Характеристика основных форм и средств обучения
![Реферат: Характеристика основных форм и средств обучения](https://westud.ru/work/6460570/cover.png)
П. И. Пидкасистый, понимая под средствами обучения материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет две большие группы таких средств: средства — источники информации и средства — инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые… Читать ещё >
Характеристика основных форм и средств обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Осуществление обучения требует знания и умелого использования педагогом разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.
К сожалению, четкого определения понятия «организационная форма обучения» в педагогической литературе пока нет. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденными представлениями о сущности данной категории.
В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедическом словаре понятие «форма» трактуется как внешнее очертание, наружный вид, контур предмета. Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие форма определяется как внутренняя организация содержания. Форма отражает систему устойчивых связей предмета.
Применительно к дидактике, форма — это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения форма, вместе с тем, отражает систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества обучающихся (индивидуальные, индивидуально-фупповые, коллективные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия.
Формы организации обучения — это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения студентов (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка).
Некоторые ученые-педагоги считают, что понятия «форма обучения» и «форма организации обучения» необходимо различать. Например, М. И. Махмутов под «формой обучения» понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под «формой организации обучения» — конкретный вид этого занятия[1]. Организация обучения преследует цель — обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью студентов со стороны педагога.
К сожалению, довольно часто в педагогической литературе происходит смешивание таких категорий как «метод обучения» и.
«форма организации обучения». Вместе с тем, метод характеризует содержательно-процессуальную или вну греннюю сторону совместной деятельности субъекта и объекта (субъекта), ее динамику. В отличие от метода форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Например, преподаватель может обучать группу студентов, то есть заниматься с целым коллективом, а может проводить занятие индивидуально. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучающихся. Вместе с тем она может отражать временную регламентацию учебных занятий.
Будучи характеристикой внешней стороны организации учебного процесса, форма обучения органически связана с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. Одна и та же форма обучения, например, практическое занятие, может иметь различную модификацию и структуру в зависимости ог задач и методов учебной работы, организуемых педагогом. Выражением их тесной связи является и то, что отдельные формы называются в соответствии с ведущими методами обучения (например, лекция — это метод обучения и одновременно форма, в которой данный метод применяется).
Анализ педагогической литературы показывает, что самой старой формой организации учебного процесса, берущей начало в античные времена, является индивидуальная форма обучения, при которой преподаватель занимается с одним обучающимся в специально отведенном месте. С начала XVI века все большее развитие получают индивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Суть данной формы заключается в том, что занятия педагог ведет не с одним человеком, а с целой группой обучающихся, в которой уровень подготовки ее членов различен. Чуть позднее в школах Белоруссии и Украины зародилась классно-урочная система обучения, которая была обоснована и популяризирована в XVII в. Яном Амосом Коменским. Классно-урочная система имеет следующие основные черты: в классе объединены учащиеся примерно одного возраста; они обучаются по единым планам и программам; урок проводится по конкретному предмету, встроенному в расписание занятий, и имеющему четкую продолжительность; урок планирует, организует и ведет педагог.
Первую попытку модернизации классно-урочной системы организации обучения предприняли в конце XVIII — начале XIX века английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер, предложившие Белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX — в начале XX вв. перед педагогами встал вопрос об индивидуализации обучения. Для решения этой проблемы в США была апробирована батовская система, которая предусматривала урочную работу с классом и индивидуальные занятия с отстающими или наиболее способными обучающимися; в Европе — Маннгеймская система, которая при сохранении классно-урочной структуры распределяла учащихся по классам в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей В Европе и США в начале XX века большое внимание уделялось индивидуальной активной самостоятельной учебной работе обучающихся. Е. Паркхерсг предложила одну из наиболее удачных индивидуализированных систем обучения, которая вошла в историю педагогики под названием система мастерских или Дальтон-план. Успех учебной работы в группе зависел от приспособления темпа выполнения заданий к возможностям и способностям каждого обучающегося. В 20-х годах XX столетия, в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Для преодоления отдельных недостатков Дальгон-плана в 50−60 годах этого же века профессор Ллойд Трамп предложил сочетать лекционные занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и индивидуальную работу обучающихся. Время проведения означенных видов занятий распределялось следующим образом — лекции — 40% времени, занятия в малых группах — 20%, индивидуальная работа — 40%. Можно привести и другие примеры внедрения в учебный процесс различных организационных форм обучения.
Таблица 3.4.
Фомы организации учебного процесса_
Формы обучения | Формы контроля | ||
Направленные преимущественно на ieopei ическую подготовку | Направленные преимущественно на практическую подготовку | Традиционные | Инновацион ные |
лекция. | практическое занятие. | контрольная работа. | тестирование. |
семинар | курсовое проектирование. | индивидуальное собеседование. | рейтинг. |
экскурсия. | стажировка и преддипломная практика. | зачет. | комплексный экзамен по специальности. |
теоретическая конференция. | деловая игра. | переводные и семестровые экзамены. | |
консультация. | лабораторная работа. | защита курсового проекта. | |
подготовка рефератов. | групповое упражнение. | государственные экзамены. |
Формы обучения. | Формы конт роля. | ||
Направленные преимущественно на теоретическую подготовку. | Направленные преимущественно на практическую подготовку. | Традиционные. | Инновационные. |
расчетно; мафическая работа. | защита дипломного проекта. | ||
групповое занятие. | |||
самостоятельная внеаудиторная работа. |
В российской высшей школе (см. табл. 3.4) сегодня, как правило, успешно применяют следующие основные формы организации обучения (виды занятий): лекции, семинары, лабораторные работы, практические и групповые занятия, групповые упражнения, специальные и функциональные игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, рефераты, индивидуальные контрольные собеседования, самостоятельную работу студентов, стажировку и практику, курсовые работы (проекты, задачи), выпускные квалификационные работы.
В настоящее время с появлением в вузах информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т. п. В. И. Боголюбов считает, что сегодня можно выделить пять активно используемых в данном контексте форм обучения: вербальное, аудиовизуальное, программированное, мультимедиальное и гипермедиальное[2].
В основе вербальной формы обучения находится использование устного и печатного слова. Как правило, вербальная форма обслуживает групповой способ обучения (один участник учебного процесса — преподаватель или подготовленный обучающийся — порциями передает информацию другим участникам, при этом аудио и видеопособия применяются время от времени).
Аудиовизуальная форма обучения предполагает поабзацное сопровождение учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками и пр.
Программированная форма обучения получила широкое распространение в связи с созданием обучающих машин, систем группового контроля и адаптивных систем для электронных классов. Суть пр01раммированного обучения состоит в повышении плотности управления процессом накопления знаний и умений за счет разделения учебных текстов на множество порций и немедленного контроля качества их усвоения.
На основе программированной возникла мулътимедиальная форма обучения, которая предполагает объединение нескольких обучающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования псевдографики, звуковых эффектов, цветовой палитры. Мулътимедиальная система обучения оперативно реагирует на ошибки, оказывает необходимую помощь, выдает промежуточные результаты.
В 90-е годы появилась новая, очень перспективная форма обучения — гипермедиальная, представляющая собой объединение двух технологий мультимедиа и гипертекста.
Формы обучения студентов исключительно разнообразны. Лишь взятые в единстве, в разумном сочетании друг с другом, они позволяют успешно проводить групповое и индивидуальное обучение, неуклонно и последовательно повышать уровень профессиональной подготовки, тесно связывать его с воспитанием и личностным развитием обучающихся.
Наряду с формами важное значение при организации учебного процесса в вузе отводится средствам обучения, используемым педагогом для достижения поставленных дидактических целей. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала студентами, т. е. приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Под средствами обучении в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи.
К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого, рассмотрим подходы, которые предлагаются рядом ученых для решения этой проблемы.
Польский педагог-исследователь В. Оконь предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия студента. В соответствии с этим он выделяет две группы средств — простые и сложные. К простым средствам он относит, во-первых, словесные — учебники и другие тексты, во-вторых, простые визуальные средства — реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отнести: механические визуальные приборы — диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; аудиальные средства — проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные средства — кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон; средства автоматизирующие процесс обучения — лингвистичсские кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.
П.И. Пидкасистый, понимая под средствами обучения материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет две большие группы таких средств: средства — источники информации и средства — инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации студентами. Исходя из сказанного, все средства обучения разделяются им на материальные и идеальные.[3]
К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые знаковые системы, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующаяся деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований. При этом, отмечается, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ часто могут быть переведены в материальную форму.
Интерес представляет классификация средств обучения, предложенная С. А. Смирновым, в которой развиваются идеи рассмотренного выше подхода.[4] Он предлагает дополнительно классифицировать средства обучения в соответствии с уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются следующие уровни — уровень учебного занятия, уровень учебного предмета и уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе).
На уровне учебного занятия используются следующие средства обучения:
Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней культуры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии.
Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.
На уровне предмета используются другие средства обучения:
Идеальные', система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах и т. д.); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.
Материальные: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники.
На уровне всего обучения используются следующие средства обучения:
Идеальные', система обучения; методы; система общевузовских требований.
Материальные — сюда входят большая часть материальнотехнической базы образовательного учреждения: помещения для обучения, библиотеки, столовые, буфеты, медицинский кабинет, помещения для администрации, педагогов и работников образовательного учреждения и т. д.
В связи с широким применением в вузах компьютерных средств обучения известный интерес представляют подходы к их классификации. Автором одного из них является А. А. Золотарев.[5]
Раскроем ее сущность. В качестве классификационного признака, позволяющего разбить названные средства на определенные группы, предлагается использовать дидактические задачи, под которые они разрабаты ваются.
В соответствии с предложенным классификационным признаком автором выделяются четыре группы компьютерных средств обучения. К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: компьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП); средства, основанные на представлении студентам в процессе чтения лекций и проведения классно-групповых занятий учебной информации в виде графических статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации се схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обучающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности. Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение студентами знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практикумы (КЛП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Названные средства служат для автоматизированного обучения студентов, комплексной оценки знаний и управления их познавательной деятельностью. В третью группу включаются компьютерные средства, используемые для формирования у студентов в процессе обучения необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся — системы автоматизированного проектирования (САПР), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных навыков и умений в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию, а также проектированию технических объектов; автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), разрабатываемые и используемые в образовательном процессе для получения навыков решения задач исследовательского характера; компьютерные функциональные и комплексные тренажеры (КФТ и ККТ), позволяющие сформировать у будущих специалистов качества, определяемые их будущей профессиональной деятельностью; компьютерные деловые и ситуационные игры (КДИ и КСИ), имитирующие те или иные практические ситуации; автоматизированные моделирующие системы (АМС), позволяющие приобрести студентам навыки планирования и проведения различного рода машинных экспериментов с автоматизированной обработкой полученных результатов и другие. В четвертую группу входят средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактических задач одновременно. К ним относятся — автоматизированные библиотечные системы (АБС), автоматизированные справочные системы (АСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-расчетные системы (ИРС), банки данных (БД) и базы знаний (БЗ), универсальные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие возможность работы с готовыми профессиональными и учебными базами данных; электронные таблицы (ЭТ), математические пакеты (МП) и средств мультимедиа (СММ), позволяющие решать значительную часть прикладных учебных задач.
Следует оговориться, что деление компьютерных средств обучения на указанные выше группы является в известной мерс условным, поскольку каждое из них может быть переориентировано на решение других, в том числе частных, дидактических задач.
- [1] Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985
- [2] Боголюбов В. И. Педагогическая технология. — Пятигорск: ПГЛУ, 1997.
- [3] Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
- [4] Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учеб, для студ. высш. исред. учеб, заведений / Под ред. С. А. Смирнова. — 4-е изд., нспр. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.
- [5] |? Теория и методика систем интенсивного обучения: Учебное пособие / Под ред. А. А. Золотарева. — М.: МИГА, 1993.