Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальное обслуживание семьи и детей: Социологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.,. № 8- Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996; Попов В. Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа / Учебно-методическое пособие. М., 1997; Капицын В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы исследования системы социального обслуживания населения
    • 1. 1. Сущность и структура социального обслуживания как социального института современного российского общества
    • 1. 2. Специфика социального обслуживания семьи и детей
  • Глава II. Формирование и развитие системы социального обслуживания семьи и детей
    • 2. 1. Процесс становления системы социального обслуживания семьи и детей
    • 2. 2. Пути оптимизации функционирования системы социального обслуживания семьи и детей

Социальное обслуживание семьи и детей: Социологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Неустойчивость и противоречивость социально-экономических процессов переходного периода развития страны, неснижающиеся масштабы бедности и обнищания значительной части населения, сложность его адаптации к новым социально-экономическим и морально-психологическим условиям серьезно ослабили потенциал семьи, затруднили выполнение ею своих основополагающих функций.

Падение уровня жизни населения, поляризация доходов различных его групп, стрессовое состояние сотен тысяч семей усугубили развитие негативных тенденций в сфере брачно-семейных отношений, крайне отрицательно отразились на качестве семейного образа жизни, социальном самочувствии семьи, способствовали взаимному отчуждению членов семьи, выталкиванию массы детей на улицу, деформации их ценностей, идеалов, установок. Это сказывается на физическом, психическом и нравственном здоровье детей, их социальном поведении, становится фактором, деформирующим их индивидуальное развитие.

Для противодействия подобным тенденциям и процессам необходимо формирование государственной социальной политики, нацеленной на поддержание и развитие социального функционирования индивидов. Повышение эффективности социальной защиты в современных условиях невозможно без динамичного развития социального обслуживания семьи и детей.

Реализация социальных услуг различным категориям семей и детей является одним из динамично растущих секторов сервисной экономики в постиндустриальных обществах. В нашей стране становление этого социального института и вида профессиональной деятельности было обусловлено не только социально-экономическими трудностями переходного периода, но и построением демократического общества, ростом внимания к социальной субъектности каждого индивида и каждой семьи.

С начала 90-х годов социальное обслуживание семьи и детей стало полноправным сектором социальной сферы, сыграло заметную роль в блокировании социальной эрозии в обществе, снижении социальной напряженности, в достижении социальной стабильности в стране.

Были созданы предпосылки для функционирования социального обслуживания семьи и детей, развивается разветвленная структура социальных служб, предоставляющих широкий спектр разнообразных социальных услуг различным категориям семей и детей. Вопросы дальнейшего развития социальных служб помощи семье и детям являются непременной составной частью федеральных и региональных программ социальной защиты семьи и детства, концепций и программ семейной политики, принятых в регионах. Заложен фундамент нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. Приняты радикальные меры по улучшению подготовки и переподготовки кадров специалистов для работы в социальных службах помощи семье и детям. Проделана серьезная работа по обобщению опыта их деятельности, созданию научно-методических основ их функционирования.

Для современного этапа становления системы социального обслуживания семьи и детей характерна большая вариативность в региональных подходах. Это касается выбора типов учреждений, их структурно-функциональных схем и правового статуса, ассортимента услуг, ориентации на социально-демографические группы населения. В отечественной социологической литературе эти проблемы изучены крайне слабо. Между тем, осмысление регионального опыта развития социальных служб помощи семье и детям, социологический анализ деятельности складывающейся в субъектах РФ системы учреждений социального обслуживания семьи и детей дает возможность обозначить оптимальные модели данной системы, наметить пути расширения оказываемых семье и детям услуг.

Кроме того, место социальных услуг семье и детям в системе современного общества, построенного на обмене деятельностью и услугами, нуждается в исследовании с точки зрения его российской специфики. Сказанное определяет актуальность диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы структуры общества, в котором возрастает роль услуг, социальных институтов и процессов, определяющих социальное положение индивидов и классов, социальной устойчивости и мобильности, сущность социальной политики изучали Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. А. Сорокин, Й. Хабермас, Р. Мертон, Дж. Роулз и многие другие философы и социологи1.

Неоднократно обращались к исследованию проблем социальной политики российские ученые (труды И. А. Григорьевой, И.Г.Зайны-шева, С. В. Кадомцевой, В. М. Капицына, В. В. Колкова, Г. И. Осадчей, В. Г. Попова, Б. В. Тихомирова, Л. В. Топчия, С. В. Устименко, Е.И.Холос-товой и ряда других авторов)2.

Организации социальной политики, социально-управленческим технологиям посвящены работы И. В. Бестужева-Лады, Н. С. Данакина, В. Н. Иванова, В. И. Патрушева, А. И. Пригожина, Ю. М. Резника, И. М. Сле.

1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1998; Самоубийство. — М., 1997; Вебер М. Избранные произведения. — М. 1990: Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992; Роулз Дж. Теория справедливости / Пер. с англ. — Новосибирск, 1995; Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость // Регион. — 1994. № 3- Habermas J. Theorie der Kommunikativen Handelns. — Frankfurt а. M., 1985.

2 Григорьева И. А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. СПб.,. № 8- Осадчая Г. И. Социальная сфера общества: теория и методология социологического анализа. М., 1996; Попов В. Г., Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа / Учебно-методическое пособие. М., 1997; Капицын В. М. Социальная политика и право: сущность и взаимозависимости // Российский журнал социальной работы. 1998 № 8- Социальная политика России на современном этапе /Учебное пособие/ Под ред. В. Г. Попова, Е. И. Холостовой. М., 1997; Топчий JI.B. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы: проблемы теории и практики // Российский журнал социальной работы, № 1. 1995; Меерсон Е. А. Социальная политика государства в обеспечении защиты молодой семьи и социально-трудового потенциала России. Волгоград, 1997, и др. пенкова и других3.

Проблемы региональной специфики социальной политики, особенностей разработки и реализации социальной политики в различных регионах привлекают все большее внимание представителей социальных наук, в том числе и в качестве тем диссертационных исследований (Гайнуллина Ф.И., Данилина В. М., Дурова Л. И., Дымнич Т. С., Ли-финцев Г. А., Смирнов С. Н., Терехова Л.В.и др.)4.

Среди публикаций, раскрывающих особенности социального обслуживания населения, становление системы социального обслуживания семьи и детей, в первую очередь необходимо назвать работы В. М. Васильчикова, Л. Г. Гусляковой, А. М. Панова, Л. В. Топчия, З.А.Ян-ковой, Л. Я. Чикариной, Е. И. Холостовой и других5.

Особую группу составляют авторы публикаций, посвященных со.

3 Бестужев-Лада И. В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993; Взаимосвязь социальной работы и социальной политики / Пер. с англ. М., 1997; Дана-кин Н. С. Теоретические и методические основы разработки технологий социального управления. Дисс. .на соискание. докт. социол. наук. Белгород. 1994; Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород. 1993; Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1991; Социальное управление /Словарь-справочник/ Под ред. В. И. Добренькова, И.М.СлепенковаСоциальные технологии: Толковый словарь / Отв. Ред. В. Н. Иванов. М.-Белгород. 1995, и др.

4 Гайнуллина Ф. И. Взаимодействие профсоюзов с органами государственной власти по обеспечению защиты прав трудящихся. Региональный опыт. — М., 1995; Данилина В. М. Сущность и содержание региональной социальной политики (на примере Московской области). Автореф. дисс.. канд. социол. н. М., 1999; Дурова Л. И. Институ-ционализация социальной политики в субъектах Российской Федерации (социологический анализ). Автореф. дисс.. канд. социол. н. — М., 2000; Смирнов С. Н. Региональные аспекты социальной политики. — М., 1999; Терехова Л. В. Система социальной защиты семьи в Тюменской области. — Автореф. дисс.. канд. социол. н. — М., 1997 и др.

5 Васильчиков В. М. Специальные дома для одиноких престарелых: правовая база, сеть, недостатки и преимущества // Работник социальной службы. 2000. № 3- Васильчиков В. М., Чикарина Л. Я. Работник социальной службы: характеристика, проблемы и пути их решения // Работник социальной службы. 2000. № 1−2- Гуслякова Л. Г. Социальные службы как институциональная основа социальной работы // Социальная работа. Вып. 8. М., 1993; Панов A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации /У Социальная работа. Вып. 1. М. Д992- Социальное развитие и социальная работа: проблемы и возможности на пороге XXI века Н Работник социальной службы. М., 1999. № 1−2- Социальное обслуживание населения как новый сектор социальной сферы // Ученые записки МГСУ. 1996. № 3- Топчий Л. В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. М., 1997; Социально-правовые основы становления профессиональной работы в России. М., 2000; Янкова З. А. Тезаурус социальной работы с семьей // В поисках истины. М., 1995; Семья как малая социально-психологическая группа // Семья в России. 1996, 3−4- Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе. В 2-х кн. М&bdquo- 1999; Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993. циальной работе с различными категориями населения, семей и детей, исследованию основных направлений семейной политики. Можно выделить работы Л. С. Алексеевой, А. И. Антонова, Л. К. Грачева, С. В. Дармодехина, Н. Ф. Дементьевой, Г. М. Иващенко, Г. И. Камаевой, Е. Н. Ким, И. П. Лотовой, М. Н. Мирсагатовой, Т. В. Шеляг и др.6 Однако ряд вопросов остается неисследованными. Не определена институционная сущность социального обслуживания семьи и детей и его место в системе социальной политики государства. Не осуществлено в полной мере изучение соответствия этой отрасли социального обслуживания потребностям населения на региональном уровне.

Целью диссертационной работы является социологическое исследование процесса становления системы социального обслуживания семьи и детей в Российской Федерации.

Для выполнения этой цели предстоит решить следующие задачи:

1. Исследовать сущность и структуру социального обслуживания как социального института современного общества.

2. Провести анализ специфики социального функционирования этого института в оказании помощи семьям и детям.

3 Рассмотреть социальные проблемы, объективно обусловливающие потребность современной семьи в социальном обслуживании;

4. Изучить процессы становления и развития системы социального обслуживания семьи и детей;

5. Разработать рекомендации по оптимизации системы социального обслуживания в современных российских условиях.

Объект исследования — система социального обслуживания семьи и.

Алексеева JI.C. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект // Семья в России. 1998, № 3−4- Антонов А. И. Социология семьи. М., 1997; Грачев JI.K. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации // Социальное обеспечение. 1994. № 8- Дармодехин C.B. Семья как объект государственной политики. М., 1998; Основные направления государственной семейной политики. М., 1996; Иващенко Г. М., Ким E.H. Московский клуб инвалидов «Контакты -1»: основные принципы деятельности // Семья в России. 1997. № 2- Шеляг Т. В. Современная семья и социальная работа. М., 1999. детей.

В качестве предмета исследования выступает процесс становления системы социального обслуживания семьи и детей в современных условиях.

Теоретико-методологические основы и методы исследования.

Теоретическим и методологическим основанием диссертационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области социологии, теории социальной политики, исследования, посвященные проблемам семейной политики, социальной защите семьи и детей.

В процессе работы применялись общенаучные методы анализа, системного подхода, метод диалектической оценки эмпирических данных о социальной политике. Дополнительным материалом для теоретических выводов и обобщений стал анализ нормативно-правовых документов по вопросам организации социального обслуживания в целом и отдельных его направлений, а также материалы конференций, симпозиумов, семинаров по проблемам современной семьи и социальной работы с ней.

Эмпирическую основу диссертации составили материалы социологического исследования «Учреждения социального обслуживания семьи и детей», проведенного в 1998;2000 гг. под руководством автора в семи субъектах Российской Федерации. Кроме того, автором был проведен опрос клиентов и специалистов Новомосковского, Новгородского, Оренбургского городских, Тюменского, Челябинского областных центров социальной помощи семье и детям, Пермского областного центра психолого-педагогической помощи населению, Магнитогорского городского центра психо лого-педагогической" помощи населению (всего 297 чел.). Осуществлен анализ публикаций в местной печати Перми, Тюмени, Новгорода Великого по проблемам социального обслуживания семьи и детей.

Исследовательская гипотеза. Социальное самочувствие индивидов в современном обществе зависит не только от уровня насыщения их материальных, социально-экономических потребностей, но также от степени удовлетворенности коммуникативных, психологических и других потребностей. В постиндустриальном социуме удовлетворению таких потребностей способствует деятельность обширного и развитого сектора социальных услуг.

Российский вариант развития социального обслуживания демонстрирует как противоречия между объективной потребностью семьи и детей в социальных услугах и реальным потенциалом существующей системы, так и между специфическими семейными потребностями и нуждаемостью индивидов в общей социальной и социально-экономической поддержке.

Положения, выносимые на защиту.

1. Социальное обслуживание семьи и детей является формирующимся социальным институтом, функции которого обусловлены не только социально-экономическими и морально-психологическими трудностями переходного этапа российской истории, но также укреплением представлений о ценности личностного развития, повышением значимости социальных услуг в деятельности современного социума.

2. Системный характер потребностей населения требует формирования на уровне регионов единого социального пространства с устойчивыми и гибкими связями и взаимозависимостями, обеспечивающего комплексное социальное обслуживание семьи и детей.

3. Для реализации этого процесса необходимо исследование специфики регионального сообщества, формирование единого информационного пространства на уровне региона, создание организационных институтов координации деятельности.

4. Несоответствие функциональной структуры социальных служб задачам личностной помощи и реабилитации семей блокирует возможность организации эффективного социального обслуживания.

5. Повышение эффективности социальной и семейной политики на уровне регионов, оптимизация деятельности социальных служб требует среднесрочного прогнозирования развития системы социального обслуживания, тесной координации региональных программ социальной защиты населения и развития социальных служб, а также обоснованного перераспределения финансовых средств внутри региона в пользу открытия социальных служб.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

1. Обоснована институциональная сущность социального обслуживания семьи и детей в современных условиях.

2. Исследованы факторы, обусловливающие объективный рост потребности населения в услугах учреждений социальной помощи семье и детям.

3. На основе рассмотрения процессов становления и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей выявлены общие и региональные закономерности ее деятельности, тенденции оптимизации функциональной структуры.

4. Исследованы объективные и субъективные потребности населения регионов в различных видах социальных услуг.

5. Прослежена закономерность формирования инфраструктуры социальных служб на региональном и муниципальном уровнях.

6. Разработана концепция совершенствования социального обслуживания семьи и детей в современных условиях.

Теоретическая и практическая значимость диссертации.

Проведенное исследование дает новые обобщения по проблемам социальной политики, вносит определенный вклад в социологию социальной сферы. Оно может использоваться специалистами органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, практическими работниками учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Ряд идей диссертации был использован в ежегодном государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации» (1995 г.), при подготовке докладов и сообщений для руководящих работников Минсоцзащиты России (1992;1996 гг.), аналитических записок для органов социальной защиты населения субъектов РФ.

Апробация диссертации. Основные положения и выводы исследования докладывались на III Национальной конференции работников социальных служб, постоянно действующих межрегиональных курсах повышения квалификации социальных работников (1995;1999 гг., Тюмень), международной конференции по вопросам работы психологических служб (февраль 1999 г., Пермь), семинарах и совещаниях, организованных Минсоцзащиты России, Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб. Материалы диссертации представлены в 13 научных публикациях (общий объем — 13 п.л.). Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

В условиях формирования современного российского общества, реформирования социально-экономического устройства по социально-ориентированному образцу все большее значение приобретает направленность социальной политики, которая должна строиться на основе принципов, позволяющих наиболее эффективно решать сложнейшие проблемы, возникающие в условиях переходного периода.

В числе этих основополагающих принципов — удовлетворение социальных потребностей человека как ведущий вектор поступательного движения общества, его гуманизации. Поэтому, гарантируя минимальность удовлетворения потребностей, обеспечивающих выживание человека в обществе (что крайне важно, т.к. касается миллионов людей), государство должно принимать меры, обеспечивающие удовлетворение таких потребностей, без которых нельзя говорить о полноценной жизни.

В ближайшем будущем в России предстоит преодолеть этапный рубеж в развитии социального обслуживания: добиться, как это уже сделано во многих странах, чтобы специалисты по социальной работе были включены в персонал больниц, детских домов, армейских частей, чтобы социальные работники появились в системе судопроизводства, на промышленных предприятиях, в фирмах, банках, т. е. везде, где люди испытывают стрессы, имеют место сложные взаимоотношения, где сказываются результаты семейных проблем, а значит, требуется профессиональная социальная помощь на личностном уровне.

К сожалению, процесс «вхождения» социального обслуживания в иные области, кроме социальной защиты населения (отчасти системы образования и совсем немного — здравоохранения — идет крайне медленно и вяло: сказываются острый финансовый дефицит, особенности менталитета, психологическое неприятие социального работника, непонимание его роли в сферах, где такого специалиста прежде никогда не было.

Рост числа зон вооруженных и межэтнических конфликтов, острота проблем, с которыми сталкиваются мигранты и вынужденные переселенцы, распространение СПИДа и ВИЧ-инфекции, наркомании в подростковой среде и ряд других неблагоприятных факторов, с которыми Россия входит в XXI век и многие из которых, к сожалению, не исчезнут ближайшие десятилетия, обусловливают возрастание роли социального обслуживания семьи и детей, но и серьезно актуализируют необходимость ее выхода на новый технологический уровень, что должно явится адекватным ответом на вызов времени.

В методике и практике социального обслуживания семьи и детей должны будут появиться разделы, традиционные для любой технологии: проектирование, производственные процессы, оснащение и другие. Важнейшее значение приобретет теория профессионального мастерства социальных работников, которая поможет им мыслить и действовать соразмерно логике процесса оказания социальных услуг, оптимизировать сам этот процесс.

Социальное обслуживание семьи и детей, укрепляя свою содержательную и функциональную целостность, безусловно, будет трансформироваться вслед за трансформацией экономических, политических и социальных основ и институтов общества нового века.

Можно предположить, что одним из приоритетных элементов этой трансформации станет изменение в обществе позиции семьи, которая должна, прежде всего, стать субъектом не только собственного благополучия, но и социальной политики государства.

Изменение общественного статуса семьи предопределяет изменение представлений о сущностных характеристиках государственной социальной политики. Предназначаемая для обеспечения общественного воспроизводства семья перестаёт быть объектом социальной заботы государства и занимает достойное место в ряду субъектов, определяющих приоритеты политики государства во всех сферах, по всем направлениям.

Анализ обострившегося социального неблагополучия семьи и детей, недостаточной действенности их социальной поддержки, подтверждает необходимость постепенного отхода от прежних стереотипов, утверждавших решающую роль социально-экономических форм социальной защиты населения.

Ведущее место в социальном обслуживании семьи и детей принадлежит региональному и местному уровням. Однако на муниципальном уровне крайне сужены возможности полноценного функционирования системы социального обслуживания семьи и детей ввиду слабости финансовой, правовой, кадровой базы, малочисленности учреждений социального обслуживания семьи и детей, ограниченности видов оказываемых ими услуг.

Являясь относительно самостоятельной административно-территориальной единицей, субъект РФ имеет большую возможность ориентироваться на потребности и запросы населения, формируя комплекс действующих на его территории социальных учреждений различных типов, различной ведомственной принадлежности, используя возможности социальной инфраструктуры, реализовывать разнообразные социальные программы, сформированные на началах тесного межведомственного взаимодействия структур и служб социального блока. Однако должного разграничения полномочий между регионами и муниципальными образованиями еще не произошло. Наряду с этим на практике в их отношениях нередко нарушается принцип субсидиар-ности, заключающийся в том, что социальные проблемы, которые могут быть решены на локальном организационном уровне, не должны передаваться в ведение более высокого уровня.

Реформирование системы социального обслуживания семьи и детей должно строиться на основе следующих базовых принципов:

— четкое определение границ взаимной ответственности между властными структурами субъекта РФ и находящихся на его территории муниципальных образований;

— закрепление в законодательной форме межведомственного уровня учреждений социального обслуживания семьи и детей ряда типов;

— введение в практику работы органов социальной защиты населения субъектов РФ и органов местного самоуправления стратегического и перспективного планирования;

— укрепление научной, в т. ч. социологической, базы деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей, практики их создания;

— введение в практику работы учреждений социального обслуживания семьи и детей прогнозного социального проектирования;

— отработка механизма получения социальными службами социальной информации, постоянного ее обновления, рационального использования по «вертикали» и «горизонтали» на всех уровнях управления, обмена информацией между федеральными, региональными, отраслевыми структурами;

— создание единого информационного поля для всех структур, занимающихся проблемами семьи и детей;

— создание эффективной системы управления социальным обслуживанием семьи и детей;

— изменение подходов и принципов выделения и распределения средств из бюджета субъекта РФ на развитие социального обслуживания семьи и детей;

— принятие правовых документов, препятствующих необоснованному закрытию органами местного самоуправления учреждений социального обслуживания семьи и детей;

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.С., Меновщиков В.Ю.
  2. H.A., Морозова H.A., Смятских A.JI.6 Антонов А.И.7 Антонов А.И.8 Архангельский В.Н.9 Артюхов A.B. Баркер Р.
  3. Дж.Г. Безлепкина Л. Ф. Беличева С.А.14 Беличева С.А.15 БернлерГ.1. Бернлер Г., Юнссон Л.
  4. Актуальные проблемы современного детства (сборник научных трудов). М., 1992.
  5. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект И Семья в России, 1998, № 3−4.
  6. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. М., 2000.
  7. Психодиагностика специальных способностей социальных работников // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992.
  8. Антология социальной работы. В 5 Т.Т. 1−3. М., 1994−1996.
  9. Социология семьи. М., 1997.
  10. Системное представление семьи как объекта исследований И Семья в России, 1998, № 3−4.
  11. К вопросу о семейной политике и социальной поддержке семей в Российской Федерации // Семья в России. 1994. № 1.
  12. Российская семья в период реформ 90-х годов // Семья в России, 1998, № 3−4.
  13. Словарь социальной работы / Пер. с англ. М., 1994.
  14. Социальная работа с семьями в Англии. М., 1993.
  15. Государство и дети // Семья в России. 1994. № 2.
  16. Научно-методическое обеспечение подготовки кадров социальных работников // Социальная работа. М., 1992, Вып. 6.
  17. Проблемы становления отечественной психосоциальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1, с. 54−57.
  18. О методике психосоциальной работы // Социальная работа. Вып. 1. М., 1992.
  19. Теория социально-психологической работы / Пер. со швед. М., 1992.17 БитинасБ.
  20. В.Н., Литвинов В. А., Степанова Т.И.19 Боденко Б.Н.20 Борисов В.А.21 2223
  21. .Н., Коланда В.М.25 ГилинскийЯ., Афанасьев В.26 Гордеева М.В.2728 Грачев Л.К.29 Григорьев С.И.
  22. С.И., Гуслякова Л.Г.
  23. Краткий словарь терминов по социальной работе (США) // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Вып. 1. М., 1991.
  24. Адресная социальная поддержка малоимущих семей: научное сопровождение пилотной программы // Семья в России. 1998, № 3−4.
  25. Социальная защита населения и задачи психологической службы // Проблемы семьи и детства в современной России. Ч. II. М., 1992.
  26. Деградация института семьи и пути ее преодоления // Семья в России. 1995. № 2.
  27. Бюллетень Департамента по делам семьи, женщин и детей Минтруда России, 1998, № 4.
  28. Взаимосвязь государственных и общественных организаций на муниципальном уровне по оказанию социально-психологической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. М., 1998.
  29. Взаимосвязь социальной работы и социальной политики. Пер. с англ. / Под ред. Т.Шанина. М., 1997.
  30. Принцип профессионализма в государственной службе И Государство и право. 1995. № 12.
  31. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1993.
  32. Государственная помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации // Семья в России, 1998, № 2.
  33. Государство и дети: реальности России. М., 1995.
  34. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов. М., 1992.
  35. Социология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  36. Л.Г., Демина Л.Д.
  37. Л.Г., Холостова Е.И.34 Дармодехин C.B.35 Дармодехин C.B.3639 Дюркгейм Э.40 Елизаров В.В.41 Елизаров В.В.4245 Зимняя И.А.
  38. Социальные службы как институциональная основа социальной работы // Социальная работа. Вып. 8. М., 1993.
  39. Психология и социальная работа. Барнаул, 1991.
  40. Основы теории социальной работы. М., 1997.
  41. К вопросу о разработке законодательства Российской Федерации о семейной политике // Семья в России, 1996, № 3−4.
  42. Семья как объект государственной политики. М., 1998.
  43. Дети России: социально-экономические проблемы. М., 1994.
  44. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков / Информационный бюллетень. М., 1997.
  45. Практика социальной работы. / Пер. с англ. / Под ред. Б. Ю. Шапиро, М., 1995.
  46. Ценностные и реальные суждения // Социологические исследования. 1991. № 5.
  47. Семейная политика в СССР и России. // Семья в России. М., 1995. № 1−2.
  48. Демографические и социально-экономические факторы семейной политики в условиях перехода к рынку // Семья в России. М., 1994. № 1.
  49. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы / Отв. ред. Антонов А. И. М. 1990.
  50. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. Учебно-методическое пособие. М., 1999.
  51. Теоретико-методологические основы социальной работы //Социальная работа. Вып. 6. М., 1992.
  52. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. Вып. 2. М., 1992.46 Зимняя И.А.
  53. В.Н., Патрушев В.И.48 Иващенко Г. М.
  54. Г. М., Кантонистова Н. С., Плоткин М.М.5051 Колков В.В.52 Кривцова Л.Н.53 Кузьмин А.И.54 Кукса Л.П.55 Кукса Л.П.
  55. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И.5758 Луков В .А.59 Ляшенко А.И.60 Мацковский М.С.
  56. В.П., Холостова Е.И.
  57. Уровни социальной работы, ее функционально-ролевой репертуар / Теория социальной работы. М., 1997.
  58. Социальные технологии. М., 1993.
  59. Принципы организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков. // Семья в России. М., 1997, № 3.
  60. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированном учреждении. М., 1996.
  61. Исторический опыт социальной работы в России /Под ред. Л. В. Бадя. М., 1994.
  62. Социальная безопасность / Учебное пособие по курсу «Теория социальной работы» (часть 1). М., 1998.
  63. Модель организации системы социальной помощи населению на уровне муниципального образования. Автореф. дисс. канд. соц. наук. М., 1999.
  64. Концептуальные подходы к исследованию жизнедеятельности семьи // Семья в России. М., 1996. № 1.
  65. Концепция семейной политики. // Семья в России. 1998. № 2.
  66. Российская семья: социологическая модель развития // Семья в России. М., 1996. № 1.
  67. Психосоциальная помощь населению / пер. со швед. М., 1995.
  68. Личность семья — общество: социальные проблемы, тенденции, прогнозы (Материалы Международной научно-практической конференции 1−3 июня 1993 г.). М., 1994.
  69. Социальное проектирование. М., 1998.
  70. Организация и управление социальной работой в России. М., 1993.
  71. Российская семья в изменяющемся мире // Семья в России. 1995, № 3−4.
  72. История социальной работы в России / Учебное пособие. -М., 1998.6364 Некрасов А.Я.65
Заполнить форму текущей работой