Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Переосмысление роли тембра в современной композиции, появление музыкальных направлений, в своей основе опирающихся на выразительные и конструктивные ресурсы тембра, процесс, протекающий параллельно с развитием традиционных методов создания музыкальной композиции, включающих в себя работу с акустическими музыкальными инструментами и певческими голосами. В этом контексте эстетическая база… Читать ещё >

Содержание

  • ПЕРВАЯ ГЛАВА. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОАКУСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМБРОВ. ЭВОЛЮЦИЯ ПОНИМАНИЯ ПРИРОДЫ ТЕМБРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

1.1 .Проблематика научного определения тембра. Эволюция в сфере психоакустических исследований музыкального тембра. Многомерное шкалирование и его значение в контексте современного психоакустического анализа многомерных тембровых пространств.

1.2. Семантические методы оценки тембровых пространств и их корреляция с психоакустическими оценками.

ВТОРАЯ ГЛАВА. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ СОВРЕМЕННЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМБРА, РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ ПО ВОСПРИЯТИЮ ТЕМБРА ЗВУКОРЕЖИССЕРАМИ

II.I. Основные методы и задачи постановки экспериментов в сфере современных исследований тембрового восприятия.

11.2 Методика проведения эксперимента в рамках диссертационного исследования, его задачи и цели.

11.3 Анализ полученных в ходе эксперимента результатов, рекомендации по их практическому применению.

ТРЕТЬЯ ГЛАВА. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОАКУСТИЧЕСКИХ И ВЕРБАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИХ ТЕМБРОВЫХ ПРОСТРАНТСВ В

МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЕ И ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО ЭТАПА В РАБОТЕ С ТЕМБРОМ В КОМПОЗИТОРСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ПЫ. Эволюция работы с тембрами и применение результатов психоакустических исследований в искусстве звукорежиссуры.

111.2. Эволюция звукового синтеза и современные тенденции в его развитии в контексте звукорежиссуры, применение методов автоматического распознавания тембров.

111.3. Применение многомерных тембровых пространств в современной музыкальной композиции и задачи ее звукозаписи.

Тембр как категория современного искусствознания и его значение в практике музыкальной звукорежиссуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выводы: Результаты эксперимента подтвердили основную гипотезу о наличии специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров, в сравнении с музыковедами и композиторами, выражающейся в большей точности и объективности оценки, а также более развитого аналитического подхода к оценке тембровых модификаций. Дополнительная гипотеза о возможности контроля над воспитанием более тонкого аналитического аппарата субъективной оценки тембровых модификаций и точности их корреляций с наиболее распространенными вербальными описаниями в ходе обучения музыкальных звукорежиссеров, не получила полного подтверждения, в связи с недостаточной разработанностью метода выявления такого контроля и недостаточной показательности представленных для анализа стимулов. Тем не менее, такая гипотеза представляется чрезвычайно перспективной для проведения дальнейших исследований в том же направлении.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило предположение о значительной роли обучающего фактора для формирования тембрового восприятия. Кроме того, подтвердилось и значение специального базового образования, так у студентов с предшествующим средним музыкальным образованием точность оценок в экспериментах, направленных на распознавание тембров, оказалась на порядок выше, чем у студентов, имеющих только начальное музыкальное образование.

Особенности восприятия тембра звукорежиссерами выявились в ходе сравнительных экспериментов с применением вербальных оценок и анализа тембров в музыкальном контексте, поставленных также с соблюдением тех же условий в группах профессиональных музыкантов. При оценке тембров с использованием продуцированных (т.е.самостоятельно сформулированных) вербальных оценок звукорежиссеры опирались на физические параметры звуковых сигналов, отмечали впечатление о частотных, амплитудных характеристиках, присутствие шумовых компонент в полезном сигнале, возникших в ходе исполнения, в то время как студенты музыкальных профессий опирались на сенситивно-ассоциативные аспекты восприятия (протоколы приведены, а приложении № 2). Анализ продуцированных вербальных протоколов показал большую объективность оценок студентами звукорежиссерами, проявившуюся, в частности, в довольно значительном количестве похожих или одинаковых определений, и большую субъективность оценок студентами — музыкантами, описания которых достаточно часто не повторялись.

Оценка тембра в условиях музыкального контекста, на примере прослушивания определенных фрагментов звукозаписей показали доминирующий критерий качества записи для студентов-звукорежиссеров, и влияние стилевого анализа на оценки студентов-музыкантов, а также более высокую степень идентификации инструментов звукорежиссерами.

Техническая ориентированность звукорежиссеров проявилась и в эксперименте, основанном на выборе вербальных описаний из предложенного глоссария, который вызвал у них значительные затруднений, так как был связан с субъективным поиском точных физических и акустических коррелят предложенным вербальным прилагательным.

Анализ результатов эксперимента показал:

1 .Результаты, суммированные по группам, показали принципиальную разницу тембрового восприятия звукорежиссерами и музыкантами.

2. Психоакустические и вербальные оценки, и их корреляция, выявили большую точность, объективность и конкретность аналитического подхода к оценке тембров у звукорежиссеров.

3.Реципиенты — музыканты проявили большую индивидуальность, субъективность в оценках, большее разнообразие в составлении собственных вербальных протоколов.

4.Точность полученных корреляций оказалась выше при сопоставлении оценок, данных звукорежиссерами студентами и звукорежиссерами — молодыми специалистами, в том время как для музыкантов существенных различий степени корреляции между подгруппой студентов и подгруппой аспирантов выявлено не было.

5.Сравнение полученных в двух основных группах результатов выявило сходство тембрового восприятия звукорежиссеров и композиторов.

Результаты эксперимента иллюстрируют сложившиеся особенности восприятия музыкальных тембров у звукорежиссеров и музыкантов. В качестве рекомендации методического плана, возникает вывод о необходимости разработки учебных заданий по тембровой оценке, тренирующий более обобщенное, релятивное восприятие тембра у студентов звукорежиссеров, дальнейшее исследование эффективности распространенных в звукорежиссерской практике вербальных характеристик музыкальных тембров, изучение механизмов различия тембрового восприятия музыкантов и звукорежиссеров и специфики семантической дифференциации у данных профессиональных групп. Такие исследования будут иметь огромное практическое значение в музыкальной звукорежиссуре, так как будут содействовать большей точности и эффективности профессиональной коммуникации на всех этапах работы звукорежиссера с композитором и музыкантом-исполнителем.

Следует отметить, что отдельной областью в экспериментальном изучении тембрового восприятия является изучение его специфики у музыкантов-исполнителей, вокалистов, дирижеров и т. д., и проведение таких исследований, а также сопоставление полученных результатов с данным экспериментом, будет чрезвычайно значимо для развития теории и практики звукорежиссуры в области тембрового восприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие выводы:

В настоящее время происходит формирование нового этапа в понимании музыкального тембра как категории искусствознания, обусловленное теоретическими и экспериментальными исследованиями в таких областях науки как психоакустика, когнитивная психология и музыкальное искусство. В большой степени раскрытию потенциала тембровых ресурсов способствовала технологическая революция в сфере аудиовизуальных технологий, переход на цифровые методы работы со звуком и возникновение новой формы самого существования музыкального произведения — его звукозаписи.

Профессия звукорежиссера также прошла серьезнейшую трансформацию, преобразуясь от роли технического исполнителя до полноценного соавтора музыкального произведения на стадии его записи. Изменения в статусе тембра, выбор которого становится драматургически, семантически и эстетически предопределяющим в судьбе музыкальной композиции, формируют стремление к его все большей индивидуализации, которая становится чрезвычайно существенной для общей концепции, вплоть до определения тембра в качестве главного носителя художественной идеи произведения. Высокая степень значимости тембра в музыкальной ткани ставит перед звукорежиссером сложнейшие задачи, заключающиеся в точности, убедительности, достоверности и художественности передачи и управления тембром. Это приводит к необходимости расширения методов анализа природы тембра и тембрового восприятия, в которых бы максимально интегрировались различные научные подходы.

Одними из наиболее эффективных моделей психоакустического и когнитивного анализа тембрового восприятия, практически востребованной в сфере создания и звукозаписи современных музыкальных композиций, являются многомерные тембровые пространства. Анализ, выполненный в данной работе показал, что основными параметрами музыкального сигнала, определяющими структуру тембрового пространства являются: положение центроида (максимальной энергии спектра), форма спектральной огибающей, время атаки, наличие низкоамплитудной негармонической высокочастотной энергии шума в период атаки и т. д.

Одновременно с разработкой психоакустических тембровых пространств, позволяющих установить связь восприятия тембра с объективными параметрами сигнала, что служит основой для развития современных компьютерных технологий, электронной музыки и дальнейшего развития искусства звукорежиссера, интенсивно развивается направление создания вербальных тембровых пространств. Анализ основных результатов исследований, выполненный в этой области, показал принципиальную возможность построения тембральных пространств основанных на классификации тембров с помощью парных противоположных оценок, например: темный — ясный, грубый — деликатный, широкий — узкий и т. д.

Данные модели могут служить фундаментом для формирования современных художественных и технических концепций управления, контроля и видоизменения тембра, которые требуют владения объективными знаниями о природе и структуре тембрового пространства.

Переосмысление роли тембра в современной композиции, появление музыкальных направлений, в своей основе опирающихся на выразительные и конструктивные ресурсы тембра, процесс, протекающий параллельно с развитием традиционных методов создания музыкальной композиции, включающих в себя работу с акустическими музыкальными инструментами и певческими голосами. В этом контексте эстетическая база звукорежиссерского подхода к звукозаписи, эрудиция и высокий уровень музыкального образования, являются тем фактором, который позволяет выдержать звукозапись в наиболее органичном стиле для музыкального произведения, то есть сохранить адекватность передачи художественного замысла произведения. Эта задача становится тем более сложнодостигаемой, чем больше возможностей звукорежиссеру предоставляет активное технологическое развитие его инструментария. Данный феномен — сложность достижения баланса между сохранением стилевой концепции композиции и ее видоизменением, в пользу более современного качества звучания, возникает в звукорежиссерской деятельности еще на стадии его обучения.

Огромную важность для эффективности результата звукозаписи имеет уровень понимания и качество профессионального сотрудничества композитора, музыканта исполнителя и звукорежиссера. Преодолеть границу в понимании музыкантами и звукорежиссером художественных задач звукозаписи, позволяет внедрение в звукозаписывающий процесс как можно большего количества универсальных методов коммуникации между исполнителями и режиссером, таких как глоссарий тембровых описаний, позволяющий достичь точности в определении тембровых характеристик, применяя не математические, но более доступные музыкантам вербальные критерии. Для составления такого глоссария необходимо проведение дальнейших экспериментальных работ по сбору различных вербальных описаний и их классификации.

В настоящем диссертационном исследовании, с целью проверю! гипотезы о наличии специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров и роли обучающего фактора в его формировании, был поставлен собственный эксперимент, результаты которого дали подтверждение поставленной гипотезе. Также была проведена работа по сбору вербальных описаний среди реципиентов, участвующих в эксперименте. Сравнение самих описаний и их интерпретаций применительно к конкретным тембрам позволило выявить особенности в тембровом восприятии звукорежиссеров и установить наибольшие затруднения в семантической оценке тембра для них. Существование определенной специфики тембрового восприятия у звукорежиссеров, проявляющейся в более тонкой корреляции субъективных оценок и объективных характеристик анализируемых тембров, по сравнению с музыкантами исполнителями и композиторами, необходимо учитывать как в совместной практической деятельности в процессе звукозаписи, так и в обучении звукорежиссеров.

Практическое значение современных исследований когнитивного восприятия и пространственной природы тембра, и аналитическое представление тембра в психоакустических и семантических многомерных пространствах является основой формирования новых компьютерных технологий в сфере работы с тембром в современном музыкальном искусстве и звукорежиссуре. Цифровые технологии передачи и модификации тембра значительно влияют на возникновение новейших тенденций в развитии художественного языка и средств выразительности музыкальной звукорежиссуры.

Применение психоакустических знаний о тембре чрезвычайно важно для развития ряда новых направлений в музыкальном и аудиовизуальном искусстве, таких как: развитие систем аурализации в сторону многомодальности, с учетом взаимовлияния различных типов информациисоздание систем виртуальной реальности, с разработкой расширенной интерактивностиразвитие наиболее достоверных пространственных систем звукозаписи и методов их субъективных оценоксинтез музыкальных тембров и создания непрерывных синтезаторов на основе морфингаразработка интеллектуальных систем автоматического распознавания музыкальных программ по различным критериям и совершенствование стандартов MPEG-7- создание системы автоматического распознавания тембров.

На основании результатов проведенного исследования в диссертации была сформулирована концепция влияния научно-технического прогресса в сфере практической работы с тембром на развитие эстетических эталонов и выразительных средств звукорежиссуры. Сфера научной и практической работы с тембром, представляющая в настоящее время огромное поле для развития и освоения, не существует отдельно от музыкального или аудиовизуального контекста, и стремление к органичности его существования в таком контексте должно быть одним из ведущих принципов звукорежиссерской деятельности. Поэтому опора звукорежиссуры на данные современных психоакустических исследований, изучение тенденций в развитии эстетики и f технологий современной музыки, понимание когнитивной природы музыкального восприятия способствует достижению максимальной эффективности практической деятельности звукорежиссера в области формирования разнообразной палитры средств художественной выразительности и максимально полной передаче многомерности тембрового пространства.

Эволюция в сфере работы с тембром, активное применение в музыкальном искусстве синтезированных, морфированных тембров, то есть тенденция к интеграции натуральных и искусственных звучаний в звуковой палитре музыкального и аудиовизуального произведения, чрезвычайно органично сочетаются с особенностями современного искусства в целом, в котором концепция синтеза и перекрестных связей, цитатности и эклектики формирует его современное состояние и способ коммуникации с аудиторией, подразумевающий максимальную открытость, интерактивность, разрушение всех возможных барьеров и границ.

Благодаря взаимосвязанности всех направлений современного искусства, гибкости и пластичности его художественных средств выразительности, индивидуализированности выбора эстетических и технологических ориентиров и методов, расширение палитры тембровых звучаний и многообразие форм его существования, становится художественно, семантически и когнитивно глубоко насыщенным процессом, представляющим собой один из тех факторов, которые формируют характер и качество звучания современной эпохи.

1. Алдопшна И., Приттс Р. Музыкальная акустика. Спб., Композитор. СПб., 2006. -720 с.

2. Алдошина И. Основы психоакустики. Статьи в журнале «Звукорежиссер». 0609.1999.

3. Арановский М. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений // Проблемы музыкального мышления: Сб. ст. / Сост. М.Арановский. М.: Музыка, 1974. — С. 252−271.

4. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994., 358 с.

5. Бабушкин В. Выразительность пространственных звучаний в фонограмме фильма // Рождение звукового образа: Сб. ст. /Сост. Е. Авербах. М.: Искусство, 1985. — С. 152−160.

6. Балаш Б. Кино: Становление и сущность нового искусства. М., 1968. — 340 с.

7. Барабанщиков В., Носуленко В. Системность, восприятие, общение. М.: ИП РАН, 2004. с. 248.

8. Барабанщиков В., Самойленко Е. (Ред.) Общение и познание. М.: ИП РАН, 2007. с. 260.

9. Бонфельд М. Музыка: Язык. Речь. Мышление. СПб.: Композитор • Санкт-Петербург, 2006, с. 648.

10. Бьюик П. Живой звук. РА для концертирующих музыкантов. М., Шоу-Мастер. 1998, с. 211.

11. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука // Музыкальное искусство и наука: Сб.ст. / Ред., вступ. ст. Е.Назайкинского. -М.: Музыка, 1970. Вып. I. — С. 11−38.

12. Володин А. О восприятии переходных процессов музыкальных звуков // Вопросы психологии. 1972. — № 4. — С. 51−60.

13. Володин А. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков. Дис. -М., 1973.

14. Володин А. Электромузыкальные инструменты. М.: Музыка, 1979. — 182 с.

15. Выготский Л. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З Проблемы развития психики/Под ред. А. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. — 368 с.

16. Выготский Л. Психология искусства / Предисл. А.Леонтьева. М.: Искусство, 1986. —573 с.

17. Выскочил Н. Взаимодействие между пониманием и эмоциональной оценкой звукового фрагмента // А. Журавлев, Е. Сергиенко (ред.) Психологические исследования М.: ИПРАН, 2007, Вып.2, С.59−73.

18. Гарбузов Н. Развитие физики в России: Очерки.- М.: Просвещение, 1970, 240 с.

19. Герцман Е. В. «Музыка древней Греции и Рима» СПб.: Алетейа, 1995, 330 с.

20. Гроссман А. Художественные проблемы передачи звука // Рождение звукового образа: Сб. ст. /Сост. 1.Авербах. М.: Искусство, 1985. — С. 110−121.

21. Динов В. Г. Звуковая картина: Записки о звукорежиссуре. СПБ.: Геликон Плюс, 2005;368 с.

22. Денисов А. Античные мифологические оперные сюжеты в контексте культуры первой половины XX века — семантический анализ. Автореферат диссертации. РГПУ им. А. И. Герцена. СПб, 2008.

23. Денисов Э. Музыка и машины // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники /Рец. М.Тараканов.- М.: Сов. композитор, 1986. С. 149−162.

24. Денисов Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники / Рец. М.Тараканов.- М.: Сов. композитор, 1986. С. 112−136.

25. Денисов Э. Ударные инструменты в современном оркестре /Ред. Э. Артемьев, вступ. ст. И.Барсовой. М.: Сов. композитор, 1982. — 256 с.

26. Дорфман Л. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М., СмыслИздательский центр «Академия», 2005. -288 с.

27. Ефимова Н. Звук в эфире. Учебное пособие. М., Аспект-пресс, 2005. -142 с.

28. Егорова Т. Вселенная Эдуарда Артемьева. М.: Вагриус, 2006. 290 с.

29. Житомирский Д. К изучению западноевропейской музыки XX века // Современное западное искусство: Сб. от. / Отв.ред. Г. Недошивин. М.: Наука, 1971.-С. 195−274.

30. Иберла К. Факторный анализ. М., Знание, 1980. — 160 с.

31. Игнатов П. Эволюция средств художественной выразительности в творчестве звукорежиссера. Автореферат дис., СпбГУП. 2006.

32. Иоскевич, Я. Методология анализа фильма: Становление системного подхода в киноведении. JL: Ленинградский гос. ин-т театра музыки и кинематографии, 1978. 120 с.

33. Казарян Р. Звуковая перспектива. Киноведческие записки, 1992, с.72−84.

34. Карасева М. «Сольфеджио психотехника развития музыкального слуха» Автореферат дисс. М., 2000.

35. Карпец М. «Электронные аудиотехнологии в композиторском авангарде 50-х гг XX века (на материале творчества П. Шеффера, Дж. Кейджа, К. Штокхаузена)», автореферат диссертации, Спб, 2010.

36. Кирнарская Д. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997. 157 с.

37. Когоутек Ц, Техника композиции в музыке XX века / Пер. с чеш., общ. ред., коммент. Ю. Рагса, Ю.Холопова. М.: Музыка, 1976. — 368 с.

38. Козюренко Ю. Электронный синтезатор //Музыкальные синтезаторы.:Сб. ст. / Сост. Ю.Спицин. М.: Знание, 1983. -Вып. 5. — С. 14−33.

39. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки: Статьи и исследования.-Ленинград.: Сов. композитор, 1982. 150 с.

40. Кондрашин П. Типичные ошибки звукорежиссеров при записи и сведении фонограмм // Звукорежиссер, № 2, 1999, http://www.625-net.ru/arch.htm.

41. Крейчи С. Некоторые проблемы синтеза электронных звучаний и пути их решения // Музыкальные синтезаторы: Сб. ст. / Сост. Ю.Спицин. М.: Знание, 1983. -Вып. 5. — С. 5−13.

42. Ксенофонтова Н. Камерный оркестр в музыке первой половины XX века: К проблеме исторической типологии оркестрового письма. — Автореферат дис. -М., 1984.

43. Кузнецов JI. Акустика музыкальных инструментов. Справочник. Легпромбытиздат, 1989 368 с.

44. Леонтьев A.A. Избранные психологические произведения. В 2-Х томах. М., 1983.

45. Леонтьев А. Н. Проблемы психологии восприятия //Психологические исследования. Вып. 6. М., 1976.

46. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. 1979.

47. Лернер Г. Психология восприятия объемных форм. М., 1980. 390 с.

48. Ломов Б, Беляева А., Носуленко В. Вербальное кодирование в познавательных процессах. М.: Наука, 1986. 140 с.

49. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Таллин, 1973, 460 с.

50. Лупенко Е. Экспериментальное исследование инвариантности восприятия // Е. Сергиенко (ред.) Исследования по когнитивнои психологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2004. С. 121−133.

51. Лурия А. Курс лекций по общей психологии.: М., 1964.-180 с.

52. Лурия А. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Хомской. М: Изд-во Моск. унта, 1979 — 320 с.

53. Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов. -Автореф. дис. М., 1985.

54. Мальцев С. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. — Л., 1980.

55. Маклыгин А. Сонорика в музыке советских композиторов. -Автореф. дис. М., 1985.

56. Мальцев С. Семантика музыкального знака. Автореф. дис. — Л., 1980.

57. Медушевский В. Как устроены художественные средства музыки? // Эстетические очерки: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. С.Раппопорта. М.: Сов. композитор, 1977. — Вып. 4. — С. 79−113.

58. Медушевский В. Интонационная форма музыки.: М., Композитор, 1993, стр. 268.

59. Медушевский В. О динамическом контрасте в музыке // Эстетические очерки: Сб. ст. / Сост. и общ. ред. С.Раппопорта. М.: Сов. композитор, 1967. — Вып. 2. -С. 212−244.

60. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки: Исследование. М.: Музыка, 1976. — 255 с.

61. Меерзон Б. Акустические основы звукорежиссуры. М., Аспент пресс, 2004. -230 с.

62. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966. — 351 с.

63. Морозов В. Вокальный слух и голос. М.- Л.: Музыка, 1965. — 86 с.

64. Музыкальная акустика: Учеб. пособие для консерваторий / Общ. ред. Н. Гарбузова. М.: Музгиз, 1954. — 236 с.

65. Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. М.: Искусство, 1982. — 192 с.

66. Мутли А. Звук и слух // Вопросы музыкознания: Сб. ст. / Под общ. ред. А.Оголевца. М.: Музгиз, 1960. — Т. 3. -С. 324−347.

67. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции: Исследование. М.: Музыка, 1982. — 320 с.

68. Назайкинский Е. Музыка звуковой мир: Тембр — фонизм — сонорность // Сов. музыка. — 1986. — № 12. — С. 75−82.

69. Назайкинский Е. О динамических возможностях современного симфонического оркестра // Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. ст. / Ред. С.Скребков. М.: Музыка, 1964. — С. 79−100.

70. Назайкинский Е. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука: Сб. ст. / Сост. Е.Назайкинский. М.: Музыка, 1973. — Вып. 2. — С. 59−98.

71. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия: Исследование.- М.: Музыка, 1972. 384 с.

72. Назайкинский Е. Роль тембра в формировании темы и тематического развития в условиях имитационной полифонии // С. С. Скребков: Статьи и воспоминания / Сост. Д.Арутюнов. М.: Сов. композитор, 1979. — С. 132−162.

73. Назайкинский Е., Пушечников И. Акустическое исследование влияния музыкальной артикуляции на характер звука // Вопросы методики применения технических средств и программированного обучения. М., 1966. — С. 162−167.

74. Назайкинский Е., Рагс Ю. Восприятие музыкальных тембров и значение отдельных гармоник звука // Применение акустических методов исследования в музыкознании: Сб. ст. / Ред. С.Скребков. М.: Музыка, 1964. — С. 79−100.

75. Назайкинский Е, Рагс Ю. Музыкально-теоретические исследования и разработка теории слуха // Лаборатория музыкальной акустики: Сб. ст. М.: Музыка, 1966. — С. 12−25.

76. Носуленко В. Психология слухового восприятия. М., 1988.-342 с.

77. Носуленко В. Психофизика восприятия естественной среды. Проблема воспринимаемого качества. М.: ИП РАН, 2007, — 420 с.

78. Носуленко В. Акустическая среда как среда коммуникации // Познание и общение. М.: Наука, 1988. С. 126−133.

79. Носуленко В., Жейсснер Е., Паризе Е. Воспринимаемое качество как основа психофизического измерения событий естественной среды // В. А. Барабанщиков (ред.) Современная психофизика. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 13−40.

80. Носуленко В., Самойленко Е. Вербальный метод в изучении восприятия изменений в окружающей среде // Психология и окружающая среда. М.: ИП РАН, 1995. С. 11−50.

81. Носуленко В., Старикова И. Предпочтение и субъективная оценка различия акустических событий, преобразованных средствами звукозаписи // Психология человека в современном мире, в 6 томах, Том 2. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. С. 238−243.

82. Орлов Г. Древо музыки. 2-е изд., исп. СПб.: Композитор — Санкт-Петербург, 2005.-390 с.

83. Папенина А. Зарубежный музыкальный авангард 1950;60-х годов: композиционно-жанровые принципы и проблемы художественного восприятия: Автореф. дис. Спб, 2006.

84. Радвилович А. Инструментарий новой музыки камерных жанров второй половины XX века: на примере творчества зарубежных композиторов 19 601 980 гг. Автореферат дисс. Спб, 2007.

85. Разлогов К. Искусство экрана: проблемы выразительности. — М.: Искус-ство, 1982. 158 с.

86. Рагс Ю. Тембр // Музыкальная энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1981. -Т. 5. — Стр. 488−489.

87. Рагс Ю. Акустика в системе музыкального искусства: Дис. в виде науч. докл.. д-ра искусствоведения / Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. -М., 1998. 80 с.

88. Риман Г. Тембр // Музыкальный словарь. Пер. с нем. Б. П. Юргенсона. — М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008. стр. 203.

89. Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки с партитурными образцами / под ред. М. Штейнберга СПб.: Российское музыкальное издательство. 1913. — В 2 томах.

90. Рождественский Г., Вепринцев И. Треугольники. Триптих. М., Слово, Издательский Дом «Классика-ХХ1», 2001. 432 с.

91. Романовская Т. Музыка и незвучащее. М., 2000 180 с.

92. Ручьевская Е. Функции музыкальной темы: Исследование. Л.: Музыка, 1977. -160 с.

93. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., Государственное музыкальное издательство, 1958 г. 330 с.

94. Скребкова-Филатова М. Фактура в музыке: Художественные возможности. Структура. Функции: Исследование. М.: Музыка, 1985. — 284 с.

95. Сниткова И. О новых принципах фактурной организации в современной музыке. Автореф. дис. — Вильнюс, 1986.

96. Соколов А. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе // Музыкальное искусство: Общие вопросы теории и эстетики музыкиСб.ст. / Сост. Т.Соломонова. Ташкент: изд-во лит-ры и искусства, 1982.-С. 114−136.

97. Соколов А. О роли звукового материала в системе музыкальных средств. — Автореферт дис. М., 1980.

98. Старчеус М. С. Слух музыканта. Диссертация. М., 2003.-640 с.

99. Тимошенко А. Американский музыкальный экспериментализм первой половины XX века: представления о звуке, концепция инструмента, композиции (Г. Коуэлл, Дж. Кейдж, Л. Хэррисон): Дис. СПб., 2004. 254 с.

100. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. -335 с.

101. Терентьев Д. Взаимовлияние музыкального синтаксиса и семантики. Автореф. дис. — Киев, 1984.

102. ЮЗ. Термен Л. Физика и музыкальное искусство. М.: Знание, 1966. — 32 с.

103. Холопов Ю. Очерки современной гармонии: Исследование, М.: Музыка, 1974. -287 с.

104. Холопов Ю. Функциональный метод анализа современной гармонии // Теоретические проблемы музыки XX века: Сб.статей. / Ред.-сост. Ю.Тюлин. -М.: Музыка, 1978. Вып. 2. — С. 169−199.

105. Худяков А. Психофизика обобщенного образа. Диссертация — СпбГУ, 2001.

106. Цуккерман В. О проблемах новаторства // Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1970. — Вып. I. — С. 547 558.

107. Цуккерман В. Тембр и фактура в оркестровке Римского-Корсакова // Цуккерман В. Музыкально-теоретическиеочерки и этюды: О музыкальной речи Римского-Корсакова. М.: Сов. композитор, 1975. — Вып. 2. — С. 341−358.

108. Цытович В. Некоторые аспекты тембровой драматургии // Современные вопросы музыкознания: Сб. ст. / Отв. ред. Е.Орлова. М.: Музыка, 1976. — С. 207−237.

109. ПО. Цытович В. Специфика тембрового мышления Б. Бартока в квартетах и в оркестровых сочинениях // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. ст. / Отв. ред. Л.Раабен. Л.: Музыка, 1972. — Вып. II. — С. 147−166.

110. Ш. Цытович В. Фонизм оркестровой вертикали Дебюсси // Дебюсси и музыка XX века: Сб. ст. Л.: Музыка, 1983. — С. 64−90.

111. Шабунова И. О функциях тембра в современой музыке. Диссертация, МГК, 1987.

112. З. Шнитке А. Заметки об оркестровой полифонии в Четвертой симфонии Д. Шостаковича // Музыка и современность: Сб. ст. / Сост. Т.Лебедева. М.: Музыка, 1966. — Вып. 3. — С. 127−161.

113. Шнитке А. Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Шостаковича // Д. Шостакович: Сб. ст. М.: Сов. композитор, 1967. — С. 98−116.

114. Шнитке А. Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского // Музыка и современность: Сб. ст. / Ред.-сост. Т.Лебедева. М.: Музыка, 1967. — Вып. 5. — С. 209−261.

115. Шпет Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры / Отв. ред.-составитель Т. Щедрина. — М.: РОССПЭН, 2007. 712 с.

116. Шохман Г. Эдгар Варез— апостол музыкального радикализма // Советская музыка, 1988,№ 11.-С. 118.

117. Ямпольский, И. Русское скрипичное искусство: очерки и материалы.— М., 1951.-230 с.

118. Ямпольский, М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М.: Ad Marginem, 2000. 257 с.

119. Ястремский Т. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX XXI веков: диссертация., Санкт-Петербург, 2006. 227 с.

120. Allen, J. В. Short-time spectral analysis, synthesis and modification by discrete Fourier transform. IEEE Transaction on Acoustics, Speech and Signal Processing, 25(3):235−238., 1977.

121. Allen, J. B. and Rabiner, L. R. A unified approach to short-time Fourier analysis and synthesis. Proceedings of the Institute of Electrical and Electronics Engineers, 65(11):1558—1564., 1977.

122. Ando S., Yamaguchi K., Statistical study of spectral parameters in musical instrument tones. J. Acoust. Soc. Am.94(l), July 1993.

123. ASA (American Standards Association), American Standard Acoustical Terminology, 1960.

124. ANSI, American national standard: Psychoacoustical terminology. Timbre.: Tech. Rep. ANSI S3.20, American National Standards Institute, 1973.

125. Anderson N.H. A functional theory of cognition. Mahwah, NJ, 1991.

126. Balzano, G.J. What are musical pitch and timbre? // Music Perception, Journal. 3, 1986 -pp. 297−314.

127. Aucouturier J. The Way It Sounds: Timbre Models for Analysis and Retrieval of Music Signals.: IEEE Transactions on Multimedia, Vol. 7, No. 6, December 2005.

128. Baird J. Sensation and judgement: Complementarity theory of psychophysics. Mahwah, NJ, 1997.

129. Bahl L., Brown P., de Souza P., Mercer R., A tree-based statistical language model for natural language speech recognition. IEEE Trans, on Acoustics, Speech and Signal Processing, Vol. ASSP-37, No. 7, July 1989.

130. Barriere J.B. Le timbre: metaphors pour la composition. Christian Borgois, Paris, 1991;pp. 180.

131. Barthet, M., Kronland, R., and Ystad, S., Consistency of timbre patterns in expressive music performance.: DAFx06, McGill University, Montreal, Canada, 2006 pp. 1924.

132. Beauchamp J. W. and Horner A. Spectral modelling and timbre hybridisation programs for computer music.: Organised Sound, vol. 2, num. 3, 1997 pp. 253−258.

133. Beauchamp J. Synthesis by spectral amplitude and «Brightness» matching of analyzed musical instrument tones.: J. Acoust. Eng. Soc., Vol. 30, No. 6. 1982 — pp.42−54.

134. Benade A. H., Kouzoupis S. N. The clarinet spectrum: Theory and experiment.: J. Acoust. Soc. Am. 83(1), January 1988 -pp.66−72.

135. Benade, A. Fundamentals of Musical Acoustics. Dover Publications, New York., 1990.

136. Benade, A. On woodwind insrument bores. Journal of the Acoustical Society of America, 31(2):137−146., 1959.

137. Benade, A. On the mathematical theory of woodwind finger holes. Journal of the Acoustical Society of America, 32(12):1591−1608., 1960.

138. Berger, K. Some factors in the recognition of timbre. Journal of the Acoustical Society of America, 36, 1888−1891., 1966.

139. Bernstein A., Cooper E., The piecewise-linear technique of electronic music synthesis. J. Audio Eng. Soc. Vol. 24, No. 6, July/August 1976.

140. Bigand E. Contributions of music to research on humjan auditory cognition. // Thinking in sound. Oxford., 1993, p.234 245.

141. Bismarck, G. von: Timbre of steady sounds: A factorial investigation of its verbal attributes. Acustica 30 (1974), 145−159.

142. Bishop C. M. Pattern Recognition and Machine Learning.: Springer, 2006 p.370.

143. Blauert J. Communication acoustics: Oxford press, 2005 p. 391.

144. Bloit J. Analyse temps reel de la voix pour le controle de synthese audio, UPMC.

145. Paris 6) Master-2/SAR parcours ATIAM., 2005.

146. Blumstein, S.E. & Stevens, K.N. Acoustic invariance in speech production: Evidence from measurements of the spectral characteristics of stop consonants. Journal of the Acoustical Society of America, 66″ 1979. 1001−1017.

147. Bode H. History of electronic sound modification. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 32, No. 10, October 1984.

148. Boulez, P. Timbre and composition timbre and language. // Music and Psychology: A Mutual Regard / S. McAdams (ed.): Contemporary Music Review, 2(1), 1987 -pp.161−172.

149. Brice R. Music Engineering. Second edition.: Oxford., 1998. p. 350.

150. Brink, G. van der (1970). Experiments on binaural diplacusis and tone perception. In R. Plomp & G.F. Smoorenburg (eds.), Frequency Analysis and Periodicity Detection in Hearing (pp. 362−374). Leiden: Sijthoff.

151. Bregman, A.S. Auditory scene analysis. // The perceptual organization of sound. -Massachusets Institute of Technology, 1990 pp.92 — 112.

152. Bregman, A.S. The formation of auditory streams. //Attention and Performance VII, J. Requin (ed.), Hillsdale, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 1978 pp. 40−54.

153. Bregman, A. Auditory Scene Analysis: The Perceptual Organization of Sound. MIT Press, London., 1994.

154. Brown, A. A cineflourographic pilot study of the throat while vibrato tones are played on the flute and oboe. The Journal of the International Double ReedSociety, http://idrs.colorado.edu/Publications/Journal/JNL4/vibrato.html., 1976.

155. Brown, G. J. and Cooke, M. Computational auditory scene analysis. Computer Speech and Language, 8(2):297−336., 1994.

156. Brown, J. C. (1999). Computer identification of musical instruments using pattern recognition with cepstral coefficients as features. Journal of the Acoustical Society of America, 105(3):1933;1941., 1999.

157. Brown, J.C. (1991). Calculation of a constant-Q spectral transform. Journal of the Acoustical Society of America, 89, 425−434.

158. Bruscia, E. Improvisational Models of Music Therapy.: Springfield, 111., Charles E. Thomas, 1987;p.290.

159. Burns, E.M. & Sampat, K.S. (1980). A note on possible culture-bound effects in frequency discrimination. Journal of the Acoustical Society of America, 68, 18 861 888.

160. Cadoz C. Timbre et causalite, unpublished paper.: Seminar on rechercher et coordination acoustique. Paris, 1985.

161. Cadoz C., Luciani A., Florence J. Responsive input devices and sound synthesis by simulation of instrumental mechanisms: The Cordis system, Computer Music Journal 8(3), 1984.

162. Cadoz C., Lisowsky L., Florens J-L. A modular feedback keyboard design. Computer Music Journal, Vol. 14, No. 2, summer 1990.

163. Carterette, E. and Kendall, R. Acoustical analyses of natural and emulated orchestral instrument signals. Procedings of the 4th International Conference on Music Perception and Cognition, pp. 97—102., 1996.

164. Charbonneau G.R. Timbre and the perceptual effects of three types of data reduction. Computer Music Journal — № 6., 1981 — pp. 56−70.

165. Chen S., Donoho D., Saunders M., Atomic decomposition by basis pursuit. Dept. of Statistics Technical Report, Stanford University, February 1996.

166. Chowning J. M., The Synthesis of complex audio spectra by means of frequency modulation. J. Acoust. Soc. Am. 21(7) September, 1973.

167. Christensen, E. The Musical Timespace. A Theory of Music Listening.: Denmark, Aalborg Universitetsforlag, 1996 p.344.

168. Crowder R.G. Principles of learning and memory. Erlbaum, Hillsdale, New York, 1976 — 146 p.

169. Darke G. Assessment of Timbre Using Verbal Attributes //Proceedings of CIMMontreal, 1985 -pp50 -74.

170. De Lone R. Timbre and Texture in Twentieth-Century Music// Aspects of Twentieth-Century Music! Prentice-Hall, Inc.: Engelwood Cliffs, New Jersey, 1975. — pp. 66 207.

171. Depalle P., Garcia G., Rodet X. Tracking of partials for additive sound synthesis using hidden markov models. Proc. of the IEEE, 1993.

172. Disley A.C. and Howard D.M. Spectral correlates of timbrai semantics relating to the pipe organ.// Speech, Music and Hearing. № 46, 2004 pp34−48.

173. Doughty, J.M. & Garner, W.M. (1948). Pitch characteristics of short tones II: pitch as a function of duration. Journal of Experimental Psychology, 38, 478−494.

174. Dubnov S., Tishby N., Cohen D. Investigation of frequency jitter effect on higher order moments of musical sounds with application to synthesis and classification. Proc of the Int.Comp. Music Conf. 1996.

175. Dubnov S., Rodet X., Statistical modeling of sound aperiodicity. Proc of the Int. Comp. Music Conf. 1997.

176. Eaglestone B., Oates S. Analytic tools for group additive synthesis. Proc. of the ICMC, 1990.

177. Erickson E. Sound structure in music. Berkeley etc.: University of California press., 1975. — 205 p.

178. Etherington R. and Punch. B. SeaWave: A system for musical timbre description.: Computer Music Journal, 18(1), 1994 pp. 30−39.

179. Farner, S., Kronland-Martinet, R., Voinier, T., and Ystad, S., Timbre variations as an attribute of naturalnessin clarinet play.: CMMR05, Springer, Pisa, Italy, 2005 pp. 45−53.

180. Faure A., McAdams S., Nosulenko V. Verbal correlates of perceptual dimensions of timbre // Proceedings of the Fourth International Conference on Music Perception and Cognition. Montreal: McGill University. 1996. P. 79−84.

181. Feiten B, Gunzel S. Automatic Indexing of a sound database using self-organizing neural nets, Computer. Music J., Vol.18, No.3, Summer 1994, pp.53−65.

182. Fitz K., Haken L. and Holloway B. Lemur A Tool for Timbre Manipulation.: International Computer Music Conference, Banff, Canada, 1995, pp. 14−20.

183. Fitz K., Haken L. Bandwidth enhanced modeling in Lemur. Proc. of the ICMC, 1995.

184. Fitzgerald R. A. Performer-dependent dimensions of timbre: identifying acoustic cues for oboe tone discrimination. PhD Thesis, School of Music, University of Leeds, UK 2003.

185. Fletcher, H. Loudness, Pitch and Timber of Musical Tones and their Relations to the Intensity, the Frequency and the Overtone Structure.: JASA, Vol. 6. No. 2, 1934 -pp. 59 69.

186. Fletcher, H. & Munson, W.A. (1933). Loudness, its definition, measurement and calculation. Journal of the Acoustical Society of America, 5, 82−108.

187. Fletcher H. Normal vibrating modes of a stiff piano string, J. Acoust. Soc. Am., Vol. 36, No. 1, 1964.

188. Fletcher N., Rossing T. D. The physics of musical instruments, Springer-Verlag, 1991.

189. Freed A., Jehan T., Database of challenging musical sounds for evaluation and refinement of pitch estimators, Proc. ICMC, Thessaloniki, Greece, 1997. See also http://cnmat.cnmat.berkeley.edu/ICMC97/papers-html/Pitch.html.

190. Freedman M. Analysis of musical instrument tones. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 41, No. 4,1967.

191. Friberg A. Generative rules for music performance: A formal description of a rule system. Computer Music Journal, Vol 15, No. 2, summer 1991.

192. Friberg A., Fiyden L., Bodin L-G., Sundberg J. Performance rules for computer-controlled contemporary keyboard music. Computer Music Journal, Vol. 15, No. 2, summer 1991.

193. Frieden B. Probability, Statistical Optics, and Data Testing: A problem solving approach. Springer-Verlag, 1983.

194. Fujinaga, I., McMillan, K. Real time Recognition of Orchestral Instruments // International Computer MusicConference, 2000 — pp. 141−143.

195. Gabrielsson A. Problems and methods in judgments of perceived sound quality // 102nd ASA Meeting, Miami Beach, 30 November 4 December 1981, 1981.

196. Gibson D. The Art Of Mixing. New York publ., 1997 449 p.

197. Gersem B., Moor B. and Moonen M. Applications of the continuous wavelet transform in the processing of musical signals.: 13th International Conference on Digital Signal Processing, Santorini, Greece, 1997 -pp.36−49.

198. Gieseler, Walter. Komposition im XX Jahrhundert. Details.: Zusammenhange. Ed. Moeck, 1975, Nr. 4015.

199. Goldstein, J.L. Auditory spectral filtering and monaural phase perception. Journal of the Acoustical Society of America, 41, 1967, 458−478.

200. Gongalves P., Payot E. Adaptive Diffusion Equation for Time-Frequency Representations. Proc. of the Eighth IEEE Digital Signal Processing Workshop, Bryce Canyon Nat. Park, Utah, USA, August 1998.

201. Gounaropoulos A. and Johnson C. A neural network approach for synthesizing timbre from adjectives.: CMS, Greece, 2007 pp.21−34.

202. Gounaropoulos A. and Johnson C. Synthesising timbres and timbre-changes from adjectives/adverbs.: F. Rothlauf et al., editor, Applications of Evolutionary Computing. Springer, 2006 pp.60−92.

203. Grey J. An Exploration of Musical Timbre using computer based techniques for analysis, synthesis and perceptual scaling.: Ph.D. dissertation, Stanford University, 1975.

204. Grey J. M. Multidimensional perceptual scaling of musical timbres J. Acoust. Soc. Am.,-Vol. 61, No. 5, 1977.

205. Grey J., Moorer J. Perceptual evaluation of synthesized musical instrument tones, J. Acoust. Soc. Am., Vol. 62, No. 2, August 1977.

206. Grey, J. M. & Gordon, J. W. Perceptual effects of spectral modifications on musical timbres. Journal of the Acoustical Society of America, 63, 1978 — pp.1493−1500.

207. Guillemain P. Analyse et modelisation de signaux sonores par des representations temps-frequence lineaires. Ph.D.dissertion. Universite d’aix-marseille II, 1994.

208. Guillemain P., Kronland-Martinet R. Characterization of acoustic signals through continuous linear time-frequency representations. Proc. of the IEEE, Vol. 84, No 4, April, 1996.

209. Hall, J.W. Ill & Peters, R.W. (1981). Pitch of non simultaneous successive harmonics in quiet and noise. Journal of the Acoustical Society of America, 69, 509−513.

210. Handel, S. Timbre perception and auditory object identification. In B.C.J. Moore (ed.), Hearing (pp. 425−461). New York: Academic Press., 1995.

211. Handel S., Listening, an introduction to the perception of auditory events. MIT press, London, 1989.

212. Harris F., On the use of windows for harmonic analysis with the discrete fourier transform. Proc IEEE, Vol. 66, No. l, January 1978.

213. Hart, J., Collier, R. & Cohen, A. A Perceptual Study of Intonation. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1990.

214. Hartmann, W.M. The effect of amplitude envelope on the pitch of sinewave toneJournal of the Acoustical Society of America, 63, 1105−1113, 1978.

215. Hasbroucq T., Guiard Y., Kornblum S. The additivity of stimulus-response compatibility with the effects of sensory and motor factors in a tactile choice reaction time task. Acta Psychologica, 72, pp. 139−144, 1989.

216. Hegi, F. Improvisation und Musiktherapie // Moglichkeiten und Wirkungen von freier Musik Paderborn, 4. Aufl, 1986 pp.33−51.

217. Helmholtz H. Die Lehre von den Tonempf indungen.: Friedr. Vieweg& Sohn, Braunschweig, 1863, p.360.

218. Horner A., Beauchamp J., Haken L. Machine tongues XVI. Genetic algorithms and their application to FM matching synthesis. Computer Music Journal, winter 1993.

219. Houtsma A.J.M. & Goldstein, J.L. (1972). The central origin of the pitch of complex toneevidence from musical interval recognition. Journal of the Acoustical Society of America, 51 520−529.

220. Houtsma A.J.M., Durlach, N.I. & Braida, L.D. (1980). Intensity perception XI. Experiment results on the relation of intensity resolution to loudness matching. Journal of the Acoustics Society ofAmerica, 68, 807−813.

221. Hourdin C., Charbonneau G., Moussa T. A multidimensional scaling analysis of musical instruments' timevarying spectra. Computer Music Journal 19(1) 1997.

222. Hummel R., Kimia B., Zucker S., Deblurring W. Gaussian blur, Computer vision, graphics, and image processing 38, pp.66−80, 1987.

223. Kendall, R. A., Hajda and Carterette, E. C. Perceptual scaling of simultaneous wind instrument timbres. Music Perception, 8, 1991 pp.369−404.

224. Kendall R. A. and Carterette E. C. Verbal attributes of simultaneous wind instrument timbres//II.Adjectives induced from Piston’s Orchestration.:Music Perception, vol. 10, no. 4, 1993 pp. 469−502.

225. Kostek B. Computing in Acoustics, Applications of Neural Networks, Fuzzy Logic and Rough Sets to Musical Acoustics, Studies in Fuzziness and Soft Computing Physica Verlag, Heidelberg, New York 1999.

226. Krumhansl C. L. Why is musical timbre so hard to understand? // S. Nielzin & O. Olsson (Eds.), Structure and perception of electroacoustic sound and music.: Amsterdam: Elsevier. (Excerpta Medica 846), 1989 pp.43−53.

227. Jensen K. Timbre models of musical sounds.: University of Copenhagen — PHD, 1999.

228. Jensen K. Construction d’un clavier MIDI, Projet de fin d’etude, ENSEEIHT, Toulouse, France, 1988.

229. Jensen K. Evaluation et construction d’un synthetiseur musical. Rapport de fin d’etude DEA, ENSEEIHT, Toulouse, France, 1989.

230. Jensen K. The French addword, an entropy approach. IBM internal, Paris, 1993.

231. Jensen K. The control of musical instruments, Proceedings of the Nordic Acoustical Meeting, pp 379−383, The Acoustical Society of Finland, Helsinki, Finland, 1996.

232. Jensen K. The control mechanism of the violin, Proceedings of the Nordic Acoustical Meeting, pp 373−378, The Acoustical Society of Finland, Helsinki, Finland, 1996.

233. Jensen K. Spectral envelope modeling. Proc. DSAGM, pp 91−97, Dept. of Computer Science, University of Copenhagen, 1998.

234. Johnson S.C. Psychometrika № 32 (1967) — pp. 241−254.

235. Kostek B. Soft Computing in Acoustics.: Physica-Verlag, 1999 pp.258.

236. Kostek B., Wieczorkowska A. Study of parameter relations in musical instrument patterns, AES preprint 4173 (E-6), Presented at the 100th Audio Engineering Society convention, Copenhagen, May 11−14 1996.

237. Krimphoff J., McAdams S., Winsberg S. Caracterisation du timbre des sons complexes. II Analyses acoustiques et quantification psychophysique. Journal de Physique IV, Colloque C5, Vol. 4. 1994.

238. Kronland-Martinet R. The wavelet transform for analysis, synthesis, and processing of speech and music sounds. Computer Music Journal, 12(4), 1988.

239. Kruskal, J. B. Nonmetric multidimensional scaling: A numerical method.: Psychometrika, 29, 1964 pp.115−129.

240. Kuwano S, Namba S, Berglund B, Berglund U, Lindberg S. On the definition of loudness, noisiness and annoyance using selected description method. // Proc. 5th Congr. Noise as a Public Health Problem № 3, 1988 pp.223−228.

241. Landy, L. What’s the Matter with Today’s Experimental Music? Organized Sound Too Rarely Heard.: Singapore. Harwood Academic Publishers, Switzerland, 1991 — p.310.

242. Lazier, A., & Cook, P. (2003). MOSIEVIUS: Feature driven interactive audio mosaicing. In Proceedings of the COST-G6 Conference on Digital Audio Effects (DAFx) (pp. 312−317). London, UK.

243. Lerdahl F. and Jackendoff R. A generative theory of tonal music.: MIT, Cambridge, 1983 -p.368.

244. Licklider, J. C. R. Basic Correlates of the Auditory Stimulus. // In Handbook of Experimental Psychology, S.S. Stevens ed.: New York, Wiley, 1951 -pp.112−124.

245. Lindemann, E. (2001, November). Musical synthesizer capable of expressive phrasing United States Patent. US Patent 6,316,710.

246. Lindsay, A. T., Parkes, A. P., & Fitzgerald, R. A. (2003). Description-driven context-sensitive effects. In Proceedings of the COST-G6 Conference on Digital Audio Effects (DAFx). London, UK.

247. Lindsay P., Norman D. Human information processing: An introduction to psychology. Academic Press, 1977.

248. Livshin, A., Peeters, G., & Rodet, X. (2003). Studies and improvements in automatic classification of musical sound samples. In Proceedings of the international computer music conference (icmc).Singapore.

249. Logan B. Mel frequency cepstral coefficients for music modeling // Proceedings of International Symposium on Music Information Retrieval (ISMIR), 2000.

250. Lomax K. (1996). The development of a singing synthesiser. In 3″ emes journees d’informatique musicale (jim). lie de Tatihou, Lower Normandy, France.

251. Martin K. Sound-Source Recognition: A Theory and Computational Model. Ph.D. Dissertation, MIT, 1999.

252. Matthews M., Miller J., David E. Pitch synchronous analysis of voiced speech. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 33, No.2, February 1961.

253. McAdams S. A meta-analysis of acoustic correlates of timbre dimensions. //Ppt presentation. CIRMMT Schulich School of MusicMcGill University, 2004.

254. McAdams S., Beauchamp J. W., Meneguzzi S. Discrimination of Musical Instruments Sounds Resynthesized with Simplified Spectrotemporal Parameters, JASA 104(2), 1999 -pp.96−111.

255. McAdams S. Identification of sound events. // Cognitive Psychology of music.: Oxford press, 1993;pp.11−18.

256. McAdams S. Music: a science of mind?: Contemporary Music Review, 2, 1987, -pp. 1−61.

257. McAdams S., Winsberg S., Donnadieu S., G de Soete, and Krimphoff J. Perceptual scaling of synthesized musical timbres: Common dimensions, specificities, and latent subject classes //Psychological Research, 58, 1995 — pp. 177−192.

258. McAdams S. Psychological constraints on form-bearing dimensions in musicContemporary Music Review, 1989 pp.35−48.

259. McAdams S. Recognition of sound sources and events // Thinking in sound.: Oxford., 2001. -pp.66−80.

260. McClelland E. B, Trueblood R. P, C. M. Eastman: Two approximate operators for a data base query language: SoundsLike and Close To, IEEE Transactions on Systems, Man, and Cybernetics, Vol. l8,No.6, Nov./Dec. 1988, pp873−884.

261. Meddis R., Hewitt M. Virtual pitch and phase sensitivity of a computer model of the auditory periphery. I: Pitch identification. J. Acoust. Soc. Am. 89(6), June 1991.

262. Meddis R., Hewitt M. Virtual pitch and phase sensitivity of a computer model of the auditory periphery. II: Phase sensitivity. J. Acoust. Soc. Am. 89(6), June 1991.

263. Miller, G.A. & Taylor, W.G. (1948). The perception of repeated bursts of noise. Journal of the Acoustical Society of America, 20, 171−182.

264. Miranda E. An artificial intelligence approach to sound design.: Computer Music Journal, 19(2), 1995. — pp.59−75.

265. Moore F., The dysfunction of MIDI, Computer Music Journal, Vol. 12, No. 1, Spring 1988.

266. Moorer J. The use of the phase vocoder in computer music applications.: Journal of the Audio Engineering Society, vol. 26, num. 1−2, 1978 pp. 42−45.

267. Moorer J. The heterodyne filter as a tool for analysis of transient waveforms, Memo AIM-208, Stanford University, 1973.

268. Moorer J. The synthesis of complex audio spectra by means of discrete summation formulas. J. Audio. Eng. Soc. Vol. 24, No. 9, November 1976.

269. More J. The Levenberg-Marquardt algorithm: Implementation and theory. Lecture notes in mathematics, Edited by G. A. Watson, Springer-Verlag, 1977.

270. Moravec, O., Stepanek, J.: Verbal description of musical sound timbre in Czech language. Proceedings of the Stockholm Music Acoustics Conference (SMAC'03), Stockholm, 2003 643−645.

271. A. Moller, Transformation mellem musikinstrumenter, Master study report 96−11−2. Computer Science Department, University of Copenhagen, 1997.

272. Paterson R. A pulse ribbon model of monaural phase perception. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 82, No. 5, November 1987.

273. Phillips D., Parvis A., Johnson S. Multirate additive synthesis. Proc. of the Int. Comp. Music Conf. 1996.

274. Piston W. Orchestration.: London, Gollancz, 1991 -p.240.

275. Pitt. M. Evidence for a Central Representation of Instrumental Timbre // Perception and Psychophysics 1995., 57, 1 -pp.43−55.

276. Plomp R. Aspects of Tone Sensation.: London.: Academic press, 1976 — 190 p.

277. Plomp R. The Intelligent Ear.: 2nd ed. London: Lawrence Erlbaum Associates, 2002 -p.211.

278. Plomp R. Timbre as a multidimensional attribute of complex tones. // Plomp R. and Smoorenburq G.F. (eds.), Frequency analysis and periodicity detection in hearing.: Sijthoff, Leiden, 1970 pp. 397−414.

279. Pollard H., Jansson E. A tristimulus method for the specification of musical timbre.: Acustica, vol. 51. 1982 pp. 162−171.

280. Portnoff M. Implementation of the digital phase vocoder using the fast Fourier transform.: IEEE Transactions on Acoustics, Speech and Signal Processing, vol. ASSP-24, num. 3, 1976 pp. 243−248.

281. Poulsen T. Psykoakustiske Malemetoder. LAT, Version 3.0. Danish Technical University, 1996.

282. Osaka, N., Timbre morphing and interpolation based on a sinusoidal model, ICA/ASA joint meeting, Seattle 83−84, 1998.

283. Osaka N., and Hikichi T., Visual manipulation environment for sound synthesis, modification and performance, Proc. ICMC 429−432, Beijing, 1999.

284. Namba S., Kuwano S., Hashimoto T., Berglund B., Da Rui Z., Schick A., Hoege H., Florentine M. Verbal expression of emotional impression of sound: a cross-cultural study.: J., Acouct., Soc., Jpn. (E). № 12,1,1991 -pp.22−46.

285. Namba S., Kuwano S., Schick A. The measurement of meaning of loudness, noisiness and annoyance in different countries // Proc. Int. Congr. Acoust., Cl-1., 1986 pp.55-.78.

286. Neisser, U. Cognition and Reality San Francisco.: W.H. Freeman, 1976 — 23Op.

287. Nosulenko V. The estimation of sound intensity when subjects communicate // Soviet and Western perspectives in Social psychology. New York: Pergamon press, 1979. P. 227−233.

288. Nosulenko V. The psychophysics of a complex signals: Problems and Perspectives // Soviet Psychology, 1989, № 1. P. 62−78.

289. Nosulenko V. Space-Time in Auditory Perception // Soviet Journal of Psychology, 1989, № 2. P. 25−37.

290. Nosulenko V. Problems of ecological psychoacoustics // Proceedings of the Sixth Annual Meeting of the International Society for Psychophysics. Wursburg, 1990. P. 135−139.

291. Nosulenko V. Psychological Peculiarities and Acoustical Environment Changes // International Journal of Psychology, 1991, № 5. P. 623−632.

292. Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. La methode d’analyse des verbalisations libres: une application a la caracterisation des bruits de vehicules II Informations sur les Sciences Sociales, 1998, Vol. 37, № 4, P. 593−611.

293. Nosulenko V., Parizet E., Samoylenko E. Differences individuelles de perception de bruits de vehicules a moteur Diesel. Il Revue francaise de marketing, 2000. N 179/180. P. 157−165.

294. Nosulenko V., Rabardel P. (Eds.) Rubinstein aujourd’hui. Nouvelles figures de l’activite humaine. Toulouse — Paris: Octares Maison des Sciences de l’Homme. 2007.r.

295. Nosulenko V., Samoylenko E. Approche systemique de l’analyse des verbalisations dans le cadre de l’etude des processus perceptifs et cognitifs. Il Informations sur les Sciences Sociales. 1997. Vol. 36, N 2. P. 223−261.

296. Nosulenko V., Samoylenko E. Evaluation de la qualite percue des produits et services: approche interdisciplinaire // International Journal of Design and Innovation Research, 2001, Vol. 2, N 2, P. 35−60.

297. Nosulenko V.N., Samoylenko E.S. Psychological methods for the study of Augmented Environments // S. Lahlou (Ed.) Designing User Friendly Augmented Work Environments. London: Springer Verlag. 2009. P. 213−236.

298. Nosulenko V., Samoylenko E., McAdams S. L’analyse de descriptions verbales dans l’etude des comparaisons de timbres musicaux II Journal de physique, 1994, Vol. 4, № C4, P. 637−640.

299. Nosulenko V., Starikova I. Preference, evaluation subjective et verbalisation des differences entre les fragments musicaux enregistres en WAVE et MP3 // Actes du lOeme Congres Francais d’Acoustique, Lyon, 12−16 Avril 2010.

300. Quatieri T., McAulay R. Speech transformations based on a sinusoidal representation, ШЕЕ Trans, on Acoustics, Speech and Signal Proc., vol. ASSP-34, No. 6, Dec. 1986.

301. Quinn B. Estimating frequency by interpolating using frequency coefficients. ШЕЕ Trans, on Signal Processing, Vol. 42, No. 5, May 1994.

302. Quiros F., Enriquez P. Real-time loose-harmonic matching fundamental estimation for musical signals. Proc. IEEE, 1994.

303. Rabiner L., Cheng M., Rosenberg A. A comparative performance study of several pitch detection algorithms. ШЕЕ Trans. ASSP, Vol. ASSP-24, No. 5, October 1976.

304. Rabiner L. On the use of autocorrelation analysis for pitch detection. ШЕЕ Trans. ASSP, Vol. ASSP-25, No. 1, February 1977.

305. Rabiner L., Schafer R. Digital processing of speech signals. Prentice-Hall, 1978.

306. Rasch, R. and Plomp, R. The Perception of Musical Tones. Psychology of music.: New York, Academic Press, 1982 p.290.

307. Rasamimanana N. «Geste instrumental du violoniste en situation de jeu: analyse et modelisation «, PHD, Universite Pierre et Marie Curie (Paris 6), 2008.

308. Richard G. Modelisation de la composante stochastique de la parole. These de Doctorat en Sciences de l’universite Paris XI. 1994.

309. Risset J. Computer Study of Trumpet Tones.: Journal of the Acoustical Society of America, vol. 33,1965 pp. 91 — 98.

310. Risset, J. & Wessel, D. Exploration of timbre by analysis and synthesis. //The Psychology of Music, D. Deutsch (ed.).: New York. Academic Press, 1982 pp. 2658.

311. Risset J-C. Timbre analysis by synthesis: Representation, imitation and variants for musical composition. In Representations of musical signals. G. de Poli, A. Piccialli, C. Roads, Editors. The MIT Press, London 1991.

312. Roads C. Introduction to granular synthesis. Computer Music Journal, Vol. 12, No. 2, summer 1988.

313. Robinson E. A historical perspective of spectrum estimation. Proc. of the IEEE, Vol. 70, No. 9,1982.

314. Roederer, G. (1979). Introduction to the Physics and Psychophysics of Music. Heidelber€ Springer Verlag.

315. Rodet X. and Bennett G. Synthesis of the singing voice. Cambridge, MA, USA: MIT Press, 1989 p.420.

316. Rodet X., Depalle P., Poiret G. Speech analysis and synthesis methods based on spectral envelopes and voiced/unvoiced functions. European Conference on Speech Technology, Edinburgh, September 1987.

317. Rossing T. The science of sounds, Addison-Wesley, 1990.

318. Rovan J., Wanderley M., Dubnov S., Depalle P. Instrumental gestural mapping strategies as expressivity determinants in computer music performance. Proc. KANSEI The technology of emotions. A. Camurri, Editor. University of Genova, 1997.

319. Sachs C. The History of Musical Instruments. J. M. Dent & Sons, Ltd (London, 1942) — p.440.

320. Sandell G., Martens W. Perceptual evaluation of principal-component-basedsynthesis of musical timbres. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 43, No. 12, December 1995.

321. Sandell G. Share timbre database, http://sparky.parmly.luc.edu/sharc, 1998.

322. Sethares, W.A. (1993). Local consonance and the relationships between timbre and scale. Journcal of the Acoustical Society of America, 94, 1218−1228.

323. Schaeffer P. Traite des objets musicaux: Essai interdisciplines.- ParisEditions du Seul, 1966. — Livres III-IY.

324. Scheirer E., Slaney M. Construction and evaluation of a robust multifeature speech/music discriminator. Proc. ICASSP, April 21−24, Munich, 1997.

325. Schiffman, S., Reynolds, L. M. and Young, F. W. Introduction to Multidimensional Scaling: Theory, Methods and Applications. Academic Press, London., 1981.

326. Schoeder M., Hall J. Optimizing digital speech coders by exploiting masking properties of the human ear. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 66, No. 6, December 1979.

327. Schumacher R., Chafe C. Characterization of aperiodicity in nearly periodic signals.

328. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 91 No. 1, January 1992. 333. Schouten, J.F. The Perception of Timbre.: In Reports of 6th International Congress on Acoustics, Tokyo, Japan, 1968, pp.32−44.

329. Schoenberg A. New Aspekte der Orchestration!// Gespmche mit Komponisten von Gluck bis zurrElektronik. -Zurich: Manesse, 1965. pp. 208−218.

330. Schwarz D. «Corpus-Based Concatenative Synthesis: Assembling sounds by content-based selection of units from large sound databases «, IEEE Signal Processing, vol. 24, n° 2, Mars, 2007.

331. Schwarz H. Numerical Analysis, Wiley, 1989.

332. Seashore, C.E. Psychology of Music. Originally published by McGraw-Hill in 1938, and reprinted, 1967 p.580.

333. Seashore, C. The harmonic structure of a musical tone. Musical Quarterly, 25:6−10., 1939.

334. Seashore, C. In search of beauty in music: a scientific approach of music esthetics. Greenwood Publishing Group, Westport, CT., 1981.

335. Serra X. A System for Sound Analysis/Transformation/Synthesis Based on a Deterministic Plus Stochastic Decomposition. PhD dissertation.: STAN-M-58, Music, CCRMA, Stanford University, 1989.

336. Serra X., Smith J. Spectral modeling synthesis: A sound analysis/synthesis system based on a deterministic plus stochastic decomposition, Computer Music Journal, vol. 14, No. 4, winter 1990.

337. Serra X., Bonada J., Herrera P., Loureiro R. Integrating complementary spectral models in the design of a musical synthesizer. Proc. of the Int. Comp. Music Conf. 1997.

338. Shepherd, R. and Simpson, P. Perception of musical instrument timbre: A review and some methodological problems. Presented at the Proceedings of the Society for Research in Psychology of Music and Music Education, October 1981, Southlands.

339. College, Roehampton Institute of Higher Education., Psychology of Music, 10(2):46−47., 1982.

340. Shepherd, R. The analysis of proximities: multidimensional scaling with an unknown distance function I & II. Psychometrika, pp. 125−140., 1962.

341. Shepherd, R. The purpose of multidimensional scaling, In Multidimensional Scaling (Vol. l), pp. 1−20. Seminar Press, New York., 1972.

342. Shiraishi S., masters thesis. A Real-Time Timbre Tracking Model Based on Similarity.: Institute of Sonology Royal Conservatory, The Hague, 2006.

343. Sirker U. The timbre in music and its significance for musical Hearing // 44th AES Convention, Rotterdam 20−22, 1973; pp.21−34.

344. Slawson, A. W. Vowel quality and musical timbre as functions of spectrum envelope and fundamental frequency. Journal of the Acoustical Society of America, 43(1):87−101., 1968.

345. Sloboda, J. The musical mind: the cognitive psychology of music.: Clarendon, Oxford, 1985. p.240.

346. Smith, R. A. and Mercer, D. Possible causes of woodwind tone colour. Journal of Sound and Vibration, 21(3):347−358., 1947.

347. Snitkin, H. R. Effects of reed type and player on the listener’s ability to discriminate differences in oboe tone quality. PhD, University of Connecticut., 1975.

348. Solomon, L. N. Semantic approach to the perception of complex sounds. Journal of the Acoustical Society of America, 30:42125., 1958.

349. Solomon, L. N. Search for physical correlates to psychological dimensions of sounds. Journal of the Acoustical Society of America, 31:492−497., 1959.

350. Sprenkle, R. and Ledet, D. The Art of Oboe Playing. Sunny—Birchard Company, Evanstin, IL., 1961.

351. Stevens S. Psychophisics.: N.Y.: Wiley, 1975 258 p.

352. Stevens S. and Volkmann J. The relation of pitch to frequency.: American Journal of Psychology, 1940 pp.53 — 67.

353. Stepanek. J. The study of violin timbre using spontaneous verbal description and verbal attribute rating.: Forum Acusticum, Sevilla, Spain, 2002 — pp.33−46.

354. Stepanek, J., Moravec, O.: Verbal description of musical sound timbre in Czech language and its relation to musicians profession and performance quality. Proceedings of the Conference on Interdisciplinary Musicology (CIM05), Montreal (2005).

355. Stepanek J., Syrovy V., Otcenasek Z. Spectral features influencing perception of pipe organ sound.: Forum Acusticum, Budapest, 2005 — pp.42−57.

356. Stepanek J., Syrovy V., Otcenasek Z. Acoustical correlates of the main features of violin timbre perception.: Proc, Colloq. Interdisciplinary Musicology, Montreal, Quebeq, 2005 pp.24−44.

357. Strong, W. and Clark Jr, M. Perturbations of synthetic orchestral wind instrument tones. Journal of the Acoustical Society of America, 41(2):277−285., 1967.

358. Stockhausen K. Two lectures. Lecture 1: Music in space> Die Reihe, 1961.

359. Szwarcman D. Text-sound composition / / Ruch Musicny., 1978. № 16. — pp. 4−6.

360. Sundberg J. The science of the singing voice, Northern Illinois University Press1987.

361. Susini, P., McAdams, S., and Winsberg, S., «A Multidimensional Technique for Sound Quality Assessment» .: Acta Acustica, 85, 1999 650−656.

362. Tae Hong Park. Towards Automatic Musical Instrument Timbre Recognition. Ph.D. Dissertation, Princeton University, NJ, USA, 2004.

363. Tellman E., Haken L., Holloway B. Timbre morphing of sounds with unequal numbers of features. J. Audio Eng. Soc. Vol. 43, No. 9, September 1995.

364. Terhardt, E. & Fasti, H. (1971). Zum Einfluss von Stortonen and Sttirgerauschen auf die Tonhiih von Sinustiinen. Acustica, 25, 53−61.

365. Terhardt E. On the perception of periodic sound fluctuations (roughness). Acustica, 30, 1974.

366. The Psychology of Music, D. Deutsch (ed.).: New York. Academic Press, 1982.

367. Torgerson, W. S. Theory and methods of scaling.:New York, Wiley, 1956.

368. Truax B. Discovering inner complexity: Time shifting and transposition with a realtime granulation technique. Computer Music Journal. 18(2), summer 1994.

369. Ystad S., Guillemain P., Kronland-Martinet R. Estimation of parameters corresponding to a propagative synthesis model through the analysis of real sounds. ProcICMC, 1996.

370. Ystad S. Sound modeling using a combination of physical and signal models. Doktor ingeni0ravhandling, NTNU, Norway. 1998.

371. Varese E. The Liberation of Sound. / Perspectives of New Music. Vol. 5. No. 1 (FallWinter, 1966). P. 18.

372. Veldhuis R. A computationally efficient alternative for the Linjencrants-Fant model and its perceptual evaluation. J.Acoust. Soc. Am. 103(1), January 1998.

373. Vertegaal R. and Bonis E. ISEE: An intuitive sound editing environment.: Computer Music Journal 18(2), 1994 pp. 21−29.

374. Vertegaal R., Eaglestone B. A comparison of input devices in an ISEE direct timbre manipulation task. Interacting with Computers, Vol. 8, No. 1, pp. 13−30, 1996.

375. Umemoto, T. Developmental approaches to music cognition and behavior. JSTOR: Music perception, 1996 pp.353−365.

376. Wake S., Asahi T. Sound retrieval with intuitive verbal expression. ICAD, 1998 -pp.44−70.

377. Wanderley M., Battier M., Depalle P., Dubnov S. Gestural research at IRCAM: A progress report. Proc. Journee Informatique Musicale, La Londe-les-Maures, 1998.

378. Webster, J. C. Book review of 'Akustische und Psychometrische Untersuchungen an Klarrinettenklangen'. Journal of the Acoustical Society of America, 46:51—52., 1969.

379. Webster, J. C., Woodhead, M. M. and Carpenter, A. Perceptual constancy in complex sound identification. British Journal of Psychology, 61:481−489., 1970.

380. Wedin, L. and Goude, G. Dimension analysis of instrumental timbre. Scandinavian Journal of Psychology, 13:228−240., 1972.

381. Wehner, W. The effects of four profiles of oboe reeds on intonation. Journal of Research in Music Education, 18:242−247., 1970.

382. Weickert J. Coherence-enhancing diffusion of colour images, to appear in Image and Vision Computing, 1998.

383. Weickert J. Coherence-enhancing diffusion filtering, to appear in Int. J. of Comp. Vision, 1999.

384. Wente, E. The characteristics of sound transmission in rooms. Journal of the Acoustical Society of America, 7:123—126., 1935.

385. Wessel, D.L., Bristow, D. & Settel, Z. Control of phrasing and articulation in synthesis// Proceedings of the 1987 International Computer Music Conference.: Computer Music Association, San Francisco, 1987 pp. 108−116.

386. Wessel D. L. Timbre Space as a Musical Control Structure Computer Music Journal -№ 4,1979 -pp.34−50.

387. Wieczorkowska, A. Classification of musical instrument sounds using decision trees. // 8th International Symposium on Sound Engineering and Mastering, ISSEM'99, 1999 — pp.225−230.

388. White, J. L. A spectral analysis of the tones of five flutes constructed of different materials. PhD, University of North Carolina and Greensboro, Greensboro, 1980.

389. Wiener, N. Generalised harmonic analysis. Acta Mathamatica, 55:117−258., 1950.

390. Winckel, F. Music, Sound and Sensation: A Modern Exposition. Dover Publications, New York., 1967.

391. Winsberg, S. and Carroll, J. D. A quasi-nonmetric method for multidimensional scaling via an extended Euclidean model. Psychometrika, 58:217−229., 1989.

392. Winsberg, S. and De Soete, G. A latent class approach to fitting the weighted Euclidean model CLASCAL. Psychometrika, 58:315−330., 1993.

393. Wolfram S. The mathematica book. Cambridge university press, 1996.

394. The ZIPI music interface language, Computer Music Journal 18(4), 1994.

395. Zolzer, U. (Ed). DAFX: Digital Audio Effects.: John Wiley and Sons, Chapter 8: Arfib, D., Keiler, F. and Zolzer, U. Source-filter Processing, 2002 pp.60−84.

396. Zwicker E., Flottorp G., Stevens S. Critical band width in loudness summation. J. Acoust. Soc. Am. Vol. 20, No. 5, May, 1957.i.

397. ЗЬуки 16 музыкальных инструментов.

398. О-Гобой CI. С2=*ларнеты (в разных регистрах) Х1, Х2ДЗ=сахсофоны (разных строев) ЕХ=аиглийсюш рожок, FX-sicrropjia, Sl, S2, S3=4CTpyHHbie (разные приемы йумяшчб нжsul tasto, arco. sul pontioello) ТР=*ц"уб",.

399. ГМ=тромбон, FL-флвЙ!", ВЫ=фагог.

400. Негармоническая кочастотная энергия шума риод атаки.

401. Тембровое пространство Д. Грея J. Grey.1. Высшие гармоники.

402. Тембровое пространство С. МакАдамса S. МсAdams.dark.

403. Тембровое пространство Я. Степанека J. Stepanek.

404. Структура проведенного эксперимента.

405. X образом. можно было характеристикумодификаций. сравнить, отражающую.

406. Виды примененных трансформаций:

407. Коэффициент модификаций частоты центроида: а) понижения, б) повышения.

408. Кривые огибающих для различного времени атаки — а) более долгой, б) более короткой.

409. Индекс Гармоники Яркость Время атаки Шум1 8.7 9.8 5.2 7.12 7.2 8.5 4.8 7.23 4.9 6.9 3.8 5.64 2.1 4.3 2.6 1.55 0.7 0.7 0.7 0.76 1.3 5.0 2.0 4.67 4.0 6.8 2.5 6.18 5.7 8.3 4.0 6.89 8.6 9.3 2.6 8.41. Комментарии:

410. Самая небольшая величина- 5 — Оригинальный, первоначальный звук- 9 — Самая большая величина.

411. Психоакустические расстояния между звуками, сравниваемые с исходным звуком.

412. Гармоники Яркость Время атаки Шум.

413. Психоакустические расстояния между звуками, соответствующими исходному с разницей в 95%.

414. Краткий анализ аудиопримеров из произведения Ж. Риссе J. Risset. «Юг» («Sud») (1985).

415. Утреннее море. Щебетанье птиц. Синтетические облака гармоний. Нарастание гибридизированных звуков. Жара: созвучие настоящих и синтезированных звуков птиц и насекомых.1. Зов колокол и звуки моря. Ветер, волны, потоки энергии — воображаемая буря.

416. I. Звуки моря постепенно гармонизируются в со ль-диез (G#). Развёртывание гармонической сетки в разнообразных пульсациях — из.

417. Риссе Ж. «Юг: гибридная и естественная цифровая музыка». Бюллетень CPRIM, том 2/1987, стр.6−9запрограммированных пассажей, птичьих голосов, прибрежных волн, и постепенное затихание.1. Список примеров:

418. Примеры натуральных звуков: записи прибоя, насекомых, птиц, деревянных и металлических колокольчиков, а также — короткие пассажи на пианино.

419. Примеры синтезированных звучаний.

420. Примеры применения основных методов тембровой трансформации: фильтрации, модуляции, реверберации, моделирования пространства (зрайаНгищ), микширования и гибридизации.

421. Пример «перекрестного синтеза» трансформаций звуков прибоя.

422. Механизм тембрового анализа с помощью «Sonic Visualiser» и «Vamp audioanalysis plugins» .

423. Fie Ecfit vtev* Pane Layer Transform Help.

424. J i lJ m «M «M > a * o * * 91:54 1:55 1 56 1:57 1:58 !:!-Plugln 3a-ame:er1. Program plano1. TUned Con/off) m.

425. Base Pitch (HID), 153 0000 Z.

426. Tuning of A: Н2) fi j"40.0000 Z1. Sustain (on-cfl) ?o< ~ir~cercel1.ч'цу^- ¡-ff**" ••"(««» fW (««'ГЩ'm—ié-'itü-Hi' i —» —> *j». i, iu."ii—""iuCiii, Ku-.3i: ««шивяшги! ir m miMMMHMBBMwtM—¦fili.

427. Visible 1:51.334 Ic 2:05.028 (dj-atlon 10.693)identified1. Onset1. Events.

428. Exponential s Decay I Function1. cal Mean Threshold Function1. Flux Function.

429. Спектрограмма мелодической последовательности.

430. Показ спектральной флуктуации, фаз атаки, стационарной части и спада, зоны центроида.

431. Обобщенный вид спектральной флуктуации.

432. Пример того, как Sonic Visualiser выводит спектрограмму и график спектральной функции в точке курсора. Инструмент измерения позволяет точно замерить частоты, а линейка на нём показывает гармонические колебания.

433. W Ш1 9 • -au |ав.1"И .¦ 1*11 * 1 8″ ,. ДИСзчг!" «SS* If1. Зрмо &-1Л ум? ffi*. J H «M M И «& Я ч. «А.

434. Сравнение двух спектрограмм ^^.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой