Либретто отечественной оперы: аспекты интерпретации литературного первоисточника
Диссертация
В выборе сюжетов устойчивой тенденцией русской оперной либретти-стики является тяготение к классике. Наиболее притягательными фигурами для русской оперы как XIX, так и XX веков остаются Пушкин и Гоголь. Во второй половине XX века творчество Гоголя, как великого исследователя дисгармонии человеческой жизни, в контексте социальных проблем оказалось особенно востребованнымпостоянно растет… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА И АППАРАТ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Либретто и литературный первоисточник: из истории изучения вопроса
- 2. Основополагающие понятийно-терминологические установки
- Глава 2. ПРИНЦИПЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРВОИСТОЧНИКА ПРИ СОЗДАНИИ ОПЕРНОГО ЛИБРЕТТО
- 1. Эволюционно-исторические связи оперной либреттистики с литературой и драматическим театром
- 2. Структура текста либретто и принципы интерпретации литературного первоисточника
- 3. Фазы интерпретации литературного первоисточника
- Глава 3. ТИПЫ ТВОРЧЕСТВА ИНТЕРПРЕТАТОРА ЛИБРЕТТИСТА
- 1. Либреттист-драматург — соавтор композитора
- 2. Творчество либреттиста-подтекстовщика
- Глава 4. РОМАН Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
- В ИНТЕРПРЕТАЦИИ С. ПРОКОФЬЕВА
- 1. Разработка идеи и построение сюжета либретто
- 2. Преобразование словесного текста
Список литературы
- АБРАМОВСКИЙГ. К Оперное творчество А. Н. Серова.— СПб.: Канон, 1998. — 172 с., ил.
- АЙХЕНВАЛЬДЮ. Силуэты русских писателей / Предисл. В. Крейда- Худож. В. Е. Валериус. — М.: Республика, 1994. — 591 е.: ил. — (Прошлое и настоящее).
- АКОПЯНЛ. Анализ глубинной структуры музыкального текста.— М.: Музыка, 1995. — 156 с.
- АКУЛОВ Е. А. Оперная музыка и сценическое действие. — М.: ВТО, 1978. — 455 е., ил. нот.
- АЛЕКСАНДРОВАн. Музыка и слово в опере// Сов. музыка.— 1940. —№ 10.
- АЛЬШВАНГА. П. И. Чайковский. — Изд. 2-е. — М.: Музыка, 1967. —928 с.
- АРАНОВСКИЙМ. Музыкальный текст. Структура и свойства. — М.: Композитор, 1998. — 344 с.
- АРАНОВСКИЙМ. Речевая ситуация в драматургии оперы «Семен Котко"// С. С. Прокофьев. Статьи и исследования / Сост. В. Блок.— М.: Музыка, 1972.— С. 59−95.
- АРИСТОТЕЛЬ. Об искусстве поэзии (Поэтика).— М.: Гослитиздат, 1957. — 183 с.
- АРХИПОВА И. Максимально соответствовать оригиналу // Муз. жизнь. — 1985. — № 12. — С. 2.
- АСАФЬЕВ Б. В. Избранные труды. Том I. Избранные работы о М. И. Глинке. — М.: АН СССР, 1952.— 400 с.
- АСАФЬЕВ Б. В. Избранные труды. Том II. Избранные работы о238
- П. И. Чайковском, А. С. Даргомыжском и др. русских композиторах. — М.: АН СССР, 1954.—384 с.
- АСАФЬЕВ Б. В. Избранные труды. Том III. Композиторы «Могучей кучки». В. В. Стасов. — М.: АН СССР, 1954.— 335 с.
- АСАФЬЕВЕ. В. Избранные труды. Том IV. — М.: АН СССР, 1955.— 440 с.
- АСАФЬЕВЕ. Музыкальная форма как процесс. Кн. первая и вторая. — М.: Музыка, 1971.— 376 с.
- АСАФЬЕВ Б. В. Об опере: Избранные статьи / Сост. и авт. вступ. ст. JI. А. Павлова-Арбенина. — Л.: Музыка, 1976. — 336 с.
- АСАФЬЕВ Б. В. О музыке Чайковского.— Л.: Музыка, 1976.— 376 с.
- АСАФЬЕВ Б. В. Речевая интонация.— М.- Л.: Музыка, 1965.— 136 с.
- АСЛАНЬЯН М. Г. Принципы вокального интонирования и структурной организации прозаического текста в опере С. Прокофьева «Игрок»: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1987. — 178 с.
- БАЕВА А. А. Музыкальный театр. Опера//История современной отечественной музыки: Учебное пособие.— Вып. 3. 1960−1990/ Ред.-сост. Е. Долинская. — М.: Музыка, 2001. — С. 186−255.
- БАЕВА А. А. Поэтика жанра: Современная русская опера. — М., 1999. — 188 с.
- БАЕВА А. А. Русская лирико-психологическая опера: 60−80-е годы XX века / Гос. ин-т искусствознания. — М.: ГИИ, 1996. — 188 е., нот., ил.
- БАКУ ЛИН В. Лейтмотивная и интонационная драматургия в опере Римского-Корсакова «Царская невеста» // Вопросы оперной драматургии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Тюлина. — М.: Музыка, 1975. — С. 274−314.
- БАЛАБАНОВИЧЕ. 3. Чехов и Чайковский. 3-е изд., доп. — М.: Московский рабочий, 1978. — 184 с.239
- БАРАНОВ О. Гипертекстовая субкультура: Лит. критика. // Знамя. — 1997. — № 7. — С. 202−205.
- БАРИНОВА Л. Н. Работа К. С. Станиславского над оперой «Евгений Онегин» (Оперная студия Большого театра, 1922 г.): Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1996. — 123 с.
- БАРТ, Ролан. От произведения к тексту // Вопр. лит.— 198 811. —С. 125−132.
- БАРУТЧЕВА Э. Модест Чайковский и авторское право либреттиста // Интернет-сайт www. Libretto. ru konlan ogl. html.
- БАХТИН М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках: Опыт философского анализа // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. — М.: Наука, 1997. — С. 227−244.
- БАХТИНЫ. М. Человек в мире слова / Рос. открытый ун-т.— М., 1995. — 139 с.
- БАХТИНМ. М. Эстетика словесного творчества. — 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. —444 е.
- БЕЛЕНКОВА И. Я. К проблеме диалога в опере (на материале лири-ко-психологической оперы П. И. Чайковского): Дис.. канд. искусствоведения.—Л., 1983. —206 л.
- БЕЛИНСКИЙ В. Г. Разделение поэзии на роды и виды// Белинский В. Г. Полное собр. соч. в 13-ти томах. Т. 3. — М., 1978. — С. 294−350.
- БЕЛЯЕВ, Виктор. К вопросу о советском оперном либретто // Жизнь искусства. — 1929. —№ 5, 27 января. — С. 2−3.
- БЕЛЯЕВ, Виктор. Реформа оперного театра// Жизнь искусства.— 1929. — № 7, 10 февраля. — С. 4.
- БЕРКОВ В. Из истории создания «Руслана и Людмилы» (первона240чальный план оперы) // М. И. Глинка: Сб. материалов и статей / Под ред. Т. Ливановой. — М.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1950. — С. 265−288.
- БОБРОВСКИЙ В. Функциональные основы музыкальной формы.— М.: Музыка, 1975. — 332 с.
- БОГДАНОВ-БЕРЕЗОВСКИЙ В. М. Советская опера. —М.- Л.: ВТО, 1940.— 262 е., ил.
- БОНФЕЛЬД М. К проблеме многоуровневости художественного текста // Муз. академия. — 1993. — № 4. — С. 197−203.
- БРАУДОИ. А. Артикуляция. (О произношении мелодии). — Л.: Гос-музиздат, 1961. — 198 с.
- БРОДОВ, А И. А. Основные принципы театрализации музыки в драматическом спектакле: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1989. — 215 с.
- БРЯНЦЕВАВ. С. В. Рахманинов. — М.: Сов. композитор, 1976.— 645 с.
- БУБЕННИКОВА Л. К проблеме художественного взаимодействия музыкального и драматического театров // Проблемы музыкальной науки. — Вып. 3. — М.: Музыка, 1975.— С. 38−63.
- БУЛГАКОВ, Михаил. Оперные либретто / Сост., вступ. ст. и коммент. Н. Г. Шафера. — Павлодар, 1998. — 210 с.
- ВАГНЕР Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избр. работы / Пер. с нем. — М.: Искусство, 1978. — С. 262−498.
- ВАНСЛОВВ. Концепция спектакля в оперном театре// Сов. музыка.—1970.—№ 1. —С. 59−68.241
- BAHCJIOBB. Режиссер в опере// Сов. музыка.— 1964.— № 1.— С. 45−50.
- ВАСИНА-ГРОССМАН В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 1. Ритмика. — М.: Музыка, 1972. — 150 с.
- ВАСИНА-ГРОССМАН В. А. Музыка и поэтическое слово. Ч. 2. Интонация. Ч. 3. Композиция. — М: Музыка., 1978. — 366 с.
- ВЛАДИМИРОВ С. Действие в драме. — Л., 1972.
- ВОЛКОВ А. И Варианты оперы «Война и мир» и некоторые проблемы оперной драматургии Прокофьева: Дис.. д-ра искусствоведения. — М., 1970. — 380 л. с нот.
- ВОЛКОВ А. И. «Война и мир» Прокофьева: опыт анализа вариантов оперы. — М.: Музыка, 1976. — 134 с.
- ВОЛКОВ А. О направленности развития музыкальной формы в опере второй половины XIX первой половины XX века // Вопросы оперной драматургии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Тюлина. — М.: Музыка, 1975. —С. 66−77.
- ВОЛЬКЕНШТЕЙНВ. М. Драматургия. — Изд. 5-е, доп. — М.: Сов. писатель, 1969. — 335 с.
- Вопросы оперной драматургии: Сб. статей/ Сост. и общ. ред. Ю. Н. Тюлина. — М.: Музыка, 1975. — 315 с.
- ГАЛУШКО М. Д. Музыкально-драматургические функции лейтмотива в немецкой романтической опере первой половины XIX века: Дис.. канд. искусствоведения. — JL, 1980. — 145 л., нот.
- ГАЛЬ Г. Брамс, Вагнер, Верди. Три мастера — три мира. — М.: Музыка, 1986.
- ГАНЗБУРГ, Григорий. О либреттологии// Сов. музыка.— 1990 № 2. —С. 78−79.
- ГАНЗБУРГ, Григорий. Предисловие к сборнику «Вершины вокаль ной лирики». — Харьков, 2000.
- ГАНЗБУРГГ. И. Шубертоведение и либреттология // Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы междунар. науч. конференции/ Моск. гос. консерватория, Шуберт, о-во. — М.: Преет, 1997. — С. 111−115.
- ГАСПАРОВ Б. М. Язык, память, образ: Лингвистика языкового существования. — М.: Новое Лит. Обозр. — 352 с.
- ГЕЙЛИГ М. Некоторые особенности драматургии «Каменного гостя» Даргомыжского// Вопросы оперной драматургии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Тюлина. — М.: Музыка, 1975. — С. 145−167.
- ГЕЙЛИГМ. Ф. Форма в русской классической опере. Принципы строения крупных разделов. — М.: Музыка, 1968. — 118 с.
- ГЕЛЛИС Т. В. Поэзия и музыка в вокально-симфонических произведениях Александра Локшина: Дис.. канд. искусствоведения. — Петрозаводск, 1996. —218 с.
- ГИНЗБУРГ Л. О романе Толстого «Война и мир» // Звезда. — 1944. —№ 1. —С. 132−137.
- Главная премьера года// Муз. обозрение.— 1998.— № 11−12.— С. 13.
- ГЛИНКАМ. Записки/ Под ред. В. Богданова-Березовского.— Л.: Гос. муз. изд-во, 1953. — 283 с.
- ГОЗЕНПУДА. А. Избранные статьи. — М.- Л.: Музыка, 1971.
- ГОЗЕНПУДА. А. Из наблюдений над творческим процессом Римско-го-Корсакова. Ч. II. Римский-Корсаков в работе над оперным либретто // Римский-Корсаков. Исследования, материалы, письма. В 2-х томах. Т. 1. —243
- М.: АН СССР, 1953. —С. 208−251.
- ГОЗЕНПУД А. О сценичности классической оперы // Вопросы оперной драматургии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Ю. Н. Тюлина. — М.: Музыка, 1975. —С. 12−35.
- ГОЗЕНПУД А. А. Оперный словарь. — М.- Л.: Музыка, 1965. — 1965. — 479 е., с портр.
- ГОЗЕНПУД А. А. Русский оперный театр XIX века. В 3-х т. Т. I. — Л.: Музыка, 1969. — 464 е., ил.
- ГОЗЕНПУД А. А. Русский оперный театр XIX века. В 3-х т. Т. И. — Л.: Музыка, 1971. — 334 с.
- ГОЗЕНПУД А. А. Русский оперный театр XIX века. В 3-х т. Т. III. — Л.: Музыка, 1973. — 327 е., ил.
- ГОЗЕНПУД А. А. Русский оперный театр между двух революций (1905−1917) / ЛГИТМиК. — Л.: Музыка, 1975. — 368 е., ил.
- ГОЗЕНПУД А. А. Русский советский оперный театр (1917−1941). Очерк истории / ЛГИТМиК. — Л.: Музгиз, 1963. — 440 с.
- ГОЗЕНПУД А. А. Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв.еков и Ф. И. Шаляпин. 1890−1904. — Л.: Музыка, 1974. — 264 с.
- ГОЛОВИНСКИЙГ. «Князь Игорь» А. Бородина. — 3-е изд. — М.: Музыка, 1980. —80 с.
- ГОЛОВИНСКИЙ Г. Л, САБИНИНА М. Д. Модест Петрович Мусоргский. — М.: Музыка, 1998. — 736 е., нот., ил.
- ГОРОВИЧБ. Оперный театр / Пер. с пол. М. Малькова. — Л.: Музыка, 1984.— 224 е., ил.
- ГОРОДЕЦКИЙ С. Драматургия оперы// Сов. искусство. — 1945.—24 424 апреля.
- ГОРОДЕЦКИЙ С. К вопросу о новых либретто // Искусство трудящимся. — 1926. — № 10 (67), 9 марта. — С. 4−5.
- ГОРОДЕЦКИЙ С. Либретто советской оперы// Сов. музыка.— 1940. —№ 2. —С. 16−21.
- ГОРОДЕЦКИЙ С. М. Мой путь // Городецкий, Сергей. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания / Сост., послесловие и примеч. В. Енишерлова. —М.: Современник, 1984. — С. 5−19.
- ГОРОДЕЦКИЙ С. М. Счастливейший момент жизни // Городецкий, Сергей. Жизнь неукротимая: Статьи. Очерки. Воспоминания / Сост., послесловие и примеч. В. Енишерлова. — М.: Современник, 1984. — С. 240−244.
- ГОРОДИНСКИЙ В. О музыкальном театре // Жизнь искусства. — 1929. — № 27, 7 июля. — С. 6−7.
- ГОРЯЧИХ В. В. «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. К проблеме жанра и стиля: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — СПб., 1999. —24 с.
- ГРУМ-ГРЖИМАЙЛО Т. Музыка и драма. — М.: Знание, 1975. — 47 с.
- ГУРЕНКО Е. Г. Исполнительское искусство: Методологические проблемы: Учебное пособие. — Новосибирск: Изд-во НТК, 1985. — 88 с.
- ГУРЕНКО Е. Специфика художественной интерпретации: Опыт логического анализа // Вопросы исполнительского искусства. — Новосибирск, 1974. —С. 17−42.
- ГУРЬЕВ Г. Темпоритм в оперной драматургии// Вопросы оперной драматургии: Сб. статей. — М.: Музыка, 1975. — С. 36−66.
- ДАНИЛЕВИЧЛ. В. Последние оперы Н. А. Римского-Корсакова.—2451. М.: Музгиз, 1961. —280 с.
- ДАНЬКО Я. Комическая опера в XX веке: Очерки.— М.- JL: Сов. композитор, 1976. — 200 с.
- ДАРГОМЫЖСКИЙ А. С. Избранные письма/ Вступ. статья, ред. текста и аннотир. указатель проф. М. С. Пекелиса.— М.: Музгиз, 1952.— 76 с.
- ДЕВЯТОВА О. Л. Оперное творчество С. Прокофьева 1910-х-1920-х годов: К проблеме вокального интонирования: Дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1985. — 213 е.: нот.
- ДЕНИСОВ Э. Настоящая музыка всегда духовна// Муз. академия. — 1997. —№ 2. —С. 42.
- ДЖАГАЦПАНЯНК. А. О закономерностях воздействия ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1981. — 199 л.
- ДИАНИН С. А. Бородин. Жизнеописание, материалы и документы. — М.: Гос. муз. изд-во, 1960. — 404 с. — Содерж.: IV гл. Начало работы над «Князем Игорем». Семидесятые годы (1869−1879). — С. 76−123.
- ДИМИТРИН Ю. Двух муз союз прекрасный // Интернет-журнал «Конь и лань», www. Libretto, ru konlan ogl. html.
- ДИМИТРИН Ю. Либретто во сне и наяву // Интернет-журнал «Конь и лань», www. Libretto. ru konlan ogl. html.
- ДИМИТРИНЮ. Опера- либретто- зритель// Театр.— 1971.— № 1. —С. 92−99.
- ДИМИТРИН Ю. Рондо-каприччиозо. Реформа // Интернет-журнал «Конь и лань», www. Libretto. ru konlan ogl. html.
- ДИМИТРИНЮ.Г. С точки зрения либреттиста// Муз. жизнь.— 1985. —№ 10. —С. 6−7.
- Дискуссия о советской опере (По материалам стенограмм) // Сов. музыка. — 1935. — № 7. — С. 38−55.246
- ДОЛИНСКАЯЕ. О русской музыке последней трети XX века.— Магнитогорск: Изд-во МаГК, 2000. — 158 с.— Содерж.: Музыкальный театр. Опера. —С. 101−115.
- ДРУСКИНМ. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классического наследия. — Л.: Музгиз, 1952. — 344 с.
- ДРУСКИНМ. С. Речитатив в русской классической опере II Его же. Исследования. Воспоминания.— М.- Л.: Сов. композитор, 1977.— С. 96 169.
- ДЬЯЧКОВА Л. Проблемы интертекста в художественной системе музыкального произведения // Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры / Сб. трудов РАМ им. Гнесиных. — Вып. 129. — М., 1994. —С. 17−40.
- ЕГОРОВА Т. И. И. Стравинский и У. Оден в работе над либретто оперы «Похождения повесы» / Сарат. консерватория.— Саратов, 1993.— 29 с. — Библиогр.: 9 назв. — Деп. НИО Информкультура Рос. гос. б-ки 16.02.93, № 2692.
- ЖОЛОБОВ О. Ф. Вариантность и текст// Словообразование. Стилистика. Текст. — Казань, 1990. — С. 83−91.
- Из архива Сергея Городецкого / Подгот. текстов, вступл. и коммент. В. Енишерлова // Огонек. — 1982. — № 1. — С. 22−24.
- ИЛЬИНЫ, и СЕГАЛЕ. Александр Порфирьевич Бородин. Письма/ Сост. писем и прим. Л. Ю. Шкляревской- Ил. В. В. Гамаюнова. — М.: Прав247да, 1989. —480 е., ил.
- К 100-летию со дня рождения Вс. Мейерхольда / Предисл. С. Волкова // Сов. музыка. — 1974. — № 3. — С. 53−59.
- КАГАНМ. Морфология искусства. — Л., 1972. — 440 с.
- КАЗАНЦЕВА Л. П. Автор в музыкальном содержании: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — М., 1998. — 40 с.
- КАРАГАЧЕВАЛ. Два этюда о «Пиковой даме"// Сов. музыка.— 1990. —№ 6. —С. 46−53.
- КАЦБ. Слово, спрятанное в музыке: Заметки к проблеме, обостренной сочинениями Александра Кнайфеля// Муз. академия.— 1995.— № 45. — С. 49−56, нот., ил.
- КЕЛДЫШЮ. В. Драматургия музыкальная// Муз. энциклопедия. Т. 2. — М.: Сов. энциклопедия, 1974. — С. 299.
- КИРИЛЛИНА Л. Драма опера — роман // Муз. академия. — 1997. — № 3. —С. 3−15.
- КОВНАЦКАЯЛ. Бенджамин Бриттен.— М.: Сов. композитор, 1974. —391 с.
- КОМАРНИЦКАЯ О. Драма, эпос, лирика в русской классической опере XIX века // Русская опера XIX века: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1991. — Вып. 122. — С. 5−27.
- Композиторы «могучей кучки» об опере. Избр. отрывки из писем, воспоминаний и критических статей. — М.: Музгиз, 1955. — 407 с.
- КОНЕНВ. Д. Театр и симфония: Роль оперы в формировании клас248сической симфонии. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1975. — 376 с.
- Конь и лань: Интернет-журнал / Страница Юрия Димитрина. www. Libretto. ru. konlan ogl. html.
- КОРНИ. M. Проблемы театральности оперы: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1985. — 175 с.
- КОРОБКОВ С. «Пиковая дама означает тайную недоброжелательность» («Пиковая дама» Вс. Мейерхольда) // Муз. академия. — 1995. — № 4— 5. —С. 104−110.
- КОСТАРЕВ В. Рубикон Мусоргского. Вокальные формы речевого генезиса. — Екатеринбург, 1993. — 196 с.
- КОСТЕЛЯНЕЦБ. Лекции по теории драмы: Драма и действие. — Л.: Изд-во ЛГИТМиК, 1976. — 159 с.
- КУЛЕШОВА Г. Г. Вопросы драматургии оперы. — Минск: Наука и техника, 1979. — 301 с.
- КУЛЕШОВА Г. Г. Композиция оперы/ Науч. ред. д-р иск-я М. П. Загайкевич. — Минск: Наука и техника, 1983. — 175 е., нот. ил.
- КУРЫШЕВА Т. А. Театральность и музыка. — М.: Сов. композитор, 1984. —200 с.
- ЛАЖЕЧНИКОВ И. И. Басурман: Роман- Колдун на Сухаревой башне: Отрывок из романа- Очерки-воспоминания / Сост., вступ. статья, примеч. Н. Г. Ильинской. — М.: Сов. Россия, 1989. — 528 с.
- ЛАРОШГ.А. Избранные статьи. В пяти выпусках. Вып. 1. М. И. Глинка. — Л.: Музыка, 1974. — 232 с.
- ЛАРОШ Г. А. Избранные статьи. В пяти выпусках. Вып. 2. П. И. Чайковский. — Л.: Музыка, 1975. — 368 с.
- ЛАРОШГ.А. Избранные статьи. В пяти выпусках Вып. 3. Опера и оперный театр / Сост. и вступ. статья А. А. Гозенпуда. — Л.: Музыка, 1976. —376 с.
- ЛЕВАШЕВА О. Е. Михаил Иванович Глинка. Кн. 2. — М.: Музыка, 2 491 988. — 352 с. — Содерж.: Гл. VI. От «Сусанина» до «Руслана». — С. 3−52.
- ЛЕВАШОВ Е. О загадках оперы Бородина и «Слова о полку Игоре-ве» // Муз. жизнь. — 1985.— № 13. — С. 15−17- № 14. — С. 15−17- № 15. — С. 15−17.
- ЛЕВИКБ. «Каменный гость» А. Даргомыжского. «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова. «Скупой рыцарь» С. Рахманинова. — М.- JL: Музгиз, 1949. — 87 с. 152 .ЛЕЙФЕРКУСС. Вопреки инерции// Муз. жизнь.— 1985.— № 12. — С. 2.
- ЛЕОНТОВСКАЯ Т. Крылатый всадник// Муз. жизнь.— 1981.— № 10. — С. 6−7.
- ЛИВАНОВА Т. Музыкальная драматургия Баха и ее исторические связи. — М.: Музыка, 1980. — 287 с.
- ЛИВАНОВА Т., ПРОТОПОПОВ Вл. Глинка. Творческий путь. Кн. 1. — М.: Гос. муз. изд-во, 1955. — 404 с. — Содерж.: Разд. третий «Иван Сусанин». — С. 162−268.- Разд. четвертый «Эпоха Руслана». — С. 26903.
- Лингвистические теории конца XX века // Знание сила. — 1998. — № 11−12. —С. 34−38.
- Лингвистический энциклопедический словарь/ Науч.-ред. совет, изд-ва «Сов. энцикл.», Ин-т языкознания АН СССР.- Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — 682 с.
- ЛИХА ЧЕВ Д. С. Текстология. — М.: Наука, 1983. — 270 с.
- ЛОСЕВ А. Ф. Музыка как предмет логики// Его же. Форма-Стиль Выражение / Сост. А. А. Тахо-Годи- Общ. ред. А. А. Тахо-Годи и И. И. Маханькова. — М.: Мысль, 1995. — С. 405−602.
- ЛОТМАНЮ. Анализ поэтического текста. Структура стиха.— Л., 1972. —293 с.
- ЛОТМАНЮ. М. Внутри мыслящих миров: Человек текст — семи-осфера- история.— М.: Языки русской культуры, 1996.— 464 с.— Со250держ.: Текст как смыслопорождающее устройство.— С. 11−162- Семиосфе-ра. — С. 163−296.
- ЛОТМАНЮ. Структура художественного текста.—М., 1974.
- ЛОТМАНЮ. Текст в тексте// Труды по знаковым системам.— Вып. 15. — Тарту, 1981. — С. 3−16.
- ЛУКАШЕВВ. Либретто: алгебра и гармония// Муз. жизнь.— 1985. —№ 15. —С. 5.
- ЛУНАЧАРСКИЙ А. В. Новые пути оперы и балета// Пролетарский музыкант. — 1930. — № 5. — С. 4−10- № 6. — С. 2−8.
- ЛЫКОВА Л. С. О специфике композиционной структуры хорового произведения в аспекте взаимодействия слова и музыки (К вопросу о принципе строфичности в музыкальной форме): Дис.. канд. искусствоведения. — Киев, 1991. — 180 с.
- МАЗЕЛЬ, Лео. О чертах сонатной формы в сочинениях Пушкина. По следам наблюдений М. Г. Харлапа // Муз. академия.— 1999.— № 2.— С. 5−7.
- МАРТЫНОВ И. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество. — М.: Музыка, 1974.— 560 с.
- МЕЙ Л. А. Избранные произведения / Вступ. ст., подгот. текста и примеч. К. К. Бухмейер. — М.: Сов. писатель, 1972. — 678 с.
- МЕЙЕРХОЛЬД В. Э. Статьи, письма, речи, беседы: В 2-хч.— М.:2511. Искусство, 1968.
- МУГИНШТЕЙНМ. Переменные функции в оперной драматургии// Сов. музыка. — 1978. — № 4. — С. 39−42.
- Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений // Сост. К. Давыдова, Вл. Протопопов, Н. Туманина. — М.: АН СССР, 1958. — 542 с. — Содерж.: Оперы. Замыслы опер и неиспользованные оперные сюжеты.—С. 9−155.
- МУСОРГСКИЙМ. П. Письма. — М.: Музыка, 1981. — 359 с.
- МЫРКИНВ.Я. Текст, подтекст и контекст// Вопросы языкознания. — 1976. — № 2. — С. 86−93.
- Н. А. Гениальное либретто? // Муз. жизнь. — 1998. — № 2. — С. 4041.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. В. Логика музыкальной композиции.— М.: Музыка, 1982. —319 с.
- Неизвестное произведение Мастера: Материалы. // Сов. музыка.— 1988. —№ 2. —С. 48−66.
- НЕСТЬЕВ И. Прокофьев. — М.: Гос. муз. изд-во, 1957. — 528 с.
- НЕЯСОВА И. Ю. Русская историческая опера XIX века (к проблеме типологии жанра): Дис.. канд. искусствоведения. — Магнитогорск, 2000. — 182 с.
- НИКОЛАЕВА И. С. Симфонии П.И.Чайковского.— М.: Музгиз, 1958.
- НИКОЛАЕВА Т. М. Текст // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Сов. энциклопедия, 1990. — С. 507.
- НИЛОВА Т. В. Типология сценических ситуаций в русской классической опере. Методика морфологического анализа: Автореф. дис.. канд. ис252кусствоведения. — М., 1993. — 24 с.
- ОГОЛЕВЕЦА. С. Вокальная драматургия Мусоргского.— М.: Музыка, 1966. — 446 с.
- ОГОЛЕВЕЦ А. С. Слово и музыка в вокально-драматических жанрах. — М.: Гос. муз. изд-во, 1960. — 522 с.
- ОРДАЛИЕВАЖ. С. Пьеса как источник оперного спектакля: Драматургия Г. Мусрепова в казахской опере: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1996. —180 с.: ил.
- ЛАЗОВСКИЙ А. Музыка и сцена // Сов. музыка. — 1965. — № 10. — С. 39−51- № 11. — С. 80−86- № 12. — С. 58−68.
- ПАСЫНКОВ Э. Созвучно времени// Муз. жизнь.— 1985.— № 11. —С. 2.
- ПЕКЕЛИС M. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение: Исследование. В 3-х томах. Т. 1. — М.: Музыка, 1966. — 495 с. — Содерж.: Гл. 5. «Эсмеральда». — С. 317−412.
- ПЕКЕЛИС М. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение: Исследование. В 3-х томах. Т. 2.— М.: Музыка, 1973. — 416 с. — Содерж.: Гл. 10. «Русалка». — С. 191−366.
- ПЕКЕЛИС М. С. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение: Исследование. В 3-х томах. Т. 3. — М.: Музыка, 1983. — 317 с. — Содерж.: Гл. 16. Пути позднего оперного творчества. «Каменный гость».— С. 225−287.
- ПЕКЕЛИСМ. Драматургия Пушкина и русская опера// Сов. музыка. — 1937. — № 5. — С. 45−60.
- ПИСАРЕНКОГ. Исходя из опыта // Муз. жизнь. — 1985. — № 112 531. С. 2.
- ПЛАТЕКЯ. «Книжечка» для музыки// Сов. музыка.— 1980.— № 11. —С. 35−46.
- ПЛАТЕКЯ. Рядовой золотого века // Муз. жизнь. — 1991. — № 1. — С. 24−25- № 2. — С. 26−27.
- ПОКРОВСКИЙ Б. А. Об оперной режиссуре. — М.: ВТО, 1973.— 307 с.
- ПОКРОВСКИЙ Б. Опера и режиссер// Сов. музыка.— 1970.— № 4. —С. 117−121.
- ПОКРОВСКИЙ Б. А. Размышления об опере/ Ред.-сост. М. Чуро-ва. — М.: Сов. композитор, 1979. — 279 е., нот., ил.
- ПОЛЯКОВА Л. О современном оперном либретто // Сов. музыка. — 1959. —№ 8. —С. 11−17.
- ПОЛЯКОВА Л. Образы JI. Толстого в опере Я. Циккера // Музыкальный современник. Вып. 2. — М.: Музыка, 1977. — С. 178−191.
- Понимание и интерпретация текста: Сборник науч. трудов. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 1994. — 167 с.
- ПОЧИКОВСКИЙ А. В поисках художественной истины // Муз. жизнь. — 1985.— № 22. — С. 8.
- Поэт и музыка: Из архива Сергея Городецкого / Публикация Р. С. Городецкой. Подгот. текстов, вступл. и коммент. В. Енишерлова // Огонек. — 1982.—№ 1. —С. 22−24.254
- Проблемы структурной лингвистики 1972.— М.: Наука, 1973.—599 с.
- ПРОКОФЬЕВ, Сергей. Автобиография / Ред., подгот. текста, ком-мент. и указатели М. Г. Козловой. — М.: Сов. композитор, 1973. — 704 с.
- ПРОКОФЬЕВ С. С. Материалы, документы, воспоминания. 2-е изд., доп. / Сост., ред., примеч. и вступ. статьи С. И. Шлифштейна. — М.: Музгиз, 1961.— 708 с.— Содерж.: Об «Игроке». — С. 205−206- Семен Котко.— С. 235−238- Обручение в монастыре. — С. 241−243.
- ПРОТОПОПОВ Вл. «Иван Сусанин» Глинки.— М.: АН СССР, 1961. —420 с.
- ПРОТОПОПОВ Вл., ТУМАНИНАН. Оперное творчество Чайковского. — М.: АН СССР, 1957. — 370 е., ил.
- ПРОХОРОВЕ. Драмы Л. А. Мея // Л. Мей. Драмы. А. Майков. Драматические поэмы. — М., 1961. — С. 7−26.
- ПУШКИНА. С. Полное собр. соч. в десяти томах. Т. 8. — М.: Наука, 1965. — 596 с.
- ПУШКИНА. С. Полное собр. соч. в десяти томах. Т. 10. Письма.— М.: Наука, 1966. —904 с. 217. 50 опер: История создания. Сюжет. Музыка/ Ред.-сост. М. Друс-кин. — Л.: Сов. композитор, 1959. — 328 с.
- РАБИНОВИЧА. С. Русская опера до Глинки. — М.: Музгиз, 1948. — 269 с.
- РАДЛОВ С. Каким должен быть оперный сценарий (в порядке постановки вопроса) // Жизнь искусства. — 1929. — № 4, 20 января. — С. 4.
- РАКУМ. Г. «Авторское слово» в оперной драматургии: Дис.. канд. искусствоведения. — М., 1993. — 179 е.: нот.
- РАКУМ. Не верьте в искренность пастушки// Муз. академия.— 1993. — № 4. — С. 203−206.
- РАКУ, Марина. «Пиковая дама» братьев Чайковских: опыт интертек255стуального анализа // Муз. академия. — 1999.— № 2. — С. 9−21. j
- РАППОПОРТ С. Художественное представление и художественный образ. — М.: Музыка, 1973. — Вып. 3. — С. 45−94.
- РАСТВОРОВА К Единство в многообразии: О поэтике музыкального театра Владимира Кобекина // Муз. академия. — 1999. — № 3. — С. 5461.
- Рахманинов и русская опера: Сб. статей / Под ред. И. Ф. Бэлза. — М.: ВТО, 1947. —199 с, ил.
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ К Вагнер и Даргомыжский. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма// Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. Т. II. — М.: АН СССР, 1956. — С. 629−640.
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Н. А. Садко: Клавир: Вместо предисловия. — Л.: Музыка, 1975. — С. 3.
- РИМСКИЙ-КОРСАКОВН. Весенняя сказка// Муз. жизнь.— 1997. —№ 8. —С. 27−30.
- РОДИОНОВ А. Музыкальный театр или театральная музыка? (Проблемы оперного театра) // Музыка и революция. — 1929. — № 3. — С. 17−21.
- РОМАНЕНКОВ И. Д Чтение «Хованщины» М. П. Мусоргского // Третьи культурологические чтения / Ин-т переподготовки преподавателей социал. и гуманит. наук Моск. гос. ун-та, Кафедра культурологии.— М.: МГУ, 1998. —С. 71−74.
- РОТБАУМЛ. Опера и ее сценическое воплощение: Записки режиссера/ Ред. и вступ. статья Е. Грошевой.— М.: Сов. композитор, 1980.— 262 е., ил.
- РУКАВИШНИКОВН. Пушкин в библиотеке П. Чайковского// Сов. музыка. — 1937. — № 1. — С. 60−81.
- РУМЯНЦЕВ П. И. Работа Станиславского над оперой «Риголетто»: Последняя постановка Станиславского. — М.: Искусство, 1955. — 163 е., ил.256
- РУМЯНЦЕВ П. И. Станиславский и опера / Вступ. статья Г. В. Кристи. — М.: Искусство, 1969. — 493 е., ил.
- Русские писатели: Библиогр. слов. В 2 ч. 4.1. A-JI/ Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990. — 432 с.
- Русские писатели: Библиогр. слов. В 2 ч. 4.2. М-Я/ Под ред. П. А. Николаева. — М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- РУЧЬЕВСКАЯЕ. А. О соотношении слова и мелодии в русской вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века. — М.- Л.: Музыка, 1977. — С. 65−110.
- РУЧЬЕВСКАЯЕ. А. Поэтическое слово Пушкина в опере Даргомыжского «Каменный гость"// Пушкин в русской опере: Сб. статей.— СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1998. — С. 7−136.
- РЫЦАРЕВА М. Композитор Сергей Слонимский: Монография. — Л.: Сов. композитор, 1991. — 256 с. — Содерж.: V. «Виринея». — С. 82−90- VII. Espressivo. «Мастер и Маргарита».— С. 109−131- IX. Con amore. «Мария Стюарт». —С. 156−182.
- САБИНИНА М. Некоторые теоретические аспекты интерпретации оперы // Сов. музыка. — 1978. — № 11. — С. 47−52.
- САБИНИНА М. Об оперном стиле Прокофьева // С. Прокофьев: Статьи и материалы. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1965. — С. 54−93.
- САБИНИНА М. Д. «Семен Котко» и проблемы оперной драматургии Прокофьева. — М.: Сов. композитор, 1963. — 292 е., ил.
- САВИНОВ Н. Н. Мир оперного спектакля: Заметки режиссера. — М.: Музыка, 1981. — 286 е., ил.
- САХНОВСКИЙ-ПАНКЕЕВ В. А. Драма. Конфликт. Композиция.257
- Сценическая жизнь. — Л.: Искусство, 1969. — 232 с.
- СЕЛИЦКИЙ А. Я. Николай Каретников. Выбор судьбы: Исследование. — Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 1997. — 368 с. — Содерж.: Гл. 10. Опера-менипиея и опера-мистерия. «Тиль Уленшпигель» и «Мистерия Апостола Павла». — С. 246−295.
- СЕРОВА. Письма к В. В. и Д. В. Стасовым / Под ред. А. А. Гозен-пуда и В. А. Обрам // Музыкальное наследство. Т. 1. — М., 1962.
- СЕРОВА. Статьи о русской музыке// Серов А. Н. Избранные статьи. — Т. 2. — М.: Гос. муз. изд-во, 1957. — С. 7−80.
- СЕРОВ А. Н. Статьи о музыке в семи выпусках. Вып. 6. / Состав., коммент. В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1990. — 343 е., ил., нот.
- СИНЬКОВСКАЯ Н. Братья Чайковские в работе над либретто «Пиковой дамы» // Чайковский: Вопросы истории и теории: 2-й сб. статей. — М., 1991. — 143 с.
- СИНЬКОВСКАЯ Н. Н. Драма И. В. Шпажинского «Чародейка» и одноименная опера П. И. Чайковского // Театр в жизни и творчестве П. И. Чайковского/ Науч. ред. Н. Н. Синьковская.— Ижевск: Удмуртия, 1985.— 180 с.
- СКРЕБКОВ С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М.: Музыка, 1973.
- СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. С. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретаций // Проблемы музыкального стиля / Сб. трудов МГК. — М, 1982. —С. 121−138.
- Слово и текст: Актуальные проблемы психолингвистики: Сб. науч. трудов. — Тверь: Тверской гос. ун-т, 1994. — 161 с.
- Советская опера: Сборник критических статей.— М.: Музгиз, 1953. —479 с.
- СОКОЛЬСКИЙМ. Уроки «Игрока"// Сов. музыка.— 1975.— № 7. — С. 54−56.258
- СОЛЛЕРТИНСКИЙ И. Возможные принципы советской оперы // Жизнь искусства. — 1929. — № 31,4 августа. — С. 3.
- СОЛЛЕРТИНСКИЙ И. Драматургия оперного либретто (Сокращенная стенограмма доклада на Всесоюзной оперной конференции, 18 декабря 1940 г.) // Сов. музыка. — 1941. — № 3. — С. 21−31.
- СОЛЛЕРТИНСКИЙ И. Критические статьи/Ред. и вступ. статья М. Друскина, сост. и коммент. И. Белецкого. — Л.: Музгиз, 1963. — 183 с.
- СОЛЛЕРТИНСКИЙ И. Проблема «оперного наследия"// Жизнь искусства. — 1929. — № 18, 1 мая. — С. 10.
- СОЛЛЕРТИНСКИЙ И Проблемы музыкального театра// Жизнь искусства. — 1929. — № 28, 14 июля. — С. 3.
- СОЛОВЦОВ А. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Очерк жизни и творчества. —М.: Музыка, 1984. — 400 с.
- СОЛОВЦОВ А. «Пиковая дама» П. И. Чайковского.— 2-е изд., пе-рераб. — М.: Музгиз, 1954. — 139 е., ил.
- СОЛО ДУБ Ю. П. Интертекстуальность как лингвистическая проблема// Филологические науки. — 2000. — № 2. — С. 51−57.
- СОРОКИНА И Вопрос остается открытым // Муз. жизнь. — 1985. — № 12. —С. 2.
- СОССЮР, Фердинанд де. Заметки по общей лингвистике: Сборник. / Пер. с фр. Б. П. Нарумова- Общ. ред., вступ. ст. и коммент. Н. А. Слюсаревой. — М.: Прогресс, 1990. — 274 с.
- СОХОР А. Александр Порфирьевич Бородин. Жизнь, деятельность, музыкальное творчество. — М.- Л.: Музыка, 1965. — 822 с. — Содерж.: Ч. 2, Гл. V. Оперы. — С. 577−697.
- СПАССКИЙ С. Заметки об оперном либретто// Сов. музыка.— 1948. — № 8.
- Станиславский — реформатор оперного искусства: Материалы, документы / Сост. Г. В. Кристи, О. С. Соболевская. Предисл., коммент. и указ.259имен О. С. Соболевской. — 3-е изд. — М.: Музыка, 1985. — 384 с.
- СТЕНДАЛЬ. Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио. Жизнь Россини. — Алма-Ата: Жазуши, 1986. — 686 с.
- СТЕПАНОВ Ю. С. Семиотика. — М.: Наука, 1971. — 145 с.
- СТЕПАНОВА И. В. Слово и музыка. Диалектика семантических связей. — М., 1999.—288 с. 273. 100 опер: История создания. Сюжет. Музыка / Ред.-сост. М. Друс-кин. — 8-е изд. — JL: Музыка, 1987. — 488 с.
- СТРАДА-ЯНОВИЧ К. Пушкин, Чайковский, Мейерхольд. «Пиковая дама» — повесть и опера: Докл. на пушкинской конф. в Вероне, 5−6 ноября 1999 г. — Интернет-сайт http: www. rusmysl. ru 2000 Long 2.
- СТРАТИЕВСКИЙА. О некоторых особенностях речитатива оперы Прокофьева «Игрок» // Русская музыка на рубеже XX века. — М.- JL: Музыка, 1966. — С. 215−238.
- СТРУВЕ, Алекс. Об оперных «либретто» // Музыка: Альманах. — М., 1912. —29 дек. —№ 110. —С. 1120−1129.
- ТАРАКАНОВ М. Поэма Гоголя на оперной сцене // Сов. музыка. — 1977.—№ 10. —С. 85−97.
- ТАРАКАНОВ М. Ранние оперы Прокофьева: Исследование. — М.- Магнитогорск: Гос. ин-т искусствознания, Магнитогорский муз.-пед. ин-т, 1996. —199 с.
- ТУМАНИНАН. Отечественная героико-трагическая опера Глинки «Иван Сусанин» // М. И. Глинка: Сб. материалов и статей / Под ред. Т. Ливановой. — М.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1950. — С. 162−215.
- ТУМАНИНАН. Чайковский и музыкальный театр.— М.: Гос. муз. изд-во, 1961. — 252 е., ил.
- УГРЮМОВ Н. Вариации на глинкинскую тему // Сов. музыка. — 1986. —№ 12. —С. 86−97.
- УГРЮМОВ Н. Мученица нашего времени // Сов. музыка. — 1989.— № 8. — С. 78−90- нот. ил.
- УГРЮМОВ Н. Опера М. И. Глинки «Жизнь за царя».— Л.: ЛГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 1991. — 101 с.
- УСПЕНСКИЙ Б. А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типологии композиционной формы.— М.: Искусство, 1970.— 223 с.
- ФЕДИЧЕВА О. В. Механизм взаимодействия музыкального и речевого ритмов: Дис.. канд. филол. наук: 10.02.04. — М., 1995. — 241 с.
- ФЕДОРОВ Г. У порога театра Шостаковича// Театр.— 1976.— № 10. —С. 31−34.
- ФЕРМАН В. Э. Оперный театр: Статьи и исследования / Ред.-сост. Н. В. Туманина. — М.: Музгиз, 1961. — 358 с.
- ФРИД Э. Прошедшее, настоящее и будущее в «Хованщине» Мусоргского. — Л.: Музыка, 1974. — 335 с.
- ХАЙКИНБ. Театр и композитор// Искусство и жизнь.— 1940.— № 2. —С. 38−39.
- ХЕНТОВАС. Д.Шостакович. Жизнь и творчество: Монография. В 2-х книгах. Кн. 1. — Л.: Сов. композитор, 1985. — 544 с. — Содерж.: Опера «Нос». — С. 194−211- Опера, которая делает эпоху. — С. 276−304.
- ХОЛОДОВ Е. Композиция драмы. — М.: Искусство, 1957. — 224 с.
- ХОЛОПОВА В. «Волшебство певучей скрипки» // Муз. академия. —2 611 999.—№ 4. —С. 1−9.
- ХОМУТОВ А. «Пиковая дама» А. С. Пушкина, опера П. И. Чайковского и ее либретто. — СПб.: Музыка, 1999. — 40 с.
- ХОМЯКОВ А. С. Опера Глинки «Жизнь за царя» / Публикация М. Рахмановой // Сов. музыка. — 1980. — № 1. — С. 91−93.
- ХУБОВ, Георгий. Мусоргский. — М.: Музыка, 1969. — 804 с. — Содерж.: Ч. II. Гл. 4. «Саламбо». — С. 192−222- Ч. III. Битва жизни («Борис Годунов» и «Хованщина»). — С. 363−716.
- ЦУКЕРА. «Каменный гость» как музыкальная концепция// Сов. музыка. — 1980. — № 5. — С. 108−113.
- ЧАЙКОВСКИЙМ. И. Жизнь Петра Ильича Чайковского: (По документам, хранящимся в архиве в Клину). — В 3-х т. — М.: ТОО «Арт-бизнес-центр», 1997.
- ЧАЙКОВСКИЙ П. И. Об опере: Музыкально-критические статьи / Вступ. ст. М. Овчинникова. — 4-е изд. — М.- Л.: Музгиз, 1952. — 192 с.
- ЧЕРЕДНИЧЕНКО Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы// Музыкальное исполнительство и современность.— М.: Музыка, 1988. — Вып. 1. — С. 43−68.
- ЧЕРНАЯЕ. С. Либретто// Муз. энциклопедия. Т. 3. — М.: Сов. энциклопедия. — С. 262−263.
- ЧЕРНОВА Т. Ю. Теоретические проблемы музыкальной драматургии: Дис.. канд. искусствоведения. —М., 1979. — 225 л.
- ЧИГАРЕВА Е. «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова: Диалог262эпох и стилей // Николай Андреевич Римский-Корсаков. К 150-летию со дня рождения и 90-летию со дня смерти. — М.: Моск. гос. консерватория, 2000. — С. 37−53.
- ШАВЕРДЯН А. Писатель и советская опера// Советская опера: Сб. критич. статей / Ред.-сост. М. Гринберг и Н. Полякова. — М.: Музгиз, 1953. —С. 145−165.
- ШАЛЯПИН Ф. И Повести о жизни: Страницы из моей жизни: Маска и душа. — Пермь: Пермское книж. изд-во, 1972. — 372 с.
- ШАХОВ В. «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова и Шостаковича //Шостакович: Между мгновением и вечностью / Сост. Л. Ковнацкая. — СПб.: Композитор, 2000. — С. 243−294.
- Шедевры мирового оперного искусства. История создания. Либретто. — Киев: Мистецтво, 1993. — 511 с.
- ШИРИНЯНР. К. Оперная драматургия Мусоргского.— М.: Музыка, 1981.—284 е., ил.
- ШИРИНЯН Р. К. Эволюция оперного творчества Мусоргского.— М.: Музыка, 1973. —157 е., нот.
- ШОЛЬП А. Е. «Евгений Онегин» П. И. Чайковского: Очерки. — Л.: Музыка, 1982. — 168 с.
- ШТЕЙН С. Слово об опере // Сов. музыка. — 1985.— № 2. — С. 6062.
- ЭЙКЕРТ Е. В. Реминисценция и лейтмотив как факторы драматургии в опере: Дис.. канд. искусствоведения. —Магнитогорск, 1999. — 153 с.
- ЭрнстКшенек об оперном либретто// Жизнь искусства.— 1928.— № 39, 23 сентября. — С. 10−11.
- Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.— М.: Гнозис, 1994. —560 с.
- ЮРОВСКИЙМ. Творческая практика— критерий истины// Муз. жизнь. — 1985. — № 14. — С. 6−7.
- Язык: система и функционирование. — М.: Наука, 1988. — 270 с.
- ЯКОВЛЕВ В. В. Чайковский в поисках оперного либретто // Музыкальное наследство. — Вып. I. — М.: Музгиз, 1935.
- ЯКОВЛЕВ Вас. Избранные труды о музыке. Т. 1. П. И. Чайковский/ Ред.-сост. и авт. примеч. Д. Житомирский и Т.Соколова.— М.: Музыка, 1964. —506 с.
- ЯКОВЛЕВ Вас. Избранные труды о музыке. Т. 2. Русские композиторы. — М.: Сов. композитор, 1971. — 458 с.
- ЯРУСТОВСКИЙБ. Драматургия русской оперной классики: Работа русских композиторов-классиков над оперой. —М.: Музгиз, 1953. —402 с.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. М. «Иван Сусанин» и некоторые вопросы оперного реализма// Его же. Избранное / Сост. Е. Б. Долинская. — М.: Музыка, 1989. —С. 51−58.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. Избранное / Сост. Е. Долинская. — М.: Музыка, 1989.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. О драматическом конфликте в советской опере // Советская опера: Сб. критич. статей / Ред.-сост. М. Гринберг и Н. Полякова. — М.: Музгиз, 1953. — С. 94−116.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. Образ положительного героя в советской опере // Советская опера: Сб. критич. статей / Ред.-сост. М. Гринберг и Н. Поля264кова. — М: Музгиз, 1953. —С. 117−131.
- ЯРУСТОВСКИЙБ. Оперная драматургия Чайковского. — М.- Л.: Гос. муз. изд-во, 1947. — 242 с.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. М. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 1. —М.: Музыка, 1971. —358 с.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. М. Очерки по драматургии оперы XX века. Кн. 2. — М.: Музыка, 1978. — 261 с.
- ЯРУСТОВСКИЙ Б. Работа Чайковского над либретто// Сов. музыка.— 1940.—№ 1.
- ЯШНИКОВА. Итальянский Расин// Муз. жизнь. — 1996.— № 910. — С. 43—44.
- ADORNOT. Music, language, and composition// Musical Quarterly.— 1993. —№ 3. —P. 401—414.
- ALEXANDER P. F. The process of composition of the libretto of Britten’s «Gloriana» // Music and Letters. — 1986. — № 2. — P. 47−158.
- ARLT W. Musik und Text // Musica. — 1984. — № 6. — S. 497−503.
- BREDEMEYERR. «Zu Hulte! Zu Hulte!» // Musik und Gesellschaft. — 1978. — № 6. — S. 325−328.
- CAMPBELL S. The «Mavras» of Pushkin, Kochno and Stravinsky// Music and Letters. — 1977. — vol. 58, № 3. — P. 304−317.
- DAHLHAUSC. Ein Dilemma der Verskomposition// Melos/NZ.— 1977. — № 1. —S. 15−18.
- FIERZG. Mozarts «Zauberflote» under neuen Aspekten // «Acta Mozar-tiana». — 1977. — № 1. — S. 14−24.
- FRANCESCHINIS. Tanti librettisti per un’opera di Ponchielli a lungo ri-maneggiata (1856−1874) // Nuova rivista musicale italiana. — 1996. — № ¾. — P. 365−382.
- GRAYSOND. The libretto of Debussy’s «Pelleas et Melisande» // Music and Letters. — 1985. — № 1. — P. 34−50.265
- GRUHNW. Doppel (ge)sichtige Kunstwerke// Musica.— 1995. — № 5. —S. 359−361.
- HONOLKAK. Die Literaturoper // Opernwelt. — 1975.— № 5.— S. 124.
- YENSENE. F. Liszt, Nerval and Faust I I 19th Century Music. — 1982. -vol. 6, № 2. —P. 151−158.
- KUNZES. Sprache in der Oper des 19. Jahrhunderts// Melos/NZ.—1975. — № 6. — S. 434−438.
- MARTINO M. di. Carlo Goldoni e il teatro musicale del Settecento // Ras segna musicale Curci. — 1994. — № 1. — P. 5−11.
- MONELLER. The Rehabilitation of Metastasio// Music and Letters.—1976. — vol. 57, № 3. — P. 268−291.
- ROSENBLUMM. Sound, structure and signification in Wagner’s «Evening Star» aria//Music Analysis. — 1997. — vol. 16, № 1. — p. 77−103.