Социокультурные аспекты формирования мировоззрения личности в воспитательном процессе вуза
Диссертация
В современных условиях реформирования высшего образования в России ведущая роль принадлежит университетам. В диссертации рассмотрен университет как основной институт высшего образования, как есть союз исследования, образования, воспитания. В исследовании приведены различные модели университета, показано общее и особенное в их функционировании. Автором проанализирована современная тенденция… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА
- 1. 1. Мировоззрение личности как объект научного анализа
- 1. 2. Специфика социокультурного подхода к феномену воспитания
- ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ИНДИВИДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- 2. 1. Университет и его место в духовной жизни общества
- 2. 2. Социализация и воспитание в духовной жизни вуза
- 2. 3. Ценностные ориентации как важнейшая составляющая мировоззрения личности
- ГЛАВА 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ
- 3. 1. Ценностные ориентации и социальный идеал студенческой молодежи
- 3. 2. Специфика воспитательной деятельности вузов
Список литературы
- Аза JI.А. Воспитание как философско-социологическая проблема.
- Киев: Наук, думка, 1993. 131 с. «
- Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М.: Политиздат, 1983. -367с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. — 559 с.
- Аристотель. Политика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1976−1984. — Т. 4, — 375−644 с.
- Арцишевская Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. -Львов: Вища шк., Изд-во Львов. ГУ, 1987. 196 с.
- Асеев Ю.И. Аграрная социология: Курс лекций. Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2004. — 488 с.
- Афасижев Т.И., Тхакушинов А. К. Гуманитаризация образования // Социологические исследования. 1995. — № 15.- 110−113 с.
- Афасижев Т.И. Социология. Майкоп, 2003. 230 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1983. 280с. Ю. Бабочкин П. И. Социокультурное становление молодежи вдинамично меняющемся обществе: Автореф. на соиск. уч. ст. докт. филос. наук. М., 2001.-37 с.
- П.Бальсис А. Б. Мировоззрение в жизни общества и человека. — Вильнюс: Минтае, 1981. 375 с.
- Барсукова Т.И. Социологический анализ воспитания. Ставрополь: Изд-во СевКавГТУ, 2004. — 152 с.
- Барулин B.C. Социально-философская антропология. Общие началасоциально-философской антропологии. М.: Онега, Г994. 256 с.
- Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеала. // Вопросы философии. 2001. № 1. — 143−160 с.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. М.: Мадиум, 1995. — 323 с.
- Бердяев Н.А. Мое философское миросозерцание. // Философские науки. 1990. № 6. — 46−58 с.
- Бим-Бад Б. М. Петровский А.В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. 1996. № 1. — 3−7 с.
- Бойко Л.И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества//Социс. 2002. № 4.С.73−81
- Боровков М.И. Мировоззрение военного врача: формирование, развитие и объективация (социально-философский анализ).: Автореф. на соиск. учен. ст. докт. Филос. Наук. М., 2001. — 36 с.
- Ботвинова, А Феномен духовности и высшее образование //Высшее образование в России. 2004. № 5. С. 158 -161.
- Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград: «Янтарный сказ», 2000. — 704 с.
- Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна: «Феникс», 2001. — 208 с.
- Буянов B.C. Научное мировоззрение: социально-философский аспект. М.: Политиздат, 1987. — 206 с.
- Ветров Ю.П. Приоритеты высшего образования //Личность XXI века: теория и практика. Сборник научных трудов /Под ред. Ветрова Ю. П. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2004. С.5−8.
- Волков Ю.Г. Социология: лекции и задачи. М.: Гардарики, 203.316 с.
- Волков Ю.Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 576 с.
- Выбор профессии: мотивы и их реализация. М.: Знание, 1986.64с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М: «Школа-Пресс», 1995. — 448 с.
- Гершунский Б.С. Философия образования. М.: Флинта, 1998. — 428с.
- Гладун А. Д. Роль фундаментального естественно-научного образования в становлении специалиста //Высшее образование в России. -1994.-№ 4.-с.
- Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Теис, 2000. — е.,
- Григорян. Б.Т. Философская антропология: (Критический очерк). -М.: Мысль, 1982.- 188 с.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Ярославль: «Норд», 2001. -384 с.
- Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 170с.
- Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. М.: Логос, 2000. — 224 с.
- Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. Антология. М.: Юрист, 1994. — 178−220 с. Добреньков В.И.
- Российское общество: современная ситуация и перспективы. // Вестник МГУ, сер. 18 2004. — 7−26 с.
- Добреньков В.И., Нечаев В. Я. Общество и образование. М.: ИНФА-М, 2003.-381 с.
- Довгаль А.А. Структура и исторические типы мировоззрения: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. филос. наук. Киев, 1981. — 23 с.
- Долженко О.В. Очерки по философии образования. М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
- Дрыгин В.И. Научное мировоззрение, его предмет и фунтами. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1981. 53 с.
- Духовные ценности как предмет философского анализа. М.: Изд-во ЛГУ, 1985 — 144 с.
- Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.
- Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод предназначение. М.: Канон, 1995.-349 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996. — 62 с.
- Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. -М.: Изд-во МГСУ «Союз», 2001. 848 с.
- Жуков В.И. Российские преобразования: социальные, экономические, политические. 1985−2001 гг. М.: Изд-во МГСУ, 2002. 672с.
- Загороднева И.В., Белова Н. А., Маркина Е. Н. Ценности и воспитание //Нравственная культура народов России. Саранск, 2001.
- Зборовский Г. Е. Социология образования: В 2 частях. -Екатеринбург: Изд-во Св. инж. пед. ин-та, 1993. с.
- Зелич К. Альберт Энштейн. М.: Атомиздат, 1966. — 205 с.
- Зобов Р.А., Лисовский А. В. Становление личности молодого человека. Л.: «Знание», 1987. — 31 с.
- Зотов А.Ф., Мировоззрение на рубеже тысячелетий // Вопр. Философии. 1989. — № 9. — 3−15 с.
- Иваненков С.П. Проблемы социализации современной молодежи. СПб.: 2003. 420 с.
- Ильин В. В. Философия. М., 1999. С. 304.
- Ильчиков М.З., Смирнов Б. А. Социология воспитания. М., 1997.
- Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения //Социолог, исслед. 2000, — № 3. — 124−128 с.
- Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Мировоззрение и личность. М.: МГУ, 1986−163 с.
- Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. М.: Интерпракс, 1994. -208 с.
- Козлова О.Н. Гуманизм в воспитании (Социокультурные проблемы реализации): Диссерт. на соиск. учен. ст. докт. социол. наук. М., 1993. -346с.
- Козлова О.Н. Социология духовной жизни: концептуальные основания // Соц. гум. знания. 2001. № 1. — 97−111с.
- Ковалева А.И., Луков В. А. Социология молодежи. Теоретическиевопросы. М.: Социум, 1999. — 351 с.
- Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. М.:ТЦ Сфера, 2003.160с
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание. М.: Мысль, 1986. — 287 с.
- Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. — с.
- Кон И.О. В поисках себя: личность и ее самопознание. -М.: 1984.
- Котова А.Б. Социальны детерминанты социализации молодежи в вузе. Диссерт. на соиск. учен. ст. канд. социолог, наук. Ростов-на-Дону, 1999.
- Котова А.Б., Шиянов Е. Л. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997.
- Кохановский. В.Л. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, Феникс, 1999. — 576 с.
- Кули Ч. Человеческая природа и социальный порядок //История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. 576с.
- Курбатова JI.A. Мировоззрение как фактор деятельностной сущности человека: Автореф. на соиск. учен. ст. канд. филос. наук. М., 1999. -35 с.
- Кусжанова А.Ж. Взаимодействие общества, личности и государства /- Автореф. на соиск. учан. ст. докт. филос. наук. М., 1996. — 37 с.
- Кухтевич Т.И. Социология воспитания. М.: МГУ, 1989. — 142 с.
- Легенький Г. И. Цель и способы воспитания. М., 1990. 180с.
- Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. -М. 1991. 223 с.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учебное пособие. СПб.: СП6ГУП, 2000.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1925. — 282 с.
- Лежников В.П. Гуманизация образования: сущность, цели, пути: философский аспект/: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М., 1996.-40 с.
- Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив, образование, культура. Н. Новгород: 1995: — 185 с.
- Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А. М. Арсеньева и. др. -М.: Политиздат, 1976. 373 с.
- Лурья Н.А. Образование как социальный институт (методологический аспект): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд, филос. наук. Томск, 1985.- 15 с.
- Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000. — 604 с.
- Макаренко А.С. Цель воспитания. Что значит воспитать ребенка // История социальной педагогики: Хрестоматия учеб.: Учеб. пособие / Под ред. М. А. Галагузовой. М.- Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 -544 с.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990.-№ 10. — 13−18 с.
- Масленников Е.В. Эксперное знание: интеграционный подход и его приложение к социологическим следованиям. М.: Наука, 2001. 228с.
- Медведев Н.П. Переоценка ценностей как социальный феномен. -Ставрополь: СГУ, 106 с.
- Мировоззренческая культура личности / Философские проблемы формирования // Под ред. Иванова В. П. Киев: Наукова думка, 1986 -185 с.
- Морозов В.В., Скробов А. П. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. -№ 1. — 148−154 с.
- Москаленко В.А. Социализация личности. Киев: В. школа, 1986 -200 с.
- Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2002. — 200 с.
- Мудрик А.В. Социализация и смутное время. М.: Знание, — 1991 — 78 с.
- Мостовая Е.Б. Ценностное сознание студенчества // ЭКО. 1994. — № 11.-24−32 с.
- Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социолог, исследования. 1999. -№ 11, — 84−91 с.
- Нечаев В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992. — 200 с.
- Нечаев В.Я. Институализация образования /опыт методологического анализа/: Автореф. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. М., 1998. -47 с.
- Нечаев В.Я. Предметная область социологии образования. Методологические и теоретические предпосылки /: Автореф. на соиск. уч. степ. докт. социал. наук. М., 1993. — 45 с.
- Овчинников B.C. Мировоззрение, как явление духовной жизни общества. JL: ЛГУ, 1978. — 100 с.
- Ойзерман Т.И. Проблемы историко-философской науки. М.: Мысль, 1982. 308с.
- Осипов A.M. Общество и. образование: лекции по социологии образования. Новгород, 1998. — 204 с.
- Основы социологии /Отв. ред. д-р.филос.наук. А. Г. Эфендиев. М., 1993. 302с.
- Основы религиоведения: Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, И. П. Новиков и др. Под. ред. И. Н. Яблокова М.: Высшая шк., 1994. -368 с. 105. Павленок П. Д. Краткий социологический словарь. М.: Высшая шк., 2000.
- Панферова В.В. Социология образования // Социально-политический журнал. 1996 — № 4. — 149−152 с.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. — 880 с.
- Петрова Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества /: Автореф. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. СПб., 1993.-18 с.
- Петрова Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления /: Автореф. на соиск. уч. степ. докт. филос. наук. СПб., 1997. — 42 с.
- Пугачева Е.Г., Соловьяненко К. В. Высшая школа: некоторые проблемы самоорганизации // Социолог, исследования. 1999 — № 11. -99−101 с.
- Проблема формирования научного мировоззрения студентов в процессе изучения общественных наук. М.: МГУ, 1974. — 84 с.
- Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.: Наука, 1993. — 188 с
- Разов О.С. Системный анализ проблемы миропонимания: //Дисс. на соис. уч. ст. канд. филос. наук. Иваново 1999. С. 34.
- Рахманин В.А. Образование как фактор гуманистической безопасности и социального развития // Вестник высшей школы. -1997-№ 2.-45−52 с.
- Рачков П.А. Слово об общественном идеале, его понятии и ценности //Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1999. № 2. С. 17−24.
- Соколов В.М. Социология нравственного развития. М., 1986. 240
- Редкин П.Г. На чем должна основываться наука воспитания. // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. С. 373.
- Руденко В.Н., Гукаленко О. В. Цивилизационно-культурологическая парадигма университетского образования // Педагогика. 2003. — № 6. — 32−39 с.
- Рогонов П. Не знанием единым (о духовно-нравственнойподготовке студентов) // Высшее образование в России. 1996. — № 2.
- Розман Г. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. 1995. — № 5.
- Российская педагогическая энциклопедия. В Зт. Т.1. М., 1996.
- Руссо Ж. -Ж. Эмиль, или о воспитании // Руссо Ж.-Ж. Избр. соч. Пер. с фр. М.: т. 1.-е.
- Сабиров А.Г. Формирование отношения студентов к социально-гуманитарным дисциплинам // Социологические исследования. 1998. -№ 11.-84−87 с.
- Садовничий В.А. Россия. Московский университет. — М.: Высшая школа, 1999. 420 с.
- Сазонова 3. Есть ли будущее у «кураторов»? // Высшее образование вРоссии. 2004. № 5. С. 88.
- Сергеева Т.Е. Ценности образования и воспитания в контексте теории социокультурной динамики. Ростов-на-Дону, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2000. — 287 с.
- Сиверцев Н. Образование фактор социализации (исторический ракурс) // Высшая школа. — 1997. — № 3.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. — № 7. -14−20 с.
- Сибирев В.А. Изменение социальных ценностей молодежи (опыт сравнительного анализа) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. 1997. — Вып. 2.
- Спасибенко С.Г. Социальная структура человека // Социальногуманитарные знания. 2001. — № 1. — 64−79 с.
- Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1998. — 543 с.
- Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное и физическое //История социальной педагогики: Хрестоматия-учеб.: / Под ред. М. А. Галагузовой. М.: ВЛАДОС, 2001. — 284−300 с.
- Сулимов Е.Ф. Теория и практика коммунистического воспитания. М.: Высшая школа, 1984. — 223 с.
- Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство: вопросы теории и методологии. М.: Социум, 1999. -183 с.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс: учебное пособие. Прометей, 1994.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. Воронеж: Институт практической психологии, 1997. — 448 с.
- Управление воспитательной работой в Ставропольском государственном аграрном университете: Учебно-методическое пособие. Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2003. 172 с.
- Федеральная программа развития образования // Российская газета. 2000. — 15−18 апреля. — 2−4 с. 140 1 Федеральная целевая программа «Молодежь России. 1998−2000 годы.» Утв. Пост. Прав. РФ //Собрание законодательства РФ.-1997.-№ 26Ст.3050
- Федосеев П.Н. Мировоззрение, философия, наука. М.: Знание, 1979.-64 с.
- Федосеев П.Н. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки // Вопросы философии. 1979. — № 1.
- Филиппов Ф.Р. Социология образования. М.: Наука, 1980. -197 с.
- Харламов И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика. 2003. — № 3. — 52−59 с.
- Хазиева Е.В. Философское мировоззрение как субъективная реальность /Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. Уфа, 2002. — 30 с.
- Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Политиздат, 1990. -220 с.
- Шереги Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997. — 304 с.
- Шаповалов В.А. Высшее образование в системе культуры. — Ставрополь: СГУ, 1996. 68 с,
- Шаповалов В.А. Социокультурные детерминанты высшего образования / Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 1997.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М.: 1997. — 173 с.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989.-207 с.
- Шредигер Э. Мое мировоззрение // Вопросы философии. 1994. -№ 9.-66−94 с.
- Щуратков К.П. Мировоззрение и методы его’формирования. -Казань: ГУ, 1989.-214 с.
- Юм Д. Трактат о человеческой природе. Соч. в 2-х т., т. 1., М., 1966. 376. с.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, Самарский университет, 1995. — 331 с.
- Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие. Харьков: Константа, 1996.