Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика основных форм и средств обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

П. И. Пидкасистый, понимая под средствами обучения материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет две большие группы таких средств: средства — источники информации и средства — инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые… Читать ещё >

Характеристика основных форм и средств обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Осуществление обучения требует знания и умелого использования педагогом разнообразных форм организации учебного процесса, их постоянного совершенствования.

К сожалению, четкого определения понятия «организационная форма обучения» в педагогической литературе пока нет. Многие ученые попросту обходят этот вопрос и ограничиваются обыденными представлениями о сущности данной категории.

В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В энциклопедическом словаре понятие «форма» трактуется как внешнее очертание, наружный вид, контур предмета. Форма всякого предмета, явления или процесса обусловлена его содержанием и, в свою очередь, оказывает на него обратное влияние. В философском словаре понятие форма определяется как внутренняя организация содержания. Форма отражает систему устойчивых связей предмета.

Применительно к дидактике, форма — это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами деятельности обучающихся. Представляя собой наружный, внешний вид циклов обучения форма, вместе с тем, отражает систему устойчивых связей компонентов внутри каждого цикла обучения и зависит от количества обучающихся (индивидуальные, индивидуально-фупповые, коллективные), места проведения (аудиторные и самостоятельная работа), порядка проведения занятия.

Формы организации обучения — это способы построения учебной работы в определенном порядке объединения студентов (поточно-массовые, коллективные, групповые и индивидуальные) и временном режиме исполнения (учебные занятия, самостоятельная подготовка).

Некоторые ученые-педагоги считают, что понятия «форма обучения» и «форма организации обучения» необходимо различать. Например, М. И. Махмутов под «формой обучения» понимает коллективную, фронтальную и индивидуальную работу учащихся на занятии, а под «формой организации обучения» — конкретный вид этого занятия[1]. Организация обучения преследует цель — обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью студентов со стороны педагога.

К сожалению, довольно часто в педагогической литературе происходит смешивание таких категорий как «метод обучения» и.

«форма организации обучения». Вместе с тем, метод характеризует содержательно-процессуальную или вну греннюю сторону совместной деятельности субъекта и объекта (субъекта), ее динамику. В отличие от метода форма организации обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучающихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

Например, преподаватель может обучать группу студентов, то есть заниматься с целым коллективом, а может проводить занятие индивидуально. В этом случае форма обучения связана с количественным составом обучающихся. Вместе с тем она может отражать временную регламентацию учебных занятий.

Будучи характеристикой внешней стороны организации учебного процесса, форма обучения органически связана с его внутренней, содержательно-процессуальной стороной. Одна и та же форма обучения, например, практическое занятие, может иметь различную модификацию и структуру в зависимости ог задач и методов учебной работы, организуемых педагогом. Выражением их тесной связи является и то, что отдельные формы называются в соответствии с ведущими методами обучения (например, лекция — это метод обучения и одновременно форма, в которой данный метод применяется).

Анализ педагогической литературы показывает, что самой старой формой организации учебного процесса, берущей начало в античные времена, является индивидуальная форма обучения, при которой преподаватель занимается с одним обучающимся в специально отведенном месте. С начала XVI века все большее развитие получают индивидуально-групповые формы организации учебного процесса. Суть данной формы заключается в том, что занятия педагог ведет не с одним человеком, а с целой группой обучающихся, в которой уровень подготовки ее членов различен. Чуть позднее в школах Белоруссии и Украины зародилась классно-урочная система обучения, которая была обоснована и популяризирована в XVII в. Яном Амосом Коменским. Классно-урочная система имеет следующие основные черты: в классе объединены учащиеся примерно одного возраста; они обучаются по единым планам и программам; урок проводится по конкретному предмету, встроенному в расписание занятий, и имеющему четкую продолжительность; урок планирует, организует и ведет педагог.

Первую попытку модернизации классно-урочной системы организации обучения предприняли в конце XVIII — начале XIX века английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер, предложившие Белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. В конце XIX — в начале XX вв. перед педагогами встал вопрос об индивидуализации обучения. Для решения этой проблемы в США была апробирована батовская система, которая предусматривала урочную работу с классом и индивидуальные занятия с отстающими или наиболее способными обучающимися; в Европе — Маннгеймская система, которая при сохранении классно-урочной структуры распределяла учащихся по классам в зависимости от уровня подготовки и интеллектуальных способностей В Европе и США в начале XX века большое внимание уделялось индивидуальной активной самостоятельной учебной работе обучающихся. Е. Паркхерсг предложила одну из наиболее удачных индивидуализированных систем обучения, которая вошла в историю педагогики под названием система мастерских или Дальтон-план. Успех учебной работы в группе зависел от приспособления темпа выполнения заданий к возможностям и способностям каждого обучающегося. В 20-х годах XX столетия, в СССР использовалась модификация Дальтон-плана под названием бригадно-лабораторной системы. Для преодоления отдельных недостатков Дальгон-плана в 50−60 годах этого же века профессор Ллойд Трамп предложил сочетать лекционные занятия в больших аудиториях с занятиями в малых группах и индивидуальную работу обучающихся. Время проведения означенных видов занятий распределялось следующим образом — лекции — 40% времени, занятия в малых группах — 20%, индивидуальная работа — 40%. Можно привести и другие примеры внедрения в учебный процесс различных организационных форм обучения.

Таблица 3.4.

Фомы организации учебного процесса_

Формы обучения

Формы контроля

Направленные преимущественно на ieopei ическую подготовку

Направленные преимущественно на практическую подготовку

Традиционные

Инновацион

ные

лекция.

практическое занятие.

контрольная работа.

тестирование.

семинар

курсовое проектирование.

индивидуальное собеседование.

рейтинг.

экскурсия.

стажировка и преддипломная практика.

зачет.

комплексный экзамен по специальности.

теоретическая конференция.

деловая игра.

переводные и семестровые экзамены.

консультация.

лабораторная работа.

защита курсового проекта.

подготовка рефератов.

групповое упражнение.

государственные экзамены.

Формы обучения.

Формы конт роля.

Направленные преимущественно на теоретическую подготовку.

Направленные преимущественно на практическую подготовку.

Традиционные.

Инновационные.

расчетно;

мафическая работа.

защита дипломного проекта.

групповое занятие.

самостоятельная внеаудиторная работа.

В российской высшей школе (см. табл. 3.4) сегодня, как правило, успешно применяют следующие основные формы организации обучения (виды занятий): лекции, семинары, лабораторные работы, практические и групповые занятия, групповые упражнения, специальные и функциональные игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), консультации, рефераты, индивидуальные контрольные собеседования, самостоятельную работу студентов, стажировку и практику, курсовые работы (проекты, задачи), выпускные квалификационные работы.

В настоящее время с появлением в вузах информационных средств обучения стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т. п. В. И. Боголюбов считает, что сегодня можно выделить пять активно используемых в данном контексте форм обучения: вербальное, аудиовизуальное, программированное, мультимедиальное и гипермедиальное[2].

В основе вербальной формы обучения находится использование устного и печатного слова. Как правило, вербальная форма обслуживает групповой способ обучения (один участник учебного процесса — преподаватель или подготовленный обучающийся — порциями передает информацию другим участникам, при этом аудио и видеопособия применяются время от времени).

Аудиовизуальная форма обучения предполагает поабзацное сопровождение учебных текстов слайдами, диаграммами, графиками и пр.

Программированная форма обучения получила широкое распространение в связи с созданием обучающих машин, систем группового контроля и адаптивных систем для электронных классов. Суть пр01раммированного обучения состоит в повышении плотности управления процессом накопления знаний и умений за счет разделения учебных текстов на множество порций и немедленного контроля качества их усвоения.

На основе программированной возникла мулътимедиальная форма обучения, которая предполагает объединение нескольких обучающих средств, сочетание текстовой информации и графических изображений, возможность использования псевдографики, звуковых эффектов, цветовой палитры. Мулътимедиальная система обучения оперативно реагирует на ошибки, оказывает необходимую помощь, выдает промежуточные результаты.

В 90-е годы появилась новая, очень перспективная форма обучения — гипермедиальная, представляющая собой объединение двух технологий мультимедиа и гипертекста.

Формы обучения студентов исключительно разнообразны. Лишь взятые в единстве, в разумном сочетании друг с другом, они позволяют успешно проводить групповое и индивидуальное обучение, неуклонно и последовательно повышать уровень профессиональной подготовки, тесно связывать его с воспитанием и личностным развитием обучающихся.

Наряду с формами важное значение при организации учебного процесса в вузе отводится средствам обучения, используемым педагогом для достижения поставленных дидактических целей. Главное назначение средств — ускорить процесс усвоения учебного материала студентами, т. е. приблизить его к наиболее эффективным характеристикам. Под средствами обучении в педагогике понимаются, как правило, вспомогательные материалы и орудия, разнообразное оборудование и реальные объекты, которые позволяют преподавателю более успешно и рационально достигать поставленных целей, решая при этом определенные дидактические задачи.

К сожалению, в современной педагогической науке не существует строгой классификации средств обучения. Исходя из этого, рассмотрим подходы, которые предлагаются рядом ученых для решения этой проблемы.

Польский педагог-исследователь В. Оконь предлагает классифицировать средства обучения в зависимости от нарастания возможности заменять с их помощью действия преподавателя или автоматизировать действия студента. В соответствии с этим он выделяет две группы средств — простые и сложные. К простым средствам он относит, во-первых, словесные — учебники и другие тексты, во-вторых, простые визуальные средства — реальные предметы, модели, картины и пр. К сложным средствам обучения, по его мнению, можно отнести: механические визуальные приборы — диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.; аудиальные средства — проигрыватель, магнитофон, радио; аудиовизуальные средства — кинопроектор, телевизор, видеомагнитофон; средства автоматизирующие процесс обучения — лингвистичсские кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети.

П.И. Пидкасистый, понимая под средствами обучения материальные или идеальные объекты, которые используются педагогом и обучающимися для усвоения знаний, выделяет две большие группы таких средств: средства — источники информации и средства — инструменты освоения учебного материала. В этом случае к средствам обучения относятся все объекты и процессы (материальные и материализованные), которые служат источниками учебной информации и инструментами (собственно средствами) для усвоения содержания этой информации студентами. Исходя из сказанного, все средства обучения разделяются им на материальные и идеальные.[3]

К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактические материалы, книги-первоисточники, педагогические тесты, модели, средства наглядности, технические средства и лабораторное оборудование. В качестве идеальных средств обучения выступают общепринятые знаковые системы, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достижения культуры или произведения искусства (живопись, музыка, литература и т. п.), педагогические программные продукты, организующая и координирующаяся деятельность преподавателя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной деятельности, вся система обучения, существующая в данном образовательном учреждении, система общевузовских требований. При этом, отмечается, что обучение становится эффективным только в том случае, когда материальные и идеальные средства используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что между идеальными и материальными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ часто могут быть переведены в материальную форму.

Интерес представляет классификация средств обучения, предложенная С. А. Смирновым, в которой развиваются идеи рассмотренного выше подхода.[4] Он предлагает дополнительно классифицировать средства обучения в соответствии с уровнями реализации содержания образования. Автором рассматриваются следующие уровни — уровень учебного занятия, уровень учебного предмета и уровень всего обучения (по всем предметам и на протяжении всех лет обучения в вузе).

На уровне учебного занятия используются следующие средства обучения:

Идеальные: языковые системы знаков, используемые в устной и письменной речи; произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература); средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, фото и т. п.); учебные компьютерные программы по теме занятия; организующая и координирующая деятельность преподавателя, уровень квалификации и внутренней культуры педагога; формы организации учебной деятельности на учебном занятии.

Материальные: отдельные тексты из учебника, пособий и книг; отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов; тестовый материал; средства наглядности (предметы, действующие макеты, экспонаты); технические средства обучения; лабораторное оборудование.

На уровне предмета используются другие средства обучения:

Идеальные', система условных обозначений различных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.); искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным языкам, создаваемая в лингафонных кабинетах и т. д.); учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения по предмету.

Материальные: учебники и учебные пособия; дидактические материалы; методические разработки (рекомендации) по предмету; книги-первоисточники.

На уровне всего обучения используются следующие средства обучения:

Идеальные', система обучения; методы; система общевузовских требований.

Материальные — сюда входят большая часть материальнотехнической базы образовательного учреждения: помещения для обучения, библиотеки, столовые, буфеты, медицинский кабинет, помещения для администрации, педагогов и работников образовательного учреждения и т. д.

В связи с широким применением в вузах компьютерных средств обучения известный интерес представляют подходы к их классификации. Автором одного из них является А. А. Золотарев.[5]

Раскроем ее сущность. В качестве классификационного признака, позволяющего разбить названные средства на определенные группы, предлагается использовать дидактические задачи, под которые они разрабаты ваются.

В соответствии с предложенным классификационным признаком автором выделяются четыре группы компьютерных средств обучения. К первой группе относятся средства, разработанные для создания ориентировочной основы деятельности обучающихся: компьютерные (электронные) и компьютеризированные учебники (КУ) и учебные пособия (КУП); средства, основанные на представлении студентам в процессе чтения лекций и проведения классно-групповых занятий учебной информации в виде графических статических и динамических моделей изучаемых объектов и явлений, иллюстрации се схемами, графиками и таблицами, воспроизводимыми на дисплее или с помощью компьютерных проекционных установок на специальном экране, а также другие средства, позволяющие сформировать у обучающихся общие представления об их дальнейшей профессиональной деятельности. Во вторую группу выделяются средства, ориентированные на приобретение студентами знаний в определенной предметной области: автоматизированные и экспертные обучающие системы (АОС и ЭОС), автоматизированные системы контроля знаний (АСКЗ), компьютерные задачники (КЗ), компьютерные лабораторные практикумы (КЛП) и компьютерные обучающие программы (КОП). Названные средства служат для автоматизированного обучения студентов, комплексной оценки знаний и управления их познавательной деятельностью. В третью группу включаются компьютерные средства, используемые для формирования у студентов в процессе обучения необходимых профессиональных навыков и умений. К ним относятся — системы автоматизированного проектирования (САПР), обеспечивающие формирование у обучающихся необходимых профессиональных навыков и умений в процессе выполнения заданий по курсовому и дипломному проектированию, а также проектированию технических объектов; автоматизированные системы научных исследований (АСНИ), разрабатываемые и используемые в образовательном процессе для получения навыков решения задач исследовательского характера; компьютерные функциональные и комплексные тренажеры (КФТ и ККТ), позволяющие сформировать у будущих специалистов качества, определяемые их будущей профессиональной деятельностью; компьютерные деловые и ситуационные игры (КДИ и КСИ), имитирующие те или иные практические ситуации; автоматизированные моделирующие системы (АМС), позволяющие приобрести студентам навыки планирования и проведения различного рода машинных экспериментов с автоматизированной обработкой полученных результатов и другие. В четвертую группу входят средства, применение которых возможно для решения нескольких дидактических задач одновременно. К ним относятся — автоматизированные библиотечные системы (АБС), автоматизированные справочные системы (АСС), информационно-поисковые системы (ИПС), информационно-расчетные системы (ИРС), банки данных (БД) и базы знаний (БЗ), универсальные системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие возможность работы с готовыми профессиональными и учебными базами данных; электронные таблицы (ЭТ), математические пакеты (МП) и средств мультимедиа (СММ), позволяющие решать значительную часть прикладных учебных задач.

Следует оговориться, что деление компьютерных средств обучения на указанные выше группы является в известной мерс условным, поскольку каждое из них может быть переориентировано на решение других, в том числе частных, дидактических задач.

  • [1] Махмутов М. И. Современный урок. — М., 1985
  • [2] Боголюбов В. И. Педагогическая технология. — Пятигорск: ПГЛУ, 1997.
  • [3] Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
  • [4] Педагогика: педагогические теории, системы и технологии: Учеб, для студ. высш. исред. учеб, заведений / Под ред. С. А. Смирнова. — 4-е изд., нспр. — М.: Изд. центр «Академия», 2001.
  • [5] |? Теория и методика систем интенсивного обучения: Учебное пособие / Под ред. А. А. Золотарева. — М.: МИГА, 1993.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой