Инструментовка как средство художественной выразительности в современной духовой музыке
Диссертация
Инструментовки и переложения для духового оркестра всегда являлись значимым каналом, через который в духовой оркестр проникали различного рода инновации. Иными словами, проникновение репертуара, заимствованного из других жанров музыкального искусства, было и есть необходимое условие развития духовой оркестровой музыки. Особенно это относится к переложениям для духового оркестра произведений… Читать ещё >
Содержание
- Глава. L Содержание изменений в системе средств художественной выразительности музыки
- 1. Музыкальная эстетика и теория музыкознания о средствах выразительности музыки
- 2. Культурно-типологические аспекты исторической трактовки тембра
- Глава II. Инструментовка как теоретические понятие
- 1. Организация тембров — важная функция инструментовки
- 2. Творчество, ремесло, интерпретация и перевод
- Глава III. Роль инструментовки в оркестровой духовой музыке
- 1. Переложение для духового оркестра как интерпретация и перевод.,
- 2. Возрастание значения тембра в современной духовой музыке
Список литературы
- Агафонников П. И. Симфоническая партитура. Вопросы практической оркестровки. — Л., 1967. — 196 с.
- Аксенов Е. С. Проблемы теоретической инструментовки // Сов. Музыка —М. 1971, № 10. С. 12−17.
- Аксенов Е. С. Современная проблематика инструментовки // Современные проблемы инструментовки дня духового оркестра. Материалы научно-практической конференции — М., 1980, с. 5−36.
- Алексеенко Н. В. Проблемы теории оркестра XX века в трудах Б. В. Асафьева двадцатых годов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. — М., 1985. — С. 147−156.
- Алексеенко Н. В. Роль тембра в оркестровых произведениях композиторов новой венской школы. Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1985. — 24 с.
- Алексеев Э. Е. Раннефольклорные интонирования: звуковысотный аспект. Автореф. д-ра искусствоведения — М., 1991. — 40 с.
- Ансерме Э. Беседы о музыке. — JL, 1985. — 104 с.
- Арановский М. Г. Мелодика Прокофьева — JL, 1969. — 227 с.
- Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. — М., 1974. — С. 90−128.
- Арановский М. Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые проблемы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1977. — С. 55−94.
- Арановский М. Г. Симфонические искания. — JL, 1979. — 286 с.
- Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии. — М., 1987. — 135 с.
- Арнольдов А.И. Введение в культурологию. — М., 1993. — 146 с.
- Арнольдов А. И., Матвеева С. Я. Основы культурологии. М.: МГУК, 1995, —51 с.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1963. — 164 с.
- Асафьев Б. В. Книга о Стравинском. — Л., 1977. — 240 с.
- Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта // Социокультурный словарь. — Т. 3. — Статья «Интерпретация». — М., 1991, — С. 128−130.
- Ахиезер А. С. Россия как большое общество // Вопросы философии.— М., 1993. № 1. — С. 23−75.
- Барсова И. А. Симфонии Густава Малера. — М., 1975. — 494 с.
- Барсова И. А. Опыты этимологического анализа // Сов. Музыка. М. 1985, —№ 9. —С. 59−66.
- Барсова И. А. Специфика языка музыки в создании художественной картины мира // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. — Л., 1986. — С. 99−116.
- Бер М. А. О звуковых обобщениях в оркестровке // Вопросы музыкознания. — М., 1960. — С. 3−11.
- Бер М. А. Оркестровка мелодических (солирующих) голосов в произведениях Д. Шостаковича // Черты стиля Шостаковича. — М., 1962. —С. 32−45.
- Березовчук Л. О. О восприятии элементов стиля прошлого в современном произведении // Традиции музыкального искусства и музыкальная практика современности. — Л., 1981. — С. 60−80.
- Березовчук Л. О. О специфике периодов изменения системы музыкального языка (к постановке проблемы) // Эволюционные процессы музыкального мышления. — Л., 1986. — С. 3−20.
- Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. — Т. 1. — М., 1972. — 306 е.- Т. 2. — М., 1972. — 216 с
- Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XXI век. — М., 1991. — 345 с.
- Библер В. С. Итоги и замыслы. Конспект философской логики культуры // Вопросы философии. — М., 1993. —№ 5. — С. 43−51.
- Благодатов Г. А. История симфонического оркестра. — Л., 1969.190 с.
- Волховский Р. Г. Вещественность знака как фактор художественного воздействия // Эстетические очерки. — Вып. 3. — М., 1973. — С. 164−179.
- БузониФ. Ценность обработки // Школа фортепианной транскрипции. — Вып. 1. — М., 1970. — С. 45−68.
- Бычков Ю. Н. Целостный анализ музыкального произведения и форма проявления активности музыкального сознания. — М., 1984. —55 с.
- В помощь военному дирижеру. — Вып. XIV — М., 1974. — 124 с.
- Вып. XVII М., 1978. — 140 с. — Вып. XIX — М., 1980. — 172 с.
- Вып. XXII — М., 1985. — 165 с. — Вып. XXV — М., 1987. — 165 с.
- Вагнер Р. Избранные работы. — М., 1978. — 695 с.
- Василенко С. Инструментовка для симфонического оркестра. — Кн. 1— М., 1952. — 270 с. — Кн. 2 — М., 1959. —398 с.
- Вебер М. Избранное. Образование общества. — М., 1994. — 185 с.
- Веберн А. Лекции о музыке. Письма. — М., 1975. — 143 с.
- Веприк А. М. Трактовка инструментов оркестра. — М., 1961. — 300 с.
- Веприк А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей. 2-е изд. — М., 1978. —428 с.
- Вилковир Е. Техника переложения для духового оркестра. — М., 1964, —63 с.
- Витачек Ф. Е. Очерки по искусству оркестровки XIX века. — М., 1979. — 150 с.
- Волкова Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. — М., 1976. — 288 с.
- Волкова И. А. Язык как проблема музыкознания // Вопросы интонационного анализа и формообразования в свете теории Б. В. Асафьева. — Л., 1985. — С. 63−77.
- Володин А. А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искуство и наука. — Вып. 1. — М., 1970. — С. 11−38.
- Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1969. — Вып. 9. — 231 с.
- Восприятие музыки. — М., 1980. — 255 с.
- Гайденко П. П. Идея рациональности в социологии музыки М. Вебера // Кризис буржуазной культуры и музыка. — Вып. 3. — М., 1976, —С. 7−48.
- Геварт Ф. Методический курс оркестровки. Пер. В. Ребикова М., 1900. —350 с.
- Гиро Э. Руководство к практическому изучению инструментовки./ Новая редакция и дополнения Д. Рогаль-Левицкого. — 3-е изд.1. М., 1934. —76 с.
- Глинка М. И. Заметки об инструментовке. — М., 1949. — 14 с.
- Горчаков С. П. Практическое руководство по инструментовке для духового оркестра: переложение фортепианых произведений.1. М., 1962. — 189 с.
- Грачев В. Е. Интерпретирующий стиль в музыке XX века: закономерности, эволюция. Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1992. —22 с.
- Григорьев С. С. О мелодике Римского-Корсакова. — М., 1961. — 195 с.
- Григорьева Г. В. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. 50-е 80-е годы. — М., 1989. — 206 с.
- Григорян А. К вопросу о фонизме // Сов. Музыка. — М., 1986. — № 1. —С. 115−117.
- Гриценко Ю. И. Некоторые закономерности звукоизвлечения на валторне: Дис. канд. искусствоведения. —Л., 1980. — 166 с.
- Грубер Р. И. Всеобщая история музыки. Ч. 1. — М., 1965. — 484 с.
- Гуляницкая Н. С. Гармония и методы рационализации в музыке 50-х годов. — М., 1982. — 54 с.
- Гуляницкая Н. С. Введение в современную гармонию. — М., 1984. — 256 с.
- Гуренко Е. Г. Проблемы художественной интерпретации — философский анализ. — Новосибирск.: Наука, 1982. — 256 с.
- Денисов Э. В. Об оркестровке // Дмитрий Шостакович. — М., 1967,—207 с.
- Денисов Э. В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М., 1986. — 206 с.
- Дмитриев А. М. Музыкальная драматургия оркестра М. И. Глинки. — Л., 1957. — 166 с.
- Дмитриев А. М, Полифония как фактор формообразования. — М.-Л., 1962. — 150 с.
- Дмитриев Г. П. Ударные инструменты: трактовка и современное состояние. — М., 1973. — 139 с.
- Дмитриев Г. П. О драматургической выразительности оркестрового письма.— М., 1981. — 175 с.
- ДувиракД. Тебро-динамические аспекты музыкального мышления: взаимодействие творчества и восприятия. Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Киев, 1987. — 24 с.
- Дунаев Л. Ф. Творческое наследие Н. П. Иванова-Радкевича — новый этап в развитии инструментовки для духового оркестра II В помощь военному дирижеру. — Вып. XIV. — М. 1974. — С. 7−61.
- Дунаев Л. Ф. К вопросу о советской школе инструментовки для духового оркестра // Современные проблемы инструментовки для духового оркестра. Материалы научно-практической конференции. — М., 1980. —С. 37−71.
- Дьячкова Л. С. Гармония в музыке XX века. — М., 1994. — 144 с.161
- Емельянов В. Н. Эволюция трактовки тембра в увертюрах для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. — Вып. XXII. — М., 1983. — С. 23−51.
- Ерасов В. С. Социальная культурология. — Ч. 1−2. — М., 1994. — 366 с.
- Еремеев. К. В. Некоторые особенности построения и содержания «Основ оркестровки» H.A. Римского-Корсакова // В помощь военному дирижеру. — Вып. XVII. — М., 1978. — С. 84−113.
- Житомирский Д. Заметки об инструментовке П. Чайковского // Сов. Музыка. — М., 1945. — № 3. — С. 13−27.
- Зряковский Н. Н. Общий курс инструментоведения. — М., 1963. — 544 с.
- Зудин Н. А. Составы военных оркестров и пути их усовершенствования // Труды факультета военных дирижеров. — Вып. 8. — М., 1965, —С. 14−36.
- Зудин Н. А. Справочник по инструментовке для духового оркестра. — М., 1990. —94 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991. — 164 с.
- Инструментовка для духового оркестра (Горчаков С. П., Зудин Н. А, Макаров Е. П., Николаев В. И., Сальников Г. И. под ред. Кожевникова Б. Т.). — М., 1978. — 275 с.
- Ионин Б. С. Тематизм и оркестровый стиль «Моря» Дебюсси // Вопросы музыковедения. — Вып. 2. — М., 1973. — С. 135−180.
- История русской музыки в 10-ти томах. —Т. 1. — М., 1983. — 384 е.- Т. 2. Кн. 2. — М., 1984. — 310 е.- Т. 2. Кн. 3. — М., 1986. — 280 е.- Т. 3. Ч. 2 — ML, 1985. — 424 е.- Т. 4. — М., 1986. — 414 е.- Т. 5. — М., 1988. —520 с.-
- Каган. М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. — Л., 1971. —766 с.
- Казальс П. Об интерпретации // Сов. Музыка. — М., 1956. — № 1-С. 23−27.
- Каменский В. К. К вопросу об оркестре и оркестровом стиле Бетховена // Музыкознание. — Вып. 6. — Алма-Ата, 1973. — С.43−47.
- Каменский В. К. Тембровое воплощение компонентов оркестровой фактуры музыки Бетховена // Музыкознание. — Вып. 8−9. — Алма-Ата, 1976. — С. 34−38.
- Каре А. История оркестровки. — М., 1989. — 303 с.
- Киянов Б. П., Воскресенский С. И. Практическое руководство по инструментовке для эстрадных оркестров и ансамблей. — Л., 1966.218 с.
- Клебанов Д. Л. Искусство инструментовки. — Киев, 1972. — 219 с.
- Клопов В. А. Некоторые вопросы синтеза тембров в оркестровке // Традиционное и новаторское в современной музыке. Сб. трудов МДОЛГК. — М., 1987. — С. 24−43.
- Клопов В. А. Акустические закономерности сочетаний тембров в оркестровке классической традиции. Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Л., 1988. — 25 с.
- Клопов В. А. К вопросу о синтезе тембра в оркестровке // Вопросы инструментоведения. — С-Пб., 1993. — С. 37−42.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. — М., 1976.367 с.
- Комиссаров В. Слово о переводе // Очерк лингвистического учения о переводе. — М., 1973. — с. 7−29.
- Кон Ю. Г. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. — М., 1987. — С. 93−104.
- Конен В. Д. Театр и симфония. — Изд. 2-е. — М., 1974. — 376 с.
- Корндорф Н. Предисловие // Каре А. История оркестровки. — М., 1989. —С.3−9.
- Корнилов Г. Я. К вопросу о взаимодействии фактуры и тембра в музыке для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. — Вып. XIX. — М., 1980. — С.3−47.
- Костюк А. О. О мелодической ориентации музыкального восприятия // Восприятие музыки. — М., 1989. — С. 86−143.
- Котенко А. П. Инструментовка для духового оркестра. — 4 2. — ML, 1991. — 125 с.
- Крейн Ю. Г. Стиль и колорит в оркестре. — М., 1967. — 106 с.
- Кремлев. Ю. А. Выразительность и изобразительность музыки.1. М., 1962. —52 с.
- Кремлев Ю. А. Очерки по эстетике музыки. — Изд. 2-е. — М., 1972, —271 с.
- КуртЭ. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. — М., 1975, —279 с.
- Леви-Строс К. Сырое и вареное// Семиотика и искусствометрия.1. М., 1972. —С. 75−98.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985. 406 с.
- Леонов В. А. Функции дыхания, губного аппарата и языка и их взаимосвязи при игре на фаготе: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1988. — 23 с. Ливанова Т. Н. Западноевропейская музыка XVII—XVIII вв.еков в ряду искусств. — М., 1977. — 527 с.
- Ливанова Т. Н. История западно-европейской музыки до 1789 года. —Кн.1, —М., 1986. —462 е.- Кн. 2, —М., 1987, — 469 с.
- Лобанова М. Н. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. — М., 1990. — 222 с.
- Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. — М., 1991. — 457 с.
- Лотман Ю. М. Избранные статьи в трех томах. — Т.1 Таллин. 1992. — 321 е.- т.2 — Таллин, 1992. — 257 е.- т. З — Таллин, 1993. —365 с.
- Лотман Ю.М. Культура и взрыв. — М., 1992. — 270 с.
- Мазель Л. А. О мелодии. — М., 1952. — 299 с.
- Мазель Л. А. О системе музыкальных средств и некоторых принципах художественного воздействия музыки // Интонация и музыкальный образ. — М., 1965. — С. 225−263.164
- Мазель Л. А. О путях развития языка в современной музыке // Сов. Музыка. — М., 1965. — № 7. — С. 34−65.
- Мазель Л. А, Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений,—М., 1967. — 752 с.
- Мазель Л. А. Музыкознание и достижения других наук // Сов. Музыка. — М., 1976. — № 4. — С. 11−36.
- Мазель Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики. — М., 1978. — 351 с.
- Мазель Л. А. Статьи по теории и анализу музыки. — М., 1982. — 327 с.
- Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. — Изд. 3-е.1. М., 1986. — 528 с.
- Макаров Е. П. Концертные сочинения советских композиторов для духового оркестров // Труды института военных дирижеров. — Вып. 1. —М., 1952.—С. 97−159.
- Макаров Е. П. Мастерство оркестровой драматургии. Опыт анализа партитуры Пятнадцатой симфонии Д. Шостаковича // Музыка России. — Вып. 1. — М., 1974. — С. 22−56.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М., 1993. — 345 с.
- Материалы «круглого стола» на тему «Кинематограф и культура» // Вопросы философии. — М., 1990. — № 1. С. 45−64.
- Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976. — 254 с.
- Медушевский В. В. Как устроены художественные средства музыки?//Эстетические очерки. — Вып. 3. — М., 1977. — С. 70−113.
- Медушевский В. В. Человек в зеркале интонационной формы // Сов. музыка. — М., 1980. — № 9. — С. 39−48.
- Медушевский В. В. Интонационная теория в исторической перспективе H Сов. музыка. — М., 1985. — № 7. — С. 66−70.
- Методологические проблемы исследования этнических культур.1. Ереван, 1978, — 456 с.
- Михайлов M. Ю. Стиль в музыке. — Л., 1981. — 264 с.
- Модернизация в России и конфликт ценностей. Отв. ред. С. Я. Матвеева. — М., 1994. — 285 с.
- Морфология культуры: структура и динамика. Отв. ред. Э. А. Орлова. — М., 1994. — 314 с.
- Музыкальная форма. Под ред. Ю. Н. Тюлина. — М., 1965. — 395 с.
- Музыкальное искусство и наука. — Вып. 1. — М., 1970- Вып. 2
- М., 1973- Вып. 3. — М., 1978.
- Мюнш К. Я — дирижер. — М., 1982. — 63 с.
- Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972, —75 с.
- Назайкинский Е. В. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условия интонационной полифонии // С. Скребков. Статьи и воспоминания. — М., 1979. — С. 50−79.
- Назайкинский Е. В. Логика-музыкальной композиции. — М., 1982. — 320 с.
- Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. — М., 1988. — 59 с.
- О музыке. Проблемы анализа. — М., 1974. — 391 с.
- Обучение дирижированию и оркестровое исполнительство. Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — Вып. 42. — М., — 1979. — 166 с.
- Онеггер А. О музыкальном искусстве. — Л., 1979. — 264 с.
- Оркестровые стили в русской музыке. — Л., 1987. — 213 с.
- Орлов Г. А, Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки.
- Вып. 2. — М., 1973. — С. 437−447.
- Орлова Э. А. Динамика городской культуры в условиях ускорения социально-экономического развития. Автореф. дис. д-ра фи-лос. наук. — М., 1987. — 43 с.
- Очерки по истории зарубежной музыки XX века. — Л., 1983. — 120 с.
- Паисов Ю. И. Политональность в творчестве советских и зарубежных композиторов XX века. — ML, 1977. — 392 с.
- Папуш М. Элементы учения о мелодии // Музыкальное искусство и наука. — Вып. 3. — М., 1978. — С. 145−167.
- Пикассо П. Сборник статей о творчестве. — М., 1957. — 208 с.
- Пинстон У. Оркестровка. — М., 1990. —464 е.
- Проблемы музыкального мышления. — М., 1974. — 336 с.
- Пуленк Ф. Я и мои друзья. — JL, 1977. — 158 с.
- Pare Ю. Н. Теоретическое музыкознание. — М., 1983. — 64 с.
- Рети Р. Тональность в современной музыке. — М., 1968. — 210 с.
- Римский-Корсаков Н. А. Основы оркестровки //Полн. собр. соч.
- Т. III. — M., 1959. —805 с.
- Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Т. 1−4. — М., 19 531 956
- Рогаль-Левицкий Д. Беседы об оркестре. — М., 1961. — 287 с.
- Рождественский Г. Мысли о музыке. — М., 1975. — 287 с.
- Рождественский Г. Приамбулы: Сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам. — М., 1989. — 259 с.
- РозеншильдК. К. История зарубежной музыки. — М., 1969. — 534 с.
- Романов В. Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии. — М., 1991. — 543 с.
- Руднев В. П. Словарь культуры XX века. М., 1997. — 381 с.
- Ручьевская Е. В. Функции музыкальной темы. — Л., 1977. — 159 с.
- Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей.1. М., 1973. —447 с.
- Скребкова-Филатова М. С. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретаций // Проблемы музыкального стиля. — М., 1982.— 164 с.
- Скребкова-Филатова M. С. Фактура в музыке. — М., 1985. — 285 с.
- Слонимский С. «Песнь о земле» Г. Малера и вопросы оркестровой полифонии // Вопросы современной музыки. —JI., 1963. — С. 63−108.
- Современное буржуазное искусство: критика и размышления. — М., 1975. —350 с.
- Современные вопросы музыкознания. — Л., 1976. — 287 с.
- Соколов А. С. О роли звукового материала в системе музыкальных средств. Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1980. — 24 с.
- Соколов А. С. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. — М., 1992. — 230 с.
- Соколов Э. В. Понятие, сущность и основные функции культуры — М., 1989. —260 с.
- Соловьева А. И. Основы психологии слуха. — Л., 1972. — 187 с.
- Сохор А. Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. ст. Т. 1. — Л., 1980 — 294 е.- Т. 2. — Л., 1981 — 293 с.
- Стачинский В.И. Феномен парадоксальной двойственности в музыке и других видах искусства (к проблеме специфики художественного содержания). Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1993 — 19 с.
- Стравинский И. Ф. Диалоги. Воспоминания. Размышления. — Л., 1971. —414с.
- Трельч Э. Историзм и его проблемы. — M., 1994. — 354 с.
- Тутунов В. Русская народная песня в произведениях советских композиторов для духового оркестра // В помощь военному дирижеру. — Вып. XVII. — М., 1978. — С. 114−140.
- Тюлин Ю. Н. Строение музыкальной речи. — М., 1969. — 174 с.
- Тюлин Ю. Н. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Музыкальная фактура. — М., 1976. — 164 с.
- Финкельшейн И. Б. Некоторые проблемы оркестровки. — МЛ., 1964. — 39 с.
- Финкельштейн И. В. Об оркестровой полифонии С. Прокофьева на материале Шестой симфонии // С. С. Прокофьев. Статьи и исследования. — М., 1972. — С. 123−167.
- Холопов Ю. Н. Очерки современной гармонии. — М., 1974. — 88 с.
- ХолоповаВ. Н. Вопросы ритма в творчестве композиторов XX века. — М., 1971. — 304 с.
- Холопова В. Н. Фактура. — М., 1979. — 88 с.
- Холопова В. Н. Мелодика. — М., 1984. — 87 с.
- Христов Д. Теоретические основы мелодики. — М., 1980. — 256 с.
- Художественная культура в докапиталистических формациях. — Л., 1984. —246 с.
- Худолей В. Р. Стилистические черты инструментовки для духового оркестра в творчестве советских композиторов 40-х — 80-х годов. Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1991. — 26 с.
- Цицанкин B.C. Музыкальная культура Российской армии и флота во второй половине XIX века: исторический аспект. Автореф. дис. канд. исторических наук. — М., 1997. — 23 с.
- Цицанкин B.C. Военные оркестры во второй половине XIX века. — М., 1997, —89 с.
- Цуккерман В. А. Произведения для духового оркестра // Очерки советского музыкального творчества. — М., 1947. — С. 277−318.
- Цуккерман В. А. Тембр и фактура оркестровки в музыке Н. А. Римского-Корсакова // Сов. музыка. — М., 1960. — № 3. — С. 35−52.
- Цуккерман В. А. Выразительные средства в лирике П. И. Чайковского. — М., 1971. — 245 с.
- Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М., 1975. — Вып. 2. — М., 1975. — 464 с.
- Цуккерман В. А. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. — М., 1987. — 239 с.
- Цытович В. И. Специфика оркестрового мышления Б. Бартока в квартетах и оркестровых сочинениях // Вопросы теории и эстетики музыки. — Вып. 1. — Л., 1972. — 147 с.
- Чередниченко Т. В. Музыка // Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990. — 359 с.
- Чулаки М. М. Инструменты симфонического оркестра. — М., 1972. — 176 с.
- Шахматов Н. А. Инструментовка для оркестра русских народных инструментов. — Л., 1985. — 120 с.
- Шнитке А. Г. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д. Шостаковича // Музыка и современность. — Вып. 4.1. М&bdquo- 1964.—С. 115−139.
- Шнитке А. Г. Особенности оркестрового голосоведения С. Прокофьева (на материале его симфоний) // Музыка и современность. — Вып. 8. — М., 1974. — С. 34−74.
- Шнитке А. Г. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений И. Стравинского // Музыка и современность. Вып. 5.1. М., 1977. С. 209−261.
- Щабунова И. А. О звукокрасочных возможностях современной музыки // Традиционное и новаторское в современной музыке. — Сб. трудов МДОЛГК. — М., 1987. — С. 20−33.
- Щедрин Б. М. Некоторые вопросы музыкального языка концертных сочинений советских композиторов для духового оркестра 60 70-х годов // В помощь военному дирижеру. — Вып. 16. — М., 1975, —С. 56−77.
- Эстетика: Словарь. — М., 1989. — 315 с.170
- Эстетические стереотипы мужского и женского поведения. — С-Пб" 1991. —357 с.
- Этнознаковые функции культуры. — М., 1991. — 246 с.
- Юефин А. Г. О ренессансе мелодии // Музыка и жизнь. — Вып. 3. — М., 1975. — С. 72−87.
- Языки культуры и проблемы переводимости /Отв. ред. Б. А. Успенский. — М., 1987. — 252 с.
- Абрашев Б. Оркестрово-звуковая материя. — София, 1976. — 234 с.
- Apfel Е. Zur Vor-und Fruhgeschichte der Symphonie. Begriff, Wessen und Entwicklung vom Ensembl Orchestersatsz. — Baden-Baden, 1972. — 147 s.
- Borris S. Die grossen Orchester. Eine Kulturgeschichte. — Hamburg, 1969. — 171 s.
- Geiringer K. Instruments in the History of Western Music. 3-thed. — London, 1978.— 315 p.
- New Grove’s Dictionary of Music and Musicians (ed. By Stanley Sadie). — L. — N.Y., 1980, v. 13. — 880 p.
- Baumgartner В. Das Instrumentale Ensemble von der Anike bis zur Gegenwart. — Zurich, 1966. — 176 s.
- Blazin D. The two versions of Mozart’s Divertismento // Music and letters, —London, 1992. — w 1. P. 32−47.
- Eberlein R. Theorien und Experiment zur Wahrnehmung musikalisher Klange: Inaugura / Diss. Zur Erlangung des Fr. a M. 1989. — 174 s.
- Fischer К. Essays in Musicology. — № 7. N. Y., 1989. — 188 p.
- Genese et prception des sous. 1991. — Marseile, 1991. — 340 с.
- Mitchell D. The language of Modern Music. — London, 1976. — 185 P
- Raynor H. The Orchestra. — N.Y., L" 1978. — 207 p.
- Schmidt D. //Neue Zeitschrift fur Musik. 1993 — № 2. рец. на сб. об обработках в музыке: Musikalische Metamorphosen / Hrsg. Von Leopold S. Kassel. — Zurich, 1992. — 314 s.1. УВЕРТЮРА «ЭГМОНТ»