Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Становление экологического сознания: социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следовательно, в контексте исследования проблем взаимодействия общества и природы наиболее приоритетными видятся задачи экологизации материальной и духовной жизни, разработки механизмов и критериев экологически безопасной антропогенной деятельности, мировоззренческой парадигмы экологического сознания нового экоцентрического типа. Решение данных задач должно вестись специалистами самых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Деятельностью основания экологического сознания
    • 1. Процесс исторического осознания обществом экологических оснований человеческой деятельности
    • 2. Экологическая деятельность как предпосылка формирования экологического сознания
  • Глава 2. Место и роль экологического сознания в структуре сознания общества и личности
    • 1. Перспективы развития экологического сознания
    • 2. Экологическое сознание как неотъемлемый компонент сознания личности
    • 3. Противоречивый характер современного экологического сознания

Становление экологического сознания: социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В начале третьего тысячелетия все более очевидными становятся кризисi «ные явления в развитии человеческой цивилизации. Всплеск насилия по всему миру, участившиеся природные и техногенные катастрофы, углубляющаяся поляризация между богатыми и бедными, разрыв между научно-техническим и культурным прогрессом — это симптомы системного кризиса, в котором находится современная цивилизация. В контексте этого кризиса с особой остротой встает проблема взаимодействия общества и природы, поскольку она обусловлена угрожающим расширением искусственной реальности и, соответственно, отчуждением человека от своей естественной среды обитания. Антропогенное воздействие па биосферу привело к образованию системы глобальных экологических проблем, угрожающих существованию жизни на Земле. Научно-технический прогресс, достигший невероятных высот и значительно улучшивший материальную жизнь людей, повлек за собой значительную деградацию биосферы в целом. Процесс же осмысления возникших противоречий едва поспевает за темпами их нарастания и обострения. Сознание человека оказывается неподготовленным ни психологически, ни функционально к изменяющемуся миру. В то же время постепенно, но все более определенно, складывается понимание того, что глобальные проблемы по масштабам проявления и степени опасности для человека не имеют себе аналогов в истории, а для их принципиального преодоления остается все меньше времени.

Поэтому в XXI веке одна из основных задач человечества состоит в переориентации сил и потенций на эффективное восстановление и защиту природы, служащие залогом восстановления динамического равновесия системы «природа-общество». В последние десятилетия XX века человечество в интересах собственного выживания оказалось перед необходимостью прогнозирования своего будущего и сознательного, рационально обусловленного выбора наиболее при t емлемых и реальных его вариантов. Преодоление углубляющегося экологического кризиса невозможно без ценностной переориентации общественного и массового сознания, значительным вектором которого должно стать экологическое сознание. Возникает насущная потребность «опережающего» изменения сознания и на этой основе всех видов деятельности по предотвращению экологической катастрофы. Тем более, экологическая тематика все больше входит в различные сферы и уровни общественного сознания, что свидетельствует*'о начавшемся осознании человечеством своего положения в мире.

В этих условиях актуальность темы диссертационного исследования обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, необходимостью углубления и уточнения имеющихся знаний по проблеме экологического сознания на основе современных представлений о законах общественного развития и гармоничном отношении общества и природы. В настоящее время уже существует достаточно много наработок в области формирования экологического сознания, осуществляемых в рамках различных научных дисциплин: социальной экологии, экологической психологи^, экологической политологии и других. В этом смысле философское теоретическое исследование на основе междисциплинарного подхода призвано интегрировать частные научные позиции и выработать целостную концепцию экологического сознания. Концептуальные идеи экологического сознания нуждаются в дальнейшем методологическом обосновании и более тщательной проработке, поскольку для определения эффективных путей его формирования требуется определить, что оно собой представляет, какова его сущность и роль во взаимодействии человека с миром.

Во-вторых, актуальность представленной работы обозначена необходимостью разработки методологических оснований социально-философского анализа процесса экологизации человеческой деятельности, поскольку признание связи определенных структурных образований в системе общественного сознания с видом общественных отношений выступает методологической основой анализа экологического сознания. По отношению к виду общественного сознцнцр как духовного образования общественные отношения, связанные с выполнением специфической социальной деятельности, выступают основополагающим фактором. В зависимости от выполнения различных видов экологической деятельности в разные исторические эпохи общественное экологическое сознание наполнялось разным содержанием, что в первую очередь влияло на отражение природы в общественном сознании.

В-третьих, имеет место недостаточная изученность проблем становления и развития современного экологического сознания, существующих в нем основных противоречий. Данное исследование призвано восполнить этот пробел, оп.

1. ределив перспективы развития экологического сознания, как на уровне общества, так и на уровне личности, а также наметив пути преодоления выявленных противоречий.

Объектом настоящего диссертационного исследования выступает взаимодействие общества и природы в его историческом развитии и становлении, предметом — феномен экологического сознания как целостного и динамичного образования, отражающего сложные и противоречивые взаимоотношения человека и природы.

Степень разработанности проблемы.

Проблема становления экологического сознания не может быть раевмотрена изолированно от многих других научных и общественных проблем. Исходя из содержания темы диссертационного исследования существующую литературу по данной проблеме можно разделить на три основные группы.

Первую группу источников по теме диссертационного исследования представляют социально-философские работы мыслителей, посвященные осмыслению взаимоотношений общества и природы и отражению их в сознании людей. Так, отражение взаимосвязи природы и общества в сознании людей было при.

L «• суще натурфилософским взглядам античных мыслителей (Гераклит, Эмиедокл, Гиппократ и другие), философов эпохи Возрождения (Дж. Бруно, Т. Парацель-са, Н. Кузанского), французских философов XVIII века Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, немецких мыслителей XIX века — И. В. Гете, Л. Фейербаха и ряда других. Социальные механизмы взаимодействия общества с окру^а^щей средой, проблема отражения природных явлений рассматривались в социально-философском творчестве И. Канта. Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Энгельса и других. Специфика эволюции экологического сознания в русской традиции находит свое отражение в работах русских мыслителей JI. Н. Толстого, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского, Г1.Д. Успенского, П. А. Кропоткина, В. В. Розанова, В. В. Докучаева. Регулятивный характер экологического знания по отношению к преобразующей деятельности получает обоснование в работах В. В. Докучаева, а также основателей теории ноосферы Э. Леруа, П. Тейяр де Шардена, В. И. Вернадского, их современных последователей: И. М. Забелина, М. И. Будыко, Г. В. Пла.

1 • • тонова, Ф. И. Гиренка, М. М. Камшилова, Ю. В. Олейникова, А. А. Оносова и других.

Вторая группа источников — это научные исследования, направленные на осмысление тенденций взаимодействия общества с природой, их отражение в общественном сознании. В процессе философского анализа проблемы становления экологического сознания особое значение приобретает изучение связи сознания и человеческой деятельности. Системный анализ специфики человеческой деятельности и жизнедеятельности и определение их роли в формировании экологического сознания позволяют осуществить, с одной стороны, фундаментальные работы по этологии К. Э. Фабри, К. Лоренца, Н. Тинбергена, В. Дольника и других, а с другой, — работы, посвященные анализу социальной деятельности — А.II. Леонтьева, Э. С. Маркаряна, СЛ. Рубинштейна, М. В. Демина, М. С. Кагана. Общие и частные вопросы трансформации различных сфер человеческой деятельности — науки, техники, экономики и других — разрабатываются.

Э.В. Гирусовым, К. Х. Делокаровым, А. Н. Чумаковым, А. Д. Урсулом, А.В. Яб-локовым, А. Н. Тюрюкановым, Ю. М. Маниным и другими исследователями.

Адекватной теоретической основой для определения мировоззренческих ориентиров экологического сознания выступает коэволюционная парадигма познания и деятельности, которая получила обоснование в ценных работах следующих авторов: Р. С. Карпинской, И. К. Лисеева, С. Н. Родина, В. А. Кутырева, 11.11. Моисеева, Л. Ф. Фесенковой и многих других.

Большой блок научно-исследовательских трудов посвящен изучению общественного сознания в плане его взаимосвязи с социально-экологическими аспектами бытия. Наибольший интерес здесь представляют социально-философские разработки И. Калайкова, В. В. Вальковской, Э. В. Гирусова, К. Х. Каландарова, Г. С. Смирнова, В.И. Данилова-Данильяна, И. Д. Лаптева, В. Хесле и других авторов, обосновывающих необходимость формирования экологического сознания в структуре общественного сознания, а также дающих отдельные содержательные характеристики феномена экологического сознания. В современных исследованиях активно разрабатываются гносеологические1, аксиологические (этико-эстетические)2 аспекты экологического сознания. Изменение роли и места.

1 Кочергнн A.M. Маркоп 10.Г. Васильев Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. -Новосибирск. 1987: Кутырев В. Д. Ноосфера как утопия и реальность// Стратегия выживания: космизм и экология /Отв ред. Л. В. Фесенкова. — М.1997: Реймерс Н. Ф. Начала экологических знании. — М., 1994: Фролов ИЛ'. Горизонты экологического знания. Социально-философские проблемы.- М., 1986. I Вальковская В. В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации. — Хабаровск, 2000: Вальковская В. В. Ценность природы//Философия и обшество, 1998, — № 6: Когай Е. А. Ценностные регулятивы экологического сознания. Аптореф. дисс. на соискание уч. степ. л. филос. н. — М. 2001: Василенко Л. И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму// Вопросы философии. 1995. — Тетиор A.M. Множество этик окружающей среды. — М. 2000: Долгов К. М. Эстетика природы. — М. 199−4: Смольянинов И. Ф. Красота природы и воспитание красотой. — М&bdquo- 1985: Швейцер А. Культура и этика. — М&bdquo- 1973: Атфилд Р. Этика экологической ответственности// Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990: Scpanmaa Y. The Beauty of Environment. A General Model for Environmental Aesthetics. Helsinki, 1986; Hepburn R.W. Contemporary Aesthetics and the Neglect of Natural Beauty,'/British Analy tical Philosophy. — I. 1967: Lovelock.lames. Eptoti Sidney In quest for Gaia''Environmental ethics, ed. Louis P. Pajman. Boston-London. Jones and Battle" Publishers. 199−4- Karen J. Warren The power and the promise of ecological feminism'. Enironmental ethics. — Boston-London. I9<)4- Naess A. Self-realizations. An Ecological Approach to Being in the Voikl /The Trumpeter Bloom-inuton. 1985. — Vol. 4. № 3 l проблемы сознания в исследованиях человека и общества отражаются в исследованиях Н. С. Автономовой, Г. А. Чупиной, Е. В. Суровцевой, П. С. Гуревича,.

A.А. Гостева, И. Пригожина, И. Стенгерса.

Третья группа источников посвящена общим и частным проблемам формирования личностного, в том числе и экологического, сознания. Различные аспекты проблемы становления и развития сознания находят отражение в работах.

B.П. Эфроимсона, Р. Хиггинса, А. Н. Леонтьева, М. В. Демина, И. С. Кона и других. Особое значение приобретает разработка философских аспектов экологического образования, которой занимаются Н. П. Ващекин, К. Х. Делокаров, А. Д. Урсул, Н. М. Мамедов, В. Б. Калинин. Также ценные психолого-педагогичсские материалы по проблеме развития экологического сознания содержатся в работах С. Д. Дерябо, В. А. Левина, А. Н. Захлебного, И. Т. Суравегиной и других.

В целом большой и постоянно возрастающий объем литературы по проблемам экологического сознания в различных областях научного знания еще раз подтверждает актуальность данной темы исследования. Вместе с тем положительно оценивая результаты исследования указанных аспектов проблемы, нельзя не отметить определенных пробелов. В современных работах по проблеме экологического сознания практически отсутствуют философские исследования категории экологической деятельности, что, на наш взгляд, является очень важным. Недостаточно основательно изучена связь экологического сознания и экологической деятельности. Более глубокой проработки требует вопрос о существующих на данном этапе проблемах становления экологического сознания, их причинах и путях преодоления.

Основной целью настоящего диссертационного исследования является проведение концептуального социально-философского анализа экологического сознания, определение его функциональной роли во взаимодействии человека с i .1 миром природы, а также основных проблем и перспектив развития экологического сознания.

Основная цель исследования предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Па основе ретроспективного анализа исследовать основные направления осознания экологических оснований человеческой деятельности, тем самым, проследив историческую эволюцию экологического сознания.

2. Провести комплексный анализ экологической деятельности с точки зрения ее внутренней структуры, взаимосвязи с другими формами и видами человеческой деятельности, а также определить се роль в формировании экологического сознания.

3. Определить статус экологического сознания в структуре сознания общества и личности.

4. Провести структурно-функциональный анализ экологического сознания и на этой основе исследовать основания и общие тенденции развития общественного и личностного экологического сознания, определив приоритеты в его развитии.

5. Выявить основные противоречия развития экологического сознания и обозначить пути их преодоления.

Теоретико-методологическая основа исследования. В соответствии с философским и междисциплинарным статусом проблемы диссертационного исследования, в качестве фундаментальных методологических основ данной работы были приняты базисные положения диалектико-материалистической философии, принципы, законы и категории материалистической диалектики и общенаучная методология познавательной деятельности, создающие оптимальные предпосылки осуществления квалифицированного философского исследования.

В анализе социокультурных проблем, ценностных и деятельностных оснований человеческого бытия методологически обосновано применение системного метода, который интегрирует системно-структурный, функциональный и исторический методы. При анализе поставленных в исследовании проблем используются также положения неклассической и постнеклассической парадигмы.

Эмпирическую базу исследования составляют результаты конкретных социологических исследований, которые характеризуют современные разновидности экологического сознания. Использовались данные, размещенные в средствах массовой информации, а также собственные результаты исследования по проблеме гидростроительства, проведенного автором на территории Амурской области.

Научная новизна исследования.

— выявлена психологическая предпосылка становления новой экоцентрической разновидности экологического сознания, в качестве которой выступает алар-мизм, поскольку именно осознание экологической опасности в значительной степени способствует концентрации усилий в сторону конструктивного решения существующих и упреждения потенциальных проблем;

— определены основные функции экологического сознания: когнитивная, аксиологическая, прогностическая, регулятивная и контролирующая;

— существенно новым является анализ экологической деятельности как in0fco6a бытия общественного человека в окружающей среде, который раскрывает его адаптивную сущность по отношению к естественной среде обитания. Проведена классификация названного вида деятельности по нескольким основаниям: по превалирующим мотивам, результатам, степени участия сознания в деятельности. Соответственно, выделяются следующие типы экологической деятельности: прагматическая и непрагматическаяконструктивная и деструктивнаястихийная и сознательно Направляемая;

— показано, что экофильное отношение к миру является исторически присущим для русской культурной традиции. Это подтверждают работы русских философов, писателей, ученых — Л. Н. Толстого, B.C. Соловьева, П. А. Флоренского,.

П.Д. Успенского, В. В. Розанова, В. В. Докучаева, Д. Н. Кайгородова и многих других;

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что в ней выявлеi .1 ны новые аспекты становления экологического сознания, что может быть использовано для дальнейшего изучения культуры общества и личности, разработки целостной концепции человека. Результаты исследования также можно применить при разработке исследовательских и образовательных программ, связанных с проблемами оптимизации взаимодействия общества и природы, формирования экологического сознания.

В соответствии с общими теоретическими установками диссертационного исследования автором разработана учебная программа «Экологическая этика» для вузов.

Апробация диссертации 1 «.

Материалы диссертации использовались в преподавательской деятельности диссертанта. Отдельные идеи и положения её стали основой участия диссертанта в работе школы-семинара «Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты» в г. Киев и круглого стола «Весенняя охота: за и против» в г. Москва, организованными Киевским эколого-культурным центром в 2002 и 2003 годах. Материалы исследований докладывались и обсуждались на кафедре философии ДальГАУ, а также нашли отражение в ряде научных публикаций.

В результате исследования автор пришла к ряду теоретических выводов, выносимых на защиту в качестве основных положений.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В ходе исторической реконструкции социоприродного взаимодействия обнаруживается несколько основных направлений осознания обществом необходимости ограничения деятельности: правовое, научное, экономическое, эстетическое, нравственное. Неравномерность развития данных тенденций свидетельствует о диалектическом характере филогенетического становления экологического сознания.

2. Экологическая деятельность как способ адаптации природной среды к потребностям человека выступает фактором становления экологического сознания как отражения социоприродных отношений. Отсутствие в структуре деятельности экологической формы ведет к деформациям в сознании, ограниченному восприятию природной действительности. Вместе с тем экологизацию всех видов деятельности и сознания определяет коэволюционная парадигма взаимодействия общества и природы, основанная на гуманизации, субъективизации и диалогизации взаимоотношений человека с окружающим миром.

3. Экологическое сознание, с одной стороны, представляет собой самостоятельную форму общественного и личностного сознания, так как оно фундировано важным видом деятельности — экологической, а также имеет собственный объект исследования — взаимодействие общества и природы, предметное поле, в качестве которого выступает комплекс прямых и обратных связей в единой со-циоприродной системе. С другой стороны, экологическое сознание, приобретая ведущее значение в структуре общественного и индивидуального сознания, становится основным вектором качественной переориентации всей духовной жизни.

4. Формирование активно-созидающего экологического сознания определяет направленность перспективного развития его структурных компонентов и уровней: когнитивного — развитие холистического, то есть целостно ориентированного, восприятия окружающего мира, формирование экологической позицииаксиологического — развитие социально-экологических и нравственно-эстетических ценностейпраксиологического — внедрение норм экосообразного (активно-защитного) поведения. Психологическими основаниями нового экологического сознания выступают экологическая идентификация и алармизм.

5. Основной причиной существования конфликтных противоречий современного экологического сознания является несоответствие между достижениями социального прогресса и последствиями экологического регресса. Снятию главного противоречия в экологическом сознании между теоретическими знаниями, нравственной системой и практическими навыками будет способствовать только всеобъемлющее перманентное присутствие экологической составляющей во всех сферах жизнедеятельности общества.

6. Целенаправленное всестороннее формирование экологического сознания эко-центрического типа должно осуществляться через систему непрерывного и всеобщего экологического образования и воспитания, ведущими характеристиками которой становятся гуманистическая и патриотическая ориентация, личностно-ориентированный подход, реализующие духовно-творческий потенциал личности.

Объем и структура диссертации строятся в соответствии с поставленными целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библио-графин и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В контексте современного системного цивилизационного кризиса проблемы сознания, как показано в диссертационном исследовании, приобретают небывалую остроту. Понимание глубочайшего экологического кризиса, охватившего нашу планету, в свою очередь определяет интеллектуальный климат нашей эпохи. При этом не вызывает сомнения, что приоритет духовных и информационных потребностей, как и энергои ресурсосберегающих направлений в природопользовании, в наибольшей степени отвечает задачам формирования экологического сознания. Рассмотрение трех основных аспектов проблемы: генезиса, современного состояния и будущих перспектив развития отражает процесс становления экологического сознания. В соответствии с данной логикой и выстроено диссертационное исследование.

Анализ исторического взаимодействия общества и природы и отражение его в сознании людей раскрывает эволюцию экологического сознания. Предпосылки его формирования связаны с процессом осознания обществом необходимости регулирования человеческой деятельности в соответствии с ходом развития биосферы и выделением в структуре деятельности экологической формы. Так, приходит понимание того, что для изменения сознания, в частности, содержания экологического сознания, необходимо последовательно изменять экологические условия жизни общества, основываясь на перестройке социальной деятельности по отношению к природе. Любая антропогенная деятельность непременно должна включать биосферные параметры. Соответственно, принцип структурной организованности биосферы становится основополагающим регулятором содержания, направления и темпа в первую очередь материально-производственной деятельности человечества. Большое значение приобретает преодоление разрыва когнитивных и ценностных оснований деятельности на основе коэволюционной парадигмы.

Именно экологическое сознание становится в настоящее время главным вектором переориентации духовной жизни. Этим определяется его роль и место в структуре общественного и индивидуального сознания. Современное экологическое сознание характеризуется наличием в нем противоречий, зачастую конфликтных, между различными компонентами и уровнями, преодоление которых обеспечивает формирование активно-созидающего экологического сознания экоцентрического типа. Данный процесс связан с перспективой развития холистического, то есть целостно ориентированного, восприятия окружающего мира и, соответственно формирования экологической позициисоциально-экологических и нравственно-эстетических ценностей и внедрением норм эко-сообразного (активно-защитного) поведения. В результате правильно выстроенного образовательного и воспитательного процесса происходит масштабное и целенаправленное воздействие на все структурные компоненты сознания. Становление активно-созидающего, экоцентрического экологического сознания включает последовательность этапов эволюции сознания: от отношения человека к природе, которое проявляется в форме различных чувств (озабоченность, тревога, паника) и развития глубокого интереса к экологическим проблемам к формированию готовности к социальному действию, нравственному поступку. Ведущими характеристиками системы экологического образования и воспитания становятся гуманистическая и патриотическая ориентация, личностно-ориентированный подход, реализующие духовно-творческий потенциал личности. Стратегической задачей экологического образования и воспитания является изменение структуры личности с агрессивно-потребительской на разумно-творческую. Речь идет, таким образом, о формировании новой личности с новым отношением к природе, другим людям, культурам и традициям.

Следовательно, в контексте исследования проблем взаимодействия общества и природы наиболее приоритетными видятся задачи экологизации материальной и духовной жизни, разработки механизмов и критериев экологически безопасной антропогенной деятельности, мировоззренческой парадигмы экологического сознания нового экоцентрического типа. Решение данных задач должно вестись специалистами самых разнообразных научных специализаций, поскольку только всестороннее внедрение экологических норм, принципов, ценностей во все сферы жизнедеятельности общества способно вызвать качественную трансформацию цивилизационных основ. В этом смысле достаточно перспективным, по нашему мнению, будет использование рассмотренных в настоящем исследовании понятий экологическое сознание и экологическая деятельность в конкретных исследованиях в области социогуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Кроме того, важным направлением является разработка мероприятий, направленных на привлечение широкой общественности к проблеме формирования экологического сознания экоцентрического типа, вовлечение людей в конкретную природоохранную и природовосстановительную деятельность.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. — 190 с.
  2. , Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие. М.: Знание, 1979. -174 с.
  3. , Н.А. Философия неравенства. М.: ИМА-пресс, 1990. — 288 с.
  4. Биология и современное научное познание/Отв. ред. Р. С. Карпинская. М., 1980.-367 с.
  5. , В.Е. Словарь деятелей охраны природы. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. — 524 с.
  6. , В.Е. История охраны природы Украины (X век 1980 год). — Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2001. — 544 с.
  7. , Д. О бесконечности вселенной и мираж. М.: Соцэкгиз, 1936. — 275 с.
  8. , М.И. Глобальная экология. М.: Наука, 1982. — 327 с.
  9. , М.И. Эволюция биосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1984.-488 с.
  10. , Ф. Сочинения В 2 томах. М.: Мысль, 1977.
  11. , В.В. Социально-философский анализ современной экологической ситуации. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2000. — 137 с.
  12. Л.И. Поиски оснований и источников экологической этики //Вопросы философии. 1986. — № 2. — с. 145−152.
  13. , Н.П., Делокаров, К.Х., Урсул А. Д. Образование и устойчивое развитие. Концептуальные проблемы. Монография. М.: Изд-во МГУК, 2001. -320 с.
  14. , В.И. Биогеохимические очерки. М.: Госполитиздат, 1940. -119 с.
  15. , В.И. Живое вещество. М.: Наука, 1978. — 358 с.
  16. Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы: Сб. ст./ Отв. ред-р Е. Т. Фаддеев. М.: Наука, 1986.-348 с.
  17. , Г. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М.: Мысль, 1977.
  18. , Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. М.: Наука, 1987. -180 с.
  19. , Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы //Философские проблемы глобальной экологии.- М.: Наука, 1983.-с. 105−120.
  20. , Э.В. Система общество природа. — М.: Изд-во МГУ, 1976. — 165 с.
  21. , Э.В., Тихонова, Н.Е. Проблемы взаимодействия общества и природы в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. М.: Знание, 1984. — 64 с.
  22. Глобальные проблемы биосферы/Отв. ред-р Ф. Т. Яншина. М.: Наука, 2003. — 198 с.
  23. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности: Сборник./ Составители Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. М.: Прогресс, 1990. -495 с.
  24. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. Сборник обзоров и рефератов/Отв. ред. А. В. Саггадеев. -М., 1994.-139 с.
  25. , И.А. Введение в философию истории. М.: ТЕИС, 1999. — 263 с.
  26. , А.А. Эволюция сознания в решении глобальных конфликтов (Очерки по конфликтологии). М.: Ин-т психологии РАН, Федерация мира и согласия, центр политических и международных исследований, 1993. — 120 с.
  27. , Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд., испр. и доп. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1989. — 496 с.
  28. Данилов-Данильян, В. И. Состояние и проблемы охраны окружающей среды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды. Вып. 10. — М., 1995.
  29. Данилов-Данильян, В.И., Лосев, К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. М.: Прогресс — Традиция, 2000.-416 с.
  30. , М.В. Природа деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 167 с.
  31. , М.В. Проблемы теории личности: социально-философский аспект. -М.: МГУ, 1977.-240 с.
  32. , С.Д., Левин, В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996.-477 с.
  33. , Д. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1941.-279 с.
  34. , В.В. Избр. соч. Т. 3. М.: Сельхозгиз, 1949. -446 с.
  35. , К.М. Эстетика природы. М.: ИФРАН, 1994. — 230 с.
  36. , Ж. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. — 415 с.
  37. , Э.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 584 с.
  38. , В.Е. Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. Сборник обзоров и рефератов. Серия: Глобальные проблемы современности. М.: ИНИОН РАН, 1994. — 140 с.
  39. , В.Е. Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 48 с.
  40. , Б.В. Экологическое право. Учебник для высших учебных заведений. М.: ООО Профобразование, 2003. — 656 с.
  41. , И.М. Физическая география в современном естествознании (Вопросы теории и практики). М.: Наука, 1978. 335 с.
  42. , В.А. Дом Земля. Контуры экогеософского мировоззрения (научное развитие стратегии поддерживания). СПб.: ООО Фирма Коста, 2000. — 112 с.
  43. , А.В., Фотиева, И.В., Шишин, М. Ю. Время великого размежевания: от техногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации// Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. — 1999. — № 6. — с. 3−25.
  44. , М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.-328 с.
  45. , И.Д. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984. -233 с.
  46. , К. X. Экологическое сознание. Сущность и способы формирования. — М.: Гуманитарный центр «Монолит». — 1999. — 48 с.
  47. , В.Б. Формула экологического образования// Бюллетень «Охрана дикой природы». 1996. -№ 10.-с. 17−21.
  48. , М.М. Эволюция биосферы. М.: Наука, 1974. — 254 с.
  49. , И. Метафизические начала естествознания. М.: Мысль, 1999. -1708 с.
  50. , Р.С., Лисеев, И.К., Огурцов, А. П. Философия природы: коэво-люционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 235 с.
  51. , Ф. Пробуждающееся мышление: история развития человеческого интеллекта. Киев: Высшая школа, 1985. — 294 с.
  52. , Е.А. Ценностные регулятивы экологического сознания. Автореф. дисс. на соискание уч. степ. д. филос. н. М., 2001. — 32 с.
  53. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  54. , А.Н., Марков, Ю.Г., Васильев, Н. Г. Экологическое знание и сознание: особенности формирования. Новосибирск: Наука, 1987. — 218 с.
  55. , П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. — 493 с.
  56. , Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепции. -М.: Политиздат, 1992.-48 с.
  57. , В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Н. Новгород: Издательство «Нижний Новгород», 1994.— 199 с.
  58. , И.Д. Экологические проблемы: социально-политический и идеологический аспекты. М.: Мысль, 1982. — 247 с.
  59. , Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л.: Соцэкгиз, 1936. — 484 с.
  60. , А.Н. Проблемы развития психики.- М.: МГУ, 1981. 584 с.
  61. , И.К. К экологической цивилизации//Философия перед лицом глобальных проблем. М., 1993.
  62. , О. Календарь песчаного графства. М.: Мир, 1980. — 216 с.
  63. , К. Агрессия (так называемое «зло»). М.: Прогресс, 1994. — 272 с.
  64. , К. Человек находит друга. М.: АО Полигран, 1992. — 191 с.
  65. , А.Ф. Античная мифология в историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957 -620 с.
  66. , В.А. Взаимоотношения общества и природы. — М.: Знания, 1989. — 65 с.
  67. , B.C. География и общество. (Философские и социологические проблемы географии) М.: Мысль, 1978. — 309 с.
  68. , Н.М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996. -151 с.
  69. , Н.М. Экологическое образование: концепции и методические подходы.-М., 1996.
  70. , Ю.М. НТР и экологизация производства. Минск: Высшая школа, 1979.-134 с.
  71. , Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН АССР, 1973. — 146 с.
  72. , К., Энгельс, Ф. Избранные произведения. В 3-х т. М.: Политиздат, 1985.
  73. , В.И., Алдашева, А.А. Экологическое сознание. М.: Логос, 2001.-374 с.
  74. , Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М.: Голос труда, 1924.-255 с.
  75. , Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. — 343 с.
  76. , Н.Н. Современный антропогенез: цивилизационные разломы. Эко-лого-политологический анализ// Вопросы философии.— 1995.— № 1. с. 3—30.
  77. , Ш. Л. Избранные произведения. М.: Госполитиздат, 1955. -706 с.
  78. Общество и природа: исторические этапы и формы взаимодействия/Под ред. М. П. Ким. М.: Наука, 1981.-343 с.
  79. , Ю.В., Оносов, А.А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М.: Ин-т философии РАН, 1999. — 210 с.
  80. , Ю.В., Шаталов, А.Т. К разработке экологического кодекса России //Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1993. — № 6. — с. 3−8.
  81. Отношение школьников к природе /Под ред. И. Д. Зверева, И.Т. Суровеги-ной. М.: Педагогика, 1988. — 129 с.
  82. , А.Н. Экокризис как псевдопроблема//Вопросы философии. 2002. — № 7. — с. 66−80.
  83. , А. Человеческие качества. -М.: Прогресс, 1985. -311 с.
  84. , Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Изд-во МГУ, 1989.-191 с.
  85. , Г. В., Гирусов, Э.В. Устойчивое экоразвитие путь к ноосфе-ре//Вестник Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. — 1997. — № 1. — с. 49−66.
  86. , Ю.М., Давыдова, Г.В. Структура ценностных диспозиций личности: проверка гипотезы «социальных качелей» // Гуманитарные науки в Сибири.-1996.-№ 1.-С.25−32.
  87. , Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихоло-гии). М.: Мысль, 1974. — 487 с.
  88. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М.: Прогресс, 1986.- 432 с.152
  89. Проблема сознания в отечественной и зарубежной философии XX века. Материалы межрегиональной научной конференции Иваново, 19−20 мая 1994 г. -Иваново: Иванов, гос. ун-т, 1994.
  90. Проблема сознания в философии и науке. Тезисы IX-й Ежегодной конференции кафедры философии РАН (17−18 июня 1996 г.). М.: Ин-т философии РАН, 1996.
  91. Рациональность как предмет философского исследования/Отв. ред. Пружи-нин Б.И., Швырев B.C. М.: Ин-т философии РАН, 1995. — 225 с.
  92. , Э. Человек и Земля. В 6 томах. М.: Брокгауз-Ефрон, 1906. — 3260 с.
  93. , В.В. Религия и культура. М.: Издательство: ACT, 2001. — 640 с.
  94. , К.А. Ренессансные основания антропоцентризма. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993. — 264 с.
  95. , Р. Эковоины. Радикальное движение в защиту природы. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2002. — 144 с.
  96. , Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность. Философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иванов, гос. ун-т, 1998.
  97. , B.C. Сочинения. В 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль, 1988. — 829 с.
  98. Стратегия выживания: космизм и экология /Под ред. Л. В. Фесенковой и др. М.: Эдиториал УРСС. 1997. — 304 с.
  99. , А.Н. Множество этик окружающей среды. М.: РЭФИА, 2000. — 20 с.
  100. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. М.: Наука, 1987. — 239 с.
  101. Тимофеев-Ресовский, Н. В. Биосфера и человечество // Науч. труды.- Обнинск: Отд. Геогр. о-ва СССР, 1968. Сб. 1.
  102. , Н. Поведение животных. М: Мир, 1985. — 192 с.
  103. , А.Н. Избранные труды. М.: РЭФИА, 2001. — 308 с.
  104. Успенский, П.Д. Tertium organium. Ключ к загадкам мира. Санкт-Петербург: Изд-во «Андреев и сыновья», 1992. — 241 с.
  105. , К.Э. Основы зоопсихологии. М.: МГУ, 1976. — 288 с.
  106. Философские и социологические проблемы человеческой деятельности. Сб. науч. тр./Отв. ред-р Э.Л. Акопов- Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 1984.- 168 с.
  107. Философия русского космизма: сборник научных статей/Отв. ред. А. П. Огурцов, Л. В. Фесенкова. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996. — 376 с.
  108. Философские проблемы глобальной экологии/ Под ред. Фаддеева Е. Т. и др. -М.: Наука, 1983.-352 с.
  109. , П.А. Сочинения. В 4-х т. М: Мысль, 2000.
  110. , Д. Исповедь эковоина. Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2002. — 156 с.
  111. , И.Т. Горизонты экологического знания. Социально-философские проблемы.- М.: Наука, 1986. 204 с.
  112. , Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. Пер. с англ. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1983. — 703 с.
  113. , В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. — 202 с.
  114. , А.Н. Философия глобальных проблем. М.: Изд-во Знание, 1994. — 160 с.
  115. , А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  116. , Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1964. — 358 с.
  117. , В.П. Гениальность и генетика. М.: Русский мир, 1998. — 542 с.
  118. Левин, В. А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. -456 с.
  119. Ecofeminism and the sacred. Ed. С. Adams. New-York: Continuum, 1993. -340 p.
  120. Dominick III, R.H. The environmental movement in Germany. Indiana University press, USA, 1992 — 283 p.
  121. Illich, I. Deschooling Society. New York: Harrow and Row, 1972.
  122. Karen, J. Warren The power and the promise of ecological femi-nism//Environmental ethics. Boston-London, 1994.- pp. 124−134.
  123. White, L. The historical roots of our ecological crisis//Environmental ethics, ed. Pajman L.P. Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, 1994. — p. 9−15.
  124. Lovelock, J., Epton, S. In quest for Gaia//Environmental ethics, ed. Pajman L.P. Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, 1994.
  125. Molik, Peter Artificial intelligence as evolutionary stage of human mind//Journal of the British Interplanetary society. 1984. — Vol. 34.
  126. Naess, A. Self-realizations. An Ecological Approach to Being in the World//The Trumpeter Bloomington, 1985. Vol. 34. — № 3.
  127. Rees, W.E. Sustainable Development: Economic Myths and Ecological Reali-ties//Environmental ethics, ed. Louis P. Pajman, Boston-London, Jones and Bartlett Publishers, 1994. pp. 437−443.
  128. Zurcher, L.A. Jr. The Mutable Self. A Self-concept for Social Change. -N.Y. -L., 1977.
  129. Wilson, E. Biophilia. Cambridge Univ. Press., 1984.
Заполнить форму текущей работой