Мировоззренческие основы и пути формирования врачебной этики (социально-философский аспект проблемы)
На основе предпринятого исследования врачебной деятельности удалось установить, что особое значение для улучшения нравственного воспитания медицинских работников приобретает формирование у них марксистско-ленинского мировоззрения, норм и принципов коммунистической морали и активной жизненной позиции. Однако, реализации этой задачи препятствует основное противоречие системы нравственного… Читать ещё >
Содержание
Важнейшей социальной задачей Коммунистической партии Советского Союза и социалистического государства выступает забота о сохранении и укреплении здоровья советского народа. На решение этой задачи прямо или косвенно направлено большинство проводимых вне социально-экономических мероприятий, таких, как улучшение системы здравоохранения, повышение жизненного уровня и благосостояния всех слоев населения, широкое жилшцно-бытовое и культурноеительство, осуществление системы природоохранительных мер, выполнение Продовольственной программы СССР и т. д. При этом реализация преимуществ социалистического общества в области здравоохранения зависит не только от существующих объективных условий, но и в значительной степени определяется уровнем политической сознательности медицинских работников, их профессиональной подготовки, отношением к труду, нравственной культурой. Однако, как было отмечено на ХХУ1 съезде КПСС, качественный уровень системы здравоохранения не всегда еще соответствует требованиям развитого социализма, что вызывает справедливые жалобы населения на факты нарушения медицинским персоналом своего профессионального долга, бездушного отношения к больным, использования своего служебного положения в корыстных целях, а также на низкое качество и культуру оказания медицинской помощи1. Поэтому в настоящее время большое значение в деле дальнейшего укрепления здоровья советского народа приобретает необходимость улучшения нравственного воспитания работников системы здраво
I. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 61 охранения, повышения их моральной ответственности за порученное дело, формирования высоких норм и принципов коммунистической морали и выполнения своего общественного и профессионального долга1. Это выдвигает перед марксистско-ленинской философией проблему внимательного изучения нравственно-этических процессов, протекающих в медицине, так как на основе профессионально-этического знания представляется возможным найти дополнительные формы регулирования отношений между личностью и обществом, научно обосновать нормативные и мировоззренческие принципы этих взаимоотношений, определить закономерности нравственного воспитания будущих специалистов.
Актуальность исследования теоретических и практических вопросов профессиональной нравственности медицинских работников обусловливается следупцимй причинами. Во-первых, тем, что в связи с усилением роли медицины во всех сферах социально-экономической и духовной жизни общества возникает проблема рассмотрения коммунистического воспитания врачей, решение которой позволит более эффективно воздействовать на отношения в системе здравоохранения. Во-вторых, необходимостью конкретизации норм и принципов коммунистической морали применительно к деятельности медицинской интеллигенции (одного из самых крупных профессиональных отрядов советской интеллигенции) с целью превращения их из внешних правил поведения во внутренние убеждения, и, в-третьих, тем, что одним из аспектов дальнейшего совершенствования идеологической, политико-воспитательной ра
I. О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 1982, 26 авг. боты на современном этапе является учет специфических особенностей социально-профессиональных групп, их нравственных норм*. Особая роль в осуществлении этих задач принадлежит медицинской интеллигенции, что, в свою очередь, оцределяет повышенные требования к ее мировоззренческой, научной, профессиональной и идейно-нравственной подготовленности2.
Актуальность улучшения всесторонней подготовки медицинских кадров обусловливается также тем, что в эпоху НТР возникают новые нравственно-этические проблемы, связанные с усложнением проведения экспериментов в медицине, трансплантацией тканей и органов, практическим применением достижений генетики, реаниматологии и т. д.
В настоящее время проблемы врачебной этики и нравственного воспитания врачей привлекают внимание широкого круга специалистов: философов, психологов, юристов, медиков и других. Этой теме были посвящены многочисленные научные публикации в отечественной и зарубежной печати, три всесоюзные научные конференции, что в значительной степени позволило раскрыть сущность изучаемых проблем. С нашей точки зрения, все исследователи проблем врачебной этики могут быть условно отнесены к пяти основным группам.
Самая многочисленная группа авторов — медики. Среди них' можно выделить преаде всего тех, кто первыми попытались дать определение понятиям врачебной и медицинской морали, показа
1. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. -М.: Политиздат, 1980, с.3−4.
2. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с. 13−14. ли содержание основных этапов развития врачебной этики. В их работах дан критический анализ буржуазной системы здравоохранения, раскрыто коренное отличие врачебной этики в условиях социалистического общества от этики буржуазного здравоохранения, сформулированы основные деонтологические требования, предъявляемые к специалистам различного профиля — педиатру, хирургу и т. д.-*- Кроме того, в специальной литературе, посвященной врачебной этике, широко представлены автобиографические произведения, написанные видными советскими у^еными-меди-. ками, В них рассматриваются нравственно-деонтологиче ские проблемы деятельности врача, ее особенности в эпоху Н1Р, взаимоотношения с медицинским коллективом, больными и их родственниками, уточняется содержание понятий врачебной морали — ответст-венноети, долга, совести, врачебной тайны и т. д. К этой группе также могут быть отнесены многочисленные публикации в периодических изданиях, подготовленные в основном практическими врачами по различным деонтологическим аспектам обучения и о воспитания будущих специалистов
1. Петров H.H. Вопросы хирургической деонтологии. Изд.5-е. -Л. :Медгиз, 1956- Блохин H.H. Деонтология в онкологии. -М.:Медицина, 1977- Проблемы медицинской деонтологии. Под ред.А. Ф. Билибина. — М., 1976.
2. Долецкий С. Я. Мысли в пути. Изд.2-е, перераб. и доп. — М.: Советская Россия- 1977- Углов Ф. Г. Сердце хирурга. Изд.3-е, доп. — Кызыл: Тувинское книжн. изд-во, 1983- Амосов Д. М. Мысли и сердце. — М.:Молодая гвардия, 1969- Хунданов Л. Л. Раздумья врача. — М. Советская Россия, 1983.
3. Грандо A.A. О преподавании деонтологии в медицинских вузах. -Советское здравоозфанение, 1970, № 10, с.52−54- Хорхе Гоза, Леон. Деонтологический аспект проблемы «врач-больной» в советской медицине. — Врачебное дело, i982, $ 5, с.109−111.
Вторая груша авторов — обществоведы, которые занимаются проблемами марксистско-ленинской и профессиональной этики в целом и профессиональной этики врачей в частности. Среди них можно назвать Архангельского Л. М., Титаренко А. И., Согомоно-ва Ю.В., Белякову Г. И., Котова Д. П. и др. Они с общеметодологических позиций проанализировали категории и принципы врачебной этики, показав ее связь с теорией коммунистической морали и выявив специфику профе ссионаяьной этики-'-.
Третья группа исследователей (Царегородцев Г. И., Чеботарева Э. П., Федоренко Е. Г., Изуткин A.M. и др.) большое внимание уделила рассмотрению фшюсофско-социологических аспектов врачебной этики, определению ее понятий, выявлению закономерностей развития, специфики категорий и принципов. Ими дана критика буржуазных этических и социологических концепций в медицине, показано коренное отличие труда медицинских работников в социалистическом обществе от деятельности врачей в буржуазном обществе, проанализированы новые тенденции в развитии ' нравственно-этических отношений в медицине в эпоху. НТР2.
1. Архангельский Л. М. Роль марксистской этики в разработке теории нравственного воспитания. — В кн. ¡-Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. Отв.ред.В. Т. Лисовский. — Л. :Изд-во Л1У, 1978- Марксистская этика. Общ.ред.А. И. Титаренко. — Изд.2-е, перераб. и доп. — М.:Политиздат, 1980- Котов Д. П. Профессиональный долг. — М.:3нание, 1979.
2. Этико-психологические проблемы медицины. Под ред.Г.И.Ца-регородцева. — М.:Медицина, 1978- Чеботарева Э. П. Врачебная этика. — М. ¡-Медицина, 1970- Смольняков А. И., Федоренко Е. Г. Врачебная этика. — Киев: Здоров'я, 1982.
К следующей самостоятельной группе исследователей врачебной этики можно отнести, на наш взгляд, тех авторов, которые рассматривают нравственные аспекты деятельности медицинских работников в тесной связи с процессом их правового воспитания^.
В пятую группу входят зарубежные авторы, чьи работы представляют оцределенный интерес в изучении особенностей врачебной морали в различных социальных системах, соотношения классовых, общечеловеческих и профессиональных норм в деятельности медицинского персонала, содержания и значимости понятий врачебной этики**.
В последние годы в научной литературе широкое освещение получили методологический и теоретико-нормативный аспекты врачебной этики. Однако мировоззренческий, а также социологический аспекты данной проблемы (имеющие большое значение в формировании сознания и поведения врачей) еще должным образом не рассмотрены. На наш взгляд, в основном проанализированы следующие проблемы взаимосвязи мировоззрения и врачебной этики: во-первых, между характером мировоззрения, господствующим в определенную историческую эпоху, и деятельностью медицинских работников, содержанием их нравственных представлений- во
1. Громов А. П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. — М.:Медицина, 1976- Бердичевский Ф. Ю. Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение црофессиональных обязанностей. — М.:Юридическая
литература, 1970.
2. Швейцер А. Письма из Ламбарене. — М.:Наука, 1978- Гля-зер Г. Драматическая медицина. Изд.2-е. — М.: Молодая гвардия, 1965- Харди И. Врач, сестра, больной. — Будапешт, 1973. вторых, на большом фактическом материале определено, что нрав-ственно-деонтологическое воспитание будущих врачей неотделимо от формирования у них норм коммунистической морали- и, в-третьих, раскрыто методологическое значение философских представлений (как ядра любого мировоззрения) для практической деятельности медработников*.
Однако учитывая тот факт, что формирование норм врачебной этики является сложным процессом, охватывающим многие стороны подготовки будущих специалистов-медиков, мы ограничимся рассмотрением социально-философского аспекта данной проблемы. Поэтому предметом настоящего исследования являются анализ мировоззренческих основ врачебной этики и выявление диалектической связи мезду формированием мировоззрения и моральным обликом врача. В связи с тем, что становление личности врача цроисходит в основном в медицинском вузе, задачей данного исследования выступает рассмотрение особенностей формирования научного мировоззрения, определение основных каналов нравственного воспитания будущих специалистов и научно обоснованных критериев нравственно сформированной личности врача. В процессе изучения поставленных теоретических проблем было решено несколько практических задач, в частности, была предпринята попытка разработки теоретического курса врачебной этики, рассмотрены некоторые особенности конкретно-социологического исследования врачебной морали, цредложе
I. Матюшин И. Ф., Изуткин А. М. Становление личности врача. -Горький, 1979- Петленко В. П., Царегородцев Г. И. Философия медицины. — Киев: Здоров’я, 1979- Щепин О. П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. — М.: Медицина, 1983. на модель деятельности и подготовки будущего врача, дана классификация противоречий врачебной деятельности и содержания врачебной этики. На основе анализа многочисленных фактов выявлены закономерности профессионально-нравственного воспитания студентов, а также даны практические рекомендации по улучшению их нравственной воспитанности.
Для решения поставленных задач был выдвинут ряд исследовательских предположений, получивших в дальнейшем свое подтверждение. Так, предполагалось, что формирование морального облика медицинского работника тесно связано с процессом профессионального становления и выступает частью общей подготовки врача. Было учтено и несоответствие между нравственным аспектом социализации будущего врача и системой нравственного воспитания в вузе, а также то, что на содержание понятий врачебной морали значительное воздействие оказывает НТР. Поэтому в соответствии с характером поставленных наш задач определилась и структура настоящего исследования.
Так, в первой главе диссертации дается, попытка обосновать необходимость создания курса врачебной этики как научной дисциплины о моральном сознании и нравственном поведении медицинских работников, раскрываются сущность процессов, происходящих в сфере медицинской нравственности под влиянием социалистических общественных отношений и достижений НТР, их мировоззренческое значение для медицинской теории и практики, дается анализ диалектической связи мезду мировоззрением врача и его моральными представлениями, поступками.
Во второй главе анализируются актуальные теоретические и практические проблемы нравственного воспитания будущих врачей, их взаимосвязь с процессом профессиональной подготовки специалистов и коммунистическим воспитанием. Кроме того, в этой главе диссертации рассматриваются особенности социологического исследования медицинской морали, подвергаются критике основные положения буржуазной медицинской социологии и врачебной этики.
Методологической основой изучения проблемы в целом являются труды классиков марксизма-ленинизма, в которых раскрывается социальная природа морали, высказываются важные положения о специфике профессиональной морали, ее двойственном характере в условиях классовоантагонистического общества, определены задачи нравственного воспитания широких масс трудящихся в период строительства коммунистического общества, а также партийные документы и решения партийных съездов, пленумов ЦК КПСС, определяющие актуальные задачи развития системы советского здравоохранения в условиях развитого социалистического общества.
При написании диссертации использовались материалы конкретно-социологических исследований, проведенных Казанским опорным пунктом Института научного атеизма АОН при ЦК КПСС и коллективом кафедры марксистско-ленинской философии КГМИ (руководитель — профессор Балтанов Р.Г.) в Казанском государственном медицинском институте им. С.В.Курашова1, а также дан
I. Панельное исследование цроводилось на всех факультетах методом анкетирования и его целью было изучение проблемы формирования научного мировоззрения студентов. Всего было проанкетировано 227 первокурсников КГМИ в 1979 году и 206 студентов четвертого курса в 1982 году (каждый факуль- ¦ тет был представлен двумя одними и теми же учебными группами). ные, полученные автором в ходе проведенного среди сотрудников и студентов интервьюирования, изучения различного рода документов (ежегодные отчеты кафедр, партийные, комсомольские документы и т. д.).