Режиссура и дирижирование: проблемы взаимодействия в оперном театре XX — начала XXI веков
Диссертация
Монография Е. А. Акулова «Оперная музыка и сценическое действие» предлагает фундаментальный взгляд на явление музыкальной драматургии, являясь, — если воспользоваться сравнением, — оперным аналогом трудов Б. Зингермана, С. Владимирова, Б. Костелянца, Э. Бентли, и рассматривает партитуру с точки зрения теории драмы. А поскольку Евгений Акуловпрактикующий дирижер с большим оперным стажем… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая. Режиссура и дирижирование: пути развития в дорежиссерскую эпоху и сложности объединения в оперном спектакле
- Глава вторая. Концептуально-театральное мышление в дирижировании: качественные изменения во времени
- Глава третья. Дирижирование как современное интерпретаторское явление
- Глава. четвертая. Повествовательная оперная режиссура и дирижирование
- Глава II. ятая. Поэтическая оперная режиссура и дирижирование
- Глава III. естая. Проблемы музыкальности в оперных постановках драматических режиссеров новейшего времени
Список литературы
- Агафоиников Н. Симфоническая партитура. Л.: Музыка, 1981. 196 с.
- Актер. Персонаж. Роль. Образ. JL: ЛГИТМиК, 1986.180 с.
- Акулов Е. Оперная музыка и сценическое действие. М.: ВТО, 1978. 455 с.
- Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: Советский композитор, 1986.225 с.
- Ансимов Г. Режиссер в музыкальном театре. М.: ВТО, 1980. 318 с.
- Аппиа А. Живое искусство. Сборник статей, составление, перевод и комментарий Анны Бобылевой. М.: ГИТИС, 1993, 100 с.
- Аристотель. Соч. в 4-х томах. М.: Мысль, 1983. Т.4. 830 с.
- Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
- Асафьев Б. Об опере. Л.: Музыка, 1985.343 с.
- Барбой Ю. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988. 200 с.
- Барсова И. Книга об оркестре. М.: Музыка, 1969. 231 с.
- Баткин Л. Итальянское возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989. 270 с.
- Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.444 с.
- Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. М.: Музыка, 1972.203 с.
- Берлиоз Г. Дирижер оркестра. М.: Юргенсон, 1893.40 с.
- Бернстайн Л. Музыка всем. М.: Советский композитор, 1978. 261 с.
- Бершадская Т. Гармония как элемент музыкальной системы. СПб.: UT, 1997. 156 с.
- Бизе Ж. Кармен. Буклет. М.: Геликон-опера, 1996.
- Бизе Ж. Письма. М.: Музыка, 1988. 478 с.
- Благодатов Г. История симфонического оркестра. Д.: Музыка, 1969.312 с.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978. 332 с.
- Боровский В. Московская опера С.И.Зимина. М.: Советский композитор, 1977.174 с.
- Бояджиева JI. Рейнхардт. Л.: Искусство, 1987. 221 с.
- Браудо И. Артикуляция. Л.: Музыка, 1973. 198 с.
- Брук П. Блуждающая точка. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. 288 с.
- Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976.239 с.
- Буш Ф. Из жизни музыканта. Л.: Музыка, 1983.183 с.
- Бушен А. Молодой Верди. Л.: Музыка, 1989. 367 с.
- Бушуева С. Итальянский современный театр. Л.: Искусство, 1983.176 с.
- Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 695 с.
- Вагнер Р. Статьи и материалы. М.: Музыка, 1974.199 с.
- Вайнгартнер Ф. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам. М.: Музыка, 1965. Т.1. Бетховен. 305 с.
- Вайнгартнер Ф. О дирижировании. JL: Тритон, 1927. 46 с.
- Вальденго Д. Я пел с Тосканини. JL: Музыка, 1989.168 с.
- Вальтер Б. Тема с вариациями. Воспоминания и размышления. М.: Музыка, 1969. 362 с.
- Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово: В 3-х ч. М.: Музыка, 1972.4.1. 1972. 150 с. Ч.ч. 2,3.1978. 366 с.
- Вельтер Н. Об оперном театре и о себе. JL: Советский композитор, 1984. 196 с.
- Верди Д. Избранные письма. М.: Музгиз, 1959. 647 с.
- Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1990.442 с.
- Владимиров С. Действие в драме. JL: Искусство, 1972.159 с.
- Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. М.: Эксмо, 2005. 635 с.
- Вопросы фортепианной педагогики. Вып.З. М.: Музыка, 1971.
- Ворбс Г. Х. Мендельсон-Бартольди. М.:Музыка, 1966. 318 с.
- Гарен Э. Проблемы итальянского Возрождения. М.: Прогресс, 1986. 392 с.
- Гачев Г. Содержательность художественных форм. М.: Просвещение, 1968. 303 с.
- Гвоздев А. Западноевропейский театр на рубеже XIX XX столетий. Очерки. JL- М.: Искусство, 1939.377 с.
- Герцман Е. Музыка Древней Греции и Рима. М.: СПб.: Алетейя, 1995.334 с.
- Гинзбург JI. Избранное. М.: Советский композитор, 1981. 302 с.
- Гительман JI. Из истории зарубежной режиссуры. Авторская режиссура (Античность. Средневековье. Возрождение). СПб.: СПб ГАТИ, 1997. 28 с.
- Гительман Л. Из истории французской режиссуры. Л.: Искусство, 1976. 84 с.
- Гительман Л. Идейно-творческие поиски французской режиссуры XX века. Л.: Искусство, 1988. 72 с.
- Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. Л.: Советский композитор, 1989. 349 с.
- Гликман И. Письма к другу. М.: DSCH, СПб.: Композитор, 1993. 335 с.
- Гобби Т. Мир итальянской оперы. М.: Радуга, 1989.317 с.
- Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. 1873 1889. Л.: Музыка, 1973. 327 с.
- Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905 1917. Л.: Музыка, 1975.368 с.
- Горович Б. Оперный театр. Л.: Музыка, 1984. 224 с.
- Грасси П. Мой театр. М.: Искусство, 1982.312 с.
- Громов П. Герой и время. Л., 1961.579 с.
- Даль Монте Т. Голос над миром. М.: Искусство, 1966.277 с.
- Данте Алигьери. Божественная комедия. М.: Правда, 1982. 640 с.
- Данько Л. Оперы С. Прокофьева. Л.: ГМИ, 1963.64 с.
- Данько Л. Комическая опера в XX веке. Л.- М.: Советский композитор, 1976.200 с.
- Дехант Г. Дирижирование. Н. Новгород, 2000.446 с.
- Дирижерское исполнительство. Практика. Теория. Эстетика. / Ред.-сост. JI. Гинзбург. JL- М.: Музыка, 1975. 631 с.
- Доминго П. Мои первые сорок лет. М.: Радуга, 1989. 303 с.
- Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. JL: Музгиз, 1952.344 с.
- Дудка Ф. Основы нотной графики. Киев: Музична Украша, 1985.200 с.
- Дуков Е. Концерт в истории западноевропейской культуры. М.: Классика XXI, 2003.255 с.
- Евреинов Н. Театр как таковой. СПб.: Изд-во Н. И. Бутковской, 1912.118 с.
- Ержемский Г. Закономерности и парадоксы дирижирования. СПб.: Деан, 1993.258 с.
- Завадская Е. Культура Востока в современном западном мире. М.: Наука. 1977. 167 с.
- Зингерман Б. Очерки по истории драмы 20 века. Чехов, Стриндберг, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка. Ануй. М.: Наука, 1979.392 с.
- Иванов В. Очерки по истории семиотики в СССР. М., 1976.
- Иванов К. Волшебство музыки. М.: Молодая гвардия, 1983.159 с.
- Иванов-Борецкий М. Музыкально-историческая хрестоматия. М.: Музгиз, 1936.212 с.
- Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 2. М.: Музыка, 1966- вып. 6. М.: Музыка, 1971.
- Кан Э. Элементы дирижирования. Л.: Музыка, 1980.216 с.
- Каплан Э. Жизнь в музыкальном театре. Л.: Музыка, 1969. 220 с.
- Каре А. История оркестровки. М.: Музыка, 1990. 302 с.
- Кенигсберг А. Рихард Вагнер. Л.: Музыка, 1972.
- Коммиссаржевский Ф. Театральные прелюдии. М.: А. П. Коркин, А. В. Бейдеман и К0,1916.170 с.
- Кондрашин К. О дирижерском прочтении симфоний П.И.Чайковского. М.: Музыка, 1977.240 с.
- Конен В. Клаудио Монтеверди. М.: Советский композитор, 1971.323 с.
- Конен В. Театр и симфония. М.: Музыка, 1968.351 с.
- КорыхаловаН. Музыкально-исполнительские термины. СПб.: Композитор, 2000. 207 с.
- Косаковский Д. О методике интонационно-действенного анализа оперной драматургии. Л.: ЛГК, 1982. 44 с.
- Костелянец Б. Драма и действие. Лекции по теории драмы. Л.: ЛГИТМиК, 1976.112 с.
- Крэг Э. Воспоминания, статьи, письма. М.: Искусство, 1988. 397 с.
- Кречмар Г. История оперы. Л.: ACADEMIA, 1925.406 с.
- Кристи Г. Работа Станиславского в оперном театре. М.: Искусство, 1952. 284 с.
- Купер Э. Статьи. Воспоминания. Материалы. М.: Советский композитор, 1988. 270 с.
- Кургатников А. Императорский Михайловский театр. СПб.: Лик, 2001. 215 с.
- Курышева Т. Театральность и музыка. М.: Советский композитор, 1984.201 с.
- Ла Скала. Альбом. Автор текста Тарасов Л.: Музыка, 1989.159 с.
- Лайнсдорф Э. В защиту композитора. М.: Музыка, 1988. 302 с.
- JIanno-Данилевский А. Методология истории. СПб, 1910.4.1. Теория исторического знания. 292 с.
- Левашова О. Пуччини и его современники. М.: Советский композитор, 1980. 525 с.
- Левик С. Записки оперного певца. М.: Искусство, 1962. 712 с.
- Лесс А. Титта Руффо. Жизнь и творчество. М.: Советский композитор, 1983.135 с.
- Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. М.-Л.: Государственное музыкальное издательство, 1940. 716 с.
- Лихачев Д. О филологии. М.: Высшая школа, 1989.206 с.
- Лихачев Д. Текстология. М.- Л.: Из-во АН СССР, 1962. 605 с.
- Лосев А. История античной эстетики: В 2 кн. М.: Искусство, 1992. Кн. 1.1992. 656 с. Кн. 2.1994. 603 с.
- Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. М. Искусство, 1976.367 с.
- Лосский В. Мемуары. Статьи и речи. Воспоминания. М.: Гос. муз. издат., 1959.402 с.
- Лотман Ю. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. 384 с.
- Мазель В. Музыкант и его руки. СПб.: Композитор, 2002.179 с.
- Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М.: Советский композитор, 1978. 352 с.
- Малер Г. Письма. Воспоминания. М.: Музыка, 1964. 635 с.
- Малько Н. Воспоминания. Статьи. Письма. JL: Музыка, 1972. 383 с.
- Малько Н. Основы техники дирижирования. М.- Л.: Музыка, 1965.219 с.
- Мария Каллас. Биография. Статьи. Интервью. М.: Прогресс, 1978.264 с.
- Маркарьян Н. Портреты современных дирижеров. М.: Аграф, 2003.302 с.
- Марков П. Новейшие театральные течения (1898−1923). М.: Ред-изд. отд. ВСНХ, 1924. 68 с.
- Марков П. В театрах разных стран. М.: ВТО, 1967.393 с.
- Мейер К. Шостакович, жизнь, творчество, время. СПб: Композитор, 1998. 551 с.
- Мейерхольд В.Э. «Пиковая дама». Замысел, воплощение, судьба. СПб.: Композитор, 1994.408 с.
- Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая. 1891−1917. М.: Искусство, 1968. 350 с.
- Мейерхольд В. Переписка. 1896−1939. М.: Искусство, 1976. 464 с.
- Михайлов Л. Семь глав о театре. М.: Искусство, 1985. 335 с.
- Мравинский Е. Записки на память. Дневники. 1918 1987. СПб: Искусство, 2004. 651 с.
- Музыка. Сборник статей. Выпуск III. М., 1982.
- Музыкальный театр. События. Проблемы. М.: Музыка, 1990. 281 с.
- Музыкальный театр: драматургия и жанры. М., 1983.
- Мусин И. О воспитании дирижера. Л.: Музыка, 1987. 246 с.
- Мусин И. Техника дирижирования. JL: Музыка, 1967. 352 с.
- Мусоргский М. Письма. М.: Музыка, 1984.359 с.
- Мюнш Ш. Я дирижер. М.: Музыка, 1982. 63 с.
- Направник В. Эдуард Францович Направник и его современники. JL: Музыка. 1991.462 с.
- Никиш А. и русская музыкальная культура. JL: Музыка, 1975. 199 с.
- Образцова А. Синтез искусств и английская сцена на рубеже XIX—XX вв.еков. М.: Наука, 1984. 333 с.
- Опера в современной культуре Запада. М.: Гос. б-ка СССР им. В И. Ленина, 1989.
- Очерки по истории европейского театра / Под ред. А. А. Гвоздева, А. А. Смирнова. Пг., 1923. 311 с.
- Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс. 1991.480 с.
- Пазовский А. Записки дирижера. М.: Музыка, 1966. 562 с.
- Памяти Н.С. Рабиновича. Washington.: Н.А. Frager& Co., 1996.246 с.
- Пастура Ф. Беллини. М.: Молодая гвардия, 1989.351 с.
- Перевод средство взаимного сближения народов. М.: Прогресс, 1987.638 с.
- Пиковая дама. Сборник статей и материалов к постановке оперы «Пиковая дама»" народным артистом республики Вс.Э.Мейерхольдом в государственном Малом театре. Л.: Гос. акад. Малый оперный театр, 1935. 52 с.
- Письма к другу. Дмитрий Шостакович Исааку Гликману. М. DSCH-СПб: Композитор, 1993. 335 с.
- Покровский Б. Введение в оперную режиссуру. М.: ГИТИС, 1985. 73 с.
- Покровский Б. Об оперной режиссуре. М.: ВТО, 1973. 308 с.
- Покровский Б. Размышления об опере. М.: Советский композитор, 1979. 279 с.
- Покровский Б. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. 343 с.
- Потапова Н. Мейерхольд режиссер советского музыкального театра. Л.: ЛГИТМиК, 1979. 26 с.
- Проблемы театральности. Сборник научных трудов. СПб. 1993.150 с.
- Прокофьев С. Материалы. Документы. Воспоминания. М. 1961.
- С.С.Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка. М.: Советский композитор, 1977. 598 С.
- Пуччини Д. Письма. Л.: Музыка, 1971. 366 с.
- Робинсон П. Караян. М.: Прогресс, 1981.168 с.
- Рождественский Г. Треугольники. М.: Слово, 2001. 940 с.
- Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: В 8-ми вып. М.: Музыка, 1986. Вып. 1.1986.310 с.
- Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В 8-ми вып. М.: Музыка, 1986. Вып. 2. 1987. 390 с.
- Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. В 8-ми вып. М.: Музыка, 1986. Вып. 3. Музыканты прошлых лет. 1988.255 с.
- Ротбаум Л. Опера и ее сценическое воплощение. М.: Советский композитор, 1980. 262 с.
- Рудницкий К. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 526 с.
- Румянцев П. Станиславский и опера. М.: Искусство. 1969. 493 с.
- Руссо Ж-Ж. Сочинения. Калининград: Янтарный сказ, 2001. 414 с.
- Руффо Т. Парабола моей жизни. М.- JL: Музыка, 1966.435 с.
- Ручьевская Е. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 1998. 267 с.
- Ручьевская Е. «Руслан» Глинки, «Тристан» Вагнера и «Снегурочка» Римского-Корсакова. СПб.: Композитор, 2002. 396 с.
- Ручьевская Е. Функции музыкальной темы. JI.: Музыка, 1977.160 с.
- Сабинина М. Взаимодействие музыкального и драматического театров в XX веке. М.: Композитор, 2003. 210 с.
- Савинов Н. Мир оперного спектакля. М.: Музыка, 1981. 286 с.
- Савшинский С. Пианист и его работа. JL: Советский композитор, 1961.270 с.
- Самосуд С. Статьи. Воспоминания. Письма. М.: Советский композитор, 1984. 232 с.
- Сидоров А. Р.Вагнер. М.: Журнальное газетное объединение. 1934. 271 с.
- Скудина Г. Монтеверди. М.: Музыка, 1998.124 с.
- Соколов А. Теория стиля. М., 1968.223 с.
- Соллертинский И. Глюк. М.- Л.: Музгиз, 1937.48 с.
- Соллертинский И. Заметки о комической опере. М.: Музгиз, 1962.24 с.
- Соллертинский И. И. Шекспир и мировая музыка. М.: Музгиз, 1962.47 с.
- Соловцова Л. Джузеппе Верди. М.: Музыка, 1981.416 с.
- Соловьева И. Ветви и корни. М.: Искусство, 1998.
- Соловьева И. Немирович-Данченко. М.: Искусство, 1979. 407 с.
- Соловьева И. Спектакль идет сегодня. М.: Искусство, 1966.184 с.
- Станиславский К. Из записных книжек. Т. 1 (1888 1911). М.: ВТО, 1986- Т.2 (1912 — 1932). М.: ВТО, 1986.
- Станиславский К. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1962. 575 с.
- Станиславский репетирует. Записи и стенограммы репетиций. М.: СТД, 1987. 592 с.
- Станиславский К. Собрание сочинений в 8 томах. М., 1959.
- Стоковский JI. Музыка для всех нас. М.: Советский композитор, 1959. 216 с.
- Стрел ер Д. Театр для людей. М.: Радуга, 1984.310с.
- Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. 468 с.
- Тарасов JI. Театр Ла Скала. М., 1989. 158 с.
- Тилес Б. Дирижер в оперном театре. Л.: Музыка, 1974.
- Товстоногов Г. Зеркало сцены: В 2 кн. Л.: Искусство, 1984. Кн. I. О профессии режиссера. 1984. 304 с. Кн. 2. Статьи, записи репетиций. 1984.368 с.
- Тосканини А. М.: Музыка, 1971.309 с.
- Третьякова Е. Проблемы сценического воплощения советской оперы. Опыт МАЛЕГОТа в 1920—1930 годы. Л.: ЛГИТМиК, 1985. 24 с.
- Третьякова Л. Дмитрий Шостакович. М.: Советская Россия, 1976.239 с.
- Труды по знаковым системам. Тарту, 1973.
- Тюлин Ю. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974.359 с.
- Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. СПб.: Мирт, 2001. 428 с.
- Ученые записки Тартусского Государственного университета. Вып. 308. Тарту. 1973.
- Феллини о Феллини. М.: Радуга, 1988.476 с.
- Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга, 1984.407 с.
- Фельзенштейн В., Мельхингер 3. Беседы о музыкальном театре. Л.: Музыка, 1977.63 с.
- Фрейденберг О. Поэтика сюжета и жанра. Л.: Гослитиздат, 1936.454 с.
- Хайкин Б. Беседы о дирижерском ремесле. Статьи. М.: Советский композитор, 1984. 240 с.
- Чайковский на московской сцене. М., 1940.450 с.
- Чайковский П. Дневники 1873−1891. СПб.: ЭГО Сев. олень, 1993.294 с.
- Чайковский П. О музыке, о жизни, о себе. Л., Музыка, 1976. 272 с.
- Чайковский П. Полное собрание сочинений. М.: Музгиз, 1962. Т. 7. Письма. 1962. 644 с.
- Черкашина М. Историческая опера эпохи романтизма. Киев: Музична Украина, 1986. 149 с.
- Чудновский М. Режиссер ставит оперу. М.: Искусство, 1967.216 с.
- Шаляпин Ф. Маска и душа. М.: В/О Союзтеатр, 1990. 317с.
- Швейцер А. И.С. Бах. М.: ОГИЗ. 1934.272 с.
- Шекспир и театр: Сборник научных трудов. СПб.: ЛГИТМиК, 1993.118 с.
- Шенберг А. Письма. СПб.: Композитор, 2001.461 с.
- Шестаков В. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII вв.еков. М.: Музыка, 1971. 688 с.
- Шестаков В. От этоса к аффекту. М.: Музыка, 1975. 351 с.
- Шкловский В. О теории прозы. М.: Советский писатель, 1983. 383 с.
- Шостакович Д. О времени и о себе. 1926 1975. М.: Советский композитор, 1980. 375 с.
- Шоу Б. О музыке. М.: Аграф, 2000.302 с.
- Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 томах. М.: Искусство, 1964.
- Эстетические идеи в истории зарубежного театра: Сб. науч трудов. Л.: ЛГИТМиК, 1991. 152 с.
- Юссон. Р. Певческий голос. М.: Музыка, 1974.262 с.
- Юткевич С. Поэтика режиссуры. М.: Искусство, 1986. 465 с.
- Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.460 с.
- Ярустовский Б. И.Стравинский. Л.: Музыка, 1982. 262 с.
- Ярустовский Б. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. М.: Искусство, 1971. 356 с. 232. «Der Ring». Bayreuth 1976−1980. Pierre Boulez, Patrice Chereau. Paris. 1980.
- Dain A. Les Manuscrits. Paris. 1949. 198 p.
- Ember I. Musik in der Malerei. Budapest.: Corvina, 1984.361. P
- Felsenstein W. Schriften zum Musiktheater. Berlin.: Kunst und Gesellschaft, 1976. 576 p.
- Felsenstein W. Die Pflicht, die Wahrheit. Berlin: Edition Suhrkamp. 1971.217 s.
- Felsenstein W. Theater. Gespraeche. Briefe. Dokumente. Berlin. 1991.340 s.
- FelsensteinW. Bekenntnis zum musizierenden Theater. Berlin. 1972. 234 s.
- Felsenstein W., Herz J. Musiktheater. Leipzig.: Reclam.jun., 1976.432 р.
- Jahrbuch der Komischen Oper. II. Berlin. 1962.
- Jahrbuch der Komischen Oper. VIII. Berlin. 1968.
- Haendel-Jarbuch. 1974. Leipzig.
- Herz J. Briefe. Vortrage. Notate. Gesprache. Essays. Berlin. 1989.
- Herz J. Theater Kunst des Erfullten Augenblicks. Berlin: Henschelverlag, 1989.
- Herz J. Uber Musiktheater. Berlin. 1974.
- Kendal A. The Chronicle of Classical Music. London.: Thames and Hudson, 2000.
- Klemperer O. Gespraeche. Briefe. Dokumente. Berlin. 1991.
- Kohl C., Krause E. Felsenstein auf der Probe. Berlin. 1971.
- Kolodin I. The Metropolitan Opera 1883−1966: A Candid History. NY. 1968.
- Konold W. Deutsche Oper einst und jetzt. Kassel. 1980.
- Lebrecht N. The Maestro Myth. Kensington: Citadel Press, 1992. 393 p.
- Liebermann R. Opernjahre. Berlin und Muenchen. 1977.
- Matthews M. The History of Musical Instruments and Music-Making. London.: South water, 2001.
- Opera America Profile. NY. 1978.
- Schreier P. Aus meiner Sicht. Gedanken und Errinerungen. Berlin. 1983.
- Schuenemann G. Geschichte des Dirigirens. Berlin. 1913.
- Walter Br. Gustav Mahler. Berlin und Frankfurt a. Main: Fischerverlag, 1957.
- Weimarer Beitrage. Heft 2. Weimar. 1983.
- Wolf H. Ch. Musikgeschichte in Bilder. Oper. Leipzig.: Deutscher Verlag fuer Musik. 2000.
- Zimmermann B.A. Die Soldaten. Stuttgart. 1989.1. Статьи из сборников
- Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч. в 4-х томах.1. М.: Мысль, 1983. Т.4.
- Асафьев Б. О лирике «Пиковой дамы» Чайковского // Пиковая дама. Сборник статей и материалов к постановке оперы «Пиковая дама» народным артистом республики Вс. Мейерхольдом в Государственном академическом Малом оперном театре. JI., 1935. С. 20−24.
- Барбой Ю. Теория перевоплощения и система сценического образа // Актер. Персонаж. Роль. Образ. JL: ЛГИТМиК, 1986. С. 21−35.
- Вагнер Р. О дирижировании // Дирижерское исполнительство. Практика. Теория. Эстетика. М.: Музыка, 1975.
- Висконти JI. Мой театр // Висконти о Висконти. М.: Радуга, 1990.
- Гвоздев А. Оперно-балетные постановки во Франции XVI—XVII вв.. // Очерки по истории европейского театра / Под ред. А. А. Гвоздева, А. А. Смирнова. Пг., 1923.
- Иванова В. Актер роль и персонаж: / К вопросу о диалектике взаимоотношений в сценическом образе / // Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л.: ЛГИТМиК, 1986. С 5−23.
- Крейнина Ю. Некоторые проблемы оперного театра 1970 1980-х годов / по материалам прессы ФРГ, Австрии, Швейцарии / // Музыкальный театр. События. Проблемы. М.: Музыка, 1990. С 17−41.
- Кремнггейн Б. О педагогике Г.Г. Нейгауза // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М.: Музыка. 1971.
- Копчевский Н. Артур Шнабель исполнитель и педагог. // Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3. М.: Музыка. 1971.
- Левин Л. Американский оперный театр 1970 1980 годов: проблемы и решения // Музыкальный театр. События. Проблемы. М., 1992. С. 231−281.
- Левин Л. Экономические и организационные проблемы западноевропейского музыкального театра (70-гг. XX в.) // Музыка. Вып. III. М., 1982. С. 13−36.
- Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1.
- Лотман Ю., Успенский Б. Миф имя — культура // Ученые записки Тартуского Государственного университета. Вып. 308. Тарту, 1973. С 23−37.
- Луначарский А. Для чего мы сохраняем Большой театр // В мире музыки. М., 1971. С. 300 303.
- Мейерхольд В. К истории и технике театра // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая. 1891−1917. М.: Искусство. 1968. С.105−142.
- Мейерхольд В. К постановке «Тристана и Изольды» на Мариинской сцене 30 октября 1909 года // Мейерхольд В. Э. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Часть первая. 1891 1917. М.: Искусство. 1968. С. 143 — 161.
- Пантиелев Г. Современный оперный театр ФРГ // Опера в современной культуре Запада. М.: Гос. библиотека СССР им. В. И. Ленина, 1989. С. 23−28.
- Семенов Ю. Французская опера в зеркале прессы 1970 -1980 годов // Музыкальный театр. События, проблемы. М., 1990. С. 198−215.
- Соллертинский И. Мейерхольд и музыкальный театр // Пиковая дама. Сборник статей и материалов к постановке оперы «Пиковая дама» народным артистом республики Вс. Мейерхольдом в Государственном академическом Малом оперном театре. Л., 1935. С. 20−24.
- Стахорский С. О художественном синтезе оперы // Музыкальный театр: драматургия и жанры. М., 1983. С. 116 126.
- Феллини Ф. Интервью о кино // Феллини о Феллини. М.: Радуга, 1988. С. 12−127.
- Фельзенштейн В. Беседа с Гансом Гарольдом Отто // Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга. 1984. С. 113−120.
- Фельзенштейн В. Беседа с музыкальным критиком Э.Краузе перед открытием театра «Комише опер» после реконструкции // Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга. 1984. С. 106−112.
- Фельзенштейн В. Верди и опера наших дней // Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга. 1984. С. 154−155.
- Фельзенштейн В. К дискуссии о театре в газете «Теглихе рундшау» // Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга. 1984. С. 17−19.
- Фельзенштейн В., Либерманн Р. Диалоги во время репетиций // Фельзенштейн В. О музыкальном театре. М.: Радуга. 1984. С. 154−155.
- Felsenstein W. Der Weg zum Werk // Jahrbuch der Komischen Орег. II. Berlin. 1962. S. 10 21.
- Felsenstein W. Ueber das neue Publikum // Felsenstein W., Herz J. Musiktheater. Leipzig. 1976. S. 20 35.
- Herz J. Opernregie im Kreuzfeuer // Herz J. Theater Kunst der erfuellten Augenblieks. Berlin. 1989. S. 319 — 326.
- Абальян Б. В хоровом дирижировании количество посредников сведено к минимуму // Скрипичный ключ. 2005. № 3−4. С. 41−43.
- Алексеев Н. Мое число тринадцать // Вечерний Петербург. 2000. 28 января.
- Алексеев Н. Точка соприкосновения // Скрипичный ключ. 2003. № 1.С. 22−25.
- Альтшулер В. В жестах хорошего дирижера есть перспектива // Скрипичный ключ. 1996. № 1. С. 29 34.
- Арто А. Театр жестокости. Первый манифест // Театр. 1991. № 6. С. 120−127.
- Ашкенази В. От музыки не отдыхаю // Культура. 1995. 28 января.
- Барсова JI. Репетиция оркестра // Скрипичный ключ. 1998. № 3. С.28−31.
- Берглунд П. Дирижер это музыкант, который не играет // Вечерний Петербург. 2001. 8 февраля.
- Бялик М. «Комише опер»: зримая зима // Ленинградская правда. 1980. 9 октября. № 232. С. З
- Бялик М. Памятные вехи прокофьевского года // Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 105−111.
- Бялик М. Пора нам в оперу скорей // Советская музыка. 1991. № 6. С.62−67.
- Бялик М. «Похищение» в дар // Театр. 1986. № 10. С. 3542.
- Бялик М. Торжество режиссуры // Музыкальная жизнь. 1990. № 23. С.29−30.
- Гергиев В. Темп // Ваш досуг. 2003.28 апреля 4 мая.
- Гительман Л. «Евгений Онегин» П.И.Чайковского // Театр. 1983. № 6. С. 9−12.
- Гительман Л. Как разыграли Дона Паскуале // Вечерний Ленинград. 1980.15 июля. № 161. С. 3.
- Гительман JI. По законам сценического действия // Вечерний Ленинград. 12 мая.
- Горн М. Неоновая совесть «Бориса» // Скрипичный ключ. 2002. № 8. С. 36−37.
- Груева Е. Такая, какой ее видел Мериме // Советская культура. 1983.23 августа.
- Данько Л. Вечная молодость // Театр. 1983. № 6. С.2−8.
- Данько Л. Каждый спектакль праздник // Советская музыка. 1984. № 12. С.53−61.
- Данько Л. Театр жизненной правды // Вечерний Ленинград. 1990. 10 октября.
- Зандерлинг К. Они делали историю, я делал музыку // Скрипичный ключ. 2003. № 1. С. 33 39.
- Калитин Н. Главное музыка: / Заметки о режиссуре"Ла Скала"/ // Театр. 1965. № 2. С.135−143.
- Кац А. Плати денежки. П Скрипичный ключ. 2004. № 2. С.3−5.
- Кириллина Л. Орфизм и опера // Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 83−94.
- Козенин И. Москва Берлин // Музыкальная жизнь. 1980. № 19. С.1
- Колобов Е. Если в зале сидят Янковский, Раушенбах и Глузский для меня это уже аншлаг // Скрипчиный ключ. 1997. № 1. С. 32−35.
- Кончаловский А. Магия музыки, магия искусства // Музыкальная жизнь. 1988. № 2. С. 12−13.
- Кончаловский А. Пиковая дама означает тайную недоброжелательность // Советская культура. 1990. 27 января. № 4. С. 11.
- Корд К. Медленную музыку труднее заполнить содержанием // Смена. 2002. 18 апреля.
- Кордунер А. Симфония для театра Канчели-Кахидзе-Стуруа // Театральная жизнь. 1988. № 11. С 10 -12.
- Корнакова М. Рулетенбургские сновидения // Петербургский театральный журнал. 1992. № 0.
- Крайнев В. Холод, жар, чистота, независимость // Вечерний Петербург. 2000. 7 апреля.
- Крамер В. Новый «Борис Годунов» бьет по эмоциям // Смена.2002.11 июня.
- Креницкая Н. Клякса // Скрипичный ключ. 2003. № 1.
- Кружнов Ю. На заре деятельности // Скрипичный ключ. 1999. № 6. С. 5 -11- 2001. № 1. С. 3 5.
- Купфер Г. Оперные тайны // Театр. 1989. № 10. С. 90−93.
- Лейферкус С. Я просто купался в роли Энрике // Вечерний Петербург. 2000.11 июля.
- Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр.1980. № 1. С. 89−99.
- Лютш В. «Пиковая дама» // Музыка и революция. 1928. № 2.
- Маркарьян Н. Запаздывающий звук // Большой журнал Большого театра. 2003. № 3. С 66 69.
- Менухин И. Если вы забыли маленькие ноты, большие их обязательно съедят // Скрипичный ключ. 1996. № 1. С 12 14.
- Мета 3. Мы не знаем, когда заживут раны // Скрипичный ключ. 2003. № 2. С 32−35.
- Митта А. «В аспектах постмодернизма.» // Искусство кино. 1989. № 7. С. 65−79.
- Морозов Д. Живые образы легенды // Московская правда. 1989. 2 декабря.
- Нестьев И. «Игрок» в Большом театре // Музыкальная жизнь. 1974. № 22.С. 4−6.
- Нестьева М. Берлинские каникулы // Советская музыка.1990. № 12. С.112−121.
- Нестьева М. Мир един? // Музыкальная академия. 1993. № 1. С. 3−10.
- Нестьева М. «Музыка для живых» // Советская культура. 1988.12 марта. № 31. С. 5.
- Нестьева М. Чтобы праздник был со мной // Музыкальная академия. 1992. № 2. С. 29−35.
- Нозеда Д. Красноречивая тишина // Независимая газета. 2002.14 апреля.
- Орджоникидзе Г. Прокофьев в ГАБТе // Советская музыка. 1974. № 10. С. 27−36.
- Оссовский А. Из концертного зала // Слово. 1907. 21 октября.
- Орманди Ю. Интервью Герберту Пиндергасту // Советская музыка. 1975. № 7. С 110 115.
- Парин А. «В работе, в поисках пути.» // Театр. 1988. № 8. С. 67−78.
- Парин А. Два спектакля Стокгольмской оперы / «Дон Жуан» и «Лоэнгрин» / // Музыкальная жизнь. 1990. № 1. С. 6−7.
- Парин А. Корабль среди рифов // Музыкальная жизнь.1991. № 13, № 14. С. 24−25.
- Парин А. Любовь на сцене: балет, опера, драма: Поговорим о странностях любви на нашей сцене // Театр. 1991. № 12. С. 66−68.
- Парин А. Театр и критика: система зеркал или сообщающиеся сосуды? // Театр. 1992. № 6. С. 81−83.
- Парин А. Театр и музыка в спектаклях «Ла Скала» // Музыкальная жизнь. 1990. № 4. С.8−9.
- Перед премьерой // Биржевые ведомости. 1911.4 января.353. «Пиковая дама». Стенограмма репетиций // Театр. 1990. № 1. С. 128−130.354. «Пиковая дама». 1935 г. // Театральная жизнь. 1990. № 2. С.20−21.
- Полётова Л. Зрительный контрапункт оперы // Театр. 1989. № 10.
- Покровский Б. Беседы с мастером. Интервью // Музыкальная жизнь. 1973. № 13. С. 15−17.
- Покровский Б. Заметки о работе режиссёра и актёра в оперном театре // Советский артист. 1960.11,18 и 25 мая.
- Покровский Б. Музыкальный театр и время // Театр. 1969. № 3. С. 22−28.
- Покровский Б. Опера и режиссёр // Советская музыка. 1970. № 4.с.117−121.
- Покровский Б. Читая Шаляпина // Советская музыка. 1968. № 11. С.69−76.
- Потапова Л. Путешествие из Петербурга в Нью-Йорк // Музыкальная жизнь. 1993. № 1. С. 1.
- Потапова Л. Самобытность выстоит. «Отелло» в Кировском театре // Музыкальная жизнь. 1991. №№ 17. С.4−5.
- Рождественский Г. Дирижирование хитрая вещь // Смена. 31 августа.
- Сабинина М. Песнь надежды // Известия. 1988. 21 марта.
- Садых-заде Г. Владимир Мирзоев и Георгий Цыпин строят целостную версию «Кольца Нибелунга» //
- Петербургский Free Тайм. Декабрь 2002 январь 2003. № 12. С. 4.
- Светланов Е. Демократия и стрессы укорачивают жизнь дирижерам. Смена. 2001. 8 декабря.
- Светланов Е. Дирижирование это общение символов, магия, колдовство // Скрипичный ключ. 2002. № 8. С. 13−15.
- Сергеева Н. Будни Рулетенбурга // Театральная жизнь. 1974. № 21. С. 16 -17.
- Соколинский Е. Забавы смутного времени // Скрипичный ключ. 2004. № 2. С. 45−47.
- Ступников И. Визитная карточка искусства // Ленинградская правда. 1987.12 августа.
- Ступников И. Космические пришельцы и другие // Ленинградская правда. 1984.12 января.
- Ступников И. Лишь иногда щемит сердце // Театральная жизнь. 1974. № 10. С. 27.
- Ступников И. «Русское лето» в Великобритании // Советская культура. 1987. 5 ноября.
- Сумбур вместо музыки. Об опере «Леди Макбет Мценского уезда» // Правда. 1936. 28 января.
- Сутковский С. Армия троглодитов // Скрипичный ключ. 2003. № 2. С.38−39.
- Темирканов Ю. У хорошего человека всегда, на чем бы он ни играл, очень красивый звук // Скрипичный ключ. 2002. № 8. С 3 5.
- Тимофеевский А. Тоска по Веронике Фосс // Искусство кино. № 6. С. 140−144.
- Тимохин В. Театр «Ла Скала» в Москве // Советский артист. 1989. 28 октября.
- Третьякова Е. Играем Прокофьева // Театр. 1992. № 7. С.77−86.
- Третьякова Е. Триптих по Гофману // Театр. 1983. № 12. С.54−59.
- Федосеев В. Провал, а впечатление потрясающее // Скрипичный ключ. 2005. № 1. С. 35 38.
- Чепуров А. Гармония музыки и жизни // Вечерний Ленинград. 1985.19 января. С.З.
- Чепуров А. Миф об Отелло // За советское искусство. 1991. 23 мая. С. 2−3.
- Чепуров А. Николай Охотников // Театр. 1983. № 6. С. 49.
- Чепуров А. По законам, над собой признанным.II Вечерний Ленинград. 1985.29 июля. № 171, С. 3.
- Чепуров А. Фантазия в стиле Коровина // Мариинский театр. 1993. № 6. С. 3.
- Шеро П. Я забавляюсь // Театр. 1989. № 2. С.161−165.
- Шпет Г. Театр как искусство // Вопросы философии. 1988. № 11. С. 77−92.3 89. Щедрин Р. Мы были Дон-Кихотами // Скрипичный ключ. 2005. № 3−4. С. 8−10.
- Янсонс М. Нужно оторваться от земного притяжения // Скрипичный ключ. 1999. № 6. С. 49−53.
- Ярви Н. Я дирижер тех городов, где делают автомобили // Скрипичный ключ. 2001. № 7. С. 8 10.
- Ashbrook W. A Mixed Bag // Opera. 1983. N 3.
- Baumgart R. Mannerdammerung // Theater Heute. 1988. N 9.
- Berg L. Claudio Abbado. Die Verantwortung des Interpreten dem Kunstwerk gegenuber // Theater der Zeit. 1989. N 6.
- Bezold E. Breughelland ist abgebrannt. Grotesker Spuk mit Hintersinn// Salzburger Nachrichten. 1991.2. Oktober.
- Blumenfeld H. Two Premieres // Opera. 1985. N 9.
- Blyth A. Karajan’s first «Dutchman» // Opera. 1982. N 6.
- Blyth A. «Otello» // Opera. 1986. Autumn Festival Issue.
- Blyth A. Tarkovsky at the Covent Garden // Opera. 1983. N 12.
- Burton H. The Future of Opera // Opera. 1986. Autumn Festival Issue.
- Cannon R. Stanislavsky and the Opera // Opera 1982. N11.
- Celetti R. Le nouveau theatre // Opera international. 1987. N 1.
- Celetti R. A la recherche de la beaute // Opera international. 1990. N5.
- Celetti R. Opera teatro // Panorama. 1991. N 11.
- Chailly R. Das Interview // Das Opernglas. 1994. N 1.
- Felsenstein W. Antworten ueber Musiktheater // Theatre dans le Mond. Paris. 1951. № 1. P. 15 19.
- Demuth M. Traum, Hoffnung, Utopie // Theater der Zeit. 1989. N9.
- Dieckman F. Die Zauberflote auf der Felsenbuhne // Theater der Zeit. 1979. N11.
- Diederichs J. Zufallige Parodie // Buehne. 1988. Februar.
- Engelhardt M. Auf dem Weg zur «Fast-Food-Oper»? // Musica. 1988. N1.
- Fabian I. Amerikanisches Opern-Tagebuch // Opernwelt. 1980. N1.
- Fabian I. Oper in Amerika // Opernwelt. 1988. N 2.
- Fairman R. Callas the Juilliard Master Classes // Opera. 1983. N 10.
- Felsenstein W. Die Antworten uber Musiktheater // Theatre dans le Mond. 1951. N 1.
- Forbes E. Madam Butterfly // Opera. 1982. N 6.
- Friedrich G., Herz J. Musiktheater Versuch einer Definition // Theater der Zeit. 1960. N 6.
- Fritzsche D. Getraumte Emanzipation // Theater der Zeit. 1978. N3.
- Fritzsche D. Bruch mit Konventionen // Theater der Zeit. 1988. N5.
- Fritzsche D. Werkstatt-Tage des DDR-Musiktheater // Theater der Zeit. 1989. N 5.
- Herz J. Die neue Dimension des musizierenden Buhne // Das Orchester. 1968. N 9.
- Herz J., Seeger H. Diskussion: Das Musiktheater und die Leipziger «Meistersinger» // Musik und Gesellschaft. 1961. N 3.*
- Herz J. Frucht Lebendiger Theaterarbeit // Theater der Zeit. 1960. N2.
- Heymond G. A painful process // Opera News. 1987. November.
- Hiller C. Dabasein ist alles // Opernwelt. 1984. N 1.
- Hiller C. «Die New Yorker Met ist eine demokratische Institution». Gesprach mit A. Bliss // Opernwelt. 1983. N 13.
- Hubner U. Italiener in Leipzig // Theater der Zeit. 1989. N 8.
- John H. Налу Kupfer // Theater der Zeit. 1989. N 12.
- Johnas P. The impossible dream come true // Opera. 1990. N 8.
- Johnson R. Dream Come True // Opera News. 1982. November.
- Keiser A. Die Frage der Macht // Theater der Zeit. 1988. N 8.
- Keller H. Wagner and England // Opera. 1983. N 12.
- Koch G. Machen Bananen alles gut? // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 1991. 2. Oktober.
- Kranz D. Tiefgrundige Opera comique // Theater der Zeit. 1976. N1.
- Kroplin E. Utopie und Gegenwartigkeit // Theater der Zeit. 1979. N7.
- Lange W. Als fiilminantes Zeitstuck // Theater der Zeit. 1990. N2.
- Lange W. Am Ende einer Ara // Theater der Zeit. 1989. N 11.
- Lange W. Das halt einen Lebenslang in Atem: Gesprach mit J. Herz // Theater der Zeit. 1988. N 1.
- Lange W. Das Wetterleuchten des Genius // Theater der Zeit.1988. N1.
- Lange W. Garry Kupfer // Theater der Zeit. 1979. N 6.
- Lange W. Im Kafig gefangen // Theater der Zeit. 1989. N 1.
- Lange W. Joachim Herz // Theater der Zeit. 1979. N 4.
- Lange W. Trotz allem: Oper ist die modernste Kunst: Gesprach mit G. Friedrich // Theater der Zeit. 1990. N 4.
- Lange W. Verspielte Macht // Theater der Zeit. 1988. N11.
- Lange W. Zwei Opern uber Menschlichkeit und Unmenschlichkeit // Theater der Zeit. 1988. N 1.
- Loppert M. Identity Crisis // Opera. 1988. N 6.
- Loppert M. Othello // Opera. 1990. N 5.
- Mielitz K. Auf den Menschen fixieren // Theater der Zeit.1989. N10.
- Milnes R. Otello, Royal Opera at Covent Garden // Opera. 1987. N3.
- Milnes R. The Boulez «Ring»: Sight and Sound // Opera. 1983. N12.
- Milnes R. «Macbeth» for today // Opera. 1990. N 6.
- Mordden E. The Once and Future of American Opera // Opera News. 1975. August.
- Neef S. Im Spannungsfeld zwieschen Felsenstein und Brecht // Theater der Zeit. 1979. N 8.
- Osborne R. Boris Godunow // Opera. 1984. N 1.
- Osborne R. «Rigoletto» // Opera. 1982. N 9.
- Pountney D. The joy of Rimsky // Opera. 1988. N 12.
- Richter R. Das phantasische Gesindel an der Runden Ecke // Suddeutsche Zeitung. 1991. 2. Oktober.
- Rienacker G. Modern komponieren // Theater der Zeit. 1989. N2.
- Rosenthal H. Bayreuth «The best-laid schemes o' mice an' men.» // Opera. 1983. Autumn.
- Rosenthal H. David Pountney // Opera. 1983. N 10.
- Rosenthal H. «Rigoletto» at the Coliseum // Opera. 1982. N 11.
- Schebera J. «Grosse» Oper in Zeiten schwersten Kriese und Kulturreaktion? // Theater der Zeit. 1990. N 3.
- Schramm L. Oper und Gegenwart // Theater der Zeit. 1960. N 2.
- Schuppert W. Johannes Winkler // Theater der Zeit. 1989. N 4.
- Schwinger E. Der Weltuntergang findet nicht statt // Das neue Zeitung. 1991.2. Oktober.
- Seyfarth S. Die Frage der Macht // Theater der Zeit. 1988. N 8.
- Smith P. Not Strictly an Opera // Opera. 1985. N 4.
- Stern M. Der grosse Tag des Zorns an der Oper // Die Union. 1991. 1. Oktober.
- Streller F. Vom Kometen gestreift, und sie machen weiter, weiter// Suddeutsche Zeitung. 1991.10. Oktober.
- Sutcliffe J. An Orgy of Music Theater // Opera. 1988. N 12.
- Thiel K. Das Wesentliche ist unsichtbar? // Theater der Zeit. 1989. N3.
- Thiel K. Dieses Schauplatz in Brennspiegel // Theater der Zeit. 1979. N10.
- Zauft K. Warum spielen wir «Barock-Opern»? // Theater der Zeit. 1988. N1.1. Рукописные материалы.
- Альтшулер В. Функции оркестра и место дирижера в сценической интерпретации оперы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб, 2005. 194 с.
- Felsenstein W. Briefe. Rep. 010, Ila. №№ 1406, 1950−1959.
- Felsenstein W. Briefe. Rep. 010, lib. №№ 1794, 1960−1969.
- Felsenstein W. Briefe. Rep. 010, lib. №№ 1795,1970−1976.