Философские аспекты русской богословской мысли второй половины XVIII — начала XIX века
Диссертация
Рациональный смысл концепции внутреннего человека, разработашюй в русской философско-богословской антропологии второй половины XVIII века, состоит в описании ценностных ориентаций, конституирующих онтологию человеческой субъективности. Новым представляется выявление амбивалентности онтологии человеческой субъективностиустановление границ смыслового поля, охватываемого термином внутренний человек… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методологические проблемы изучения русской философско-богословской мысли второй половины XVIII — начала XIX века
- 1. 1. Историография русской философско-богословской литературы второй половины XVIII — начала XIX века
- 1. 2. Русская философско-богословская мысль второй половины
- XVIII. — начала XIX века как предмет историко-философского исследования
- 1. 3. Русская философско-мировоззренческая культура конца XVII-первой половины XVIII века и духовно-теоретические истоки философско-богословской мысли второй половины XVIII — начала
- XIX. века
- Глава 2. Проблемы бытия и познания в русской философскобогословской мысли второй половины XVIII — начала XIX века
- 2. 1. Природа и Бог в русской философско-богословской литературе второй половины XVIII — начала XIX века
- 2. 2. Проблемы познания в русской философско-богословской мысли второй половины XVIII — начала XIX века
- 2. 3. Концепция символизма в русском рациональном богословии последней четверти XVIII — начала XIX века
- Глава 3. Концепция человека в русской философско-богословской мысли второй половины ХУШ — начала XIX века
- 3. 1. Учение о природе, составе и состояниях человека
- 3. 2. Русская философско-богословская антропология и «метафизика сердца»
- Глава 4. Этико-социальные аспекты русской философско-богословской мысли второй половины
- ХУШ — начала XIX века
- 4. 1. Религиозно-нравственное обоснование труда, собственности и богатства
- 4. 2. Социальный детерминизм и свобода: национально-патриотические аспекты русского рационального богословия второй половины XVIII — начала XIX века
- 4. 3. Тема «смерти-бессмертия» человека и проблема суицида в светской и философско-богословской литературе конца XVIII -начала XIX века
Список литературы
- Амвросий Орнатский A.A.). История российской иерархии, собранная Новгородской семинарий префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. Ч. 1−6. M.: При Синод, тип, 1807−1815. -4.1 -1807.-643 c. + Vc.
- Амвросий (Серебренников). Краткое руководство к оратории российской, сочиненное в Лаврской семинарии, в пользу юношества, красноречию обучающегося. М.- В Университет, тип., 1778. — 8 + 170 с.
- Аничков Д.С. Слово. о том, что мир сей есть ясным доказательством премудрости Божией и что в нем ничего не бывает по случаю. М.: Изд-во Имп. Моск. ун-та, 1767. — 18: с.
- Аничков Д.С. Слово о невещественности души человеческой и из оной происходящем ее бессмертии. М.: Печ. при Имп. Моск. ун-те, 1777. — 32с.
- Аполлос (Байбаков). Вера, надежда и любовь, учения богословского состав. -М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1782. 128 с.
- Аполлос (Байбаков)., Грамматика, руководствующая к познанию славено-российскаго языка-Киев: В тип, Киевопечерской Лавры, 1794. 168 с.
- Аполлос (Байбаков). Дар для благодетелей и друзей, состоящий в поучениях, которые в Санктпетербурге, пребывая на чред священнослужения и проповедания слова Божия, говорил. архимандрит Аполлос 1786 года. -СПб.: При Имп. Акад. наук, 1786. 42с.
- Аполлос (Байбаков). Евгеонит, или Созерцание в натуре Божиих видимых дел. Сочинил Троицкия семинарии Ректор и Богословии учитель иеромонах Аполлос. -М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1782. 112 с.
- Аполлос (Байбаков). Кто есть истинный друг? Иносказательное со нравоучением повествование. Сочинил ректор Щеромонах. Аполлос. М.: В Унив, тип. у Н. Новикова, 1783. — 41 с.
- Аполлос (Байбаков). Натура и благодать, или Некоторые существенные разнствня между чувствованиями натурального человека и человека духовного в рассуждении вечного спасения. М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1784. — 56 с.
- Аполлос (Байбаков). Общий способ учения для всякого состояния свободных людей нужный. М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1781. -27 с.
- Аполлос (Байбаков). Песни духовныя, славнейшаго Х. ФХеллерта, профессора нравоучения и свободных наук в Лейпцигском университете, переложил стихами старец Аполлос. М.: При Унив. тип., 1778. — 46 с.
- Аполлос (Байбаков). Поучение в день Великаго Святителя и Чудотворца Николая 1799, мая 9 в Богоспасаемом граде Архангельске, в Адмиралтействе говорил Аполлос, епископ Архангельский и Олонецкий. М: В Губ. тип. у А. Решетникова, 1799. — 7 с.
- Аполлос (Байбаков). Поучение, говорежюе 1799 года, января 6, в богоспасаемом граде Архангельске, в соборе, Аполлосом, епископом Архангельским, прежде бывшим Орловским и Севеким. М.: Губ. тип., у А. Решет-никова, 1799. -7 с.
- Аполлос (Байбаков)? Лопухин И. В.?}. Рассуждение о злоупотреблении разума некоторыми новыми писателями, и Опровержение их вредных правил. Сочиненное Россианином. М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1780. -20 с.
- Аполлос (Байбаков). Речь, которую говорил оклеветанный Велизарий перед Юстинианом, государем своим. Изд. 2. М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1781. — 27 с.
- Аполлос (Байбаков). Словарь пиитико-исторических примечаний. -М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1781. -51с.
- Аполлос (Байбаков). Увеселительные загадки, с нравоучительными отгадками, состоящие в стихах. М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1781. -31 с.
- Барсков Я.Л. Переписка московских масонов XVIII века, 1780−1792 гг. -Пг.: йзд-во Имп. АН., 1915, — 339 с.
- Баумейстер Хр. Нравоучительная философия, содержащая естественное право, этику, политику, экономию и другие вещи, для знания нужные и полезные. М.: В тип. компании Типографической, 1788. — 324 с.
- Бердяев H.A. Дух и реальность /У Бердяев H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — С. 363−462.
- Еердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Царство Духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П. В. Алексеева. М.: Республика, 1995. — С.3−162.
- Бердяев H.A. О самоубийстве. Психологический этюд. Paris: Ymca Press, 1931.-45 с.
- Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства // Бердяев H.A. Философия свободного духа. М: Республика, 1994.-С. 13−228.
- Вениамин (Румовский-Краснопевков). Священная история для малолетних детей, краткими вопросами и ответами сочиненная. -СПб.: Тип. Ак. Наук, 1774. -40 с.
- Вольтер. Метафизический трактат // Вольтер. Философские сочинения. -М.: Наука, 1989. С. 227−274.
- Вольтер. Основы философии Ньютона /У Там же. С. 275−320.
- Гавриил Бужинский. Предисловие к книге С. Пуфендорфа «Введение в гисториюЕвропейскую.». СПб., 1723. -С.1−14.
- Гавриил (Воскресенский), архим.}. История русской философии Зилатов-ского (монастыря) архимандрита Гавриила. Казань: В Угшв. тип. 1840. -158 с.
- Гавриилом, епископом Тверским в придворной Петергофской церкви 1770 г. -СПб., 1770.-15 с.
- Гавриил (Петров). Слово в день тезоименитства. Имп. Екатерины Алексеевны. проповеданное. Гавриилом, архиепископом Новгородским и Санктпетербургским 2 ноября 1777 г. СПб., 1777. — 10 с.
- Георгий (Конисский). История русов или Малой России. Сочинение Георгия
- Конисского, архиепископа Белорусского. -М.: В Унив. тип., 1846. 262 +45 +JV с.
- Гизель И. Синопсис, или Сокращенная история, собранная от разных авторов. Напечатана же повелением Царскаго Величества в Санктпетербург-ской тип., 1718 года. 465 с.
- Гроций Гуго. Рассуждение против атеистов и неутралистов / Пер. с лат. яз. Амвросий (Зертис-Каменский). М.: Сенат, тип., 1765. — 66 с.
- Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих / Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. — 384 с.
- Дамаскин (Семенов-Руднев Д.Е.). Положения философические из богословия, естественной физики и нравоучительной философии для публичных диспутов. М.: При Ими, Моск. ун-те, 1775. — 1 л.
- Дерем У. Бог в натуре, или Божественная и истинная метафизика и физика, доказанная бытием и свойством Божиим, почерпнутая из дел творения / Пер. с англ. А. В. В 4 ч. М.: В тип. Федора Любия, 1811.
- Дерем У. Глас небесной тверди, возвещающий смертным бытие, премудрость и всемогущество Превечного. М.: В Унив. тип., 1808. — 231 с.
- Державин Г. Р. Стихотворения / Вступ. Статья, подготовка текста и общая редакция Д. Д. Благого. Примечания ВА.Западова. Л.: Советский писатель, 1957, — 469 с.
- Димитрий (Туптало)}. Дневныя записки Святаго чудотворца Димитрия, митрополита Ростовскаго, изданныя с собственноручно писанной им книги, находящейся в Киевопечерской Библиотеке. Изд.2 М.: В Унив. тип. у Н. Новикова, 1781.-112 с.
- Димитрий Ростовский. Рождественская драма (Комедия на рождество Христово) I! Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. / Ред. Кол. О. А. Державина и др. М.: Наука, 1972. — С. 220−272.
- Димитрий Ростовский. Успенская драма (Комедия на успение Богородицы) // Русская драматургия последней четверти XVII и начала XVIII в. / Ред. кол. О. А. Державина и др. М.: Наука, 1972. — С.172−219.
- Догматические Послания православных иерархов XVII XIX веков о Православной Вере.- М.: Синодальная типография, 1900. — 271 с. (Переизд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995).
- Евгений (Евфимий. А.Е.) Болховитинов. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии // Воронежский край XVIII века в описаниях современников. — Воронеж, 1992. — С.58−234.
- Евгений (Болховитинов). Описание жизни и подвигов преосвященного Тихона, епископа Воронежского и Елецкого. Изд. 3. — М., 1827. — 118 с.
- Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в
- России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви / Подготовка текста, составление и предисловие канд. филос. наук П. В. Калитин. -М.: Русский Двор, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 — 407 с.
- Евгений (Болховитинов). Собрание поучительных слов, в разные времена и в разных епархиях проповеданных.: В 4 частях. Киев: В тип. Киевопе-черския Лавры, 1834. — Ч.1.- 440 е.- Ч.И.- 447 е.- Ч.Ш. — 488 е.- 4.IV. — 323 с.
- Золотницкий В.Т. Доказательство бессмертия души человеческой, взятое от намерения Божия, с каким Он изволил создать мир сей, и из врожденныхчеловеку совершенств и способностей // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. СПб., 1996. — С.149−158.
- Золотницкий В. Т. Рассуждение о бессмертии человеческой души, которое утверждается чрез доказательство Божиего бытия, открывающегося из многочисленных созданий // Там же. С. 158−167.
- Игнатий (Брянчанинов). Слово о человеке // Богословские труды. Сб.29. -М., 1989. С.284−320.
- Игнатий (Брянчанинов). Размышление о смерти //Творения Святителя Игнатия. Аскетические опыты: В 2 т. М.: Сретенский монастырь, 1996. -T.I-C. 382−385.
- Йоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М. — Ростов на Дону: Братство святителя Алексия. Изд-во «Приазовский край», 1992. — 446 с. (репринт: СПб., 1894).
- Исайя Копинский. Алфавит Духовный. СПб., 1792. — 157 об. л.
- Ифика иерополитика, или Философия нравоучительная, символами и приуподоблениями изъясненная. Киев: В тип. Киево-Печерской Лавры, 1712.-186 об. л.
- Кандорский И.М. Наука о душе, или ясное изображение ея совершенств, способностей и бессмертия. Трудов Панкратиевского диакона Ивана Михайлова М.: В тип. у Решетникова, 1796. — 183 с.
- Кандорский И.М. Образование духа и сердца в непрестанном богомыслии. -М.: Унив. тип. у Ридигера и Клаудия, 1799, -297 с.
- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. — 127 с.
- Карамзин Н.М. Письма русского путешественника / Сост., автор предисл. и примеч. В. А. Грихин. М.: Сов. Россия, 1983. — 512 с.
- Коменский Я.А. Лабиринт света и рай сердца // Сочинения. Пер. с чешек, и лат./ Ин-т философии. М.: Наука, 1997. — С. 13−127.
- Краткое руковотствие к филозофии эклектической // Кошелева О. Е., Мо-розов Б. Н. Неизвестные русские учебные курсы философии середины XVIII в. // Историко-философский ежегодник. М: Наука, 1991. — С. 70−74.
- Краткое руковотство филозофии // Там же. С. 66−70.
- Крижанич Ю. Беседа о преверстве // Богословские труды. Сб.27. -М., 1986. -С.222−245.
- Крижанич Ю. Политика. -М.: Новый Свет, 1997. 527 с.
- Лейбниц Г. В. Свидетельство природы против атеистов //' Соч.: В 4 т. -М.: Мысль, 1982. Т.1. — С.78−84.
- Лейбниц Г. В. Опыты теодицеи о благодати Божией, свободе человека и начале зла // Там же. -М.: Наука, 1989. Т.4. — С.49−413.
- Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений: В XI т. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1950−1983.
- Лопухин И.В. Подражание некоторым песням Давидовым. 3-е изд.1. M., 1802. -19 с.
- Лопухин И.В. Изображение мечты равенства и буйной свободы с пагубными их плодами. М.: В тип. Пономарева, 1794. — 30 с.
- Лопухин И.В. Масонские труды: Духовный рыцарь. Некоторые черты о внутренней Церкви. М.: Алетейя, 1997. 150 с.
- Лопухин И.В. Отрывки сочинения одного старинного судьи и его же Замечание на известную книгу Руссову: du Contrat Social. -M.: В Унив. тип., 1809. -60 с.
- Макарий (Булгаков). Православно-догматическое Богословие: В 2 т. Изд. 3. — Т.1. — Санкт-Петербург: В тип. Якова Трея, 1868. — 598 + VI с.
- Макарий (Петрович). Слово 6. О человеке // Там же. Т.Ш. — М., 1786, -С.78−93.
- Макарий (Петрович). Логика (Извлечения) / Публ. Н. К. Гаврюшина // Памятники науки и техники. 1985. -М.: Наука, 1986, -C.145-I53.
- Максим Грек. Послание поучительное к некоторому мужу против ответов некоего латинского мудреца // Максим Грек. Творения: В 3 частях. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, — Т.З. — С.149−156.
- Малиновский В.Ф. Избранные общественно-политические сочинения. -М., 1958. 170 с.
- Мендельсон М. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой / Пер. с нем. (Яков Толмачев) в Харьковском Коллегиуме. М.: В тип. С. Селивановского, 1806. — 72 с.
- Мендельсон М, Федон, или О бессмертии души / Пер. с нем. Василия Мы-зникова. СПб.: В тип. Эдуарда Праца, 1837. — 127 с.
- Мерсье Л.-С. Год две тысячи четыреста сороковой. Сон, которого, возможно, и не было. Л.: Наука, 1977. — 240 с.
- Михаил (Десницкий М.М.). Беседы в разных местах и в разные времена говоренные. покойным Михаилом, митрополитом Новгородским, Санктпетербургским. В 10 т. СПб.: В тип. И. йоаннесова, 1812−1824. -Т.1. — ?+424 е.- Т.2. — VH+439 е.- Т.З. — УП+500 с.
- Михаил (Десницкий), епископ}. Изображение ветхаго, внешняго, плотскаго и новаго, внутренняго, духовнаго человека: В 2 ч. -СПб.: В тип Ак. Наук, 1798. Ч.1.- 287 е.- 4.2. — 364 е.).
- Михаил (Десницкий), епископ. Труд, пища и покой духа человеческаго: В 7 книгах. СПб.: В тип. Ак. Наук, 1799- 1801. — Кн. 1. -1799. — 430 е.- Кн. 2. — 1799. — 430 е.- Кн. 3. — 1800. — 440 с.
- Главным Правлением Училищ. СПб.: При Имп. Ак. Наук, 1813. 8+319 е.
- Молчанов К.С., свящ. Слово на случай взятия Праги и покорения Варшавы, говоренное в Архангельске тамошнего собора священником Козьмою Степановичем Молчановым 1794 года. Бердичев: Тип. Отцов кармелитов босых, 1794. — 7 с.
- Мотонис H.H. Рассуждение о двух главных добродетелях, которые писателю истории иметь необходимо должно, то есть об искренности и несуеверном богопочитании. Сочинение Николая Мотониса И Трудолюбивая пчела. 1759. — Январь. — С.34−47.
- Мысли о душе. Русская метафизика XYIH века / Подготовка текстов, вступительная статья Т. В. Артемьевой. Санкт-Петербург: Наука, 1996. 314 с.
- Муравьев М.Н. Опыты истории, словесности и нравоучения: В 2 ч. М: В Унив. тип., 1810. — 4.1. — 353 е.- 4.2. — 278 с.
- Нила Сорского Предание и Устав / Вступ. ст. М.С.Боровковой-Майковой. С, — Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1912. — С.11−91.
- Новиков Н.И. Опыт исторического словаря о российских писателях // Новиков Н. И. Избранные сочинения / Подготовка текста, вступ. статья и комментарии Г. П. Макогоненко. -М.-Л.: ГИХЛ, 1951. С. 277−370.
- Новиков и его современники. Избранные сочинения / Под ред. И. В. Малышева. М., 1961. — 535 с.
- Ньютон И. Математические начала натуральной философии / Пер. с лат. и коммент. А.Н.Крылова- под ред. и с предисловием Л. С. Полака. -М.: Наука, 1989. -15+687 с.
- Ньютон И. Оптика, или Трактат об отражениях, преломлениях, изгибанияхи цветах света / Пер. с 3-го англ. изд. 1721 г. с прим. С. И. Вавилова. Изд. 2.
- М.-Л: Гостехиздат, 1954.- 368 с.
- Паисий Величковский. Крины сельные или цветы прекрасные. -Одесса, 1910.-74 с.
- Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве. М., 1902, — 48 с.
- Памятники этической мысли на Украине XVII- первой половины XVIII ст. / Сост., пер. с лат., вступ. ст. и примеч. М. В. Кашубы Киев: Наукова думка, 1987.-527 с.
- Паскаль Б. Мысли. Пер. с фр. -M.: Refi-book, 1994. 523 с.
- Переписка Лейбница с Кларком /У Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. М., 1982,-Т.1.-С. 430−528.
- Петр Могила}. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.- М., 1836 (Репринт: М., 1996). 185 с.
- Плавильщиков П.А. Нечто о врожденном свойстве душ Российских (1792) // Сочинения Петра Плавилыцикова: В 4 частях. СПб.: Тип. В. Плавкль-щикова, 1815−1816. — 4.4. — 1816. — С.1−24.
- Платон (Левшин). Из бумаг митрополита Московского Платона. Издание Императорского Общества истории древностей российских при Московском университете. -М.Д882.
- Платон (Левшин). «Из глубины воззвах к тебе, Господи.»: Автобиография, избранные проповеди, письма преосвященного Платона, митрополита Московского / Составление и предисловие П. В. Калитина. М.: Паломник- «Русский двор», 1996. — .352 с.
- Платон (Левшин). Краткая Церковная Российская история, сочиненная Преосвященным Платоном, митрополитом Московским: В 2 т. М.: Синод, тип., 1805. — Т.1. -388 е.- Т.2. — 352 с.
- Платон (Левшин). Письма Платона, митрополита Московского к преосвященным Амвросию и Августину / С примеч. С.Смирнова. М.: В У нив. тип., 1870. — 135+15 с.
- Платон (Левшин). Поучительные слова и другие сочинения. Ч. 1 20. -М.: В У нив. тип. (и др. тип. — А.Е.), 1779 — 1806.
- Платон (Левшин). Дух, или Избранные мысли из душеспасительных поучений. Высокопреосвященнейшаго Платона, митрополита Московского и Коломенскаго. В 2 т. [Издал Иван Кандорский]. М.: В Синод, тип., 1804. — Т.1 — 464 е.- Т.2. — 346 с.
- Платон (Левшин)}. Парафразис или переложение некоторых псалмов. -Б.м. и г. -4 с.
- Поповский Н.Н. Речь, говоренная в начатии философических лекций при Московском университете гимназии ректором Николаем Поповским // Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. -М., 1952, — Т.1.- С.87−92.
- Русские просветители (от Радищева до декабристов). Собр. прошв. В двух томах. Т.1. — М.: Мысль, 1966.
- Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр, -4VL: Канонпресс, Кучково поле, 1998. 416 е.
- Симеон Полоцкий. Жезл правления, утверждения и казнения, сочиненный трудами всего освященнаго собора. М., 1666. — 151 л. об. (Предисловие. -Л.1 -18).
- Симеон Полоцкий. Избранные сочинения / Подгот. текста, вступ. статья и коммент. И. П. Еремина. М,-Л.: АН СССР, 1953. — 281 с.
- Симеон Полоцкий. Слово в день рождения пресвятая Богородицы // Симеон Полоцкий. Вечеря душевная. М., 1683. Л. 21−26.
- Сковорода Г. С. Сочинения в двух томах. -М.: Мысль, 1973, Т.1. 511 с. — Т.2.-486 с.
- Соловьев B.C. Аскетическое начало в нравственности // Вопросы философии и психологии. Кн. 26. (1). Январь 1895.-М, 1895. — С.68−88.
- Соловьев С.М. Писатели русской истории XVIII века // Соловьев С. М. Сочинения в восемнадцати книгах. Книга XVI. Работы разных лет. -М., 1995. -С. 187−259.
- Спафарий Николай. Эстетические трактаты / Подготовка текстов и вступ. статья О.АБелобровой. Л.: Наука, 1978. — 160 с.
- Сушков М.В. Российский Вертер. Полусправедливая повесть /У Русская сентиментальная повесть / Сост., общая ред., вступ. статья и комментарии П. А. Орлова. М.: Изд-воМоск. ун-та, 1979. С. 203−222.
- Сушков М.В. Письмо М.В.Храповицкому У Публ. М. Г. Фраанье // XVIII век Сб 19. СПб.: Наука, 1995. — С. 153−156.
- Тареев М.М. Из истории этики. Социализм. Выл 1. Научный социализм: его экономическое учение. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1913. 218 с.
- Тареев М.М. Цель и смысл истории. Изд. 2. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1903. — 160 с.
- Тареев М.М. Основы христианства. Система религиозной мысли: В 5 т. -Т.4. Христианская свобода. 2 изд. Сергиев Посад: Тип. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1908. 421 с.
- Таулер И. Краткие рассуждения о важнейших предметах жизни христианской / Пер. М., 1801. -196 с.
- Татищев В, Н, Избранные произведения / Под общей ред. С. Н. Валка. -Л.: Наука, 1979. 464 с.
- Татищев В, Н. Собрание сочинений: В 8 т. М.: «Ладомир», 1994. — Т.1. Российская история. Часть первая — 500 с.
- Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского: В 5 т. Изд.5. -М.: В Синод, тип., 1889 (Переиздание: М., 1994). Т.1. 244+XIV е.- Т.2. — 359 е.- Т.З. — 420 е.- Т.4. -387 е.- Т.5. — 345+XI+19+5S с.
- Тредиаковский В.К. Феопгия // Избр. произв. -М.-Л., 1963. С. 196−322.
- Феофан Прокопович. Натурфшософ1я, або ф1зика //Феофан Прокопович. Фшософсыа твори. В 3 т. Кжв, 1980.- Т.2.
- Феофан Прокопович. Регламент, или Устав духовныя коллегии II Смир -нов В. Т. Феофан Прокопович. -М.: Соратник, 1994. -С. 140−184.
- Феофан Прокопович. Слова и речи поучительные, похвальные и поздравительные. Ч.1−1¥-. -СПб.: При Сухопутном Шляхетном Кадетском корпусе, 1760−1774.
- Феофан Прокопович. Сочинения / Под ред. И. П. Еремина. -М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1961.-502 с.
- Феофана Прокоповича. четыре сочинения из богословской его системы / С лат. на российский язык переведены. студентом Матвеем Соколовым. -М.: В Унив. тип., 1773. 284 с.
- Феофилакт (Горский). Догматы хрисшанския Православныя веры в богословском учении предложенныя и изъясненныя Московской академии ректором, Священного богословия учителем, архимандритом Феофилактом. М.: Печатаны при Имп. Моск. ун-те, 1773. — 59 с.
- Феофилакт (Горский). Поучительные слова при Высочайшем Дворе Ея Импер. Величества. Великой Государыни Империатрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийския проповеданныя в Санкт
- Петербурге ставропигиального Донского монастыря архимандритом Феофилактом. СПб.: При Ими. Ак. наук, 1774. — 40 с.
- Феофилакт (Лопатинский). Вопрос второй, что является одушевленным и что не является /Публ. А. В. Паиибратцева // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып. 4.- М.: Наука, 1993. С.209−220.
- Феофилакт Лопатинский. Избранные философские произведения / Сост., вступит, ст. и перевод с лат. А. В. Панибратцева -М.: ИФРАН, 1997. 219 с.
- Феофилакт (Русанов). Аниция Манлия Торквата Северина Боэция Утешение философское / Пер. с лат. яз. Корпуса Чужестранных единоверцев учителя Закона иеромонахом Феофилактом. СПб., 1794. — С.1-У.
- Феофилакт (Русанов). Врачевство от уныния и отчаяния / Переведено Преосвященным Феофилактом, епископом Калужским и Боровским: В 2 ч.. -Калуга, 1805. -4.1. 191 е.- 4.2. — 192 с.
- Феофилакт (Русанов), Опровержение примечаний на книгу Ансильйона под заглавием Естетическия рассуждения. СПб.: В тип. И. Иоаннесова, 1813.-48 с.
- Феофилакт (Русанов). Письма М.М.Сперанскому// В память графа Михаила Михайловича Сперанского (1772−1872): В 2 частях.-С.Петербург: Изд. Имп. публ. библ., 1872. -4.2. -С.369−372- 381−397.
- Феофилакт (Русанов). Поучительные слова и речи, сочиненные и проповеданные в разных местах синодальным членом, преосвященнейшим Феофилактом, архиепископом Рязанским и Зарайским: В 2 ч. Изд. 2. М.: В Синод, тип., 1809. — 4.1. — 170 е.- 4.2. — 262 с.
- Филарет (Дроздов). Обозрение Богословских наук в отношении к преподаванию их в высших духовных училищах / Напечатано по определению Комиссии Духовных Училищ. [ СПб,}: В тип. Иоаннесова, 1814. — 56 с.
- Филарет (Дроздов). О книге: Естетические рассуждения г. Ансильйона. -СПб.: В тип. Ф. Дрехслера, 1813. 28 с.
- Филарет (Дроздов). Сочинения Филарета, Митрополита Московского м Коломенского. Слова и речи. Т.1 (1803−1821). М.: Тип. А, И, Мамонтова и К., 1873. — XIV+3G0 c.+IV с.
- Философическое рассуждение о Троице в человеке // Русская религиозная антропология. Т.1. Антология. М., 1997. -С. 100−107.
- Фонтенель Б. Рассуждения о множественности миров // Рассуждения о религии, природе и разуме. -М.: Мысль, 1979. С.68−172,
- Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. М.-К.: «REFL-book» — «ИСА», 1994 — 432 с.
- Шлет Г. Г. Философское наследие П.Д.Юркевича (К сорокалетию со дня смерти) U Юркевич П. Д. Философские произведения. -М.: Правда, 1990. -С.578−638.
- Щербатов ММ. Неизданные сочинения / Под ред. П. Г. Любомирова — М.: Соцэгиз, 1935. XXXI+215 с.
- Щербатов М.М. Сочинения князя М.М.Щербатова: В 2 т. -СПб., 1896−1898.
- Экхарг М. Духовные проповеди и рассуждения. М.: Политиздат, 1991. -192 с.
- Эразм Роттердамский. Оружие христианского воина // Эразм Роттердамский. Философские произведения. — М.: Наука, 1987. С.90−217.
- Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению слова Божия // Юркевич П. Д. Философские произведения. М., 1990. -С.69−103.
- Абрамов А.И. Историография русской философии XVIII века // Общественная мысль: Исследования и публикации. Вып.2. -М.: Наука, 1990. -С.48−72.
- Абрамов А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию в России И Методологические проблемы изучения истории общественной мысли народов России конца ХЕХ начала XX веков. Казань, 1990. С.56−62.
- Абрамов А.И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре //Философия любви. Вып.1, -М., 1990. -СЛ49−16.1.
- Абрамов А.И., Колосков В. Н., Павлов А. Т., Пустарнаков В. Ф. Историярусской философии // История философии в СССР: В 5 т. М.: Наука, 1988.-Т.5.-СЛ 98−281. v
- Алипий (Кастальский-Бороздин), архимандрит- Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.-288 с.
- Андреев Ф. Московская Духовная Академия и славянофилы //Богословский вестник. 1915. — Т. З (Октябрь, ноябрь, декабрь). — С.563−644.
- Аржанухин В.В. Ответ Софрония Лихуда // Историко-философский ежегодник. 1993. М.: Наука, 1994.-С.228−255.
- Аржанухин В.В. Русские риторики как историко-философское явление // Филос. науки. -1990. № 6. — С.99 — 105.
- Аржанухин В.В. Философское образование в России в XVII веке // Филос. науки. 1987. -К"2. — С.49−58.
- Аржанухин C.B. Образ человека по Уставу вольных каменщиков // Философские науки. -1991. -№> П.- С. 167−174.
- Аржанухин C.B. Философские взгляды русского масонства: по материалам журнала «Магазин свободнокаменщический». Екатеринбург: УРГУ, 1995. -224 с.
- Аржанухин C.B. Философские и общественно-политические взгляды русских масонов второй половины XVIII первой четверти XIX вв. Автореферат дис.. доктора филос, наук. — Екатеринбург, 1996. — 44 с.
- Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб.: Алетейя, 1996.-319с.
- Артемьева Т.В. Русская историософия XVIII века. Санкт-Петербург, 1996. -112 с.
- Артемьева Т.В. «Область дай уму."// Мысли о душе. Русская метафизика XVSI века. СПб., 1996,-С.5−75.
- Артемьева Т.В., Микешин М. И. Христиан Вольф и русское вольфианство /У Филос. науки. -1990. -№ 1, — С.64−74.
- Безобразова М.В. Исследования, лекции, мелочи. СПб.: Изд-во „Родник“, 1914. -194 с.
- Безобразова М.В. Рукописные материалы к истории философии в России /У Ванчугов В. Женщины в философии / Из истории философии в России конца XIX начала XX вв./. — М.: РИЦ „Пилигрим“, 1996. — С.259−296.
- Бердяев H.A. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века начала XX века// О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья / Составитель М. А. Маслин. -М.: Наука, 1990. — С.43−271,
- Бобров Е.А. Философия в России. Материалы, исследования и заметки. Вып. I-VI. Казань, 1899−1902.
- Болдырев А.И. Проблема человека в русской философии XVIII века. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. 120 с.
- Боровкова-Майкова M.C. Нил Сорский и Паисий Величковекий // С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911. — С.27−33.
- Бродский А.И. Михаил Тареев. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1994. — 80 с.
- Булгаков С.Н. Православие. Очерки учения православной церкви. Киев: „Лыбидь“, 1991. — 235 с.
- Сборник второй. СПб.: Наука, 1996. — С.32 — 60.
- Бухаркин П.Е. Тонос „тишины“ в одической поэзии М.В.Ломоносова /У ХУШ век. Сб.20. СПб.: Наука, 1996. — С. З -12.
- Валицкая А.П. Русская эстетика XVHI века. М.:йскусство, 1983 238 с.
- Валицкий А. По поводу „русской идеи“ в русской философии УУ Вопросы философии. 1994. Ш. — С.68−72.
- Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов (949 1022). — М, 1995. — 344 с.
- Введенский А.И. Судьбы философии в России // Введенский А. И., Лосев А. Ф., Радлов ЭЛ., Шлет Г. Г. Очерки истории русской философии У Сост., вступ ст., примеч. Б. В Емельянова, К. Н. Любутина. -Свердловск, 1991.
- Вениамин (Новик), шумен. Актуальные проблемы российского православного сознания /У Вопросы философии. 1999. — № 2. — С. 128−141.
- Воронов Ливерий, протоиерей. Догматическое богословие. Московская Патриархия. Издательский дом „Хроника“, 1994. — 95 с.
- Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Гл. Х- XIV // Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова. М.:
- Республика, 1994. С. 271−279- 308−324.26?. Вышеславцев Б. П. Значение сердца в религии. Путь. — Париж, 1925. — № 1 (сентябрь). — С.59−79.
- Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике / Публикация и примечания Н. К. Гаврюшина // Вопросы философии. 1990. -№ 4.-С. 62−87.
- Гаврюшин Н.К. Б.П.Вышеславцев и его „философия сердца“ /У Вопросы философии. 1990. — № 4. — С.55−62.
- Гаврюшин Н.К. „Риторика“ М.В.Ломоносова и „Логика“ Макария Петровича // Памятники науки и техники. 1985. М.: Наука, 1986. — С131−154.
- Гаврюшин Н.К. Самопознание как таинство // Русская религиозная антропология: В 2 т. -М., 1997.- Т.1. С.7−47.
- Гаврюшин Н.К. Философия и богословие // Начала. 1991. — № 3. — С.4−13.
- Галактионов A.A., Никандров П. Ф. Русская философия IX XIX вв. 2-е изд. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1989. — 744 с.
- Горожанский Я. Дамаскин Семенов-Руднев, епископ Нижегородский (1737−1795), Его жизнь и труды. КиевД894.
- Глубоковский H.H. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. -Б.М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1992. 184 с.
- Гречишникова Н.П. Философия в России первой половины XVIII века / Дис. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. М.: МГУ, филос. ф-т, 1996.-139 с.
- Громов М.Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X XVII веков. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 288 с.
- Громов М.Н. Век Просвещения в России // История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2: Философия XV XIX вв. / Под ред. Н.В.Мотрошило-вой. -М., 1996. — С.495−509.
- Громов М.Н. Кардиогносия Памфила Юркевича и традиции отечественной философии // Философская и социологическая мысль. Киев, 1996. — № 3−4.-С. 16−28.
- Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. -М.: ЙФРАН, 1997. 289 с.
- Гусейнов Г. Некоторые особенности риторической практики М.В.Ломоносова// Scando Slavica. Tomus 40. — Copenhagen, 1994. — P. 88−112.
- Давиденкова А. Митрополит Евгений Болховитинов и поэт Гаврила Державин//Путь Православия. -1993. -№ 2.-С. 196−209.
- Достян И.С. Европейская утопия В.Ф.Малиновского // Вопросы истории. -1979. -№ 6. С.32−46.
- Древняя Русь: пересечение традиций. М.: НИЦ „Скрипторий“, 1997. 461 с.
- Дубровин Н.Ф. Наши мистики-сектанты. Александр Федорович Лабзин и его журнал „Сионский вестник“ // Русская старина. Ежемес. истор. издание.- СПб., 1894. Октябрь. — С.101−126.
- Ельчуков А. Архиепископ Феофилакт Русанов, русский проповедник-философ эпохи конца XVIII в. и начала XIX в. // Вера и разум. 1907. -№ 16. — С.588−616- № 17. — С.427−456- № 19. — С.25−50.
- Ельчуков А. Феофилакт Русанов, знаменитый русский иерарх эпохи имп. Александра I / Труды Киевской духовной академии. 1904. — Kh. XI (ноябрь). — С.434−446- 1905. — Кн. IX (сентябрь). — С.41−119.
- Ермичев А.А. Введение в богопознание по С.Л.Франку /У Франк СЛ. Реальность и человек / Сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997. — 405−422.
- Ермичев А.А. По ту сторону западничества и славянофильства: об основной ориентации русской мысли // Тезисы докладов и выступлений Первого Российского философского конгресса (4 7 июня 1997 г.). В 7 томах. Т.2.
- Философская мысль в России: традиция и современность. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского госуниверситета, 1997. С. 7 -14.
- Есюков А.И. Бог, мир и человек в христианской философии Тихона Задонского //Человек и мир в культуре России XVIII века. -Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. -С.82−94.
- Есюков А.И. Богословский текст как источник философских представлений о человеке и мире (вторая половина XVIII века) // X Ломоносовские чтения: Доклады и тезисы. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1998. — С.26−28.
- Есюков А.И. Мировоззренческие основания корпускулярной картины мира М.В.Ломоносова // Человек и мир в культуре России XVIII века. -Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. С. 46−63.
- Есюков А.И. „Россия“ и „Запад“ в похвальных одах М.В.Ломоносова // Человек и мир в культуре России XVIII века. Архангельск, 1997. — С.64−72.
- Есюков А.И. Образы мира в творениях Тихона Задонского // Res philologica. „Пушкин наше все“: Ученые записки / Отв. ред Э. Я. Фесенко. -Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1999. — С. 118−122.
- Есюков А.И. Тема „сердца“ в творениях Тихона Задонского /У Проблемы культуры, языка, воспитания. Вып.З. -Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1998. 34−40.
- Есюков А.И. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1998. — 184 с.
- Живов B.M. Язык и культура в России XVUI века. М: Школа „Языки русской культуры“, 1996. — 591 с.
- Жучков В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения (конец XVII перв. четв. XVIII века). -М.: Наука, 1989. — 206 с.
- Забелин А.И. Проект богословского факультета при Екатерине II // Вестник Европы. 1873. — Ноябрь. — С.300−317.
- „author“>Зайцев В.А. ».Правду точностью явлений доказал": Особенности мировоззрения и свободомыслия М. В. Ломоносова //Слово о Ломоносове. -Архангельск, 1986. С.51−70.
- Замалеев А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпоха Средневековья. -СПб.: йзд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. -270 с.
- Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии: Учебник для гуманитарных вузов. Изд.2-е, дополненное и переработанное. -М.: Изд-во Магистр, 1996. 352 с.
- Замалеев А.Ф. Лепты: Исследования по русской философии. Сборник. -СПб.: Изд-во С. -Петербургского университета, 1996. 320 с.
- Замалеев А.Ф. «Протопоп всея Руси» (мировоззрение Аввакума Петрова) // ВЕЧЕ. Альманах русской философии и культуры. Вып. 1. СПб., 1994. -С. 115−129.
- Замалеев А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (Х1-ХУ1 вв.). -Л.: Наука, 1987. 247 с.
- Зарин С. Аскетизм по православно-христианскому учению. Т.1. Кн.2. -СПб., 1907 (Переизд.: М., 1996). 693 с.
- Захара И.С. Борьба идей в философской мысли на Украине на рубеже ХУП-ХУШ вв. (Стефан Яворский). -Киев: Наукова думка, 1982. -160 с.
- Захара И.С. Рационализация богословской мысли в России конца XVII -начала XVIII в. // Начала. -1993. -№ 3. С.103−108.
- Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л.: Эго, 1991.
- Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Канон, 1997. -560 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.
- Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания ирелигиозной веры // Вопросы психологии. 1998. — № 3. — С.104−114.
- Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 г. -Казань, 1881. 806 с.
- Знаменский П.В. История Русской Церкви: Учебное руководство. -М., 1996. -474 с.
- Знаменский П.В. «Шестоднев» Афанасия, архиепископа Холмогорского // Странник. 1883. — № 12. — с.565−594.
- Зубов В.П. Ломоносов и Славяно-греко-латинская академия // Труды Института истории естествознания и техники АН СССР. Т.1. М. Д954. -С.5−52.
- Иоанн (Маслов), архимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. «М.: Самшит, 1995. 511 с.
- История философии в СССР: В 5 т. М., 1968−1988. — Т. 1−2.
- Казаков Д.Н. Этика мистического символизма Г.С.Сковороды // Этос религиозного опыта. М.: ИФРАН, 1998. — С.41−56.
- Калитин П.В. Проблема метафизического метода в творческом наследии митрополита Платона (Левшина). 1737−1812. Дис. .канд. филос. наук. -М.: МГУ, Филос. ф-т, 1992.
- Калитин П, В. Распятие миром. Свободный диалог с московским митрополитом Платоном (Левшиным) и его тайной. Б.м., 1992. — 80 с.
- Камалова A.A. Семантические типы предикатов состояния в системном и функциональном аспектах. Монография. Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1998. -325 с.
- Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. Деистическо-материалистическая школа. -М.: Мысль, 1971. 396 с.
- Кашуба М.В. Георгий Конисский. -М.: Мысль, 1979. 173 с.
- Кашуба M.B. Философское наследие Киево-Могшшнской академии // Начала. -М., 1993. 3. -С.98−103.
- Киприан (Керн), архиеп. Антропология Григория Паламы. -М.: Паломник, 1996.- 450 с.
- Кислягина Л.Г. Формирование общественно-политических взглядов Н.М.Карамзина /У Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. Т.1. -М.: Наука, 1989. C.48O-514.
- Клибанов А.й. Духовная культура средневековой Руси. М.: Аспект Пресс, 1996.-368 с.
- Коган Ю.Я. Очерки по истории русской атеистической мысли XVIII века. М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 344 с.
- Корольков A.A. Русская духовная философия. СПб.: Изд-во РХГИ, 1998. -С.9−124.
- Коялович М.О. История русского самосознания по историческим памятникам и научным сочинениям. Изд. 4. Минск: Лучи Софии, 1997. — 688 с.
- Круглов В.М. Имена чувств в русском языке XVIII века. СПб.: Изд-во ИЛИ РАН, 1998. — НО с.
- Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. — № 12. — С.41−52.
- Кувакин В.А. Религиозная философия в России- Начало XX века. М.- Мысль, 1980. — 309 с.
- Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: „Алетейя“, М.: „Логос“, 1998. — 360 с.
- Кузнецов Е.В., Никулин И. Н., Титков Е. П. Епископ Нижегородский и Алатырский Дамаскин. Страницы жизни, деятельности, творчества. -Арзамас: АГПИ им. А. П. Гайдара, 1998, 116 с.
- Кулябко E.C. Замечательные питомцы академического университета. Л.: Наука, 1977.-228 с.
- Лапшин И.И. Философские воззрения Радищева // Радищев А. Н. Полное собр. соч. / Под ред. проф. А. К. Бороздина, проф. И. И. Лагшшна и П. Е. Щеголева: В 2 т. СПб., 1907. — Т.2. — C. VH-ХХХП.
- Лебедев А.С. Г.С.Сковорода, как богослов // Вопросы философии и психологии. Кн. 27 (2). Март 1895. — M. — С.170−177.
- Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Т.1. От истоков до XIX века. М.: Канон, 1996, — С. 5 — 214.
- Леманн-Карли Г. Я.М. Р. Ленц и Н. М. Карамзин // XVIII век. Сб.20. СПб.: Наука, 1996. -С. 144−156.
- Лосев А.Ф. Русская философия // Введенский А. И. и др. Очерки истории русской философии / Сост., ветуп. ст., примеч. Б. В. Емельянова, К. Н. Любутина. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. — С.67−95.
- Лонгинов М.Н. Новиков и московские мартинисты.-М., 1867−384+0174 с.
- Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. — 288 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. -М.:Высшая нкола, 1991.-559 с.
- Лотарева Д. Д. Масонство в системе русской культуры второй половины
- XVIII первой четверти XIX века // Вести. Моск. университета. Сер, 8. История. — 1995. 6.-С.37−47.
- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века). — СПб.: Искусство — СПБ, 1994. — 399 с.
- Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII начала XIX века И Руссо Ж.-Ж. Трактаты. — М.: Наука, 1969. — С.555−604.
- Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М.: Мысль, 1970. — 431 с.
- Малинин В.А. Основные проблемы критики идеалистической истории русской философии. М.: Изд-во МГУ, 1963. — 169 с.
- Малинин В.А. Смысл русской истории: ответ корифеев //Философия и общество. ~ 1997. № 4 (июль — август). — С.63−75.
- Маслин М.А. Русская идея // Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995. -С.421−423.
- Маслин М. А, Современные буржуазные концепции истории русской философии. Критический анализ. М: Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 207 с.
- Мейендорф, Иоанн. Жизнь и труды святителя Григория Паламы. Введение в изучение. -Изд.2. СПб.: Византинороесика, 1997, — 480 с.
- Мейендорф, Иоанн. Православие и современный мир (Лекции и статьи).
- Минск: Лучи Софии, 1995. 112 с.
- Мильков В.В. Киршшо-мефодиевская традиция и ее отличие от иных идейно-религиозных направлений // Древняя Русь: пересечение традиций. -М.: Скрипторий, 1997.-С.327−370.
- Мильков В.В. Осмысление истории в Древней Руси. М.: ИФ РАН, 1997. -197 с.
- Мильков В.В., Петров А. йсихазм и Русская духовность /У Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.: Наука, 1995. — С.225−228.
- Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т, Т.З. М.: Прогресс- Культура, 1995. — 480 с.
- Недзельский Ф.В. Эйлер и Ломоносов: (Некоторые аспекты их отношения к картезианству и ныотонианству) // Исследования по славяно-германским отношениям. М.: Наука, 1971. — С.322−345.
- Некрасов С.М. Философско-этические идеи масонства в России // Русская мысль в век Просвещения. -М.: Наука, 1991. С. 157−173.
- Николаев Н.И. К вопросу о роли природоописательных фрагментов в прозе Н.М.Карамзина И Res philologica. „Пушкин наше все“: Ученые записки / Отв. ред Э. Я. Фесенко. — Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1999. — С.96−111.
- Никольский А. Русская духовно-академическая философия как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум.-1907. №№ 2−5,9,20.
- Никоненко B.C. Особенности русской философии XVIII века // Вестник Санкт-Петерб. Ун-та. Серб. Философия. Политология. Социология. Психология. Право. Вып.З. (№ 20). Сент. 1993.
- Никоненко B.C. Русская философия накануне Петровских преобразований. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1996. — 216 с.
- Ничик В.М. Из истории отечественной философии конца XVII начала XVIH века. — Киев: Наукова думка, 1978. — 298 с.
- Ничик В.М. Феофан Прокопович. -М.: Мысль, 1977. 192 с.
- Новиков А.И. „Дойти до сути“ (Русская философская поэзия как явление духовной культуры) /У Русская философская поэзия. Четыре столетия У Сост. А. И. Новиков. Отв. ред. А. Ф. Замалеев. -СПб.: Наука, 1992. -C.5-I9.
- Новиков А.И. История русской философии X XX веков. — СПб.: Изд-во „Лань“, 1998. — 320 с.
- Очерки истории русской этической мысли У Под ред. М. Н. Пеуновой и др. -М.: Наука, 1976.-400 с.
- Панибратцев A.B. Философия в Московской славяно-греко-латинскойакадемии (первая четверть XVIII в.). М.: ИФРАН, 1997. — 152 с.
- Паиибратцев A.B. Философское наследие Московской славяно-греко-латинской академии // Философия и культура в России: методологические проблемы / Отв. ред. А. Д. Сухов, С. И. Бажов. РАН. Ин-т философии. -М.: ИФ РАН, 1992. С.32−46.
- Панич Т.В. Мироздание в представлении книжника XVII века (на материале „Шестоднева“ Афанасия Холмогорского) // Научный атеизм, религия и современность. Новосибирск, 1987. -С.305−321.
- Панич Т.В. Особенности „Шестоднева“ Афанасия Холмогорского /7 Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. -Новосибирск, 1986. -С.5−24.
- Панченко А.М. Церковная реформа и культура Петровской эпохи // XVIII век. Сб. 17. -СПб., 1991. -С.3−16.
- Петров А.Е. Византийский исихазм и традиции русского православия в XIV столетии // Древняя Русь: пересечение традиций, М.: Скрипторий, 1997. -С.395−419.
- Петров Л.А. Общественно-политическая и философская мысль России первой половины XVHI века. Лекции по спецкурсу „История русской философии“. Иркутск, 1974. — 275 с.
- Печурина O.A. Философия в духовных академиях // Начала. М., 1993. — № 3. -C.1O9- 117.
- Пиккио Риккардо. Предисловие о пользе книг церковных М. В. Ломоносовакак манифест русского конфессионального патриотизма /У Сборник статей к 70-летию проф. Ю.МЛотмана. — Тарту: Изд-во Тартус. ун-та, 1992. С. 142 152.
- Платон, архимандрит. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. — 240 с.
- Плимак Е.Г. Из истории борьбы материализма и идеализма в 18 веке (П.С Батурин и Сен-Мартен) У/ Вестник истории мировой культуры. -1960. -№ 4, — С.96−106.
- Покровский И. Гавриил, митрополит Новгородский и С.-Петербург- ский как церковно-общественный деятель (по поводу столетия с его кончины -18 мая 1901) И Христианское чтение. 1901. — Вып. 10 (октябрь). — С.482−510- Вып. 11 (ноябрь). — С.687−718.
- Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. -1992. -№ 2.-С.126−140.
- Попов А, Наука и религия в миросозерцании Ломоносова У/ М. В. Ломоносов. 1711 1911. Сборник статей У Под ред. В. В. Сиповского. — СПб., 1911. -С.1−12.
- Попов Т., прот., магистр богословия. Этико-богословское мировоззрение святителя Тихона Задонского УУ ЖМП. -1957. -№ 5. -С.47−57.
- Проблемы христианской философии: Материалы Первой конференции Общества христианских философов: Пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1994.-208 с.
- Пружинина О.Б. О персоналистских истоках русской религиозной философии /У Философские науки. 1994. — К» 1−3. — С.99−105.
- Пыпин, А Н. Российское Библейское общество. 1812−1826 У/ Пыпин А. Н. Религиозные движения при Александре I / Предисл. и прим. Н. К. Пиксанова. Пг.: Изд-во «Огни», 1916. — С. 1 — 293.
- Пыпин А.Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть XIX в. У Ред. и примечания Г. В. Вернадского. Пг.: Изд-во «Огни», 1916. — VII + 575 с.
- Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии. 2-е изд. /7 Введенский А. И. и др. Очерки истории русской философии. -Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. С.96−216.
- Райков Б Е. Очерки по истории гелиоцентрического мировоззрения в России, йзд.2. М., 1947. — 392 с.
- Райков Т.И. Наука в России X 1-ХVII веков: Очерки по истории до научных и естественнонаучных воззрений на природу. 4.1−3. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 505 с.
- Раменский О.Е. Архангельский епископ XVIII века Вениамин (Румовский-Краснопевков) /7 Человек и мир в культуре России XVIII века / Отв. ред. А. И. Ескжов. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997,-С. 189−196.
- Р- ов. Феофилакт Русанов. Первый экзарх Грузии. Биографический очерк, 1765−1821 Н Вестник Европы. Петербург, 1873. — Кн. 11 (ноябрь). С.229−258.
- Родое. ский А, Материалы к истории духовного просвещения в России в
- XVIII столетии: Макарий (Петрович), ректор Тверской семинарии (17 631 765) // Странник. СПб., 1892. Т.1. — № 3 (март). — С.582−587- № 4 (апрель).-С.747−753.
- Русская мысль в век Просвещения / Н. Ф. Уткина, В. М. Ничик, П.С.Шкури-нов и др. -М.: Наука, 1991. 280 с.
- Русская философия: преемственность и роль в современном мире. Тезисы докладов и выступлений. Всерос. научн. конфер. С.-Петербург, 18−21 мая. 4.1−2. С.-Петербург, 1992. — 4.1. — 84 е.- 4.2. — 79 с.
- Русская философия: Словарь / Под общей ред. М. А. Маелина. -М., 1995,-655 с.
- Русская философия. Малый энциклопедический словарь / Отв. ред. А. И. Алешин и др. М.: Наука, 1995, — 624 с.
- Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Кн. В. Ф. Одоевский. -М., 1913. Т.1. — 4.1. — С.395−436.
- Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович // Избр. произв. -М.: РОССПЭН, 1996, С. 15−396.
- Семаева И.И. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой половины XX века. Учебное пособие по спецкурсу./ Моск. пед. университет, кафедра философии. М.: МПУ, 1993. — 242 с.
- Семенкин HLC. Философия богоискательства: Критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. — 175 с.
- Сербиненко В.В. История русской философии XI XIX вв.: Курс лекций. Изд. 2.-М.: Изд-во РОУ, 1996. — 144 с.
- Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век): Курс лекций. -М.: Изд-во РОУ, 1996. 112 с.
- Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. -Б, м.: Православный паломник, 1998. 528 с.
- Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии. Сочинение бакалавра московской духовной Академии Сергея Смирнова.
- М.: В тип. В. Готье, 1855. 428 с.
- Снегирев И.М. Жизнь московского митрополита Платона: В 2 ч, -М., 1856 (4-е изд.: 4.1. -М., 1890- 4.2. -М., 1891).
- Соколов В.В. Лейбниц и русская научно-философская культура XVIII в. // Вестн. Моск. ун-та. Философия. 1973. — № 5. — С.80−87.
- Соколов В.В. Философский синтез Готфрида Лейбница // Там же. -Т.1.- -М., 1982. С.3−77.
- Соколов В.В. Философское значение «Теодицеи» Лейбница //Лейбниц Г. В. Соч.: В 4 т. Т.4. — М.: Мысль, 1989. — С. З- 48.
- Соколов М.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XI XVIII веках. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 420 с.
- Солодкий Б.С. Русская утопия XVIII в. и нравственный идеал человека II Философские науки. -1975, -№ 5. -С.92−101.
- Софронова Л. Три мира Г.С.Сковороды // Сборник статей к 70-летию проф. Ю. М. Лотмана. Тарту: Изд-во Тартус. ун-та, 1992. — С.67−75.
- Стенник Ю.В. Сумароков историк // XVIII век. Сб.20, — СПб.: Наука, 1996.-С.23 — 46.
- Стратий Я.М. Проблемы натурфилософии в философской мысли Украины XVII в. Киев: Наукова думка, 1981. — 208 с.
- Стратий Я.М., Литвинов В. Д., Андрушко В. А. Описание курсов философии и риторики профессоров Киево-Могилянской академии. -Киев: Наукова думка, 1982. 346 с.
- Стрельцова Г. Я. Паскаль и европейская культура. -М.: Республика, 1994. -С.374−401.
- Стрельцова Г. Я. Сердца метафизика // Русская философия: Словарь /Под общей редакцией М. А. Маслина. -М., 1995. -С.435−438.
- Сухов А.Д. Русская философия как исторический тип: процесс становления // Философия и культура в России: методологические проблемы / Отв. ред. А. Д. Сухов, С. И. Бажов. РАН Ин-т философии. М.: ИФ РАН, 1992. -С. 3−12.
- Сухов А.Д. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М.: ИФРАН, 1995. — 157 с.
- Сухов А.Д. Феномен русской философии // Общественная мысль: исследования и публикации. Вып. 4. М.: Наука, 1993. — С.3−20.
- Сухомлинов М.И. История Российской Академии. Вып. 1−8. СПб.: Тип. Ими. Ак. наук, 1874−1887.-Вып. 1.-СП6., 1874.-С.58−230.
- Трилесник Б.И. Проблема науки и религии, разума и веры в мировоззрении Ломоносова // Ломоносов. Сб. статей и материалов. — Т. IX / Отв. ред. З. П. Карлеев. СПб.: Наука, 1991. — С. 15−27.
- Тукалевский В.Н. Главные черты миросозерцания Ломоносова (Лейбници Ломоносов) // М. В. Ломоносов. 1711 1911. Сборник статей / Под ред. В. В. Сиповского. — СПб., 1911. — С. 13−32.
- Тукалевский В.Н. Из истории философских направлений в русском обществе XVIII века (Опыт характеристики идейных течений в русском масонстве)// ЖМНП. Новая серия. Часть ХХХШ. СПб., 1911 (Май). — С.1−69,
- Уткина Н.Ф. Естественнонаучный материализм в России XVIH века. -М.: Наука, 1971.-199 с.
- Уткина Н.Ф. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Мысль, 1986, — 224 с.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Изд.З. — Киев, 1991.- 600 с.
- Фраанье М.Г. Прощальные письма М.В.Сушкова. (О проблеме самоубийства в русской культуре конца XVIII века) // XVIII век. Сб. 19. СПб.: Наука, 1995.-С. 147−167.
- Франк С Л. Реальность и человек / Сост. А. А. Ермичева. СПб.: РХГИ, 1997.-448 с.
- Ф.Т. Юрий Крижанич не славянофил, а деятель римско-католической пропаганды в России в половине XVII века // Труды Киевской духовной
- Академии. 1903. — Кн. 3 (февраль). — С.305−318.
- Хоружий СС. После перерыва: Пути русской философии. -СПб.: Алетейя, 1994.-447 с.
- Хоружий С.С. Сердце и ум //Московский психотерапевтический журнал. -1992 -№ 1,-С. 137−159.
- Хоружий С.С. Аналитический словарь исихастской антропологии //Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия: Научный сборник / Под общей ред. С. С. Хоружего. -М.: Изд-во Ди Дик, 1995. — С.42−150.
- Худушина И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVIII первая половина XIX вв.). — М.: ИФРАН, 1995. — 232 с.
- Человек и мир в культуре России XVIII века / Отв. ред. А. И. Есюков. Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 1997. 199 с.
- Черная Л.А. Русская культура переходного периода от Средневековья к Новому времени. М.: «Языки русской культуры», 1999. — 288 с.
- Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII начала XVIII века о природе человека // Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры. — М.: Наука, 1990. — С.192−203.
- Чернышев В. ?} Аполлос, епископ Архангельский и Холмогорский (1798−1801) // Странник. -1879. — № 4. — С.3−9.
- Черняков А.Г. Богословие на полях философии /У Проблемы христианской философии: Материалы Первой конференции Общества христианских философов. М.: Прогресс-Академия, 1994. — С. 192−207.
- Четвериков С. Из истории русского старчества О Паисии Величковском. -Путь. Париж, 1925. -№> 1. — С.80−91 (переизд.: М., 1992).
- Четвериков С. Путь умного делания и духовного трезвения. -Путь. -Париж, 1926. № 3. — С.316−329 (переизд.: М., 1992).
- Чечулин Н.Д. Русский социальный роман XVIII в. («Путешествие в землю
- Чистович И.А. Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущаго столетия. Комиссия Духовных Училищ. СПб.: Синод, типография, 1894. — III + 381 е.
- Чудинов И.А. Естественнонаучный материализм М.В.Ломоносова // М. В. Ломоносов. 1711−1961. Архангельск, 1961. — С.5−31.
- Шапошников Л.Е. Русская религиозная фшюсофия XIX—XX вв.. -Нижний Новгород, 1992. 222 с.
- Шахов М.О. Философские аспекты староверия, М.: Изд. Дом «Третий Рим», 1997. — 208 с.
- Шинкаренко Е.В. Этический потенциал «философии сердца» Памфила Юркевича // Философская и социологическая мысль. Киев, 1996. — № 3−4. -С.4−15
- Шкуринов П.С. Философия России XVIII века. -М.: Высшая школа, 1992. -256 с.
- Шкуринов П.С. А.Н. Радищев: Философия человека. М.: Изд-во МГУ, 1988.-224 с.
- Шохин В. Святитель Филарет, митрополит Московский и «Школа верующего разума» в русской философии // Вестник Русского Христианского Движения. Париж — Нью-Йорк — Москва, 1997. -№ 175 (1). — С.82−108.
- Шпет Г. Г. Очерк развития русской философии. Первая часть // Соч. -М.: Правда, 1989. С. 9 — 342.
- Щипанов И.Я. Философия русского Просвещения. Вторая половина XVIII века. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. — 285 с.
- Эверт ван дер Звеерде. Конец русской философии как русской // Вопросыфилософии. -1998. №> 2. — С.127−135.
- Эгеберг Э. Народ и династия в похвальных одах Ломоносова // Meddelelser. Норвежские доклады на XI-ом съезде славистов, Братислава, сентябрь 1993 г. €.35−41.
- Эрн В. Основной характер русской философской мысли и метод ее изучения И Эрн В. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. -M.J912. -С. 1−29.
- Aizlewood Robin. The Return of the «Russian Idea» in Publications, 1988−91 H The Slavonic and East European Review. Vol. 71. — L., 1993/ - № 3. P. 490 499.
- A History of Russian Philosophy: From the tenth trough the twentieth century / Ed. by V.A. Kuvakin. New-York, 1994. — P. 73−86.
- Baehr S.L. The masonic component in eighteenth-century Russian Literature it Russian Literature in the Age of Catherine the Great. A Collection of Essays / Ed. by A.G.Cross Oxford, 1976. — P. 121 -139.
- Berlin I. Russian Thinkers / Ed. By Henry Hardy and Aileen Kelly. L.: The HogarthPress, 1978. — P.114−135.
- Copleston F. Russian Religious Philosophy: Selected aspects. Univers. of Notre Dame press. Indiana, 1988. — 257 p.
- Dahm H. Grundzuge russischen Denkens. Persontichkeiten und Zeugnisse des 19 und 20 Jahrhunderts. Munchen, 1979. 591 S.
- Davidson Jack, Imitators of God: Leibniz on Human Freedom // Journal of the History of Philosophy. USA' - Vol. XXXVI. — 1998. — № 3 (July). — P.387−412.
- Flynn Janes T. Iraklii, Mitropolitan of the Uniate Church and Reform in Russian Empire // The Slavonic and East European Review. Vol. 77. — L., 1999. — № 1. (January).-P. 93−116.
- Glass N.R. A Logic of the Heart: Re-Reading Taoism and Zen Buddhism 11 International Philosophical Quarterly. Vol. XXXVIII. — N.Y., 1998. — № 152 (December).-?. 383−392.
- Goerdt W. Russische Philosophie: Zugange und Durchblicke. Freiburg -Munchen, 1984. 768 S.
- Grasshoff H. A.N. Radiscev and Moses Mendelssohn // Slawischdeutsche Wechselbeziehungen in Sprache, Literatur und Kultur. Berlin, 1969. — S. 333 339.
- Harvie J.A. A Russian View of Immortality // Religious Studies/ -1974. X. — P. 479−485.
- Kasinec E. A Bibliographical Essay on the Documentation of Russian Orthodoxy during the Imperial Era // Russian Orthodoxy under the Old Regime. -Minneapolis, 1978. P.205−228+229+237.
- Lilly Ian K. Imperial Petersburg, Suicide and Russian Literature if The Slavonic and East European Review. Vol. 72. — L., 1994. — № 3. — P. 401−423.
- Masaryk Thomas G. The Spirit of Russia. Studies in History, Literature and Philosophy. 3 Vol. London- New York, 1968. — Vol. 1. — XXH+480 p.- Vol. 2. -XIX+664 p.- Vol. 3. — L., 1967. — XXI+331 p.
- Mendelssohn M. Phadon oder uber die Unsterblichkeit der Seele. Leipzig: Verlag von Philipp Reclam, 6.r. — 154 S.
- Muller E. Fragen zur Rezeption der russischen religiosen Philosophie heute ft Studies in East European Thought. 45 (1993). P.235−253,
- Nichols R.L. Orthodoxy and Russians Enlightenment, 1762 1825 if Russian Orthodoxy under the Old Regime. — Minneapolis, 1978. — P.65−89.
- Page Tanya. Radishchev s polemic against sentimentalism in the cause of eighteenth century utilitarianism // Russian Literature in the Age of Catherine the Great. A Collection of Essays / Ed. by A.G.Cross Oxford, 1976. — P. 141 — 172.
- Papmehl K.A. Metropolitan Platon of Moscow (Petr Levschin, 1738−1812). -Newtonville, Mas., 1983.