Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников в ситуациях совместной творческой деятельности с педагогом: Лонгитюдное исследование
Экспериментальное исследование подтвердило гипотезу о взаимосвязанном социальном и индивидуально-личностном развитии младших школьников в ситуациях СПД с педагогом и о возможности значительного ускорения этого процесса по сравнению со сверстниками других классов. В исследовании были выявлены значимые тенденции целостного развития младших школьников: порождение учениками новых целей, смыслов… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социальное и индивидуально-личностное развитие младших школьников как психологическая проблема
- 1. 1. К проблеме взаимосвязи социального и индивидуально-личностного развития в онтогенезе
- 1. 2. Критерии взаимосвязанных процессов социального и индивидуально-личностного развития младших школьников
- 1. 3. Проблема создания условий эффективности социального и индивидуально-личностного развития в младшем школьном возрасте
- Глава 2. Конструирование ситуации совместной продуктивной творческой деятельности в целях развития личности младшего школьника
- 2. 1. К истории проектирования модели СПД в обучении
2.2. Концепция соразвития, коэволюции личности участников образовательного процесса в совместной творческой деятельности и метод проектирования ситуаций СПД: принципы построения и функции компонентов в образовательной сфере.
2.3. Возможности социального и индивидуально-личностного развития младших школьников в ситуациях совместной продуктивной и творческой деятельности.
Общие гипотезы исследования.
Глава 3. Экспериментальное исследование социального и индивидуально-личностного развития младших школьников в проектируемых и организуемых ситуациях совместной продуктивной деятельности.
3.1. Цели и задачи исследования.
3.2. Принципы построения эксперимента.
3.3. Содержание экспериментальной программы. Организация эксперимента.
3.4. Методы диагностико-констатируюшего исследования.
3.5. Результаты исследования и их обсуждение.
3.5.1. Описание базы исследования.
3.5.2. Особенности социального и индивидуально-личностного развития младших школьников в условиях экспериментального (СПД) и традиционного обучения.
3.5.3. Особенности становления нравственного сознания младших школьников в совместной продуктивной деятельности.
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени/В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Питер, 2000. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»), — С. 279 — 297.
- Абульханова-Славская К. С. Развитие личности в процессе жизнедеятельности/В кн.: Психология формирования и развития личности. -М., 1981. с. 19−45.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. — 286 с.
- Алхазишвили А. А. Имеладзе Н.В. Исследование уровня тревожности в экспериментальном и обычных класса.х//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. — с.447 — 459.
- Азарных Т.Д., Тартышников И. М. Психическое здоровье (вопросы валеологии) М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО МОДЭК, 1999. — 112 с.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. гр./Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М. Изд. АПН СССР, 1983. — 98 с.
- Александровская Э.М. Типологические варианты формирования личности младших школьников. М.: Педагогика. 1993.- 214 с.
- Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения: Дис. канд. психол. наук. СПб., 1997.
- Амонашвили LLI.A. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.- М.: Педагогика, 1984. 206 с. 1 1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса Минск: Университетское. 1990 — 559 с.
- Ананьев Б.Г. Педагогическое приложение современной психологии//Хрестоматия по педагогической и возрастной психологии/Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис, М., 1−9£Тт с. 41−46.
- Андреева Г. А. Социальная психология. М., 1996 — 279 с.
- Андрюшенко Т.И., Захарова А. В. Исследование самооценки младших школьников// Вопросы психологии 1980 — № 4 — с. 91−97.
- Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования// Психологический журнал том 13 — 1992 — № 5 — с.12−25.
- Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе/В кн.: Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ. М.: Институт психологии АН СССР. 1986, с. 58 — 72.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль. 1976. — 156 с.
- Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности/В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер, 2000. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психолог ии»), — С. 222−230.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психолог ического исследования. М., 1984, — 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. — 238 с.
- Асмолов А.Г. О предмете психолог ии личност и//Вопросы психологии 1983- № 3 — с.63−72
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 483 с.
- Беляускайге Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. -М., 1987. с. 74−80.
- Берак О.Е. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебной деятельности при формировании специалистов в высшей школе: Дис. канд. пед. наук. -М&bdquo- 1985. 198 с.
- Беренгер A.M. Специфика учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. -132 с.
- Бильгельдесва Т.Ю. Воспитание личности младшего школьника как создание условий для ее реализации: Дис.. канд. психол. наук. Кострома, 1998. -255 с.
- Богданова В.И. Становление ранних форм памяти ребенка: Дис.канд. психол.наук. -М., 1976.- 125 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д.: Ростовский университет, 1983 — 175 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Психологический журнал 1995 — т. 16 — № 5 — с. 49 -58.
- Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы/Юсновные современные концепции творчества и одаренности/Под ред Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. — с.328−348.
- Бодал ев А. А. Личность и общение: Избр. психол. труды. М.: Межд. пед. академ., 1995. — 324 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. Пед. акад. 1995. — 207 с.
- Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности/В кн.: Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука. 1981. с. 257 — 284.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование,— М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Боцманова М.Э., Захарова А. В. Роль рефлексии в развитии личности/ В кн.: Психическое развитие младших школьников: -экспериментальное психологическое исследование/Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. — 165 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности: Психологическое исследование. -М.: Знание, 1985. 164 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.: Педагогика. 1990, — 140 с.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994 — 213 с.
- Буева Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индивидуализации личности//Г1сихология и образ жизни. М., 1987. — с. 37.
- Буланова О.Е. Продуктивная совместная деятельность специалистов с семьей как фактор психологической и социальной реабилитации проблемного ребенка: Авторсф. Дис. канд. психол. наук. -М., 1999. 28 с.
- Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества,— М.: Педагогический поиск, 2000- 145 с.
- Буякас Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредствованной символами//Вопросы психологии 2000 — № 1 — с. 96 -109.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Васильева З.И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Л.: Изд-во ЛЕПИ, 1981. — 82 с.
- Венгер А. Л. Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего школьного возраста. Томск: Пеленг, 1993. -69 с.
- Весна Г. Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы/Акад. пед. и соц. наук. Моск. психол.-соц. ин-т. М., Петропавловск-Камчатский: Из-во Камч. гос. пед. ин-та, 1997. — 200 с.
- Вербицкий А.А. Учебно-ролевая игра//Современная высшая школа. 1982, № 3. — с. 129 142.
- Взаимодействие коллектива и личности: Тезисы докладов/Отв. ред. X. Лийметс. -Таллин. 1982. -125 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. -М.: Изд-во МГУ, 1976. 142 с.
- Вилюнас В.К. Эмоции и ситуативное развитие мотивации//Развитие эргономики в системе дизайна. Боржоми, 1979. — с. 243−247.
- Виноградова М. Д. Первин И.В. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Педагогика. 1997.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М. 1967. — 360 с.
- Возратсные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Якиманская И.С., В. В. Столетнев. И. Я. Каплунович и др./Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. -221 с.
- Волкова А.И. Психологическая поддержка развития личности ребенка как стратегия личностно-развивающего взаимодействия: Дис. канд. психол. наук. Ростов н.Д., 1998, — 132 с.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить (о пользе педагогической психологии). М: РОУ. 1992 — 232 с.
- Воспитатели и дети: источники роста/Под ред. А. Д. Грибанова и др.- М., 1989.- 142 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. -М., 1984.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 533 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985.- 45 с.
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: Из-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО МОДЭК, 1998 — 256 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: Че Ро, 1998. — 336 с.
- Глозман Ж.М. Общение и здоровье личности. М.: Академия, 2002.- 208 с.
- Гнедова С.Б. Влияние социальной ситуации и состояния здоровья на развитие личностных особенностей школьников: Дис. .канд. психол. наук. -М. 1999. 153 с.
- Горская Г. А. Психологические условия становления младшего школьника как субъекта нравственного развития: Дис. канд. психол. наук. Киев, 1961. -169 с.
- Григорян С.Т. Формирование мотивации учения школьников. М.: МГПИ им. В. И. Ленина. 1982 — 89 с.
- Гросман A. J1. Проблемы ролевой терапии//Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1978. — с. 145−204.
- Гурзек Дж. Социальное развитие: история, теория, исследования. М.: ИНИОН, 1992. -158 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). М.: Псд. об-во России, 2000. — 478 с.
- Давыдов В В. Генезис и развитие личности в детском возрасте//Вопросы психологии -1992 № 1−2 — с. 22−33.
- Давыдов В.В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности//Вопросы психологии 1992 — № 3- с. 14−19.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. — 190 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М: ИН’ГОР, 1996 — 544 с.
- Данилова Е.Е. Ценность младшего школьного возраста/В кн.: Возрастная и педагогичекая психология: Хрестоматия/сосг. И. В. Дубровина и др.- Психол. ин-т РАО.- М.: Academia, 1998.- 312 с.
- Дементьев Г. Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. канд. социол. наук. М., 2000. — 191 с.
- Джидарьян И.А. Психология общения и развитие личности/В кн.: Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука. 1981, с. 127 — 158.
- Добрынин Н.Ф. О значимости получаемых учащимися знаний//Вопросы психологии, I960, КоI,-с.34−41.
- Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности//Хрестоматия по педагогической психологии/Под ред. Красило, Новгородцевой, 1995. с.168−169.
- Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М.: Педагогика, 1978. 328 с.
- Донцов А. И. Дубовская Е.М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной леятельности//Вопросы психологии 1998 — № 2 — с. 64 — 71.
- Дружинин В. Н. Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность//Психологический журнал -т 15 1994 — № 4 — с. 83−93.
- Дубровина И. В. Лисина М.И. Возрастные особенности психического развития детей. -М.: Знание, 1982. 144 с.
- Дульчевская А.П. Влияние типа организации совместной деятельности на процесс коллективо образования//Вопросы психологии 1982 — № 1 — с. 111−115.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения//Вопросы психологии 1983 -№ 1 — с. 103−114.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. А. Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 96 с.
- Залеский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. М., 1994. — 230 с.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 т. М., 1986.
- Захарова А. В. Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психологического новообразования в учебной деятельности//Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. — 160 с.
- Зейгарник Б.В., Братусь B.C. Очерк психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980, — 160 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов, — М.: Логос, 2001. 384 с.
- Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 160 с.
- Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми- Метод. Рекомендации/Сост. Т. В. Сенько. д., 1991. — 28 с.
- Ильин Е.Н. Путь к ученику: раздумья учителя словесника. — М.: Просвещение, 1988 -221 с.
- Ильясов И.И. Новый взгляд на умственное развитие и развивающее обучение//Вопросы психологии 1996 — № 3 — с. 138 — 140.
- Имеладзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте//Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — 79 с.
- Инновационное образование взрослых. Материалы 1 Всероссийской конференции. 21 -22 апр. 1994. М.: Изд-во ВИПСИ. 1996. — 102 с.
- Калиновский Ю.И. Психолого-недагогические основы проектирования, организации и развития региональной системы образования: Дис.. канд. пед.наук. М., 1994. — 139 с.
- Карпова O.K. Дидактические условия подготовки преподавателей для системы обучения специалистов научно-техническому творчеству: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М&bdquo- 1990. — 25 с.
- Карякина С.Н. Становление экологического сознания как фактор изменения этических отношений младших подростков к действительности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Орел, 1998. — 2 1 с.
- Кикнадзе Д.А. Система факторов действия и развития личности. Тбилиси: Сабчота Сакартвело, 1982. — 227 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ Эксперимент, 1998. -180 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 223 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970. — 125 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в группе сверстников. М.: Педагогика, 1994. — 120 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности//Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского. М. 1979, — с 89−98.
- Костяк Т.В. Влияние индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на процесс их социализации: Дис. канд. психол. наук. М., 2000.147 с.
- Коч Л. А. Креативная этика. Психология освоения подростками этических норм и понятий. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — 192 с.
- Кравцов Г. Г. Формирование личности в процессе обучения (Дошкольный и младший школьный возраст): Дис. канд. психол. наук. М., 1995, — 153 с.
- Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988.- 224 с.
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. — 288 с.
- Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. -М.: Изд-во Акад. пел. наук РСФСР. 1955. 48 с.
- Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред Г. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ. 1972. — 202 с. 1 17. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977, — 242 с.
- Леонтьев А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения//Хрестоматия по педагогической психологии/Под ред. А. И. Красило, А. П. Новгородцевой. М., 1995. — 416 с. (с.5−23).
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста/Под ред А. Н. Леонтьева. М&bdquo- 1948-с. 4−15.
- Лентьев А.Н. Формирование личноети//Психология личности. Тексты. М., 1982. -с.187.
- Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание. 1974.- 64 с.
- Лидере А.Г. Социально-психологическая характеристика классного коллектива: Учеб. пособие. М.: МГУ им М. В. Ломоносова, 1980. — 27 с.
- Лийметс Х.И. Групповая работа на уроке. -М.: Знание, 1975. 64 с.
- Лийметс Х.И. Как воспитывает процесс обучения. М.: Знание, 1985 с. 46.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Просвещение, 1982 — 327 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Просвещение, 1989. -148 с.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии//Методологическис проблемы социальной психологии. М., 1975. — с.45−62.
- Лукасик А.В. Взаимосвязь самостоятельности познавательной деятельности и тревожности личности: Автореф. .дис. канд. психол. наук. -М., 2000. -19 с.
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1993.
- Лущук В. Динамика социального развития личности в младшем подростковом возрасте: Дис. д-ра. психол. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова, факультет психологии. -М&bdquo- 1991.-401 л.
- Лысакова Е.Н. Взаимосвязь развития памяти и становления новообразований личности дошкольников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М. 1997. — 20 с.
- Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. М.: Просвещение, 1988 — 192 с.
- Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М., 1977, — 170 с.
- Ляудис В.Я., Мещеряков А. И. К вопросу об адаптации и формировании личности студента в высшей школе (опыт обучения слепоглухонемых студентов МГУ). М., 1973.
- Ляудис В.Я. Развитие памяти в процессе обучения: Дис. док-pa психол. наук. М. 1978. -420 л.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия/В кн.: Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А. А. Бодалева. В. Я. Ляудис. М.: НИИОП. 1980. — 159 с.
- Ляудис В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности//Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации: Сб. науч. тр./АПН СССР. М&bdquo- 1983. — 98 с.
- Ляудис В.Я. Инновационное образование и наука. -М.: Инион РАН, 1992. 86 с
- Ляудис В. Я. Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. -М.: Межд. пед. академия, 1994. 150 с.
- Ляудис В.Я. Структура продуктивного взаимодействия//Хрестоматия по педагогической психологии/Под ред. А. И. Красило, А. П. Новгородцевой. М. 1995. -416 с. (с.28−44).
- Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии// Психологическое обозрение, 1997, № 2. с.4−9.
- Ляудис В.Я. Новая парадигма педагогической психологии и практика инновационного образования//Вестник МГУ. серия 14, Психология, 1998. 32, с.88−98.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 128 с.
- Ляпунова О.Е. Совместная продуктивная деятельность как фактор интеллектуального и нравственного развития личности студента: Дисс. на. .к. псих, наук, М., 1990 178 с.
- Мальковская Т.Н. Динамика позиции личности школьника/В кн.: Личность и группа. -Л, 1971. с. 33 — 35.
- Мамардашвилли М.К. Психологическая топология пути. СПб.: Руссикй христианский гуманитарный институт, 1997, — 302 с.
- Мануйлова Е.Н. Формирование конструктивно-проектировочной деятельности педагогов инновационной школы (на материале курсов иностранного языка): Автореф. дис.. канд. психол. наук. Орел, 1998. — 18 с.
- Маркова А.К., Матис Т. А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.-148 с.
- Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации у младших школьников. -Волгоград: ВГПИ, 1983. 72 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории М: Педагогика, 1975 — 367 с.
- Мегралидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. Тбилиси: Сабчото скартавелло, 1965. — 89 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Гуманизация образования: проблемы и возможносги//Вопросы психологии. 1989. № 5. с. 11−19.
- Мерлин B.C. Связь социально-типического и индивидуального в личности//Ученые записки Пермского педагогического института, 1967, выпуск 4, с.4−19.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970.-230 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности: Избр. психол. труды/Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т/Под ред. Е. А. Климова. М., Воронеж, 1996−445 с.
- Методы социальной психологии/Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Н. Семенова. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 175 с.
- Мудрик B.C. Социализация, воспитание, саморазвитие человека//Теория и практика воспитательных систем: в 2-х книгах. М.: РАО, 1993 — Кн. 2 — гл. 6, с. 15−23.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психол. тр./Акад. пед. и соц. наук, Моск. соц.-психол. ин-т. М.: Моск. соц.-психол. ин-т- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999.-635 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -М.: Академия, 2000. 456 с.
- Мясищев В.Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии//Вопросы психологии, 1957, № 5, — с. 34−46.
- Негурэ И.П. Формирование письменной речи у младших школьников: Дис. канд. психол. наук. М. 1977. — 159 с.
- Немов Р.С. Социально-психологические основы эффективности групповой деятельности. —М.: Педагогика. 1984. 200 с.
- Непомнящая Н.И. Методология целостного изучения личности, — М. 1985. 329 с.
- Непомнящая Н.И. Ценность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО МОДЭК, 2000. — 176 с.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков//Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. М., 1985 — с.29−34.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990 — 287 е.
- Обозов Н.Н. Психические процессы и функции в условиях индивидуальной и совместной деятельности/В кн.: Проблема общения в психологии/Под ред. Б. Ф. Ломова.- М.: Наука, 1981.-е. 24−44.
- Обуховский К. Психологическая теория строения и развития личности/В кн.: Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981, с. 45 — 67.
- Общение и оптимизация совместной деятельности/Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.:Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1987. — с. 165.
- Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга. 2000. — 208 с.
- Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности//Психологический журнал том 22 -2001 -№ 2- с.75−85.
- Оконечникова Л.В. Коммуникативная инициатива как условие формирования учебной деятельности у детей 6−7 лет: Автореф. канд.. психол. наук. М., 1999. — 23 с.
- Окунев А.А. Как учить не уча. СПб: Питер Пресс, 1996−448 с.
- Омельченко Л.И. Единство обучения и воспитания в процессе формирования письменной речи у младших подростков: Дис.канд. пед. наук. М., 1982- 142 е.
- Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект/под ред Ю. К. Бабанского М.: Педагогика, 1997 — 254 с.
- Парыгин Б.Д. Основы социальной психологии. М.: Мысль, 1995, — 213 с.
- Павлюк О.И. Формирование эмоциональных компонентов мотивации учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. -14 с.
- Панюшкин В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности: Дис. .канд. психол. наук. М., 1984 — 232 с.
- Педагогическое взаимодействие: психологический аспекг/Сб. науч. тр./ АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии. М., 1980. — 174 с.
- Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей.- М.: Педагогика, 1991. 248 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. -М&bdquo- 1989 168 е.
- Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии//Вопросы психологи и 1984 — № 4 — с.67−79.
- Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987.-230 с
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъекгности: (учебное пособие) — Ростов н/Д: Феникс, 1996. -509 с.
- Петровский В. А. Калиненко В. А., Котова И. Б. Личностно-развиваюшее взаимодействие. Ростов н. Д. 1995. — 88 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности/Отв. ред. А. Д. Глоточкин. М.: Наука, 1986.-254 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчестваУ/Тендснции развития психолог ической науки.- М.: Наука, 1988.-е. 21−25.
- Прихожан A.M. О нравственном развигии/В кн.: Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/сост. И. В. Дубровина и др.- Психол. ин-т РАО.- М.: Academia, 1998.-е. 278 -285.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2000, — 304 с.
- Пропп В. Морфология сказки. -М.: Наука, 1969. 166 с.
- Психологическая теория коллектива/Под ред. А. В. Петровского. М., 1979. — 240 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983. 448 с.
- Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
- Психология личности: новые исследования: Сб/Под ред. К. А. Абульхановой. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — 346 с.
- Психология формирования и развития личности: Сб. статей/ АН СССР, Ин-т психологии/Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981.- 189 с.
- Развитие личности ребснка/П. Массен, Дж. Конджер и др./Под ред. А. М. Фонарева. -М.: Прогресс, 1987. 272 с.
- Развитие психики школьников в учебной деятельности: Сб. науч. тр./Отв. ред. ВВ.Давыдов. М.: Изд-во АПН СССР, 1983. — 154 с.
- Развитие школьников в процессе обучения /Под ред. Л. В. Занкова, М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. -264 с.
- Рахимов А.З. Эмоциональные аспекты творческой учебной деятельности//Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1987. — с. 210−212.
- Реан А.А. Социализация личности/В кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб: Питер. 2000. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). — С. 360−364.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
- Рейнвадьд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во ун-та дружбы народ., 1987.-200 с
- Репкина ГВ., Заика Е. В. Опенка уровня сформированноеги учебной деятельности. -Томск: Пеленг. 1993. -61с.
- Рогачева С.Н. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации//Мир психологии 19 990 — № 3 — с. 159 -167.
- Рогов Е.И. Психология человека. М. 1999. 234 с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. -М.: Прогресс, 1978. 212 с.
- Родионова Е.А. Общение как условие развития личности/В кн.: Психология формирования и развития личности/Под ред. J1.И. Анциферовой. М.: Наука, 1981, с. 177 — 197.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. -440 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — 320 с.
- Рубцов В.В. Совместная учебная деятельность в контексте проблемы соотношения социальных взаимодействий и обучения//Вопросы психологии 1998 — № 5 — с. 49- 59.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 125 с.
- Рудесгам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Сапожникова Л.С. Некоторые особенности нравственной регуляции поведения младших школьников//Вопросы психологии 1990 — № 4 — с. 55−61.
- Святогорова М.В., Вачков И. В. Динамика мотивации учения и адаптации к школе в младшем школьном возрасте//Психологическая наука и образование 2000 — № 3 — с. 2630.
- Синягина Н.Ю. Закономерности и условия развития младшего школьника в учебно-воспитательном процессе: Дис.док. психол. наук. М., 1998.- 408 с.
- Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание/Под общ. ред. А. Н. Хузиахметова. Казань, 1998. -211 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека М.: Просвещение, — 1995. — 307 с
- Слободчиков В.И., Цукарман Г. А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии 1990 — № 3 — с. 25−36.
- Соловьев О.В. Взаимодействие детей разного возраста в игре как фактор их социального развития: Дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1997, — 145с.
- Соловьева О.В. Обратная связь в межличностном общении. М.: Изд-во Моск. ун-та им. М. В Ломоносова. 1992. — 107 с.
- Социальная психология личности/Под ред. М. И. Бобневой, Г. В. Шороховой М.: Наука. 1979. — 352 с.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов: комплексная психологическая коррекция. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 145 с.
- Столиц В.В. Самосознание личности. -М. 1983.- 312 с.
- Стоуне Э. Психопедагогика: психологическая теория и практика обучения (пер. с англ.)/под ред. Н. Ф. Талызиной. М: Педагогика, 1984 — 472 с.
- Сэв Л. Марксизм и теория личности. М.: Прогресс, 1972, — 58 1 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний (психологические основы). -М.: изд-во МГУ. 1984 344 с.
- Тарасов Г. С. Формирование «психологической общности» и «уникальности» личности в процессе общения/В кн.: Психология формирования и развития личности/Под ред. Л. И. Анциферовой. М.: Наука, 1981, с. 235 — 256.
- Титова С.В. Становление смыслополагания у подростков в условиях совместной творческой деятельности с учителем: Автореф. дис. канд. псих. наук. М., 1997. — 30 с.
- Тихомандрицкая О.А., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы (Методические аспекгы)//Мир психологии 1999 — № 3 — с. 80 — 90.
- Толлингерова Д., Голоушова Д. Канторкова Г. К теории учебных задач. Прага, 1992. -57 с.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. К Психология проектирования умственного развития детей. М.: Роспедагентство, 1994. — 48 с.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии//Вопросы психологии 1984 — № 4 — с. 123 — 132.
- Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества// Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. — с. 298−304.
- Туторская Н.В. Совместная продуктивная деятельность как фактор формирования эмоциональной регуляции личности учеников: Дис. канд. психол. наук. М., 1988. -167 л.
- Узнадзе Д.И. Психологические исследования. М. 1966.- 152 с.
- Унт И. Индивидуапизация и дифференциация обучения. М: Педагогика, 1990 — 188 с
- Урбан Клаус К. Поощрение и поддержка креативности в школе//Иностранная психология 1999 — № 11 — с. 41−5 1.
- Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онгогенезе//Вопросы психологии 1985 -№ 6. с. 34- 41.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989, — 135 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Межд. пед. акад., 1994. -192 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта. 1997. — 158 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Флинта, 1999.
- Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В. В. Давыдова. М.: ИНТОР, 1994. — 128 с.
- Формирование интереса к учению у школьников/Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика. 1986. — 192 с.
- Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 240 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Псисхоанализ и детские неврозы//3. Фрейд. Психоаналитические этюды. -Минск., 1991.-320 с.
- Фресс П. Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып.5., М, 1975. с. 269.
- Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика. М.: Изд-во Институт практической психологии- Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.- 64 с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение. 1988. — 207 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980. — 208 с.
- Харламенкова Н.Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности/В кн.: Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ. М.: Институт психологии АН СССР, с. 151 — 167.
- Хараш А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение//Психология межличностного познания. М., 1981. — с. 25−42.
- Хекхвузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика. 1986. — том 1. -407 с.
- Холодкова О.Г. Предпосылки и генезис стремления к самосовершенствованию как компонента психологической культуры младших школьников: Автореф. .канд. психол. наук. Барнаул, 2000.-2 1с.
- Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: методы исследования. -Киев: Освита. 1992. 220 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология и афазия. М., Воронеж, МПСИ, 2001. — 456 с.
- Цонева В. ЭВМ как средство оптимизации сотрудничества преподавателя и студентов в процессе обучения: Дис.. канд. пед.наук. М., 1982. — 132 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.- 268 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. -М.: Интер -Пресс, 1995. -286 с.
- Цукерман Г. А., Суховерша Ю. И. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (Три года лонгитюдного исследования)//Психологическая наука и образование 2000 — № 1 — с. 52 — 64.
- Цукерман Г. А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников?//Вопросы психологии 1998 — № 5 — с. 68−82.
- Цхай И.К. Личностные и когнитивные аспекты креативности: Автореф. канд.. психол. наук. -М., 2000. -26 с.
- Чебыкин А.Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников//Вопросы психологии, 1989, № 6. с. 42−48.
- Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении.- М.: Академия. 1999. -288 с
- Шнекендорф 3. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитсль-ученик"//Мир образования 1996 — № 2 — с. 104−1 12.
- Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.- 208 с.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.
- Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению//Вопросы психологии 1990 — № 4 — с. 99−107.
- Щербо Н.П. Особенности индивидуальных и групповых решений задач в условиях совместной деятельности//Вопросы психологии 1984 — № 2- с.42−59.
- Щур В. Г. Особенности обшения детей при самостоятельной организации совместной деятельности: Дис. канд. психол. наук, — М. 1981- 129 е.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии. 1971. — № 4. — С. 6−20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. — 358 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 64 с.
- Юнг К. Аналитическая психология и воспитание (Три лекции, прочитанные в Лондоне в мае 1924 г.) Философские исследования. М., 1993, № 2. с. 190−219.
- Ядов В.А. Становление личности: общественное и индивидуальное//Социологические исследования. 1985 — № 3 — с. 66−75.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 — 96 с.
- Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии//Вопросы психологии, 1989, № 6.-с. 5−13
- Якиманская И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся//Вопросы психологии 1990 — № 3 — с.39−47.
- Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентироанного обучения. //Педагогика 1995 — № 2 — с. 44.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Изд-во Флинта. 1997- 149 с.
- Якобсон С.Г. Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблема воспитания. М., 1976- 154 е.
- Якобсон С.Г. Организация совместной деятельности как метод управления формированием личности/В кн.: Социально-психологические проблемы руководства и управления коллективами: Науч. сообщ./Под ред. А. В. Петровского и др. М., 1975. -с. 173−174.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика. 1984 — 143 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех. М: Новая школа, 1996- 115 с.
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М., 1974. -128с.
- Atkinson J., Litwin G. Achievement motives and test anxiety conceived as motive to approach success and to avoid failure// J. Abnormal and social psychology. 1960. — № 60(1). — P. 52 — 63.
- Behavior Therapy and the Neuroses/Ed. By H. Eysenck. N.J. Pegamon Press, 1964
- Cattcl R.B. The nature and genesis of mood states. .//Anxiete, Current trends in Theory and Research. V. 1. N.J. -1972.
- Eysenck H.J. The structure of human personality.-L. N.Y. .1953.
- Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis/ N.Y., 1968. — 130 p.
- Gordon W.J. The metaphorical way of learhing and knowing. Cambridge (Mass). 1970.
- Guilford J.P. Creativity. American psychology. N.Y. 1950 — 325 p.
- HallC.S. Lindzey G. Theories of Personality. N.Y., 1957.- 210 p.
- Jung C. Bewustes und Unbcwustes. Frankfurt — Hamburg, 1957.
- Kohlberg L., Krainer R. Continuities and Discontinuities in Childhood and Adult Moral Development// Human Development. 1969. — № 12.
- Lewin K. Dynamic Theory of Personality. N.Y., 1935.
- Maslow A. Some Basic Proposition of a Growtk and Sclf-Actualisation Psychology. N. J., 1965
- Mead G. National charachter. //Antropologie today. Chicago, 1975.
- Rogers С. K. Client-Centeres Therapie. Boston, 1961.
- Rogers С. K. Freedom to learn for the 80s, — Columbus. 1984/ P. 139.
- Spearman C. The Abilities of Man. N. J., 1927
- Sullivan H. S. The Collected Work. V. 1,2. N. J. 1953.
- Torrance E. P. Teaching creative and gifted learners// Handbook of research on teaching.-N. J. -L» 1986. P. -630−647.