Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания: Социологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые документы (федерального и регионального уровня), статистические данные Министерства труда и социального развития РФ, Управление социальной защиты населения Администрации Липецкой области, вторичный анализ социологических данных по проблемам пожилых людей, а также авторские исследования, проведенные в домах-интернатах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты процесса социальной адаптации
    • 1. 1. Сущность и содержание социальной адаптации
    • 1. 2. Проблемы социальной адаптации в пожилом возрасте
  • Глава 2. Социологический анализ положения пожилых людей в стационарных учреждениях на примере Липецкой области)
    • 2. 1. Стационарные учреждения как пространство социальной адаптации
    • 2. 2. Социальная активность пожилых людей в условиях стационарных учреждений социального обслуживания
    • 2. 3. Технология социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях

Социальная адаптация пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания: Социологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Изменения демографической ситуации в России, связанные с быстрым и нарастающим постарением населения, увеличением числа одиноких пожилых людей, трансформация современной семьи — все это ставит перед государством и обществом ряд вопросов социального, психологического и экономического характера в отношении лиц пожилого возраста.

По официальным данным, доля граждан старшего возраста в населении страны на 01. января 2001 года составляла 20,7% По прогнозам специалистов эта доля возрастет до 22,6% в 2011 году, и до 24,8% в 2016 году.

Каждая категория граждан в зависимости от возраста, пола, вида занятости, способности к различным видам жизнедеятельности (самообслуживанию, передвижению, общению, обучению, трудовой деятельности, ориентации и др.) может быть рассмотрена с точки зрения социальных процессов, к которым можно отнести процессы развития, занятости, адаптации. В зависимости от возраста социальные процессы имеют различный вектор. Если расположить социальные процессы по рангу, то для лиц пожилого возраста они могут иметь следующий порядок: социальные процессы адаптации, занятости, развития и выживания.

Совершенно специфическую форму и содержание, характерные преимущественно для пожилых людей, имеют.

1 Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М.: Минтруд России. 2001.226 с. социальные процессы выживания. Однако, даже этот специфический, социально-психологический, с философским подтекстом процесс выживания содержит акцент адаптации, т. е. приспособление граждан преклонного возраста к сложному социальному положению в рыночных условиях.

Трудности, связанные с поиском адекватных способов социализации, неопределенность не только будущего, но и настоящего и даже прошлого является причиной достаточно широко распространенного феномена «ухода», отказа от активной социальной деятельности и обращения к семье, природе, к потусторонним силам. Распространяется вера в гадания и самые фантастические предсказания, которые субъективно дают людям надежду на преодоление неопределенности и появление хоть какой-нибудь, пусть шаткой опоры2.

Особые обстоятельства возникают в жизнедеятельности пожилых людей, которые вынуждены значительный период жизни проводить в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеющих свою специфику организации образа жизни (ограниченный выбор занятий, бедность впечатлений и контактов с внешним миром). Это делает необходимым изучение социальной адаптации пожилых людей в новых условиях проживания и характеризует актуальность данной проблемы.

Степень разработанности проблемы.

Социальная адаптация как общая глобальная проблема и как частная — проблема социальной адаптации пожилых людей.

Марцинковская Т. Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека // Психология зрелости и старения. Центр «Геронтолог» 1997. Осень. С. 13−23. является объектом изучения различных наук и носит междисциплинарный характер. В зависимости от аспекта рассмотрения проблемы изучаются различные ее стороны, которые в той или иной степени отражают социализацию и адаптацию пожилых людей.

В социологии проблемы социальной адаптации рассматриваются в работах. Т. Парсонса, Н. Смелзера, И. С. Кона, П. А. Сорокина, JI.C. Гусляковой, В. В. Макарова, П. С. Кузнецова и др.3. Биологические, социально-медицинские аспекты социальной адаптации нашли отражение в исследованиях А. Д. Адо, А. П. Авцына и др.4.

Психологические аспекты адаптации отражены в научных трудах А. И. Тащевой, О. В. Красновой, Н. Ф. Дементьевой, И. П. Лотовой. 5.

Многие другие работы посвящены демографическим процессам, социальному статусу пожилых людей, их месту в социальных сообществах, межпоколенным отношениям:

3 Парсонс Т. Концепция общества: Компоненты и их взаимосвязи // Парсонс Т. Эволюционные и сравнительные перспективы. М., 1996; Смелзер.Н. Социология. М., 1999; Кон И. С. Социология личности. М., 1994; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1999; Гуслякова Л. Г. Адаптация социальная // Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. М.: ИСР, 1997. С. 8−9- Макаров В. В. Социально-психологическая реабилитация и адаптация как элементы технологии социальной работы. М., СТИ, 1997, 20 е.- Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации. Дисс. докт. социол. наук. Саратов, 2000.

4 Адо А. Д. Опосредование биологического социальным в проблеме адаптации человека к экстремальным условиям // Вестник АМН СССР, 1980, № 4. С. 57−63- Авцын А. П. Адаптация и дезадаптация с позиции патолога // Клиническая медицина, 1974, № 5. С. 3−15.

5 Тащева А. И. Концепция организации психологической помощи одиноким пожилым людям в структуре Министерства труда и социального развития // Психология зрелости и старения. 1992, ЗимаКраснова О. В. Адаптация пожилых людей в современной социальной ситуации в России. М., 1996; Дементьева Н. Ф. Психологические проблемы пожилого возраста и социальная работа // Психологические аспекты социальной работы. М.: СТИ МГУС, 1999.

М.С. Мацковский, Н. Е. Ускова, Р. С. Яцемирская, И.В. Бестужев-Лада, Е. И. Холостова, Т. Д. Марцинковская, И. Н. Бондаренко, Г. П. Медведева и др.6.

Особое место занимают вопросы положения пожилых людей в домах-интернатах. Данной теме свои труды посвятили Н. Ф. Дементьева В.Н. Катюхин и др. 1. В то же время отсутствуют комплексные научные работы по адаптации лиц старшего возраста в стационарных учреждениях в современных условиях.

Цель и задачи исследования

.

Целью диссертационного исследования является социологический анализ процесса адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания и совершенствование технологий социальной адаптации этой категории граждан в новых условиях проживания.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: дать теоретическое обоснование социальной адаптации с точки зрения социологии социальной сферы;

6 Мацковский М. С. Социология семьи. М., 1996; Ускова Е. Н. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей (геронтосоциологический аспект). Автореф. Дисс. канд. социол. наук. М., 2000; Яцемирская Р. С. Социальная геронтология. М., 1999; Бестужев-Лада И. В. Опыт типологии социальных показателей жизни // Социологические исследования. 1980, № 2- Холостова Е. И. Пожилой человек в обществе. М., 1999, ч. 1- Марцинковская Т. Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека // Психология зрелости и старения. 1977, ОсеньБондаренко И. Н. Социокультурная адаптация пожилого населения Российской Федерации в условиях переходной экономики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2001. Медведева Г. П.

Введение

в социальную геронтологию. Москва-Воронеж, 2000.

7 Дементьева Н. Ф., Модестоф А. А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. Красноярск, 1993; Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. Л., 1995. провести социологический анализ условий жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания (на примере Липецкой области) — дать социально-психологическую характеристику пожилых людей, находящихся в стационарных учрежденияхвыявить факторы, влияющие на социальную адаптацию пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживаниявыявить показатели социализации пожилых людей в стационарных учрежденияхизучить инновационные технологии социальной адаптации пожилых людей в стационарных учрежденияхразработать предложения по оптимизации социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях. Объект исследования — пожилые люди, находящиеся в учреждениях социального обслуживания.

Предмет исследования — процесс адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Проблема исследования состоит в том, чтобы пожилые люди, находясь в стационарных учреждениях социального обслуживания не чувствовали себя обездоленными, отвергнутыми, с одной стороны, и, напротив, чрезмерно опекаемыми, с другой. Необходимо достижение пожилым человеком статуса, в котором он продолжает быть активным как духовно, так и физически (быть занятым интересным делом, посильным трудом, общением, быть удовлетворенным в своих витальных и духовных потребностях), что будет свидетельствовать о достижении социальной адаптации.

Основная гипотеза заключается в том, что возможности адаптации пожилых людей в условиях стационарных учреждений социального обслуживания зависят от уровня сохранности их социальной активности, которая может быть основой для проведения социализирующих мероприятий.

Теоретико-методологические основы исследования. В основе методологии лежит теоретический подход к проблеме адаптации, которая рассматривается как сложный процесс приспособления организма, личности с учетом возрастных особенностей к специфическим условиям нового окружения 8.

Проблема адаптации рассматривается как многоплановый, многогранный процесс, в результате которого достигается новое качество, в частности, в жизнедеятельности пожилого человека. Под влиянием адаптационного процесса, новых факторов психологического, социального, социологического и бытового характера возможна перестройка личности, способная к осуществлению активной деятельности в новых условиях. В работе использовались следующие методы: метод логического анализа процесса социальной адаптации пожилых людейструктурно-функциональный метод, позволяющий изучить положение пожилых людей в специфических условияхметоды анкетирования, интервью, беседы, опроса пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания Липецкой области;

8 Макаров В. В. Социально-психологическая реабилитация и адаптация как элементы технологии социальной работы. М.: СТИ, 1997, 20 е.- Кон И. С. Социология личности М., 1967; Кузнецов П. С. Социологическая теория социальной адаптации. Дисс. докт. социол. наук. Саратов, 2000; Зборовский Г. Е. Общая социология. Екатеринбург, 1999. метод анализа документовметод контент-анализа нормативно-правовых документов и научных публикаций.

Эмпирическую базу исследования составили законодательные и нормативно-правовые документы (федерального и регионального уровня), статистические данные Министерства труда и социального развития РФ, Управление социальной защиты населения Администрации Липецкой области, вторичный анализ социологических данных по проблемам пожилых людей, а также авторские исследования, проведенные в домах-интернатах Липецкой области. Объем выборочной совокупности составил 408 респондентов, которые были обследованы методом анкетирования и интервьюирования (генеральная совокупность 1250 чел.). Научная новизна исследования. дана социологическая характеристика пожилых людей как социальной группыпроведен социологический анализ условий жизнедеятельности пожилых людей в домах-интернатах как основы их социализацииопределена среда жизнедеятельности пожилых людей в домах-интернатах, которая рассматривается как «социальное поле», как пространство социальной адаптациивыявлены показатели социальной активности пожилых людей, обуславливающие степень адаптации и социализации их в новых условиях проживанияопределены наиболее приоритетные факторы окружающей среды, влияющие на социальную адаптацию пожилых людей в специфических условиях их проживанияустановлена значимость таких деятельностных социализирующих факторов, как трудовая, досуговая, общественно-полезная деятельность в адаптации пожилых людей к новым условиям проживанияразработаны предложения по оптимизации социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания, способствующие активизации этой категории граждан и продлению активного образа жизни.

Теоретическая и практическая значимость результатов исследования.

Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие социально-геронтологического знания, в проблему адаптации пожилых людей в специфических социальных условиях.

Для практической деятельности стационарных учреждений социального обслуживания будут полезны рекомендации и предложения по совершенствованию мероприятий, связанных с необходимостью организации занятости, трудовой деятельности и досуга как способа сохранения и продления активной социализации.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки социологов, психологов, специалистов по социальной работе в вузах социального профиля, а также для подготовки вузовских учебных пособий по проблемам геронтологии.

Основные положения, выносимые на защиту: адаптация как социальный процесс применительно к пожилым людям рассматривается в контексте с возрастным и ситуационным факторамистационарные учреждения социального обслуживания представляют собой особую среду обитания, оказывающую влияние на процесс социализации пожилых людейсоциологический анализ условий жизнедеятельности пожилых людей в домах-интернатах, вызывает необходимость поиска социально-психологических ресурсов социализациинеобходимость успешной социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания требует изучения и целенаправленного использования различных условий жизнедеятельности и факторов окружающей среды с учетом личностно-психологических особенностей данной категории людей. Апробация работы.

Положения диссертации были изложены в выступлениях на:

VI Международной научно-практической конференции «Пожилой больной. Качество жизни» 2 октября 2001 г.- Втором Российском Конгрессе «Мир семьи» — 21 ноября 2001 г.;

Российской научно-практической конференции «Медико-социальная помощь пожилым людям» — 21 марта 2002 г.- Межотделенческой конференции Федерального научно-практического центра медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Минтруда России. Материалы исследования изложены в 4-х научных публикациях общим объемом 2,5 п.л. Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения, списка источников и использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Старение человека проявляется в различных его психофизиологических сферах. По мере старения убывает психическая и физическая деятельность, нарастает интеллектуальная и соматическая несостоятельность. На любом этапе жизнедеятельности человека вопросы адаптации играют первостепенную роль. Адаптационные возможности человека с участием сложной адаптационнорегулярной системы позволяют ему на протяжении всей жизни осуществлять личную, семейную производственную, творческую, бытовую деятельность.

Для человека как представителя социума, как активного его творца, созидателя наиболее значима социальная адаптация, которая представляется как процесс социализации. В результате этого процесса социализации человек «вписывается» в микросоциум (семью, дружескую сферу, ученический коллектив и др.). Процесс социализации приобретает для человека и более глобальные масштабы, когда определяется его морально-нравственное поведение, установки на созидательный труд, творчество, мирное сосуществование, принятие проводимых государством реформ и т. д.

Следовательно, социальная адаптация, социализация человека это особый социологический процесс, отражающий всю сущность человеческих отношений в их сложном взаимодействии, согласовании и противоречиях, в совпадении и разногласиях.

Процесс социализации как самостоятельный объект изучения сам зависит от ряда субъективных и объективных причин, постоянно взаимодействующих обстоятельств, факторов внутреннего порядка, внешних условий, которые необходимо принимать во внимание при обсуждении процесса социализации.

В основе социальной адаптации человека лежат факторы внутреннего характера, к которым можно отнести личностные особенности, сложившиеся на основе биологических предпосылок, с одной стороны, и влияния социума, с другой. Влияние неблагоприятных условий воспитания формирует ущербную личность, которая в процессе социализации обнаруживает свою несостоятельность и которая может выражаться в девиантном и даже делинквентном поведении. Несмотря на участие социума в формировании личности, она предстает в процессе социализации как «внутренний» фактор.

К этой же категории факторов социализации относится и возраст, имеющий специфический характер. Это специфичность проявляется в его подверженности социальному воздействию при всей его биологической сущности. На протяжении всей жизни адаптационно — регуляторные механизмы развиваются, складываются в детстве, стабилизируются в зрелом возрасте и приходят в несостоятельность в пожилом и старческом возрасте. При этом биологический механизм постоянно испытывает социально — психологическое, нередко дезаптирующее влияние.

К категории внешних, объективных факторов социализации относится собственно социум, т. е. ситуация воспитания, проживания, обучения, семейных отношений, трудовой деятельности.

Привычные условия жизнедеятельности, иногда изменяемые по воле самого человека (смена места работы, места жительства, разрыв семейных отношений) с «устоявшейся» сложившийся личностью мало отражаются на изменении социализации человека.

Совершенно другая ситуация возникает в случаях, когда речь идет о радикальном изменении места жительства, переселении в новые условия, да еще, при наличии «возрастного полома» адаптационно — регуляторного механизма. Это ситуация помещения пожилого (старого) человека в доминтернат, которая рассматривается как кризисная ситуация в процессе жизнедеятельности пожилого человека, в процессе его социализации.

В этой связи рассмотрение процессов социальной адаптации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания предпринято с целью выяснения взаимодействия внутренних, субъективных предпосылок к социализации пожилых людей и условий для их реализации.

Анализ положения пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания показал, что они представляют собой своеобразную общность людей, вынужденно объединенных обстоятельствами, общими условиями проживания, неизбежной судьбой. Пожилые люди длительные годы проживают в домах-интернатах, где они практически отгорожены от общества, имеют небольшой выбор занятости. Положение усугубляется тем, что пожилым людям приходится жить в соседстве с тяжело больными, приспосабливаться к привычкам и интересам рядом проживающих. За многие годы пребывания граждан пожилого возраста в домах-интернатах они оказываются в обстановке гиперопеки, утрачивают свойственную человеку заботу о «хлебе насущном». Все эти обстоятельства способствуют снижению психической активности, нивелированию личностных черт, к «уходу в недуг».

На начальном этапе пребывания в домах-интернатах пожилые люди переживают кризисную ситуацию, связанную с изменением привычного стереотипа, необходимостью считаться с новым окружением, регламентированным порядком учреждения, ощущением «несвободы» и зависимости.

Это непростая ситуация, включающая отсутствие необходимости заботы о своем социально — бытовом устройстве и как бы облегчающая жизнедеятельность, с одной стороны, сочетается с непривычной гиперопекой персонала, связывающей инициативу, с другой. Оба эти, входящие в противоречия обстоятельства, создают непосильную психологическую нагрузку на пожилого человека и затрудняют его социальную адаптацию в новых условиях.

В обстановке учреждения, предназначенного для социальной поддержки пожилого человека, он сталкивается с новыми обстоятельствами, незнакомыми ему в прошлой жизни.

Для пожилого человека, находящегося в доме-интернате, новая ситуация выглядит как социальное поле, а процесс адаптации можно рассматривать как освоение социального поля. Объектами социального поля является само адаптационное пространство дома-интерната со всеми его функциональными помещениями, сфера деятельности для удовлетворения жизненных потребностей пожилых людей, сфера контактов с внешним миром, сфера медико-социального обслуживания с ситуацией морально-психологической надежности и стабильности.

Анализ контингента пожилых людей, находящихся в домах-интернатах, проводимый с учетом таких критериев социальной активности, как способность к самообслуживанию, общению, трудовой и общественно-полезной деятельности, способность к проведению активного досуга, показал его неоднородность.

Проведенная в соответствии с указанными выше критериями группировка пожилых людей показала убывание (от первой до пятой группы) социальной активности, сужение побудительных мотивов деятельности и нарастание психической и социальной несостоятельности наряду с физической слабостью и выявлением возрастных недугов.

Неоднородность характера и степени выраженности социальной активности пожилых людей, находящихся в домах-интернатах, предопределила и потребности их в мероприятиях по социальной адаптации, имеющих разнонаправленность и специфическое содержание.

Установлено, что более трети пожилых людей, находящихся в домах-интернатах Липецкой области из группы «социально-активных» нуждаются в проведении адаптирующих и активирующих мероприятий.

Проведенное диссертационное исследование показало, что социальные технологии адаптации пожилых людей в домах-интернатах осуществляются с учетом двух направлений: сущностно-содержательного и ситуационно-временного.

Первое из них связано с последовательно проводимой деятельностью по устранению стрессового состояния, созданию комфортных условий проживания и активной деятельностной среды в доме-интернате.

Второе, ситуационно-временное направление социальных технологий выглядит как определенное приложение усилий социально-адаптирующего воздействия в конкретные периоды пребывания пожилого человека в доме-интернате: две недели в приемно-карантинном отделении, расселение в жилую комнату, шестимесячное пребывание в учреждении.

Смысл и содержание социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах в создании адаптирующей среды, включающей деятельностное функционирование всех социальных служб учреждения. Основным содержанием активирующе-адаптирующей среды и социальных технологий является так называемая терапия занятостью. В нее входит посильная трудовая деятельность пожилых людей в лечебно-трудовых мастерских, подсобном хозяйстве, при оформлении на штатную должность. Компонентом социальных технологий адаптации пожилых в домах-интернатах является общественно полезная деятельность, участие в досуговых мероприятиях, коммуникативная деятельность.

Все эти компоненты в их тесном взаимодействии оказывают положительное влияние на пожилого человека, способствуя не только его адаптации в новых условиях, но и социализации, поддержанию активного образа жизни, предупреждению наступления преждевременного старения.

Существенным обстоятельством в реализации социальных технологий является взаимодействие различных специалистов, участвующих в организации социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах.

Организатором процесса социализации пожилых людей является социальный работник, реализующий положения социальной адаптации и последовательность действий в социальных технологиях.

Введение

должности социального работника в дом-интернат позволит активно реализовывать психологические предпосылки пожилых людей к социализации их в новых условиях.

Решение в диссертации частного вопроса о социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах является частью большой проблемы социальной поддержки пожилых людей, обозначенной в Федеральной целевой программе «Старшее поколение».

В целях оптимизации социальной адаптации пожилых людей в домах-интернатах и более эффективной их социализации необходимо решение следующих задач: детальное информирование пожилых людей об особенностях обслуживания в домах-интернатах, об условиях проживания, о работе персонала, о социально-бытовом устройстве, о необходимости считаться с интересами окружающих. Это должно осуществляться еще до поступления пожилого человека в дом-интернат, на этапе оформления документовв первые дни пребывания пожилого человека в приемно-карантинном отделении необходимо информирование его о службах, о расположении медицинских кабинетов и вспомогательных службахважно выяснение характерологических особенностей пожилых людей с целью адекватного расселения в жилые комнаты, а при переводе пожилого человека на жилой этаж — учитывать не только его личностные особенности, но и уровень образования, физическое состояние, интересы и наклонностиважно создание комфортных условий проживания (двухместные жилые комнаты, теплые, с хорошим освещением и специальным оснащением с учетом потребностей пожилых людей во вспомогательных устройствах и оборудованиинеобходимо создание активной деятельностной среды, терапии занятостью с вовлечением пожилых людей в посильную трудовую и общественно-полезную деятельность, с организацией разумного развлекающего и занимающего досугацелесообразно создание микросоциальных групп общения, восстановление коммуникативных способностей, преодоление чувства одиночества, вовлечение в любительские занятияважна активизация пожилых людей на сохранение и даже возобновление социальных связей с внешним миром (родственниками, сослуживцами, соседями и др.), создание условий для приема гостей и для возможного посещения ихобязательно введение в штатную структуру домов-интернатов социальных работников для реализации всей программы социальной адаптации пожилых людей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.П. Адаптация и дезадаптация с позиций патолога. Клиническая медицина, 1974. № 5. С.3−15.
  2. Адо А. Д. Опосредование биологического социальным в проблеме адаптации человека к экстремальным условиям. Вестник АМН СССР. 1980. № 4. С.57−63.
  3. А.П. социальные аспекты геронтологии Ереван. Айастан. 1989. 175 с.
  4. В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет: М. 1998. 32 с.
  5. A.M. Этико-психологические проблемы в геронтологии. Вестник АМН СССР. 1984. № 6. С. 77−84.
  6. Н.Ф. Словарь-справочник по геронтологии. М., 2000.
  7. Бестужев-Л ада. Опыт типологии социальных показателей жизни //Социологические исследования. 1980. № 2.
  8. Н.Н. Социальный потенциал личности и его реализации на разных этапах жизненного цикла. // Талант, знания, опыт старшего поколения на пользу Родине. М.: МГСУ. 2000. С. 174- 176 .
  9. Р.С. Вопросы изучения одиночества // Лабиринты одиночества. М., 1989. С. 98−113.
  10. Н.В., Ригина А. А., Ехнева Т. Л. Здоровье и социальная адаптация лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых // Геронтология и гериатрия. Старение и адаптация. Ин-т геронологии АМН СССР Киев. 1981. С. 145−149.
  11. В.П. Адаптация и долгожительство // Геронтология и гериатрия. Инт-геронтологии АМН СССР. Старение и адаптация. Киев. 1981. С. 100−107.
  12. В.П., Помохов A.M. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении // Старение и адаптация. Минск-Киев.
  13. Геронтология и гериатрия. Пожилой человек. Медицинская и социальная помощь (под ред. Д.Ф. Чеботарева) Институт геронтологии АМН СССР Киев. 1982.
  14. И. А. Одиночество в старости // Клиническая геронтология. 2001. т. 7. № 10. С. 72.
  15. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М.: Минтруд России 2001.
  16. Н.В. Некоторые особенности процесса социализации пожилых людей в современном обществе // Пожилой человек в обществе: проблемы и перспективы. Иваново. 2000. С. 33−36.
  17. Л.Г. Адаптация социальная // Российская энциклопедия социальной работы ч. 1. М.: ИСР. 1997. С. 8−9.
  18. Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н. М. и др. Организация социальной адаптации престарелых в домах-интернатах. Обзорная информация, в. 12. М.: ЦБНТИ. 1984.31 с.
  19. Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н. М. и др. Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах. Методические рекомендации. М.: ЦИЭТИН. 1985.36 с.
  20. Н.Ф., Доценко Н. М. К вопросу об организации геронтопсихиатрической помощи в стационарных учреждениях социального обеспечения // Пятый всероссийский съезд невропатологов и психиатров. Т. 1., М., 1985. С. 88−89.
  21. Н.Ф., Шаталова Е. Ю. Особенности адаптации пожилых людей в условиях домов-интернатов // Всероссийский съезд геронтологов и гериатров. ч. 1. Киев. 1988. С. 195.
  22. Н.Ф., Устинова Э. В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень. 1995. 108 с.
  23. Н.Ф. Методологические аспекты социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Психология зрелости и старения. Центр «Геронтолог». 1998.Лето. С. 21−27.
  24. Н.Ф. Подходы к вопросу медико-социальной реабилитации пожилых людей в семье и обществе // Психология зрелости и старения, Центр «Геронтолог» 1998. Зима. С. 22−32.
  25. Н.Ф. Концепция социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. 1998 № 2. С. 12−16.
  26. Н.Ф., Шкурко М. А. Психические нарушения в старости и их роль в адаптации пожилых людей в новых условиях // Клиническая геронтология. 1998 № 3. С. 52.
  27. Н.Ф. Психологические проблемы пожилого возраста и социальная работа // Психологические аспекты социальной работы. М.: СТИ. 1999. С. 200−205.
  28. Н.Ф. Жилищные условия пожилых и качество их жизни //Психология зрелости и старения. М.: Центр «Геронтолог». 1999. Осень- Зима. С. 133- 137.
  29. Н.Ф., Поляничко В. В. Роль социальной работы в организации социотерапевтической среды в домах-интернатах для пожилых людей // Клиническая геронтология. 2001,. т.7. № 8, С. 87.
  30. Н.Ф. Технология реабилитации пожилых людей в стационарных учреждениях социального обслуживания // Проблемы пожилых людей в современных условиях. Материалы научно-практической конференции. М.: ФЦЭРИ. 2002. С. 35.
  31. Н.Ф., Модестов А. А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. Красноярск. 1993.
  32. А.В. Социальные проблемы людей пожилого возраста. Д., 1980.
  33. Доклад всемирной Ассамблеи ООН по проблемам старения Нью-Йорк. 1982.
  34. Т.Н. Место и роль пенсионеров в социальной структуре общества. Дисс. канд. философ. наукМ. 1983.
  35. Э.В., Ермашенков И. Э. Организационно-методические основы реабилитации пожилых людей // Талант, знания, опыт старшего поколения на пользу Родине. М.: МГСУ 2000. С. 138 — 143.
  36. Э.Г. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Союз. М. 1994.
  37. Захарова JI. H, Колосова В. В. Вынужденные социальные роли пожилых людей и их влияние на психический климат в обществе // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород. 2000. С. 113−114.
  38. Г. Е. Общая социология. Екатеринбург. 1999.
  39. Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых // Общественное здравоохранение в Европе. М., 1999.
  40. О.Е., Качалова Ю. А. Севоритьян А.С. и др. Старшее поколение в современной России. Статистика, исследования, общественные организации. М.: Современная экономика и право. 1999.
  41. А.П. Представители старшего поколения в семье: социальные роли и функции // Талант, знания, опыт старшего поколения на пользу Родине. М.: МГСУ 2000. С. 179- 182.
  42. В.А. Старение как эмоциональный шок // Психология зрелости и старени. М. Центр «Геронтолог» 1999. Осень-Зима. С. 18−30.
  43. B.C., Олех Л. Г. Социально психологические проблемы пожилых людей в России // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 135−136.
  44. Я.Б., Гаврилова С. И. Динамика показателей распространенности психических расстройств в населении пожилого и старческого возраста // Реформы службы психического здоровья: проблемы и перспективы, М.: НЦПЗ РАМН. 1997. С. 181−189.
  45. Н.М. Социальная адаптация пожилых людей в доме-интернате // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 39−40.
  46. В.Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. Д., 1995.
  47. Н.Г. Поиск новых подходов к социальной адаптации пожилых // Пожилые люди. Взгляд в XXI век Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 42−44.
  48. А.А. Социальная геронтология: учебно-методические материалы по курсу. М., 1995.
  49. Кон С. И. Социология личности. М., 1994.
  50. О.В. Адаптация пожилых людей к современной социальной ситуации в России. М., 1996.
  51. О.В. Виды и методы исследований в психологии старения // Психология зрелости и старения. М.: Центр «Геронтолог» Весна. 1999.
  52. О.В. Теоретические вопросы подготовки людей к выходу на пенсию // Психология зрелости и старения, М.: Центр «Геронтолог» 2000. Зима.
  53. О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании. М.: Российско-Европейский фонд. 2001.
  54. О.В. История старости как история формирования аттитюдов к пожилым и старикам в обществе // Психология зрелости и старения. М.: Центр «Геронтолог» 2001 Весна С. 28−41.
  55. Краткий социологический словарь (автор-составитель Павленок П.Д.) М.: ИНФРА-М. 2001.
  56. П.С. Социологическая теория социальной адаптации. Дисс. докт. социол. наук. Саратов. 2000.
  57. М.И. Социальное законодательство: проблемы и перспективы // Российский журнал социальной работы.1998. № 8.
  58. И.А. Мониторинг образа и качества жизни пожилых людей // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 146−147.
  59. И.П. Особенности психического развития и коррекции девиантного поведения пожилых людей. М., 1997.
  60. И.П. Особенности социально-психологической адаптации престарелых к условиям проживания в стационарных учреждениях социального обслуживания // Медико-социальная экспертиза и реабилитация 1998. № 1.
  61. В.В. Социально-психологическая реабилитация и адаптация как элементы технологии социальной работы. М.: СТИ. 1997.20 с.
  62. С.Г. Социально-психологические аспекты дезадаптации лиц пожилого и старческого возраста // Психология зрелости и старения М.: Центр «Геронтолог"1999. Осень-Зима. С. 31−42.
  63. Е.В. Организация социального обслуживания пожилых людей (на примере г. Москвы). Социологический анализ. Дисс. канд. социолог, наук. М., 2000.
  64. Г. П. Введение в социальную геронтологию Москва- Воронеж. 2000.
  65. Медицинские и социальные проблемы в геронтологии. Матер. Междунар. семинара по проблемам пожилых. Самара. 1996.
  66. О.Н. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции в позднем возрасте //
  67. Психология зрелости и старения. М.: Цент «Геронтолог» 1997. Осень. С. 24−25.
  68. С.Г. Дифференциация факторов и условий адаптации лиц пожилого и старческого возраста в стационарных учреждениях социального обеспечения. Дисс. канд. социолог, наук. Барнаул. 1995.
  69. Морфология человека. Под ред. Б. А. Никитюка и В. П. Чтецова М, 1990. С. 26.
  70. Л.Н. Адаптация людей пожилого возраста к современной ситуации (два образа старения) // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород НИСОЦ. 2000. С. 152−153.
  71. Национальный доклад. Пожилые люди в Российской Федерации: положение, проблемы, перспективы. М.- Права человека. 2002. 54 с.
  72. О порядке участия граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в лечебно-трудовой деятельности: Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 г., № 1285.
  73. Н.В. Проблемы социальной адаптации пожилых людей к статусу пенсионера. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М., 1979.
  74. Т. Концепция общества: Компоненты и их взаимосвязи // Парсонс Т. Эволюционные и сравнительные перспективы. М., 1996.
  75. По пути к обществу для людей всех возрастов. Материалы научно-практической конференции Киров. 1999.
  76. А.В., Поляничко В. В. Внутрисемейные отношения и их роль в социально-психологической адаптации пожилых людей в домах-интернатах // Материалы второго Российского Конгресса «Мир семьи» ч. 2. М., 2001. С. 25.
  77. Е.Б. Некоторые вопросы адаптации пожилых людей к условиям дома-интерната // Проблемы пожилых людей в современных условиях. Материалы Российской научно-практической конференции. М.: ФЦЭРИ. 2002.
  78. В.В., Подкорытов А. В., Касаткина В. В. Занятость пожилых людей как способ адаптации к новым условиям дома-интерната // Проблемы пожилых людей в современных условиях. М.: ФЦЭРИ. 2002. С.10−12.
  79. Руководство по геронтологии. Под ред. Д. Ф. Чеботарева Н.В., Маньковского В. В., Фролькиса В. В. М.: Медицина. 1978.503 с.
  80. З.Х. Социальная субъектность пожилых людей: проблемы и тенденции // Пожилые люди. Взгляд в XXI век Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 19- 21.
  81. Е. Г. Свистунов Е.А. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов пожилого возраста в стационарных учреждениях социального обслуживания // Развитие социальной реабилитации в России. М.: Тасис.2000. С. 37−44.
  82. JI.A. Социализация // Современная социализация. М.1990.
  83. Серебрянский Ю. А, Афанасьев С. С. Медико-социальные аспекты адаптации стареющего человека // Медицина и социальная работа М: ИСР. 1998. С. 76−82.
  84. Ю.И. От социального призрения к геронтокультуре // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород: НИСОЦ. 2000. С. 158−160.
  85. Н. Социология. М., 1999.
  86. Н.Р. Социальные услуги для пожилого населения: Зарубежный опыт // Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород. НИСОЦ. 2000 С. 65−68.
  87. Словарь терминов по социальной геронтологии. М., 1999.
  88. Социальная геронтология: современные исследования М., 1994.
  89. Социальная работа с пожилыми. Под ред. Е. И. Холостовой М., 1995.
  90. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие Отв. ред. Е. И. Холостова., А. С. Сорвина. М.: Инфра-М.2001.
  91. Социальное обслуживание граждан старшего поколения //Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации. М.- 2001. С. 64−104.
  92. Старченко Т. А, Социально-психологические проблемы пожилых людей, связанные с вынужденной переменойместа жительства //Пожилые люди. Взгляд в XXI век. Н. Новгород. НИСОЦ. 2000. С. 62−65.
  93. К.А., Тульчинский М. М. Психологическая помощь и поддержка в клубе пожилых людей. М.: Фолиум. 1996. 56 с.
  94. Теория методика социальной работы (краткий курс) Под ред. В. И. Жукова. М.: Союз. 1994. 192 с.
  95. Теория методика социальной работы // Учебное пособие в вопросах и ответах. Под ред. A.M. Панова, Е. И. Холостовой. 1996.
  96. JI.B. Социальное обслуживание пожилых людей: конкретные шаги к становлению учреждений нового типа// Работник социальной службы. № 2. 2002.
  97. JI. Геронтология в динамическом обществе //Социальная геронтология: современные исследования. М. РАН ИНИОН. 1994. С. 58−68.
  98. Н.Е. Институциональное обеспечение социальной активности пожилых людей (геронтосоциологический анализ). Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2000.
  99. Федеральный закон. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» СЗ РФ № 323. ст. 3198.
  100. Федеральный закон. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» СЗ РФ. 1995. № 50 ст. 4872.
  101. Ю.И., Дементьева Н. Ф., Поднебесная Е. Б. Проблема психологической адаптации пожилых людей к условиям дома- интерната // Клиническая геронтология 2001.7. № 10. С. 82.
  102. В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни, Д., 1988.
  103. Е.И. Пожилой человек в обществе, ч. 1,2. М., 1999.
  104. Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми //Учебное пособие. М.: Дашков и К.0 2002.
  105. Е.М. Социализация // Российская энциклопедия социальной работы. М.: ИСР. 1997. С. 258−262.
  106. В.Д. Население старших возрастов как объект социальной политики. // Региональные проблемы социально-демографического развития. М, 1982.
  107. В.Д. Социальная активность пожилых людей в СССР. М.: Наука. 1983.
  108. И.В. Психология старости как предмет изучения // Психология зрелости и старения. М.: Центр «Геронтолог» 1997. Осень. С. 26−37.
  109. Н.Ф. Психическое старение. М.: Медицина, 1996. 302 с.
  110. JI.C. Факторы социальной адаптации пожилых людей в условиях реформ // Психология зрелости и старения Центр «Геронтолог» 1998. № 3(4). С. 60−74.
  111. М. А. Социально-гигиеническая характеристика контингента пожилых людей и организация геронтопсихиатрической помощи в стационарных учреждениях социального обслуживания общего типа. Автореферат дисс. канд. мед. наук. М., 1999.
  112. Е.В. Процесс социальной реабилитации детей-инвалидов: социологический анализ. Автореферат Дисс. канд. социолог, наук. М., 2001.
  113. Э.Я. Геронтологическая психиатрия. М.: Медицина, 1977. 215 с.
  114. Н.П. Одиночество как социальная проблема // Российская энциклопедия социальной работы. М.: ИСР. 1997. С.59−66.
  115. Н.П. Самопомощь и взаимопомощь в системе социальной поддержки пожилых людей М., 1999.
  116. Энциклопедия социальной работы в 3-х т. (перев. с англ.) М., 1993−1994.
  117. Р.С., Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М., 1999.
  118. Atehley R.C. Social Forces and Ageing: An Introduction to Social Gerontology. Belmont, California: Wadsworth, 1985.
  119. Gubrium G.B., Wallace Y.B. Who Theorises Age // Ageing Soc. 1990, V. 10, p. 141−149.
  120. Hasselkusby, Kiehnat J.M. Not by age alone: Gerontology as a speciality in Occupational Therapy // Amer j Occup Ther. 1989. V. 43, № 2 P. 77−79.
  121. Midwinter E. An Ageing world: the Eguivocal Response || Ageing Soc. 1990, v. 10, p. 221−228.
  122. Norman, Susman M.D. Stress and medical Ilness in the Elderly// J. of Medicine 1987.Y. 54, № 1. USA. P. 20−26.
  123. Rosow J. Socialization to old age. Berkeley е. a .// Univ. of California press. 1974,
  124. Schimp S. Debunking the Myths of Aging // Evaluation and Treatment of the Psycnogeriatric Patient. Ann. Arbor Haworth press, 1990, p. 101−111.
  125. Schwaztz A. Aging and Life: An Introd. To Gerontology. N y. 1984, p.94.
  126. Victor K. Old age in modern society // A Textbook of Social Gerontology. L. etc.: Groom Helm, 1987, 246 p.
  127. Walsh Y.A., Kiracofe N.M. Change in significant after relationships and life satisfaction in the age // Intern I. Ageing, 1980. № 10. Y.3.P.273−282.
Заполнить форму текущей работой