. Ситуативно нестимулированная активность, стремление выхода за пределы заданной проблемы. Творческий человек проявит «интеллектуальную» инициативу и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе решения.
- Гаджиев Ч.М. Спонтанная продуктивность, трансценденция личности, рефлексия новых возможностей.
- Голубовская Н.Н. Там где нет творчества, там и жизни нет.
- Горальски А. Возможность, которая реализуется на любом уровне развития материи, творчество человека наиболее развитая и яркая форма.
- Гольдентрихт С. Сущность творчества состоит в том, «в какой мере человеческий индивид включен во всеобщую творческую работу истории», в мере его обогащения достигнутыми знаниями и опытом, в мере участия в развитии культуры, даже оно незначительно.
- Грабер X. Зависит от образования новых форм социальных связей с другими людьми, а также от новых форм осознания личности самой себя.
- Гроот Де. Следствие специфического саморазвития личности, связанное с длительным накоплением и дифференциацией полезного опыта для данной деятельности.
- Гурова JI. J1. Развитие когнитивно личностных факторов.
- Деркач А.А. Реализация личностного потенциала в форме творчества.
- Дружинин В. Н. Выход за пределы заданного («поверх барьеров»), Непланируемо, не поддается контролю сознания.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Творчество это совершенство, которое предполагает единичность, поскольку если будет много стандартных совершенств, то это равносильно смерти.
- Затворник- Ф. В каждом человеке есть дух высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных.
- Калашникова Т.А. Рождение, возникающее в результате оплодотворения ядра «Я» семенами культуры, механизм роста, преумножения «Я».
- Кашапов P.P. Главным качеством творческой личности является чувство самоидентнчности.
- Кошохов Н.И. Деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Являясь результатом труда и усилий отдельного человека, всегда носит общественный характер.
- Коршунов A.M. Деятельность, представляющая единство материально-практического преобразования мира и процесса его духовных преобразований.
- Кудрявцев В.Т. Всеобщий механизм, движущий силу психического развития.
- Кэттелл Р. Ненасыщенная познавательная потребность, независимость личности.
- Лазурский А.Ф. Максимум развития способностей и дарований личности.
- Леонтьев Д. А. Борьба, которая никогда не кончается: личности и не удается справиться со своим творчеством, и творчеству не удается справиться с личностью.
- Лафатер К. Открытие истины путем медленного прогрессивного размышления есть талант, интуитивное познание ее, не предшествуемое заметным размышлениям, есть гений.
- Мадди С. Творчество не просто счастливое, безмятежное состояние вдохновения, а преодоление себя.
- Мамардашвили М.К. Творчество есть единственный способ пройти в подлинную реальность.
- Мамыкин И. И. Харин 10. А. Феномен социальной жизни, особый вид отношения социального действия людей.
- Маслоу А. Универсальная функция человека, которая ведет по всем формам самовыражения. «Потребность в самоактуализации полной и свободной реализации способностей и жизненных возможностей».
- Матюшкин A.M. Универсальный механизм психического развития, этапы, которого совпадают с основными этапами творческого акта.
- Мелик-Пашаев А.А. В творчестве человек становится больше себя, возвышается над собой.
- Миллер Д. Мы все являемся частью творческого процесса, а потому необходимо раскрыться, обнаружить силы, спрятанные в глубине нас самих.
- Морозова И.О. Творчество и креативность-две стороны единого образования личности, связанные с ее активностью, при этом, творчество отражает процессуально-результативную сторону, а креативность субъективно обусловленную сторону данного единства.
- Мясоед П.А. Творчество механизм развития личности: воплощенное приобретениями.
- Ожегов С.И. Создание новых по замыслу культурных и материальных средств.
- Ойзерман Т.Н. Талант-это, прежде всего большой характер, препятствующий человеку проматывать свое духовное богатство.
- Пастернак Б. Цель творчества самоотдача, а не шумиха, не успех.
- Пиаже Ж. Творчество деятельность человека, преобразующая окружающий мир: природный, социальный, предметный.
- Пригожин И. Сложными системами нельзя управлять. Надо научить людей подходить к творчеству, как к способностям их собственной системы.
- Оллпорт Г. Мотивация личностного роста, не подчиняющаяся гомеостатическому принципу удовольствия.
- Перкинс Д.Н. Направленность интеллектуальной деятельности, стремление человека использовать имеющееся интеллектуальные возможности, приобретенные знания, усвоенные и выработанные стратегии для творческого решения проблемы.
- Петрова В, Петров А. Получение чего-либо человеком во внутреннем мире без прямого влияния на его получение, то есть без контроля ментального экрана места, где появляется образ, который человек представляет.
- Платонов К.К. Развитие способностей и, прежде всего сложных, частных, как реализация потенциального до уровня одаренности.
- Поликарпов В.С. Феномен, необходимыми компонентами которого являются взаимопроникающие друг в друга интуиция и эстетическое восприятие мира. Находится в сфере бессознательного.
- Пономарев Я.А. Атрибут материи.
- Рензулли Дж. Критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
- Робинсон Р. Индивидуальные возможности активности личности в культурном пространстве, изменяющиеся в течение всей жизни.
- Роджерс К. Прерогатива свободной личности, способной к саморазвитию.
- Роджерс Н. Сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая, самопродвижение индивида в своем развитии.
- Розин В.М. Творчество неотъемлемый аспект жизненного пути и реализации личности творца.
- Рунин Б.М. Природой творчества является творчество природы.
- Смирнов С.Д. Способ «личностного «существования.
- Солсо Р. Вид когнитивной деятельности, приводящий к новому видению задачи и не ограниченный прагматическими решениями.
- Станиславский К.С. Полная сосредоточенность духовной и физической природы, которая захватывает все пять чувств человека, при порождении продукта творчества. Планомерности сознательной творческой работы способствует самодисциплина и уединение.
- Сухоцкая J1. Творчество это приведение в порядок* хаоса.
- Сэнборн Д. Творчество создано для того, чтобы раскрыть душу творца.
- Терстоун Л. Способность быстро усваивать и «порождать идеи», которые чаще приходят в момент релаксации, важную роль при этом играет такой фактор, как особенности темперамента.
- Торранс Е.П. Процесс обнаружения пробелов и отсутствующих элементов в ситуации формирования выводов.
- Тутушкина М.К. Совокупность свойств, состояний и способностей личности, набор средств п приемов, применяемых в решении творческих задач.
- Тэкэкс К. Опережающий темп психического развития.
- Тютюнник В.И. Условный термин для обозначения творческого акта, выражающийся в воплощении, воспроизведении и комбинации данных нашего сознания, в относительно новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.
- Уолтере Дж. Радикальная перестройка индивидуального познавательного опыта.
- Фокс М. Процесс духовный, центрирующий и насыщающий.
- Франкл В. Ценности творчества реализуются в продуктивных творческих действиях и являются созидательными.
- Фромм Э. Способность к глубокому осознанию своего опыта, умение находить решение в стандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового.
- ШветХ. Возможно при всяческой мотивации и личностной увлеченности.
- Шор Ю. М. Творчество это когда внутри все болит, а снаружи все задевает и ранит.
- Шакуров Р.Х. Творчество обладает неиссякаемым источником смыслов.Личность- это человек как творец смыслов, творец радостей.
- Эдварс Б. Способность обнаруживать новые решения проблемы или обнаружение новых способов выражения индивида.
- Эйнштейн А. Если кому-либо удается решить подлинно творческую задачу, в полной мере пережить состояние инсайта, то он переживает мощный эмоциональный подъем, который можно сравнить с религиозным экстазом или влюбленностью.
- Юнг К. Феномен творчества заключается в проявлении архетипа самости.
- Яковлева Е.Л. Личностная характеристика, но не как тот или иной набор личностных черт, а как реализация собственной индивидуальности.
- ЯнгД. Особый способ бытия, а не деятельности.
- Ярошевский М.Г. Преобразования в сознании и поведении субъекта, порождаемые им, но и отчуждаемые от него продукты.
- Методика определения уровня развития творческого Я
- Методика определения развития структурных компонентов творческого Я разработана на основе его теоретической модели.
- В качестве инструмента изучения творческого Я личности был использован метод построения субъективных семантических пространств. Он связан с восприятием и анализом личностных смыслов и коннотативных значений предложенных суждении.
- По заданным суждениям семантического дифференциала предлагается оценить по 6 балльной шкале (от 0 до 5) личностное отношение к структурным компонентам творческого Я.
- Уровень развития определяется коэффициентом структурного компонента, который исчисляется следующей формулой:1. Мах. значение показателей
- К=. н (разница между уровнями)3(число уровней)