Особенности русской философии 19-20вв
Сближение «атомов» с «монадами» может быть еще оправдано чисто формальным понятием «атома», как последней единицы бытия; впрочем, здесь берется не то понятие атома, какое употребляется в физике и химии. Но зачем Соловьеву понадобилось отождествлять монады — существа живые и развивающиеся, т. е. реальные-с идеями, которые, как мы уже достаточно видели, не принадлежат миру реальному, — этого… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- І. Общая характеристика русской философии 19−20 века
- ІІ. Славянофильство и западничество как главные направления XIX века
- ІІІ. Сущность философии В. С .Соловьева
- Заключение
- Список литературы
Своеобразие российской истории философии связывают с несколькими факторами. В первую очередь, надо заметить, что географическое положение нашей родины на протяжении всей нашей истории бытия находилось на пересечении Западной и Восточной цивилизаций. Создание самобытной культуры проистекало не только в обстоятельствах благотворного обогащения национальных принципов идеологическими и материальными достижениями других народов, но и через насильственное приживление иностранных стандартов и идеологии, директивами и воспрещениями, разгромами и карами. Тем не менее русская культура смогла сформировать свой неповторимый тип мышления и самочувствия, который воплотился в целом народе, который нельзя однозначно отнести ни к восточному, ни к западному вариантам.
Как раз эта «загадочная русская душа» дала силу выстоять в беспредельных исторических проверках, подпитывала национальные чувства гордости, чести, достоинства и патриотизма, оберегала самобытность русского человека на чужбине (как принадлежность к России, независимо от национальности). значительным считается следующий момент: Русь (а затем и Россия) все время была многонациональным и поликультурным социальным организмом. Эта масса в на протяжении столетий сложилось в особый культурно-национальный феномен.
В данной работе будет рассмотрена русская философия 19- 20 века.
І.Общая характеристика русской философии 19−20 века
Формирование независимой и своеобразной философской мысли в России началось в 30-ые годы XIX века — пессимистичную пору реакционного царствования Николая 1-го. Это правление ознаменовалось растерзанием декабристами, в обществе полиции и бюрократов, преследованиями вольнодумства (так, в этот период даже был наложен запрет на преподавание философии в русских университетах, по причине того, что по словам царского министра просвещения, «полезность философии не доказана, а вред от нее возможен». Это период — время неограниченной коррупции и изуверского крепостнического произвола, период расцвета казенного патриотизма, когда всюду провозглашалась популярная теория «официальной народности», теория национальной незаурядности и имперского ли России. Наиболее насыщенно этот, как его называли, «квасной» патриотизм, сформулировал не кто иной, как шеф жандармов А. Х. Бенкендорф, в таких красноречивых выражениях: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается ее будущего, то оно лучше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение».
Тем не менее 30-ые годы — это, согласно выражению А. И. Герцена, «время наружного рабства и внутреннего освобождения», период, когда в маленьких товарищеских кружках, в студенческих аудиториях и в нескольких московских салонах бурлила яркая духовная жизнь, непринужденно поднимались темы о значении русской истории и о подлинном вкладе России в мировую культуру.
На широкое публичное обсуждение эти проблемы осмелился вынести Петр Яковлевич Чаадаев, неповторимый и абсолютный мыслитель, друг декабристов и Пушкина.
В 1830-ые годы, впрочем, Чаадаев уже давно оставил «оковы службы царской». Еще ранее, в начале 1820-ых годов как раз он, по всей вероятности, послужил прообразом образа Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума». В 1836 году Чаадаев издал в журнале «Телескоп» основную статью под заголовком «Философическое письмо» (в общей сложности этих «писем» было восемь, тем не менее семь последующих так и не нашли в тот период своего читателя), в которой остро и резко поставил проблемы того, что такое Россия и что такое подлинная любовь к родине.
Выход в свет чаадаевской статьи А. И. Герцен назвал «выстрелом пушки в ночи», а ее написание — «подвигом честного человека». Издание первого «Философического письма» имело совершенно предсказуемые в николаевскую эпоху результаты: журнал «Телескоп» был закрыт, его автор сослан в ссылку, а Чаадаева по приказу царя… провозгласили помешанным. (Так судьбу Чацкого нежданно воспроизвел тот, кто, может быть, был его прототипом — театральная постановка повторилась в реальной жизни). На Петра Яковлевича сразу же свалился шквал клеветы, угроз и обвинений. Чт же стало толчком столь сильного порицания? Какие мысли Чаадаева стали причиной такого раздражения царских властей и повергли в шок всю читающую публику?
Вот что пишет Чаадаев о России: «прошлое России — пусто, настоящее — невыносимо, а будущего у нее — нет». «Мы — пробел в нравственном миропорядке», «враждебный всякому истинному прогрессу» и, раз уж Бог создал Россию, то, как пример того, чего не должно быть — «чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». «Присмотритесь хорошенько, и вы увидите, что каждый важный факт нашей истории был нам навязан, каждая новая идея почти всегда была заимствована». Если на католическом Западе Чаадаев отыскивает динамизм и единство исторического процесса, то для России, которая усвоила православный вариант христианства из Византии, а потому оказалась на задворках христианского мира, и на долгое время очутилась под монгольским игом, по мнению мыслителя, свойственны замкнутость, невежество, пассивность, рабство. Чаадаев выступил за сближение России с Европой на почве универсальной идеи христианства.
Как уже было сказано, «Философическое письмо» Чаадаева вызвало бешеное озлобление среди читающей публики. По словам современника, все говорили про «чаадаевскую статью» и «чаадаевскую историю» — чиновники, барыни, священники — «все соединились в одном общем вопле проклятия и презрения человеку, дерзнувшему оскорбить Россию». По поводу этих негодующих отзывов весьма верно и точно выразился выдающийся литературный критик В. Г. Белинский: «Что за обидчивость такая! Палками бьют — не обижаемся, в Сибирь посылают — не обижаемся, а тут Чаадаев, видите, задел народную честь — не смей: говорить речь — дерзость, лакей никогда не должен говорить!»
Список литературы
- Устрялов Н. Национальная проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.
- Лосев А.Ф. Русская Философия- М., 1991 г.
- Валецкий А. По поводу русской идеи в русской философии // Вопросы философии 1994г
- Гаврюшин Н.К. Русская философия и религиозное сознание// Вопросы философии 1994 г.
- Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы философии. 1994 г.
- Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: интерпретации
- отечественной философии. // Вопросы философии 1994 г.