Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Адаптация человека в условиях информационной культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Субстанциальное единство человека и природы имеет традиционные формы выражения, периодически обновляемые под воздействием двух факторов: мировоззренчески-парадитмального и технико-технологического. Экологический кризис, постоянно сопровождающий развитие человеческой цивилизации, в двадцатом веке глобализировался в контексте философии прогрессизма, характерной для западноевропейского культурного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Адаптация человека как социокультурный феномен (теоретико-методологический анализ)
    • 1. Антропологическое знание: естественнонаучные и социогуманитарные аспекты
    • 2. Основные парадигмы исследования адаптации человека
    • 3. Культурантропологический смысл понятия «адаптация»
  • Глава 2. Человек в мире информационной культуры
    • 1. Антропологическое измерение техногенной цивилизации
    • 2. Информационно-культурный адаптациогенез как инновационный традиционализм (на примере России)

Адаптация человека в условиях информационной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современные информационно-культурные и цивилизационно-технологические изменения, происходящие не только в России, но и во всем мире, отличаются, по крайней мере, тремя важнейшими особенностями. Во-первых, эволюционной направленностью развития мира как однополюсной системы в сторону нового, так называемого «информационного общества», которое привлекательно приоритетами и императивами свободной жизнедеятельности человека, имеющего право выбора вариантов как собственной самореализации и индентификации, так и экзистенциального обретения оптимальной, справедливой и разумной повседневности.

Во-вторых^в информационном мире человек получает не только новые возможности для творческого и продуктивного самовыражения) но и одновременно У сталкивается с непредвиденными ранее угрозами своему существованию, обусловленными результатами техногенной, рационалистической и прагматической деятельности, игнорирующей бытийные основания человеческого рода и предполагающей технико-технологическое конструирование особого мира нового человека — искусственной виртуальной реальности.

В-третьих, глобальным кризисом кул ьтуры двадцатого века, теряющей свои системообразующие идентификационные признаки и смысложизненные ценностные ориентиры, пытающейся совместить в себе две противоположные тенденции: сохранение самобытности локальных кулыур в условиях информационно-культурной универсализации и унификации с учетом их антропологического содержания.

Кроме того, необходимо учитывать сложность современного динамического мира, которую человек осваивает с помощью информационных технологий, продуцирующих готовые мыслительные штампы, запрограммированные решения, однородную социокультурную, экономическую и политическую информацию, тем самым стандартизирующих его культурное наследие деструктивным образом.

В таком контексте проблема адаптации человека информационного общества приобретает особую значимость. В мировоззренческом плане речь идет об антропологической константе техногенной цивилизации как своеобразном критерии ее адаптивного развития, не противоречащего экологическим принципам. Философско-культурный смысл адаптации состоит в обеспечении выживаемости человека за счет сохранения традиционалистских форм его социокультурной жизнедеятельности, соответствующих инновационным изменениям.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема адаптации человека определяется исследователями в качестве междисциплинарной проблемы, институированной в разных предметных концептуальных схемах, среди которых следует отметить эволюционно-биологическую, социологическую и культурологическую версии.

Эволюционно-биологическое направление исследования данной проблемы представляет адаптацию человека как свойство его оптимальной жизнедеятельности на уровне организма и как атрибутивную видовую характеристику. Для этого используются общебиологические теоретические знания, экстраполируемые на человека, полученные Т. И. Алексеевой, В. П. Алексеевым, Д. К. Беляевым, Н. П. Бочковым, Н. П. Дубининым, В. П. Казначеевым, Ю. И. Новоженовым, И.И. Шмаль-гаузеном, В. П. Эфроимсоном и т. д.

Среди зарубежных исследователей следует отметить работы В. Гранта, Т. Добжанского, Р. Дюбо, Э. Майра, П. Медавара, М. Рьюза, Г. Селье, Э. Уил-сона и других.

Социологическое направление привлекает внимание к формам социальной обусловленности индивидуального и группового поведения человека как следствия нормативного порядка, требующего их адаптивной ориентированности. Предметная жизнедеятельность человека конкретизирует закономерности его взаимодействия с природой в статусе особого мира — социума, включающего в свой состав витальные проявления человеческой субъективности опосредованным образом — информационно-коммуникативным диалогом. Социальная адаптация трактуется двояко — как один из механизмов социализации личности и как атрибутивное свойство социальных систем в их антропологическом измерении.

Такой подход характерен для Д. А. Андреева, В. Е. Давидовича, Ю. А. Жданова, Г. П. Зинченко, И. А. Милославовой, Г. В. Осипова, Б. Д. Парыгина, H.A. Свиридова, В. А. Ядова и других.

Из зарубежных авторов интересные интерпретации социально-нормативных механизмов адаптации человека даны Э. Дюркгеймом, Р. Дорендорфом, JI. Коузером, Г. Лебоном, Р. Мертоном, Н. Смелзером, Э. Фроммом и т. д.

Культурологическое направление изучения феномена адаптации человека прежде всего фиксирует наличие надбиологического универсального механизма обеспечения сохранения человеческой индивидуальности в процессе ее взаимодействия с природой и социумом путем культурного наследования адаптивно-адаптирующих стандартов и нормативов, а также оптимальных программ предметно-преобразовательной и информационно-коммуникативной деятельности.

Особое место при этом отводится ментальному и национально-этническому своеобразию адаптивных процессов культурной трансформации и заимствования, вызванных воздействием новых информационных технологий.

Указанные аспекты нашли отражение в работах С. А. Арутюнова, Ю.С. Бор-цова, Ю. В. Бромлея, Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, J1.H. Когана, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, И В. Мостовой, Э. В. Соколова, Н. З. Чавчавдзе и других. Зарубежный опыт такого рода исследований накоплен Д. Дьюи, Дж. Мид, Э. Мунье, К. Черри, А. Шютцем с дополнительной компонентной, касающейся личностной и коммуникативной сторон культурной традиции и культурадаптациогенеза.

Философско-антропологические основания обозначенных выше дисциплинарно-теоретических моделей адаптации человека в отечественном варианте разрабатывались В. Ю. Верещагиным, Ю. И. Ефимовым, A.A. Корольковым, JI.B. Жаровым, И. А. Негодаевым, В. П. Петленко, В. Ф. Сержантовым, И. Н. Смирновым, И. Т. Фроловым, Г. Х. Шингаровым, Г. А. Югаем и другими, а также в рамках историко-философских антропологических исследований М. Шелера, А. Гелена, X. Плеснера, А. Портмана, Э. Кассирера.

Наличие обширной философско-антропологической, биологической, соци-огуманитарной, культурологической литературы по теме исследования свидетельствует об огромном интересе к данной проблеме и вместе с тем обнаруживает методологические и теоретико-познавательные трудности ее объяснения, осмысления и понимания.

Во-первых, до сих пор продолжаются дискуссии по поводу природы феномена адаптации человека, ее дисциплинарного или междисциплинарного проблемного статуса. Еще не сформировалась общетеоретическая концепция адаптации человека, интегрирующая различные исследовательские программы на основе базовых категориальных структур.

Во-вторых, философско-антропологическая интерпретация проблемы адаптации человека не покидает, за редким исключением, методологического поля социобиологии, что накладывает жесткие ограничения на освоение ее других измерений (информационного, культурного, личностного) и т. д.

В-третьих, информационно-культурные и социоэкологические аспекты адаптации человека пока еще не стали предметом систематического философско-ант-ропологического анализа, хотя практическая направленность такого рода исследования очевидна в контексте медицинских, образовательных, профориентаци-онных, культурных и других программ жизнедеятельности человека.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы заключается в философско-антропологическом анализе адаптации как атрибутивного свойства человека в единстве социокультурного и информационно-коммуникативного измерений.

Реализация поставленной цели осуществляется решением следующих основных задач:

— философски обсудить концептуальные основания интеграции естественнонаучных и социогуманитарных аспектов современного человекознания;

— обосновать междисциплинарный статус проблемы адаптации человека с учетом критического анализа различных парадигмальных установок;

— выявить культурантропологический смысл понятия «адаптация» и дать рабочее определение понятия «адаптация человека» ;

— установить антропологические ограничения в развитии техногенной цивилизации;

— представить адаптацию человека в условиях информационной культуры с позиций инновационного традиционализма и эволюционно-экологической культивации.

Теоретико-методологическую основу исследования составили труды классиков мировой и отечественной философско-антропологической, социологической и культурологической мысли. В процессе работы автор использовал публикации российских и зарубежных культурантропологов, экологов, генетиков, этологов, социобиологов, социологов, этнологов и эволюционистов.

В качестве основных методов философско-антропологического анализа проблемы применялись элементы системно-структурного, структурно-функционального, социобиологического, культурантропологического, персоналистского подходов, а также принципы диалектической телеономичности, технологического детерминизма, эволюционизма и социально-экологического управления.

Научная новизна диссертационного исследования может быть сформулирована следующим образом:

— выявлены концептуальные основания интеграции естественнонаучных и социогуманитарных аспектов современного человекознания, обозначенные понятиями «антропологизирование естествознания», «натуралистическая антропология», «культурантропология» ;

— обоснован междисциплинарный статус проблемы адаптации человека в рамках натуралистической, социологической и культурантропологической парадигмы;

— выявлен культурантропологический смысл понятия «адаптация» и обозначены его основные признаки как атрибутивного свойства человека;

— установлена статусность антропологического измерения техногенной цивилизации;

— адаптация человека представлена как информационно-культурный адап-тациогенез с позиций принципа инновационного традиционализма.

Новые научные результаты, полученные автором в ходе исследования, выносятся на защиту в следующих положениях:

1. Концептуальные основания интеграции естественнонаучных и социогуманитарных аспектов человекознания уточняют системообразующие признаки понятия «природа человека», среди которых адаптивности придается статус атрибутивного свойства.

Формы систематизации антропологических знаний могут быть различны, но общая логико-понятийная схема включает в себя обязательные компоненты: определенный методологический принцип построения антропологической теорииинтегрирующее мировоззренческое основаниедоминирующий стиль мышления, соответствующий исходным эпистемологическим образцам.

2. Проблема адаптации человека имеет комплексный междисциплинарный характер, выраженный тремя основными исследовательскими парадигмами: натуралистической, социологической, культурантропологической, предполагающими взаимодополнительность экофильных, биофильных и ноосферных критериев оптимальной жизнедеятельности человека в условиях давления техногенной цивилизации.

3. Адаптация как атрибутивное свойство человека представляет собой процесс предметно-преобразовательного и информационно-коммуникативного взаимодействия, способствующий культурной легитимации природного, жизненного и социокультурного миров в их антропологическом и персоналистском своеобразии.

4. Антропологическое измерение техногенной цивилизации ограничивает реализацию тех проектов информационно-технологической деятельности, которые имеют деструктивное значение как для человека, так и для его специфической экологической ниши — культуры.

Адаптация выступает в качестве социокультурного механизма достижения смысложизненных компромиссов в ходе преобразовательной деятельности человека, выходящей за рамки его природно-телесных возможностей. При этом информационная культура служит критерием отбора тех адаптивных типов человека, которые отличаются национально-этническими самобытными чертами в условиях доминирования технологического универсализма и коммуникативной сте-реотипизации.

5. С позиций культурного инновационного традиционализма адаптация трактуется как способ коэволюционного развития человека и природы совместно с информационным миром виртуальной реальности (адаптациогенез), обеспечивающий преемственность инновационных изменений и отбор традиционных культурно-поведенческих норм, не создающих угрозы для устойчивой жизнедеятельности человеческого рода.

Научно-теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационная работа содержит ряд положений и выводов, способствующих дальнейшей конкретизации системы философско-антропологических категорий в контексте взаимодействия и взаимообогащения различных типов знания: философского, социогуманитарного и естественнонаучного.

Принцип антропологизма в качестве методологического основания челове-кознания будет способствовать философскому обобщению конкретно-научных знаний о человеке.

Результаты диссертации могут иметь методическую значимость при разработке частных программ оптимизации жизнедеятельности человека и в процессе преподавания философской, натуралистической, социальной и культурной антропологии. Материалы диссертации послужили основой для авторского спецкурса по юридической деонтологии и антропологии.

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и положения диссертации докладывались и обсуждались на следующих научных форумах: межвузовской научно-практической конференции «Права человека в России: время надежд и разочарований» (Ростов-на-Дону, декабрь 1998) — Всероссийской научно-теоретической конференции «Философия права как учебная и научная дисциплина» (Ростов-на-Дону, апрель 1999) — на международной научно-практической конференции «Современные проблемы национальной безопасности: Россия в XXI век с миром и согласием» (Ростов-на-Дону, ноябрь 1999).

Диссертация апробирована на совместном заседании отдела социально-гуманитарных наук Северо-Кавказского научного центра высшей школы и кафедры философии и культуры Ростовского государственного педагогического университета.

Основные положения диссертационной работы изложены в пяти публикациях общим объемом 1,2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы, включающего в себя 177 источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационно-коммуникативное взаимодействие человека в его социальной и личностной ориентированности предполагает осуществление адаптации человека в условиях информационной культуры двумя способами: тиражированием мифоритуального строения современной культуры как универсального адаптивного механизма освоения виртуальной реальности и культивированием инновационного традиционализма, позволяющего «встраивать» информационно-технологические нормы и образцы в национально-культурную самобытную традицию.

Оба варианта достижения адаптивного поведения индивида и социальной группы (сообщества) имеют право на существование, но реализуют разные адаптивные стратегии. Первая из них утверждает деструктивную направленность развития информационной культуры как антикультуры, отсюда ее мифоритуальное строение, обеспечивающие самозащиту субъекта информационной культуры от нее самой по упрощенной схеме.

Вторая стратегия адаптивного поведения человека, достигаемая в рамках инновационного традиционализма, способствует нахождению оптимальных форм разрешения противоречий информационной культуры, обеспечивая преемственность культурного адаптациогенеза. Инновационный традиционализм учитывает еще одну сторону адаптации — предметно-преобразовательную деятельность человека по отношению к природе и самому себек миру, в котором он живет, создаваемому путем использования информационных технологий.

Субстанциальное единство человека и природы имеет традиционные формы выражения, периодически обновляемые под воздействием двух факторов: мировоззренчески-парадитмального и технико-технологического. Экологический кризис, постоянно сопровождающий развитие человеческой цивилизации, в двадцатом веке глобализировался в контексте философии прогрессизма, характерной для западноевропейского культурного наследия. Данная мировоззренческая установка утверждает лишь потребительское отношение человека к природе — безжалостной борьбы за достижение превосходства над ней с целью освобождения от природной зависимости и ограничений. Антропоцентрический гуманизм санкционировал стратегию постоянного конфликта с природой, направленную на ситуативное упоение свободой, завоеванной ценой великих разрушений.

Самобытность и уникальность человека стали определяться на основе про-грессистской терминологии, абсолютизирующей деятельностное начало и закрепляющей «сверхприродность» человеческого бытия. Отождествление социокультурной концепции человека с философским пониманием антропологической проблемы способствовало также распространению «биофобии» и оптимистической телеологии в человекознании1.

Выходом из создавшегося мировоззренческого и методологического тупика должно стать утверждение экофильного отношения человека к миру, предусматривающего экологизацию современной информационной культуры в контексте адаптивной стратегии выживания человека.

1 См. подробнее: Философия в вопросах и ответах. М., 1999. С. 186.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Шабатура H.H. Биоритмы, спорт, здоровье. М., 1989.
  2. Э. Человек как предмет философии //Вопросы философии. 1989.2.
  3. Э. Моральное измерение науки и техники. М., 1998.
  4. Адаптация человека. М., 1972.
  5. Адаптация организма к физическим нагрузкам при старении. Минск, 1980.
  6. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузке. М., 1982.
  7. Адаптация человека и животных к экстремальным условиям внешней среды. М., 1985.
  8. A.A., Максимов А. Л. Адаптация человека к экстремальным условиям: опыт прогнозирования. Л., 1988.
  9. А. Д. Творческая сущность человека//Человек в зеркале наук. СПб., 1993.
  10. И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. М., 1986.
  11. В. Смена парадигм и формирование новой методологии //Общественные науки и современность.
  12. Альбуханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 1977.
  13. В.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1978.
  14. A.M. Время и компьютер. Негеометрический образ времени. М., 1991.
  15. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
  16. Е. Этнос и история. М., 1988.
  17. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  18. B.C. Философско-социальная антропология. М., 1994.
  19. A.A. Человек: раб генов или хозяин своей судьбы? М., 1990.
  20. Д.К. Современная наука и проблемы исследования человека // Вопросы философии. 1981. № 3.
  21. Н.П. Прогресс общества и генетика человека. М., 1971.
  22. H.A. О назначении человека. М., 1993.
  23. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.
  24. Буржуазная философская антропология в XX в. М., 1986.
  25. Бытие человека в культуре. Опыт онтологического подхода. Киев, 1992.
  26. Ю. Постиндустриальная экономика и развитие человека // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 9.
  27. В.Ю. Философские проблемы теории адаптации человека. Владивосток, 1988.
  28. В.Ю., Белогуров О. И., Васильева JI.H., Крисаченко B.C. Философские основания исследования эволюции живой природы и человека. Владивосток, 1990.
  29. В.Ю. Биологическая эволюция человека в условиях социального развития //О целостном подходе к изучению жизнедеятельности человека. М., 1985.
  30. В.Ю. Экологические аспекты проблемы человека //Интегрирующая функция экологии в современной науке. Киев, 1987.
  31. В.И. Биосфера. М., 1967.
  32. В.И. Философские идеи натуралиста. М., 1988.
  33. В.М. Алгоритм истории. М., 1980.
  34. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Женева, Москва, 1974.
  35. Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный подходы. Ростов н/Д, 1994.
  36. Ю.Г. Личность и гуманизм. (Социологический аспект). Челябинск, 1995.
  37. Ю.Г., Поликарпов B.C. Современный мир многомерного человека. М., 1998.
  38. Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек. Энциклопедический словарь. М., 1999.
  39. В человеческом измерении. М., 1989.
  40. Высокие технологии и современная цивилизация. М., 1999.
  41. Л.Х., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д, 1990.
  42. Т.В. Экология в системе наук. Киев, 1991.
  43. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1974 1977.
  44. А.Б., Петленко В. П., Сахно A.B., Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.
  45. Л.Я. Внутрисуточная цикличность проявления некоторых заболеваний. Владивосток, 1987.
  46. Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.
  47. .Т. Философская антропология. М., 1982.
  48. Г. Р. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.
  49. Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
  50. П.С. Человек как объект социально-философского анализа // Философские науки. 1989. № 11.
  51. П.С. Антропологическая катастрофа //Свободная мысль. 1997.11.
  52. В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д, 1983.
  53. А.Р. Россия в мировой системе высоких технологий: формирование информационного общества //США: экономика, политика, идеология. 1996. № 9.
  54. Ч. Происхождение человека и половой подбор. Т. 2. Кн. 1. М.- Л., 1927.
  55. Ч. О выражении ощущений у человека и животных. Т. 2. Кн. 2. М.- Л., 1927.
  56. Н.П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.
  57. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989.
  58. Н.П. Что такое человек. М., 1983.
  59. Ю.Н., Скворцов Н. Г. Культуроантропология как традиционная наука и ее нетрадиционные возможности //Вестник ЛГУ 1991. Сер. 6. Вып. 3.
  60. Ю.И., Корольков A.A. Эволюционно-экологический подход и биосоциальная проблема //Научно-техническая революция, человек, его природная и социальная среда. Л., 1977.
  61. Ю.И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л., 1981.
  62. Д.В. Виртуализация общества //Социология и социальная антропология. СПб., 1997.
  63. Э.В. Философия и кулыура. М., 1991.
  64. И.А. Путь к очевидности. М., 1993.
  65. В. Современный постмодернизм: конец социального или вырождение социологии? //Вопросы философии. 1998. № 9.
  66. Информационная революция: наука, экономика, технология. М., 1993.
  67. H.H. Россия и современная цивилизация //Отечественная история. 1992. № 4.
  68. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  69. З.В. Проблемы философских оснований биологии. М., 1979.
  70. В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск, 1980.
  71. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.
  72. И. Цивилизация и адаптация. М., 1984.
  73. И. Антропология. ПСС. Т. 6. М., 1963 1966.
  74. И. Соч. В шести томах. Т. 6. М., 1966.
  75. P.C., Никольский С. А. Социобиология: Критический анализ. М., 1988.
  76. Т.В. Прогресс общества и проблема целостного биосоциального развития современного человека. М., 1978.
  77. В.Н. Интегративная концепция человека. СПб., 1993.
  78. В.Н. Проблемы самореализации человека в современных условиях //Социология и социальная антропология. СПб., 1997.
  79. Кибернетика живого: человек в разных аспектах. М., 1985.
  80. Кибернетика и ноосфера. М., 1986.
  81. Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека //Вопросы философии. 1999. № 1.
  82. E.H., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизация сложных систем. М., 1986.
  83. Н.Г. Бесконечность. Прогресс. Человек. Статус человека в объективной реальности. Саратов, 1988.
  84. Н.К. Улучшение человеческой природы //Русский евгенический журнал. 1922. Т. 1. Вып. 1.
  85. Н.К. Родословные наших выдвиженцев //Русский евгенический журнал. 1926. Т. 4. Вып. 3−4.
  86. В.Д. Социальная экология: философские аспекты. JL, 1990.
  87. Концепция человека в современной западной философии. М., 1988.
  88. A.A. Диалектика и теория медицины. Л., 1979.
  89. Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. М., 1993.
  90. Кривко-Апинян Т. А. Мир игры. СПб., 1992.
  91. О.Н. Проблема человека в социальной философии марксизма. М&bdquo- 1990.
  92. H.A., Мусхемишвили Н. Л., Шрейдер Ю. А. Информационное взаимодействие как объект научного исследования //Вопросы философии. 1999. № 1.
  93. Культурная антропология. СПб., 1996.
  94. Э. Элементы общей теории адаптации. Вильнюс, 1986.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  96. Л.В. Футуросинергетика западной цивилизации //Общественные науки и современность. 1998. № 3.
  97. Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры. Труды по знаковым системам. Вып. 6. Тарту, 1973.
  98. Д. Человек и эволюция. М., 1964.
  99. К.Н. Человек в философском измерении от Фейербаха к Фромму. Псков, 1994.
  100. Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.
  101. B.B. Виртуальная реальность: телекратия и развитие коммуникативной культуры //Первый Российский Философский конгресс. Т. 9. СПб., 1998.
  102. Д.М. Социальная экология. М., 1991.
  103. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 42.
  104. К. Экономические рукописи 1857 1859 года //Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 46. 4.1.
  105. К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 3.
  106. C.B., Гольцова Т. В., Санаров В. М. «Адаптация» в структуре зарубежных исследований по экологии человека //Бюллетень СО АМН СССР. 1981. № 6.
  107. Методологические аспекты исследования антропогенеза. Киев, 1991.
  108. Методологические проблемы экологии человека. Новосибирск, 1988.
  109. И.И. Этюды о природе человека. М., 1961.
  110. Ф.Т. Загадка человеческого Я. М., 1976.
  111. H.H. Современный рационализм. М., 1995.
  112. H.H. Человек и ноосфера. М., 1990.
  113. А.Г., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. Новосибирск, 1989.
  114. И.В. Социальное расслоение в России: методология исследования. Ростов н/Д, 1995.
  115. И.В., Скорик А. П. Архетипы и ориентиры российской мен-тальности //Политические исследования. 1995. № 4.
  116. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
  117. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  118. Ю.И. Филетическая эволюция человека. Свердловск, 1983.
  119. Ю.И. Статус секс и эволюция человека. Свердловск, 1991.
  120. А.П. Научно-техническая революция и особенности современного научного познания. М., 1977.
  121. Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994.
  122. О человеческом в человеке. М., 1991.
  123. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.
  124. Н.В. Естественный отбор в человеческом обществе //Соотношение биологического и социального. Пермь, 1975.
  125. Ю.М. Проблема биосоциальной эволюции: теоретико-методологический анализ. Новосибирск, 1990.
  126. B.C., Волков Ю. Г., Поликарпова В. А. Современная культура и генная инженерия. Ростов н/Д, 1991.
  127. .Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.
  128. ПригожинИ. Философия нестабильности //Вопросы философии. 1986.
  129. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.
  130. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
  131. Проблема человека в «Экономических рукописях 1857 1859 годов» К. Маркса. Ростов н/Д, 1977.
  132. Пути интеграции биологического и социогуманитарного знания. М., 1984.
  133. В.Т., Шаронов В. В. Научный статус социальной антропологии. Ее предмет и основные проблемы //Социально-гуманитарные науки. Программы базовых спецкурсов. СПб., 1993.
  134. В.Т., Шаронов В. В. Социальная антропология: статус, предмет, задачи //Социально-политический журнал. 1993. № 7.
  135. РежабекЕ.Я. Капитализм: проблема самоорганизации. Ростов н/Д, 1993.
  136. Е.Я. Проблема возвышения индивидуальной субъективности в процессе деятельности //Исторические основания взаимодействия культур. Ростов н/Д, 1991.
  137. П. Человек как предмет философии //Вопросы философии. 1989.2.
  138. Российская ментальность (материалы круглого стола) //Вопросы философии. 1994. № 1.
  139. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  140. Е. Взаимосвязь энергии, информации и энтропии в процессах управления и самоорганизации //Информация и управление. Философско-мето-дологические аспекты. М., 1985.
  141. Е. Информационно-энтропийные свойства социальных систем //Общественные науки и современность. 1993. № 5.
  142. В.Ф., Гречаный В. В. Человек как предмет философского и естественнонаучного познания. JI., 1980.
  143. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. JL, 1990.
  144. Н.М. Социально-культурное многообразие в зеркале методологии //Общественные науки и современность. 1993. № 1.
  145. Социально-философские проблемы человека. М., 1987.
  146. С.И. Биоритмологические аспекты проблемы адаптации. М., 1986.
  147. JI.B. Культура самосознания. Человек в поисках истины своего бытия. М., 1989.
  148. Современный человек: цели, ценности и идеалы. М., 1988.
  149. B.C. научное познание и ценности техногенной цивилизации //Вопросы философии. 1989. № 10.
  150. Ш. Стратегия технополисы. М., 1989.
  151. Теория и жизненный мир человека. М., 1995.
  152. М.В. Философские основания культурологии. М., 1997.
  153. В.А. Информационная деятельность человека: социально-философский анализ. Екатеринбург, 1998.
  154. Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1,2.
  155. Философия человека: диалог с традицией и перспективы. М., 1988.
  156. Философия техники в ФРГ. М., 1989.
  157. Философия человека: традиции и современность. М., 1991.
  158. Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М., 1990.
  159. И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М., 1986.
  160. Э. Иметь или быть? М., 1990.
  161. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  162. Человек в зеркале наук. JL, 1991.
  163. Человек в контексте глобальных проблем. М., 1989.
  164. Человек как объект философского и социогуманитарного познания. Владивосток, 1988.
  165. Человек как философская проблема: Восток Запад. М., 1991.
  166. Человек в системе наук. М., 1989.
  167. Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  168. Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1973.
  169. B.C. Рациональность как ценность культуры //Вопросы философии. 1992. № 6.
  170. А.Ф. Человеческая природа и нравственность: историко-кри-тический очерк. М., 1979.
  171. Экология человека. Основные проблемы. М., 1988.
  172. Ю. Формирование постиндустриальной парадигмы: истоки и перспективы //Вопросы философии. 1997. № 1.
  173. П. Человек и автомат: размышления о знаменитости человека техническим устройством //Вопросы философии. 1996. № 3.
Заполнить форму текущей работой