Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль неформальных отношений в социальном управлении организациями

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В-третьих, в российской действительности система неформальных отношений широко распространена и имеет традиционные специфические черты. С одной стороны, в специальных исследованиях утверждается, что исторически в России для многих поколений людей весьма типична тяга к решению проблем путем использования личных связей, нежелание использовать формальные, официальные каналы социальных отношений… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования неформальных отношений в управлении организациями
    • 1. 1. Социальная природа неформальных управленческих отношений в организациях
    • 1. 2. Специфика неформальных управленческих отношений в российских организациях
  • Глава 2. Социологический анализ неформальных управленческих отношений
    • 2. 1. Структура неформальных управленческих отношений в современных организациях
    • 2. 2. Неформальные управленческие отношения в субъективном восприятии участников организационных отношений
    • 2. 3. Влияние неформальных регуляторов трудовых отношений на управление организациями

Роль неформальных отношений в социальном управлении организациями (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Управленческие отношения в организациях строятся и воплощаются в разнообразных условиях, демонстрируют различную организационную культуру и формы построения производственной деятельности. Эффективная работа предприятия невозможна без создания определенной организационной структуры, соответствующей выбранной стратегии, распределения полномочий, зафиксированного в конкретных документах, разработки должностных инструкций — то есть создания системы официальной регламентации профессионального поведения сотрудников. Вместе с тем, кроме официально принятой нормативности в организациях образуется комплекс норм, которые возникают спонтанно и по мере возрастания роли профессиональной культуры, специализации и степени личностной свободы неизбежно автономизируются и функционируют в условиях определенной независимости, формируя своеобразную нормативно-поведенческую программу. Такие неформальные отношения в управленческих взаимодейтсвиях возникают как некая альтернатива официальности, формальной организованности, определенности, упорядоченности, согласованности.

Подчеркивая, что в любой организации сосуществуют две системы отношений — с одной стороны, порожденная предписанными процедурами, институционально-санкционированная, безлично-рациональная и, с другой стороны, возникающая спонтанно, на фоне различных первичных групп на основе устойчивых чувственно-эмоциональных связей, негласных договоренностей и т. п. — важно отметить, что если формальные отношения в различных организациях имеют многочисленные общие черты (что обусловлено объективными факторами — например тем, что все они базируются на одном законодательстве), то, напротив, в каждой отдельной организации складывается особенная конфигурация неформальных отношений.

Неформальные отношения не являются чем-то вторичным, а оказывают весьма значимое влияние на управленческие взаимодействия в любой организации. В современных условиях развития организаций неформальные управленческие отношения нередко оказываются определяющим инструментом в решении производственных и непроизводственных задач, привлечения инвестиций, формирования морально-психологического климата в трудовом коллективе, налаживания личностных контактов в деловой среде, управленческом сообществе. В этом контексте исследование неформальных управленческих отношений особенно актуально с точки зрения решения практических управленческих задач конкретных организаций. Поскольку в отечественной социологической науке методологическая и теоретическая проблематика неформальных управленческих отношений недостаточно изучена и обоснована, а острота и масштабы практических коллизий в этой области требует адекватных решений, актуализируется не только изучение таких управленческих практик, но и осмысление концептуальных основ методологии исследования, определение приоритетных задач и направлений социологического дискурса в данной сфере.

Степень научной разработки темы. Изучение проблемы неформальных отношений в организации имеет сравнительно короткую исследовательскую традицию. Социально-психологический аспект данной проблемы был выявлен в’ходе знаменитого Хотторнского эксперимента Э. Мейо [73, с.438−440]. С тех пор наполняется реальным содержанием само понятие «неформальные отношения» применительно к организации. Ч. Барнард [125, с.61] утверждал, что неизбежно возникающая в рамках формальной организации неформальная организация жизненно важна для функционирования системы. Одновременно с Ч. Барнардом к таким же выводам пришли Ф. Ротлисбергер и В. Диксон [52, с.29], которые обнаружили, что неформальные отношения в рабочей группе имеют явно выраженную структуру, в ее рамках существуют статусные различия и подгруппы и возникают неформальные нормы, регулирующие производственную деятельность рабочих.

С общесоциальной точки зрения вся общественная организация (включая государственные и негосударственные общественные структуры) пронизана неформальными управленческими отношениями, роль которых неизменно важна и существенна. Неформальные отношения активно воспроизводятся в экономике, государственном и местном управлении, политике, пронизывают науку, культуру, образование и другие сферы общественной деятельности. В шестидесятых годах прошлого века в зарубежной социологии возникает понятие «неформальная экономика».

Автором этой терминологии по праву считается английский социолог и антрополог Кейт Харт [177], который и сформировал современное представление об этом феномене. Продуктивное исследование данная проблематика получила в работах Э. Сото, [121] а также А. Винокура, М. Олсона, Г. Офера, С. Роуз-Аккерман, Ф. Шнайдер и др. [84,101,104,181].

На важную роль неформальных отношений в производственной деятельности в российской действительности одним из первых обратил внимание американский социолог Г. Гроссман в процессе изучения социалистической экономики эпохи «перестройки» [176]. Позже А. Каценелинбойген и С. Корданский [173] проанализировали советскую социально-экономическую систему как неразрывный синтез официально-плановых (формальных) с рыночными (неформальными) отношениями, что в известной степени утверждало концепцию многоукладное&tradeсоциалистического хозяйства. Несколько позже к подобному выводу о неразрывности природы формальных и неформальных отношений, о всеобщем характере неформального пришли другие исследователи.

Л.Косалс, Т. Шанин, Р. Рывкина [56]. К признанию универсальности неформальных отношений, их неразрывности и естественной связи с формальными отношениями пришли в своих работах И. Клямкин и Л. Тимофеев [54], к фиксированию «особого статуса» неформальных отношений в организациях — Л. Никифоров, Т. Кузнецова и В. Фельзенбаум [81]. Социально-экономические аспекты неформальных отношений анализируются в работах С. Ковалева, Ю. Латова, В. Радаева, Б. Рябушкина, Н. Седовой, Э. Чуриловой и др. [64, 66, 104, 107] Нравственные аспекты управленческой деятельности, начиная с семидесятых годов прошлого века получили плодотворное развитие в научных трудах Р. Г. Апресяна, В. И. Бакштановского, В. Т. Ганжина, Н. Д. Зотова, В. П. Коблякова, Ю. В. Согомонова, Э. А. Уткина, И. Ю. Фомичева, В. А. Чурилова, Ф. Н. Щербака [11,45,139,164].

Исследования проблем неформальных управленческих отношений развивается в контексте современной социологии управления и объединяет обширную область научного знания. Диссертант в своей работе опирался на фундаментальные труды основоположников теории управления организациями Ф. Тейлора, М. Вебера, Г. Форда, А. Файоля, Э. Мейо [126, 24, 142, 73], заложивших основы социологии управления. Вслед за ними развитию социологии управления организациями в западной традиции способствовали работы Д. Макгрегора, М. П. Фоллет, Г. Саймона и др. [70,105,175]. На рубеже 70-х — 80-х годов двадцатого века такой подход получил плодотворное развитие в работх П. Друкера, Т. Питерса, Р. Уотермена [37,38,91].

В России социологические аспекты управленческой деятельности стали объектом внимания ученых различных научных направлений в 60 — 70-х годах двадцатого века и эти исследования связаны с именами Д. М. Гвишиани, О. А. Дейнеко, Г. Х. Попова, Ю. А. Тихомирова, В. М. Шепеля [29, 41, 63, 154,]. В работах этих авторов управление рассматривается и как рационалистический, и как социальный процесс. Опираясь на эти научные работы, сформировалась российская социология управления, которая в последние годы получила плодотворное развитие в трудах социологов.

A.И.Пригожина, Ж. Т. Тощенко, О. М. Барбакова, А. И. Кравченко, Ю. Д. Красовского, А. А. Радугина, К. А. Радугина, А. Н. Силина, В. В. Щербины и др. [92, 132, 14, 57, 59, 99,112,160,162].

Исследование по социологии управления естественным образом включает в себя базовые концепции современной теории управления организациями, научного менеджмента. Необходимо выделить труды О. С. Виханского, И. Н. Герчиковой, Г. Кунца, И. Д. Ладанова, Ч. Макмиллана, М. Х. Мескона, А. И. Наумова, С. ОДоннела, Р. Пейтона, В. А. Пронникова, Р. Шонбергера [26, 30, 61, 63, 73, 95, 115 156]. Влияние социально-культурных факторов на своеобразие организационных отношений представлено в работах Д. Грейсона, К. О’Делла, Дж. Дистефано, Е. Вогеля, Р. А. Кука, Л. Пэйн, Ч. Макмиллана, А. Мориты, М. Моритани, У. Оучи,.

B.А.Пронникова, Э. Трельча, Э. Тайлора, Г. Хофстида [28, 47, 57, 59, 62, 73, 79, 85, 95, 96, 123], где выявлено определяющее значение социально-культурных факторов в формировании и функционировании современных систем управления в организациях.

Определяющее значение для становления социологической базы настоящей работы имели труды Г. М. Андреевой, К. Г. Барбаковой, Г. С. Батыгина, П. Блау, З. Т. Голенковой, А. Г. Здравомыслова, В. Н. Лавриненко, П. Лазарсфельда, В. А. Мансурова, О. М. Масловой, Р. Мертона, Е. Ф. Молевича, Э. Ноэль, Л. Ньюмана, Т. Парсонса, В. П. Ратникова, Н. Смелзера, П. Сорокина, Р. Старка, Ж. Т. Тощенко, У. Л. Уорнера, С. С. Фролова, В. В. Шалина, А. Щюца, В. А. Ядова, посвященные исследованию различных подходов к изучению социальных явлений [7, 12, 17, 22, 71, 75, 77, 82, 83, 87, 88, 114, 120, 132, 145, 166, 167].

В концептуально-теоретическом плане автор диссертации опирался на результаты изучения социальной ситуации в Тюменском регионе, которые были получены и представлены, прежде всего, в работах А. В. Артюхова, О. М. Барбакова, М. Л. Белоножко, Н. А. Костко, А. Н. Силина, С. Г. Симонова, Л. Л. Тонышевой, Н. Г. Хайруллиной [14,19,110,112, 113].

В целом результаты проведенного диссертантом анализа теоретических концепций отечественных и зарубежных авторов, с одной стороны, свидетельствуют о высоком уровне разработанности поставленных проблем, с другой — обнаруживают недостаточность существующей социологической базы для определения роли и специфики неформальных управленческих отношений в управленческих взаимодействиях в организациях Тюменского региона. Этот факт, наряду с актуальностью постановки данной проблемы и поиском методов ее решения, стал существенным основанием выбора темы диссертационного исследования.

Объектом настоящего диссертационного исследования являются социально-управленческие процессы в организациях различных сфер профессиональной деятельности в Тюменском регионе.

Предмет диссертационного исследования — неформальные отношения, возникающие в процессе управления организационными структурами.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является определение роли и места неформальных отношений сотрудников в процессе управления организациями.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: во-первых, провести теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятия «неформальные отношения» применительно к управленческим процессам в организацииво-вторых, раскрыть сущность феномена неформальных отношенийв-третьих, определить специфику неформальных отношений в российских организацияхв-четвертых, провести структуризацию неформальных управленческих отношений;

— в-пятых, на основании результатов авторского социологического исследования выявить влияние неформальных регуляторов трудовых отношений на управлениев-шестых, определить субъективное восприятие неформальных управленческих отношений работникамив-седьмых, разработать модель неформального регулирования управленческих отношений в организациях.

Эмпирическую базу исследования составили результаты социологического исследования, проведенного автором в 2005 — 2006 году в организациях промышленной и социальной сферы Тюменского региона, вторичный социологический анализ материалов исследований российских социологов, в том числе представителей социологической науки региона, анализ документов. В качестве эмпирического материала автором диссертационной работы также использовались результаты вторичного анализа социологических исследований в области управления организацией в России и за рубежом.

Научная новизна выдвинутых и обоснованных автором диссертационного исследования положений заключается в следующем: проведено теоретическое и эмпирическое уточнение системы понятий, которые имеют теоретико-инструментальное значение для осуществления диссертационного исследованияопределены особенности и основные тенденции развития неформальных отношений в российском обществеразработана типология современных неформальных отношений в управлении организациямивыявлена специфика неформальных управленческих отношений в организациях различных сфер общественной жизниразработана модель неформального регулирования управленческих отношений в региональных организациях.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в нем положения конкретизируют содержательные особенности феномена неформальных управленческих отношений, определяют их специфику и значение в неформальном регулировании профессиональных отношений работников региональных организаций, способствуя тем самым определенному развитию понимания новых исследовательских подходов в социологическом анализе управленческих процессов.

Полученные в диссертационной работе результаты теоретически и практически значимы для подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров управления, для преподавания учебных курсов по социологии управления, региональной экономике, кадровой политике и в организации специальных курсов по управлению предприятиями.

Апробация результатов диссертационной работы осуществлялась на региональных, всероссийских и международных конференциях, в том числе на международной научно-практической конференции «Региональные и межрегиональные аспекты социально-экономического развития» (Тюмень, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Социальноэкономическое развитие территорий на этапе стабилизации: теория и практика» (Тюмень, 2005 г.), на международной научно-практической конференции «Менеджмент в социальной сфере» (Тюмень, 2006 г.), на всероссийской научной конференции «Человек и мир. Социально-гуманитарные исследования: наука в современном обществе» (Тюмень, 2006.).

Материалы диссертации обсуждались на методологических семинарах, проводимых на кафедре «Социального менеджмента» и кафедре «Экономической теории» Тюменского государственного нефтегазового университета.

Заключение

.

На основании проведенного исследования автор диссертации пришел к следующим выводам.

Во-первых, можно утверждать, что в организации сосуществуют две системы управленческих отношений — с одной стороны, порожденная предписанными процедурами, институционально-санкционированная, безлично-рациональная и, с другой стороны, возникающая спонтанно, на фоне различных первичных групп на основе устойчивых чувственно-эмоциональных связей, иной, отличный от предыдущего способ социальной упорядоченности, организованности то есть формальные и неформальные управленческие отношения. Управленческие отношения на уровне формальной организации претендует на алгоритмическую однозначность, исключение субъективного влияния на организационные процессы, т. е. наличие только функционально-служебных взаимоотношений между сотрудниками, тотальное подчинение их деятельности организационным целям. Неформальные управленческие отношения проявляют индивидуальную автономность по отношению к функции и в процессе производственных отношений реализуют индивидуальные и групповые цели, формируя соответствующую нормативность и морально-психологическую атмосферу.

Во-вторых, неформальные управленческие отношения весьма разнообразны в своих проявлениях. Такая разнородность обусловлена наличием различных сфер функционирования неформальных отношений, различными диспозициями по отношению к существующему законодательству, различным характером моральной оценки сущности таких отношений. В связи с этим неформальные управленческие связи и отношения можно структурировать по следующим основаниям:

— неформальные отношения и связи в рамках закона, законная управленческая деятельность, которая в силу тех или иных причин осуществляется посредством личного неформального общения как с другими субъектами управления (например, с лидерами местного сообщества, руководителями смежных организаций и т. п.), так и с подчиненными.

— не узаконенные неформальные отношения и связи, которые по тем или иным причинам не предусмотрены существующим законодательством, осуществляются, если можно так сказать, в «правовом вакууме» и потому не влекут за собой правового преследования, то есть внезаконные управленческие отношения.

— противозаконные неформальные управленческие отношения и связи, то есть незаконная, нелегальная управленческая деятельность, которая предусмотрена существующей правовой системой и подлежит правовому преследованию.

В-третьих, в российской действительности система неформальных отношений широко распространена и имеет традиционные специфические черты. С одной стороны, в специальных исследованиях утверждается, что исторически в России для многих поколений людей весьма типична тяга к решению проблем путем использования личных связей, нежелание использовать формальные, официальные каналы социальных отношений. С другой стороны, объективная ситуация последних лет советского периода способствовала росту неформальных управленческих отношений, где специфической особенностью была система персонифицированных связей между людьми, статус и возможности (социальные, экономические, политические) которых опосредовались и определялись их формальным положением в существовавшей административной (номенклатурной) иерархии. Этот феномен фактически компенсировал отсутствие института частной собственности и рыночных отношений путем создания специфических неформальных рынков, благодаря которым за счет коррупции всей системы от чиновников первого ранга до простого рабочего) обеспечивалось и поддерживалось благосостояние членов общества в соответствии с их административным статусом. Причем тесная связь неформальной деятельности с рабочим местом обусловливала ее продуктовую привязку и стратифицированный характер. В постсоветское время ситуация усугубилась принятием совершенно неадекватной для сложившейся ситуации правовой базы, которая на практике не признавалась и отвергалась подавляющей частью участников управленческих отношений.

Неформальные отношения в российском управлении понимаются как нерегламентированные официально формы управленческой практики, направленные на самостоятельное решение субъектом управления возникающих у него профессиональных проблем. Неформальные отношения в управлении возникают в тех сферах управленческих взаимодействий, которые, с одной стороны, еще не в полной мере регламентированы отстающим по времени и актуальности российским законодательством и административными документами, а с другой стороны отсутствие цивилизованных рыночных механизмов не позволяет запуститься процессу саморегуляции. На этой основе в управленческих отношениях (в которых, как известно, участвуют и субъект управления, и объект) возникают неформальные практики, отражающие современную социально-политическую и социально-экономическую ситуацию современного периода. В российской действительности они простираются от бартерных обменов между организациями, неплатежей, нецелевого использования ресурсов, невыплаты и сокрытия зарплаты до вторичной занятости, неуплаты налогов, воровства и т. п.

В-четвертых, исследование на промышленных предприятиях, в первую очередь, нефтегазового комплекса и в организациях социальной сферы региона позволило сравнить ситуацию и оценки роли неформальных отношений в вузах и других организациях. Выяснилось, что персонал промышленных предприятий в значительно большей степени оценивает влияние неформальных отношений на свою трудовую деятельность, чем студенты, преподаватели и сотрудники вузов. Наиболее сильное влияние неформальных отношений в строительстве, сфере услуг и нефтегазодобыче. В то же резко упала их роль, в сравнении с советским периодом в торговле и на предприятиях общественного питания.

В целом исследование показало, что неформальные отношения играют значимую роль, как в вузах, так и в других организациях. Существующие нормативные и законодательные акты соблюдаются далеко не всегда. Личные отношения определяют распределение денежных вознаграждений и других благ, что влияет на эффективность работы организации, морально-психологический климат и др. Это требует специальных социологических исследований и учета их результатов в управленческих механизмах.

В-пятых, в различных организациях формируются различные модели неформального регулирования производственных отношений. В содержательном аспекте роль неформальных управленческих отношений меняется в зависимости от функционального состояния данной организации в области производства товаров или услуг. Наибольший вес в управленческих отношениях неформальная регуляция имеет на предприятиях «неудачниках». Модель неформального регулирования трудовых отношений складывается из либеральных принципов взаимодействия руководителей с подчиненными. На успешных предприятиях строгий контроль над работой во многом нивелирует практику неформальных управленческих отношений. Такие взаимодействия имеют место в отношениях руководителей с ценными работниками, большое значение придается неформальным контактам в поиске оптимальных производственных решений, различного рода совещаний. Складывается практика работы управленческой команды, где неформальные отношения играют роль особого механизма в создании атмосферы доверия и профессионального творчества. Это призвано, с одной стороны, придать особую значимость самой организации, факту работы в ней, а с другой стороны, повысить результативность организационной деятельности. Неформальное общение при этом является обязательным элементом управления.

Особую группу составляют так называемые «предприятия-центристы», которые занимают промежуточное положение между успешными и неуспешными предприятиями. Производственные отношения между топ-менеджментом и основным производством носят командно-распорядительный характер, руководители линейных подразделений практически не принимают участие в принятии стратегических решений. В организациях такого рода в неформальные группы объединяются люди, стоящие на примерно одинаковых позициях в организационной иерархии. Как правило, в таких организациях обращается значительное внимание на знаки организационной культуры, формируются традиции, поведенческие кодексы, праздники, но все это носит демонстрационный, декларативный характер, поскольку внутреннее ценностное единство отсутствует.

В диссертации рассматривалось социальное управление, которое представляет собой взаимодействие личностей и социальных групп. Именно в таком управлении проявилась специфика формальных и неформальных отношений в организациях и выявилась их роль в организационном развитии. Результаты и выводы эмпирических исследований, проведенных в организациях различного типа в тюменском регионе, правомерно экстраполировать на другие регионы, поскольку социальные процессы, протекающие в региональных организациях, в целом характерны и для других субъектов Российской Федерации. Разработанная диссертантом модель неформального регулирования управленческих отношений является универсальной и может быть применена к организациям других регионов.

Диссертационное исследование показало, что качество неформальных управленческих отношений в организациях прямо отражает особые режимы существующего корпоративного управления. В современных условиях в развитии организационных процессов в регионе еще рано говорить об устоявшихся критериях и стандартах оптимальности управленческих отношений. Вместе с тем, выявленные в данной работе модели и тенденции развития неформальных управленческих отношений и возникающие при этом проблемы и решения позволяют с уверенностью утверждать необходимость дальнейшего научно-социологического мониторинга в данной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. М.: Экономика, 1999.-С 4.
  2. Актуальные проблемы социологии управления. (Материалы «круглого стола»)//Социологические исследования, № 2,1998. С.98−107.
  3. Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий //Социологические исследования. 2000. — № 8. — С. 11−17.
  4. Американская социология. М.: Прогресс, 1972. — 392 с.
  5. Американская социологическая мысль. М.: МГУ, 1994. — 495 с.
  6. .А. Высший менеджмент для руководителя. М.: ИНФРА, 2000. -368 с.
  7. Г. М. Программа конкретного социального исследования //Лекции по методике конкретных социальных исследований. М.: МГУ, 1972.- 190 с.
  8. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1984. — 391 с.
  9. Аристотель. Политика. В кн.: Сочинения в 4-х томах, т.4 — М.: Мысль, 1983.- 830 с.
  10. Ю.Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс и универс, 1993. — 608 с. 11 .Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Честная игра: нравственная философия и этика предпринимательства: В 2 т. Томск: ТГУ, 1992. — 238 с.
  11. К.Г. и др. Социальные проблемы Тюменского Севера //Социологические исследования, № 4,1981. С.21−214.
  12. К.Г., Барбаков О. М. Социум и личность: методология отношения. //Налоги, инвестиции, капитал, №- 5−6,.2000. С. 2−12.
  13. М.Барбаков О. М. Региональное управление: реалии и перспективы. Спб.: Лань, 2000. — 287 с.
  14. С.Ю. Солидарность участников неформальной экономики, на примере стратегий мигрантов и предпринимателей // Социологические исследования, № 4, 2002. с.3−12
  15. Г. С. Особенности культуры глубинного общения. //Вопросы философии, № 3,1995. С. 109−129.
  16. П.Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для вузов.- М.: Аспект Пресс, 1995. -285 с.
  17. С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования //Социология: 4.М., № 2, 1991. С. 5−19.
  18. М.Л. Аграрные реформы в Тюменском регионе: современность и прогноз. Тюмень: Вектор Бук, 1998. — 186 с.
  19. П. Общество в человеке //Социологический журнал, № 2, 1995. С. 38−49.
  20. П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.-216 с.
  21. П.М. Исследования формальных организаций. В кн.: Американская социология. — М., 1972. — 392 с.
  22. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Политиздат, 1978. — 216 с.
  23. М. Избранные произведения: Пер. С нем. М.: Прогресс, 1990. 880 с.
  24. В.И. В.Парето и проблема общего экономического равновесия. -М.: Дело, 2000- 176 с.
  25. О.С. Управленческая парадигма XXI века. //Менеджмент, № 4, 1996.-С. 26−31.
  26. Т.П. Социология управления: от группы к команде. М.: Финансы м статистика, 2001 -224 с
  27. В.Н. Социальные проблемы отношения в международных организационных структурах. М.: МНИИПУ, 1989. — 196 с.
  28. Д.М. Организация и управление. 3-е изд., перераб. — М.: Изд-во МГТУ им. И. Э. Баумана, 1998. — 331 с.
  29. И.Н. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998. — 506 с.
  30. В.Е., Магун B.C. В ожидании перемен (рабочие о ситуации на промышленных предприятиях) //Социологические исследования, № 1, 1990.-С. 52−59.
  31. Г. П. Введение в прикладную социологию. Минск: Вышэйш. школа, 1975.- 199 с.
  32. Р. Элементы теории социального конфликта //Социологические исследования, № 5,1994. С. 142−146.
  33. И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Институт социологии РАН, 1996. — 198 с.
  34. Ю.С. Трудовые перегрузкудовые перегрузкв рабочем процессе.// Социс, № 5, 2004. С.53−60.
  35. С. Сомнительная победа: социологическое познание //Социологический журнал, № 2, 1995. С. 61−67.
  36. П. Управление нацеленное на результаты. М.: ТШБ, 1992. — 192 с.
  37. П. Труд и управление в современном мире. М.: Экономика, 1993. -33 I.e.
  38. Э. Норма и отклонение //Рубеж, № 2, 1992. С. 42−51.
  39. Э. Метод социологии //Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991. — 162 с
  40. О.Н. Менеджмент: социально-философский аспект. Екатеринбург, УрО РАН, 1999. 116 с.
  41. Н.Д. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление. Томск.: ТГУ, 1984. — 246 с.
  42. JI.B., Свистунов В. М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. М.: ГАУ, 1995. — 174 с.
  43. Д.Ж., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом. М.: Дело, 1993. — 304 с.
  44. С. В. Кордон С.И. Организационная патология с точки зрения социолога, менеджера и консультанта по управлению.//Социологические исследования, № 1, 2000. С. 44−50.
  45. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  46. М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л. ЛГУ, 1991. -383 с.
  47. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М.:ГУВШЭ, 2001. — 185с.
  48. К. Вопросы управления. М.: Экономика, 1981. — 200 с.
  49. Кирхманн Э.М. В. Превентивное организационное развитие (на примере технологического концерна ABB) //Проблемы теории и практики управления, № 1, 2001. С. 94−99.
  50. И., Тимофеев Л. Теневая Россия. Экономико-социологическое исследование. М. РГГУ, 2000. — 215 с.
  51. О., Косалс Л., Рывкина Р. Коммерциализация служебной деятельности работников милиции // Социологические исследования, № 3, 2004. С.73−82.
  52. Л., Рывкина Р. Теневая экономика как особенность российского капитализма // Вопросы экономики, № 10, 1998. С.59−80.
  53. А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. -М.: Наука, 1991.-281 с.
  54. Н.А. Социальное управление развитием региона: Монография. -Тюмень: Тюменский государственный институт экономики, управления и права, 2004. 144 с.
  55. Ю.Д. Фирма: столкновение различных культур управления. //Социологические исследования.№ 3, 1994. С. 39−46.
  56. Ю.Д. Управление поведением в фирме: Эффект и парадоксы. М.: Инфра — М, 1997.-368 с.
  57. Г., Одоннел. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В двух томах. М.: Прогресс, 1981. — 302 с.
  58. Кук Р. А. Сигналы опасности неэтичного поведения: как определить, идет ли ваша фирма на этический риск. //Ведомости. Вып. 9. Тюмень: НИИ ПЭ, 1998.-С. 174−178.
  59. И.Д. Практический менеджмент. М.: «Элник». 1995. — 491 с.
  60. Ю. Длинные тени общества «светлого будущего» // Вопросы экономики, № 8, 2000. С.45−62.
  61. Ю.В. Эволюция исследований неформального сектора экономики за рубежом.// Теневая экономика: экономический и социальный аспекты. М.:ИНИОН, 1999.- С.30−66.
  62. Ю.В., Ковалев С. Н. Теневая экономика.- М.: НОРМА, 2006. 237с.
  63. Т.Б. Понятие ценности в буржуазной социологии //Социальные исследования. Вып. 5. М.: Наука, 1970. — 242 с.
  64. К. Капитал /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (в 30-ти томах), 2 изд., т. 26.-М., 1961.-713 с.
  65. Д., Бартон К. Менеджмент. М.: Юнити, 1991. — 416 с.
  66. О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) //Социология, № 5−6,1995. С. 4957.
  67. Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах. М.: Наука, 1992. — 78 с.
  68. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1996.-701 с.
  69. Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира/пер с англ. В. С. Загашвили. М.: Прогресс, 1991. — 453 с.
  70. Р.К. Образцы культурных целей и институциональных норм //Социологические исследования, № 2, 1992. С. 42−51.
  71. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1,2.-М.: Наука, 1990.-412 с.
  72. Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания. //Социологические исследования, № 6, 1997. С. 3−8.
  73. П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М.:Весь мир, 1995.-96 с.
  74. А. Сделано в Японии. М.: Прогресс, 1993. — 413 с.
  75. Наумова Н. Ф. Запаздывающая модернизация: ее основные черты и социальные следствия //Влияние переходных социокультурных структур на социальные качества человека. М.: ИС АН СССР, 1990. — 287 с.
  76. Неформальная экономика в постсоветском пространстве: Проблемы исследования и регулирования / Под ред. И. Олимпиевой и О.Паченкова. СПб.: ЦНСИ, 2003,201 с.
  77. Э. Массовые опросы /Пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. — 380 с.
  78. Очерки по истории теоретической социологии XIX нач. ХХ вв/Под ред. Ю. Н. Давыдова. — М.:Наука, 1994. — 239 с.
  79. Т. О структуре социального действия. М.:Академический Проект, 2000. — 880 с.
  80. Т. /Под ред. М. С. Ковалевой / Система современных обществ. -М.: Аспект Пресс, 1997. — 270 с.
  81. Платон. Политик //Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1970. — Т. З — 678 с.
  82. Платон. Государство //Платон. Соч. в 3-х т. М.: Мысль, 1970. — Т.2 — 687 с.
  83. Т., Уотермен Э. В поисках эффективного управления. М.: Издательство «Прогресс», 1986. — 257 с.
  84. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257 с.
  85. А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: Политиздат, 1989. — 270 с.
  86. А.И. Современная социология организаций / Учебник. М.: Экономика, 1995.-296 с.
  87. В.А., Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 1989.-207 с.
  88. Л. Корпоративная политика и этика собирания сведений о конкурентах. //Ведомости. Вып. 10. Тюмень: НИИ ПЭ, 1998. С. 168 — 177.
  89. В. Теневая экономика в СССР / России: основные сегменты и динамика // http://www.ncas. org/articles/library/librrus22400lte.htm
  90. В. Коррупция и формирование российских рынков: отношения чиновников и предпринимателей // Мир России,№ 3, Т.7,1998. С.57−90.
  91. А.А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Воронеж, 1995. — 196 с.
  92. Ф. Дж. IBM: взгляд изнутри. М.: Прогресс, 1990. — 280с.
  93. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы.-М.: Лагос- 2003. 264 с.
  94. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: МГУ, 1973. — 416 с.
  95. М.Н. О предмете социологической науки: три методологических вопроса //Социологические исследования, № 7, 1991. -С. 25−37.
  96. ., Чурштова Э. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики.- М.: Финансы и статистика, 2003, с.113−119.
  97. Г. А., Смитбург Д. У., Томпсон В. А. Менеджмент в организациях. М.: Экономика, 1995. — 432 с.
  98. В.Н. Организованное вымогательство: уголовно-правовой и криминалогический анализ. СПб: Питер, 2000. — 256с.
  99. Н.Н. Неформальная экономика в теории и российской практике. // Общественные науки и современность, № 3,2002.
  100. В.В. Качественные методы в социологии. /В кн.: Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. — С. 387−456.
  101. В.И. Партисипативное управление и демократия //Социологические исследования, № 2,1992. С. 70−74.
  102. С.Г. Экономические ритмы жизнедеятельности занятого населения крупного промышленного региона. Тюмень: ТМИЭ и П, 1996. -132 с.
  103. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1996. — 608 с.
  104. А.Н. Управление персоналом. Тюмень: Вектор Бук, 1995. — 233 с.
  105. ИЗ. Силин А. Н., Фомичев И. Ю. Обоснование концепции профессиональной этики в менеджменте. //Менеджмент: теория и практика, № 1,1998, с.33−40.
  106. Н. Социология: Пер. С англ. М.: Феникс, 1994. — 688с.
  107. Э.А. Теория организаций. М.: ИНФРА, 2002. — 248 с
  108. П.А. Имущественные споры и криминал в современной России.-М.: 2001.- 186 с.
  109. Современная американская социология. М.: Академический проект, 1994.-465 с.
  110. Согомонов АЛО. Текст корпорации: «страх успеха» или «дух сотрудничества». //Этика успеха, Вып. 3,1994. С. 96−108.
  111. В.М., Фаризов И. О. Контрасты менталитета, или готовы ли россияне к рынку? http: // www.vestnik.fa.ru.
  112. П. Социология № 1. В кн: Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. — М.: Политиздат, 1992. — 234 с.
  113. Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995.-245 с.
  114. Социология. Основы общей теории: Учеб. Пособие /Г.В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабышева и др. /Под. ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 1996. — 461 с.
  115. Э. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989.
  116. Т. Принцип социальной и этической полезности в управлении предприятием. //Проблемы теории и практики управления, № 3, 1999.-С. 68−73.
  117. А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. М.:Аспект — Пресс, 1992. — 104 с.
  118. Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контроллинг, 1991.-212 с.
  119. Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985. -474 с.
  120. В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. — 196 с.
  121. С.Н. Психология управления: от личности к команде. -Петрозаводск: Фолиум, 1996. 261 с.
  122. В. Гипотеза о новой парадигме управления //Проблемы теории и практики управления, № 3,2001. С. 46−49.
  123. Дж. Л., Пристли Дж. Социология. М.: «Аст», 1998. — 494 с.
  124. .Т. Социология. М.: Прометей, 1994. — 382 с.
  125. Е., Красинец Е, Кубишин Е. Нелегальная миграция в Россию. М.: Academia, 2000. — 285 с.
  126. У.Л. Корпорация в эмерджентном американском обществе. //Социология, № 1, 1999. С. 61−78.
  127. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А. Я. Кибанова М.: ИНФРА-М, 1997. — 517 с.
  128. B.C. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. Н. Новгород: 1993, с.46−47.
  129. Н.В. Русские: опыт еще одного самопознания//Этнокультурная специфика языкового самопознания. М.: 1996.
  130. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 740 с.
  131. Фомичев И. Ю. Социальные детерминанты управленческих взаимоотношений//История управленческой мысли и бизнеса. Научные концепции и реальный менеджмент.- М.: МГУ, 2005
  132. И.Ю. Сущностные аспекты менеджмента. Тюмень: «Вектор Бук», 1997.- 102 с.
  133. И.Ю. Модусы моральной нормативности в менеджменте. -Тюмень: ТюмГНГУ, 1999. 177 с.
  134. Г. Моя жизнь, мои достижения. М.: Финансы и статистика, 1989. 279 с.
  135. Р. Обновление производства: атакующие выигрывают. М.: «Прогресс», 1987. — 272 с.
  136. В.И. Основы современной теории организаций. М.: Институт организационных систем АОН, 1995. — 163 с.
  137. С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений, 2-е изд. перераб. доп. М.: Издательская корпороация «Логос», 1997. — 357 с.
  138. С.С. Социология. М.: Гардарики, 2001.344с.147. 9. Хайтун С. Д. Наукометрия: состояние и перспективы. М.: Наука, 1983.-236 с.
  139. Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация //Социологические исследования. 1990. № 1. С. 122−130.
  140. Н.Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2000. — 466с.
  141. М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятий. -М.:РАУ, 1993.-214 с.
  142. Э. Практика управления. Обнинск: Титул, 1992. — 152 с.
  143. В.И. Социология, менеджмент и публично правовое регулирование. //Социологические исследования, № 3, 1997. — С. 28−36.
  144. В.Ф. Откуда придет дух капитализма? //Социологические исследования, № 2, 1994. С. 23−33.
  145. В.Н. Философия цивилизованного предпринимательства. //Проблемы теории и практики управления, № 4, 1992. С. 28−34.
  146. Ф.Э. Прикладная социология: от мифологии к науке /Основы прикладной социологии. М.: Аспект, 1996. — 184 с.
  147. Р. Японские методы управления производством. М.: Экономика, 1988. — 206 с.
  148. Р. Социология труда. М.: Прогресс, 1982. — 247 с.
  149. П. Много социологий для одного мира//Социологические исследования, № 2,1991. С. 13−23.
  150. П. Социология социальных изменений. М.: Аспект — Пресс, 1996.-414 с.
  151. В.В. Средства социологической диагностики в системе управления— М.: Союз, 1993. 184 с.
  152. В.В. Социология организаций: словарь справочник. — М.: Союз, 1996.-269 с.
  153. В.В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности//Социологические исследования, № 10, 2001.-С. 48−57.
  154. Й. Теория экономического развития. www.pablik.uic.rsu.ru
  155. Этика бизнеса: межкультурные аспекты. М.: ЮНИТИ, 1992. — 312 с.
  156. Г. Периферийный капитализм. М.: ЭПИЦентр, 2003. — 315 с.
  157. В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. М.: Наука, 1995. — 328 с.
  158. В.А. Размышление о предмете социологии//Социологические исследования, № 2, 1990. С. 3−16.
  159. В.А. Стратегия и методы качественного анализа данных. //Социология, № 1, 1991. С. 8−12.
  160. В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 1998. -595 с.
  161. Н.Н. Челночная торговля в новых условиях: возможные подходы к оценке масштабов//Вопросы статистики, № 4,2001.-С.22−29.
  162. JI. Карьера менеджера. М.: Экономика, 1991. — 584 с.
  163. Burns J.M. Leadership. N.Y., 1978. — 471 p.
  164. Catsenelinboig A. Coloured Markets in the Soviet Union // Soviet Studies. -1977.-Vol.29.-N1.-P.62−85
  165. Employment, Incomes and Equalit: a Strategy for Increasing Productive Employment in Kenia. Geneva: :ILO
  166. Follet M.P. Freedom and Coordination. L., 1949. -274 p.
  167. Grossman K. The «Second Economy» of the USSR // Problems of Communism. -1997. N5. -P. 25−40.
  168. Hart K. Informal Urban Income Opportunities and Urban Employment in Ghana // Journal of Modern African Studies. 1973, Vol. 11, N 1. P.61 -91
  169. Lane H.W., Distefano J.J. International Management Behavior. Nelson, 1988.-402 p.
  170. Lascro M. Hidden Economy an Unrnown Quantity? Comparative Analysis of Hidden Economies in Transition Countries, 1989−1995//Economics of Transition. 2000/Vol.№.l.P.135-
  171. Stark R. Sociology. Third ed., Belmont, California, 1989. 986 p.
  172. Schnaider F., Enste D. Increasing Shadow Economies Schnaider F., Enste D. Increasing Shadow Economies all over the world fiction or reality? A survey of the global evidence of their sizeand of their impact from 1970 to 1995.
  173. Weber M. Essaes in Sociology.- N.Y., 1946. 218 p.
  174. Williams P. How Seriouse a Threat in Russian Organized Crime? // Russian Organized Grime. The New Threat? h., 1997
Заполнить форму текущей работой