Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизмы защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций и в ее специализированных учреждениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сравнительный анализ универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО наглядно показывает, что деятельность договорных органов в ООН имеет более эффективный характер, поэтому МОТ и ЮНЕСКО, реформируя свои правозащитные механизмы, надо применять опыт ООН в данном аспекте. В частности, систематически использовать международные документы по правам человека и рекомендации договорных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНЕДОГОВОРНЫХ ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ ООН
    • 1. 1. Учреждение, становление и деятельность Комиссии по правам человека и подкомиссии по поощрению и защите прав человека
    • 1. 2. Создание Совета по правам человека и его Консультативного комитета
  • ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОГОВОРНЫХ (КОНТРОЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
    • 2. 1. Контрольные органы ООН, учрежденные в соответствии с международными пактами о правах человека 1966 г
      • 2. 1. 1. Создание и деятельность Комитета по правам человека
      • 2. 1. 2. Специфика работы Комитета по экономическим, социальным и культурным правам
    • 2. 2. Контрольные органы, созданные международными конвенциями ООН
      • 2. 2. 1. Комитет по ликвидации расовой дискриминации
      • 2. 2. 2. Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин
      • 2. 2. 3. Комитет против пыток
      • 2. 2. 4. Комитет по правам ребенка
      • 2. 2. 5. Комитет по трудящимся — мигрантам
      • 2. 2. 6. Комитет по правам инвалидов
      • 2. 2. 7. Комитет по насильственным исчезновениям
    • 2. 3. Направления совершенствования и повышения эффективности деятельности договорных (контрольных) органов оон
  • ГЛАВА III. СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ООН (МОТ И ЮНЕСКО)
    • 3. 1. Деятельность МОТ в сфере защиты прав человека: историческая ретроспектива (1919 — 2012 гг.)
    • 3. 2. международно-правовые особенности системы контроля МОТ
    • 3. 3. история становления правозащитной системы ЮНЕСКО
    • 3. 4. Специфика деятельности ЮНЕСКО в области защиты прав человека на современном этапе
  • ГЛАВА IV. УКРЕПЛЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В РАМКАХ ООН ИВ ЕЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
    • 4. 1. Реформирование правозащитных механизмов ООН
    • 4. 2. Проблемы и перспективы деятельности специализированных учреждений ООН (МОТ и ЮНЕСКО) в контексте реформы универсальной правозащитной системы

Механизмы защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций и в ее специализированных учреждениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Длительное время круг вопросов, непосредственно связанных с защитой прав человека, являлся прерогативой и сферой исключительной компетенции суверенных государств. Однако в силу нарастающих процессов глобализации и перманентной эволюции международного права в области прав человека государства отказываются от абсолютизации собственного суверенитета и взаимодействуют с соответствующими правозащитными механизмами1.

Во второй половине XX века принцип уважения основных прав человека становится одним из важнейших принципов международного права. Наиболее знаменательным событием указанного периода явилось принятие Устава ООН, ст. 1 которого закрепила в качестве цели осуществление международного сотрудничества «.в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. «2.

В своем обращении к 61-й сессии Комиссии по правам человека в апреле 2005 г. тогдашний Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан справедливо особо подчеркнул: «Сейчас для дела борьбы за права человека наступает новая эпоха. В течение большей части последних 60-и лет делали упор на формулирование, кодификацию и закрепление этих прав. В результате этих усилий была создана огромная база законов, стандартов и механизмовВсеобщая декларация, международные пакты и многое другое. Однако.

1 Сложившуюся ситуацию в сфере прав человека весьма точно охарактеризовал российский юрист-международник Г. Е. Лукьянцев: «Действительно, еще в 1950;х годах XX века вряд ли кто-нибудь мог предположить, что государства смогут не только согласовывать тексты важных международных договоров в правозащитной области, но и создать независимые контрольные механизмы, в функции которых входило бы осуществление мониторинга деятельности государств. Тогда это казалось чем-то из области фантастики. Но жизнь доказала, что консенсус возможен и здесь». Лукьянцев Г. Е. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека (теоретические и практические аспекты) // Юрист-Международник — International Lawyer. 2004. № 3. С. 12.

2 Устав ООН уполномочивает Генеральную Ассамблею проводить изучение и делать рекомендации в целях «.оказания помощи по реализации прав человека и основных свобод» (ст. 13), также как и ЭКОСОС может делать рекомендации «. с целью поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех» (ст.62). ЭКОСОС также вправе создавать комиссии для поощрения прав человека (ст.68). Так, в 1946 г. была создана Комиссия по правам человека, чей вклад в развитие международных инструментов в области защиты прав человека, без преувеличения, огромен. Однако, наряду с положительной оценкой достижений в адрес Комиссии, высказывались и мнения о многочисленных недостатках в ее работе, а также требования осуществления соответствующей реформы. сейчас эпоха деклараций уходит в прошлое — и это правильно, — а ей на смену приходит эпоха осуществления".3.

В результате длительных полемик Комиссия по правам человека была упразднена. Вместо нее был создан Совет по правам человека. Был создан также Консультативный комитет. Действительно, с течением лет Организация Объединенных Наций вырабатывала различные методы по расследованию нарушений прав человека4. Очевидно, что механизмы Совета по правам человека и их методы работы требуют оценки и подведения итогов (за период, прошедший с момента прекращения существования Комиссии по правам человека в 2006 г.) для более взвешенного и адекватного определения направлений дальнейших реформ.

Внимание исследователей и международной общественности все более привлекает расширение полномочий и возможностей международных органов, призванных оказывать содействие в сфере обеспечения прав и основных свобод человека. В последнее время обострилась серьезная проблема реформирования универсальных механизмов в области прав человека. Сейчас уже не могут остаться без внимания и обсуждения потенциальные возможности контрольных органов по рассмотрению ситуации в условиях отсутствия доклада соответствующего государства, а также механизм последующей деятельности в связи с заключительными замечаниями и механизм Универсального периодического обзора (УПО).

Процесс параллельного совершенствования существующей системы договорных органов, а также системы Специальных процедур в рамках Совета по правам человека имеет существенное значение, как с точки зрения международного права, так и с точки зрения внутреннего права государств. В этой связи приобретает особую актуальность всесторонний и комплексный http://www.un.org/russian/basic/sg/messages/2005/hr05.htrn.

4 В настоящее время Специальные докладчики Совета по правам человека, члены его рабочих групп и другие эксперты осуществляют сбор фактов, посещают тюрьмы, проводят опросы потерпевших и выносят рекомендации в отношении укрепления уважения прав человека. Они проводят расследования ситуаций в конкретных странах и готовят тематические исследования по таким вопросам, как пытки, религиозная нетерпимость, расизм, торговля детьми и насилие в отношении женщин и др. Каждый год они направляют тысячи экстренных телеграмм правительствам с просьбами об освобождении заключенных, отмене смертных приговоров или принятии иных важнейших решений. анализ различных конструктивных предложения в контексте реформы существующих правозащитных механизмов.

Наряду с упомянутыми механизмами в рамках системы ООН, повышенного внимания заслуживает деятельность Международной организации труда (МОТ) и ЮНЕСКО3 в сфере прав человека6.

Стоит согласиться с тезисом, выдвинутым в свое время Г. И. Тункиным, согласно которому, «то, что имеется в современном международном праве по вопросу о правах человека, далеко от совершенства. .». 7.

Вполне очевидно, что мировому сообществу необходимо продолжать далеко не простой процесс устранения существующих проблем в сфере прав человека, а также всемерно развивать координацию и взаимодействие правозащитных механизмов, направленных на их совершенствование. Все это обусловливает повышенную актуальность данной диссертации.

Объектом исследования являются механизмы защиты прав человека в рамках ООН и в ее специализированных учреждениях.

Предмет исследования составляют международно-правовые акты в сфере международного права прав человека (международные конвенции, декларации и рекомендации), а также Устав ООН, уставные документы специализированных учреждений ООН, правозащитные механизмы которых рассматриваются в настоящей диссертации.

Цель и задачи исследования

Цель настоящего диссертационного исследования состоит в комплексном анализе правозащитных механизмов, действующих в рамках ООН и в ее специализированных учреждениях, а также обязательств государств, ратифицировавших основные международные договоры в сфере прав человека, учреждающие договорные (контрольные) органы по правам человека.

5 Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

6 В этой связи следует заметить, что МОТ в пределах своей компетенции сформировала систему поощрения и защиты прав человека, включающую мониторинг одобренных ею международных конвенций. В рамках ЮНЕСКО также была создана система постоянных докладов по образованию в мире, правам человека, демократии, международному пониманию и терпимости, требующая внимания и всестороннего изучения.

7 Тункин Г. И. Теория международного права / Под общей ред. проф. Л. Н. Шестакова. М.: Издательство «Зерцало», 2000. С. 70.

В соответствии с указанной целью в диссертации решаются следующие задачи: осветить основные этапы формирования, развития и эволюции правозащитных механизмов в рамках ООНподвергнуть анализу функции Совета по правам человека ООН, а также его Консультативного комитетаисследовать механизмы Универсального периодического обзора (УПО) и Специальных процедур Совета по правам человека ООНпроанализировать работу договорных (контрольных) органов по правам человека8- в ретроспективном аспекте исследовать деятельность МОТ в сфере защиты прав человека, а также установить международно-правовую специфику системы контроля МОТпоказать историю формирования правозащитной системы ЮНЕСКО в контексте установления специфики современной деятельности этой Организации в сфере защиты прав человекаосуществить сравнительный анализ универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО в целях выявления их преимуществ и недостатковопределить перспективные направления и потенциальные способы повышения эффективности универсальных механизмов в сфере защиты прав человека.

Методологическую базу исследования составляют всеобщий диалектико-материалистический метод, а также общенаучные и частнонаучные методы: системного анализа и синтеза, исторический, логический, формально-юридический, сравнительный и др.

В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы познания, как метод диалектики, анализ и синтез, метод обобщения,.

8 Речь идет о следующих конвенционных органах по правам человека, функционирующих в рамках ООН: Комитет по правам человекаКомитет по экономическим, социальным и культурным правамКомитет по ликвидации дискриминацииКомитет по ликвидации дискриминации в отношении женщинКомитет против пытокКомитет по правам ребенкаКомитет по трудящимся-мигрантамКомитет по правам инвалидовКомитет по насильственным исчезновениям. системно-структурный метод. Кроме того, применялись специальные научные методы: юридико-технический, исторический, метод прогнозирования. Методом сравнительного анализа основных функций и методов универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО были выявлены их конкурентные преимущества и недостатки.

Нормативную базу исследования составили следующие международно-правовые акты: Устав Организации Объединенных Наций, резолюции Генеральной Ассамблеи ООНВсеобщая декларация прав человека 1948 г.- Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.- Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания 1984 г.- Конвенция о правах ребенка 1989 г.- Международная Конвенция по защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.- Международная конвенция о правах инвалидов 2006 г.- Международная конвенция о защите всех лиц от насильственных исчезновений 2006 г.- а также документы главных и вспомогательных органов ООН, ежегодные отчеты конвенционных органов ООН по правам человека и другие международно-правовые документыУстав МОТ и ЮНЕСКО, конвенции и рекомендации, принятые этими специализированными учреждениями.

Теоретическую базу исследования составляют концептуальные подходы, изложенные в трудах отечественных ученых в области международного права и других юридических наук: А. Х. Абашидзе, Е. С. Алисиевич, К. А. Бекяшева, И. П. Блищенко, В. Д. Бордунова, В. Г. Буткевича, P.M. Валеева, A.B. Василенко, B.C. Верещетина, JI.H. Галенской, С. А. Горшковой, Ю. Н. Жданова, А. Я. Капустина, В. А. Карташкина, С. Ю. Кашкина, Б. М. Клименко, Ю. В. Ключникова, Ю. М. Колосова, A.A. Котляра, И. И. Котлярова, Э. С. Кривчиковой, С. Б. Крылова, Д. Б. Левина, О. Э. Лейста, Е. А. Лукашевой, И. И. Лукашука, Г. Е. Лукьянцева, Е. Г. Ляхова, Л.Х.

Мингазова, А. П. Мовчана, P.A. Мюллерсона, Т. Н. Нешатаевой, Э. А. Пушмина, Ю. Решетова, Ю. М. Рыбакова, А. Сабанина, Э. И. Скакунова, О. И. Тиунова, А. Н. Трайнина, Б. Р. Тузмухамедова, В. А. Туманова, Г. И. Тункина,.

E.Т. Усенко, H.A. Ушакова, C.B. Черниченко, Г. Шармазанашвили, JI.H. Шестакова, M.JI. Энтина и др.

Весьма полезными оказались работы российских правоведов и специалистов, освещающие широкий круг вопросов, связанных с деятельностью ООН, ее главных органов и специализированных учреждений9, а также исследующие теоретические аспекты надгосударственности и международной правосубъектности международных организаций10.

Особую помощь автору оказали работы и теоретические воззрения зарубежных авторов, среди которых: P. Alston, К. Annan, A. Bayefsky,.

G.Berb, I. Brownlie, T. Buergenthal, J. Carey, B.E. Carter, M. Doxey, P. Drost, E. Evatt, J. Fitzpatrick, B.B. Ghali, J.P. Humphrey, H. Kelsen, В. Kimoon, G. L. Kunz,.

H. Lauterpacht, L. Leblanc, M. McDougal, J. Merrils, B. Mitrany, J. Morsink,.

F. Newman, L. Oppengeim, M. Reisman, A. Robertson, D. Shelton, E. Shwelb, H. Triepel, D. Weissbrodt и др.

Степень разработанности темы. В отечественной науке международного права имеют место работы монографического и диссертационного плана, а также целый ряд научных публикаций, посвященные изучению различных тематических вопросов и аспектов защиты прав человека на международном уровне. Речь идет о работах таких авторов, как: А. Х. Абашидзе, Л. Б. Алексеева, P.M. Валеев, М. Р. Воскобитова, А. Т. Геворкян, О. В. Гликман, С. А. Глотова, С. А. Горшкова, С. И. Добровольская, В. М. Жуйков, В. А. Карташкин, С. Н. Кузнецов, Е. А. Лукашева, Г. Е. Лукьянцев, P.A. Мюллерсон, Т. Н. Нешатаева, Е. В. Панова,.

9 См.: Федоров В. Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2007; Дадуани А. Г. Демократия и Организация Объединенных Наций: Моногр. М.: Современная экономика и право, 2007; Арутюнян Д. Г. Генеральный секретарь ООН и международное право: Монография. Воронеж: Институт ИТОУР, 2010 и др.

10 См.: Моисеев A.A. Надгосударственность в современном международном праве. М.: Научная книга, 2007; Капустин А. Я. Международные организации в глобализирующемся мире. Монография. M.: РУДН, 2010 и др.

Е.Г. Петренко, В. А. Туманов, С. В. Черниченко, О. С. Шепелев, M. J1. Энтин и др.

В частности, процедуры принятия и рассмотрения жалоб в сфере социально-экономических прав рассматриваются в основательной статьи А.Т. Геворкян11, в которой определенное внимание уделено рассмотрению жалобам относительно нарушений прав человека в сфере компетенции.

12 13.

ЮНЕСКО, а также процедурам, осуществляемым в рамках МОТ .

Различные аспекты осуществления защиты прав человека в сфере труда в деятельности МОТ на современном этапе явились объектом диссертационного исследования О.В. Гликман14, защищенного в 2004 г.

Международно-правовым проблемам деятельности Международной организации труда в условиях глобализации, прежде всего, новациям в правотворческой и правоприменительной деятельности МОТ, особенно в сфере контроля над реализацией международно-правовых актов, программ и стандартов для регулирования трудовых отношений, посвящена кандидатская диссертация Е.А. Кантария15. В частности, с точки зрения Е. А. Кантария, «.развитие контрольных механизмов в договорном регулировании вопросов движется в правильном направлении, но, тем не менее, для достижения более высокой эффективности реализации трудовых прав граждан РФ, чем той, которая имеется в настоящее время, необходимо постоянное улучшение и совершенствование таких механизмов"16.

Всестороннему анализу подверглась деятельность Комитета по правам человека в диссертационном исследовании Е.В. Пановой17, главный вывод которой состоит в том, что «роль Комитета по правам человека будет.

11 См.: Геворкян А. Т. Процедуры принятия и рассмотрения жалоб в сфере социально-экономических прав: надежды или реальность?//Международное право — International Law. 2003. № 1 — 2 (15 — 16). С. 77 — 130.

12 См.: Геворкян А. Т. Указ. соч. С. 86 — 88.

13 См.: Там же. С. 89−95.

14 См.: Гликман О. В. Защита прав человека в сфере труда в деятельности МОТ на современном этапе. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М. 2004.

15 Кантария Е. А. Международно-правовые проблемы деятельности Международной организации труда в условиях глобализации. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.

16 Там же. С. 23.

17 Панова Е. В. Международно-правовые основы деятельности Комитета по правам человека. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М&bdquo- 2005.

10 неизменно повышаться в современный период, как проявление реакции на глобальные вызовы новой эпохи"18.

В 2011 г. была защищена кандидатская диссертация А. О. Гольтяевым на тему «Международный контроль в области прав человека и Универсальный периодический обзор», главной целью которой явилось «комплексное изучение универсальной системы международного контроля в области прав человека, определение ее компонентов и подробный анализ новейшего из них — механизма Универсального периодического обзора"19.

В работе А. О. Гольтяева подтверждается, что международный контроль в области прав человека (далее — МКГТЧ) в настоящее время является основным международным инструментом обеспечения соблюдения государствами своих международных обязательств в этой сфере. Кроме того, прогнозируется, что роль МКПЧ с течением времени будет расти, институты и механизмы — развиваться, а спектр подконтрольных прав и свобод — расширяться20.

В 2010 г. была издана монография известного российского юристамеждународника, профессора А. Х. Абашидзе «Организация Объединенных.

Наций и защита прав коренных народов", посвященная анализу существующих международно-правовых основ системы поощрения и защиты прав человека ООН, а также правозащитных механизмов данной системы после ее реформы, которые могут быть использованы коренными.

21 народами для защиты своих прав в условиях глобализации .

В названной работе уделяется определенное внимание различным вопросам, непосредственно связанных с развитием и эволюцией.

18 Там же. С. 188.

19 Гольтяев А. О. Международный контроль в области прав человека и Универсальный периодический обзор. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2011.

20 Там же. С. 14.

21 См.: Абашидзе А. Х. Организация Объединенных Наций и защиты прав коренных народов: Монография. M.: РУДН, 2010. Следует отметить, что годом ранее была опубликована монография «Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / Под ред. А. Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2009. правозащитных механизмов ООН, а также деятельности договорных органов по правам человека23.

Для целей настоящей диссертации весьма полезным является важный вывод профессора А. Х. Абашидзе о том, что в настоящее время «.становится актуальным изучение процессов, которые связаны с реформой правозащитных механизмов ООН, предусматривающих такое поощрение и защиту прав коренных народов. Настолько динамично протекает реформирование организационных структур правозащитной системы ООН, что трудно становится адекватно следить за изменениями в результате этой реформы"24.

С точки зрения диссертанта, именно динамичный характер осуществления «реформирования организационных структур правозащитной системы ООН» и является тем дополнительным, но чрезвычайно важным фактором, в значительной степени усиливающим актуальность и своевременность настоящего диссертационного исследования.

Таким образом, несмотря на ряд работ, освещающих в той или иной мере проблематику правозащитных механизмов в рамках ООН и ее специализированных учреждений, тем не менее, надо констатировать, что они не раскрывают в полной степени тему, вынесенную в заголовок данной диссертационной работы. Более того, в современной отечественной науке международного права отсутствуют комплексные и фундаментальные исследования по теме настоящей диссертации. Вместе с тем, подобного рода научное исследование настоятельно востребовано наукой и практикой современного международного права.

Научная новизна работы. Диссертация представляет собой первое в отечественной науке международного права комплексное исследование правозащитных механизмов, действующих в рамках ООН и в ее специализированных учреждениях.

22 См.: Там же. С. 69−119.

23 См.: Там же. С. 119- 145.

24 Там же. С. 227 — 228.

Новизна работы выражается в том, что впервые в отечественной науке международного права: подвергнуты всестороннему анализу расширенные функции Совета по правам человека ООНисследованы механизмы Совета по правам человека ООН после реформы 2006 г.- осуществлен сравнительный анализ универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО в целях выявления их преимуществ и недостатковопределены основные проблемы, а также перспективные направления и потенциальные способы повышения эффективности универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО.

Основные положения и выводы, выносимые на защиту:

1. Центральным органом, на сессиях которого обсуждаются все главные вопросы, имеющие непосредственное отношение к сфере прав человека, и по ним принимаются соответствующие решения и резолюции, является Совет по правам человека ООН. В настоящее время, когда продолжается процесс реформирования правозащитных органов, представляется актуальной и своевременной постановка вопроса о трансформации статуса Совета по правам человека, который из вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН должен войти в число главных органов Организации Объединенных Наций.

2. В настоящее время в большинстве ключевых соглашений по правам человека процедура рассмотрения индивидуальных жалоб предусматривается в факультативных протоколах. Учитывая, что такая процедура сейчас признана подавляющим большинством государств, представляется целесообразным в новых международных договорах эту процедуру сделать обязательной.

3. В данный момент приобретает особую актуальность постановка вопроса о целесообразности избрания в Совет по правам человека ООН представителей государств, не ратифицировавших Пакты о правах человека, а также большинство международных соглашений в сфере прав человека.

4. Необходимо повышение уровня взаимодействия и координации между договорными органами и мандатариев Специальных процедур. Это могло быть сделано путем участия соответствующих мандатариев в сессиях договорных органов в процессе рассмотрения докладов государств-участников, где обладатели мандатов Специальных процедур могли бы предоставлять конкретную экспертную информацию, особенно в отношении тех случаев, когда рассмотрение происходит в условиях отсутствия доклада.

5. Работа договорных органов, Специальных процедур Совета по правам человека и процесс Универсального периодического обзора Совета должны носить взаимоусиливающий и взаимодополняющий характер. Пункт 3(1) резолюции 5/1 Совета по правам человека уточняет, что механизм должен дополнять, а не дублировать другие механизмы по правам человека, поэтому в ходе Универсального обзора акцент должен быть сделан именно на тех вопросах, которые не рассматриваются договорными органами.

6. В настоящее время каждое государство, которое подвергается УПО, может принять любое количество рекомендаций, вынесенных в процессе реализации универсального периодического обзора. Ряд государств, принимая незначительное число таких рекомендаций, отвергает большинство из них. Поэтому, в целях повышения эффективности УПО, было бы целесообразно установить минимальное число рекомендаций, которые обязано принять государство.

7. Исходя из отличий в международном контроле, осуществляемым ЮНЕСКО и МОТ, автор предлагает определить международный контроль в рамках МОТ как легитимную деятельность, основывающуюся на общепризнанных принципах и нормах международного права, в ходе которой осуществляется сбор и анализ информации об осуществлении государствами как ратифицированных, так и не ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ в сфере труда.

8. Сравнительный анализ универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО наглядно показывает, что деятельность договорных органов в ООН имеет более эффективный характер. Поэтому МОТ и ЮНЕСКО следует с учетом специфики их деятельности совершенствовать свои правозащитные механизмы, используя позитивные достижения в работе указанных органов ООН.

9. Совету по правам ООН человека следует рассмотреть потенциальную возможность более широкого участия в правозащитных механизмах системы ООН представителей тех неправительственных организаций (НПО), основная деятельность которых непосредственно связана с соответствующими правами человека (например, право на труд, право на образование, право не передвижение и т. п.). То есть речь идет о применении своеобразной «специализации» при выборе НПО в процессе привлечения их представителей к работе в рамках тех или иных правозащитных механизмов системы ООН.

Практическая значимость диссертации детерминирована корректным международно-правовым подходом к исследованию правозащитных механизмов ООН и ее специализированных учреждений (МОТ и ЮНЕСКО). Материалы диссертации вполне могут быть использованы в практической работе МИД России и международных организаций при решении вопросов и проблем, связанных с правами человека. Кроме того, настоящая диссертация может быть полезной для неправительственных организаций (НПО), деятельность которых ориентирована на поощрение и защиту прав человека, а также для российских экспертов в различных договорных органах по правам человека системы ООН.

Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса «Международное право», спецкурсов «Защита прав человека в системе ООН» и «Международная защита прав человека», а также служить основой для дальнейших научных исследований в этой области. Кроме того, выводы и практические рекомендации, сформулированные диссертантом, могут быть использованы при подготовке учебной и методической литературы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования отражены в публикациях соискателя и изложены в докладах и выступлениях на научно-практических конференциях различного уровня. По теме диссертации автором был сделан ряд научных сообщений, в том числе на Собрании Российской Ассоциации международного права (2007 г.), ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного международного права», посвященной памяти профессора И. П. Блищенко («Блищенковские чтения») в 2006, 2008, 2009, 2011, 2012 и 2013 гг. Кроме того, диссертант выступал с сообщениями на заседаниях кафедры международного права юридического факультета Российского университета дружбы народов, где научные выводы автора получили апробацию в ходе дискуссионного обсуждения.

Структура диссертации. Диссертация выполнена в объеме, предусмотренном ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии по теме исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования диссертант пришел к следующим основным выводам.

Актуальность темы

настоящей диссертации обусловлена, в первую очередь, форсированным развитием и повышением роли в международных отношениях международных межправительственных организаций (ММПО), особенно в условиях глобализации.

Создание и функционирование правозащитных механизмов представляет собой объективную реальность, закономерное следствие того, что вопросы прав человека вышли за пределы исключительной внутренней компетенции государств. В деле защиты прав человека особое место, безусловно, занимает Организация Объединенных Наций (ООН) и ее органы.

В результате ретроспективного анализа процесса формирования и развития правозащитных механизмов в рамках Организации Объединенных Наций, с точки зрения диссертанта, указанный процесс можно условно разделить на три вполне самостоятельных этапа, отличающихся друг от друга своей спецификой. Первый этап: 1946 — 1970 гг.- второй: 1970 — 2006 гг.- третий этап: 2006 г. — настоящее время.

Основным органом, на сессиях которого обсуждаются весь спектр главных вопросов, связанных с областью прав человека, и по которым принимаются соответствующие решения и резолюции, является Совет по правам человека ООН. С точки зрения диссертанта, сейчас вполне актуальна и своевременна постановка вопроса о трансформации статуса данного Совета, который из вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН должен войти в число главных органов Организации Объединенных Наций (например, взамен Совета по опеке).

Кроме того, думается, что назрела необходимость тщательного рассмотрения такого важного вопроса, каким является вопрос о целесообразности избрания в Совет по правам человека ООН представителей государств, не ратифицировавших Пакты о правах человека, а также большинство международных соглашений в сфере прав человека.

Сейчас каждое государство, которое подвергается Универсальному периодическому обзору (УПО), может принять любое количество рекомендаций, вынесенных в процессе реализации универсального периодического обзора. Ряд государств, принимая незначительное число таких рекомендаций, отвергает большинство из них. Поэтому, в целях повышения эффективности УПО, было бы целесообразно установить минимальное число рекомендаций, которые обязано принять государство.

На наш взгляд, Совету по правам человека следует рассмотреть потенциальную возможность более широкого участия в правозащитных механизмах системы ООН представителей тех неправительственных организаций (НПО), основная деятельность которых непосредственно связана с соответствующими правами человека (например, право на труд, право на образование, право не передвижение и т. п.). То есть речь идет о применении своеобразной «специализации» при выборе НПО в процессе привлечения их представителей к работе в рамках тех или иных правозащитных механизмов системы ООН.

Действующая система договорных органов является одним из главных достижений в истории движения за права человека. С точки зрения диссертанта усилия, предпринимаемые международным сообществом по укреплению расширяющейся системы договорных органов, сталкивающейся с возрастающими вызовами и увеличивающимися потребностями в ресурсах, приведут к выработке инновационных рекомендаций для более устойчивой и сильной системы. Представляется, что на данный момент существуют два направления, по которым возможно такое укрепление. Во-первых, роль договорных органов должна дополняться деятельностью других акторов в целях получения синергетического эффекта. Во-вторых, договорные органы должны изучить способы максимизации их сравнительного преимущества, исходя из своей роли в качестве хранителей норм, а также квазиюридической природы их работы по оценке ситуаций в государствах, беспристрастному освещению фактов и формулировке предложений соответствующих способов решений.

Функционирующая система договорных органов весьма перегружена, что вызвано не только количественным ростом самой системы, а также тем, что увеличение числа ратификаций и представляемых докладов государств-участников не сопровождалось адекватным представлением соответствующих ресурсов. Совершенно очевидно, что эти серьезные проблемы негативно повлияли на эффективность и авторитетность системы, а также отрицательно сказались на способности национальных институтов в сфере прав человека эффективно взаимодействовать с договорными органами.

Кроме того, думается, что конвенционным органам системы ООН целесообразно разработать и опубликовать специальные методические материалы, в которых подробным образом изложить все нюансы, а также технические тонкости подготовки докладов государств-участников. Поскольку, с точки зрения диссертанта, подготовка только Перечня вопросов (без соответствующих материалов методического плана, выполненных на высоком и профессиональном уровне) не решает в полной мере вопроса о подготовки качественного доклада государства-участника того или иного международного универсального договора.

С точки зрения автора настоящего диссертационного исследования, возможность участия в ближайшем будущем мандатариев Специальных процедур Совета по правам человека в сессиях соответствующих договорных органов будет в значительной мере содействовать большей координации между существующими правозащитными механизмами. Более того, это участие также благоприятным образом отразится на эффективности работы сессий Комитетов при рассмотрении хода выполнения в государстве-участнике положений соответствующего Пакта или Конвенции в условиях отсутствия доклада.

Представляется, что существуют два потенциальных направления дальнейшего совершенствования деятельности договорных органов (и соответственно — повышения их роли в деле обеспечения и защиты прав человека).

Во-первых, деятельность договорных органов в указанной сфере должна дополняться работой других акторов, поскольку договорным органам весьма полезно взаимодействие и синергия, возникающая в результате консолидации их усилий с усилиями и действиями других акторов.

Во-вторых, договорные органы могут в значительной мере расширить спектр форм и способов максимизации их сравнительного преимущества, исходя из их же роли в качестве хранителей норм, а также квазиюридической природы их деятельности, направленной на оценку ситуаций в конкретном государстве, а также в оперативном и комплексном анализе фактов и предложений соответствующих методов принятия решений и выработки разнообразных подходов.

Деятельность конвенционных органов, Специальных процедур Совета по правам человека и процесс Универсального периодического обзора Совета должны носить взаимоусиливающий и взаимодополняющий характер. Пункт резолюции 5/1 Совета по правам человека уточняет, что механизм должен дополнять, а не дублировать другие механизмы по правам человека, поэтому в ходе Универсального обзора акцент должен быть сделан именно на тех вопросах, которые не рассматриваются договорным органом.

Безусловно, процесс реформирования существующих универсальных механизмов в области прав человека будет продолжаться. На наш взгляд, очень важным является тот факт, что Управление Верховного комиссара по правам человека пытается привлечь внимание всего мирового сообщества в данном контексте, принимаются к рассмотрению все предложения, анализируются и прорабатываются различные варианты совершенствования работы договорных органов, Специальных процедур. Остается надеяться, что в ближайшее время будет найден комплексный вариант оздоровления сложившейся системы, что приведет к повышению ее эффективности и соответственно, авторитета.

Сравнительный анализ универсальных правозащитных механизмов в рамках ООН, МОТ и ЮНЕСКО наглядно показывает, что деятельность договорных органов в ООН имеет более эффективный характер, поэтому МОТ и ЮНЕСКО, реформируя свои правозащитные механизмы, надо применять опыт ООН в данном аспекте. В частности, систематически использовать международные документы по правам человека и рекомендации договорных органов ООН в своих программных документах, определяющих стратегическую направленность в рассматриваемой сфере, а также активно содействовать своевременному и надлежащему выполнению таких рекомендаций. Кроме того, на наш взгляд, МОТ и ЮНЕСКО, необходимо чаще (когда это уместно) ссылаться на международно-правовые нормы в области прав человека и на рекомендации договорных органов ООН по правам человека.

Следует акцентировать внимание на том важнейшем обстоятельстве, что контрольный механизм МОТ в значительной степени отличается от аналогичного механизма ООН, где контроль реализуется за 9-ю ключевыми конвенциями. Не ратифицированные конвенции и рекомендации не подлежат контролю в рамках Организации Объединенных Наций.

На наш взгляд, процедуры контроля МОТ могли быть вполне использованы и в рамках ООН. Представляется, что Совету по правам человека ООН и его Консультативному комитету следует провести соответствующее исследование о контрольном механизме МОТ в отношении не ратифицированных конвенций и возможности его применения для повышения эффективности контроля ООН.

Основные различия между контрольными механизмами МОТ и ЮНЕСКО заключается в природе прав человека, при нарушении которых рассматриваются соответствующие жалобы в рамках МОТ и ЮНЕСКО, в информационном характере процедур (информационная открытость (гласность) процедур МОТ и условия практически строгой секретности аналогичных процедур ЮНЕСКО), а также — в реальной возможности участия в разнообразной деятельности МОТ (в том числе и в работе контрольных органах) представителей трудящихся и работодателей, наравне с представителями правительств (так называемый «принцип трипартизма»).

Что же касается деятельности ЮНЕСКО, то, на наш взгляд, эта специализированная организация должна отказаться от политизированности своих процедур и использовать опыт работы конвенционных органов ООН для реформирования своего контрольного механизма.

Исходя из различий в международном контроле, осуществляемым ЮНЕСКО и МОТ, автор предлагает определить международный контроль в рамках МОТ как легитимную деятельность, основывающуюся на общепризнанных принципах и нормах международного права, в ходе которой осуществляется сбор и анализ информации об осуществлении государствами как ратифицированных, так и не ратифицированных конвенций и рекомендаций МОТ в сфере труда.

В настоящее время в большинстве ключевых соглашениях по правам человека процедура рассмотрения индивидуальных жалоб предусматривается в факультативных протоколах. Учитывая, что такая процедура сейчас признана подавляющим большинством государств, представляется целесообразным в новых международных договорах эту процедуру сделать обязательной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Венская Конвенция о праве международных договоров 1969.
  2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979// www.un.org.
  3. Конвенция о правах ребенка 1989// www.un.org.
  4. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948//www.un.org.
  5. Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973// www.un.org.
  6. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984// www.un.org.
  7. Конвенция по предупреждению и наказанию пыток 1985// www.un.org.
  8. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965// www.un.org.
  9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966// www.un.org.
  10. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, сорок восьмая сессия. Дополнение № 18(А/62/18), приложение III.
  11. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, шестьдесят пятая сессия, Дополнение № 40, том I (А/65/40).
  12. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, пятьдесят шестая сессия, Дополнение № 40, том I (А/56/40, том I)) приложение III, раздел В.
  13. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, шестьдесят четвертая сессия, Дополнение № 40, том I (А/64/40 (том I)), приложение VI.
  14. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН. Шестьдесят пятая сессия. Дополнение № 44 А/65/44.
  15. Официальные отчеты ГА ООН. Шестьдесят четвертая сессия. Дополнение № 44 А/64/44.
  16. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи ООН, шестьдесят четвертая сессия. Дополнение № 48(А/64/48).
  17. Резолюция ГА ООН 543(У1) от 5 февраля 1952.
  18. Резолюция ГА ООН 44/25 от 20 ноября 1989.
  19. Резолюция ГА ООН 45/158 от 18 декабря 1990.
  20. Резолюция ГА ООН 61/106 от 13 декабря 2006.24. Резолюция ЭКОСОС № 9(11).
  21. Резолюция ЭКОСОС № 845 (XXXII).
  22. Резолюция ЭКОСОС 1147 (ХП).
  23. Резолюция ЭКОСОС № 1235(ХЫ1).
  24. Резолюция ЭКОСОС № 624 В (ХХП).
  25. Резолюция ЭКОСОС № 1974С (ХХХ1Х).
  26. Резолюция ЭКОСОС № 1596 (Ь).
  27. Резолюция ЭКОСОС 1982/33 от 6 мая 1982.
  28. Резолюция ЭКОСОС 1985/17 от 28 мая 1985.
  29. Резолюция ЭКОСОС 1988/4 от 24 мая 1988.
  30. Резолюции и заключения об укреплении потенциальных возможностей MOT, Provisional Record № 23, Международная конференция труда, 96 сессия. Женева.2007.
  31. Устав Организации Объединенных Наций (Подписан 26 июля 1945 г.) // Действующее международное право (избранные документы): учеб. пособие / Отв. редакторы: Колосов Ю. М., Кривчикова Э. С. М., 2002. С.8−27.
  32. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации"//С3 РФ. 1995.
  33. Doc. UN E/CN.4/2000/112 of 16.02.2000.40. Doc. UN A/CONF. 157/24.
  34. Doc. UN A/57/387 of 09.09.2002.
  35. Doc. UN E/CN.4/2004/127 of 21.04.2004.
  36. Doc. UN E/CN.4/2005/L. 1 l/Add.9.44. Doc. UNA/59/2005.45. Doc. UN A/60/PV.72.46. Doc. UN A/59/2005, 183.47. Doc. UN A/HRC/AC/3/2.48. Doc. UN А/HRC/AC/4/4.
  37. Doc. UN A/HRC/13/56 of 08.02.2011.50. Doc UN A/HRC/7/29.51. Doc. UN A/HRC/RES/5/1.52. Doc. UN A/HRC/RES/6/17.53. Doc. UN 8/PRST/l.54. Doc. UN PRST/9/2.55. Doc. UN A/59/2005.
  38. Doc. UN A/HRC/16/20of 30.12.2010.57. Doc. UN A/62/221.
  39. Doc. UN A/HRC/9/14 15 August 2008.
  40. Doc. UN A/HRC/7/20.15 February 2008.60. Doc. UN A/HRC/4/43.
  41. Doc. UN A/HRC/15/44 of 19 July 2010.
  42. Doc. UN A/65/190 of 6 August 2010.
  43. Doc. UN A/HRC/16/20 of 30.12.2010.64. Doc. UN A/65/40(Vol. I).
  44. Doc. UN A/65/190 of 06.08.2010.66. Doc. UN E/C.12/BEN/2.67. Doc. UN E/C. 12/BEN/CO/2.68. Doc. UN E/C.12/FRA/3.69. Doc. UN E/C.12/FRA/CO/3.
  45. Doc. UN E/C.12/CHE/CO/2−3.71. Doc. UN A/63/280.72. Doc. UN A/63/435.73. Doc. UN E/CN.4/2001/16.
  46. Doc. UN A/48/18 Annex III.75. Doc. UN CERD/C/USA/DEC/1.76. Doc. UN A/63/280.
  47. Doc. UN A/65/190 of 06.08.2010.
  48. Doc. UN CED A W/C/2009/II/4.79. Doc. UN A/RES/54/4.80. Doc. UN CAT/C/3/Rev.4/.81. Doc. UN A/RES/57/199.
  49. Doc. UN CAT/OP/SWE/1 of 10.09.2008.
  50. Doc. UN A/HRC/13/56 of 08.02.2010.84. Doc. UN A/RES/54/263.
  51. Doc. UN A/63/785-S/2009/158.
  52. Doc. UN A/HRC/16/55 of 20.12.2010.
  53. Doc. UN A/HRC/13/56 of 08.02.2011.88. Doc. UNA/61/48.
  54. Doc. UN CRPD/C/2/3 1 & November 2009.
  55. Doc. UN A/HRC/13/56 of 08.02.2011.
  56. Doc. UN A/RES/47/133(1992).92. Doc. UN E/CN.4/1997/74.
  57. Doc. UN A/64/276 10 August 2009.
  58. Doc. UN A/57/387 of 09.09.2002.
  59. Doc. UN A./44/668. 1989. 8 Nov.96. Doc. UN A/59/2005/Add.3.97. Doc. UN HRI/MC/2006/2.
  60. Doc. UN A/57/387. 9 September 2002.
  61. Doc. UN A/58/123 8 July 2003.
  62. Doc. UN HRI/ICM/2003/3. 11 April 2003.101. Doc. UN HRI/MC/2006/2.
  63. Doc. UN A/62/40 (Vol. I) Addendum 5.103. Doc. UN A/63/280.
  64. Doc. UN A/64/276. 10.08.2009.
  65. Doc. UN A/63/280. 13.08.2008.
  66. Doc. UN A/64/276. 10.08.2009.
  67. Doc. UN A/HRC/Sub. 1/58/58. 28 July 2006.
  68. Doc. UN A/65/190 of 6 August 2010.109. Doc. UN HRJ/GEN.2/Rev.6.110. Doc. UN HRI/MC/2011/2.111. Doc. UN HRI/ICM/2011/3.
  69. Doc. UN A/HRC/16/20 of 30.12.2010.113. ССРК/С/99/4.114. ССРК/С/ОШ/66Л1еу.2.115. ССРК/С/З/Яеу.б.116.С11С/С/3/Аск1.5.117. СКС/С/15/Аёё.4.
  70. СКС/С/15/ АсШ. 110 с^ 10 КоуешЬег 1999.
  71. С11С/С/125/Аск1.5 of 23уетЬег 2005.
  72. СЯС/СЖШ/СО/З of 23 ИоуетЬег 2005.121. вВ.312/WP/GBC/l of ЫоуешЬег 2011.
  73. Действующее международное право / Сост. Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. Т.2.М., 1997.
  74. Действующее международное право (избранные документы): Учеб. пособие / Ответ, ред.: Ю. М. Колосов, Э. С. Кривчикова. М., 2002.
  75. Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. д.ю.н., проф. В. А. Карташкин, д.ю.н., проф. Е. А. Лукашева. 2-е изд., доп. М.: Норма, 2002.
  76. Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990.
  77. Права человека. Сборник международных договоров. Универсальные договоры. Нью-Йорк. Женева, 1994.
  78. Права человека: Сб. международных договоров. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2002. Т. I (часть первая). Универсальные договоры.
  79. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XI. М.: Политиздат, 1955.
  80. А.Х., Алисиевич Е. С. Право Совета Европы. Конвенция о защите прав человека и основных свобод: Учеб. пособие. М.: Международные отношения, 2007.
  81. А.Х., Ананидзе Ф. Р. Правовой статус меньшинств и коренных народов. Международно-правовой анализ. Издательство Российского университета дружбы народов. М., 1997.
  82. А.Х., Белоусова A.A. Международный пакт о гражданских и политических правах — 40 лет // Международное право — International Law, 2006, № 4 (28). М: Издательство РУДН, 2005. С. 40 49.
  83. А.Х., Гликман О. В. Международно-правовое признание и правопреемство государств // Международное право: Учебник / Отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М.: Высшее образование- Юрайт-Издат, 2009. С. 143−152.
  84. А. X., Гольтяев А. О. Универсальный периодический обзор ситуации в области прав человека в США: воспримет ли Вашингтон справедливую критику международного сообщества? М.: РУДН, 2011.
  85. А.Х., Гольтяев А. О. Универсальный периодический обзор // Российский ежегодник международного права 2010. СПб: Россия-Нева, 2011. С. 295−305 .
  86. А.Х. Новые тенденции в нормотворческой деятельности ООН в области защиты прав человека // Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, XXI век». По материалам выступлений М.: Городец, 2004. С. 21 26.
  87. А.Х. Защита прав меньшинств по международному и внутригосударственному праву. М.: Права человека, 1996.
  88. А.Х. Организация Объединенных Наций и защиты прав коренных народов: Монография. М.: РУДН, 2010.
  89. А.Х. Рабочая группа по произвольным задержаниям Совета по правам человека ООН // Международное право. 2008. № 2. С. 88 100.
  90. А.Х. Юридическая сила Всеобщей декларации прав человека // Актуальные проблемы современного международного права. Материалы межвузовской научно-практической конференции. Москва, 20−21 апреля 2007 г. М.: Издательство РУДН, 2008. С. 9−17.
  91. А., Ройтер В., К. Хюфнер. Защита прав человека. Международные и российские механизмы. М.: Московская школа прав человека, 2000.
  92. Л.Б., Жуйков В. М., Лукашук И. И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. Права человека. М., 1996.
  93. Е.С., Николаев A.M. Реформа Европейского Суда по правам человека: сложный путь к повышению эффективности контрольного механизма // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2009. № 5. С. 223 232.
  94. Э.М., Клинова Е. В., Манов Б. Г. Обеспечение прав и свобод человека в международном праве. М., 1987.
  95. М.А. Проблема применения в российской правовой системе актов, принимаемых комитетами по правам человека // Международное публичное и частное право. 2005. № 4 (25). С. 18−23.
  96. А. Кофи. Проблема вмешательства. Выступления Генерального Секретаря. Нью-Йорк, 1999.
  97. Аннан А. Кофи Предотвращение вооруженных конфликтов. Доклад Генерального Секретаря. Нью-Йорк. 2002.
  98. Д.Г. Генеральный секретарь ООН и международное право: Монография. Воронеж: Институт ИТОУР, 2010.
  99. Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М., 1996.
  100. Д.К. Международной организации труда 90 лет: основные направления деятельности // Московский журнал международного права. 2009. № 3.
  101. К.А., Моисеев Е. Г. Международное публичное право в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2005.
  102. Н. Проблемы контроля за осуществлением международных норм о правах профсоюзов // Советское государство и право. 1987. № 7. С. 51−59.
  103. И.П. Международное и внутригосударственное право. М., 1960.
  104. Я. Международное право. М.: Прогресс, 1977.
  105. P.M. Контроль в современном международном праве. Монография, 2-е изд., перераб. и доп. Казань: Центр инновационных технологий, 2003.
  106. В.А. Международно-правовая ответственность государства и международно-правовые санкции. Киев, 1976.
  107. В.А. Международно-правовые санкции. Киев, 1982.
  108. О.В. О содержании и правовой природе принципа недискриминации личности в международном праве // Российский юридический журнал. 2003. № 4.
  109. Г. М. Международная правосубъектность // Советский ежегодник международного права, 1986. М., 1987.
  110. Е. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии // Человек и труд. 1994. № 6. С. 34 38.
  111. В.В. ООН и права человека: механизмы создания и осуществления нормативных актов. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 1998.
  112. .Б. Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира. Нью-Йорк, 1992.
  113. А.Т. Процедуры принятия и рассмотрения жалоб в сфере социально-экономических прав: надежды или реальность? // Международное право International Law. 2003. № 1 — 2 (15 — 16). С. 77 — 130.
  114. О.В. Механизм контроля за соблюдением обязательств государств-членов Международной организации труда (МОТ) // Юрист-международник — International Lawyer. 2003, № 4. С. 47 57.
  115. О.В. Проблема эффективности механизма контроля МОТ // Московский журнал международного права. 2005. № 3.
  116. С.И. Права человека в России: теория, история, практика. Учебное пособие. М., 2003.
  117. Гражданские и политические права: Комитет по правам человека. Женева. 1992.
  118. Н.Ю. Актуальные проблемы деятельности конвенционных комитетов в области международной защиты прав человека // Российский ежегодник международного права. СПб, 2003.
  119. Н.Ю. Возможные пути реформирования системы конвенционных органов в области международной защиты прав человека // Московский журнал международного права. 2004. № 2.С. 18 36.
  120. Н.Ю. Процедура подачи и рассмотрение индивидуальных сообщений в договорных органах по правам человека // Юрист -Международник International Lawyer. 2004. № 2. С. 47 — 57.
  121. Гроций Гуго. О праве войны и мира. Три книги. М., 1956.
  122. А.Г. Демократия и Организация Объединенных Наций: Моногр. М.: Современная экономика и право, 2007.
  123. , Г. М. Международная защита прав человека: Вводный курс. М.: Юрист, 2000.
  124. М., Кей Р., Бредли Э. Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии. М., 1997.
  125. Дискриминация в отношении женщин: Конвенция и комитет. Женева, 1995.
  126. Доклад Генерального директора. Выполнение программы МОТ в 2008−09 годах. MKT. 99 сессия. 2010 г. МБТ. Женева, 2010 г.
  127. Ежегодник Комиссии международного права. 1980. Нью-Йорк, 1981.
  128. .Н. Права человека в современном мире: проблемы и решения. -М.: Знание, 1988.
  129. Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
  130. А. Права человека и контроль над их осуществлением в Международной организации труда // Советское государство и право. 1991. № 10. С. 106−115.
  131. A.M. Международно-правовые гарантии: теория и практика применения / Науч. ред.: Курдюков Г. И. Махачкала: ООО «ДИНЭМ», 2009.
  132. Идеалы Всеобщей декларации прав человека и современный мир // Государство и право. 1999. № 11. С. 95 100.
  133. JI.A. Основные вопросы науки международного права. М., 1892.
  134. А .Я. Международные организации в глобализирующемся мире. Монография. М.: РУДН, 2010.
  135. В.А. Всеобщая декларация и права человека // Советский ежегодник международного права. 1988. М.: Наука, 1989. С. 39−49.
  136. Всеобщая декларация прав человека и развитие правозащитного механизма ООН (к 60-й годовщине принятия Всеобщей декларации прав человека) // Юрист-международник International Lawyer. 2008. № 2. С. 4 — 14.
  137. В.А. Международная защита прав человека (Основные проблемы сотрудничества государств). М.: Междунар. отношения, 1976.
  138. В.А. Международная защита прав человека // Права человека. Учебник для вузов / Отв. ред. член-корр. РАН, доктор юрид. наук. Е. А. Лукашева. М., 1999.
  139. В.А. Международное сотрудничество государств в области прав человека и стратегия устойчивого развития // Права человека как фактор стратегии устойчивого развития. М., 2000.
  140. В.А. ООН и права человека//Материалы торжественного собрания и научно-практической конференции Российской ассоциации содействия ООН, посвященной 60-летию Организации Объединенных Наций. М.: Изд-во РУДН, 2006.
  141. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М.: изд-во ИГиП РАН, 1995.
  142. В.А. Права человека в международно-правовых отношениях // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. / Под общ. ред. Е. А. Лукашевой. М., 2002.
  143. В.А. Права человека: международная защита в условиях глобализации. М.: НОРМА, 2009.
  144. В.А. Региональные соглашения по правам человека // Советское государство и право. 1977. № 7. С. 127−131.
  145. В.А. Реформирование конвенционных органов по правам человека // Юрист-Международник International Lawyer. 2007. № 2. С. 11 — 17.
  146. В.А. Реформирование правозащитного механизма ООН (К докладу Генеральной Ассамблеи ООН о работе пятой сессии Совета по правам человека) // Юрист Международник — International Lawyer. 2007. № 4. С. 2−6.
  147. В.А. Соотношение принципов уважения прав человека и внутригосударственного суверенитета // Юрист Международник -International Lawyer. 2006. № 1. С. 3 — 16.
  148. В.А. Учреждение Совета по правам человека и реформирование конвенционных органов //Международное право. 2008. № 2. С.5- 14.
  149. В.А., Пожидаева М. В. Пакты о правах человека и реформирование правозащитного механизма ООН // Юрист-международник — International Lawyer. 2006. № 3. С. 2 19.
  150. В.А., Саакян С. Г. Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений и развитие сотрудничества государств по правам человека // Юрист-международник — International Lawyer. 2007. № 1. С. 11−21.
  151. И.Я. Международный труд. М., 1997.
  152. А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. № 2. С. 144- 152.
  153. Ю.М. Ответственность в международном праве. М.: Юрид. лит., 1975.
  154. Ю.М. Международная безопасность и право // Международная жизнь. 1989. № 3.
  155. Комментарий к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения // Под общей ред. д.ю.н., проф. В. А. Туманова и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. М., 2002.
  156. Комитет против пыток. Женева, 1994.
  157. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Женева, 1992.
  158. Комитет по экономическим, социальным и культурным правам. Женева, 1996.
  159. И.И. Контроль за соблюдением международных обязательств // Советское государство и право. 1977. № 7. С. 139- 143.
  160. И.И. Международный контроль за соблюдением государствами обязательств по международному гуманитарному праву // Международное уголовное правосудие: современные проблемы. М.: Ин-т права и публичной политики, 2009. С. 491 502.
  161. И.И. Международный контроль с использованием космических средств (Международно-правовые вопросы). М., 1981.
  162. И.И. Правовые вопросы контроля за соблюдением международных обязательств // Международное сотрудничество и международное право. М., 1977. С. 40 49.
  163. С.Б. История создания ООН. М., 1960.
  164. С.Н. Международная защита прав человека. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2008.
  165. Р. О международно-правовой ответственности за нарушение прав человека. М.: Междунар. отношения, 1979.
  166. П.М. Международные правонарушения и ответственность государства. Вильнюс, 1973.
  167. Д.Б. Актуальные проблемы теории международного права. М., 1974.
  168. Д.Б. Международное право и сохранение мира. М., 1971.
  169. Д.Б. Ответственность государств в современном международном праве. М.: Международные отношения, 1966.
  170. О.И. Смертная казнь. Опыт комплексного исследования. 2-е изд. перераб. и доп. СПб, 2010.
  171. Е.А. Права человека: время трудных решений // Свободная мысль. 1992. № 4. С. 84 94.
  172. И.И. Международное право. Общая часть. Учебник. М., 1996.
  173. И.И. Новое в осуществлении норм международного права. // Советский ежегодник международного права. 1986. М.: Наука, 1987. С. 46−64.
  174. И. Право международной ответственности. М., 2004.
  175. И.И. Функционирование международного права. М., 1992.
  176. Г. Е. Европейские стандарты в области прав человека: теория и практика функционирования Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. М.: «Звенья», 2000.
  177. Г. Е. К вопросу о современных тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека (проблемы и перспективы) // Московский журнал международного права. 2004. № 2. С. 3−17.
  178. Г. Е. Международный контроль в области прав человека: тенденции и перспективы. М.: Издательство РУДН, 2005.
  179. Г. Е. О деятельности Комиссии ООН по правам человека в контексте международного контроля // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2006. № 1 (19). С. 105 117.
  180. Г. Е. О некоторых тенденциях развития международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека (теоретические и практические аспекты) // Юрист-Международник — International Lawyer. 2004. № 3. С. 10−18.
  181. Г. Е. О некоторых теоретических и практических аспектах международного сотрудничества и международного контроля в области прав человека // Международное право — International Law. 2005. № 4 (24). С. 97−111.
  182. Ю.Н. Совет Безопасности ООН и вопросы международного управления // Международное право — International Law. 2006. № 1 (25). С. 24−47.
  183. О.С. Совет по правам человека новый этап развития правозащитной системы ООН // Российский ежегодник международного права. 2008. СПб: Россия-Нева, 2009. С. 221 — 224.
  184. .Г. ООН и содействие осуществлению соглашений о правах человека / Отв. Ред. Чхиквадзе. М.: Наука, 1986.
  185. , С.Ю. Вопросы эффективности норм международного права // Советский ежегодник международного права. 1988. М.: Наука, 1989. С. 12 22.
  186. С.Ю., Суворова В. Я. Реализация норм международного права // Международное право / Под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова. М.: Норма, 2002.
  187. Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. СПб, 1998.
  188. Международная защита прав человека с использованием некоторых международно-правовых механизмов / под руководством К. А. Москаленко / Издание четвертое, исправленное и дополненное. М., 2006.
  189. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебное пособие для вузов/ отв. Ред. P.M. Валеев, Р. Г. Вагизов. Казань, 2007.
  190. Международная конференция труда, 97-я сессия. 2008.
  191. Международное право. Учебник / Под ред. Г. В. Игнатенко. М., 1995.
  192. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила), принятые Генеральной Ассамблеей в резолюции 45/110 от 14декабря 1990 г.
  193. А.П. Кодификация и прогрессивное развитие международного права. М.: Юрид. лит., 1972.
  194. А.П. Международная защита прав человека. М.: Госюриздат, 1958.
  195. А.П. Права человека и международные отношения. М.: Наука, 1982.
  196. МОТ: Укрепление потенциальных возможностей МОТ по оказанию содействия государствам-членам в достижении целей организации в контексте глобализации, доклад V, Международная конференция труда, 96-сессия, Женева. 2007.
  197. Т.Н. Санкции системы ООН. Международно-правовой аспект. М.: Изд-во Иркутского университета. 1992.
  198. О., Орский М. Международное право и права человека // Курьер ЮНЕСКО. 1978.
  199. И.В. Некоторые правовые и практические аспекты координации в системе ООН в области прав человека (на примере сотрудничества ООН и ЮНЕСКО) // Советский ежегодник международного права. 1984. М.: Наука, 1986. С. 264−269.
  200. Общая теория прав человека. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор доктор юридических наук Е. А. Лукашева. М.: Издательство НОРМА, 1996.
  201. Организация Объединенных Наций и защита прав человека: Монография / Под ред. А. Х. Абашидзе. М.: РУДН, 2009.
  202. Я.А. ООН и права человека. М.: Междунар. отношения, 1968.
  203. Права ребенка. Женева, 1992.
  204. Права человека. Внесудебные казни, казни без судебного разбирательства или произвольные казни. Фактологический бюллетень №ll (Rev.l). 50-я годовщина принятия Всеобщей декларации прав человека 1948−1998.
  205. Права человека в истории человечества и в современном мире / Отв. ред. Лукашева Е. А. М., 1989.
  206. Права человека и процессы глобализации современного мира / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: НОРМА, 2005.
  207. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / под общ. ред. Е. А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2002.
  208. Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Лукашева Е. А. М.: НОРМА, 2000.
  209. Права человека. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Изложение фактов. № 12.278. 50-летие Всеобщей Декларации прав человека // Российский бюллетень по правам человека. 1999. № 11. С. 5 38.
  210. Ю.А. О рассмотрении частных жалоб конвенционными органами ООН//Московский журнал международного права. 2002. № 2.
  211. Л. Проблемы защиты прав человека в объединенной Европе. Защита прав человека в современном мире. М., 1993.
  212. К.П. Международно-правовые проблемы ЮНЕСКО. М., 1969.
  213. Руководство по процедурам, касающимся международных конвенций и рекомендаций о труде. МБТ, 1995.
  214. Ю.В. О соотношении российского законодательства в области защиты прав человека с основными международными стандартами // Московский журнал международного права. 2000. № 3. С. 97 106.
  215. Словарь международного права. М.: Международные отношения, 1982.
  216. А.Н. Международные договоры в современном мире. М., 1973.
  217. Л.Н. Защита прав человека и международно-правовое регулирование применения силы // Вестник РУДН. Серия «Юридические науки». 2006. № 2. С. 94 103.
  218. Л.Н. Санкции ООН и международная защита прав человека // Актуальные проблемы современного международного права. Материалы ежегодной межвузовской научно-практической конференции. Москва. 17 апреля 2006 г. М., 2006. С. 100 114.
  219. О.И. Международное гуманитарное право. M., 1999.
  220. О.И. О понятии международно-правового контроля // Советский ежегодник международного права. 1988. М.: Наука, 1989. С. 86 99.
  221. .Р. Всеобщая международная безопасность. М., 1990.
  222. Г. И. Основы современного международного права. М., 1956.
  223. Г. И. Теория международного права. М.: Наука, 1970.
  224. Г. И. Теория международного права / Под общей ред. проф. JI.H. Шестакова. М.: Издательство «Зерцало», 2006.
  225. Е.Т. Очерки теории международного права. М.: Норма, 2008.
  226. В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. М.: Логос, 2007.
  227. А. Международное право. М., 1959.
  228. Д.В. Международные институты по контролю за соблюдением прав и свобод человека: параметры становления и развития в современном миропорядке // Государство и право. 1994. № 12. С. 51 60.
  229. C.B. Борьба с нарушениями прав человека и международные процедуры // Советское государство и право. 1980. № 1.С. 91 99.
  230. C.B. Нарушения прав человека как международное преступление // Международное право. 2010. № 3 (43). С. 3 16.
  231. C.B. ООН и права человека // Международное право -International Law. 1998. № 3. с. 5 14.
  232. C.B. Развитие международных стандартов и процедур в области прав человека // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1989. С. 117 120.
  233. C.B. Теория международного права. В 2-х томах. Т. 2. М., 1999.
  234. П.В., Мезяев А. Б., Насырова A.M., Хадиева Г. Н. Универсальные и региональные системы защиты прав человека и интересов государства / Ред. проф. Г. И. Курдюков. Казань, 2002.
  235. Чу марев C. J1. Об итогах первой и второй специальной сессий Совета ООН по правам человека // Московский журнал международного права. 2007. № 3(67). С. 33−39.
  236. В.М. Государство, демократия, социализм. М., 1967.
  237. В.М. О некоторых международных аспектах проблемы прав человека // Советское государство и право. 1987. № 7.С. 85 92.
  238. Е.А., Поточный М. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций. М., 1988.
  239. О.В. Международно-правовая защита трудовых прав в контексте глобализации // Тетради международного университета в Москве. 2006. № 2.
  240. О.В. Международно-правовая защита трудовых прав (на универсальном и региональном уровнях) // Внешнеторговое право. 2006. № 3.
  241. Abebe, Allehone Mulugeta. Of Shaming and Bargaining: African States and the Universal Periodic Review of the United Nations Human Rights Council // Human Rights Law Review. Oxford University Press, 2009. Vol.9. Issue 1. P. 1−35.
  242. Abraham, Meghna. Building the New Human Rights Council: Outcome and analysis of the institution-building year. Occasional Paper 31. Geneva: Friedrich Ebert Stiftung, 2007.
  243. Addo Michael K. The legal nature of international human rights -Leiden/Boston: M. Nijhoff, 2010.
  244. Alland D., Teitgen-Colly C. Traite du droit de l’asile. Paris: Presses Universitaires de France, 2002.
  245. Alfredsson, Gudmundur, Turk, Danilo. International Mechanisms for the Monitoring and the Protection of Minority Rights // Monitoring Human Rights in
  246. Europe: Comparing International Procedures and Mechanisms / ed. by Arie Bloed et al. Dodrecht, the Netherlands: Kluwer Academic Publishers, 1993. P. 169- 187.
  247. Almqvist Jessica. A Bold Step towards Effective Rights for All // The UN Human Rights Council: Challenges and Opportunities / ed. by Jessica Almqvist, Felipe Gomez Isa. Madrid: FRIDE, 2006. P. 47 57.
  248. Alston, Philip, Rodriguez-Bustelo, Maria. Taking Stock of the United Nations Human Rights Procedure: Report of a January 1988 Workshop at Lake Mohonk, NY New York: The Fletcher School of Law and Diplomacy, 1988.
  249. Alston P. and Simma B. The second session of the United Nations Committee on Economic, Social and Cultural Rights // 1988, 82 AJIL 603.
  250. Alston P. Revitalising United Nations work on human rights and development //1991, 18 Weib UL Rev. 216.
  251. Alston P. The United Nations and Human Rights: A Critical Appraisal. Oxford: Claredon, 1992.
  252. Alston P. United States ratification of the Covenant on Economic and Social Rights: the need for an entirely new strategy // 1990, 84 AJIL 365.
  253. Bailey, Sidney Dawson. The UN Security Council and Human Rights New York: St. Martin's Press, 1994.
  254. Brett, Rachel. Neither Mountain nor Molehill. UN Human Rights Council: One Year On. Geneva: Quaker United Nations Office, 2007.
  255. Charter of the United Nations and Statute of the International Court of Justice. United Nations. New York.
  256. Chowdhury, Tareq M.R. Legal Framework of International Supervision. -Edsbruk, Sweden: Akademitryck, 1986.
  257. Forsythe, David P. Human Rights in International Relations. 2-nd Edition. New York: Cambridge University Press, 2006.
  258. Forsythe, David P. Human Rights and World Politics (Second Edition). USA: University of Nebraska Press, 1989.
  259. Drost P.N. Human rights as legal rights. Leiden, 1951.
  260. Golsong H. Implementation of international protection of human rights // Acad, droit intern, is, 1963. vol. 110.
  261. Gras, Jutta. The European Union and Human Rights Monitoring. Helsinki: University of Helsinki, 2000.
  262. Holcombe A.N. Human rights in the modern world. N.Y., 1948.
  263. Humphrey J. P The UN Chapter and the universal declaration of human rights // The international protection of human rights. L., 1967.
  264. Kirchmeier, Felix. Fine tuning the institution building: The 6th Session of the UN Human Rights Council, 10−28 September. Geneva: Friedrich Ebert Stiftung, 2007.
  265. Kirchmeier, Felix. The Role of Parliaments in the Universal Periodic Review: A review of resolution A/HRC/RES/5/1 of the Human Rights Council and further suggestions. Geneva: Friedrich Ebert Stiftung, 2009.
  266. Klabbers J. An introduction to international institution law. Cambridge, 2004.
  267. Koechler, H. Global Justice or Global Revenge? International Criminal Justice at Crossroads. Springer, 2003.
  268. Landman Todd, Carvalho Edzia. Measuring Human Rights. NY: Routledge, 2010.
  269. Landy, E.A. The Effectiveness of International Supervision: Thirty Years of ILO Experience. New York: Steven and Sons, 1966.
  270. Lauterpacht H. An international bill of the rights of man. N.Y., 1945.
  271. Lauterpacht H. International law and human rights. L., 1950.
  272. Lennen N. Groups Rights and Discrimination in International Law. London, 1991.
  273. Loucaides, Loukis G. Essays on the developing law of human rights. Dordrecht, Netherlands: M. Nijhoff, 1995.
  274. Macbride S. The international protection of human rights // Rene Cassin amicorum discipulorumque liber: Problemes de la protection international des droits de 1'homme. P., 1969.
  275. Moskowitz M. Human rights and world order. N.Y., 1958.
  276. Morsink J. World War Two and the Universal Declaration // 1993, 15 HRQ 357.
  277. Muller, Sam et al. The International Court of Justice- Its Future Role After Fifty Years. The Hague: Kluwer International, 1997.
  278. Mutual praise society. Country scorecard and evaluation of the Universal Periodic Review system of the U.N. Human Rights Council // Geneva: UN Watch, 2009.
  279. New Institutions for Human Rights Protection / Edited by Boyle, Kevin. New York: Oxford University Press, 2009.
  280. Nifosi, Ingrid. The UN Special Procedures in the Field of Human Rights. Antwerpen-Oxford: Intersentia, 2005.
  281. Normand, Roger- Zaidi, Sarah. Human Rights at the UN: the Political History of Universal Justice. Bloomington and Indianapolis, USA: Indiana University Press, 2008.
  282. Ramcharan, Bertrand G. A UN High Commissioner in Defence of Human Rights. Leiden/Boston, M. Nijhoff, 2005.
  283. Ramcharan, Bertrand G. The Protection Role of the UN Human Rights Special Procedures. Leiden/Boston, M. Nijhoff, 2009.
  284. Ramcharan, Bertrand G. The Security Council and the Protection of Human Rights. The Hague: Kluwer Law International, 2002.
  285. Ramcharan, Bertrand G. The United Nations High Commissioner for Human Rights: the challenges of international protection. The Hague- New York: Kluwer Law International, 2002.
  286. Rathgeber, Theodor. The HRC Universal Periodic Review: A preliminary assessment. Geneva: Friedrich Ebert Stiftung, 2008.
  287. Robertson A.H. Human rights in the world. L., 1972.
  288. Robertson A., Merrills J. Human Rights in the World. 4th ed. Manchester, 1996.
  289. Symonides J. International control of the observance of treaties devoted to human rights. W., 1973.
  290. Simpson, G. Great Powers and Outlaw States. Cambridge University Press, 2004.
  291. Starke J.G. Human rights and international law // Human rights: ideas and ideologies. L., 1979.
  292. The international bill of rights: The covenant on civil and political rights. N.Y., 1981.
  293. The international protection of human rights. L., 1967.
  294. Thornberry, Patrick. International Law and the Rights of Minorities. USA: Oxford University Press, 1991.
  295. Traub, James. The Best Intentions Kofi Annan and the UN in the Era of American Power. USA: Farrar, Straus and Giroux, 2006.
  296. Universal Periodic Review of Human Rights: Towards Best Practice / Edited by Dr. Purna Sen. London: Commonwealth Secretariat, 2009.
  297. Van Bueren G. The International Law on the Rights of the Child. Dordrecht: Martinus Nijhoff, 1995.
  298. Weissbrodt, David and Anti-Slavery International. Abolishing Slavery in Its Contemporary Forms. Geneva: Office of the High Commissioner for Human Rights, 2002.
  299. Human Rights Monitoring Mechanisms of the Council of Europe / Edited by Gauthier de Beco. Routledge, 2011.
  300. Jernow Allison L. Ad Hoc and Extra-Conventional Means for Human Rights Monitoring // Administrative and Expert Monitoring of International Treaties / ed. by Paul C. Szacz, 1999.
  301. Dmitrijevic, Volin. The Monitoring of Human Rights and the Prevention of Human Rights Violations through Reporting Procedures // Monitoring Human Rights in Europe: Comparing International Procedures and Mechanisms / ed. by Arie Bloed etal., 1993.
  302. Landy, E.A. The Effectiveness of International Supervision: Thirty Years of ILO Experience, 1966.
  303. Chowdhury, Tareq M.R. Legal Framework of International Supervision. Edsbruk, Sweden: Akademitryck, 1986.
  304. Review of annual reports under the follow-up to the ILO Declaration of fundamental Principles and rights at Work. ILO, 2000.
  305. ILO: Director-General's introduction to the International Labour Conference: Consolidating progress and moving ahead, Report 1(A), International Labour Conference, 93th Session, Geneva, 2005.
  306. International Labour Conference. Provisional Record, 99 th Session, Geneva, 2010.
  307. Farer T. Inquiry into the Legitimacy of Humanitarian Intervention // Law of Force in the New International Order/ Boulder, 1991.
  308. Fawcett S. The law of nations- An introduction to international law. L., 1968.
  309. Hevener N.K., Mother S.A. General principles of law and the UN covenant on civil and political rights. Intern, and comp. La. Quart/ 1978/ vol. 27, pt 3.
  310. Kunz G.L. Sanctions in the international law // The American journal of international law. Washington, 1960. Vol. 54. № 2.
  311. Lauterpacht H. International law and human rights. L., 1950.
  312. Moskowitz M. Human rights and world order. N-Y., 1958.
  313. Review of annual reports under the follow-up to the ILO Declaration of fundamental Principles and rights at Work. ILO, 2000.
  314. Robertson A. Human rights in the world. L. 1972.
  315. Sohn L.B. A short history of United Nations. Documents on human rights. N-Y., 1968.
  316. Swepston L. The International Labour Organization and Human Rights Access to the ILO// International human rights monitoring mechanisms: essays in honor of J.T. Moller. Edited by Alfredsson G., Grimheden J., Ramcharan B.G., Zayas A. 2000.
  317. Szacz, Paul С. Introduction // Administrative and Expert Monitoring of International Treaties / Ed. By Paul C. Szacz. Ardsley, NY, USA: Transnational Publishers Inc., 1999. P. 1 17.
  318. Upton, Helen. The Human Rights Council: First Impressions and Future Challenges // Human Rights Law Review. Oxford University Press, 2007. Vol. 7(1). P. 29−39.
  319. Zimmerman, Andreas. Dispute Resolution, Compliance Control and Enforcement in Human Rights Law // Making Treaties Work: Human Rights, Environment and Arms Control / ed. by Geir Ulfstein. New York: Cambridge University Press, 2007. P. 15 47.
  320. V. Диссертации и авторефераты
  321. O.B. Принцип недискриминации личности в международном праве. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.
  322. В.В. Принятие ООН актов о правах человека и международный механизм их имплементации. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Казань, 1994.
  323. О.В. Защита прав человека в сфере труда в деятельности МОТ насовременном этапе. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.
  324. А.О. Международный контроль в области прав человека и Универсальный периодический обзор. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2011.
  325. Н.Ю. Конвенционные комитеты в области международной защиты прав человека. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2005.
  326. . Международно-правовая защита прав детей (международно-правовые аспекты). Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, канд. юрид. наук. М., 2004.
  327. A.M. Режим беженцев в международном праве. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. Казань, 1999.
  328. Е.А. Международно-правовые проблемы деятельности Международной организации труда в условиях глобализации. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.
  329. П.С. Новые тенденции международного сотрудничества в области прав человека. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2002.
  330. Р.Э. Правила процедуры как выражение собственной юридической воли межгосударственных организаций. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.
  331. Т.Н. Влияние межправительственных организаций системы ООН на развитие международного права. Диссертация на соиск. уч. степ, д-ра юрид. наук. М., 1993.
  332. К. Современные теоретические аспекты международно-правовой защиты прав ребенка. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, канд. юрид. наук. М., 2010.
  333. Е.В. Международно-правовые основы деятельности Комитета по правам человека. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2005.
  334. В. Международно-правовые вопросы организации, компетенции, значения и деятельности ЮНЕСКО на современном этапе. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 1983.
  335. JT.H. Применение силы в международных отношениях и защита прав человека. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2007.
  336. Е.Ю. Международный контроль за соблюдением международных договоров. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук М., 2008.
  337. Юй Лимэй. Пакты о правах человека и их имплементация в Китае: Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук. М., 2004.1. VI. Интернет-ресурсы:410. Сайт МОТ www.ilo.org411. Сайт ООН www.un.org
  338. Сайт Управления Верховного комиссара по правам человека www2.ohchr.org
  339. Сайт ЮНЕСКО www.unesco.org
  340. Страница Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам www.ohchr.org/english/bodies/cescr/index.htm
  341. Страница о реформе ООН www.un.org/russian/reform
Заполнить форму текущей работой