Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сущность и специфика современных нетрадиционных религий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отечественной науке существует также достаточно обширная литература по данной теме. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности рассмотрена в статьях Л Н. Митрохина, В. Ф. Миловидова, Ю. А. Кимелева. В работах Е. Г. Балагушкина, Б. 3. Никифоровой были рассмотрены социальные программы нетрадиционных религий, а также их организационная структура. Достаточно много работ посвящено… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.. 3-е
  • Глава I. Общая характеристика нетрадиционной религиозности
    • 1. Хронология нетрадиционной религиозности. 11-е
    • 2. Причины возникновения феномена нетрадиционной религиозности, егоциальная Раза. 29-е
    • 3. Типология и классификация нетрадиционной религиозности. 41-е
  • Глава II. Вероучение, культ и организация нетрадиционных религий. Нетрадиционные религии в России. 57-е
    • 1. Вероучение нетрадиционных религий
    • 2. Культ и организация нетрадиционных религий.". о. 93-е
    • 3. Нетрадиционные религии в России

Сущность и специфика современных нетрадиционных религий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Объект исследования, предпринятого в данной работе — нетрадиционные религии. Задача выявления предмета исследования путем установления специфических черт и времени его существования еще очень далека от однозначного решения. В настоящее время, как и с появлением нетрадиционных религий (60−70е г. г. XX. века), исследователи расходятся во взглядах в вопросе о том, что следует считать нетрадиционной религиозностью и с каким периодом истории связано ее появление.

По отношению к характеристике религии и церкви наиболее часто употребляемыми в научной литературе являются три разных значения термина «традиция». Первое употребляется, когда речь .идет о традиционной религии и церкви в значении их доминирования в обществе и официального их признания государством. Второе значение этого термина используется для обозначения исторической преемственности основных положений вероучения, культа и организации. Третье значение термина (обычно формулируемое отрицательно) употребляется для подчеркивания несвойственности того или иного религиозного движэния культурно-историческим особенностям социума, в котором оно возникло и распространяется.

В данной работе понятие «нетрадиционные религии», включающее в себя все три смысловых значения термина «традиция», обозна-' ченнью выше, используется в узком смысле. Именно в таком узком смысле он используется практически с момента возникновения самого обозначаемого им явления. 'Этим явлением были религиозные новации 60−70-х г г. XX века в странах Западной Европы и Северной Америки, значительно отличающиеся от господствующей христианской традиции в лице католичества и протестантизма.

Но уже в то время многими исследователями, как зарубежными*, так и советскими**, было установлено, что подобные же религиозные феномены могут быть отмечены и в послевоенной Японии. Продолжив исследования вглубь религиозной истории, многие ученые сошлись во мнении, что нетрадиционные формы религии могут быть обнаружены практически на всем протяжении истории человечества, поскольку любая из существующих, да и существовавшие ранее являются возникшими. Даже те, что претендуют на изначальное существование (как, например, индуизм), подвергались в ходе' истории многочисленным модификациям и имели в качестве своих предшественников первобытные формы верований. А первобытные формы верований, в свою очередь, также не были неизменными.

Так сложилось широкое понимание термина «нетрадиционные религии». Оно отмечает наличие множества тенденций нетрадиционной религиозности в разные периоды истории и у разных народов, слагающихся на общей основе в специфическую «традицию. Практически с начала изучения нетрадиционных религий нашего времени была отмечена и связь альтернативной религиозности с кризисными состояниями общества на протяжении всей истории человечества.

В данной работе термин «нетрадиционные религии» используется в узком, первоначальном смысле — для обозначения новых религиозных явлений, охвативших западные страны в 60−70-е гг. XX в. Benz Е. Neue Religionen. — Stuttgart, 1971. Арутюнов С. А., Светлов Г. Е. Старые и новые боги Японии. М., 1968.

Этот первый, употребленный, пожалуй, интуитивно, представляется наиболее полно отражающим специфику проблемы (хотя явление нетрадиционной религиозности 60−70-х г г. столь разнообразно и многолико в своих проявлениях, что и этот’термин иногда приходится употреблять с оговорками).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречаются и другие термины для обозначения данного явления. Один из них — «альтернативные религии». Употребление' его представляется достаточно правомерным. Но он выражает только одну из тенденций нетрадиционной религиозности — ее оппозиционность по отношению не только к вероучению, культу и организации господствующей в обществе церкви, но иногда и ко всему социальному строю в целом. Оппозиционность эта, как правило, очень ярко выраженная на этапе возникновения религиозной новации, затем несколько смягчается, и на первый план выступает несколько иное значение термина «альтернативные религии» — как декларирование возможности для человека современного общества выбрать для себя подходящую религию среди множества других.

Еще одно обозначение нетрадиционных религий в литературе -" молодежные", что верно указывает на возрастной состав участников религиозного движения.

Понятие «религии Нового века», навеянное двухтысячелетним юбилеем христианства, отражает в какой-то мере взгляд на проблему представителей традиционных христианских конфессий и не лишено некоего апокалиптического смысла, придаваемого ими явлению нетрадиционной религиозности*. См., например: Роуз С. Православие и религия будущего. -М., 1991.

Другие обозначения, встречающиеся в литературе — «новые» — «странные», «экзотичные» являются не более чем эпитетами. Таким образом, термин «нетрадиционные религии» (в узком смысле) представляется наиболее полно отражающим суть исследуемого феномена.

В последние-голы наше общество переживает один из наиболее драматических периодов в своей истории. В кризисной ситуации, которая охватила все, сферы экономики, социальных отношений, культуры, многие люди видят выход в религиозных поисках.' В этих-условиях в Россию в большом количестве начинают, проникать нетрадиционные. религии из Западной Европы и США. Причем некоторые из них, .например, иеоориенталистские культы, становятся на территории России как. бы дважды нетрадиционными, так как культурно инородными для нашей страны являются и сами гю себе восточные религии и их западные переиздания. Окрепшие за прошедшие годы в финансовом отношении, хорошо организованные и использующие новейшие достижении техники для пропаганды своего вероучения в условиях кризиса всех сфер общественной жизни, они находят в России достаточное количество новых адептов. Проникая в нашу страну, нетрадиционные секты и культы создают новую, небывалую доселе панораму религиозной жизни. Если ранее на территории СССР, а затем на территории России существовали несколько 'Трад-ционных религий (православие, ислам, ламаизм и некоторые другие, в том числе и протестантские секты-, а принадлежность человека к одной из них определялась культурными и духовными традициями среды его обитания, то теперь человек (в первую очередь лейте ли городов.] поставлен в ситуацию религиозного плюрализма, т. е. выбора религии для исповедания.

В этих условиях возрастает и актуальность теоретического рассмотрения проблемы возникновения и развития нетрадиционных религий. Следует отметить также, что в связи с объективными условиями в последнее время в пашей стране количество научных исследований по данной теме резко сократилось по сравнению с 80-ми годами. Обобщюшцх работ практически нет совсем. Получилось так, что одновременно в стране появилось множество работ теоретиков нетрадиционных религий (Раджкиша, ивами Бхактиведан-ты Прабхупады, Махариши Махеш йоги и др. — причем в большом количестве выходят и труды идеологов нетрадиционных религий нача-. ла XX века (теософии, антропософии) — Р. Штейнера, Е. ' Бла-ватской и др.). Пропаганда их религиозных воззрений ведется по телевидению и радио. Таким образом, именно сейчас данная тема исследования стала актуальной в буквальном смысле.. Объектом изучения западной науки нетрадиционные религии стали практически с момента своего появления. Первые исследования о нетрадиционных религиях появились в начале 70-х гг. и охватывали достаточно короткий промежуток их истории, отмеченный широчайшим распространением религиозных исканий в странах Западной Европы и США во второй половине XX века*.

Эти первые работы в значительной степени являлись обзорными, а далее изучение нетрадиционной религиозности проходило по нескольким направлениям. Одним из направлений изучения было выяснение вопроса о том, имели ли нетрадиционные религии 2-й половины XX века предшественников в истории религий и к каким.

1. Benz Е. Neue Religionen. — Stuttgart, 1971. Ellwood R.

Religious and Spiritual Groups in Modern America. Englewood Cliffs, 1973; Harper M. Gurus, Swamis and Avataras.

Philadelphia, 197 2 и др. этапам исторического развития человечества относится возникновение нетрадиционных религий вообще (Т. Роззак, М. Элиаде, Р. Элвуд). Другим направлением исследования явилось определение социальной базы нетрадиционной религиозности (Б. Джонсон, Р. К. Фенн, Ч Гдок, Е. Вильсон). Появились работы, посвященные какому-нибудь одному направлению в нетрадиционной религиозности (более всего — неохристианству — Ж. Дюшен, Р. Элвуд, А. Мосс, Д. Петерсон, К. Лич, Э. Плоумен, П. Майнхольд и др.). Еще одним направлением изучения нетрадиционных религий явилась попытка систематического обзора вероучения, культа и организации нетрадиционных религий (Р. Хаакк), в том числе и с включением их в общую картину религиозной жизни западного мира в XX веке (X. Рёллер).

В отечественной науке существует также достаточно обширная литература по данной теме. Проблема мистической основы нетрадиционной религиозности рассмотрена в статьях Л Н. Митрохина, В. Ф. Миловидова, Ю. А. Кимелева. В работах Е. Г. Балагушкина, Б. 3. Никифоровой были рассмотрены социальные программы нетрадиционных религий, а также их организационная структура. Достаточно много работ посвящено отдельным направлениям нетрадиционной религиозности Ulli. Митрохин, П. С. Гуревич, A.A. Ткачева, E.G. Сафронова, Б. И. Клюев). Проблеме места нетрадиционных религий в духовной, социальной и религиозной жизни США посвятили свои работы Л. Н. Великович, Д. Е. Фурман, H. H. Яковлев. Неоиндуистские культы, их место в системе реформированного индуизма подробно осветила в своей книге «Индуистские мистические организации и диалог культур» А. А. Ткачева*. Значение нетрадиционной Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. — М., 1988. религиозности, богоискательства вообще в широкой панораме духовной, культурной, религиозной жизни западного общества 2-й половины XX века рассмотрено в работах П. С. Гуревича. Наиболее полным и всеобъемлющим теоретическим исследованием по проблеме является книга Е. Г. Балагужина «Критика современных нетрадиционных религий» *. Следует отметить, что хотя это исследование Е. Г. Балагушкина является очень ценным по широте охвата проблемы, ее теоретическому религиоведческому анализу и огромному количеству фактического материала, основная схема возникновения и развития нетрадиционной религиозности дана с несколько устаревших методологических позиций.

Исходя из общего состояния разработки проблемы в научной литературе и ее практической значимости для современного периода в диссертации формируется основная цель: выявить с позиций современного религиоведения сущность и специфику явлениянетрадиционной религиозности, выяснить ее отличие от традиционной религиозности. Реализация этой цели в работе требует решения следующих задач:

— рассмотреть причины и механизм возникновения феномена нетрадиционной религиозности, ее социальную базу, а также социальные, экономические, психологические, гносеологические предпосылки возникновения;

— рассмотреть вероучение, культ, организацию нетрадиционных религий;

— выявить этапы развития и распространения нетрадиционных Балагушкин Е. Г. Критика современных нетрадиционных религий. — М., 1984. религий;

— попытаться дать классификацию и типологию нетрадиционных религий.

В своем исследовании автор руководствовался диалектико-мате-•риалистической научной методологией, анализируя исследуемые явления, исходя из основополагающего принципа историзма. Из всего комплекса методов прежде всего использовался историко-генети-ческий подход в сочетании с ретроспективным анализом. '¦ Данное, исследование невозможно было бы провести без системного анализа, а также сравнительного метода. Все эти методы применялись в сочетании и взаимном дополнении.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации была предпринята попытка целостного исследования феномена нетрадиционной религиозности на западном и российском материале. Материалы по российским нетрадиционным религиям были собраны автором диссертации в основном методом социологического опроса, т. е. бесед с представителями новых сект и культов. Вероучение, культ и организация некоторых из них (славянские неоязычники, Церковь Божией Матери Преображающейся) ранее в научных работах не освещалась.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и методические положения и выводы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении проблемы, а материалы исследования могут быть использованы в преподавании и изучении курса истории религиозных учений. По своей структуре диссертация состоит из введения, двух глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Б заключение стоит отметить, что нетрадиционные религии представляют собой чрезвычайно сложное ¦ явление: выявить •сущ-. кость и специфику которого можно лишь рассмотрев все его аспекты. основной причиной возникновения данного феномена видится само изменение ситуации человека в мире, вызванное кризисом традиционных духовных, культурных и религиозных ценностей, который был вызван в свою очередь комплексом социальных, экономических и политических потрясений, охвативших страны Европы, и Северной Америки в середине и конце XX века. Несмотря на некоторую стабилизацию экономики и политического положения, наступившего в до-х гг. в западном мире, можно с достаточной доле уверенности сказать, что феномен нетрадиционной религиозности не исчезнет с преодолением кризисной полосы в развитии Запада, беиео того, путем проникновения в Восточную Европу и-в страны бывшего СССР нетрадиционная религиозность расширила свой ареал. Конечно, можно отметить, что многие из мелких нетрадиционных сект и культов возникают и исчезают за небольшой промежуток времени, но в целом причины, раз за разом порождающие их, остаются. Более того, многие положения нетрадиционных религий, в том числе и неоориенталистских, проникают в массовое сознание западного мира, становясь расхожими стереотипами, а богоиска-тольокие настроения, в основном в среде молодежи и интеллигенции, существуют довольно устойчиво. Массовое сознание западного человека в свете этого по может быть охарактеризовано как христианское, но и его еекудярнып характер является. весьма сомнительным. В связи с этим можно вспомнить, что представители многих христианских конфессий рассматривают современную эпоху как «постхристианскую» (в частности, под таким углом зрения она рассматривается в правое пав и и.). о такие крупные, хорошо организованные и крепко стоящие на ногах в финансово-экономическом отношении секты и культы, как Международное Общество Сознания Кришны, Трансцендентальная Медитация, Сайентологическая церковь, Миссия Божественного Света, Церковь Объединения и. некоторые другие, прочно заняли свое место в ряду религиозных явлений Запада. Ситуация религиозного плюрализма в целом представляется тоже достаточно устойчивой, а возможность выбора человеком религии для исповедания создает новые условия в системе взаимоотношений человек — общество.

Преимущество нашего времени заключается в том, что сегодня можно исследовать эволюцию нетрадиционной религиозности на протяжении довольно длительного времени с конец 60-х гг. — начало 90~х гг. XX века).

Можно также рассматривать и ыяавнивать их развитие и распространение в странах ясна и западной Европы и у нас в стране. Рассмотрение проблемы гтаком временном и географическом отрезвев. времени подтверждает1 мнение о том, что эволюция нетрадиционных сект и культов направлена от непримив^имой оппозиции, прежде всего духовной, к интеграции в современный плюралистический религиозный мир. Вновь возникающие в России секты и культы настроены по отношению к порядку в обществе столь же непримиримо, как и их предшественники па Западе в конце 60-х — начале 70-х гг. Но даже сейчас в некоторых из них видны тенденции, могущие пои определенных обстоувгельствах привести к примирению их с окружающим обществом, при условии, что государственная политика 151 будет поощрять плюрализм в религиозном отношении. Славянское неоязычество, например, в лице многих своих. членов связано с нарождающимся предпринимательством. Церковь Божией Матери Преображающейся отличается уже сейчас благожелательным отношением к реформам в России. .

Типологически нетрадиционные секты и культы принадлежат не столько к тем религиозным традициям, связь с которыми они декларируют (индуизм, буддизм, христианство, язычество и др.), сколько к новому типу религий. Если брать заоснову принятую в отечественной литературе типологию религий в связи с их соответствием тому или иному этапу развития общества, то можно отметить,^ что нетрадиционные религии можно выделить в определенный тип религиозности, отдельный от всех предыдущих — племенных, национально-государственных и мировых. Поскольку он следует за мировыми религиями по времени возникновения и в смысловом отношении (тяга к универсализму, сопряженная с дроблением в рамках определенных субкультур), то их можно определить как постмировые религии (или, может быть квазинаДнационадьные религии, хотя оам терминзгу пит неблагозвучно), так как они выражают собой главную тенденцию современного индустриального общества I, посткапиталистичеокопо, по определению некоторых отечественных и зарубежных социологов) в области религии — тенденцию к осуществлению выбора религии человеком в рамках спектра религий всего мира, .осуществляемого с надеждой на то, что именно эта религия является изначальной (чаше всего) и истинной (всегда). В рамках современных процессов экономической, социальной, политической и культурной интеграции духовное соперничество мировых ¦религий выглядит в глазах молодежи Западной Европы, США и России (а именно она составляет основную часть адептов нетрадиционных религий) как нспсонс, отсюда и стремление вернуться к изначальной истине (М. Ьлиаде), которую как им кажется, воплощают нетрадиционные религии. Но адекватное возвращение к архаическим культам невозможно, как мы попытались это показать на примере неозычеетва, неощаманизма и т. д., поэтому налицо религиозное творчество. Но в конце XX века теоретики нетрадиционной религиозности не могут игнорировать науку, отсюда включение в вероучение ряда научных (иногда псевдонаучных, напрашивается аналогия с магией) положении, а также элементов различных современных философских, политических, экономических теорий, что создает эклектичную ¡-.'ангину всего вероучения в целом, впрочем, соответствующую положению современного человека в мире, когда высшие достижения НТР соседствуют в реальной жизни с «примитивными представлениями о многих вещах. для определения принадлежности той или иной секты или культа к нетрадиционным религиям мною наличия одного какого-либо признака. Лишь наличие нескольких определяющих признаков должно решать этот вопрос. Для нетрадиционных религий характерны такие черты: ь). особый тип организации, к). Новые по отношению к традиционным религиям формы культа, достаточно эклектичные. 3). Характерные моменты в вероучении — мистическая основа, своеобразное отношение к науке (отрицательное отношение к традиционной науке и объявление своего учения «наукой», «знанием»)., антропоцентризм ¦(не всегда), претензии на избранность и универсальное значение своего учения м всегда).

Задача изучения нетрадиционной религиозности далека от завершения, хотя бы потому, что возникновение новых сект и культов происходит у нас на. плазах. Н. о уже возможно углубленное ивученит их развития' в внух различных культурно-исторических.

— 153 регионах — на Западе и г России и в определенном временном промежутке. с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. К. Кризис религиозности и молодежь. М., 1984.3'. Арутюнов С. А., С гГ. В. Старые и новые боги Японии. М., 1968.
  2. Л. Н. Религия и церковь в США. М., 1978.
  3. Л. Н. Современный капитализм и религия. М., 1984, — 155 •
  4. А. Ю. Сон разума рождает чудовищ. Критические заметки о мистицизме и иррационализме. Л., 1986.
  5. Григулевич 14. Р. Пророки «новой истины». М., 1983.
  6. П. С. Бесхрамовые боги. Л, 1984.
  7. Га' Гуревич П. С. Возрожден ли мистицизм? М., 1986. 13. гуревич П. С. Миропоозрепчеекио аспекты соотношения мистики, и науки. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М., 1989.
  8. П. С. Спасет ли мессия? «Христомания» в западном мире. У,, 1981.
  9. П. С. Соверменные внеконфесеиональные организации на Западе. М, —, 1983. «'
  10. И. Г. Индуизм. М., 197?.22, ДжеймсЗУ. Многообразий- религиозного опыта. М., 1910.
  11. . И. Йога: философия и практика. Вопросы научногоатеизма. М., 1939. 24. Корпев В. И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран
  12. . М., 1983. 35. Кочетков А. А. Буддизм. М., 1937.ыб. Курт^жова Л. П. .-п л, н.'ия и церковь в ФРГ Вопросы научного атеизма. Вып. 39. ы., 1903.
  13. . И. Духи в, еркале психологии. М., 1987.
  14. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. м., 1989. 33. Митрохин Л. П. Негритянское движение в США: идеология и политика. М., 1974.
  15. Митрохин JL Н. Религии «Нового века». М., 1986.
  16. Л. Н. Социально • политическая природа «религий нового века». Вопрос-.1' научного атеизма. Вып. 32. М., 1985.35. «Мифы народов мира». Энциклопедия. М., 1987−88.
  17. В. В. Массовая культура и суеверие. Е, 1987. •
  18. Шло Е. Г. Проблемы романтического сознания в молодежной «контркультуре» 60-х годов. В кн.: Культура и идеологическая борьба. М., 1979.
  19. В. 3. Социально-психологические функции нетрадиционной религиозности. Бон росы научного атеизма. Вып. ,38. М.,'1989.
  20. . В. Идеология «левого» радикализма в Японии и ее социально-классовая ноль. В кн.: Япония. Ежегодник. 1975.
  21. В. Е., Рожпова М. Д. Гипноз от древности 'до наших . дней. М., 1987. ч! Руткевич A.M. Психоанализ и религия. М., 1986.
  22. A.M. Социально-психологические аспекты критики религии. Л., 1986.
  23. . А. «Язычество древних славян"', Е, 1994 г.
  24. Ё. С. Некоторые аспекты эволюции буддизма на Запа7ТР «Rnnnn-'M.! ?-.?'-Л/ШКУРМ >VV’P М-, Чип ЯЯ М 1 QRQ
  25. В. П. знахарство: правда и вымысел: Что стоит за «экстрасенсами». Алма-Ата, 1987.47. -Ткачева А. А. Индуистские мистические организации и диалог культур. М., 1989.
  26. А. А. Неоиндуистский мистицизм. Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М., 1989, — 157 ¦ '
  27. . 3. Трансформация индуизма в США. Взаимодействие культур Востока и Запада. М., 1987.
  28. Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. М., 1981.
  29. Д. Е. Трагедия Джонстауна и американские секты. .
  30. США: экономика, политика, идеология, 1979.
  31. М. И. Мистика в свете современной науки. Л., 1964,
  32. М. Космос и история. М., 1988.
  33. Яблоко в И. В. Социология религии. М., 1979.
  34. Adler 'S. Die Jesus Bewesung. Auitruch der enttauschten Jugend. Dusseidorf, 1972.
  35. Benz E. Neue Religionen. Stuttgart, 1971.
  36. Bracher K. D. Die Kr: se Europas 1917−1975. Berlin, 1979.
  37. Christus, Km. onuo, Knsna, Scleleb Betters hof, 1975.- .
  38. Eli ade m. Seharnan ismus und archaishe Ekstasetechnik. Zurich, 1957.
  39. Seppe г t H. Wir Sotteskuncier. Die Jesus people Be wegung. Wurzhurg, 1972.
  40. Haack F. V/. Jugend — Religionen. Munchen, 1979.
  41. Handbuch religiosen SememoohafPen. Su Tersloh, 1978.
  42. Hat die Religion Zukunft, o. Sehatz (Hrsg). Srotz, 1971.
  43. Hermanns J. Kennst du Jesus Sozial report ules Jesus? -Zeuto in Deutschland. Munchen, 1972.
  44. Jantzen H. Namen und Werke. Biographien und Beitrage zur Soziologie der Jugendbewegung. Bd. 1. Frankfurt а. M., 1972.12. .Johnston W. Der- runende Punkt Zen und christliche Mystik, Ereihung, 1074.
  45. Eanczkowski S. Bio neu о Religion. Munchen, 1974.
  46. Meinhold R. Aussenseiter in den Kirchen. Freihurg, 1977.
  47. Mi Iclenberger №. die religiose Revolte Jugend zwischen Flucht und Auf 1 vuch, 1979.
  48. Mildenberger ?Vi. Heil aus Asien, 1974.
  49. Muller El man B. Krafte aus der Stille¦'.- .v mi- 159 .ia Nannen H- ^i'SS). Die himlischen vevtuhrer Sekten Deutschland Hamsurg, 1979.7 19. Pladoyers in Sachen- Religion. W. D. Marsch (Hrsg),. Sutersloh, 1973.
  50. Reimer H. D. Die neuen «Jugendreligionen». Eil bennruhisendes Zeichen der Zeit- in: Herder Korrespondenz, Hefi 5, 197?.
  51. Religion im Umbruch. Stuttgart, 1972.
  52. Religion im Untergrund. Zurich, 1975,
  53. Religios ohne Kirche? Z. V/. Forster (Hrsg)Mainz, 1977.
  54. Religionen am Paede der Gesellschaft L. Zinke (Hrsg) Munchen, 1977.
  55. Stahl inW. Sechioksae und • Sinn der deutsche Jugen oilstadt, 1926.
Заполнить форму текущей работой