Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем и в зарубежной, и в отечественной науке отсутствует общепринятое понимание и четкое определение отклоняющегося поведения. Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические проблемы исследования развития нравственного сознания молодежи
    • 1. 1. Нравственное сознание молодежи как предмет философского исследования
    • 1. 2. Многообразие нравственного поведения молодежи (элементы девиантного поведения)
  • Глава 2. Социально-философские проблемы развития нравственного сознания молодежи
    • 2. 1. Кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи
    • 2. 2. Перспективы устранения противоречия между нравственным сознанием и поведением молодежи

Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Современное состояние общества определяется большинством социологов, психологов, философов как углубляющийся духовно-нравственный кризис.

В период резких переломов в обществе всегда нарушается единство бытия и сознания, возникает несоответствие взаимодействия субъектов и социальных институтов, неадекватность социальной политики и морали. Размытость норм, ослабление социальной регуляции искажает духовные и культурные устои. Произошел разрыв между стремлением к быстрому росту материального благосостояния и отсутствием рычагов саморегуляции, основанных на высокой культуре и духовности. Аномия — так обозначены эти состояния. Под аномией понимаются «различные виды нарушений в ценностно-нормативной системе общества, такие, как ценностно-нормативный вакуум (своего рода „отсутствие“ норм) — низкая степень воздействия социальных норм на индивидов, неэффективность их влияния в качестве средства социальной регуляции поведениянеустойчивость и расплывчатость, а порой и противоречивость нормативных предписанийпротиворечие между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, регулирующими средства достижения этих целей» [56, С. 100].

Негативные тенденции общественного развития особенно болезненно отразились на преобладающей части молодежи, обусловив «кризис социализации», девальвацию традиционных культурных ценностей, что неизбежно нашло отражение в различных формах девиантного поведения.

Социально-философские исследования, включая изучение психолого-философского материала, способствуют созданию целостной и динамичной картины воззрений на сознание и поведение молодежи в современных российских условиях.

Актуальность исследования заключается в экспликации и тематизации таких проблем, как:

— анализ исторического пути изучения проблемы нравственного сознания и девиантного поведения в контексте философского, психологического и социологического подходов;

— исследование нравственного сознания и поведения молодежи в современных условиях;

— разработка теоретических и методологических основ для изучения кризисных явлений в нравственном сознании и поведении молодежи.

Степень изученности проблемы.

Понятие девиантного (отклоняющегося) поведения получило широкое распространение в зарубежной социологии в связи с развитием теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма, который понимал под ним поведение, не согласующееся с общепринятыми в обществе нормами. Дальнейшие исследования этого феномена способствовали появлению новых теорий и концепций отклоняющегося поведения. Значительный вклад в разработку проблематики девиантного поведения внесли Ч. Беккариа, Г. Беккер, А. Коэн, Р. Мертон, У. Миллер, Т. Парсонс, Э. Сатерленд, Т. Селлин, Э. Шур и др. Из отечественных ученых следует назвать Б. С. Братуся, Л. И. Божович, JI.C. Выготского, М. Г. Гернета, Я. И. Гилинского, И. С. Кона, В. Н. Кудрявцева, Ю. А. Клейберга, В. Т. Лисовского, А. С. Макаренко, Д. И. Фельдштейна и др.

Трактовка причин девиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этого социально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведении сочетаются компоненты различного уровня — биологические, психологические и социальные. В зависимости от того, какому из них в рамках той или иной теории придается главное значение, определяются основные причины этого поведения. Биологическое направление в изучение девиантного поведения представлено исследованиями Ч. Ломброзо, который обосновал связь между анатомическим строением тела человека и преступным поведением. Кречмер, Шелдон связывают девиантное поведение с особенностями строения тела, Прайс и Уиткин — аномалиями половых хромосом. Исследования социологов конца XIX — начала XX в. Ж. Кетле, Э. Дюркгейма, Д. Дьюи, П. Дюпати, М. Вебера, JI. Леви-Брюля и др. выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. В рамках социологического подхода можно выделить интеракциони-сткое направление и структурный анализ. Первого придерживаются Ф. Тан-ненбаум, И. Гоффман, Э. Лемерт, Г. Беккер. Основным положением здесь является тезис, согласно которому девиантность не свойство, внутренне присущее какому-либо социальному поведению, а следствие социальной оценки (стигматизации, «клеймения»). Структурный анализ предлагает три объяснения причин девиации: культурологическое, строящееся на позиции признания «конфликта между нормами культуры» (Т. Селлин, У. Миллер) — конфликтологическое, в котором девиация выступает как результат противодействия нормам капиталистического общества и обусловлена социально-экономической природой капитализма (К. Маркс, Р. Квинин, И. Тейлор, П. Уолтон, Д. Янг) — в теории «социальной аномии» Р. Мертона, обуславливающего девиантное поведение аномией, рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и институционализированными средствами их достижения.

В основе психологического направления девиаций лежит ряд психологических идей: экзистенциально — гуманистический подход В. Франкла, К. Роджерса, А. Маслоу, П. Роблока и психоанализ, разработанный видным австрийским врачом 3. Фрейдом и развитый в работах психологов Э. Эрик-сона, К. Лоренца, Э. Фромма, А. Адлера, К. Хорни, О. Эйкхорна и др. Экзистенциально-гуманистическая традиция рассматривает личность и ее поведение в аспекте сущностных характеристик человека, делает акцент на высших проявлениях человеческой личности, таких, как духовное бытие и самоактуализация. Психоаналитическая концепция 3. Фрейда в объяснении отклонений основывается на том, что человек асоциален по природе и в основе своей представляет неуправляемое, импульсивное животное. Поэтому наличие социальных ограничений необходимо для контроля над агрессивным, отклоняющимся поведением.

В отечественной науке проблематика отклоняющегося поведения имеет сравнительно непродолжительную традицию. Она считалась актуальной лишь для западного общества. Поэтому стала разрабатываться лишь в 70-е годы и складывалась как междисциплинарная отрасль научного знания, испытав сильное влияние дисциплин юридического, медицинского, психологического и педагогического характера. Среди отечественных исследователей девиантного поведения можно назвать B.C. Афанасьева, В. М. Бехтерева, Я. И. Гилинского, В. Н. Кудрявцева, И. В. Маточкина, Е. М. Пенькова,.

B.Д. Плахова и др. В их работах предпринимались попытки социологического осмысления сущности и значения различных видов отклоняющегося поведения в развитии нашего общества.

Значительная часть работ посвящена анализу специфики конкретных видов отклоняющегося поведения. Среди них особое место занимают труды А. А. Габиани, Я. И. Гилинского, С. Е. Гальперина, М. Н. Гернета, Т. В. Ивановой, Ю. Н. Иконниковой, М. И. Ковалева, И. С. Кона, Г. Г. Силласте и др. [150,.

C.592−608].

Вместе с тем и в зарубежной, и в отечественной науке отсутствует общепринятое понимание и четкое определение отклоняющегося поведения. Одни исследователи считают, что речь должна идти о любых отклонениях от одобряемых обществом социальных норм, другие предлагают включить в это понятие только нарушения правовых норм, третьи — различные виды социальной патологии (убийство, наркотизм, алкоголизм и т. п.), четвертые — социальное творчество. Это связано с неоднозначным отношением ученых к причинам и факторам, детерминирующим девиантное поведение. Спектр мнений включает в себя, с одной стороны, признание психофизиологических свойств индивидов в качестве основополагающих причин генезиса их деятельности. Такой подход устраняет социальную характеристику отклоняющегося поведения. С другой стороны, высказываются мнения, абсолютизирующие объективные факторы жизнедеятельности людей. Тем самым, фактически исключаются сознательность и активность человеческих действий.

Таким образом, несмотря на то, что в современной отечественной науке проблемы познания сущности и значения отклоняющегося поведения заняли одно из ведущих мест, можно говорить о «белых пятнах» в его изучении. Ими, в частности, являются причины массового распространения различных видов отклоняющегося поведения среди молодежи.

За короткий срок поток литературы, касающийся девиантного поведения, резко вырос. Однако внимание исследователей было направлено на разработку общих положений девиантологии. Между тем причины изменения нравственного сознания и поведения молодежи обладают существенной спецификой и поэтому большой объем литературы по вопросу девиантного поведения не исчерпывает потребности в решении проблемы нашего исследования.

Проблема формирования нравственности привлекает внимание ученых разных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, культурологов, врачей, которые рассматривают духовную культуру чаще всего через нравственное начало в развитии личности (Конфуций, Сенека, Аристотель, Спиноза, Гегель, Кант и др.).

Проблеме нравственного развития посвящены труды таких известных исследователей, как JT.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Н. Ананьев, Л. И. Божович, Д. И. Водзинский, А. И. Рувинский, И. О. Свадковский, И. Ф. Харламов и др. В трудах этих авторов раскрываются диалектика, сущность и логика процесса нравственного развитиядается анализ возрастных особенностей нравственного формирования личности.

Рассматривая проблемы нравственности, мы опирались на теоретические разработки вопросов нравственности классиков отечественной этики А. А. Гусейнова, Р. Г. Апресяна, О. Г. Дробницкого и др.

Нарушениям нравственных норм поведения большее внимание стали уделять этики, философы, педагоги: М. С. Алеманскин, С. Ф. Анисимов, М. А. Архангельский, Л. П. Буева, А. А. Гусейнов, В. В. Давыдов, О.Г. Дроб-ницкий, Н. Н. Крутов, И. А. Невский, А. И. Титаренко, Л. Б. Филонов, А.Г. Хар-чев, В. А. Ядов и др.

Проблема нравственного сознания и поведения молодежи не может быть решена без анализа работ представителей разных школ и направлений, выделяющих ключевую роль в формировании личности, ее потребностей (С.Л. Рубинштейн, А. К. Ковалев, Д. А. Кикнадзе, А. И. Божович и др.), установок (Д.И. Узнадзе, А.С. Прангашвили), «значимости» (Н.Ф. Добрынин), «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь, А.В. Петровский), «мотива и смысла» (Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский).

Значительный вклад в разработку теории ценностей внесли американские и западно-европейские ученые: Т. Парсонс, Ю. Аллпорт, П. Верной, Ф. Адлер, М. Рокич и др. Теории ценностей посвящены и работы современных авторов: Н. Н. Андреевой, Л. М. Архангельского, Н. Я. Голубковой, Л. Г. Новиковой, С. Ф. Анисимова, С. И. Григорьева, М. Н. Громова,.

A.Г. Здравомыслова, С. Н. Иконниковой, Д. А. Кикнадзе, Г. В. Кузнецовой, Н. И. Лапина, A.M. Гендина, В. Т. Лисовского, В. Г. Немировского, М. Н. Руткевича, Л. Я. Рубина, М. Х. Титма, Л. К. Уледова, П. Н. Якобсона,.

B.А. Ядова и др.

Как отмечают многие отечественные ученые, произошли коренные изменения в системе ценностных ориентаций современной молодежи (В.Т. Лисовский, В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, В. И. Добрынина, Ф. И. Минюшев и др.). Деформация системы ценностей выступает важным фактором формирования отклоняющегося поведения.

Большая часть работ, находящихся в историографическом поле, изучаемой проблемы, В. Т. Лисовского, А. С. Запесоцкого, Ю. А. Зубок, М. В. Ушаковой, В. И. Чупрова, Г. А. Дорофеева, В. И. Добрынина, О. И. Карпухина, О. А. Раковской, Б. А. Ручкина и др. посвящена анализу социальноэкономического положения молодежи в современном российском обществе. Учеными проведен анализ трансформации системы воспитания молодого поколения и предложены новые концепции, отвечающие современному общественному развитию. Большое внимание исследователи уделяют социальным вопросам материального обеспечения молодых граждан, что имеет непосредственную связь с девиантным поведением молодежи (В.М. Димов, В. Т. Лисовский, А. Макеева, JI.A. Журавлева, A.JI. Арефьев, В. А. Попов, О. Ю. Кондратьева, М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги, М. С. Крутер и др.). В широком социальном контексте анализируются проблемы образования, труда, укрепления здоровья молодых людей.

Объект исследования — молодежь как социальный субъект трансформирующегося российского общества.

Предмет исследования — кризисные явления в нравственном сознании и поведении современной молодежи.

Цель и задачи исследования

Целью работы является социально-философское исследование нравственного сознания и поведения молодежи на рубеже XX — XXI столетий. Для этого необходимо решение следующих задач:

— обобщить теоретико-методологические подходы к проблеме нормы и отклонения (девиации) в сознании и поведении молодежи;

— определить на основе социально-философского анализа категорий, «нравственность», «молодежь», «девиантное поведение» суть изменений происходящих в сознании и поведении современной молодежи;

— выделить в поведении молодежи позитивное и негативное в общем процессе изменения российского социума;

— рассмотреть основные направления преодоления негативных тенденций в формировании нравственного сознания и поведения молодежи.

Методологическая база исследования основана на использовании таких методологических положений как, объективный анализ, принцип единства исторического и логического, принцип системности и деятельностного подхода.

Научная новизна исследования заключается:

— в выборе и постановке проблемы изменения нравственного сознания и поведения молодежи в условиях кризиса современного российского общества;

— в выяснении того, что широкое распространение различных видов отклоняющегося поведения молодежи в современном российском обществе, связано с особенностями процессов трансформации его социально-экономической структуры;

— обоснована необходимость нового подхода к анализу причин изменения личностных характеристик молодежи;

— в разработке рекомендаций по предупреждению девиантного поведения молодежи.

Положения, выносимые на защиту:

1. Проблема изменения нравственного сознания, вызванная негативными результатами реформирования российской общественной жизни.

2. Измененное и девиантное поведение детерминированы социально-экономическим кризисом современного российского общества.

3. Элементы негативного поведения молодежи — следствие ломки ценностно-нормативной ориентации, выработанной многовековой российской историей.

4. Кризисное сознание и поведение молодежи обусловлено трудностями адаптации индивида к нестабильному состоянию современного российского общества. Необходима коренная перестройка молодежной политики.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что проведенный в диссертации анализ нравственного сознания и девиантного поведения молодежи, раскрывает основные аспекты этой проблемы на современном этапе российского общества. Результаты, полученные в ходе Исследования, могут быть применены в работе общественных организаций, а также использоваться при чтении курсов социологии, этики, спецкурсов по проблемам нравственного сознания и поведения молодежи.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в выступлениях на научно-практических конференциях Чувашского государственного университета (2000;2003 г.), на всероссийской научно-методической конференции «Информационные технологии и гуманитарное образование» (Чебоксары, 2003 г.), в опубликованных статьях, а также в ходе подготовки спецкурса «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационное исследование, проведенное по теме «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях», показало, что обозначенная проблема является не только весьма актуальной и значимой, но, пожалуй, одной из самых трудно решаемых на современном этапе трансформации общества.

В российском обществе сегодня проходят процессы, которые приводят к изменению нравственного сознания и поведения людей, в особенности молодежи. Взаимоотношения между людьми в обществе регулируются с помощью нравственных норм, мотивов деятельности и поведения человека, которые в значительной мере детерминируют стратегию и тактику поведения человека по отношению к другим в различных ситуациях. Мораль соучаствует в социализации человека. Социализация в современной России происходит в условиях деформации всей ценностно-нормативной системы и способствует появлению различных форм девиантного поведения, особенно в молодежной среде.

Молодежный возраст чрезвычайно насыщен новым опытом, динамичным и противоречивым. В этот период оформляются и приобретают устойчивость политические взгляды и мировоззрение, возникают профессиональные интересы, развивается самосознание, складывается новый образ жизни, меняется стиль поведения. В основе этих процессов лежит изменение положения молодого человека в обществе, увеличение его прав и обязанностей. Вместе с тем недостаточная устойчивость убеждений, использование противоречивой информации, малый жизненный опыт становятся основой для проявления негативных черт в поведении молодого человека. В условиях кризисного состояния социума в сознании современной молодежи началась эрозия тех стандартов и образцов общественного поведения, которые так долго считались единственно приемлемыми. С этим связан моральный релятивизм: примат обогащения, борьба за комфорт как высшей единственной ценности. Ведущими свойствами личности становятся индивидуализм, прагматизм, эгоизм, стремление обеспечить свои интересы любой ценой.

Кризисные социальные ситуации в своей совокупности создают тот уровень психологического давления на молодежь, при котором происходит почти неизбежное снижение этических и социокультурных «барьеров», являющихся, в принципе, самыми главными «сдержками» и одновременно гарантами поведения, согласующегося с ценностями общества и требованиями права. Для молодежи переживаемый страной кризис выступает, прежде всего, причиной возникновения множества неопределенных социальных ситуаций, для решения которых чаще всего не хватает как помощи «извне» от государственных и общественных структур, так и собственно личного и группового опыта. Подобная ситуация способствует тому, что молодые люди воспринимают себя лично и те группы, к которым они принадлежат, аутсайдерами на обочине общества. В этом надо видеть не только источник повышенного социального напряжения, способного даже при самом малом «толчке» привести к срыву поведения. В условиях, в которых молодым людям уготовлена не нормальная жизнь, а сплошная борьба за выживание без большой надежды на победу, существенно повышается риск формирования психологии маргиналов. Маргинальный социальный статус молодежи в сочетании с противоречивыми индивидуальными физиологическими процессами создает основу для развития внутриличностных конфликтов, которые разрешаются обычно путем объединения молодых людей в группы по интересам со специфическими субкультурами, очень часто имеющими девиантный характер.

Девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам. Существуют различные подходы в объяснении девиантного поведения: антропо-биологический, психологический, социологический. Но многолетние научные споры привели к пониманию того, что поведение личности обусловливается, как правило, сочетанием социально-биологических факторов.

Можно выделить специфические особенности отклоняющегося поведения молодежи: социально-экономический кризиссоциальное отчуждение, негативное отношение к учебе и честному труду, готовность уйти от жизненных проблем в мир алкоголя и наркотиков, вовлечение взрослыми несовершеннолетних в преступную деятельность, особенно в преступный бизнес и проституциюнеэффективность воспитания в семье и в учебных заведенияхсоциальное сиротство, жестокость и равнодушие взрослыхразрушение детских и молодежных организацийманипулирование сознанием, особенно через СМИрост числа психических заболеваний, приводящих к неспособности контролировать свои эмоции и агрессивность.

Современное содержание духовно-нравственного воспитания в России претерпевает существенные изменения в связи переосмыслением духовных ценностей. Неизменным остается понятие нравственной культуры личности, представляющее собой такую характеристику ее нравственного развития, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношениях с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Человек культуры — гуманная личность. Гуманность — вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь, понимание ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни.

Научная новизна проведенной работы заключается в актуализации исследования проблемы нравственного сознания и поведения молодежи в современных условиях.

Значительное ухудшение социальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требует ускорить формирование эффективной профилактической работы и квалифицированного специализированного лечения. Профилактика отклоняющегося поведения может быть эффективна, если в центре внимания предпринимаемых мер будет стоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми сторонами.

В результате исследования выявлено, что девиантное поведение — объективное и закономерное явление общественной жизни, представляющее собой одну из форм разрешения противоречия. Однако в кризисные периоды развития общества деструктивные проявления девиантного поведения начинают преобладать, оттесняя конструктивно-созидательные девиации. Необходимо применять превентивные меры по отношению к негативным девиациям.

Выход из духовно-нравственного вакуума в кризисном обществе может быть найден в обращении к истинно гуманистическим ценностям: любви, правам человека, помощи ближнему, сострадании, умении проявлять терпимость и доброжелательность ко всем людям независимо от расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личных свойств.

Теоретические положения и выводы диссертации могут быть использованы:

1) в подготовке вузовских курсов по социальной философии, политологии, психологии, социологии, включающих тематику отклоняющегося поведения;

2) в дальнейших исследованиях нравственного сознания и поведения молодежи в социальной философии и в таких науках, как социология, политология и педагогика;

3) при разработке социальных программ, направленных на решение молодежных проблем;

4) при разработке социально-педагогических программ по профилактике девиантного поведения молодежи;

5) в разработке идеологии и концепций молодежной политики.

По материалам диссертации были сделаны доклады на научных конференциях, методологических семинарах, опубликованы теоретические статьи. Разработан спецкурс «Нравственное сознание и поведение молодежи в современных условиях».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2001. — 704 с.
  2. Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. — 288 с.
  3. С. Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. — 158 с.
  4. Л. И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. — Т. 20. — № 3. — С. 5 — 17.
  5. А. Л. Поколение, которое теряет Россия // Социологические исследования. 2002. — № 8. — С. 97 — 105.
  6. Л. М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.
  7. В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  8. В. А. Антропосоциология анормального поведения // Общественные науки и современность. 2001. — № 3. — С. 62 — 74.
  9. В. А. Диалектика нравственных противоречий. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1988. — 106 с.
  10. И. Г., Мартынчик Е. Г. Социально-правовые факторы преодоления антиобщественного поведения подростков. Кишинев: «Штиинца», 1988. -205 с.
  11. Бестужев Лада И. В. Молодость и зрелость: Размышления о некоторых проблемах молодежи. — М.: Политиздат, 1984. — 207 с.
  12. Бестужев-Лада И. В. К щколе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988. — 205 с
  13. В. С. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. — 64 с.
  14. В. А., Гуманицкий Г. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. -143 с.
  15. В. А., Левикова С. И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. 1996. — № 3. — С. 56 — 65.
  16. М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  17. А. А., Малькова 3. А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. И — 19.
  18. Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−37.
  19. . С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  20. . С. Психология нравственного сознания в контексте культуры. -М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994. 60 с.
  21. Л. П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. — № 2. — С. 7 — 8.
  22. Н. В. Проблема отклоняющегося поведения молодежи в современной социологии // Динамика социально-политических процессов в современном обществе. Сб. научн. трудов. — Тверь: Изд-во Тверского ун-та, 1997.-С. 42−57.
  23. С. А. Наркомания среди молодежи как показатель дезадаптирован-ности // Социологические исследования. 2002. — № 4. — С. 43 — 48.
  24. А. П. Мораль как регулятивная система // Философские науки. 1998. — № 10. — С. 16−21.
  25. Ю. А. Социальное развитие человека в XX веке. Фактор денег. // Общественные науки и современность. 2001. — № 4. — С. 5 — 30.26.
Заполнить форму текущей работой