Формирование конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования в рыночных условиях
Диссертация
Практическая значимость. Предложенный к применению комплексный подход к формированию конкурентоспособности образовательных учреждений ВПО (в т.ч. принципы управления и процессная модель формирования конкурентоспособности ОУ ВПО) может использоваться при проектировании системы управления конкурентоспособностью вузов. Рекомендованные основные направления обеспечения конкурентоспособности ОУ ВПО… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования
- 1. 1. Теоретические основы конкуренции и конкурентоспособности
- 1. 2. Рынок образовательных услуг в контексте теории конкуренции
- 1. 3. Особенности российского рынка образовательных услуг и основные тенденции его развития
- Глава 2. Критерии и показатели конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования
- 2. 1. Методика оценки конкурентоспособности образовательного учреждения ВПО с помощью анкетного опроса работодателей
- 2. 2. ГОУ ВПО «Сочинский государственный университет туризма и курортного дела» как объект исследования и его место в образовательной среде города Сочи
- 2. 3. Оценка конкурентоспособности образовательного учреждения ВПО по результатам анкетного опроса работодателей
- Глава 3. Комплексный подход к формированию конкурентоспособности образовательного учреждения высшего профессионального образования
- 3. 1. Модель формирования конкурентоспособности образовательного учреждения ВПО в рыночных условиях
- 3. 2. Разработка стратегии развития современного образовательного учреждения ВПО
- 3. 3. Тактические мероприятия по обеспечению конкурентоспособности образовательного учреждения ВПО
Список литературы
- Азоев Г. Л., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. -М.: Новости, 2000.
- Аналитический доклад «Высшее образование в России». Под редакцией B.JI. Глазычева. М., 2004. С. 28.
- Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики СПб.: СПбУЭФ, 1992.
- Багиев Г. Л. и др. Маркетинг / Учебник для вузов- Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, Х. Анн- Под общ.ред. Г. Л. Багиева. М.: ОАО «Изд-во „Экономика“, 1999. — 703 с.
- Балыхин Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями (факторы и методы планирования) / Российский экономический журнал. 2003. № 2. С. 75.
- Баринов В, А., Синельников А, В. Развитие организации в конкурентной среде // Менеджмент в России и за рубежом. — 2000. № 6.
- Белоусов В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы. М.: Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 5(25).
- Белый Е.М., Романова И. Б. Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах // Маркетинг в России и за рубежом». — 2003.- № 3.
- Беляков С. А. Оценка экономического положения образовательных учреждений // Университетское управление.-2004.-№ 5−6.
- Борисова Ю.В., Тихомирова Н. В. Анализ конкурентоспособности вуза // Стандарты и качество. 2001. № 32. С. 58−61.
- Васильев Ю.С. Экономика и организация управления вузом:
- Учебник // Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. 2-е изд. СПб.: Лань, 2001. — 543 с.
- Васильев В.Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах РФ.- М.: техносфера, 2007. 680 с.
- Вахштайн В. Бомба для арбитра: Рособрнадзор на конкурентном поле Платное образование. — 2006. -№ 11.
- Волкова М. М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг. 2001.- N 2.
- Всеобщее управление качеством / Учебник для вузов- О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю.В.Зорин- Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия — Телеком, 2001.- 600 е.: ил.
- Галаган А.И. Проблемы присоединения к Генеральному соглашению по торговле услугами (ГАТС) в сфере образования: анализ мировых тенденций // Известия МАИ ВШ. 2003. — № 3. — С. 65.
- Гараев И. М Проблемы оценки конкурентоспособности организации. // kampi.bancorp.ru
- Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М.: Map кет ДС. 2005.
- Геворкян Е. Кадры высшей школы: актуальное состояние. -Высшее образование в России. 2006. № 9.Глобализация и конвергенция образования: Технологический аспект. М.: Маркет ДС. 2004-
- Глазычев В.Л. Высшее образование в России Аналитический доклад // Официальный сайт В.Л.Глазычев
- Глобализация образования: Компетенции и системы кредитов. М.: Маркет ДС. 2005.
- Голов Г. А., Коровкин И. А., Макаров М. И. Технология оперативной оценки и повышения эффективности и конкурентоспособности продукции (Приоритет эксперт) // Методы менеджмента качества. — 2000. -N 9. — С.16−18.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Финпресс, 1999. 656с
- Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности / Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. — 207 с.
- Гринь A.M. Бюджетирование вуза как необходимое условие его экономической устойчивости // Университетское управление. 2002. № 4(23).
- Грудзинский А.О. Концепция проектно-ориентированного университета // Университетское управление. — 2003. -№ 3.
- Гуияр Ф.Дж., Келли Дж.Н. Преобразование организации: Пер с англ. М.: «Дело», 2000. — 323 с.
- Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. — М.: ТЕИС, 2003.
- Даниленко Л.В. Имидж учебного заведения //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. № 1.
- Джапарова Р.Н. Методы государственного и негосударственного маркетинга образовательных услуг // Вестник КРСУ. 2002 г. — № 4.
- Дзахмишева И.Ш. Методика оценка конкурентоспособности услуги в розничной торговой сети.- М.: Маркетинг в России и за рубежом. -2004. № 3(4).
- Долинская М.Г., Соловьев К. А. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции М.: Экономика, 1991.
- Дулисова И. JI. Конкурентоспособность фирмы и конкурентоспособность товара. www.marketing.spb.ru
- Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования. Учебник. Н. Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, 2001.
- Животовская И.Г. Глобализация и образование: институциональный и экономический аспекты // Глобализация и образование /ИНИОН РАН. М, 2001, с. 36.
- Жуковская В.М., Трофимова И. Н., Чертко Н.Т. Конкурентоспособность России в оценках Всемирного Экономического
- Форума // Вопросы статистики. — 2001. № 3.
- Зарецкая C.JI. Международная составляющая современного высшего образования // Глобализация и образование / ИНИОН РАН. М., 2001, с. 54.
- Захарченко В.И. Конкурентоспособность национальной экономики // Машиностроитель. 2000. — N 4.
- Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Профессиональное образование и рынок труда // Социологические исследования. 2003. — № 4.
- Зернов В. Образование и общество: поиск языка взаимопонимания // Высшее образование в России. — 2006. № 6. — С.5.
- Золотухина Е.С. Повышение конкурентоспособности Вуза на рынке образовательных услуг. Новосибирск. Новосибирская государственная академия экономики и управления. 2001.
- Зулькарнаев И.У., Ильясова JT.P. Метод расчета интегральной конкурентоспособности промышленных, торговых и финансовых предприятий. М.: Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. — № 4(24).
- Ильинский И.М. Об экономической природе современного отечественного образования // www.ilinskiy.ru
- Качалов В.А., Прудковский Б. А. О состемно-квалиметрическом подходе к оценке качества высшей школы // Методы менеджмента качества. Надежность и контролькачества. 1999. — № 10.
- Кельчевская Н.Р. Оценка экономической устойчивости государственного вуза // Университетское управление. 2002. — № 4(23).
- Кельчевская Н.Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. 77 с.
- Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории Высшее образование в России — 2006 — № 9.
- Коган A.M. Макрорегулирование высокоразвитого рынка: «невидимая рука», конкуренция, потребности системы. М.: Маркет ДС. 2006.1. С. 27.
- Козловский В.В., Соболенко И. А. Конкурентные стратегии на мировых рынках (Курс лекций) / МИТСО, Минск, 2007.
- Конкуренция и антимонопольное регулирование / Учеб. пособие для вузов- С. В. Авдашева, В. А. Аронин, И. К. Ахполов и др.- Под ред. А. Г. Цыганова. М.: Логос, 1999. — 368 е.: ил.
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года: Информационно-аналитические материалы Правительственной комиссии по образованию от 29. 08. 2003 г // Официальные документы в образовании. — 2003. № 28.
- Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г., № 24 // Собрание законодательных актов Российской Федерации, № 2, 10 января 2000 г.
- Корицкий А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2000. С. 58.
- Коровкин Г. Е., Королев И. Б., Полежаев А. В. Макроэкономические проблемы сферы занятости и рынка труда в России и некоторые направления их решения // Концепции. 2003 — № 2 (12).
- Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб.: Литера плюс, 1994.
- Кротков A.M., Еленева Ю. Я. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки //Маркетинг в России и за рубежом.- 2001. -№ 6.
- Кязимов К. Рынок труда и профессиональное образование //www.pmuc.ru
- Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг. Учеб.пособоие. — М.: Юрайт-Издат, 2004. — 335 с.
- Лифиц И.М. Методология оценки конкурентоспособности услуг торговли //Маркетинг.- 1997, № 3, с 62−69
- Лукашенко М. А. Рыночные отношения в системе образования
- России. М.: ИНИОН РАН. 2001.
- Лукашенко М.А. «Коокуренция» на рынке образовательных услуг. Высшее образование в России 2006 — № 9.
- Магомедов Ш. Ш. Определение показателей конкурентоспособности товаров // Стандарты и качество. 2000. — N 9. — С.78−79.
- Магомедов Т.Х., Магомедова П. Х. Статистическая модель оценки конкурентоспособности промышленного предприятия (на примере республики Дагестан).- М.: Финансы и статистика, 2002.
- Макаров В. Контуры экономики знаний//Экономист, 2003. № 3. —1. С. 6.
- Мальцева Г. И. Концепция перехода вуза от управления затратами к управлению результатами // «Сибирская Финансовая Школа» -2007г. N1
- Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5. С. 312.
- Маренков H.JI. и др. Управление обеспечением качества и конкурентоспособноти продукции. — М.: Национальный институт бизнеса. Р.наД.: «Феникс», 2004. 512 с.
- Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур // Риск. 1999.
- Мишин В.М. Управление качеством / Учеб. пособие для вузов. -М. :ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 303 с.
- Мониторинг экономики системы образования // Информационный бюллетень Министерства образования РФ. 2003. -№ 2.
- Нестерова Р.В. Оптимальное управление конкурентоспособностью фирмы и его критерии: www.marketing.spb.ru, 2001.
- Новаторов Э.В. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 3.
- Нужны ли государственные стандарты высшему образованию? Материалы «круглого стола» Платное образование. — 2006. — № 4 — С. 9.
- Образовательная среда и бизнес-сообщество — путь к диалогу // Высшее образование в России — 2006 № 2.
- Общий и специальный менеджмент: Учеб. / Общ.ред. А. Л. Гапонеонко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2000.
- Ованесов А., Идрисов А. Стратегический менеджмент поможет захватить лидерство в конкурентной борьбе // Про-Инвест Консалтинг: www.pro-invest.ru, 2001.
- Овчинников В.В. Проблемы текущей и перспективной конкурентоспособности экономики Российской Федерации, //www.netda.ru
- Официальный сайт Департамента образования и науки Краснодарского края //www.des.kubannet.ru
- Оценка конкурентоспособности предприятия // u.pereslavl.ru
- Оценка конкурентоспособности продуктов ЭОС. // eos.ru
- Павлова Н.Н. Маркетинговый подход к оценке конкурентоспособности товара // Маркетинг в России и за рубежом. 2004.-№ 1.
- Панкрухин А. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: —Интерпракс, 1995, 240 с.
- Подготовка специалистов для зарубежных стран в России: состояние и перспективы развития. Материалы к VI заседанию Межведомственной комиссии по международному партнерству в области образования 29 апреля 1999 года (Часть I). М., 1999, с. 28.
- Получение знаний для формирования информационных образовательных ресурсов / Иванников А. Д. и др. М.: ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика». — 2008. — 440 с.
- Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.: Учеб. пособие. М.: Издат. дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
- Предпринимательские университеты в инновационной экономике. М.: Маркет ДС. 2005.
- Проблемы гармоничного развития системы высшего профессионального образования в регионах России //www.df.ru/~antl/article/artickle002.htm
- Родионова JI.H., Кантор О. Г., Хакимова Ю. Р. Оценка конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом-2000.-№ 1.
- Рожнова Е.С. Показатели качества продукции и оценка ее конкурентоспособности // conf.susu.ru
- Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования. 2007. № 10.
- Россия в цифрах. 2006: Кратстатсб./ Росстат — М, 2006. — 462 с.
- России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ // Российская газета. 2002. 19 апреля. — № 16.
- Рубин Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. М.: Маркет ДС. 2006-
- Рубин Ю.Б. Курс профессионального предпринимательства. 8-е издание. М.: Маркет ДС. 2006.
- Рубин Ю., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования — Высшее образование в России. -2005 -№ 11
- Рубин Ю.Б. Стандартизация образовательных программ на «Болонском перепутье» Прикладная информатика. — 2006. — № 4.
- Рубин Ю.Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. 4-е издание. М.: Маркет ДС. 2004. С. 63.
- Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 1.
- Самойлов В.А. Трансформация рынка образовательных услуг в условиях информатизации. М.: Экономика. 2005.
- Светуньков С.Г. и др. Информационное обеспечение управления конкурентоспособностью / Светуньков С. Г., Белый Е. М., Барашков С. В., Курамшин И. А., Дюпюи И. А., Светуньков М.Г.- Под общ.ред. проф. Светунькова С. Г.: www.marketing.spb.ru, 2001.
- Семенова Е.И. Конкурентоспособность и методы ее оценки: Моногр. М.: РГАЗУ, 2000. — 127 с.
- Система качества в образовании / Общ.ред. Ю. П. Адлера. М.: МИСИС, 2000. Вып. 1 4.1,2.
- Степанова Т.Е. Проблемы ценообразования на рынке образовательных услуг. // Российское предпринимательство". № 5. 2004
- Существует ли естественный отбор? (Материалы круглого стола) // Высшее образование в России. 2006. — № 7,8.
- Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент. М.: Республика, 1999. 201 с.
- Тихонов А.Н. Нужно изменить саму парадигму содержания образования. Платное образование. — 2006. — № 5. — С.16.
- Торстен Хенниг-Турау Влияние компетенции потребителя на успех маркетинга отношений // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 6. С. 83−87.
- Тотьев К.Ю. Конкурентное право / Отв.ред. О. М. Олейник. М.: Контракт, 2000.
- Траут Д. Дифференцируйся или умирай: выживание в эпоху убийственной конкуренции. СПб.: Издательство «Питер», 2001. — 278 с.
- Фасхиев Х.А., Попова Е. В., Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 4.
- Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2002.
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью // Стандарты и качество. 2000. № 10.
- Фатхутдинов Р.А. Кто и когда начнет заниматься повышением конкурентоспособности страны? // Стандарты и качество. 2000. — № 6.
- Фатхутдинов Р.А. Проблемы оценки и повышения конкурентоспособности России// Стандарты и качество. 2000. — № 7.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг как инструмент повышения конкурентоспособности России // Стандарты и качество. 2000. -№ 8.
- Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза -Высшее образование в России 2006 — № 9
- Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. 544 с.
- Фатхутдинов Р.А. Вузы России должны готовить специалистов по управлению конкурентоспособностью // Стандарты и качество. 1999. — № 6.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006 -2010 годы // Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. № 803. Официальный сайт Минобрнауки РФ
- Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования. М.: ИНФРА-М, 2000.
- Чубинский А.Н., Ракитова О. С. Расчетная методика оценки конкурентоспособности продукции. // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2002. № 4.
- Шевченко Д.А. Маркетинговые коммуникации образовательных услуг (на примере РГГУ) // Практический маркетинг. 2001. — № 3.
- Шереги Ф.Э., Дмитриев Н. М., Арефьев A.JI. Научно-педагогический потенциал и экспорт образвоатлеьных услуг российских вузов (социологический анализ). М.: Центр социального прогнозирования. 2002.-552 с.
- Шишкин С.В. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.-367с.
- Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг : стратегический подход / Пер. с англ. Под ред. Д.Ло. Ямпольского .- СПб: Питер, 2001
- Шпотов Б. О современных теориях конкурентных преимуществ и отраслевого лидирования // Проблемы теории и практики управления. — 2001. -№ 3.
- Щетинин В. Своеобразие рынка образовательных услуг.//Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 11. С. 132
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие- 3-е изд. -М.: Гром-Пресс, 2002.
- Ядов В. А. Стратегия социологического исследования./ в сотр. с В. В. Семеновой. Институт Социологии РАН.-М.: Добросвет, 1999 г., 596с.
- Arrow К. J. The economic implications of learning by doing. // The review of economic studies, 1962.
- Caves R. E. Industrial economics of foreign investment. // Journal of World Trade Low, 1971, c. 301 378.
- Coase R. H., Casson M. C. The future of multinational enterprise. — L., 1976.
- International Trade // Selected readings/ Edited by Jagdish N/ Bhagwati Copyringht 1981, 1987 by Massachusetts Institute of Technljgy.
- Dunning J. H. Towards an eclectic theory of international production: some empirical tests. // Journal of business studies, 1980.
- Dunning J. H. The electic paradigm of international production: some empirical tests. //Journal of business studies, 1988.
- Henderson B. D. Die erfahrungskurve in der unternahmensstrategie. -Frankfurt, 1974.
- Hymer S. H. Produktvariation als instrument des marketing. Berlin, 1960.
- Kindleberger С. P American business abroad: six lectures on direct investment. New Haven, 1969.
- Levitt T. The globalization of markets. // Harvard business review, 1983, № 3.
- Pfordte R. Der international lizizevartrad. — Berlin 1974.
- Posner M. V. International trade and technical change. Oxford, 1961.
- Teece D. The multinational enterprise: market tailure and market power consideration. // Sloan management review, Vol. 22, 1981.
- Treacy M., Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading (Mass.), 1995.
- VanekJ. The natural resource content of United States foreign trade 1870 1955. — Cambridge, 1963.