Технология допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся в условиях билингвального гимназического образования
Диссертация
Разработан алгоритм выбора профиля (специальности) начальной профессиональной подготовки учащихся гимназий и средних общеобразовательных школ из числа востребуемых на рынке труда региона, предусматривающий трехэтапную иерархическую процедуру принятия решений по критериям: соответствия ресурсных (кадровых, учебно-методических, материально-технических) возможностей образовательного учреждения… Читать ещё >
Содержание
- I глава. Допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка учащихся как социально-педагогическая проблема современного общего среднего образования
- 1. 1. Исторический аспект эволюции развития гимназического образования
- 1. 2. Анализ опыта и научных разработок допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся
- 1. 2. 1. Анализ опыта средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев по организации допрофессиональной подготовки учащихся
- 1. 2. 2. Основные особенности проведения начальной профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных школ, гимназии, лицеев
- 1. 3. Социально-дидактические проблемы и задачи допрофес-сиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся
- 1. 4. Выводы по 1-ой главе
- II глава. Концепция и технология допрофессионального и начального профессионального образования учащихся гимназии
- 2. 1. Формирование информационно-дидактической базы, обеспечивающей допрофессиональную (предуниверситетскую) подготовку учащихся
- 2. 2. Методики гибкого нормирования учебной нагрузки учащихся академического колледжа
- 2. 3. Методика обоснования профилей дополнительного начального профессионального образования учащихся старших классов
- 2. 4. Психолого-педагогическое сопровождение допрофессиональ-ного и начального профессионального образования
- 2. 5. Выводы по 2-ой главе
- III глава. Реализация системы допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся в условиях билингвального гимназического образования
- 3. 1. Характеристики опытно-экспериментальной базы исследования
- 3. 2. Использование педагогических инноваций в процессе реализации системы допрофессионального и начального профессионального образования
- 3. 3. Реструктурирование системы управления учебно-методической работой гимназии
- 3. 4. Психолого-педагогический мониторинг образовательного процесса в структурах допрофессионального и начального профессионального образования
- 3. 5. Выводы по 3-ей главе
Список литературы
- Абдулин Р.С. Ориентация и допрофессиональная подготовка учащихся старших ^ классов общеобразовательных школ к юридической профессии. Специальность 13.00.01. Курган, КГПУ, 1995 Диссертация.канд. пед. наук.
- Акимов И.Н. Допрофессиональная трудовая подготовка в средней школе Германии на современном этапе. Специальность 13.00.01. М., МГУ им. Ломоносова М. В., 1994. Диссертация.канд. пед. наук.
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике/Под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. НГУ, Новгород, 1994. -73 с.
- Андреева Л.И., Михелькевич В. Н. Модель школы и реалии жизни/Родник, № 2, 1996. с. 5−8.
- Андреева Л.И., Михелькевич В. Н. Дифференциация обучения в системе непрерывного экологического образования/Родник, Тольятти-Самара, 1995, № 1. -с. 16−20.
- Андреева Л.И., Михелькевич В. Н. Проблемы допрофессионального экологического образования школьников/Доклады III съезда Петровской академии наук и искусств «Образованная Россия: специалист XXI века». ПАНИ. СПб., 1997. -с. 102−107.
- Андреева Л.И., Михелькевич В. Н., Кустов Ю. А. Система непрерывного экологического образования школьников/ Учебное пособие. Экологическая Академия Поволжья. Тольятти. 1997. -229 с.
- Балахин В.И., Заяц В. П., Паландузян Ю. Х., Богословский В. И. Основы теории и практики профориентации. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Л., 1991. 172 с.
- Бекренев А.Н., Михелькевич В. Н. Высокие и интенсивные технологии обучения в системе непрерывного образования «школа-вуз»/Кн. «Высокие и интеллектуальные технологии образования и науки». СПбГТУ, Санкт-Петербург, 1996. с. 33−39.
- Бекренев А.Н., Михелькевич В. Н. Интегрированная система многоуровневого высшего образования/Высшее образование в России. 1995, № 2. -с. 111−123.
- Бекренев А.Н., Михелькевич В. Н. Многоуровневая структура высшего технического образования: проблемы и решения/Вестник Самарского государственного технического университета. Самара, 1995, № 3. -с 7−25.
- Бетев В.А. Задачи и упражнения по методике обучения физике. КГПИ: Куйбышев, 1983. 52 с.
- Болтунов А.П. Система профориентационной работы в выпускных классах общеобразовательной школы: Тексты / Из-во МГУ. М., 1983.
- Борисова Е.М., Гуревич К. М. Психологическая диагностика школьной профориентации//Вопросы психологии, 1998, № 1, с. 77−82.
- Ворожейкина О.Л. Система образования в ФРГ. М., 1991. 132 с.
- Высшая школа СССР за 50 лет (1917−1967). Под ред. В.П.Елютина/М., Высшая школа, 1967. -272 с.
- Гагаринская Н.П., Полушкина Л. И., Михелькевич В. Н., Прохоренко А. А., Мегедь В. М. Методика гибкого нормирования среднестатистической загрузки учащихся академического колледжа/Межвузовский сборник научных трудов, СГТУ, Самара, 1998. -с.52−59.
- Галаган А.И. Система образования в Японии. М., 1989. — 60 с. — (Проблемы зарубежной высшей школы: Обз. инф./НИИ ВШ, вып. 1).
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М.: Школа-Пресс, 1995. -448 с.
- Гимназия. Энциклопедический словарь, том VIII, 1893, СПб, -с. 694−707.
- Гормин А.С., Дмитриева И. И. Модель гимназического образования/Тезисы Международной конференции-семинара «Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика». ИЦ ПКПС. М&bdquo- 1994. — с. 221−224.
- Доровский А.И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. -210 с.
- Егерев М.Г., Ларионов В. Н., Гатин Д. Ю. Образовательные учреждения Самарской области. СИПКРО. Самара, 1995. 68 с.
- Жердев О.Б. Сочетание общетрудовой политехнической и профессиональной подготовки учащихся в условиях конкретного экономического региона. Специальность 13.00.01., ИОО МО РФ. М., 1995. Диссертация.канд. пед. наук.
- Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., Просвещение. 1998.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М., Политиздат, 1991. — 462 с. t//29. Как выбрать профессию. М., Просвещение, 1984.
- Кирмайер М. Мультимедиа: пер. с нем. СПб BHV Спб.1994. -192 с.32. Климов Е. А. Как выбрать профессию. — М., Просвещение, 1990. — 159 с.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1996.
- Козлов В.Н. Базисные категории и методы в образовательных и научных технологиях/Высшее образование: проблемы и перспективы развития. Киев, 1995. -с. 142−148.
- Козлов Д.В. Довузовский учебный комплекс и профильное обучение в вузе/Материалы V Международной научно-методической конференции «Высокие интеллектуальные технологии образования и науки». СПбГТУ. Санкт-Петербург, 1998.-с. 133−135.
- Коноваленко Ю. Южная ссылка академика Щетинина./Новые известия. 21 февраля 1998. с. 2.
- Концепции, структуры и содержание многоуровневой системы высшего технического образования России/Санкт-Петербург, СПбГТУ, 1993. 209 с.
- Концепция реформирования начального профессионального образования. МОПО РФ/ Образование в документах. 1997, № 16. -с 80−92.
- Кочетов А.И., Коломенский Я. Л. и др. Педагогическая диагностика в школе. -Минск, 1987.
- Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: Методическое пособие. М.: Ин-т РАО, 1997. — с. 50−75.
- Кустов Ю.А. Единство и преемственность педагогических действий в высшей школе. СГУ, Самара, 1993. 112 с.
- Кустов Ю.А. Преемственность как составная часть методологических основ интеграции образовательных систем. Вестник СГТУ, № 3, 1995. с. 80−87.
- Лернер П.С. Проектирование по «Технологии'УШкола и производство. № 3, 1995. с.15−19.
- Лингвистическая гимназия-лаборатория/Управление школой, 1997, № 16 (Антология развивающего управления), -с. 1−8.
- Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (отв. ред. А.Ф.Кудряшов). Петрозаводск: «Петроком», 1992. — 318 с.
- Мазур З.Ф. Проектирование инновационной деятельности в образовании. М.: Агентство «Дианисс», 1997. — 273 с.
- Макарова Л.В., Макаров А. А. Непрерывное образование как категория/Сб. материалов научно-метод. семинара «Непрерывное образование: проблемы интеграции средних школ, профессиональных лицеев, колледжей и вузов». СИПКРО, Самара, 1998. -с 13−20.
- Малькова З.А. Современная высшая школа США/ Педагогика. М., 1971. 368 с.
- Митрофанов С.П. Мир информационных технологий средней общеобразовательной гимназии города Сургута/Информатика и образование. 1997, № 3. -с. 27−32.
- Михелькевич В.Н., Петрованова JI.M., Рябинова Е. Н. Психологическое сопровождение продвинутого и ускоренного обучения одаренных детей в академическом колледже/Тезисы докладов Российской научно-методической конференции .ЧГТУ. Челябинск, 1993. с. 15−16.
- Михелькевич В.Н., Подушкина Л. И., Мегедь В. М. Продвинутое и непрерывное образование одаренных учащихся в интегрированной системе «гимназия-университет»/Материалы межвузовской научной конференции «Наука-Бизнес-Образование». ПИБ. Самара, 1998. -с. 42−44.
- Михелькевич В.Н., Подушкина Л. И., Мегедь В. М. Справочник по педагогическим инновациям. Самара, МОУ МГ-11, 1998. 172 с.
- Монахов В.М. Педагогическая технология профессора Монахова/ Педагогический вестник, 1996, № 1,2.
- Морозов Р.Г. Формирование профессионального самосознания школьников в процессе учебно-трудовой деятельности. Специальность 13.00.01. Казань, КГПУ, 1993. Диссертация.канд. пед. наук.
- Непрерывное образование: проблемы интеграции средних школ, профессиональных лицеев, колледжей и вузов. Материалы региональной научно-методической школы-семинара. СГТУ, СИПКРО. Самара, 1998. -217.
- Никандров Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран: Основные вопросы дидактики. М., Высшая школа, 1978. -279 с.
- О присвоении квалификации по профессиям выпускникам общеобразовательных учреждений. Приказ МО РФ № 1072/11 от 08.07.96/0бразование в документах. 1996, № 17.-61 с.
- Общая психодиагностика/Сборник научных трудов (авт.коллекив А. А. Бодалев, В. В. Столин и др.) М.: Изд-во МГУ, 1987. — 304 с.
- Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов: ОК 016−94. Гоструд РФ, Госстандарт РФ. М., 1995.
- Одаренные дети: Пер с англ./Общая ред. Б. М. Бурменской и В. М. Слуцкого. М., Прогресс, 1991. — 376 с.
- Очерки истории высшей школы Новосибирска: сборник/Ред. А. С. Востриков, И.А. Молетотов- НГТУ. Новосибирск, 1994. 157 с.
- Пашков А.Г. Труд в школе: кризис или основление/Знание, М., 1992. 80 с.
- Педагогика. Под. ред. П.И.Пидкасистого/М., Российское педагогическое агентство, 1995. 637 с.
- Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе/Науч.ред. Шамова Т. И. и Третьякова П. И. МГПУ ТИПК. Москва-Тюмень. 1994. -277 с.
- Первичная психологическая профконсультация Врачебная профконсультация: Методические рекомендации. ЛГУ, ЛГЦПМ. Л., 1988.
- Пискунов А.И. Христоматия по истории зарубежной педагогики. М., Просвещение. 1981.-528 с.
- Пиявский С.А. Математическое моделирование творческого развития исследователя/Материалы 2-го проблемного семинара «Интеллектуальная и творческая одаренность». Самара, СГАСА. 1997.
- Пиявский С.А., Акопов Г. В., Веревкина И. Н., Афанасьева В. Н. Комплекс психологической и социоадаптационной диагностики ПАВА/Межвузовский сборник научных трудов «Математическое моделирование». Самара, СГАСА. 1998. с. 42−48.
- Положение о городском конкурсе исследовательских работ учащихся средних учебных заведений-участников городской программы «Кадровый потенциал»: Разработчик проф. Пиявский С.А./Администрация г. Самары. Самара, 1996. 37 с.
- Положение о профессиональной ориентации к психологической поддержке населения в Российской Федерации/Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.1996 г. № 1/Вестник образования № 5, 1997. -с. 38−48.
- Положение об областном академическом колледже Самарского государственного технического универститета/ГУОА СО-СамГТУ, Самара. 9 с.
- Положение об областном техническом лицее Таганрогского радиотехнического института/Сост. И. Б. Доценко, Н. Н. Заичкин, А. Б. Колпачев и др.: ТРТИ, Таганрог, 1992.-23 с.
- Полушкина Л.И. Гимназическое билингвальное образование/Родник, 1997, № 2,-с. 17−18.
- Полушкина Л.И. Гимназия «Международная» в культурной среде города и региона/Тезисы Международной научно-практической конференции «Педагогический процесс как культурная деятельности». СИПКРО. Самара, 1997. -с. 438−441.
- Полушкина Л.И. Технология допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки учащихся гимназии/Тезисы докладов научно-методической конференции «Актуальные проблемы университетского технического образования». СГТУ, Самара. 1998. с.44−45.
- Подушкина Л.И., Мегедь В. М. Опыт и становление билингвального гимназического образования/Сборник научных трудов «Непрерывное образование: интеграция школ, лицеев, колледжей и вузов». СИПКРО, Самара, 1998. с. 76−81.
- Полушкина Л.И., Михелькевич В. Н. Билингвальное обучение в системе непрерывного образования «школа-вуз «/Тезисы докладов научно-методической конференции «Актуальные проблемы университетского технического образования». СГТУ. Самара, 1996.-с. 30−31.
- Полушкина Л.И., Михелькевич В. Н. Становление Alma-mater/Альманах «Единый мир». МГ-11, Самара, 1998. -с. 5−12.
- Полушкина Л.И., Михелькевич В. Н., Мегедь В. М. Академический колледж -интегрированная система непрерывного образования «школа-вуз»/Новые тенденции развития профессионального и дополнительного образования. ТПИ, Тольятти, 1998. с. 69−70.
- Полушкина Л.И., Михелькевич В. Н., Мегедь В. М. Как составить и оформить реферат/Самара, МОУ МГ-11, 1996. 16 с.
- Полушкина Л.И., Пиявский С. А., Мамигонова Т. А., Козловская Г. Е., Марычева А. Н. Инновационный проект Международной гимназии № 11: идеология, технология, опыт внедрения. ПРНЦ МГПУ. Самара, 1996. с. 82−86.
- Полушкина Л.И., Савицкая Е. М. Психолого-педагогические проблемы одаренности детей/Сб.научн. трудов «Педагогические инновации». СИПКРО, Самара, 1997.
- Ф 101. Практика выявления одаренных учащихся в школах США. М., 1992. -14 с.
- Педагогика и народное образоание за рубежом: Экспресс-инф./НИИТ и INTERNET- вып 2(170)).
- Преображенский С.С. Краткое руководство для практических занятий по педагогике учениц 8 класса 2-ой Самарской женской гимназии. Самара. Типография Н. В. Жданова, 1904. -с. 1−8.
- Прохоренко А.А., Полушкина Л. И., Новикова Т. С. Профильные экономические классы: организационно-методическая структура и содержание обучения/Вестник Самарского государственного технического университета. Выпуск 3. Самара, 1995. -с 170−176.
- Рекомендации по разработке учебных планов и программ профессиональной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений/Главное управление образования администрации Самарской области. Самара, 1997. 7 с.
- Рябинова Е.Н. Интегрированные образовательные системы «средняя школа-вуз»/Тезисы докладов международного семинара «Двухступенчатое образование и самофинансирование вузов». БЛИ, Юрмала, Латвия, 1992. -с. 53−54.
- Савицкая Е.М. Малый педагогический университет как форма довузовской подготовки учащихся/Тезисы докладов научно-методической конференции «Актуальные проблемы университетского технического образования». СГТУ. Самара, 1998. 126 с.
- Семилетов С.С. Допрофессиональная подготовка в общеобразовательной японской школе. Специальность 13.00.01. -М.1984. Диссертация.канд. пед. наук.
- Сквирский В.Я. Метод экспертных оценок в педагогической диагностике//Информационное обеспечение прогнозирования и развития непрерывного образования. М., АПН СССР, 1990.
- Справочник «Независимые школы Москвы"/Авт. колл., руков. Д. Якубов. «Радуга». М&bdquo- 1994. 136 с.
- Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. СПб. — М., 1992.
- Сундукова Л.В. Профессиональная ориентация в Англии./Высшая школа. Минск, 1977. 128 с.
- Татарашвили Т.А. Система подготовки интеллектуальной элиты в США/Под ред. Ю. Я. Клеко. -М, 19 988. 68 с. -Обз. информация/НИИ ВШ- вып. 1.
- Толкачев Д., Трушин А, Туева Е. Благослови: да здравствует лицей/Журнал «Профиль», 1998, № 3. с. 3−11.
- Управление развитием школы. Под ред М. М. Поташника и В. С. Лазарева. -М., 1995.
- Управление школой: теоретические основы и методы. Учебное пособие/Под ред. В. С. Лазарева. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. — 336 с.
- Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 2/Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. -М.: ТЦ «Сфера», «Прометей», 1998. 336 с.
- Федеральный Компонент Государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования. Образовательная область «Технология'УШкола и производство, 1995, № 3. с. 2−13.
- Федоритин Б.А. Система профориентационной работы со старшеклассниками. Родянска школа. Киев, 1988.
- Хен Д. Школа будущего: от принципов к планированию и созданию/Информатика и образование, № 2, 1996. — с. 97−120.
- Цейкович К.Н. Система образования в Великобритании. М., 1989. — 64 с. -(Проблемы зарубежной высшей школы: Обзор. информ./НИИВШ- Вып.2).
- Шаталов В.Ф. Как и куда исчезли тройки. Педагогика. М., 1980.
- Шевченко А.Н., Полушкина Л. И., Мегедь В. М. Научно-исследовательская работа учащихся: проблемы, условия и формы организации. Самара, СИПКРО, 1998.-65 с.
- Шипко М.Н., Нуждин В. Н., Неверов И. В. Альтернативная технология довузовской подготовки школьников/Тезисы докладов международного семинара «Двухступенчатое образование и самофинансирование вузов». БЛИ, Юрмала, Латвия, 1992. -с. 51−52.
- Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. -М.: Педагогики., 1986. -176 с.