Визуальное мышление: эпистемологические и эстетические смыслы
Диссертация
Исследования. В силу традиции в отечественной философской литературе до сих пор преобладает взгляд на мышление как на продукт умственного оперирования преимущественно такими знаками, как слова естественного языка. Вследствие абсолютизации известной ленинской формулы структуры познавательного процесса («от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. Познавательные особенности визуального мышления
- 1. 1. Понятие визуального мышления
- 1. 2. Специфика свойства наглядности в визуальном мышлении
- 1. 3. Роль визуального мышления в познавательной деятельности
- Глава II. Эстетическое отношение: изобразительный и выразительный аспекты зримой сущности
- 2. 1. Идеальное бытие и онтологизация сущности
- 2. 2. Зримая сущность как сторона эстетического отношения
- 2. 3. Имитационная и экспрессионная тенденции изобразительного искусства
- 2. 4. Об уровнях изображения и выражения сущности в произведении живописи
Список литературы
- Аверьянов А.Н., Оруджев З. М. Диалектическое противоречие в развитии познания // Вопросы философии. 1979. № 2.С.38−49.
- Андреев И.Д. Пути и трудности познания. М.: Московский рабочий, 1968. — 312 с.
- Античные мыслители об искусстве. М., 1937.
- Антология мировой философии. М.: Мысль, 1969. Т.1 4.1.
- Арнхейм Р. Визуальное мышление // Зрительные образы: Феноменология и эксперимент. Душанбе, 1971.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.-392с.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. — 352с.
- Балонов Л.Я., Деглин B.JI. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. JL: Наука, 1976. — 218с.
- Барабанщиков В.А. Динамика зрительного восприятия. М., 1990.
- Барсук И.Я., Черкасова С. И. Диалектика процессов познания. -2-е испр. и доп. изд. Киев, 1965. — 44с.
- П.Библер B.C. Мышление как творчество: Введение в логику мысленного диалога. М.: Политиздат, 1975. — 399с.
- Борев Ю.Б. Эстетика: В 2 т. Т.1 5-е изд., допол. — Смоленск: Русич, 1997. — 576с.: ил.
- Брагина H.H., Доброхотова Т, А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1981. — 359с.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.- 412с.
- Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: Наука, 1990. — 122с.
- Вергилес Н.Ю., Зинченко В. П. Проблема адекватности образа // Вопросы философии, 1967. № 4.
- Волкова Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры. М.: Искусство, 1988. — 239с.
- Восприятие и деятельность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.319с.
- Выготский JI.C. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6-ти т. Т.2.-М.: Педагогика, 1982. 362с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд. 5-е испр. и доп. М.: Лабиринт, 1997. — 416 с.
- Гагошидзе Т.Ш., Хомская Е. Д. Нейропсихологические исследования наглядно-образного мышления // Вопросы психологии. 1983. № 4. С. 119−127.
- Гегель Г. В. Ф. Наука логики: В 3-х тт. М.: Мысль. — Т.2. — 1971.- 248с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 4-х тт. М.: Искусство, 1968−1973.
- Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.392с.
- Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики / Под общ. ред. В.П.Сальникова- Пер. с англ. В. В. Кузнецова и И. С. Тихомировой. Спб.: Алетейя, 2000. — 653 с.
- Глазман М.С. Научное и художественное мышление. М., 1973.- 117с.
- Глазман М.С. Проблема прекрасного в эстетике Гегеля. -Сталинабад, 1960. 246с.
- Грегори Р.И. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.- М.: Прогресс, 1970.
- Грегори Р.И. Разумный глаз. М., 1979.
- Губанов Н.И. О специфике знака // Философские науки. 1981. № 4. С.56−64.31 .Губанов Н. И. Чувственное отражение (Анализ проблем в свете современной науки). М., 1986. Гл.П.
- Гурова J1. J1. Функции наглядно-образных компонентов в решении задач // Вопросы психологии. 1969. № 5. С.76−89.
- Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. -М., 1994.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. 4.1. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование 1. Выражение и значение // Логос. М. 1998. № 9,10.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т.2. 4.1. исследования по феноменологии и теории познания. Исследование 5. Об интенциональных переживаниях и их «содержаниях» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
- Дмитриева H.A. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962.314с.
- Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда // О современной буржуазной эстетике. Вып.З. М.: Искусство, 1972.- 368с.
- Дубровский Д.И. Проблема идеального. М.: Мысль, 1983.228с.
- Дубровский Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания // Вопросы философии. 1988. № 1.С. 15−27.
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. Философский анализ проблемы в связи с некоторыми актуальными задачами нейрофизиологии, психологии и кибернетики. М.: Наука, 1971. — 385с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1974. — 271с.
- Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6.С.128−140.
- Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. лит., 1962. — 572с.
- Ингарден Р. Введение в феноменологию Эдмунда Гуссерля. -М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. 224с.
- Ительсон Л.Б. Структура, уровни и операция образного мышления // Тезисы докладов к 20-у Международному конгрессу. М., 1972.
- Каган М.С. Философия культуры. Спб., ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 416с.
- Классен Э.Г. Еще раз об идеальном // Философские науки. 1988. № 3.С.94−98.
- Копнин П.В. Философские идеи В. И. Ленина и логика. ML: Наука, 1969. — 483с.
- Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. М.: Наука, 1973. — 324с.
- Коршунов A.M. Отражение, деятельность, познание. М.: Политиздат, 1979. — 21с.
- Коршунов A.M. Познание и деятельность. М.: Политиздат, 1967. — 127с.
- Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. М.: Политиздат, 1971. — 255с.
- Коршунов A.M., Мантатов В. В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. — 214с.
- Кодуэлл К. Иллюзия и действительность. М., 1969.- 365с.
- Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.: Прогресс, 1977. — 20с.
- Кузьмин В.П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. № 3. С. 18−29.
- Кузьминов Г. А. Чувственное и логическое в познании микромира. М.: Мысль, 1965. — 119с.
- Кураев В.И. Диалектика содержательного и формального в научном познании. М.: Наука, 1977. — 160с.
- Ланг А.П. О понятии наглядности и ее роли в процессе познания и обучения. Таллин: Валгус, 1967. — 84с.
- Лановенко О.П. Художественное восприятие: опыт построения общетеоретической модели. Киев: Наукова думка, 1987. — 245с.
- Лапшин И.И. Художественное творчество. М.: Мысль, 1977.332с.
- Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.359с.
- Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964. № 4. С.85−95.
- Ленин В.И. Полн. собр. соч.: В 55 тт. М.: Политиздат, 19 581 969. ТТ. 18,29.
- Лифшиц М.А. Об идеальном и реальном // Вопросы философии. 1984. № 10.С.120−145.
- Ломов Б.Ф., Чудин П. А. Использование художественных средств архитектурной композиции для управления зрительным восприятием. Проблемы инженерной психологии. Вып. 4. — Л., 1968.
- Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 2. М.: Искусство, 1994. — 604с.
- Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623с., ил.
- Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. Материалы к курсу лекций по общей психологии. М.: Изд-во Московского ун-та, 1975. -112с.
- Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. Изд. 2-е, переработ. М.: Просвещение, 1965. — 363с.
- Любомирова Н.В., Толстых В. И. Социально-философский анализ сознания, познавательная ситуация // Вопросы философии. 1986. № 10.С.35−48.
- Любутин К.Н. Продлема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М., 1981.
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Идеальное как взаимоотражение субъекта и объекта // Философские науки. 1988. № 10.С.22−32.
- Мандельштам Л.И. Собрание сочинений: В 5 т. Л. 1960.Т.1.
- Марков М.Е. Искусство как процесс. Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. — 239с.
- Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. М.: Искусство, 1985. — 318с.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб.: Ювента, Наука, 1999. — 606с.
- Микешина Л.Н., Опенков М. Ю. Новые образы познания и реальности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1997. -240с.8 5. Михайлова И. Б. Чувственное отражение в современном научном познании. М.: Мысль, 1972. — 279с.
- Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. — 406с.
- Панов В.Г. Чувственное, рациональное, опыт. М., 1976.
- Панфилов В. 3. К вопросу о соотношении языка и мышления // Мышление и язык. М., 1957.
- Пивоваров Д.В. Операционный аспект структуры языка // Проблемы логики и методологии науки. Новосибирск, 1982. С. 246 256.
- Пивоваров Д.В. О соотношении предметного и операционного компонентов научного знания // Вопросы философии. 1977. № 5. С.89−99.
- Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. -Свердловск, 1986.
- Поддъяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.-271с.
- Резников JI.O. Гносеологические вопросы семиотики. М.: Изд-во Ленингр. ун-та., 1964. — 304с.
- Ротенберг B.C. Мышление // Диалектика познания. Л., 1988.
- Ротенберг B.C. Слово и образ: проблемы контекста // Вопросы философии. 1980. № 4. С.152−161.
- ЮО.Ротенберг B.C., Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия мозга и проблема интеграции культур // Вопросы философии. 1984. № 4. С.78−86.101 .Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. 354с.
- Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.: Педагогика, 1980. Кн.1.-311с., ил.
- Селиванов В.В. Восприятие искусства. Л.: Знание, 1970.18с.
- Серебренников Б. А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М.: Наука, 1983. — 319с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гос изд-во полит, лит-ры: тип «Красный пролетарий», 1947. — 647с.
- Современная буржуазная эстетика. М.: Мысль, 1978.- 300с.
- Современное западное искусство. М.: Наука, 1971. — 360с.
- Славин A.B. Проблема возникновения нового знания. М.: Наука, 1976. — 294с.
- Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971. — 271с.
- Ю.Субботин A.JI. Бернард Мандевиль. М.: Мысль, 1986. — 135с.111 .Тарнас Р. История западного мышления. М.: КРОН — ПРЕСС, 1995. — 448с.
- Творческий процесс и художественное восприятие. JL: Наука, 1978. — 278с.
- И.Топуридзе Е. И. ЭстетикаБенедетто Кроче. Тбилиси, 1967.
- Туркин Л.П. Принципы диалектического материализма: единство мировоззрения и метода. Красноярск: Изд-во Краснояр. унта, 1984. — 200с.
- Тюхтин B.C. Проблема идеального: методологический анализ //Вопросы философии. 1987. № 9.С.80−92.
- Пб.Уорф Б. Л. Наука и языкознание // Новое в лингвистике. Вып.1. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 200с.
- Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып.1. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. — 200с.
- Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. — 255с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839с.
- Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия. Т.1 // Вестник МГУ. Сер.7. Философия. 1993, № 4.
- Хатчесон Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1973. — 479с.
- Хренов Н.А. Место зрелищных искусств в художественной культуре. М.: Информ. центр по проблемам культуры и искусства, 1977.- 48с.
- Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. — 447с. 124. Чувственное и рациональное. Свердловск. 1982.
- Шеллинг Ф.В. И. Система трансцендентального идеализма. -Л.: Соцэкгиз, 1936. -455с.
- Шеллинг Ф.В. И. Философия искусства. М.: Мысль, 1966.496с.127.1Пефтсбери А.Э. К. Эстетические опыты. М.: Искусство, 1975. — 543с.
- Штофф В.А. Моделирование и философия. М.- Л.: Наука, 1966. — 301с.
- Штофф В.А. Роль моделей в познании. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1963. — 128с. с ил.
- Шинкарук В.И., Орлова Т. И. Художественное мышление в системе видов мыслительной деятельности // Вопросы философии. 1984. № 3. С.18−28.131 .Якиманская И. С. Образное мышление и его место в обучении // Советская педагогика. 1968. № 12. С.62−71.
- Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. — 86 с.
- Arnheim R. Gestalt Psychology and Artistic Form. Tondon, 1961.-253p.
- Arnheim R. Art and Visual Perception. A Psychology of the Creative Eye. London, 1968. — 485p.
- Arnheim R. Entropy and Art. An Essay on Disorder and Order. Berkley- Los Angeles: University of California Press, 1971. 64p.
- Arnheim R. Towards a Psychology of Art. Collected Essays. -Berkley- Los Angeles, University of California, 1966. 369p.
- Arnheim R. Visual Thinking. Berkley-Los Angeles: University of California Press, 1969. — 345p.
- Bell C. Art. New York, 1958.- 293p.
- Bogen J.E. On the neurophysiology of consciousness // An overview. Consciousness and Cognition, part I. 1995. P. 52−62.
- Bogen J.E. On the neurophysiology of consciousness // Constraining the semantic problem. Consciousness and Cognition, part II. 1995. P. 137−158.
- Collingwood R.G. Essays in the Philosophy of Art. Bloomington: Indiana University Press, 1964. — 232p.
- Collingwood R.G. The Principles of Art. New York: Oxford University Press, 1958. — 347p.
- Dewey J. Experience and Nature. Unabridged and Unaltered republ. of the 2nd ed. New York, Dover Publications, 1958.- 437p.
- Dewey J. Art as Experience. New York: Minton, Baich and co., 1935.- 355p.
- Ellcins J. How to Use Your Eyes. Chicago, 2000. — 272p.
- Ganim B., Fox S. Visual Journaling: Going Deeper Than Words.-Harvester Press, 1999. 176p.
- Gazzaniga M. On dividing the self: Speculations from brain research // Excerpta Medica: Neurology, 1997. 233p.
- Gazzaniga M. Brain mechanisms and conscious experience // Experimental and Theoretical Studies of Consciousness, 1993. P.34−56.
- Gazzaniga M. Brain and conscious experience // Jasper H., DescarriesL., Castellucci V., Rossignol S. (Eds.). Consciousness: At the Frontiers of Neuroscience. Lippincott-Raven, 1998. 216p.
- Gilson E. Painting and Reality. The AW Mellon Lectures in the Fine Arts, 1955.
- Goodale M.A., Milner A.D. Separate visual pathways for perception and action // Trends in Neuroscience, 1992. P. 20−25.
- Gombrich E. Art and Illusion. New York, 1961.
- Grimm G. Rezeptionsgeschichte. Munchen, 1977.
- Hofstadter A. Truth and Art. New York-London: Columbia University Press, 1965. — 227p.
- Hofstadter D.R. Godel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid. -Harvester Press, 1979. 777p.
- John E.R., Easton P., Isenhart R. Consciousness and cognition may be mediated by multiple independent coherent ensembles // Consciousness and Cognition, 1997. P.48−94.
- Koch C. Visual awareness and the thalamic intralaminar nuclei // Consciousness and Cognition, 1995. P.163−166.
- Koch C. Toward the neuronal substrate of visual consciousness // Hameroff S., Kaszniak A., Scott A. (Eds.). Towards a Science of Consciousness, 1996. P.80−121.
- Landa R. Thinking Creatively: New Ways to Unlock Your Visual Imagination. New York, 1998. — 160p.
- Langer S.K. Abstraction in Art // The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 1964, vol. 22. № 4.
- Langer S.K. Feeling and Form. A Theory of Art Developped from Philosophy in a New Key. New York: Scribner, 1953. — 43 lp.
- Langer S.K. Philosophy in a New Key. A Study in the Symbolism of Reason, Rite and Art. Cambridge: Harvard University Press, 1942. -313p.
- Langer S.K. Problems of Art. Ten Philosophical Lectures. New York, 1957.
- Langer S.K. Reflection on Art. A Source Book of Writings by Artists, Critics and Philosophers. Oxford: Oxford University Press, 1961. -364 p.
- Munro Th. Powers of Art Appreciation and Evolution. «Art in American Life and Education», 1941. — P. 1−32.
- Munro Th. Toward Science in Aesthetics. Selected Essays. New York: Liberal Arts Press, 1956. — 371p.
- Read H. Art and Alienation. The Role of the Artist in Society. -New York, 1969. 235p.
- Read H. The Meaning of Art. London: Penguin Books — Faber andFaber, 1963. — 196p.
- Read H. The Philosophy of Modern Art. Collected Essays. Reprind. London: Faber and Faber, 1977. — 278p.
- Schaeffer-Simmern H. The Unfolding of Artistic Activity. -Berkeley, Los Angeles, 1961. 230p.
- Surrealism. Ed. with an introd. by Herbert Read. London: Faber andFaber, 1971.-251 p.
- Siegwait G. Nature et Histoire. Leiden, 1965.
- Vision G. Blindsight and philosophy // Philosophical Psychology. Arizona: Arizona University Press, 1998.
- Zeki S. Inner Vision: An Exploration of Art and the Brain. New York, 2000. — 240p.