Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Опыт Северо-Запада РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Сегеже проживает 32 тыс. человек, 12 тыс. — это люди, которые хотят и могут работать, из них чуть более 2 тыс. трудятся на градообразующем предприятии — ОАО «Сегежский ЦБК» («Сегежабумпром»), 4,5 тыс. заняты в малом и среднем бизнесе, 1,5 тыс. — в здравоохранении и образовании, 1200 жителей Сегежи — безработные. Чтобы снять социальное напряжение, необходимо создать не менее 2 тыс. рабочих мест… Читать ещё >

Опыт Северо-Запада РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проведенный в рамках разработки «Концепции развития Северо-Запада РФ» мониторинг решения проблемы моногородов на Северо-Западе дает неоднозначную картину.

Предварительный список нуждающихся в поддержке моногородов включал 55 городов и 27 поселков городского типа. Наибольшее внимание было уделено, разумеется, печально известному городу Пикалево, где в 2009 г. три взаимосвязанных градообразующих предприятия вынуждены были остановить работу из-за отсутствия договоренности по поводу цены на сырье. Работники пикалевских цементных заводов неоднократно выходили на митинги, а в июне 2009 г. перекрыли на несколько часов федеральную трассу «Новая Ладога — Вологда». Разногласия между собственниками предприятий были урегулированы после визита в Пикалево В. В. Путина, бывшего в то время Председателем Правительства РФ, а ситуацию в городе под контроль взяло Министерство промышленности и торговли РФ.

Пикалево — единственный моногород в Ленинградской области, который вошел в правительственную программу поддержки моногородов в 2010 г. В рамках этой программы Пикалево получил от двух ведомств около 86,6 млн руб.: около 50 млн руб. — на поддержку малого и среднего бизнеса и около 36,6 млн руб. из Фонда ЖКХ — на капитальный ремонт и переселение из аварийного жилья.

Город способен развиваться и без государственной поддержки, правда, в более медленном темпе, т.к. он удален от Санкт-Петербурга, и довольно сложно заинтересовать инвесторов проектами его развития. Разработанный комплексный инвестиционный план направлен на диверсификацию экономики города, на то, чтобы создать новые, независимые от градообразующих, предприятия. В мае 2010 г. Министерство промышленности и торговли РФ одобрило четыре инвестиционных проекта комплексного развития города Пикалево. Проекты, реализуемые в рамках развития моногородов и целевой программы поддержки малого и среднего бизнеса, должны финансироваться за счет частных средств и средств, выделенных правительством России. В частности, в Пикалево планируется построить биохимическое предприятие, предприятие, производящее биоразлагаемые полимеры, новый тепличный комплекс и предприятие по производству домокомплектов для малоэтажного и индивидуального жилищного строительства. Разработанный план развития Пикалево должен помочь городу ликвидировать жесткую привязку к цементному производству, а людям — дать возможность уйти с градообразующих предприятий. Мэрией совместно с администрацией Ленинградской области был разработан комплексный план развития города до 2025 г. Согласно плану, были выделены участки под возможное строительство предприятий (тепличные хозяйства, завод глубокой переработки зерна и др.). Была запланирована модернизация градообразующих предприятий и их перепрофилирование на переработку отходов от добычи апатитовой руды (получение нефелинового концентрата), а также организационная перестройка управления этими предприятиями.

Залогом успешного решения проблем Пикалево являются несколько факторов. Там создана хозяйственная инфраструктура: город обеспечен и теплом, и транспортом, налажена работа очистных сооружений. Имеется и развитая социальная инфраструктура: есть школы, 50-метровый бассейн, в котором проводились всероссийские соревнования. Условия проживания в Пикалево лучше, чем в некоторых других городах, не только области, но и России. В качестве консолидированной поддержки из федерального бюджета выделено 532 млн руб., 57 млн — из областного бюджета. Прошел конкурс на проектирование и создание зоны с развитой коммунальной и инженерной инфраструктурой для размещения новых предприятий. Активная фаза строительства будет реализована в 2011—2012 гг. Уже есть предприятия, выразившие готовность там разместиться. В результате, город Пикалево будет обеспечен новыми рабочими местами.

Если Пикалево — образец города, получившего государственную поддержку, то еще один крупный моногород в Ленинградской области — Сланцы — пример другого способа урегулирования ситуации, сложившейся на местных градообразующих предприятиях. Руководство города рассчитывало на то, что он будет участвовать в федеральной программе помощи моногородам 2011 г. Был уже разработан комплексный инвестиционный план, который проходил корректировку. В этом моногороде существовала производственная цепочка между шахтой «Ленинградсланец», которая добывала сланец, и заводом «Сланцы», который его перерабатывал. Сложившийся здесь производственный процесс потерпел крах еще в 2004 г., задолго до кризиса 2008 г., когда прекратилась переработка сырья на заводе «Сланцы», а у предприятия «Ленинградсланец» начались проблемы с продажей добытых ресурсов эстонским компаниям. Город строился для добычи и переработки залежей горючих сланцев, запасы которых (триллион тонн) по объемам занимают третье место в мире. Поэтому полностью прекращать добычу сланцев и их переработку было бы стратегически неверно для России в целом. Это ценный продукт, из него можно получать так называемую искусственную нефть, которая может использоваться в производстве нефтепродуктов, топлива для машин и коммунальными службами для своих целей. Государство — основной владелец пакета акций — неэффективно управляло этим заводом, инвестиций в производство не было. За счет собственных доходов предприятие не могло модернизироваться: был необходим инвестор. Для этого нужно было продать государственный пакет акций. Правительство Российской Федерации вывело ОАО «Завод „Сланцы“», который занимался переработкой сырья, из списка стратегических, и приняло решение о его приватизации. Однако первый аукцион не состоялся из-за отсутствия желающих купить акции. Торги прошли только в декабре 2011 г.

Частично проблему города уже решают новые цементные заводы, производящие газобетон и пенобетон, которые были введены в действие в 2009—2010 гг. Напряженность снята также благодаря строительству современного, самого мощного в мире по объемам переработки (млн тонн в год) завода по производству древесных пеллетов. Строится завод по производству пиломатериалов и завод по изготовлению целлюлозы — комплекс, который будет проводить глубокую переработку лесных ресурсов.

В Мурманской области были разработаны комплексные инвестиционные планы модернизации монопоселка Ревда и моногорода Ковдор. Так, например, в Ревде предстоит восстановить утерянные производства сельскохозяйственного сектора, реализовать проекты по развитию туризма и модернизации основных средств производства Ловозерского ГОКа (Горно-обогатительного комбината). В городе Ковдоре — оживить реальный сектор экономики путем модернизации ГОКа «Ковдорслюда», осуществить проекты малоэтажного строительства для специалистов агропромышленного комплекса. Реализация КИПа поселка Ревда столкнулась с некоторыми трудностями. Инвестиционная программа развития монопоселка Ревда Мурманской области была утверждена Министерством экономического развития РФ. В ней в качестве одного из ключевых факторов фигурирует развитие туризма. Теперь, чтобы разработать проектно-сметную документацию по программе, необходимо получить на это финансовые средства от заказчика документов — ООО «Мурманский центр развития туризма». Однако в Министерстве экономического развития Мурманской области считают, что согласование комплексных инвестиционных планов развития моногородов затруднено пассивной позицией руководства поселка Ревда и города Ковдор. В этих населенных пунктах не готовится необходимая проектно-сметная документация для согласования и реализации проектов, отсутствуют условия получения средств из Фонда реформирования ЖКХ, не заключены соглашения с инвесторами. Власти Ревды ключевым моментом в проекте развития поселка считают развитие туристской инфраструктуры: ресурсы Ловозерского района, частью которого является этот поселок, позволяют формировать разнообразные, ориентированные на конкретных потребителей, туристские продукты. Это горнолыжные туры, лов семги, водный туризм по рекам, озерам, минералогические экскурсии по Ловозерскому горному массиву, охотничьи туры; познавательные, экологические, приключенческие, историко-этнографические туры и многое другое.

В Архангельской области показательной является ситуация вокруг города Сегежа — крупного транспортного узла, где переплелись железнодорожные, автомобильные и водные пути.

Кроме этого, поселение имеет развитую промышленную базу, обладает природным потенциалом. Здесь есть возможность для функционирования частных инвестиционных предприятий, использования готовых, но бездействующих промышленных объектов.

В Сегеже проживает 32 тыс. человек, 12 тыс. — это люди, которые хотят и могут работать, из них чуть более 2 тыс. трудятся на градообразующем предприятии — ОАО «Сегежский ЦБК» («Сегежабумпром»), 4,5 тыс. заняты в малом и среднем бизнесе, 1,5 тыс. — в здравоохранении и образовании, 1200 жителей Сегежи — безработные. Чтобы снять социальное напряжение, необходимо создать не менее 2 тыс. рабочих мест с заработной платой от 30 тыс. руб. КИПом предложено несколько комплексных моделей. Первая — дальнейшее развитие градообразующего предприятия — ЦБК. Но если ограничиться только этим, то тогда будет неизбежен отток жителей, и население города уменьшится до 20 тыс. человек, а сам город превратится в промышленный населенный пункт. Вторая модель — развитие города на основе лесопромышленного комплекса с использованием механизмов государственно-частного партнерства. В этом случае можно рассматривать идею о создании предприятий по производству мебели. Кроме того в Сегежском районе имеются крупные месторождения щебня и габродиабаза, разработка которых также в состоянии дать новый импульс местной экономике. Третья модель — привлечение инвестиций, не связанных с лесопереработкой. Это в первую очередь такие проекты, как развитие форелеводства и производство пневматического и спортивного оружия, которое пользуется большим спросом в России. Сейчас местное предприятие выпускает 2400 единиц пневматических винтовок в год. Если вложить дополнительные средства, вполне реально увеличить выпуск спортивного и охотничьего оружия. Что касается форелеводства, создания кластера пресноводной аквакультуры, то здесь также есть хорошие перспективы. Одна из крупных российских компаний готова взяться не только за выращивание и переработку пресноводной рыбы, но и за производство кормов и сопутствующих товаров, а также развивать рыбный экологический туризм.

Новые проекты должны дать моногороду Сегежа дополнительные рабочие места и деньги. Так, в проект по производству современной упаковки, инвесторы предполагают вложить 61 млрд руб. и создать одну тысячу рабочих мест. Предприятия среднего бизнеса откроют до 1,5 тыс. вакансий, материальные вложения — 8 млрд руб. Представители малого бизнеса готовы инвестировать 800 млн руб. и организовать 500 новых рабочих мест.

В список моногородов для оказания поддержки Министерством регионального развития РФ включены четыре населенных пункта Новгородской области. Так, для моногорода Пестово федеральная субсидия для финансирования мероприятий поддержки малого и среднего предпринимательства составила 11 млн руб. Средства направлены на предоставление грантовой поддержки, микрофинансирование и обучение. Также область привлекла 30 млн руб. для поддержки экспортных компаний.

Поселок Парфино, где обанкротившийся фанерный комбинат оставил без работы огромное количество жителей, не вошел в список моногородов, а значит, остался без государственной поддержки. Но областным властям удалось запустить остановившееся производство. Фанерный комбинат — градообразующее предприятие для поселка, до недавнего времени он формировал почти 80% бюджета района. В прошлом году завод остановился, без работы оказалось 1600 человек. Для поселка с населением всего в 8 тыс. это стало настоящей катастрофой. Люди в буквальном смысле остались без средств к существованию, ведь на комбинате трудились целыми семьями и династиями, а другой работы в поселке попросту не было. Причиной прекращения работы завода явились издержки деятельности предыдущего менеджмента, который вовремя не принял необходимых управленческих решений и не только не заморозил производство, но и ввязался в строительство нового цеха, имея невыплаченные кредиты. Целый вал экономических проблем обрушился на завод, и буквально за три — четыре месяца только долги по зарплате достигли почти 80 млн руб. В областной администрации решили, что необходимо во что бы то ни стало возродить фанерный комбинат.

Но прежде всего надо было справиться с социальной напряженностью, охватившей весь район. Пришлось договариваться и с банками о замораживании кредитных обязательств, и с коммунальщиками об отсрочке платежей. Семьям, в которых дети пошли в школу, была оказана помощь. Была установлена социальная цена на хлебобулочные изделия, открыт народный магазин, где все продукты были на 15—30% дешевле. Параллельно создавался льготный режим деятельности для предпринимателей. Те, кто брался за реализацию проектов на территории Парфииского района, получили гарантию областного фонда на сумму до 75% от затрат. В результате удалось создать здесь около 1300 новых рабочих мест: как временных, так и постоянных. Тем самым напряженность в основном была снята.

Тем временем на комбинат, который был признан банкротом, пришел новый инвестор. В конце 2009 г. удалось совместными усилиями возобновить выпуск квадратной фанеры. В планах — наладить выпуск фанеры большеформатной: она пойдет на экспорт. К настоящему времени возрожденное предприятие выпустило уже около 15 тыс. кубометров фанеры. Сейчас здесь работает около 600 человек, и это количество может вырасти максимум до тысячи. Остальным парфинцам придется смириться со сменой рода деятельности. Но задолженность по зарплате будет выплачена всем. Сейчас она составляет около 31 млн руб. В 2009 г. в районе были введены в действие предприятие по переработке низкосортной древесины и швейный цех, продолжается строительство лесопильного и деревообрабатывающего цехов, а также предприятия по сборке мебели, завершается оформление земельных участков под крупный свинокомплекс. На сегодняшний день более 30% выпускаемой в Парфинском районе продукции приходится на малый бизнес. До конца 2012 г. здесь было запланировано открыть еще несколько малых предприятий.

Несмотря на обращение администрации Новгородской области, поселок Парфино не был включен в список 27 моногородов, которым должна быть оказана первоочередная государственная помощь. Но Министерство регионального развития РФ подтвердило свою готовность рассмотреть проект комплексного инвестиционного плана модернизации поселка и в дальнейшем инициировать обсуждение возможности софинансирования ряда мероприятий из федерального бюджета.

В Республике Коми находятся четыре населенных пункта, получивших статус моногорода. Это Воркута, Инга, Емва и Жешарт. Однако понятие монопрофилыюсти можно отнести и ко всему этому региону в целом. В Сыктывкаре в 2011 г. прошла Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы социально-экономического развития моногородов Севера России в современных условиях», на которую были приглашены представители региональных властей, научная элита и руководители градообразующих предприятий. Главными организаторами мероприятия выступили «Союз городов Заполярья и Крайнего Севера», Правительство Республики Коми, а также Академия государственной службы и управления при главе Республики Коми. Были намечены способы развития этих городов и всего региона, а в некоторых случаях они уже начали воплощаться в жизнь. Так, положительный аспект сотрудничества между муниципальной властью и градообразующим предприятием, реальное воплощение политики социального партнерства были продемонстрированы на примере взаимодействия ООО «ЛУКОИЛ-Коми» и местной власти в городе Усинск. В Княжпогостском районе были разработаны проект по заготовке и переработке леса, а также шесть проектов малого бизнеса. В Усть-Вымском районе разработан проект строительства кирпичного завода стоимостью 1,8 млрд руб., а также два проекта, но строительству тепловых котельных. Город Инта по-прежнему нацелен на развитие горнорудной и нефтяной промышленности. Что касается Воркуты, то тут возможны три сценария развития: инерционный, либеральный и модернизационный. Среди программ, предлагаемых для софинансирования, — проекты по производству блочного камня и добыче блоков облицовочного камня, производству топливных брикетов и развитию туризма. При благоприятном раскладе к 2025 г. экономика города должна выйти на устойчивую траекторию развития.

На сегодняшний день многие регионы столкнулись с угрозой «вымирания» моногородов из-за тотального переселения жителей. Эго, безусловно, один из самых поверхностных способов решения проблем. Подобные меры опасны как с социально-экономической стороны, так и с геополитической. Поданным члена Общественной палаты от Ненецкого автономного округа А. Г. Ружникова, ежегодно население Севера уменьшается на 50 тыс. человек (в основном за счет переезда людей в другие регионы). Согласно правительственной программе «Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года», перспективы роста нефтегазового комплекса — очевидны, а потому отток населения из этого региона крайне неблагоприятен для его развития.

Бюджет моногорода Череповец наполняют Череповецкий металлургический комбинат и предприятие «ФосАгро». Они же являются крупнейшими городскими работодателями. Сейчас город стабильно развивается, трудности экономического кризиса постепенно уходят в прошлое. Между тем не всем городам Вологодской области так повезло.

Власти Вологодской области осознали всю серьезность ситуации задолго до кризиса. В 2003 г. в городе Череповце приступили к созданию особой экономической зоны регионального масштаба «Шексна». В 2010 г. там заработало первое предприятие — трубопрофильный завод. Его продукцию предполагается использовать при возведении строительных конструкций, а значит, она всегда будет востребована. На первом заводе всего 300 рабочих мест, но в будущем в экономической зоне «Шексна» предполагается разместить железнодорожное, строительное, биотехнологическое производства, а также заводы по производству автокомпонентов.

Город Сокол — третий в регионе после Вологды и Череповца по численности населения. В списке проблемных российских моногородов он занял пятое место. Основным предприятием здесь является целлюлозно-бумажный комбинат, часть доходов приносит лесная промышленность. Примечательно, что руководство области не собирается коренным образом изменять функцию города, но на основе уже существующей инфраструктуры ищет новые направления работы. В городе будет создан второй индустриальный парк с перспективным направлением «деревянное индивидуальное домостроение». Также планируется строительство бумажной фабрики.

Основная проблема города Сокол — городские сети, изношенность которых приближается к 90%. Предполагается, что миллиард рублей, предназначенный ему в рамках федеральной программы поддержки моногородов, будет использован на «крупношаговое изменение качества жизни»: улучшение теплои водоснабжения, водоотведения, реконструкцию инженерных сетей. Без этого развитие города сейчас просто невозможно.

Город текстильщиков Красавино в федеральный список из 27 городов не попал, но без внимания региональных властей тоже не остался. Здесь готовится к запуску пилотный проект «Развитие льняного комплекса Вологодской области путем межотраслевой и межтерриториальной кооперации». Планируется, что модернизация красавинского льнокомбината по модели «от ноля до прилавка» будет способствовать обеспечению занятости женского населения, а также развитию малого и среднего бизнеса. Правительство Вологодской области, инвесторы и предприятия уже израсходовали на его реализацию более 1 млрд руб., а план инвестиций на 2010 г. составил 1,18 млрд руб.

Все три города — разные, и варианты решения их проблем тоже разные, но подход к проблеме един. Прежде всего, это четкое интегрирование отдельных проектов в структуру развития региона, общие принципы управления. В конце концов, предприятия закрываются, зависят от колебаний рынка, а города и люди остаются.

Корпорация «Северсталь» готова предложить руководству города Череповец современную инвестиционную стратегию. Разумеется, она связана с металлургией, но, помимо производственных мощностей, опирается на кадровый и управленческий потенциал города и предприятия. Когда-то Череповец был назван «русским Гейдельбергом», теперь возможности вузов, колледжей, профессионально-технических училищ планируется использовать в новых экономических условиях. В рамках инновационной стратегии в Череповце предлагается создать Центр инноваций в металлургии, на условиях частно-государственного партнерства. Деятельность центра планируется сосредоточить на создании передовых продуктов из стали, в том числе наностали, обеспечении связи между научными разработками и запросами рынка. Центр также сможет обеспечивать «перехват» многообещающих технологий с их последующей коммерциализацией в России. Свои инвестиции в проект компания оценивает в 1,2 млрд руб. Основные продукты будут разрабатываться в НИИ Москвы и Санкт-Петербурга, но их внедрение будет осуществляться, прежде всего, в Череповце, что создаст спрос на высококвалифицированные кадры, обеспечит диверсификацию производства и занятости. Участие региональных властей может быть обеспечено без дополнительных финансовых вложений. Достаточно будет предоставить Центру инноваций налоговые льготы, а также стимулировать потребление металлургической продукции в машиностроении, строительстве, нефтегазопроводных и инфраструктурных проектах.

Судьба моногородов отнюдь не предопределена, а напрямую зависит от того, насколько представителям власти и градообразующих предприятий удается договориться, согласовать свою работу, четко намечать пути развития города, оптимальные направления и формы поддержки горожан. Координация между местной властью, населением и градообразующими предприятиями, заинтересованность и ответствеиность бизнес-сообщества в социальном и экономическом развитии городов, привлечение научного потенциала, а также модернизация в самом широком смысле являются на сегодняшний день гем самым необходимым комплексом мер по преодолению монопрофилыюсти и развитию северных городов.

Если говорить о развитии социального партнерства, то особого внимания заслуживает опыт Череповца, где было создано Некоммерческое партнерство «Агентство городского развития», учредителями которого являются мэрия города и ОАО «Северсталь».

НП «Агентство городского развития» занимается организацией инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. Оно участвует в реализации федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне. Задача агентства — содействовать экономическому развитию Череповца, способствовать созданию рабочих мест на городских предприятиях малого и среднего бизнеса и формированию его имиджа как инвестиционно привлекательного города России. Агентство реализует ряд задач по формированию условий для роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства, рабочих мест в этой сфере; по организации подготовки и переподготовки кадров для предприятий МСБ; но созданию условий для формирования у граждан предпринимательских качеств; по информационному обеспечению предприятий МСБ; по увеличению доходов бюджета города за счет поступлений от предприятий МСБ.

Агентством разработан и запущен ряд программ.

  • 1. Образовательные программы.
  • Городская программа «Школа предпринимательства» — курс обучения начинающих и действующих предпринимателей основам ведения бизнеса. В 2009 г. по программе прошли обучение 72 человека, создано 35 субъектов МСБ, 324 рабочих места.
  • Тематические семинары и тренинги для начинающих и действующих предпринимателей по правовым, финансовым, управленческим и иным вопросам. В 2009 г. проведено 52 мероприятия, обучено 1180 человек.
  • Обучение граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в связи с финансовым кризисом, основам ведения собственного бизнеса: бесплатное обучение граждан по программам создания своего дела (курсы «Свое дело», «Пищевое минипроизводство», «Фермерское хозяйство», «Малое предприятие в сфере ЖКХ», «Электронная коммерция» и др.). Всего в 2009 г. обучено 1170 человек, создано 356 субъектов МСБ.
  • 2. Информационная поддержка малого и среднего бизнеса.
  • • В НП «Агентство городского развития» ведется консультирование по вопросам создания и ведения бизнеса, налогообложения, кадрового делопроизводства, бизнес-планирования и другим вопросам. В 2009 г. за консультацией обратилось 11 450 человек, в том числе по телефону «горячей линии» — 405 человек.
  • • НП «Агентство городского развития» регулярно информирует бизнес-сообщество города Череповца о реализуемых программах, о законодательных инициативах, о нововведениях в сфере предпринимательской деятельности.
  • 3. Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса.
  • Программа «Субсидия в размере 300 тыс. руб. (грантовая поддержка)» — выдача начинающим предпринимателям субсидии на создание своего дела. В 2009 г. субсидии получили 43 предпринимателя, при этом было создано 817 рабочих мест.
  • Программа «Субсидирование процентной ставки по кредиту» — получение предпринимателями субсидии в размере 2/3 ставки рефинансирования на создание и ведение своего бизнеса. В 2009 г. субсидии получили 23 предпринимателя, создано 125 рабочих мест.
  • Программа «Гарантийный фонд» — получение предпринимателями поручительств иод кредиты банков.
  • Программа «Самозанятость» — предоставление финансовой помощи в размере 58,8 тыс. руб. начинающим предпринимателям из числа безработных граждан. В рамках программы 154 человека получили финансовую помощь.
  • 4. Имущественная поддержка малого и среднего бизнеса.
  • • В городе Череповце работают 2 бизнес-инкубатора, где размещаются 23 субъекта МСБ. Благодаря работе бизнесинкубаторов в 2009 г. создано 282 рабочих места.
  • • С целью организации имущественной и информационной поддержки малого бизнеса в районах Вологодской области НП «Агентство городского развития» реализует проект «Открытие сети филиалов бизнеса-инкубатора в районах области».
  • • В настоящее время «Центры поддержки предпринимательства» работают в городах Белозерск и Грязовец.
  • 5. Содействие развитию деловой среды.
  • • Организация работы Координационного совета по развитию малого и среднего бизнеса в Череповце.
  • • Проведение выставок предприятий малого и среднего бизнеса.
  • • Проведение городского конкурса «Бизнес-поколение» и местного этапа областного конкурса «Вологодский предприниматель года».
  • • Организация празднования Дня российского предпринимателя в городе Череповце.
  • • Организация работы Вологодского регионального центра промышленной субконтрактации.
  • • Проведение форумов, круглых столов, деловых встреч, в том числе с иностранными предпринимателями и партнерами.
  • 6. Поддержка инновационного предпринимательства.
  • • Получение и использование российских и международных грантов в целях развития инновационного предпринимательства в городе Череповце:
    • — грант Министерства, но антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ на развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса (открыт бизнес-инкубатор);
    • — грант в рамках акции «Чистый город» на создание бизнес-проектов экологической направленности;
    • — грант компании «НР ЕМЕА» на обучение по программам «Компьютер для бизнеса», «Электронная коммерция».
    • 7. Бесплатное обучение граждан основам ведения собственного бизнеса
  • • На основании долгосрочной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Вологодской области на 2009—2012 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 27.01.09 № 118, Агентство бесплатно обучает:
  • — граждан, лишившихся работы, в том числе стоящих на учете в центре занятости населения;
  • — граждан, находящихся под угрозой увольнения;
  • — граждан, занятых на общественных работах.

НП «АГР» активно участвует в деловой жизни и является членом:

  • • «Национального содружества Бизнес-инкубаторов»;
  • • «Российской торгово-промышленной палаты»;
  • • «Вологодской торгово-промышленной палаты»;
  • • «Национальной ассоциации инвестиций и развития»;
  • • общественного объединения предпринимателей «ОПОРА России».

По итогам 2009 г. создано 151 предприятие, 3200 новых рабочих мест, зарегистрировано 324 индивидуальных предпринимателей. Через бизнес-инкубатор прошло 40 предприятий. Обучено 1170 начинающих предпринимателей. Оказано 2569 консалтинговых услуг. Проведено 536 мероприятий, направленных на развитие бизнеса, получили помощь 11 345 человек.

Изучение проблемы моногородов, помимо финансовых трудностей, падения спроса на продукцию, товары и услуги, сделала очевидным еще и «кризис мышления». Большинство проектов, представленных регионами, связаны с модернизацией существующих производств, т. е. другого пути развития авторы КИПов просто не видят. Кроме того, планы готовятся без учета потребностей жителей. Модернизация влечет за собой высвобождение трудовых ресурсов, но, сколько их высвободится и куда они должны быть направлены, никто не считает. Такие проекты обычно отклоняются. Ставку делать нужно только на небольшие производства. Однако проблема заключается еще и в том, что в маленьких городах люди не хотят заниматься бизнесом, поэтому задача по диверсификации ложится на плечи местных властей и социально ответственных компаний. В условиях оптимизации компании могли бы «уплотняться» на занятых территориях, а освободившиеся площади после реновации можно было бы отдать под связанные производства.

В настоящее время ключевая задача не только российских моногородов, но и всей мировой экономики — обеспечить занятость населения. В условиях сокращающихся ресурсов и возрастающей автоматизации производства людей можно занять только работой друг па друга. Несмотря на сравнительно неплохие бытовые условия жизни в моногородах, обеспеченные работникам за счет предприятий еще в советское время, подавляющая часть молодежи не связывает будущее с родным городом, прежде всего из-за ограниченности вариантов этого самого будущего.

Обеспечить устойчивость и стабильность ситуации в условиях рыночной экономики возможно только за счет мульгифункционального подхода. Во-первых, необходимо иметь некие резервы, стабилизаторы ситуации. Во-вторых, нельзя делать ставку только на базовый сектор, хотя он в любом случае остается ключевым. А в-третьих, опираться нужно в первую очередь не на производства, а на города, которые соревнуются за таланты и способны сами порождать новые формы взаимодействия.

Участие федеральной власти может быть только краткосрочным: подготовить, помочь, дать старт, а дальше пусть развиваются сами. Именно по такому пути решили пойти власти Череповца. Город уже защитил на самом высоком уровне проект комплексного развития, задачей которого является привлечение в город новых инвестиций, прежде всего, промышленных.

Существенным организационным ресурсом разрабатываемых и реализуемых мер выступает «Союз городов Центра и Северо-Запада России», на базе которого проведен ряд семинаров, конференций и круглых столов, посвященных проблемам моногородов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой