Организация проектного обучения как фактор продуктивности освоения учебного материала школьниками: на материале курса математики
Диссертация
Актуальность исследования. На современном этапе модернизации отечественного образования все настойчивее подчеркивается значимость проблемы повышения качества образования. Это относится как к содержанию, целям образования, так и к методам и формам обучения, направленным на формирование личности, способной к самостоятельным действиям, саморазвитию, к самоопределению в обществе, что является… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Проектное обучение в образовательной системе
- 1. 1. Основные положения (приоритеты, позиции) проектного обучения в истории его развития
- 1. 2. Технологичность проектного обучения (метода проектов)
- 1. 3. Учебная деятельность обучающихся при проектном обучении как фактор развития их мыслительной активности
- Глава II. Организация проектного обучения школьников как фактор двойственного влияния на продуктивность освоения ими учебного материала и развития их мыслительной активности
- 11. 1. Подходы к организации учебного процесса при проектном обучении
- 11. 2. Организация поэтапного обучения школьников проектной деятельности
- 11. 3. Формы организации учебного процесса, обеспечивающие двойственное влияние на продуктивность освоения учебного материала школьниками и развитие их мыслительной активности
- Глава III. Продуктивность освоения учебного материала школьниками и развитие их мыслительной активности как результат организации проектного обучения
- III. 1. Продуктивное освоение учебного материала как результат организации проектного обучения
- III. 2. Развитие мыслительной активности школьников как результат организации проектного обучения
Список литературы
- Алгебра и начала анализа: Учеб. Для 10 — 11 кл. сред. шк. / Ш. А. Алимов, Ю. М. Колягин, Ю. В. Сидоров и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 254 с.
- Алгебра: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С.Б. Суворова- Под. ред. С. А. Теляковского. 5-е изд. — М.: Просвещение, 1998. — 272 с.
- Алехина Н.В. Индивидуальный образовательный проект как средство самоопределения гимназиста / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Оренбург: 2000. — 24 с.
- Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. М.: Московский рабочий, 1969.-296 с.
- Атаханов Р. Соотношения общих закономерностей мышления и математического мышления // Вопросы психологии, 2005, № 1, с. 42 -52.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992. — 207 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. -М.: Педагогика, 1990. 183 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 191 с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. М.: Высшая школа, 1970. — 300 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2 т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. — 400 с.
- Блохин A.JI. Метод проектов как личностно-ориентированная педагогическая технология / Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Ростов н/д: 2005. 24 с.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Academia, 2002.-317 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. -М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 387 с.
- Васильев В.А. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М.: 2000, № 9, с. 177 — 180.
- Васильев И.А., Поплужный B.JL, Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.
- Вейль Г. Математическое мышление: Пер. с англ. и нем. / Под ред. Б. В. Бирюкова и А. Н. Паршина. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1989.-400 с.
- Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
- Вертгеймер С.Г. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для педагогических вузов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 128 с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
- Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий». М.: 1965.-51 с.
- Геометрия: Учеб. для 10−11 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. М.: Просвещение, 1992.-207 с.
- Геометрия: Учеб. для 7- 9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 7-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 335 с.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. 3-е изд., М.: Вита-Пресс, 2001. — 88 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. -М: 1998−479 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т.2. / Пер. с фр. под ред. Г. Г. Аракелова. М.: Мир, 1992.-370 с.
- Губанова Н.А. Дидактические условия обучения учащихся профессиональных училищ выполнению творческих проектов. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Брянск: 2000. — 24 с.
- Гузеев В. В. О системе задач и задачном подходе к обучению. // Химия в школе. М.: 2001, № 8, с. 17 — 29.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Девятова И.Е. Организация проектного обучения как фактор формирования самостоятельности учащихся общеобразовательной школы / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск: 2002. — 24 с.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе М.: Вербум-М, 2001.-48 с.
- Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование. Современные методы проектного анализа / Дж. К. Джонс: Пер. с англ. М.: Мир, 1976.-369 с.
- Джонсон Д., Джонсон Р., Джонсон Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. / Пер с англ. З. С. Замчук. — СПб.: Экон. шк. и др., 2001.-253 с.
- Дзугкоева М.Д. Психические новообразования студенческого возраста / Автореф. дис.. канд. психол. наук. М.: 1999. — 24 с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. — 374 с.
- Дорофеев Г. В. Многочлены с одной переменной: Кн. Для учащихся / Г. В. Дорофеев, С. В. Пчелинцев. М.: Просвещение, 2001.- 143 с.
- Дорофеев Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования // Математика в школе. М.: 1990, № 6, с. 2−5.
- Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика- Пресс, 2000. -384 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Совершенство, 1997.-203 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 159 с.
- Зимняя И.А. Психология и учет ее требований в устной пропаганде // Слово лектора. М.: 1976, № 8, с. 60 — 67.
- Зимняя И.А. Исследовательская работа в системе образования -задача современности. / Сборник МКО «Научно-исследовательская деятельность учащихся». М.: 2001. — с. 5 — 6.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. -М.: Логос, 1999. 384 с.
- Зимняя И.А., Казанович В. Г., Савельева Г. П. Методологические и методические вопросы мониторинга качества образования. // Проблемы качества образования М.-Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. — с. 50 — 63.
- Зимняя И.А., Сахарова Т. Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. М.: 1991, № 3, с. 9−15.
- Ильин Г. Л. Проблемы различия обучения и образования // Alma mater («Вестник высшей школы»), -М.: 2001, № 5, с. 22 26.
- Ильин Г. Л. Научно-педагогические школы: проективный подход. -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 51 с.
- Каменская Е.Н. Педагогика: Курс лекций. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 160 с.
- Канн-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кильпатрик В.Х. Метод проектов / Перевод с англ. Е. Н. Янжул. -Л.: Изд-во Брокгауз-Ефрон, 1925. 43 с.
- Кильпатрик В.Х. Основы метода / Сжатый перевод с англ. Н. Н. Ильина. -М.-Л.: 1928. 115 с.
- Кларин М.В. Инновационные модели образования в зарубежных педагогических поисках. М.: 1994. — 222 с.
- Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах / Г. М. Коджаспирова. М.: Айрис-пресс, 2006. — 256 с.
- Комментарий к закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. М.: Юристъ, 1998. — 558 с.
- Контекстное обучение: теория и практика. Межвуз. сб. науч. ст. / Под ред. А. А. Вербицкого, Т. Д. Дубовицкой. М: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — с.
- Крупская Н.К. О методе проектов: Стенограмма доклада на конференции по методу проектов / Н. К. Крупская. М. — Л.: Госуд. учеб. пед. изд-во, 1931. — 22 с.
- Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под редакцией Н. И. Чуприковой М.-Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 416 с.
- Крымова Л.Н. Метод проектов в обучении математике. // Математика в школе. М.: 2006, № 4, с. 62−68.
- Левитас Г. Г. Технология учебных циклов. М.: Илекса, 2002. — 56 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, Т. 2 М.: Педагогика, 1983. — 318 с.
- Ляудис В .Я. Память в процессе развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.-255 с.
- Макарычев, Н.Г. Миндюк Алгера: Доп. главы к шк. учеб. 9кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углубл. изуч. математики / Под ред. Г. В. Дорофеева. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышление и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 168 с.
- Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Автореф. дис.. д-ра психол. наук. -М.: 2000. 52 с.
- Матяш Н.В., Симоненко В. Д. Проектная деятельность младших школьников / Книга для учителей начальных классов. М.: Вентана Графф, 2002.
- Махмутов М.И. Современный урок. М.: Просвещение, 1985. -184 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М.: Просвещение, 1977. — 240 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью.—Киев: Вища шк., 1987. — 223 с.
- Мелехина С.И. Развитие познавательной активности школьников в процессе учебной проектной деятельности / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль: 2005. — 24 с.
- Монахов В.М. Педагогическое проектирование современный инструментарий дидактических исследований. // Школьные технологии. — М.: 2001, № 5, с. 75 — 89.
- Морозова Н.А. О некоторых формах исследовательской работы в образовательных учреждениях. / Сборник МКО «Научно-исследовательская деятельность учащихся». М.: 2001. — с. 7 — 8.
- Морозова Н.А. «Дополнительное образование многоуровневая система в непрерывном образовании России». — М.: 2001. — 278 с.
- Научно-исследовательская деятельность учащихся. Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве». Отв. Редактор JI.E. Курнешова М.: ГОМНЦ «Школьная книга», 2001. — 104 с.
- Нелин Е.П. Методы решения алгебраических задач. Харьков, Мир детства, 1998. — 32 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышен, квалиф. пед. кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. -М.: Академия, 2000. 272 с.
- Новые педагогические технологии / Под редакцией проф. Е. С. Полат.-М.: 1997.- 127 с.
- Обухова А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. — с. 48 — 63.
- Огурэ Л.Б. Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников. / Сборник МКО «Научно-исследовательская деятельность учащихся». М.: 2001. — с. 9 — 21.
- Огурэ Л.Б. Многопредметная образовательная олимпиада как дидактическая форма организации и активизации интеллектуальной деятельности школьников / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 2004. — 24 с.
- Оконь В. Основы проблемного обучения. / Пер. с польск. М.: Просвещение, 1968. — 208 с.
- Осинская В.Н. Формирование умственной культуры учащихся в процессе обучения математике: Кн. для учителя. Киев: Рад. шк., 1989.-192 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 13 -17 лет. Под ред. Дубровиной И. В., Круглова Б. С. М.: Педагогика, 1988.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике / Г. В. Дорофеев, J1.B. Кузнецова, Г. М. Кузнецова и др. -М.: Дрофа, 2000.-80 с.
- Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. С.-П., М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. — 239 с.
- Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем. // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся / Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис.-М.: 1980, с. 16−22.
- Парламентские слушания: единый государственный экзамен // Народное образование. М.: 2003, № 2, с. 9 — 22.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта, а образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. — 112 с.
- Педагогика / Под редакцией П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996. — 602 с.
- Петряков П.А. Освоение педагогом в условиях ИПК проектного метода обучения школьников. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Великий Новгород: 2000. 24 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004. — 192 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Спб.: Союз, 1997. — 256 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 212 с.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения. М.: Наука, 1975.-464 с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. — 448 с.
- Полани М. Личностное знание. М.: 1985.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. М.: 2000, № 2, с. 3 — 10.
- Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. М.: 2000, № 3, с. 3 — 10.
- Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве // Иностранные языки в школе.-М.: 2000, № 1, с. 4- 11.
- Прокопчук Ю.Ю., Широков А. И. Дискретная математика и формальные системы. М.: МИСиС, 2001. — 17 с.
- Прокопьева Н.И. Проектное обучение в зарубежной педагогике. К вопросу о становлении и развитии. // Сибирский учитель. 2004, № 2.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах / Автореф. дис.. д-рапед. наук. -М.: 1966.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-271 с.
- Равкин З.И. Метод проектов. // Российская педагогическая энциклопедия в 3 т.-М.: 1993, Т. 1, с. 567−568.
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. -М.: Просвещение, 1975. 272 с.
- Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие / Т. А. Ратанова. 2-е изд., испр. И доп. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003- 168 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
- Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научнометодическое пособие для преподавателей образовательной области «Технология». М.: АПКиПРО, 2004. — 32 с.
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т.2 / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Большая российская энциклопедия, 1999.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.-712 с.
- Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования. М.: 1958.- 147 с.
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М.: Педагогика, 1987. 159 с.
- Рубцов В.В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы. М.: Изд-во МГППУ, 2002. — 271 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сибирская Н.П. Проектирование педагогических технологий / Н. П. Сибирская // Энциклопедия профессионального образования в 3 т. М, 1999. — Т.2. — с. 344 — 345.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1971. — 208 с.
- Смирнов А.А. Психология. -М.: Учпедгиз, 1962. 556 с.
- Современная школа на пороге XXI века: опыт, проблемы, перспективы. Образовательная область «Технология». Вып.1. М.: АПКиПРО, 2000.- 190 с.
- Соколов В.Н. Педагогическая эвристика. М.: Аспект Пресс, 1995.-254 с.
- Сохина В.П. Психологические основы формирования начальных математических понятий. // Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. М.: 1968, с 117 — 134.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2. -М.: АПН СССР, 1980.-383 с.
- Терехов П.П. Специалист социокультурной сферы: педагогическая компетентность. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2002. — 144 с.
- Тихомиров В. О некоторых проблемах математического образования. // Математика. Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября». М.: 2000, № 39, с. 1−3.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. Москва — Прага: 1994. — 48 с.
- Урбански А. Начало с учетом конца. или какой может быть система образования через десять лет. // Директор школы, 1994, № 4, с. 79−87.
- Усова А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. — 176 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1974.
- Философские основы теории развития. / Под общ. ред. Л. Ф. Ильичева. М.: Наука, 1982. — 496 с.
- Формирование учебной деятельности школьников. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: 1982. — 216 с.
- Фрей К. Проектный метод. Германия: Бельц, 1997.
- Фридман Л.М. Психолого педагогические основы обучения математике в школе. — М.: Просвещение, 1983. — 160 с.
- Фридман Л.М., Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса. М.: АПН СССР, 1990. — 60 с.
- Харди Г. Г. Апология математика. Ижевск: РХД, 2000. — 104 с.
- Хинчин А.Я. Педагогические статьи / Под редакцией академика Б. В. Гнеденко. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. — 204 с.
- Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления./ Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во Московского университета, 1981. — 400 с.
- Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. СПб.: Питер, 2004. — 541 с.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. М.: Владос, 2000. — 319 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, «Пелинг», 1993.- 161 с.
- Чанилова Н.Г. Система проектного обучения как инструмент развития самостоятельности старшеклассников. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. Саратов: 1997. — 24 с.
- Челябов И.М. Разработка системы организации исследовательской работы учащихся в процессе изучения факультатива по математике в 7 11 кл. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Махачкала: 1999. — 24 с.
- Ченобытов В.А. Педагогическое проектирование, как акмеологическая технология педагогического образования. М.: РГПУ, 2004.-11 с.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе // Библиотека журнала «Директор школы.» -М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: 1996. — 320 с.
- Шарыгин И. Ф, Стандарт по математике: 500 геометрических задач: кн. для учителя / И. Ф. Шарыгин. М.: Просвещение, 2005. -205 с.
- Шашенкова Е.А. Задача как средство обучения исследовательской деятальности студентов колледжа. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М.: 2001.-24 с.
- Шевченко О.В. Формирование готовности старших школьников к творческой деятельности в процессе решения учебно-творческих задач. / Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: 2005. — 24 с.
- Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе. // Педагогика. М.: Просвещение, 1999, № 6.
- Эрдниев Б.П. О технологии творческого обучения математике. // Математика в школе М.: 1990, № 6, с. 15−18.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
- Якунин В.А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов. // Вестник ЛГУ Л.: 1977, № 23.
- Phillips D. Projects with Young Learners. / Diane Phillips, Sarah Burwood, Helen Dunford / Oxford University Press, 1999. — 180 p.
- Productive Learning in the Learning Workshops: Pilot Projects in Pecs, St. Petersburg, and Berlin Present Their Work. Berlin, 1999.
- Reid K., Hopkins D., Holly P. Towards the effective school: The problems and some solutions. Oxford University Press, 1987.