Личность как социальный тип
Макроструктура показывает характерный для определенного общества состав классов, слоев, этнических групп и социальных категорий, а также совокупность устойчивых отношений между ними и особенности их внутренней структурной организации. Личность это интегральная характеристика индивида, выступающая как совокупность его социально значимых свойств и качеств, благодаря которым он включается в систему… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Социологическое понятие личности, ее структура
- 2. Личность как социальный тип
- 3. Личность как универсальный исходный элемент социальной системы
- Заключение
- Литература
Одной из центральных задач социологии личности является разработка личностной типологии. Для социологии важно не столько конкретное поведение отдельного человека, обусловленное его индивидуальными качествами, сколько обобщенное, типическое, выраженное в форме определенных признаков, присущих определенному множеству.
Общество заинтересовано в определенном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности, поэтому предъявляет свои требования к формированию социального характера. Это находит воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой информации.
Не остались в стороне от изучения типологии личности российская наука и культура конца XIX — начала XX в. Различным проблемам теории личности были посвящены труды таких мыслителей, как Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, М. М. Рубинштейн, В. С. Соловьев и др.
В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно — степень его рациональности, К. Маркс — формационную и классовую принадлежность. Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требованиям общества и обрести чувство безопасности и защищенности. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.
Свою типологию личности разработал и Л. Н. Гумилев, которую можно назвать теорией пассионарности. Поведение человека, утверждает Л. Н. Гумилев, способ его адаптации к окружающим условиям требует потенциальной энергии, поэтому в процессе своей жизни человек поглощает биохимическую энергию живого вещества биосферы.
«Поведенческая практика свидетельствует, что способность разных людей поглощать биохимическую энергию живых веществ различна. Проще всего классифицировать всех людей по этому признаку».
Первый тип обладает достаточной энергией, чтобы жить и удовлетворять свои потребности, диктуемые инстинктом самосохранения.
Второй тип имеет энергии больше, он работает ради высоких — часто идеальных — целей. Такой тип Гумилев и называет «пассионарием».
Третий тип — «супассионарий» — не стремится к активной трудовой деятельности, предпочитая жить за счет других.
Нельзя не упомянуть вариант типологии В. А. Ядова, который выделял следующие типы: идеальный, базисный и модальный тип.
Широко распространены типологии, в которых рассматриваются типы личностей в качестве носителей признаков определенных общностей — классов, социальных групп.
Нельзя не учитывать, что специфика отношений в разных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и кооперацию, а сфера семейной и личной жизни — эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.
Таким образом, тип и характер определяются прежде всего тем, в рамках какого общества, какой культуры личность находится.
На наш взгляд, каждое общество имеет собственный типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе
1. Социологическое понятие личности, ее структура
Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.
Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» — базовое социологическое отношение.
Обратимся к понятию «личность».
Личность, индивид, человек — эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.
В этой связи и возникает необходимость перехода от понятий исторического материализма к социологическим понятиям, менее общим, менее широким. Этот процесс перехода от понятий исторического материализма к понятиям специальных социологических теорий неизбежно происходит в ходе теоретической разработки любой программы конкретного социологического исследования".
В.А.Ядовым по этому поводу было написано следующее: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не материя и сознание, но социальная структура и социальные институты, культура, социальная организация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отношения в их сущностной глубинной основе, но скорее социальное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредственно эмпирически не схватываемые. Т.к. они представляют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.».
Список литературы
- Асп Э. Введение в социологию. СПб., 1999.
- Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. М., 1995
- Левада Ю.А. Лекции по социологии. М., 1969.
- Витаньи И. Общество, культура, социология. М., 1984.
- Левада Ю.А. Статьи по социологии. М., 1993.
- Основы социологии: Курс лекций в 2 ч./Под ред. А. Г. Эфендиева. М., 1994.
- Социология. Курс лекций. Под редакцией Анатолия Васильевича Миронова, Валентины Васильевны Панферовой, Вячеслава Матвеевича Утенкова кафедра социологии и политологии ИППК МГУ им. М. В. Ломоносова, М. 1999 С. 49
- Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994 С. 74
- Харчева В.Г. Основы социологии: Учебник для студентов средних спец. учеб. заведений. М.: «Логос», 1997
- Хвостов В.М. Социология. М.: Моск. науч. ин-т, 1917. Т. 1. Введение. Исторический очерк учений об обществе. XII,
- Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969.
- Ядов В.А. Личность как предмет изучения // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. — Гл.З.
- Ядов В.А. Размышлеия о предмете социологии//Социологические исследования. 1990. № 2.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. [Доп. и испр. изд.]. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 1995.
- Ядов В.А. Теоретические подходы к изучению личности // Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.